2)Подумайте, какие районы равнины наиболее благоприятны для развития сельского хозяйства.

Наиболее благоприятна для развития сельского хозяйства средняя полоса Русской равнины.

Вопросы в параграфе

*Назовите крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях.

Белое море – Архангельск, Мезень, Кандалакша, Умба, Онега, Кемь, Беломорск.

Балтийское море - Санкт-Петербург, Калининград, Высоцк, Приморск, Балтийск, Усть- Луга.

Азовское море – Азов, Ейск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Темрюк.

Черное море – Анапа, Геленджик, Кавказ, Новороссийск, Сочи, Тамань, Туапсе.

Каспийское море – Астрахань, Махачкала, Оля.

Вопросы в конце параграфа

1. По карте определите, какими природными ресурсами богата Русская равнина.

В кристаллическом фундаменте и осадочном чехле платформы содержатся такие запасы полезных ископаемых, которые имеют не только значение для всей нашей страны, но и мировое значение. Прежде всего это богатые залежи железной руды Курской магнитной аномалии (КМА).

С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного (Воркута) и бурого угля - Подмосковный бассейн и нефти - Волго-Уральский, Тимапо-Печорский и Каспийский бассейны. Горючие сланцы добываются в Ленинградской области и в районе г. Самары на Волге. В осадочных породах известны и рудные полезные ископаемые: бурые железняки у Липецка, алюминиевые руды (бокситы) у Тихвина. Строительные материалы: пески, гравий, глины, известняк - распространены почти повсеместно. С выходами кристаллических докембрийских пород Балтийского щита на Кольском полуострове и в Карелии связаны месторождения апатитово-нефелиновых руд и прекрасных строительных гранитов.

В Поволжье издавна известны месторождения поваренной соли (озера Эльтон и Баскунчак), а калийных солей - в Предуралье.

Сравнительно недавно в Архангельской области обнаружены алмазы. В Поволжье и Подмосковье добывают ценное сырье для химической промышленности - фосфориты, а на Кольском полуострове - апатиты.

2. С помощью таблиц приложения укажите, какие из природных ресурсов используются с более давних времен, какие приобретают наибольшее значение в наше время.

С более давних времен используются торф, золото, драгоценные камни. Чуть позже началось использование углей и нефти. бщее количество видов полезных ископаемых, применявшихся в первобытном обществе и позднее - в древнем мире, было невелико. Из металлов использовались золото, серебро, медь, железо, свинец, олово и цинк. Шире применялись неметаллические ископаемые.

Список полезных ископаемых, используемых современной промышленностью, непрерывно расширяется. Многие минералы и горные породы, которые еще сравнительно недавно не считались «полезными ископаемыми», теперь приобрели особую ценность в связи с достижениями науки и техники. Так, например, в течение многих веков такие ценные металлы, как никель, кобальт, вольфрам, платина, уран и другие, выбрасывались. Можно сказать, что в земных недрах неполезных ископаемых нет, любая горная порода или бедная металлом руда может найти применение, если будут изобретены дешевые способы их переработки.

3. В чем выражается большая антропогенная нагрузка на ландшафты Русской равнины?

Интенсивное многовековое освоение территории равнины привело к тому, что в настоящее время естественные ландшафты ее центральных и южных районов сильно изменены. Южная полоса зоны лесов сильно вырублена. Лесные ландшафты или заменены здесь сельскохозяйственными угодьями, или представлены вторичными осиново-березовыми насаждениями. В настоящее время также существенно изменены и северные районы таежной зоны. Сильно вырублены леса Карелии, Республики Коми, Архангельской области. Восстановление лесных массивов - одна из важнейших задач. Еще больше изменены ландшафты лесостепной и степной зон. Свыше половины площади их распахано и занято посевами зерновых и технических культур.

5. Какие мероприятия следует проводить для охраны природы?

Посадка полезащитных лесных полос, снегозадержание, противоэрозионные мероприятия, чтобы не истощить плодородные почвы, сохранить их потенциал, рекультивация земель.

МБОУ гимназия «Интеллект»

Конспект

открытого урока по географии на городском методическом объединении по географии

учителя высшей квалификационной категории Шониной Лилии Николаевны

2013 год

Тема: "Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования"

Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?

Цель:

Углубить и расширить знания о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).

Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов.

Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.

Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.

Задачи:

Образовательные: Исследовать природные ресурсы Русской равнины.

Развивающие: Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии.

Воспитательные: Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.

Тип урока : обобщающий и систематизации знаний.

Оборудование: Физическая карта России, книги, атласы, контурные карты, ПК, видео проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель географии : Нам нравиться любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков, которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие по Русской равнине. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории.

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности, еловые леса…

Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, что такое природные ресурсы? Какие природные ресурсы вы знаете? для того, чтобы подробно разобраться с вопросом, какие природные ресурсы есть на Русской равнине, мы отправимся в экспедицию, где вы сможете использовать свои знания.

2. Давайте займемся исследованием

На этот вопрос мы можем ответить, выполнив исследовательскую работу.

Для этого разделимся на группы:

Первая группа исследователей будет работать над проблемой изучения полезных ископаемых.

Вторая группа будет исследовать водные и лесные ресурсы.

Третья группа – почвенные и агроклиматические ресурсы.

Четвертая группа – рекреационные ресурсы.

3. Правила и приемы работы

Алгоритм задания.

Вопросы

1. Состав и местонахождение полезных ископаемых Русской равнины.

1. Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых.

2. Отметить на контурной карте значками все бассейны полезных ископаемых.

2. Вывод:способы добычи и их ценность определить.

3. Какими полезными ископаемыми обладает Воронежская область?

Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:

1. Топливно-энергетические ресурсы:

а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.

б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.

в) торф.

2. Минеральные ресурсы:

а) металлические (железная руда)- КМА.

б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.

Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?

Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.

4. Практическая работа на контурной карте

Отметить бассейны:

Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности.

Печорский угольный бассейн.

Подмосковный угольный бассейн.

Поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон, Прикамье.

Нефть на востоке равнины.

Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове.

Значками ученики на контурной карте отмечают полезные ископаемые Русской равнины.

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

5. Мозговой штурм

Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?

Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.

Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.

Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.

Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?

Алгоритм задания

Вопросы

Проблема рационального использования.

По картам атласа и учебника найдите водные системы:

1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции

1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Назвать отрицательные последствия ГЭС

2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки и обозначить на карте

3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях

2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами.

3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов?

5. Какими породами представлены лесные ресурсы?

Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.

Вывод: На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

6. Мозговой штурм

Решите проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов.

При строительстве – отрицательные последствия ГЭС.

Пути решения проблемы. Дискуссия: надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Лесные ресурсы представлены разнообразными породами.

Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв.

Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.

Учитель географии : Третья группа готова рассказать о своих результатах.

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблемы рационального использования.

1. Назвать почвы Русской равнины и выделить среди них самые плодородные.

1. Какие проблемы возникают при распашке земель?

2. Каким образом используются эти почвы? Отметить на карте основные культуры сель.хоз.

2. Какие меры предпринимаются для улучшения земель и их рационального использования?

3. Что собой представляют агроклиматические ресурсы?

Ученики: Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.

На карте:

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.

Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.

К югу – садоводство, бахчеводство.

7. Мозговой штурм

Решите проблему использования почв.

Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).

Пути решения проблемы – мелиорация (борьба с эрозией, полезащитные полосы).

Учитель: четвертая группа занималась интереснейшим исследованием, давайте послушаем их.

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблема рационального использования

1. Что означает термин “рекреационные ресурсы”.

2. Приведите примеры живописных ландшафтов и мест отдыха на территории Русской равнины.

Проблема сохранения редких и исчезающих видов животных, растений.

Проблема сохранения ландшафтов

Ученик: Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха. Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Рекреационные ресурсы – места отдыха.

На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.

Учитель: В прошлом году наши гимназисты участвовали в экскурсии по «Золотому кольцу России»

А есть ли достопримечательности в Ставропольском крае. Назовите достопримечательности Ставропольского края и региона Кавказских Минеральных вод

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

После окончания работы определяют в группах активно работавших учащихся и сами выставляют себе оценки.

8. Домашнее задание

Параграф 34.

Составить кроссворд по теме “Русская равнина”

Написать сочинение “Мне нравится своя местность по тому что…

Написать сообщение “Острые проблемы Русской рав нины”.

    Углубить и расширить знания о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении). Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов. Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации. Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.
    Образовательные: расширить знания о природных ресурсах Русской равнины. Развивающие: Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии. Воспитательные: Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, беседа

Оборудование: презентация, физическая карта России, книги, атласы, контурные карты

Ход урока

Организационный момент

Повторение изученного материала:

    3-4 человека работают с контурными картами. (Приложение) 3-4 человека по карточкам 1 человек у доски (проверка знаний номенклатуры) Фронтальный опрос:

-На каком участке земной поверхности расположена Русская равнина?

-Назовите щиты Русской платформы? Какими породами она сложена?

-Что вы можете сказать о климате Русской равнины?

Сообщение целей и задач урока:

Сегодня, мы продолжим изучать природу Восточно-Европейской равнины, расширим знания о природных ресурсах Русской равнины. Рассмотрим проблемы рационального их использования. Запишите тему урока: Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования. Слайд 1

Изучение нового материала:

- Чтобы выполнить все выше поставленные задачи нам нужно ответить на следующие вопросы: Слайд 2

-Чем можно объяснить высокую плотность населения на равнине?

-Какими природными ресурсами обладает равнина?

-Какие нарушения природных ландшафтов наблюдаются при добычи полезных ископаемых ?

-Как решить проблему рационального использования природных ресурсов?

- Итак, чем можно объяснить высокую плотность населения на Восточно-Европейской равнине? Слайд 3

Русская равнина богата разнообразными, природными ресурсами, благоприятные климатические условия, плодородные почвы, равнинный рельеф: способствовали заселению Русской равнины.

Ценность природных ресурсов Русской равнины определяется, прежде всего, их богатством и разнообразием, а так же местоположением в наиболее густонаселенной части России.

Какими природными ресурсами обладает Русская равнина?

Минеральные Водные Почвенные и агроклиматические Лесные Рекреационные Слайд 4 (запись в тетради)

Физ. минутка

Запишем природные ресурсы:

Минеральные ресурсы представлены железными рудами Курской магнитной аномалии. Основная руда - магнетит. Слайд 5,6

Запасы каменных и бурых углей сосредоточены в Печорском и Подмосковном бассейнах. Слайд 7

Нефть и газ добываются на месторождениях Волго-Уральского и Тимано-Печорского нефтегазоносных районов. Эксплуатируются газоконденсатные месторождения Астраханской области . Слайд 8

Месторождения горючих сланцев открыты в Псковской и Ленинградской областях , в Самаре. Слайд 9

Крупные месторождения солей, открыты в Прикаспийской низменности. Разработка ведется на наиболее крупных соляных озерах - Эльтон и Баскунчак. Слайд 10

Промышленные скопления фосфоритов имеются в Подмосковье (Егорьевское), Поволжье (Кинешмское, Вольское и др) Слайд 11

Какие нарушения природных ландшафтов наблюдаются при добычи полезных ископаемых?

При добычи полезных ископаемых происходит нарушение земель, уничтожений их плодородного слоя, создаются новые формы рельефа, часть земель занято обвалами и карьерами. Слайд 13

Рассмотрим и другие ресурсы.

Водные ресурсы. Русская равнина обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом - реки используются как транспортные магистрали для судоходства и лесосплава. Наиболее обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Слайд 14, 15

Строительство ГЭС на крупных и малых реках, сопровождаемое созданием водохранилищ , так же внесло печальную лепту в изменение природы Русской равнины. Крупнейшими водохранилищами являются Куйбышевское, Рыбинское, Волгоградское, Цимлянское, Камское, Саратовское. Колокольня. Город Калязин после создания водохранилища Слайд 16.

Почвенные и агроклиматические ресурсы Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих с/х культур

На Русской равнине размещены основные площади черноземов - самых плодородных почв. Слайд 17,18

Как решить проблему рационального использования почв? Слайд 19

Для того чтобы почвы не теряли свое плодородие нужно рациональное их использование: на примере не черноземной зоны покажем рациональное использование земель. Основным видом мелиорации здесь является осушение избыточно увлажненных земель. На ряду с осушением требуется внесение удобрений и известкования почв, уборка камней и раскорчевка древесно-кустарниковой растительности, снегозадержания и регулирования снеготаяния, укрупнения полей и улучшения их формы.

Лесные ресурсы Русская равнина обладает большими запасами промышленной древесины обладают еловые и сосновые таежные леса. Промысловое значение имеют пушные животные северо-восточных районов тайги и боровая дичь. Слайд 20, 21, 22

Рекреационные ресурсы слайд 23

Они разнообразны, но плохо освоены.

Валдай и озеро Селигер слайд 26

Ладожское и Онежское озеро слайд, 27,28

Астраханская дельта слайд 29

«Золотое кольцо России» слайд 30, 31

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

Работа с учебником слайд 32

Какие территории Русской равнины наиболее изменены человеком?

Какие меры применяются для сохранения естественных ландшафтов?

Ответим на главный вопрос:

Как рационально использовать природные ресурсы?

Выслушиваются мнения учащихся.

Закрепление изученного материала: Выполнение самостоятельной работы

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

Домашнее задание параграф 29 вопросы. Письменно вопрос 5

Приложение

На контурной карте отметьте:


Работа по карточкам «Угадайте по описанию»:

Природа этого края сурова и прекрасна. Здесь построен первый курорт России в 1719 году по указанию Петра 1. Источник минеральной воды содержит большое количество железа. Название «Марциальные воды» (Карелия) Самое большое озеро Русской равнины. Его площадь составляет 18100 кв. км. На этом озере больше 660 островов. Наиболее известны Вааламские острова. (Ладожское озеро) Его называют главным сокровищем Валдая. На озере около 160 островов. В него впадает более 100 притоков, а вытекает всего одна река (озеро Селигер) Ее называют труженицей России, матерью русских рек. Это крупнейшая река всей Европы. (Волга) На Северо-Востоке от Москвы расположено несколько древнерусских городов. Они связаны между собой общей, не простой историей и, самое примечательное, - сохранившимися памятниками древнерусского зодчества. Эти земли помнят Ярослава Мудрого и Владимира Маномаха, Александра Невского и Дмитрия Пожарского, здесь черпали свое вдохновение знаменитые художники, поэты и писатели. (Золотое кольцо России)

Самостоятельная работа в 8 классе по теме «Природные комплексы Русской равнины»

1.Русская равнина расположена:

А) на древней платформе;

Б) на молодой платформе;

В) на щите.

2. К поднятиям фундамента приурочены:

А) Валдайская возвышенность;

Б) Среднерусская возвышенность;

В) Тиманский кряж;

Г) Северные Увалы.

3. На щите расположены:

А)Кольский полуостров; Б)Тиманский кряж;

В) Карелия; Г) Валдайская возвышенность.

4. Восточно-Европейская равнина имеет рельеф: А) плоский; Б) холмистый.

5. На Русской равнине преобладают:

А) плоскогорья и низменности;

Б) плоскогорья и возвышенности;

В) возвышенности и низменности.

6. Климат Русской равнины:

А) морской; Б) умеренно-континентальный;

В) континентальный.

7. На территории большей части Русской равнины господствуют:

А) антициклоны; Б) циклоны.

8. «Озерным краем» называют:

А) центр Русской равнины;

Б) северо-восток Русской равнины;

В) северо-запад Русской равнины.

9. Самое крупное озеро Русской равнины:

А) Ладожское; Б) Онежское;

В) Имандра.

10. В тайге Русской равнины распространены леса:

А) еловые и пихтовые; Б) лиственные; В) еловые и сосновые.

Ответы: 1-А, 2-Б, 3-А, В, 4-Б, 5-В, 6-В, 7-Б, 8-В, 9-А, 10-В.

На контурной карте отметьте:

Границы Русской равнины Укажите моря, омывающие Русскую равнину: Белое, Баренцево, Карское, Балтийское, Азовское, Черное Укажите полуострова: Канин, Кольский Остров Новая Земля Реки: Мезень, Северная Двина, Волга Озера: Онежское, Ладожское Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы Низменность: Прикаспийская Города: Псков, Москва, Архангельск.

Угадайте по описанию:

На контурной карте отметьте:

Границы Русской равнины Укажите моря, омывающие Русскую равнину: Белое, Баренцево, Карское, Балтийское, Азовское, Черное Укажите полуострова: Канин, Кольский Остров Новая Земля Реки: Мезень, Северная Двина, Волга Озера: Онежское, Ладожское Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы Низменность: Прикаспийская Города: Псков, Москва, Архангельск.

Угадайте по описанию:

Природа этого края сурова и прекрасна. Здесь построен первый курорт России в 1719 году по указанию Петра 1. Источник минеральной воды содержит большое количество железа. Название «Марциальные воды» (____________________) Самое большое озеро Русской равнины. Его площадь составляет 18100 кв. км. На этом озере больше 660 островов. Наиболее известны Вааламские острова. (__________________________) Его называют главным сокровищем Валдая. На озере около 160 островов. В него впадает более 100 притоков, а вытекает всего одна река (______________________) Ее называют труженицей России, матерью русских рек. Это крупнейшая река всей Европы. (______________) На Северо-Востоке от Москвы расположено несколько древнерусских городов. Они связаны между собой общей, не простой историей и, самое примечательное, - сохранившимися памятниками древнерусского зодчества. Эти земли помнят Ярослава Мудрого и Владимира Маномаха, Александра Невского и Дмитрия Пожарского, здесь черпали свое вдохновение знаменитые художники, поэты и писатели. (__________________________)

Природные ресурсы Русской равнины - необычайно многообразны. Их основная ценность заключается в том, что расположены они в наиболее густонаселенной территории Российской Федерации - а значит, доступны для широкого использования людьми.

Водные ресурсы

Гидрогеографическая сеть Русской равнины представлена многочисленными озерами и реками, в число которых входит и самая большая река России - Волга. Эта река имеет огромное хозяйственное значение, так как соединяет своими водами разные экономические районы Российской Федерации. Бассейн Волги орошает более 2.5 млн. га земель. Глубина реки и объем бассейна позволяет функционировать здесь судоходству.

Еще одна крупнейшая река Русской равнины - Дон, в настоящий момент переживает экологический кризис: существенно сократилась дельта водоема, в речку в больших количествах поступают морские соленые воды, что ежегодно сокращает рыбные запасы. На побережьях Дона и Волги очень хорошо развито сельское хозяйство, так как дефицит увлажнения здесь отсутствует.

Русскую равнину также омывают моря: Балтийское, Баренцево, Каспий, Белое и Черное.

Балтийское море необычайно богато морепродуктами, добыча которых активно видеться в Калининградской области. Кроме того, в море расположены довольно большие запасы нефти, однако их добыча на данный момент является проблемной, из-за угрозы экологической безопасности водоема.

На российском побережье Балтийского моря расположены курорты - Пионерский, Светлогорск, Сестрорецк, и Зеленогорск. Большое транспортное значение для Российской Федерации имеет Черное море. На черноморском побережье расположены основные морские транспортные узлы, а также центры рыбного промысла.

Источником природного газа и нефти является Каспийское море. Здесь активно ведется добыча этих ресурсов, что неблаготворно влияет на экологию акватории моря. Самое маленькое море Русской равнины - Белое море. Его общая площадь с учетом мелких островов составляет приблизительно 90 тыс. кв. км. На дне этого моря геологи недавно обнаружили железомарганцевые запасы, сегодня видеться разработка проекта по их добыче.

Полезные ископаемые

Минеральные ресурсы представлены преимущественно железными рудами, родники которых расположены на землях курской магнитной аномалии. Балансовые запасы железных руд Русской равнины становят более 50% от количества всей страны. Белгородская область богата запасами бокситов с высоким содержанием глинозема.

На территории Русской равнины есть химическое сырье - фосфориты (Московская и Брянская обл.), калийные и каменные соли (Верхнекамский бассейн). В Тульской, Московской, Брянской и Белгородской областях распространены запасы строительного сырья: мергели, мел, тонкозернистые и кварцевые пески, каолиновые глины.

Топливное сырье - нефть, газ и торф, добывается в Костромской, Ивановской областях, и в Среднем Поволжье.

Флора и фауна

Русская равнина богата растительностью, которая является кормом для крупного рогатого скота. Степи и полупустыни - пастбище для овец, разведение которых весьма распространено в южных регионах. Моховые тундры являются кормовой базой для оленеводства.

Из промышленных видов животных лесотундры и тундры, большую ценность имеют горностай, писец и боровая дичь, из рыб - сиг, щука, семга, голец. Для сохранения исчезающих видов растений и животных в 1931 году, на территории Русской равнины был организован Центрально-Лесной заповедник, который функционирует и до нашего времени.