В декабре 1966 г. в главной советской газете «Правда» появилась статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества». Оформлялась новая идеологическая концепция: завершение полного построения социализма (о чем было объявлено на ХХ! съезде КПСС) знаменует новый длительный период социалистического развития - стадия развитого социализма. Вступление в коммунизм как бы откладывалось на неопределенный срок. Провозглашалось, что развитой социализм - это закономерный и необходимый этап, в ходе которого в полной мере реализуются преимущества социалистического строя. В 1967 г. о построении в СССР развитого социализма было сказано уже самим Брежневым в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции, а окончательно этот вывод был закреплен на XXIV съезде партии в 1971 г.

Концепция развитого социализма призвана была решить ряд очень непростых задач. Во-первых, «примирить» фундаментальные положения марксистско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма: сохранение классового деления общества, различных форм собственности, товарно-денежных отношений и, наконец, самого государства с его чиновничьим аппаратом. Во-вторых, обосновать отход от прежних амбициозных проектов («косыгинская реформа» - один из них) к более спокойному, стабильному развитию. В-третьих, внедрить в сознание граждан, что окружающая их действительность - сама по себе ценность, которая должна приносить удовлетворение и вселять гордость. Все эти идеи отвечали интересам бюрократической, в первую очередь партийной, верхушки. Их реализация давала ей право считать свое главенствующее положение в советском обществе не только оправданным, но и законным. Это снимало политическую ответственность за нарастание негативных тенденций, в конечном счете приведших к «застою» 1970-1980-х гг.

Еще по теме Развитой социализм:

  1. § 2. КОНСТИТУЦИЯ СССР И ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ В ГОДЫ ПОЗДНЕГО «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА». 1977-1985
  2. § 5. Тенденции развития советского авторского права в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму
  3. Глава III Методология технологического детерминизма и вульгарного эволюционизма в буржуазных трактовках современного этапа социально-экономического развития социализма


Брежнев Развитой социализм (экономическая основа) - совокупность производственных отношений социализма на этапе его зрелости. После окончания переходного периода от капитализма к социализму общество в своем движении к коммунизму проходит два этапа: социализм, построенный в основном, и зрелый, или развитой, социализм.

Общество развитого социализма в СССР ныне представляет собой высшее достижение социального прогресса. Его основные черты закреплены в новой Конституции СССР. На этом этапе социализм развивается на собственной основе. Экономика развитого социализма опирается на высокоразвитые производительные силы . Уже в результате социалистической реконструкции народного хозяйства технический уровень производственных фондов , прежде всего вновь созданных предприятий и отраслей, в СССР достиг уровня развитых капиталистических стран; в последующий период на ряде направлений технического прогресса создается принципиально новая техника. Одновременно стал складываться мощный научный потенциал, резко возросла роль науки в развитии общества.

Повышение общеобразовательного уровня и квалификации трудящихся, развертывание сети высших и средних учебных заведений обеспечили создание многомиллионной армии высококвалифицированных рабочих, специалистов и научных работников. В результате сложился и успешно действует единый мощный народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. В сфере материального производства основу этого комплекса составляют мощная современная многоотраслевая промышленность (тяжелая - металлургия, энергетика, машино- и приборостроение, электротехника, химия и нефтехимия; аграрно-промышленные отрасли, легкая и пищевая) и крупное, основанное на коллективистских принципах, высокомеханизированное сельское хозяйство.

УЧЕБНИК «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Марксистская теория, ставшая фундаментом советской государ­ственной идеологии, основывалась на очень простых и широко распрост­раненных представлениях: можно построить справедливое общество, где в отношениях между людьми не было бы корысти, насилия и эксплуатации. Источниками всех этих бед объявлялись частная собственность и государ­ство. Таким образом, путь к идеалу должен был лежать через уничтожение всех признаков государства и через ликвидацию прослойки, обслуживаю­щей государственную власть, - бюрократии.

Однако вся история социализма в СССР вступала в вопи­ющее противоречие с выводами марксизма об отмирании госу­дарства. Со смертью Сталина исчезли последние препятствия для превращения бюрократии из «обслуги» государственной власти в самостоятельную общественную и политическую силу, претендующую на полное овладение этой властью. Положение осложнилось еще и тем, что внутри правящей верхушки прои­зошло выделение отдельных групп на основе различных госу­дарственных ведомств и структур. В сознании людей советское государство все больше связывалось не с коммунистическими идеалами, а с интересами бюрократии.

Энергетический заряд, содержавшийся в марксистско- ленинской идеологии, оказался во второй половине 60-х гг. на грани исчезновения. Это проявилось в очевидном спаде массово­го трудового энтузиазма, росте социальной апатии, все более широком распространении «идейно чуждых» явлений и т.п. Главной задачей в идеологии становится формирование у трудя­щихся веры в возможности советского строя.

В декабре 1966 г. в главной советской газете «Правда» появилась статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества». Оформлялась новая идеологичес­кая концепция: завершение полного построения социализма (о чем было объявлено на XXI съезде КПСС) знаменует новый длительный период - стадию «развитого социализма», в ходе которой в полной мере реализуются преимущества социалис­тического строя. Вступление в коммунизм откладывалось на неопределенный срок. В 1967 г. о построении в СССР «раз­витого социализма» было сказано уже самим Брежневым в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции, а окон­чательно этот вывод был закреплен на XXIV съезде партии в 1971 г.

Концепция «развитого социализма» призвана была, во- первых , «примирить» фундаментальные положения марксист­ско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма: сохранение классового деления общества, различных форм собственности, товарно-денежных отношений и, наконец, само­го государства с его чиновничьим аппаратом. Во-вторых, обос­новать отход от прежних грандиозных проектов (экономичес­кая реформа 1965 г. - один из них) к более спокойному, ста­бильному развитию. В-третьих, внедрить в сознание граждан, что окружающая их действительность - сама по себе цен­ность, которая должна приносить удовлетворение и вселять гордость.


Новая Конституция

Новая концепция развития повлияла на законодательство страны. Конституция 1936 г. перестала отвечать поставленным задачам. Например, первая статья Конституции называла СССР «государством рабочих и крестьян», вторая статья говорила о «завоевании диктатуры пролетариата», что никак не увязыва­лось с декларированием «подлинной» демократии. К тому же в сложившемся образе государственной власти уже практически не было «пролетарских» черт. Необходимо было новое определе­ние политической системы, социальной структуры, характера экономического, межнационального развития СССР.

В феврале 1976 г. на XXV съезде КПСС было решено приступить к практической подготовке принятия новой Консти­туции СССР. Подготовка велась под лозунгом совершенствова­ния социалистической демократии, и как реальное подтвержде­ние этого с мая 1977 г. было организовано всенародное обсуж­дение проекта. Проект Конституции был опубликован в газетах, и граждане получили возможность предлагать к нему поправки.

Таким образом, видимость демократического процесса была со­блюдена. Окончательный текст Конституции был утвержден 7 октября 1977 г. на сессии Верховного Совета СССР. Важнейшей статьей в ней стала статья 6, которая гласила: «Руководя­щей и направляющей силой советского общества, ядром его по­литической системы, государственных и общественных органи­заций является Коммунистическая партия Советского Союза». Это привело к еще большему усилению значения партийного аппарата во всей властной пирамиде, окончательно устанавлива­ло членство в партии как обязательное условие для любой карьеры. Вместе с тем сам факт появления в Конституции осо­бой статьи о КПСС говорил об ослаблении идейного влияния партии. Ранее в формальном закреплении ее роли руководящей силы просто не было надобности.

Государство объявлялось «общенародным», т.е. отныне оно должно было в равной степени представлять интересы всех общественных слоев. Это положение должно было стать обосно­ванием торжества «подлинной» демократии в Советском Союзе.

По-новому трактовалась сложившаяся в СССР социаль­ная структура: советское общество объявлялось однородным. По-прежнему сохранялись классы - рабочий и колхозное крестьянство и «социальная прослойка» - интеллигенция, но их отличия объявлялись незначительными.

На самом деле советское общество не только не являлось однородным, но его структура становилась все более иерархичной, напоминая некую социальную пирамиду.

Главным признаком социального положения было то, какое место гражданин занимает по отношению к власти. Важнейшее место в характеристике общества «развитого социализма» занимал в новой Конституции вопрос о состоянии и развитии межна­циональных отношений. Провозглашалось, что в результате сближения на­ций и народностей в СССР сложилась «новая историческая общность - со­ветский народ». Но при этом не объяснялось, по каким критериям одни национальности носят конституционный статус нации, а другие - народности, почему одним разрешено иметь государственность в форме союзной республики, другим - лишь автономной, а третьи не имели даже этого.

Теоретики социализма полагали, что у него должна быть высшая ступень – развитой социализм. О достижении этой ступени заявили в СССР во второй половине прошлого века. Но была ли она достигнута на самом деле? Развитой социализм - это стадия развития общества в СССР, о начале которой руководство Советского Союза заявило в 1967 году. Термин был употреблен генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым, обращавшимся к гражданам по случаю 50-летней годовщины Октябрьской революции.

Концепция развитого социализма

Авторы данной концепции представили положения, которые, по их мнению, подтверждались в советской действительности. Считалось, что СССР создал необходимую материально-техническую базу, социально-экономическое положение его граждан улучшалось, возможности для удовлетворения всех потребностей увеличивались.Партийные деятели полагали, что советское общество является сплоченной массой, в которой не происходит серьезных конфликтов. И, несмотря на периодические проблемы в решении национального вопроса, было заявлено об успешном достижении цели.Концепция развитого социализма включала в себя широкую идеологическую работу. Повышалась роль научно-технического прогресса и трудовой дисциплины, заявлялось о росте народного благосостояния.Для воплощения в жизнь теоретических идей в Советском Союзе начали проводить и новую аграрную политику. СССР был не только промышленным государством, но и сельскохозяйственным, поэтому авторы концепции заявляли о необходимости укрепления колхозов и совхозов, подъема сельского хозяйства и модернизации деревни.Построение развитого социализма, по мнению теоретиков, было невозможным без перехода советских граждан к принципиально новому образу жизни, в основе которого должны были лежать обновленные постулаты, соответствующие историческому моменту. Считалось, что производственную сферу нужно организовать таким образом, чтобы она полностью удовлетворяла материальные нужды страны и ее населения. Планировалось формировать высокую духовность и мораль, дать каждому человеку возможности для всестороннего и гармоничного развития.

Развитой социализм на практике

По мнению большинства историков, общество развитого социализма в СССР построено не было. Теория и практика во многом расходились. В частности, Ю.В. Андропов, сменивший Л.И. Брежнева на посту руководителя партии, заявил в 1982 году о намерении совершенствовать развитой социализм, отметив, что этот процесс будет довольно длительным. Однако этого не произошло, а через несколько лет, с распадом Советского Союза, путь страны к развитому социализму и коммунизму прекратился окончательно.

Развитой социализм - это стадия развития общества в СССР, о начале которой руководство Советского Союза заявило в 1967 году. Термин был употреблен генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым, обращавшимся к гражданам по случаю 50-летней годовщины Октябрьской революции.

Концепция развитого социализма

Авторы данной концепции представили положения, которые, по их мнению, подтверждались в советской действительности. Считалось, что СССР создал необходимую материально- базу, социально-экономическое положение его граждан улучшалось, возможности для удовлетворения всех потребностей увеличивались.

Партийные деятели полагали, что советское общество является сплоченной массой, в которой не происходит серьезных конфликтов. И, несмотря на периодические проблемы в решении национального вопроса, было заявлено об успешном достижении цели.

Концепция развитого социализма включала в себя широкую идеологическую работу. Повышалась роль научно-технического прогресса и трудовой дисциплины, заявлялось о росте народного благосостояния.

Для воплощения в жизнь теоретических идей в Советском Союзе начали проводить и новую аграрную политику. СССР был не только промышленным государством, но и сельскохозяйственным, поэтому авторы концепции заявляли о необходимости укрепления колхозов и совхозов, подъема сельского хозяйства и модернизации деревни.

Построение развитого социализма, по мнению теоретиков, было невозможным без перехода советских граждан к принципиально новому образу жизни, в основе которого должны были лежать обновленные постулаты, соответствующие историческому моменту. Считалось, что производственную сферу нужно организовать таким образом, чтобы она полностью удовлетворяла материальные нужды страны и ее населения. Планировалось формировать высокую духовность и , дать каждому человеку возможности для всестороннего и гармоничного развития.

Развитой социализм на практике

По мнению большинства историков, общество развитого социализма в СССР построено не было. Теория и практика во многом расходились. В частности, Ю.В. Андропов, сменивший Л.И. Брежнева на посту руководителя партии, заявил в 1982 году о намерении совершенствовать развитой социализм, отметив, что этот процесс будет довольно длительным. Однако этого не произошло, а через несколько лет, с распадом Советского Союза, путь страны к развитому социализму и прекратился окончательно.

Духовность человека – очень сложное и многогранное понятие, охватывающее одновременно несколько сторон личности человека. Что на самом деле означает это слово?

Если человек отказывается от своего эго и начинает проявлять качества, присущие Творцу, можно считать, что он делает первые шаги на пути к истинной духовности. Ведь быть духовным – не означает много молиться, ходить в церковь или изучать специальную духовную литературу. Духовность гораздо выше подобных мирских понятий, она охватывает стремление души человеческой соединиться с Создателем, стать хоть в чем-то подобной ему и начать приносить пользу другим.

Изначально каждый человек ищет выгоды только для себя. Мы стремимся улучшить свою собственную жизнь, совершенно позабыв о нашем великом предназначении – жить в социуме. Если Господь создал человека по своему образу и подобию, он не мог ограничиться лишь внешним физическим сходством, но вложил в душу божественную искру, которой обязательно дано разгореться и зажечь своим внутренним светом как самого человека, так и людей, его окружающих.

Вот именно в момент осознания этого единства с создателем и отказа от собственного во имя общего и происходит становление духовности человека. Истинная духовность – это бескорыстное служение Богу и людям, подчас даже незнакомым. Человек проникается идеями добра, света и становления духа над плотью, перестает заниматься личным накопительством и посвящает часть своей жизни или даже всю жизнь целиком служению Богу и людям. Некоторые, осознав ошибочность своих прежних суждений, отрекаются от мира и уходят в монастыри, где посвящают жизнь служению и молитвам. Другие, и таких гораздо меньше, направляют все силы на помощь окружающим.

Но не стоит думать, что качество это в его первоначальном значении, присуще исключительно людям духовного сана, священнослужителям и убежденным верующим. Если воспринимать духовность как чистоту души, помыслов и бескорыстное стремление человека служить своей жизнью другим, она предстает гораздо шире и многогранней. Во все времена, даже когда такого понятия еще не существовало, ценились бескорыстность, доброта и чистота помыслов. А именно эти качества и являются составляющими истинной духовности человека.

Безусловно, духовность – понятие высоконравственное, относящееся к тонким материям и доступное далеко не для каждого. Но это не означает, что люди, не достигшие подобного, в чем-то хуже или ниже по статусу. Просто каждому человеку дана возможность проявить себя в этой жизни и кто-то делает это, развиваясь для других.

Видео по теме

В переводе с латыни слово "мораль" означает "то, что касается нравов". Это наука о поведении человека в обществе, допустимых и недопустимых способах его действия в тех или иных ситуациях, о целях существования цивилизации в целом и каждого человека в отдельности. В широком смысле мораль - это наука о добре и зле.

В любом обществе есть писаные и неписаные правила, определяющие, что , а что категорически запрещено. Эти правила не обязательно имеют юридическую силу. Нарушивший их не всегда подвергается наказанию со стороны государства и его структур, но может стать изгоем в обществе. В этих случаях говорят, что человек нарушил моральные принципы, принятые в его среде. Яркий несовпадения законов с моральными принципами - дуэли, с помощью которых дворянства в прошлом решали многие споры. Законодательством такие поединки во многих странах были запрещены, однако отказ от дуэли в глазах данного сословия зачастую был проступком гораздо более серьезным, чем нарушение закона.

Понятие морали сформировалось в Древней Греции. Моралью Сократ называл науку о человеке, в противовес физике, которая занималась явлениями природы. Эта часть философии, которая старается ответить на вопрос об истинном предназначении человека. Это пытались еще . Согласно определению эпикурейцев и гедонистов, истинной целью существования человека является счастье. Стоики выработали свою концепцию и определили эту цель как добродетель. Их позиция нашла свое отражение во взглядах философов более поздних эпох - например, Канта. Позиция его "философии долга" основана на том, что человек не может быть просто счастлив, он должен заслужить это счастье.

Существуют идеальная и реальная морали, и вторая не всегда совпадает с первой. Например, основой христианской морали являются десять заповедей. В идеале им должен следовать каждый христианин. Однако многочисленные войны, в том числе и религиозные, являлись явным нарушением запрета убивать. В каждой воюющей стране и другие моральные нормы, которые более соответствовали потребностям общества в конкретную . Именно они, в сочетании с заповедями, и являли собой реальную . Современные философы рассматривают мораль как способ сохранения того или иного общества. Задача ее - снижение конфликтности. Она в первую очередь рассматривается как теория общения.

Моральные принципы каждого конкретного человека формируются в процессе воспитания. Ребенок усваивает их в первую очередь от родителей и других окружающих его людей. В некоторых случаях усвоение моральных норм происходит в процессе адаптации человека с уже сложившимися взглядами к другому обществу. С этой проблемой постоянно сталкиваются, например, мигранты.

Наряду с общественной моралью существует и индивидуальная. Каждый человек, совершая тот или иной поступок, оказывается в ситуации выбора. На него оказывают влияние самые разные факторы. Подчинение моральным нормам может быть чисто внешним, когда человек совершает какое-то действие только потому, что так принято в его среде и его поведение вызовет симпатию у окружающих. Подобную мораль Адам Смит определял как мораль чувства. Но побуждение может быть и внутренним, когда добрый поступок вызывает у совершившего его ощущение гармонии с самим собой. Это - один из принципов морали вдохновения. Согласно Бергсону, поступок должен быть продиктован собственной природой человека.

В литературоведении нередко под моралью понимают вывод, который следует из описания. Например, мораль существует у , а порой и у , когда в заключительных строках объясняет прямым текстом, что он хотел сказать своим произведением.

Видео по теме

Источники:

  • Новая философская энциклопедия

Социализм – тип государственного устройства, основанный на принципах справедливого распределения общественных благ. В истории человечестве существовало множество концепций социалистического строя и несколько примеров их практического воплощения

Инструкция

Термин «социализм» впервые появляется в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834 год) в качестве нестрогого понятия. Противопоставляя его индивидуализму, Леру предлагает нечто схожее с принципом соборности в традиции. Первыми теоретиками социалистических идей можно считать Гегеля, Сен-Симона, в дальнейшем эта тема была поднята в работах Фурье, Прудона. Принципы социализма подразумевают устранение эксплуатации человека (характерной для капитализма) и отказ от частной собственности.

К концу XIX века оформляется анархическое направление социализма (наиболее ярко представлено Бакуниным, Кропоткиным). Анархисты считали, что справедливое распределение благ в принципе невозможно, покуда существует . Поэтому, по их мнению, нужно стремиться к его ликвидации.

Наиболее известная интерпретация идей социализма принадлежит немецкому философу и экономисту Карлу Марксу. В его теории общественно-экономических формаций (то есть исторически сложившихся форм) социализм является промежуточной ступенью между капитализмом и коммунизмом. : (средства производства сосредоточены в меньшинства, отсюда - рабочим не принадлежат результаты их труда, а разрыв между состоятельными и беднейшими слоями населения все увеличивается), и в коммунизме видел модель справедливого общества. Для этого он предлагал передать земельные ресурсы в руки , постепенно между городом и сельской местностью и через пролетаризацию населения постепенно уничтожить классовое . В отличие от анархистов, марксисты допускали возможность установления социализма демократическим, а не революционным путем.

В более широком контексте корни социализма как справедливого общества уходят в античность. Подобная система устройства была описана Платоном в его «Государстве»: каждый член общества занимает отведенную ему позицию, работая в сфере, наиболее отвечающей его способностям. Затем тема вновь появилась в эпоху Ренессанса: в работах Т. Мора (его «Утопия» - то есть «место, которого нет» дала название всему направлению), Т. Кампанеллы и авторов.

Реальное воплощение социалистических идей имело место в России после Октябрьской революции, а также в некоторых странах Восточной Европы, Латинской Америки, в Китае и ряде других государств. В большинстве из них идеи марксистско-ленинской идеологии доказали свою низкую эффективность. Вместе с тем, в государствах Северной Европы с конца XX века регулярно оказываются партии социалистического толка, обеспечивающие за счет высоких налогов бюджетное финансирование большинства общественно значимых институтов (образование, здравоохранение, поддержка малоимущих слоев населения). Однако и эта модель нередко подвергается критике.

Видео по теме

Под духовностью человека понимают совокупность его моральных принципов и традиций. Эти качества воспринимаются как положительная характеристика, поэтому многие люди задумываются, как их развивать.

Инструкция

Не стоит полностью доверять книгам об эзотерике. Даже само это понятие сейчас стали перевирать. В оригинале эзотерика – это скрытое, «внутреннее» знание, известное только посвященным высших степеней. Например, православные практики молчания и молитвы исихазм – это истинная эзотерика, мистические знания христианства. Сегодня же под соусом эзотерики преподносится легкая с элементами науки у авторов-мужчин и откровенно магическим мышлением у авторов-женщин. Не тратьте деньги и время на прочтение подобной литературы, лучше уж за современных философов, например, Хосе-Ортегу-и-Гассета либо Мунье. Они дадут нетривиальное понимание современных процессов и событий, а авторы псевдоэзотерики только преподносят прописные истины. Другое дело, что многие люди в книге ищут просто подтверждения своих мыслей, причем не самых оригинальных. Например, что деньги стоит уважать, чтобы они у вас были. Банально? Да, но из уст гуру это звучит как открытие.

Старайтесь больше ценить красоту, для начала – красоту материального мира. Останавливайтесь, чтобы полюбоваться закатом, носите с собой фотоаппарат и ловите прекрасные моменты. Можете стать личным фотографом своей второй половины. Постепенно вы начнете ценить и нематериальную красоту, когда научитесь находить для этого время.

Начните ценить свое и чужое эмоциональное состояние и не переводить все и вся в материальный эквивалент. Верьте, что любые хорошие поступки принесут вам добро. Этот закон звучит странно, но он действует. Законы воздаяния за добро и зло существуют, потому что вы своими поступками создаете свой круг людей, которые помнят и хорошее, и плохое. А ведь в большинстве ситуаций от людей зависит очень многое. Поэтому поступайте по-доброму и будьте готовы получать положительную реакцию от Вселенной или Бога.