Содержит уже изданные тексты митрополита Антония. Владыка никогда не пишет, не готовит заранее свои беседы, выступления, проповеди. Все изданное первоначально родилось как слово, обращенное непосредственно к слушателю, - не к безликой толпе, а к каждому отдельному человеку, нашему современнику, который испытывает (часто сам того не сознавая) духовный голод. Как священник и богослов Владыка Антоний - выразитель не только русской духовной традиции, но и универсальной, вселенской Иcтины Православия. Его слово убедительно сочетанием точности формулировок с собственным внутренним опытом, - опытом Православия, глубоко укорененного в Предании и вместе с тем открытого к современности. Тексты митрополита Антония призывают к очень глубокому, трезвому осмыслению веры и к ответственной жизни по вере. К некоторым темам, примерам Владыка обращается вновь и вновь; и у нас, читателей - слушателей, может возникнуть соблазн подумать: "это мы уже читали". Но, может быть, если эти темы и примеры столь глубоко запали в душу, ум Владыки - и нам стоит задержаться на них своим вниманием? Вероятно, читая его собственные тексты, полезно помнить совет, полученный им в юности от отца: "Думай больше, чем читаешь".

Мы надеемся, что живое слово митрополита Антония дойдет и туда, куда еще не доходят его книги.

БИОГРАФИЯ

Антоний, митрополит Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца - выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова, который, однако, не умел говорить с мальчиками, выше всего ценившими мужество и военный строй. Вот как вспоминает этот опыт сам Владыка:

Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве /…/, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость - все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил /…/ ехать домой, обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело. /…/ Евангелие у мамы оказалось, я заперся в своем углу, обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я - для римского молодняка. Этого я не знал - но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь./…/Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос. Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут - значит, это воскресший Христос; значит я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорится, - правда.

Эта встреча определила всю последующую жизнь, не внешние ее события, а содержание:

После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации врач в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. - архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются. Вот свидетельство (1981 г.) д-ра Роберта Ранси, Архиепископа Кентерберийского: “Народ нашей страны - христиане, скептики и неверующие - в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием. /…он/ говорит о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего /…/ Он неустанно трудится во имя большего взаимопонимания между христианами Востока и Запада и открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний - христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины”. Не случайно, поэтому, степень почетного доктора богословия он получил от Абердинского университета с формулировкой “за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране”. Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Особенность творчества Владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, - не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них (“Молитва и жизнь”) удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.

В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь, в первую очередь - проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела громадное значение в советские годы. Духовный опыт, который не только носит в себе, но умеет передать окружающим митрополит Антоний - глубоко личностные (хотя не замкнутые на личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним “лицом к лицу” человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, стоит свободным участником этой встречи. И хотя Владыка часто подчеркивает, что он “не богослов”, не получил систематического “школьного” богословского образования, но его слово заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов - тот, кто чисто молится; богослов - тот, кто знает Бога Самого…

Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний - почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской Духовной Академии (1983 - за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская Духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Митрополит Антоний - участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990). Имеет награды: Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), орден св. кн. Владимира I ст. (1961), орден св. Андрея (Вселенский Патриархат, 1963), Browning award (США, 1974 - “за распространение христианского благовестия”), Ламбетский крест (Англиканская церковь, 1975), орден преп. Сергия II ст. (1979), св. кн. Владимира I ст. (1989), св. кн. Даниила Московского I ст. (1994), преп. Сергия I ст. (1997), свт. Иннокентия Московского II степени (1999).

Вначале появилось слово… И именно слово становится для каждого верующего той силой, которая приводит к Богу, раскрывает сердца к любви и доброте, заботе и созиданию. Проповеди и беседы обращают к Христу даже тех, кто считает себя атеистами.

Митрополит Антоний Сурожский по праву считается голосом Православия в двадцатом веке. Именно его беседы открывали для многих свой путь ко Христу, в лоно Православной Церкви.

Владыка, в миру Андрей Блум, был рождён в 1914 году в Лозанне в благополучной семье потомственных дипломатов. Некоторое время они проживали в Персии, но после того как в родной стране к власти пришли большевики, странствовали по свету, пока не разместились в Париже. У преподобного в эмиграции было трудное детство. В рабочей школе, где он обучался, его жестоко избивали сверстники.

Обращение митрополита к Богу

В юности Андрей, которому только-только исполнилось 14 лет, слушал лекции отца Сергия Булгакова. Мальчик ощутил глубокое несогласие, решив искренне бороться с такой «ерундой, как христианство». Будущий владыка Антоний Сурожский, биография которого с этого момента стала обретать иное русло, решил обратить внимание на первоисточник - Евангелие. По ходу чтения юноша почувствовал незримое присутствие того, о ком читал…

Митрополит Антоний Сурожский был врачом хирургической специальности, что послужило поводом к его участию во Французском сопротивлении. По окончании войны он решил стать священником и по промыслу Божьему отправился в Англию. Именно в этой стране преподобный переживает одно из знаковых событий своей жизни.

Плохо владея английским языком, отец Антоний прочитал лекцию по бумажке, что вышло весьма серо и скучно. Ему дали совет о том, чтобы он больше импровизировал. Тогда священник возразил, что это будет смешно. «Это очень хорошо, люди станут слушать», - таков был ответ. Именно с того памятного дня он всегда говорил проповеди и читал лекции сам, без заранее подготовленного текста. Поучения и наставления стали поистине драгоценным наследием Антония Сурожского. Он говорил искренне, глубоко и живо, что помогало доносить православную веру современным людям во всей святоотеческой чистоте, с сохранением евангельской глубины и простоты.

Слово владыки

Спустя некоторое время отец Анатолий становится предстоятелем Сурожской епархии. Вначале это был небольшой приход, открытый для группы русских эмигрантов. Под руководством владыки он стал образцовой, многонациональной общиной.

Слово преподобного разносилось значительно дальше английских верующих, показав богатство Православия многим западным христианам. Кроме того, его аудиозаписи, книги-самиздат, беседы и живые проповеди вернули на путь Божий многих россиян. Именно таким остался в памяти верующих преподобный Антоний Сурожский. Биография митрополита оборвалась в 2003 году, он скончался в Лондоне.

Самая короткая проповедь

Владыка Антоний Сурожский решил рассказать о том, как на одном из богослужений он вышел на проповедь. Отче сказал: «Не далее как вчера на вечернюю службу пришла женщина с малышом. Но она была одета в джинсы, на голове не был повязан платок. Я не знаю, кто именно ей сделал замечание, но я приказываю этому прихожанину молиться об этой женщине, ребёнке до конца дней своих, чтобы Господь спас их. Из-за вас она может никогда не прийти в церковь». Митрополит Антоний Сурожский развернулся и ушёл. Это была самая короткая его проповедь.

Труды преподобного

Антоний Сурожский, труды которого никогда не отличались чистым ортодоксальным богословием, известен во многих странах. Его проповеди и беседы всегда содержат своеобразное православное слово Божье. В становлении такого мышления митрополита значительную роль сыграла В первую очередь его интересовало учение о противопоставлении личности и индивидуальности, о бытие, как некоем отношении Я - Ты.

Особенности богословия

В зрелом, глубоком богословии митрополита Антония можно выделить три особенности.

  1. Евангелизм. Эта отличительная черта его назиданий состоит в том, что формально и стилистически проповеди, учения, беседы митрополита выстроены так, чтобы быть крепким связующим звеном между Евангелием и простыми слушателями. Они будто бы сокращают расстояние, которое разделяет современных людей от живого Христа. Каждый верующий становится участником Евангельской истории, жизнь Антония Сурожского сама тому подтверждение.
  2. Литургичность. Преимущественно безмолвное Таинство Церкви при помощи богословия преподобного обретает словесную форму. Это отличие присуще не только какой-либо части обряда или таинства, но и общей совокупности церковного общения. Его слово звучит подобно священнодействию и вводит каждого верующего в церковь. Беседы митрополита Антония Сурожского всегда воспринимались людьми с особым чувством благодати и близости к Богу.
  3. Антропологичность. Сам владыка отмечал такую черту своих лекций. Его слова сознательно нацелены на то, чтобы вселить в испуганного и оглушённого современной жизнью современника истинную веру в себя. Митрополит Антоний Сурожский выявляет безмерную глубину каждой отдельной личности, ценность её для Бога и всегда присутствующую возможность общения Христа и человека.

Такое общение является в каком-то смысле равноправным. Люди могут обращаться к Христу, выстраивая своё отношение к вере подобно любви и дружбе, а не рабства и господства. Именно как личное, неповторимое и уникальное общение с Господом митрополит понимает молитву и описывает это в своих трудах.

Слово владыки, направленное в толпу прихожан, каждый воспринимал как личное обращение. Благодаря сосредоточенности на личности во всей полноте его бытия, проповеди митрополита Антония Сурожского и по сей день взывают каждого верующего на личный диалог с Богом.

Отче любил повторять, что ощущение Господнего присутствия должно быть непосредственным, подобно зубной боли. Это относится и к самому преподобному. Каждый, кто лично видел его наедине или в переполненном храме, никогда не забудет, что от него исходило особое тепло истинно верующего человека.

Сила пастырского слова

Митрополит Антоний не учитель, а пастырь. Он говорит с каждым о том, что именно необходимо человеку на сей момент. Личное общение с преподобным помогло многим верующим осознать всю полноту фразы «Бог есть любовь». Каждого человека, вне зависимости от собственной занятости, нездоровья, изнуренности, он принимал как утраченного и господним чудом вернувшегося сына.

Старче принимает и понимает всех людей, которые пришли к нему за помощью и советами в самых разных ситуациях. Это может быть тупик умственного поиска, последняя жизненная крайность. Митрополит нёс свою веру всем: православным и неправославным, нерусским и русским, атеистам и христианам. Он будто бы возлагает на свои плечи ношу, взятую от каждого колеблющегося и измученного человека. Взамен преподобный одаривает толикой своей уникальной свободы, которая проявляется в малом: свобода от ханжества, чиновничества, узости. Он помогает свободно жить в Боге.

Богословские беседы

Беседы Антония Сурожского посвящены основным вопросам христианской жизни и веры. Исполненное пониманием и любовью пастырское слово не раз становилось настоящим спасением для людей, которые сталкивались с непреодолимыми преткновениями, неразрешимыми противоречиями. Преподобный умел врачевать мудростью и глубиной своих бесед.

Основные вопросы, которые охватывал священнослужитель, давали ответ на то, что значит быть христианином, как оставаться с Богом в современном мире. Митрополит делал упор на то, что человек - это друг и ученик Христов. Это значит верить в самих людей, начиная, прежде всего, с себя, продолжая всеми другими: чужими и ближними. В каждом человеке заключена частичка Господнего света, и она всегда остается в нём даже в самой кромешной тьме.

Митрополит о любви

Проповеди митрополита Антония Сурожского были посвящены и любви. «Любите друг друга так, как я вас возлюбил…», - именно так звучит одна из заповедей Божьих. Эти слова должны доходить до нашего сердца, радовать нашу душу, однако как трудно воплотить их в жизнь.

Митрополит отмечал, что любовь для каждого человека раскрывается в нескольких плоскостях: это опыт обычной, простой любви между членами одной семьи, детей к родителям и наоборот; это радостное, светлое чувство, возникающее между женихом и невестой и пронизывающее весь мрак. Но и тут можно встретить хрупкость и несовершенство.

Антоний Сурожский говорил о том, что Христос призывает нас любить друг друга, он не делает никаких различий. Это говорит о том, что каждый верующий должен возлюбить абсолютного каждого человека, встречного, незнакомого, привлекательного и не очень. Он хочет сказать, что каждый из нас - это личность с вечной судьбой, созданная Богом из небытия, чтобы внести свой уникальный вклад в жизнь человечества.

Любой из нас вызван и поставлен Господом в этот мир, чтобы выполнить то, что не в состоянии сделать другие, в этом есть наша уникальность. «Мы должны любить любого ближнего своего, как Бог возлюбил всех нас, иначе мы отвергаем самого Христа», - именно так считал Антоний Сурожский. О любви он всегда говорил как об особом чувстве, которое должно быть направлено на весь мир, к Богу и к себе.

О молитве…

Преподобный отмечал, что для него Молитва Господня годами была одной из самых трудных. Вполне логично, что каждое в отдельности предложение доступно и, главное, понятно каждому в рамках его опыта, духовного роста, углублённости в веру. «В целом многие не могут найти самого важного ключа, потому что обращение к Богу - это целый путь духовной жизни», - так считал Антоний Сурожский. О молитве он говорил долго и вдумчиво, помогая верующим сознать всю силу и смысл слова нашего, обращённого к Христу.

Можно воспринимать любую молитву по двум частям. Первая - призыв: «Отче наш». Далее - три прошения. Это и есть сыновьи молитвенные строки, потому что все мы - дети отца нашего небесного. Затем идут прошения, которые могут послужить путеводной звездой, чтобы искренне познать глубину собственной веры. Отец небесный - это источник нашей жизни, воспитатель, действующий на силе безграничной любви к нам. Мы все браться и сестры Христовы по человечеству.

При молитве, по словам преподобного, часто возникает такое чувство, как будто мы призываем Господа к тому, чтобы он сделал что-то. Мы молимся, как нищие протягивают руку. А Господь послал каждого из нас в мир для того, чтобы строить Царствие Божие, град Божий, который должен быть вместе с градом человеческим. Поэтому в молитве мы должны просить о том, чтобы стать верными созидателями этого Царства.

Господь нас никогда не забудет, даст хлеб материальный, вещественный. Верующие должны искать в Боге встречи с ним, как со словом, которое послано в Евангелии. Именно там Господь указывает нам путь, путь к нему и к Царству Божьему.

Со всей полнотой и искренностью говорил Антоний Сурожский дружбе и личности человека в Боге.

«Научитесь быть»

Обсуждение духовных аспектов пожилого возраста - очень важный вопрос, о чем не раз упоминал Антоний Сурожский. «Научитесь быть» - это особая проповедь, раскрывающая для верующих понятия старости и проблемы, которые присущи этому возрасту.

Митрополит отмечал, что в старых или пожилых летах начинают выявляться те проблемы, которые таились в прошлом, присутствуют в настоящем и, возможно, появятся в будущем. Мы не должны закрывать глаза на свое прошлое, необходимо иметь смелость встретить его лицом к лицу. Болезненные, уродливые, неладные ситуации помогают нам обрести внутреннюю зрелость и наконец-то разрешить, развязать эти вопросы и стать по-настоящему свободными.

Старость и решение проблем прошлого

Каждый пожилой или старый человек должен заняться решением проблемы прошлого, если действительно есть вера в то, что Бог есть Бог живых, что все мы в Нем живы и существуем ради Него и для Него. Невозможно просто сказать о том, что произошло примирение со злом, которое было причинено другим, необходимо примириться с обстоятельствами…

Существует еще проблема настоящего. Когда время приносит старость и отбирает всё, что составляло молодые годы, перед людьми всегда встают определённые проблемы. Слабеют физические силы, да и умственные способности уже не те… Большинство людей пытаются разжечь угли в угасающем пламени, желая стать такими же, как раньше. Но это и есть главная ошибка, и искусственно раздуваемые угли стремительно превращаются в пепел, и внутренняя боль становится лишь сильнее.

Вместо завершения

Трудно описать все благотворное влияние проповедей митрополита на современный мир. В первую очередь это истинное, чистое влияние пастыря, который силой слова воздействует на внутренний мир людей, на их культурную деятельность. Беседы Антония Сурожского вселяют надежду, веру и любовь в души и сердца по сей день. Многие из христиан воспринимают почившего митрополита за святого.

Митрополит Антоний (Антоний Сурожский, в миру Андрей Борисович Блум; 19 июня 1914, Лозанна, Швейцария — 4 августа 2003, Лондон) — епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник.
Автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности.
Родился 19 июня 1914 года в Лозанне (Швейцария) в семье сотрудника русской дипломатической службы.
Предки по линии отца - выходцы из Шотландии. Обосновались в России в Петровское время. По матери он был в родстве с композитором Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом.
С 1923 года проживал во Франции.
В 1931 году митрополитом Евлогием (Георгиевским) посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья Московского Патриархата. И с этого времени во все трудные годы всегда сохранял верность Московскому Патриаршему престолу, не уклоняясь ни в какие течения.
В 1939 году окончил биологический, затем медицинский факультеты Парижского университета.
16 апреля 1943 года настоятелем Трехсвятительского подворья архимандритом Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем Антоний.
Во время второй мировой войны был врачом во французской армии, а во время фашистской оккупации находился в рядах движения Сопротивления.
После окончания войны несколько лет занимался медицинской практикой.
27 окт. 1948 года митрополитом Серафимом (Лукьяновым) рукоположен во иеродиакона, а 14 ноября - во иеромонаха с назначением духовным наставником Православно-англиканского содружества св. мч. Албания и прп. Сергия Радонежского, в связи с чем переехал в Лондон.
С 1 сент. 1950 года - настоятель патриаршего храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия в Лондоне.
В январе 1953 года к празднику Рождества Христова возведен в сан игумена.
В 1956 году ко дню Святой Пасхи возведен в сан архимандрита.
В декабре этого же года назначен настоятелем патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне.
30 ноября 1957 года хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. Хиротонию совершали в Лондоне Патриарший Экзарх Западной Европы архиепископ Клишинский Николай (Еремин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Патриарха Константинопольского в Западной Европе.
С 10 окт. 1962 года назначен на вновь открытую на территории Британских островов Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа.
11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.
27 января 1966 года возведен в сан митрополита и утвержден в должности Патриаршего Экзарха Западной Европы. В этой должности состоял до 5 апреля 1974 года.
За годы своего служения в Англии трудами митр. Антония на основе единственного небольшого русского прихода в Лондоне образовалась епархия с четко организованными приходами. В епархии устраиваются лекции, проводятся ежегодные приходские собрания, общеепархиальные съезды и собрания духовенства. Митрополит Антоний активно участвует в церковной и общественной жизни и пользуется широкой известностью и популярностью в разных странах. Он был участником богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958 г.), членом делегации Русской Православной Церкви на праздновании 1000-летия православного монашества на Афоне (1963 г.), членом Комиссии Св. Синода РПЦ по вопросам христианского единства, членом Центрального Комитета ВСЦ, участником Ассамблей ВСЦ в Нью-Дели (1961 г.) и Упсале (1968 г.), членом Поместного Собора РПЦ 1971 года. Читал лекции в Кембриджском университете (1972-1973). За активную деятельность на благо Православной Церкви награжден медалью Общества поощрения добра (1945 год, Франция), орденом св. равноап. князя Владимира 1 степени (1961 г.), орденом св. Андрея (1963 г. - Константинопольский Патриархат), Ламбетским Крестом (1975 г. - Англиканская Церковь), орденом Преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (1979 г.). Абердинским университетом (Шотландия) митр. Антоний удостоен ученой степени доктора богословия гонорис кауза "за проповедь слова Божия и оживление духовной жизни в стране".
Как проповедник митр. Антоний широко известен не только в Англии, но и за ее пределами. Все изданное им родилось из живого слова, но далеко не все произнесенное легло на бумагу и, как отмечает Н. Лосский, "из его огромного творчества очень мало что издано". Митрополита Антония постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией как в Англии, так и в разных странах Европы и Америки. За 34 года пастырского служения он прочитал в инославных общинах, храмах, студенческих и иных группах свыше 10 тысяч лекций. Его книги о молитве и духовной жизни переведены на многие языки.
31 января 1983 года Совет Московской духовной академии присудил митрополиту Антонию степень доктора богословия гонорис кауза за совокупность его научно-богословских и проповеднических трудов, опубликованных с 1948 года и по настоящее время в "Журнале Московской Патриархии" и в других изданиях. 3 февраля в Актовом зале МДА состоялось торжественное вручение докторского креста и диплома ученой степени доктора богословия.
Получая ученую степень, митрополит Антоний, в частности, сказал, что это для него большая радость, так как этот диплом "будет свидетельствовать перед Западными Церквами о том, что мое слово - слово православное, не личное, а всецерковное".
Указом Св. Патриарха от 2 мая 1989 года в связи с 75-летием награжден орденом св. блгв. князя Владимира 2-й степени.
Решением Ученого совета Киевской Духовной академии от 24 сентября 1999 года за выдающиеся труды на богословской ниве и в знак глубокого уважения к святительским заслугам на благо Святой Православной Матери-Церкви митрополиту Антонию Сурожскому присуждена степень доктора богословия honoris causa.
Ранее митрополит Антоний был удостоен степени доктора богословия honoris causa Абердинского и Кембриджского университетов.
30 июля 2003 г. постановлением Св. Синода и согласно поданному прошению освобожден от управления Сурожской епархией и почислен на покой.
Митрополит Антоний скончался 4 августа 2003 г. после тяжелой болезни.
Он умер около 19 часов по Москве в хосписе. В начале года митрополит перенес хирургическую операцию. После этого он подал патриарху Алексию II прошение об увольнении Сурожской епархией.
В последние месяцы владыка Антоний очень редко служил. Одно из последних богослужений он совершил на Пасху. Последний раз он появился на публике на банкете в Букингемском дворце, который дала в честь Президента России Владимира Путина английская королева Елизавета II 24 июня.
13 августа 2003 г. в лондонском соборе Успения Божией Матери и Всех Святых после Божественной литургии состоялось отпевание митрополита Сурожского Антония (Блума). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия отпевание совершил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси. После этого митрополит Антоний был похоронен на Бромптонском кладбище на юго-западе британской столицы.

Митрополит Сурожский Антоний (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне (Швейцария) в семье сотрудника российской дипломатической службы. После революции 1917 года семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 году, осела во Франции. Здесь прошла юность будущего митрополита. После средней школы Андрей Блум окончил биологический и медицинский факультеты университета Сорбонна в Париже.

В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже. 10 сентября 1939 года перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты. Андрей Блум был пострижен в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) 16 апреля 1943 года. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года. 27 октября 1948 г. монах Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 14 ноября во иеромонаха.

С 1 сентября 1950 года иеромонах Антоний настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне. В январе 1953 года о. Антоний был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 года - сана архимандрита.

30 ноября 1957 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В октябре 1962 г. епископ Антоний был назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского экзархата, Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа.

В ноябре 2002 года к 45-летию архиерейской хиротонии и "во внимание к выдающимся заслугам на духовно-просветительской ниве" митрополит Сурожский Антоний указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был удостоен ордена св. Макария, митрополита Московского, II степени.

Книги (14)

Беседы на Евангелие от Марка

«Можно поставить вопрос, почему я выбрал именно это Евангелие. Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием; и это не случайно.

Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубопогружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет.

Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то время, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно. И поэтому я выбрал сейчас это Евангелие. Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь». Митрополит Антоний.

Войду в дом Твой. Беседы о вере и Церкви

Митрополита Антония знали еще во времена Советского Союза, до публикаций последних лет; каждый из его нечастых приездов становился событием, встреча с ним превращалась для многих в поворотный момент жизни.

Его слово современно без «модернизма», глубоко укоренено в святоотеческой традиции - без стилизации под благочестие; оно убедительно в своей беспощадной простоте и цельности. Это речь человека, у которого слово и мысль не расходятся с чувством и жизнью.

Жизнь, Болезнь, Смерть

На протяжении многих лет митрополит Антоний вел семинары, организованные Лондонской медицинской группой, посвященные вопросам христианских ценностей и этики в медицине, христианскому отношению к больному, к умирающему человеку.

По слову самого Владыки, в подходе к этим вопросам он «не может разделить в себе человека, христианина, епископа, врача». Его научно-медицинское образование и опыт в сочетании с пятидесятилетним пастырским служением позволяют ему утверждать, что «душа человека, дух человека и плоть составляют одно таинственное целое».

Этот целостный подход к вопросам жизни и смерти — вопросам, над которыми неизбежно задумывается каждый человек — делает предлагаемые беседы ценными не только для пастыря-священника, но и для самого широкого круга читателей, и в первую очередь — для медиков.

Молитва и жизнь

Из опыта человеческих взаимоотношений все мы знаем, что любовь и дружба глубоки тогда, когда мы можем молчать друг с другом.

Если же для поддержания контакта нам необходимо говорить, мы с уверенностью и грустью должны признать, что взаимоотношения все еще остаются поверхностными; поэтому, если мы хотим молитвенно поклоняться Богу, то должны прежде всего научиться испытывать радость от молчаливого пребывания с Ним. Это легче, чем может показаться сначала; для этого нужно немного времени, немного доверия и решимость начать.

О Встрече

в том числе: О вере, образовании, творчестве О некоторых категориях нашего тварного бытия О призвании человека О свободе и о подвиге Как жить с самим собой О встрече О богослужении и стиле христианской жизни Духовность и духовничество Мысли о религиозном воспитании детей

О слышании и делании

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Евангелие читается в церкви почти на каждом богослужении; на каждой службе мы предстоим слову Божию и думаем, что этим мы становимся народом Божиим. Но от нас требуется гораздо большее, если мы хотим быть таким народом Божиим, — тем народом, который может сказать, что Божественное слово принадлежит ему.

Ступени

Что значит быть христианином? Как оставаться христианином в современном мире?

Быть христианином, в каком-то отношении, очень просто. Христианин - это ученик и друг Христов. Эти понятия смежные, но есть между ними и различие. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и мы должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, чему Он учит.

Таинство любви

Брак - чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, - оказываются единством.

Труды

Эта книга - самое полное из издававшихся когда-либо собрание бесед, проповедей и диалогов митрополита Сурожского Антония.

Митрополит Антоний, врач по первой профессии, - один из наиболее авторитетных православных богословов мира, глава епархии Русской Церкви в Великобритании. Значительная часть текстов публикуется впервые.

Человек перед Богом

Книга «Человек пред Богом» составлена из устных выступлений митрополита Антония и охватывает период с 1969 по 1991 гг.

Беседы Антония Сурожского объединены общим настроением предстояния перед Богом. Эта книга требует внутренней тишины и медленного чтения: подобно тем паузам, которые делал сам владыка во время бесед в своей общине.

Комментарии читателей

Людмила / 14.01.2017 Роман, это вы сказали, вам и отвечать за эти слова. Владыко Антоний, верный служитель Божий, обратил в веру в Господа Иисуса Христа множество людей и по сей день обращает посредством своих книг, проповедей. Личным служением и сейчас вдохновляет христиан на подвиги. Вечная память Владыке Антонию! +++

Татьяна / 22.10.2015 Батюшка Антоний, добрый человек, он столько претерпел в жизни, ни один здравомыслящий человек не поверит в то что батюшка был за человекоубийство.Не мудрствуйте,уважаемый Роман: где простота там ангелов со ста, где мудрено там не одного.Любите Господа нашего, любите в каждом человеке, живите своей совестью и своим умом.

Любовь / 5.09.2015 Митрополит Антоний Сурожский -величайший, выдающийся христианский проповедник последнего времени. Его проповеди в простоте слова доносят Истину Божью в свободе мысли, чистоте и глубине с любовью. Будучи врачём с бльшой рактикой спасения жизней в ВОВ, он знал Цену Жизни не по-наслышке, поэтому его посвящение своей жизни делу Христову, делу Спасения человека было осознанным, глубоким духовным посвящением. И ни чьи домыслы не в силах бросить тень невежества на этот Свет, который излучал этот служитель Божий.Вся его сознательная жизнь- Божий прожектор, а там, где Свет, там нет тьмы. "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" - сказано в Писании. Подтверждением верного благочестивого служения Митрополита Антония является его слово,которое запечатлено благодарными слушателями и, которое стало русским духовным наследием всем поколениям.

Светлана / 5.09.2014 1. «…есть матери, которые настолько хотят ребенка, что они готовы идти на то, чтобы родился ребенок, который заведомо всю жизнь будет страдать физически или психически потому только, что они хотят иметь ребенка…»
Я эти слова понимаю не как толчок к аборту, а как внимательное размышление о ребенке, об ответственности за его жизнь – перед тем, как зачать. Возможно, лучше предохраняться, чем зачинать, заведомо зная, что урода. Возможно лучше вообще не вступать в таком случае в брачные отношения. Он это имел в виду.
С чего взяли, что АС говорил об аборте? Из чего это видно?
2. «Прот. Сергий Гаккель: Тем не менее, урод все-таки является человеком. Полноценным человеком. Однако было высказано такое правило, что человека нельзя убивать. Как тогда подходить к этому вопросу?»
Сергий Гаккель задал сразу несколько тем в одном вопросе. На какую отвечает митрополит и что именно он отвечает? Он говорит: «Честно говоря, я не знаю, как к нему подойти». Вот его главный ответ. А дальше он говорит: «Я думаю…» То есть это он думает, просто думает, никому не навязывает. Не выдает за учение и истину. Он думает, примеривая на себя и состояние матери урода и состояние урода. Не со стороны смотрит, а встает на их место.
Вот его резюме: «…не каноны изменять, а приходится задуматься…» Задумывается он, и вам предлагает задумываться, и вставать на место того, кому вы что-то вменяете.

Светлана / 5.09.2014 Почитала статьи "очернителей" митрополита АС, очень они зацепились за слово об абортах.Вывернули слова Антония Сурожского после его смерти таким образом, чтобы очернить его. В тексте больше слов комментатора, чем собственных слов А.С. Во-первых, "по медицинским показаниям" может относиться к состоянию матери - с чего взяли, что ребенка? Мать может рисковать жизнью, и ее нужно будет таким образом спасать...А может, слова относятся и к ребенку, если он вскоре начнет разлагаться в утробе - ведь извлечение трупа из утробы это тоже аборт? А потом, какое лицемерие - говорить, что нельзя предохраняться. Ведь это только слова, ответственность за которые никто на себя не берет, и сами того не делают. Митрополит не желал разбрасываться пустыми словами, он каждую ситуацию примеривал на себя. Кроме того, не навешивал людям бремена неудобоносимые. А к себе строг и ответственен был даже в словах, не только в делах. Безответственно ляпать на каждом шагу - не делай того, сего, или делай так, эдак. А самому к этому не касаться. Вот именно из-за этой строгости и ответственности у него до сих пор столько врагов. Полистали его книги, о, это через чур для нас, о, этого мы не можем, о, значит, батюшка был никудышный, не можем до него возвыситься, давай его унизим.

Гость / 8.10.2013 Лариса
Полностью согласна с Ириной.

сергей / 16.09.2013 Роман, митрополит Антоний Сурожский был категорическим противником абортов.Он говорил о возможности прерывания жизни плода в чреве лишь в абсолютно исключительных случаях!!! - когда состояние плода такое ущербное, что абсолютно не позволяет в будущем вести ему

Роман, митрополит Антоний Сурожский был абсолютным и категорическим противником абортов. Он очень осторожно говорил о возможном прерывании беременности лишь в исключительных случаях, когда состояние плода таково, что обрекает при рождении будущего человека на безусловное и немалое мучение.Это - абсолютно разные вещи, и ни о каком поощрении абортов и речи нет. Приведите хоть один пример такого поощрения, как оправдания распущенности. А также - в чем, конкретно, вы видите, как вы выражаетесь, адогматизм в проповедях владыки Антония? Укажите хотя бы один нарушенный догмат православного вероучения и в чем он был нарушен.

Гость / 5.08.2013 роман я не заметила что он одобряет аборты,но для новоначальных он очень мягко объясняет путь к вере и к богу ведь бог это любовь,очень мудрый человек и великий проповедник

Вячеслав / 23.03.2013 Пожалуй один из не многих, по настоящему близких к учению. Ортодоксы и их фарисейство, уже давно устарело и поэтому они не любят мягко говоря настоящих проповедников каким был допустим А.Мень. Вот и некто Роман уже наследил...

Вера / 22.03.2013 Я вчера только прочла немного из его книги, которой здесь нет, но она очень интересная. "Учитесь молиться"
Сегодня просмотрела ролики с его проповедями и фильм о нем. Мое мнение, хотя я не считаю себя православной, это был необыкновенный, святой человек. Учащийся любви сам и обучавший ей свою паству.
Я могу предположить, что и в том мире, где он сейчас, он продолжает дело Христа, дело внесения любви в человеческие души.

Анна / 22.07.2012 Роман, это Ваше личное мнение о Митрополите Антонии или мнение А.Осипова?..

Ирина / 6.01.2012 Самый лучший богослов, на мой взгляд. С его книг надо начинать путь к Богу!

Елена / 11.12.2011 Потрясающие книги!

Роман / 5.04.2011 Митрополит Антоний исповедовал не Христову Православную Веру, а свое собственное учение, строящееся на адогматизме и как следствие - на аморализме (поощрение абортов).

Митрополит Сурожский Антоний (в миру, до вступления в монашество: Андрей Борисович Блум), родился 19 июня 1914 года на территории Швейцарии, в Лозанне. Его дед по материнской линии принадлежал к русским дипломатическим кругам; служил консулом в разных местах. С будущей бабушкой митрополита Антония, уроженкой Триеста (Италия), дед познакомился, когда находился там по долгу государственной службы. Он же обучал её русскому языку. После того, как они соединили себя узами брака, дед привез её в Россию.

Их дочь, Ксения Николаевна Скрябина (сестра известного композитора А. Скрябина), мать Андрея (Антония), познакомилась с будущим мужем, Борисом Эдуардовичем Блумом, во время каникул, когда ездила в Эрзерум, где в то время служил её отец. Борис Эдуардович трудился там в должности переводчика. После того как между ними зародилось серьезное чувство, они поженились.

По рождении Андрея его семья пребывала в Лозанне около двух месяцев, а затем перебралась в Россию, в Москву. Около 1915-16 года, в связи с назначением Б. Блума на Восток, семья перебралась в Персию. Там и провел своё детство будущий архиерей. Какое-то время у него была русская няня, но в основном его воспитанием занимались бабушка и мама.

Детство Андрея выпало на беспокойное время. Ввиду Первой мировой войны, революционного хаоса и политических преобразований в России семейству пришлось столкнуться с трудностями скитальческой жизни. В 1920 году мать Андрея, сам он и его бабушка покинули персидское жилище, тогда как отец вынужден был остататься. На сложности, связанные с бесконечными переездами, то верхом, то в повозках, накладывались опасности встречи с разбойниками.

В 1921 году все вместе добрались до Запада. Исколесив множество европейских дорог и оказавшись, в итоге, во Франции, семья, наконец, обрела возможность осесть. Произошло это в 1923 году. Трудностей, связанных с особенностями эмигрантской жизни, было много. Всё это усугублялось безработицей. Трудоустройству матери способствовало знание ею иностранных языков, владение навыками стенографистки.

Во Франции Андрею приходилось жить порознь с родными. Школа, куда он был устроен, располагалась за окраиной Парижа, в настолько неблагополучном районе, что туда, начиная с вечерних сумерек, не дерзала входить даже местная полиция, потому что «там резали».

В школе Андрею, как и многим другим, приходилось терпеть издевательства и побои от учеников. Можно сказать, что в тот период образовательная школа служила для него школой терпения, выживания, мужества. Много лет спустя, когда однажды, зачитавшись в метро, он отвлекся и бросил взгляд на табличку с названием станции, и оказалось, что это была та станция, невдалеке от которой когда-то находилась его школа, от нахлынувших воспоминаний он упал в обморок.

Следует отметить, что и текущие трудности, и вынужденность жить вдали от России не лишили близких Андрея любви к ней. Со временем эта любовь передалась и ему.

Первые шаги на пути христианской, монашеской и пастырской жизни

Долгое время отношение Андрея к Церкви, как он впоследствии сам отмечал, было более чем равнодушным. Одним из ближайших поводов к серьёзному неприятию послужил опыт его общения с католиками. Когда из-за нехватки средств к существованию мать решила воспользоваться их предложением о стипендии для русских детей и привела к ним Андрея на «смотрины», тот прошёл собеседование и получил было утвердительный ответ, однако здесь же ему было выставлено жёсткое условие: он должен принять католичество. Расценив это условие как попытку купли-продажи, Андрей возмутился и выразил не по-детски твёрдый протест. Тогда он ещё не понимал существенной разницы между Западной и Восточной Церквями и в результате распространил своё негодование на «Церковь вообще».

Обращение Андрея ко Христу произошло лишь в возрасте 14 лет. Однажды он стал свидетелем проповеди отца Сергия Булгакова. Проповедь всколыхнула его, однако он не спешил доверять проповеднику и по возвращении домой испросил у матери Евангелие, чтобы подтвердить недоверие и убедиться в собственной правоте. Однако случилось обратное: внимательное, вдумчивое прочтение Писания изменило его отношение к вере.

Постепенно Андрей приобщился к христианскому деланию, к усердной молитве. В 1931 году он, получив пастырское благословение, начал прислуживать в храме при Трехсвятительском подворье (единственном в то время храме в Париже, принадлежавшем Московской Патриархии). Надо заметить, что с той поры Андрей не нарушал верности и не разрывал канонического общения с Русской Патриаршей Церковью.

Окончив школу, он поступил на естественный, а затем и на медицинский факультет Сорбонны. Студенческая жизнь не мешала ему строить планы на то, чтобы связать свою жизнь с монашеским подвигом. Сорбонну он окончил в 1939 году, перед самой войной, а вскоре отправился на фронт в должности хирурга. Но прежде он дал монашеские обеты, которые принял его духовник, хотя при этом и не был пострижен в связи с недостатком времени. Пострижение в монаха состоялось лишь в 1943 году. Собственно, тогда он и получил имя Антоний.

Во времена оккупации Антоний участвовал во французском Сопротивлении, затем снова оказался в армии, врачевал раненых и больных. Демобилизовавшись, он отыскал свою маму и бабушку и привез их в Париж.

Примечательно, что осуществляя врачебную деятельность, Антоний не забывал о необходимости живого сочувствия и сострадания к своим пациентам, чего, к сожалению, он не мог сказать о некоторых, лично знакомых ему докторах, огрубевших от ужасов войны. Достойно замечания, что сопереживание и чуткость к человеку, умение видеть в нём не просто гражданина, а ближнего, желание созерцать в нём образ и подобие Творца, способствовало отцу Антонию на всём протяжении пастырской деятельности.

В 1948 году он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре — посвящён в сан иеромонаха, после чего принял духовное руководство над членами Православно-Англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Как впоследствии вспоминал сам митрополит Антоний, этому повороту в судьбе способствовала встреча с архимандритом Львом (Жилле), случившаяся на православно-англиканском съезде. Тогда, разговорившись с Антонием, архимандрит посоветовал ему оставить профессию врача, стать священником и продолжить служение Богу на территории Англии.

С 1950 года отец Антоний исполнял обязанности настоятеля храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне. В 1953 году он был посвящен в сан игумена, а в 1956 году — в сан архимандрита. Немного спустя он принял должность настоятеля храма Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне.

В 1957 году отец Антоний был поставлен во епископа Сергиевского. В 1962 году посвящен в сан архиепископа, на вновь утвержденную на Британских островах Сурожскую епархию. С 1966 года, по возведении в сан митрополита, и до 1974 года Антоний Сурожский исполнял обязанности Патриаршего Экзарха в Западной Европе, после чего был освобожден от этой должности по собственному желанию. Между тем он продолжал окормлять свою паству. Нужно отметить, что за период его руководства в епархии сформировалась четко организованная структура приходов, с хорошо налаженной просветительской работой.

К тому времени митрополит Антоний сыскал заслуженное уважение среди христиан разных стран мира и его горячая проповедь распространялась повсюду: посредством многочисленных лекций и публикаций, переводившихся на всевозможные языки; посредством радиовещания и телевидения.

В 1983 году Советом Московской духовной академии митрополиту Антонию, была присуждена степень доктора богословия, за совокупность пастырских и богословских трудов. Помимо этого в разное время он удостаивался звания почетного доктора Абердинского (1973 г.) и Кембриджского (1996 г.) университетов, Киевской Духовной Академии (2000 г.).

В последние месяцы жизни владыка, ввиду ухудшения здоровья, служил редко и реже появлялся на публике. Умер он 4 августа 2003 года. А 13 августа 2003 года, в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне, состоялось его отпевание. Чин отпевания совершил митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Общие направления проповеди и научно-богословских работ митрополита Сурожского Антония

Несмотря на существование большого количества трудов, опубликованных под авторством митрополита Антония, многие из этих произведений в действительности не являют собой плод его писательской деятельности. Большая часть изданных работ составляет воспроизведение записей устных проповедей и бесед, произнесенных при разных обстоятельствах, в различных аудиториях (см.: Труды. Том I; Труды. Том II).

Далеко не всегда митрополит посвящал свои речи заранее определенной тематике. Достаточно часто предметами его проповеди становились вопросы, интересовавшие конкретных слушателей в конкретной обстановке, в конкретный момент. И это были самые разносторонние вопросы. Отчасти именно этим и объясняется широта спектра охватываемых его поучениями тем.

Общая характеристика наставлений митрополита отмечена несколькими ярко выраженными особенностями. Во-первых, существенная часть его трудов составлена ясным и доступным языком, и может быть воспринята непосредственно самым широким кругом людей. Во-вторых, богословский контекст «сочинений» излагается в тесном единстве с духовно-нравственными увещеваниями. В-третьих, множество его произведений направлено не только на укреплении веры человека в Бога, но и веры человека в себя, как в образ и подобие Божие (см.: ). В-четвертых, большое внимание уделено объяснению смысла и необходимости литургической жизни (см.: ). Наконец, мысль о значении и миссии Церкви раскрывается им таким образом, чтобы каждый его слушатель, каждый читатель видел в Церкви не просто Собрание верующих, но и видел себя, осознавал свою личную роль.