Успенский пост, который длится с 14 по 27 августа, по строгости приближается к Великому посту. Представляем календарь питания на каждый день Успенского поста.

Успенский пост в 2018 году: что можно есть

Успенский пост приурочен к Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который празднуется 28 августа. Успенским постом церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, которая перед своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

По строгости Успенский пост практически не уступает Великому посту:

  • Понедельник, среда, пятница – сухоядение (кроме , 19 августа, когда разрешается рыба, также рыбный день установлен и в , если праздник придется на среду или пятницу).
  • Вторник, четверг – горячая пища без масла;
  • В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

Но зато пост этот называют самым сладким. Держать его не сложно, ведь в этот период созревает множество фруктов, ягод и овощей. Все эти дары природы можно и нужно кушать.

Начинается Успенский пост с освящения меда во время , потом будет , а на следующий день после его окончания христиан ждет третий — .

Но главное в любом посте не диета, а забота о душе. Надо понимать, что Успенский пост – это пост, который христианин совершает ради Божией Матери.

Успенский пост в 2018 году: календарь питания по дням

14 августа 2018 года, вторник. Начало Успенского поста. Монастырский устав: горячая пища без масла.

Каждый православный верующий знает, что пост, установленный в честь Успения Пресвятой Богородицы, называется Успенским. Считается, что ограничивая себя в пище, человек становится ближе к Богу. Чревоугодие признано грехом и мешает человеку предаваться чистым мыслям. Успение подразумевает собой сон, смерть, которая подобна спокойному сну. Во время поста человек должен не только соблюдать правильное, постное питание, а еще и молится, и давать просящим милостыню.

Этот пост согласно церковным календарям держится две недели и происходит по осени. Считается самым строгим, хотя и длится небольшое количество времени. Начинается он 14 августа, в день, когда чтят память семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В этот день во всех церквях и храмах идут праздничные службы, и происходит освящение мака, меда, воды и букетов из разных трав. Этот Великий праздник Успения не совсем понятен простому люду. Ну, действительно, зачем праздновать смерть. Но церковь разъясняет нам, что это далеко не смерть, а после Воскрешения Господа скорбеть не стоит, ибо душа умершего попадает к Иисусу Христу . Все дело в том, что Богородица знала, когда ей предстоит покинуть этот бренный мир и тщательно готовилась к этому. Она много и усердно молилась и держала строгий пост.

Согласно уставу церкви в такие дни как понедельник, среда, пятница, в пищу употребляются только сырые продукты. То есть их нельзя варить, жарить или запекать. Вторник и четверг это дни, в которые горячие блюда подаются без растительного масла. А вот вино и масло разрешены в субботу и воскресенье.

В день 19 августа Преображения Господня позволяется есть рыбу и пить вино, а пищу заправлять маслом. И хотя это воздержание в пище и считается довольно строгим, все-таки большинство верующих называет этот период «сладким» или «лакомым». Это потому, что на эти две недели приходится два больших праздника: Яблочный и Медовый Спас.

Этот пост всегда наступает в один и тот же день каждый год. А именно 14 августа 2017 года. Длится всего две недели. Считается самым сладким, так как на его период припадает освящение меда и фруктов, которые можно употреблять. Во время воздержания рекомендуется читать Акафист Успению, благодарить Бога за то, что лето подходит к своему завершению и просим, чтобы осень прошла в мире.

Питаться скромными блюдами в течение несколько недель может стать серьезным испытание не только для хозяйки, но и для самих верующих. Особенно это тяжело сделать тем, кто впервые решил провести сей обряд. Август месяц богат на всевозможные овощи и фрукты. А главное, что после двухнедельного соблюдения воздержания, Вы почувствуете себя не только намного здоровее, но и станете чище душой. И на самом деле составить меню достаточно просто. Мы предлагаем убедиться в том, что пища может быть не только полезной, но и вкусной.

Понедельник.

  • Завтрак: хлебцы и горячий чай из шиповника (можно добавить мед).
  • Обед: салат из свежей капусты с морковью и яблоком, запеченный картофель, компот.
  • Ужин: рис с изюмом без сливочного масла, кисель.
  • Завтрак: гречневая каша, компот из сухофруктов.
  • Обед: суп овощной, морковный салат с чесноком, зеленый чай.
  • Ужин: вермишель с овощами, травяной отвар, хлеб ржаной.
  • Завтрак: овсянка с сухофруктами, отвар с гренками.
  • Обед: перловка отварная с зеленью, фасоль в горшочке, салат с огурца с соевым соусом, кисель.
  • Ужин: овощи тушеные, отвар.
  • Завтрак: рисовая каша с черносливом, кисел.
  • Обед: салат с кислой капусты, суп с грибами, сухарики, морс.
  • Ужин: оладьи из кабачков или картофеля, компот.
  • Завтрак: гренки с джемом или вареньем, чай зеленый или черный.
  • Обед: щи, салат с капусты и соленых грибов, гороховый суп, кисель или напиток из свежих ягод.
  • Ужин: постные голубцы с рисом или другой крупой, компот из сухофруктов, хлеб из ржаной муки.
  • Завтрак: любая каша с медом или фруктами, цикорий.
  • Обед: фасолевый суп, салат из соленых огурцов и свеклы, кисель.
  • Ужин: рыба отварная или тушеная, гречневая каша, вино 100 мл.

Воскресенье.

  • Завтрак: пудинг, чай с лимоном и имбирем.
  • Обед: грибной суп, винегрет, кусочек запеченной рыбы, компот.
  • Ужин: маковый кекс, узвар, запеченные яблоки.

Конечно, Вы легко можете поменять блюда местами или заменить одну кашу другой.

В этом видео из уст священника можно узнать что такое Успенский пост для хрестиан.

Успенский пост в 2017 году, как и в другой любой год, заканчивается 27 августа. Этим воздержаниям нас призывают подражать Божьей Матери, которая до самого дня, когда ей предстояло отправиться к сыну своему, молилась и не придавалась утехам животным и духовным.

Что можно кушать в Успенский пост по дням?

Церковь разъясняет, что пост очень отличается от диеты. Прежде всего, это воздержание не только от определенной пищи, а и от всех плотских утех. В эти дни стоит постараться почувствовать связь с Богом, построить мирные отношения со всеми членами семьи, простить обиды и изменить свое отношение к людям. Это духовное очищение , направленное на получение спасения души.

Полностью исключаются молочные, мясные продукты и яйца.

  1. По понедельникам, средам и пятницам едят только сырые овощи и фрукты, сухофрукты, сухари, мед, воду и орехи.
  2. По вторникам и четвергам употребляют горячие блюда без растительного масла. Сюда можно отнести супы грибные или овощные, отвары, чай, компот.
  3. В субботу и воскресенье церковь разрешает заправлять блюда маслом и пить вино.
  4. Только в один день, 19 августа, разрешено есть рыбу или морепродукты.

В этом видео можно найти ответы на самые важные вопросы духовной жизни. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и

Успенский пост — это один из четырёх многодневных годовых постов, который приходится на 14-27 августа (1-14-августа по старому стилю) включительно и завершается праздником . В числе прочих многодневных постов является самым кратким по продолжительности, но по строгости воздержания соответствует Великопостному уставному порядку. Церковный устав предписывает здесь следующие правила:

  • понедельник, среду, пяток — сухоядение (хлеб, невареная растительная пища без масла);
  • во вторник и четверток — горячая пища без масла;
  • в субботу и воскресенье — пища с маслом («дважды днем»);
  • если случится празднество (полиелеос или бдение) — пища с маслом;
  • в предпразднества Преображения и Успения во вторник и четверг пища с маслом, а в понедельник, среду и пятницу — горячая пища без масла;
  • разрешение на рыбу только в праздник Преображения Господня.

О духовном значении Успенского Поста можно прочитать у преподобного Симеона Солунского :

Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и молилась за нас, хотя, будучи Святой и Непорочной, и не имела нужды в посте. Так особенно Она за нас молилась, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и соединиться с Сыном Своим. А посему и мы должны поститься и воспевать Ее и побуждать Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, одного, как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас.

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (ст. ст.). Вальсамон об этом Соборе пишет: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».

Устав о молитве в Успенский пост имеет некоторые отличительные особенности, так как на это время выпадают три великих Господских праздника , которые, по издавна укоренившейся народной традиции, в просторечье именуют «Спасами» (именно отсюда на Руси Успенский пост также называли «Спасовка»).

14 августа (1 августа ст. ст.) — происхождение Честного и Животворящего Креста Господня (1-ый «Медовый» Спас).

По преданию, не позднее чем с VIII века в Константинополе был принят обычай выносить Честное Древо Креста Господня на дороги и улицы для освящения мест и на врачевание болезней. С 1 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы творили литии по всему городу и предлагали Крест народу для поклонения. В Русской церкви этот праздник соединился с воспоминанием крещения Руси 1 августа 988 года: «Крестися князь Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (хронограф 16-го века). В составленном в 1627 году по указу патриарха Филарета уставе Успенского собора Московского Кремля говорится о традициях настоящего праздника: «А на происхождение, в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям».

По церковному Уставу в этот день, на Великом Славословии, творим поклонение Кресту Господню по тому же чину, что и на Воздвижение Животворящего Креста и в Крестопоклонную неделю Великого поста. На утрени, во время чтения канона, первый раз поется клиросами годовая катавасия «Креста начертав Моисей…», которую, за редким исключением, положено петь теперь до Отдания праздника Воздвижения (21 сентября ст. ст.). Согласно церковному Уставу, по окончании литургии здесь совершается малый чин освящения воды. По общепринятому обычаю в этот день христиане приносят на благословение в церковь свежий мед нового годового сбора.

На праздничной службе, по заамвонной молитве, совершается чин освящения плодов вновь созревшего урожая: читается особое прошение на освящение «гроздий», т.е. винограда. В русской традиции, в соответствии с климатическими условиями, виноград обычно заменяют яблоки. Приносят также и груши и прочие плоды, на деревенских приходах здесь может быть очень широкий ассортимент различных овощей и фруктов. По русским народным поговоркам, несмотря на указное послабление в уставе, Петров пост именуют «голодовкой», Успенский же, напротив, считается «сытым». Так, на практике (особенно это заметно в деревне) именно в августе месяце можно уже без труда составить самое разнообразное постное меню, благодаря домашнему земледелию и прочим «дарам природы», которые находим в настоящее время.

29 августа (16 августа ст. ст.) — перенесение Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса Нашего Исуса Христа , иже есть Убрус, от Эдеса в Царьград (3-ий «Хлебный» или «Ореховый» Спас).

В этот день принято освящать орехи и поспевшую пшеницу, а также выпекать первый хлеб из новой муки. Сам праздник находится уже вне Успенского поста, но нередко бывает, что именно в этот день Устав разрешает на последующее за постом разговение, если само празднование Успения Богородицы выпадает на постные дни — среду или пятницу.

Торжественное преставление Божьей Матери мы называем не «смертью», но именно «Успением», преставлением к лучшей и нескончаемой жизни, и здесь можем подводить для себя итоги уходящего церковного года, как в житейском, так и в духовном смысле. Ведь, собирая плоды для поддержания телесного, следует задуматься, обрели ли что полезное и для души, положили что-то или нет в нетленную «сокровищницу будущего века». Если же еще и ничего пока не имеем, тем паче будем прибегать к Скорой Помощнице и Первой Заступнице рода христианского, ибо, как известно, Она никогда не оставляет нас в наших нуждах и печалях, но всегда с великим дерзновением молится и печется о нас. Как поем и в день памяти Ея Успения, когда Сам Господь, спустившись в окружении великих ангельских полков, принял на Свои руки пречистую Ее душу:

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в заступлениих известное упование, гроб и смерть не удержаста. Но яко животу Матерь на живот престави, иже во утробу вселивыйся Приснодевственную (кондак празднику).

(22 голоса : 4.77 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» ().

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» ().

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Святая Церковь празднованием Преображением Господню в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для Своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу. Как призывает нас в этот день Церковь – «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущий, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш».

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 (19)августа потому, что 14 (27) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 (19) августа.

Праздник Преображения Господня, по важности события, – великий и двунадесятый.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.

Этот обычай – священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ().

Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ().

Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2019 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 11 марта по 27 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 24 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря – 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2019 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

в 2019 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2019 году

С 14 по 27 августа в 2019 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2019 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2019 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

  • Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2019 год . Если Вы хотите знать больше о православных постах , тогда обратите внимание на статью .