При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2019 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

Первоначальные данные

Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов.

Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в Москве подчиняется отдельному местному закону. Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью. Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности.

Основные понятия

Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан. По сути, это аренда в организациях рабочего места
Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья
Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости
Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией
Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина

Перечень организаций

Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов.

К таким относятся следующие организации:

  1. У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек. Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
  2. Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  3. Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.

Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны.

В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

Нормативная база (Положение)

Изначально следует обратиться к Федеральному закону России №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Именно этот документ определяет, каким образом будет проходить распределение квот. Об этом говорится в статье 21.

Согласно Федеральному закону №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, работодатель должен оповещать Центр занятости о том, насколько выполнена программа по квотированию на его предприятии. Положения по этому поводу находятся в статье 25 ФЗ.

По городу Москва установлены правила по квотированию в дополнительном законодательном акте “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве” №742-ПП.

Это же постановление говорит о той отчетности, которую предоставляет работодатель о проведенном квотировании. Такой же закон есть и в Санкт-Петербурге — под номером 280-25 “О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге”.

Чтобы узнать точное количество квот, стоит обрабатывать именно эти документы. Поскольку в Москве эти показатели будут более высокими, чем в других областях страны.

Как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов по закону

В данном случае действует простой алгоритм того, как оформить инвалида на рабочее место. Ведь изначально государство устанавливает количество мест, на которые работодатель должен трудоустроить граждан с инвалидностью.

Эта процедура может быть осуществлена такими способами:

  1. Инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места.
  2. Работодатель разместил объявление о поиске такого сотрудника и трудоустроил его.
  3. Предприятие направило запрос в Центр занятости населения и уже эта организация направила специалиста.
  4. Получение специалиста возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Все эти варианты трудоустройства возможны и дальнейший алгоритм оформления гражданина на должность будет стандартным.

Кто обязан соблюдать нормы

Законодательство России говорит о том, что основным субъектом квотирования становится организация, в которой официально трудоустроено более 100 человек .

Для таких компаний местные власти будут устанавливать проценты квот, которые они должны будут выполнить и отчитаться перед контролирующими органами.

Если же на предприятии работает от 35 до 100 человек, государство устанавливает норму по квоте, которая не должна превышать 3 процента от числа сотрудников.

Для тех же, у кого количество рабочих менее 35 человек подобных норм не установлено. Не входит в систему та организация или предприятие, в котором уставный капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Как устроиться на работу (Центр занятости)

Для того, чтобы получить рабочее место по квоте, следует обратиться в Центр занятости. Но таким вариантом может воспользоваться только тот гражданин, у которого установлен статус инвалида третьей группы.

Иначе официально стать на учет не получится и искать работу придется используя другие методы. В данном же случае гражданин будет зарегистрирован и в случае наличия у него образования, ему будут подбирать вакансии.

Здесь возможно и понадобится прохождение переквалификации в связи с заболеванием или же получение соответствующего образования.

Посредством запроса работодателя в Центр занятости, гражданин и получает возможность попробовать свои силы на собеседовании. Если он подойдет в плане квалификации, то его будут трудоустраивать официально.

Порядок трудоустройства

В случае с инвалидом работодателя обязывают принимать гражданина на работу сразу. Испытательный срок к ним применяться не может.

Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

  • прохождение собеседования;
  • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
  • снятие с учета в Центре занятости;
  • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.

В каком размере устанавливается

Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

Но данные показатели должны быть в пределах диапазона от 2 до 4 процентов от среднего количества работников на предприятии:

В некоторых областях устанавливают нормы не в процентах, а числах сотрудников. В Мурманске и области действуют такие показатели:

Составление приказа (образец)

Этот документ призван издать положение о создании рабочего места и условий для совершения трудовой деятельности гражданина. Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов можно .

В тексте документа стоит указать такие моменты:

  1. Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
  2. Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
  3. Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
  4. В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять. Обязательно указание даты и подписи.

Достаточно часто нашими клиентами задается вопрос о необходимости внесения платежей за невыполнение квот и о возможности признания данных платежей в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Предлагаем Вашему вниманию позицию КОРПУСА ПРАВА по данному вопросу.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд без какой бы то ни было дискриминации и право на защиту от безработицы. Те категории граждан, которым наиболее сложно реализовать свое право на труд пользуются особой социальной защитой государства. Одним из способов обеспечения государством дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе инвалидам, является установление квоты для приема на работу инвалидов. 1 Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики в области занятости населения и способствовать реализации конституционных прав граждан, то есть обязаны соблюдать установленную квоту для трудоустройства инвалидов и предоставлять в органы социальной защиты информацию о наличии вакантных рабочих мест и о выполнении квоты. 2 Механизм установления квоты, а также размер и порядок внесения платы за невыполнения квоты устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации 3 .

На территории г. Москвы порядок квотирования рабочих мест инвалидов установлен Законом г. Москвы от 12.11.1997 г. № 47 "О квотировании рабочих мест инвалидов в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 г. № 125 - ПП "Об утверждении положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Согласно статье 2 Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", работодатели обязаны организовать рабочие места для инвалидов в пределах квот или внести в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого неустроенного инвалида в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Платежи должны вноситься ежемесячно, в соответствии с пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Таким образом, квоты для приема на работу инвалидов, введены на территории г. Москвы надлежащим образом. Однако, правовая природа платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты неоднозначна. Указанные платежи не признаются, в соответствии с Законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", мерой ответственности за нарушение закона. Также, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты не может быть признана налоговым платежом или сбором, так как не указана в перечне налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации 4 . Согласно пункту 1.5 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", квота считается выполненной в случае трудоустройства инвалида или уплаты суммы за нетрудоустройство, следовательно, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты является альтернативным способом исполнения закона, предусмотренным самим законом.

В случаях, когда для выполнения квоты работодатель создает рабочие места в рамках специального проекта, утвержденного, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы заключаются договоры на создание рабочих мест и получение субсидий. В этой ситуации между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы возникают гражданские правоотношения, и плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты может быть квалифицирована как альтернативное обязательство 5 или как санкция за нарушение обязательств, в зависимости от условий договора.

В связи с тем, что правовая природа этих платежей не определена, их взимание со стороны государственных органов фактически не контролируется. Обусловлено это следующим:

  1. работодатель несет гражданско - правовую ответственность за уклонение от уплаты сумм за нетрудоустройство, только если между ними заключен договор на создание рабочих мест, в пределах, предусмотренных договором;
  2. налоговой ответственности, работодатель не несет, так как плата за непредоставление рабочих мест в пределах квот, как отмечалось выше, не является налогом или сбором, следовательно, если работодатель не уплачивает данные платежи, он не совершает налогового правонарушения 6 ;
  3. уголовной ответственности за невнесение данных платежей не возникает, так как уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не попадает ни под один состав преступления 7 ;
  4. работодатель может быть привлечен к административной ответственности, однако следует иметь в виду, что работодатель привлекается к административной ответственности за нетрудоустройство, а не за уклонение от внесения платежей.
За непредоставление рабочих мест в пределах квоты, на работодателя могут быть наложены следующие санкции:
  • штраф от 5 до 50 МРОТ за нарушение законодательства о труде 8 (риск наложения этого штрафа наиболее велик);
  • штраф от 20 до 30 МРОТ за отказ в приме на работу инвалида в пределах квоты 9 (избежать этого штрафа возможно, отказав, например инвалиду не по причине отсутствия рабочих мест, а по тому, что его квалификация не соответствует требуемой; кроме того, большинство отказов в приеме на работу производиться устно, следовательно, доказать факт отказа будет сложно);
  • штраф от 30 до 50 МРОТ за непредставление сведений о наличии рабочих мест для инвалидов 10 (избежать этого штрафа можно, предоставляя необходимую информацию, так как положения закона о внесении платежей за невыполнение квот и о предоставлении информации - это два самостоятельных требования, таким образом, работодатель, может не вносить платежи, но предоставлять при этом информацию).
Следовательно, государственные органы не могут привлечь работодателя к ответственности за уклонение от внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот, а указанные выше штрафы могут быть наложены независимо от их внесения.

Кроме того, проверка правильности исчисления, уплаты и взыскание данных платежей напрямую не отнесены к компетенции какого - либо государственного органа. Налоговые органы не вправе проверять работодателей на предмет внесение платы за невыполнение квот, доначислять невыплаченные суммы, пени и взыскивать штрафы, так как налоговые органы могут следить только за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов 11 . Инспекция труда осуществляет только контроль за исполнением работодателями законодательства о труде 12 , которым является нетрудоустройство инвалидов, но не уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты, следовательно, Инспекция труда вправе только налагать штрафы, но не взыскивать неуплаченные суммы. В функции Министерства здравоохранения и социального развития и Городской комиссии по квотированию г. Москвы взыскание данных сумм также не включено.

Таким образом, любые действия государственных органов по взысканию платежей за невыполнение квот или любые предписания государственных органов, обязывающие работодателей уплатить указанные платежи, можно обжаловать как ненормативные акты или незаконные действия государственных органов 13 .

Если работодатель все-таки вносит платежи за невыполнение квот, у него возникают вопрос с их признанием в качестве расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль. По мнению налоговых органов г. Москвы, указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, так как не являются налогами и сборами, а представляют собой санкцию, наложенную государственными органами 14 . Однако, как рассматривалось выше, данные платежи не являются санкцией за нарушение закона, и, следовательно, могут быть признаны расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, как другие обоснованные расходы 15 . Подтверждением их обоснованности будут непосредственно Закон г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве" и Постановление Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", то есть нормативные акты органов местного самоуправления, которые, в соответствии с прямым указанием федерального закона, устанавливают условия, размер, сроки и порядок внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот. Аналогичная позиция высказывается и в последних разъяснениях МНС РФ 16 и Минфина РФ 17 .

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Наличие обязанности по уплате платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не корреспондирует с наличием установленного законом механизма их принудительного взыскания, а также отсутствием ответственности за их неуплату;
  2. В случае взыскания этих платежей с работодателя государственными органами, он может оспорить действия государственных органов, основываюсь на том, что взыскание не относится к компетенции этих органов;
  3. Неуплаченная сумма платежей может быть взыскана с организации только по решению суда и только в размере суммы долга, пени и штрафы взысканы быть не могут;
  4. В случае внесения работодателем указанных платежей, уплаченные им суммы будут учитываться при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Ирина КОЧЕРГИНСКАЯ,
старший юрист Центра налогового планирования
"Корпус права"

  1. Пункт 1 статьи 13 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", подпункт 15 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 20 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  2. Пункт 1, 3 статьи 25 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской федерации"
  3. Статья 21 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  4. Статьи 18-20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
  5. Статья 320 Гражданского кодекса РФ
  6. Пункт 1 статьи 114, статья 106 Налогового кодекса РФ
  7. Часть вторая Уголовного кодекса РФ
  8. Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  9. Статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  10. Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  11. Пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ
  12. Пункт 6 Положения "О федеральной инспекции труда", утвержденного Постановлением правительства № 78 от 28.01.2000 г.
  13. Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2001 г. № КА - А 40 /1427-01
  14. Письмо УМНС по г. Москве от 27.04.2002 г. № 26-12/204833, Письмо УМНС по г. Москве от 31.12.2003 г. № 26-12/72532
  15. Статья 252, подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
  16. Письмо Департамента налогообложения прибыли МНС РФ от 06.02.2004г. № 02-3-07/ 17
  17. Письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 16.06.2004 г. № 03-02-05/1/55

ГОРОДА МОСКВЫ

О квотировании рабочих мест


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 24, Том 1, 28.04.2009);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций (преамбула в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации , федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы , настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

3. Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) считается:

1) в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;

2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4

Статья 3. Порядок установления квоты

1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 ; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона

Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (статья в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

Статья 6. Экономическая поддержка работодателей

Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:

1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;

2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.

4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" , Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" .

Мэр Москвы
Ю.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

На тот случай, когда руководством предприятия, организации или учреждения принимается решение взять на работу человека с инвалидностью, существуют свои правила и законы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Опираясь на правовые нормы и положения при приеме на работу таких граждан, кадровый отдел и руководитель никогда не сделают грубых ошибок, правонарушений за которые инспекция Роструда могла бы их наказать административными штрафами.

Гарантированное право для инвалидов трудиться вместе с другими гражданами, не лишенных физических возможностей, определяется государственными квотами.

Что это такое

Вообще понятие квота определено как некий минимум, который обязательно необходимо выполнить юридическому лицу в отношении обязательств перед социальной защитой граждан той или иной категории. Практика «выдачи» квот на территории Российской Федерации может осуществляться в разных сферах.

В общей сложности квотирование в России охватывает следующие области государства:

  • определяются квоты для легального временного нахождения иностранцев на территории страны – миграционные квоты или квоты на РВП;
  • применимы квоты в отношении того или иного объема разрешенных товаров, которые провозятся через таможенные участки России – так называемые, тарифные, внешнеторговые или экспортные квоты;
  • допустимы квоты на проведение операции по высокой медицинской технологии – медицинские квоты, квота на ВМП, ЭКО, на лечение и др.;
  • квота для спортивных состязаний и обучения;
  • а также квоты для определения количества трудовых мест для инвалидов – рабочая квота.

Из этого следует, что такой механизм может применяться, где угодно, ограничивать, что угодно или давать разрешение на какой-либо допустимый норматив – получение неких благ гражданами государства. Нарушения определенных рамок, установленных в виде квот, всегда приводит к штрафам или санкциям.

Таким образом, можно найти следующие определения понятий:

В отношении рабочих квот следует обратить внимание на то, кто в данном случае по закону рассматривается в качестве работодателя.

Прежде всего, это юридическое или физическое лицо, которое официально зарегистрировано в установленном порядке и исправно платит все полагающиеся налоги, а также отчисления в Фонды обязательного социального страхования (ФСС) за своих работников.

Это социальная гарантия работнику-инвалиду, что такой работодатель обеспечит его всем необходимым для беспрепятственного трудового процесса и сохранения должности с зарплатой, даже если временно работник может пребывать в отпуске или на больничном бюллетене.

Между работодателем и работником, имеющим физические ограничения, всегда должен заключаться двухсторонний трудовой договор – временного или постоянного найма на работу.

Невыполнение требований или каких-либо установленных законом нормативов в вопросе квотирования граждан с инвалидностью приводит к наказанию работодателя контролирующим государственным органом – инспекцией Роструда или прокуратурой.

Обычно такой контроль осуществляется посредством специальных проверок предприятий. Квоты считаются невыполненными работодателями в следующих случаях:

  • когда зафиксировано нарушение в определении доли среднесписочного штата инвалидов по отношению к среднесписочному штату других работников – менее 2%;
  • наличие необоснованных отказов инвалидам устраивать их на работу тогда, как в организации имеются свободные вакансии для таких граждан;
  • ситуации, когда условия труда для инвалидов не соответствуют нормам и требованиям для квотирования таких рабочих мест;
  • прием на работу инвалида с наличием медицинских противопоказаний в отношении данного вида труда, осуществляемого гражданином.

Принимать на работу таких тружеников работодатели могут как по личной своей инициативе, так и по направлению из центра занятости – службы, занимающейся распределением трудоспособных граждан по найденным вакансиям для них.

Только центр занятости обязательно должен направить работника устраиваться на предприятие по квоте, а не простым направлением.

Каждый такой работодатель обязан по закону отчитываться перед службой занятости населения по открытым у него вакансиям, в том числе и квотируемым рабочим местам.

По квотам отчеты организациями предоставляются отдельно по «Квота ежемесячная» (на основании закона № 1032-1 от 19.04.91г., измененного 22.12.14г.).

За каждую единицу рабочей силы на предприятии работодатель несет ответственность, а за таких работников из слабо защищенной социальной категории, как инвалиды – втройне.

Правовые основы

Для того чтобы четко себе представлять, каким же образом и как работодатель имеет право принимать на работу граждан с ограниченными физическими возможностями, потребуется заглянуть в законодательные, правовые основы по этому вопросу.

В законе, который социально защищает инвалидов, полностью раскрывается понятие рабочая «квота» для инвалидов.

Квота рабочих мест инвалидов – это тот минимум численности рабочих мест в процентном соотношении, который организация обязуется перед законом выделять для трудоустройства инвалидов.

Проценты, относящиеся к количеству должностей для лиц с ограниченной физической возможностью, прописаны в законе № 181-ФЗ от 24.11.95г., отредактированном в последний раз 14.12.15г. – в главе 4 «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов», .

Такие места определяются, исходя из средней численности по списку основных работников на предприятии, имеющих среднесписочное количество должностей более чем 35, и менее или более 100 мест.

То количество вакансий, которое будет определено для инвалидов, обязательно должно включать в себя и те рабочие должности, которые уже заняты на предприятии официально работающими инвалидами.

В общей сложности минимум и максимум процентного соотношения квот для работы инвалидов в организации выглядит по закону следующим образом:

При этом среднесписочный объем рабочей силы не должен в себя включать те должности, которые отнесены к опасному и вредному труду.

Для определения таковых рабочих мест, не подлежащих включению в расчет квот для инвалидов, существуют критерии на предприятии – это специальные условия труда, регулярные аттестации таких профессий и особые отметки, оценки инспекцией Роструда, которые выступают для предприятия как норматив.

Такое положение введено в основной закон о соцзащите инвалидов правовым актом от 28.12.13г.

Те организации, которые учреждены специально для обеспечения трудовой деятельности инвалидов, имеют в своем штате основной контингент – работников с ограниченными физическими возможностями, тогда закон таких работодателей освобождает от введения квот, что выглядит вполне логичным.

Подытоживая, можно также отметить наиболее основные постулаты, применимые к инвалидам на основании закона , дающие социальные, трудовые гарантии такой категории граждан:

  1. Специальные рабочие места, предназначенные для инвалидов, определяются исключительно только квотированием.
  2. Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ от 08.09.93г., который действителен и сегодня.
  3. Законодатели и Правительственные или исполнительные органы государственной власти имеет право так или иначе стимулировать предприятия и организации для того, что работодатели организовывали рабочие места для инвалидов.
  4. Работодатели обязаны предоставить вместе с рабочими местами также и условия труда, которые бы соответствовали трудоспособности инвалидам, учитывая также реабилитационные программы для таких граждан. К примеру, соблюсти все гигиенические требования к обустройству рабочего места для инвалидов, согласно санитарным нормам – СП 2.2.9.2510-09, которые были утверждены государственным Главным врачом, Постановление РФ от 18.05.09г.
  5. На территории государства приветствуется также создание всех условий для предпринимательской деятельности ограниченных физически граждан.
  6. Образовательные программы, обучающие теми или иным новым профессиям, также должны включать в себя такую категорию граждан, как инвалиды.

За нарушение ведения учета квотированных рабочих мест по предприятию или иных невыполнений требований закона, работодатель может понести меру наказание, ответственность по следующим статьям законов.

За не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений:

Если были нарушены права инвалидов в отношении осуществления их занятости и трудоустройства, тогда нарушители будут привлекаться к ответственности с наложением административного штрафа по КоАП РФ – от 5000 до 10000 рублей.

Наказание последует сразу, после выявленного нарушения в виде отказа в приеме на работу гражданина с физическими ограничениями, тогда как вакансии свободные по квоте были.

Также работодатель может наказываться за то, что не предусмотрел создание специальных рабочий мест для инвалидов при всех существующих для этого возможностях.

Расчет

Так, как по закону определяется не сам размер квоты, а только лишь определенный предел, в диапазоне которого имеют право действовать предприятия, организации или учреждения, то определить конкретику в величие самой квоты предоставляется непосредственно работодателям.

На исчисление квоты по тому или иному предприятию влияют федеральные законы, которые по каждому субъекту выносятся свои.

Ведь один регион по развитию промышленной индустрии, к примеру, или сферы услуг, где могли бы работать инвалиды, существенно отличается от другого региона страны.

Например, для г. Москвы определено резервировать и оборудовать места для работы инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. Это регламентируется по Москве законом от 22.12.04г., измененным законом № 4 от 08.04.09г.

Уже в других областях действуют другие размеры квот. К примеру, в Ростовской области отмечаются наивысшие показатели – 4%, а в Воронежской зафиксированы средние отметки – 3%.

Рассчитывают количество рабочих мест по квоте, всегда ориентируясь на начало отчетного периода. Это необходимо для того, чтобы не сбиться со счета в случаях, когда в организации среднесписочное количество работников часто может меняться.

Вместе с этим, потому будет меняться и количество должностей для инвалидов:

Для того чтобы хорошо ориентироваться в расчетах таких зарезервированных мест, сколько их должно быть и как посчитать, достаточно изучить пример такого исчисления, которое производилось на одной из фирм:

Выполнение квоты для приема на работу инвалидов

Нужно обратить внимание на важность одной из деталей – при определении процента применяется не штатное расписание, а реальная списочная численность работников.

Если в организации происходит сокращение штата, то предлагать квотируемое для инвалидов рабочее место нельзя. Ведь тогда теряется весь смысл бронирования места для особой категории граждан.

Конечно же, если работник, попавший под сокращение, имеет инвалидность, тогда ему можно предложить вакансию из резерва для инвалидов. Ст.20 закона № 181-ФЗ говорит о надлежащем оборудовании рабочего места для инвалида той или иной профессии.

Такие меры обустройства условий труда должны учесть не только особенности выполнения обязанностей по должности, но также и принять во внимание индивидуальные возможности физического тела работника.

Для этого выполняют установку вспомогательной техники, площадок для инвалидных колясок, особая расстановка мебели в помещении, для слепых – тактильные маячки и т.д.

Если нужно, то работодатель обязан оснастить место для труда инвалида по высшему разряду – вплоть до построения дополнительных коридоров для их перемещения, обустройства отдельной столовой, лестниц, дополнительной вентиляции, освещения, механизмов для открывания окон, жалюзи, шкафов и прочее.

И это совершенно оправданно, ведь количество работников с ограниченными возможностями может быть достаточно большим и доходить до десятков, если предприятие крупное.

Финансирование для такого оснащения и специального оборудования рабочих мест инвалидам может поступать из центра занятости, если в данной государственной службе действует специальная программа по регулированию рынка труда.

К примеру, в 2011 году федеральным бюджетом предусматривалась такая выплата на оборудование одного такого рабочего места в размере 50 000 руб.

Такой программой тогда воспользовалось 11 000 организаций. На период с 2013 по 2019 годы, Указом президента РФ от 07.05.12г. учреждено оборудовать такие социальные рабочие места инвалидам в количестве до 14 200 объектов.

Квотирование в организации обязательно должно оформляться соответствующим приказом. Распоряжение Мособлтруда от 26.04.13г. представило приблизительную форму такого приказа .

Вслед за этим документом уже по каждой области определялись свои типовые формы приказов по квотированию рабочих мест.

Если в каком-либо регионе страны не нашлось стандарта документа, тогда кадровики обращаются за подобными уточнениями в госслужбу Центра занятости. Компания однозначно обязана оборудовать рабочее место для инвалида, если у нее работает свыше 35 работников.

Но на практике закон о квотировании может использоваться разными способами:

  • аренда мест, на которых уже работают инвалиды. Это относится к договорам аренды, заключаемым между организацией, которая использует только труд инвалидов и компанией, готовой воспользоваться продуктами деятельности трудящихся с ограниченными возможностями;
  • мероприятия по созданию рабочих квот совместно с другим предприятием. Применимо, когда есть смысл объединить производство или цеха;
  • денежные вклады в создание рабочих квотируемых мест. Работодатели вправе финансировать учреждения и организации общества инвалидов;
  • размещение заказов для инвалидов, трудоустроенных в специально оборудованном месте – обществе для граждан с ограниченными физическими возможностями.

Дистанционный труд инвалидов или работа на дому, которую может использовать в своих интересах работодатель, не относится к квоте.

Закона № 181-ФЗ обязанность создавать рабочее место на территории предприятия стационарно определена буквально как обязанность работодателя.

Поэтому такие трудовые договора для ограниченных физически работников, выполняющих свой труд вне территории предприятия, заключать нельзя – это признает прокуратурой как нарушение.

1. Что такое квотирование рабочих мест?

Квотирование рабочих мест является важнейшим средством содействия занятости граждан, которые испытывают трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест – это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и молодежи квотируемых категорий.
Трудоустройство на квотируемые рабочие места создает благоприятные условия для профессиональной реабилитации инвалидов, а у молодежи появляется возможность проявить себя в работе, использовать свои возможности и потенциал, обеспечить свою материальную независимость.

2. Какие организации обязаны выполнять квоты для инвалидов и молодежи?

Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, работодатели организуют в городе Москве квотируемые рабочие места. Рабочие места работодатель организует за счет собственных средств.

3. Какими нормативно-правовыми актами регулируется квотирование рабочих мест Москве?

В первую очередь мы руководствуемся такими федеральными законами как Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими.
В настоящее время вопрос содействия в трудоустройстве слабозащищенным категориям граждан, а именно инвалидам и молодежи, регулируется Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 г. № 90 (в ред. от 08.04.2009 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Москве.
Также действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т.д.).

4. Для каких категорий граждан предусмотрены квоты для приема на работу?

По Закону № 90, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для следующих категорий молодежи:

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;
  • выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
5. Размер квоты. Как рассчитать количество квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи?

Квота для приема на работу инвалидов и молодежи устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты составляет 4% от среднесписочной численности: 2 % - для трудоустройства инвалидов и 2 % - для трудоустройства молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотированные рабочие места составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину. Уменьшение квоты в отношении инвалидов не допускается.
Квота рассчитывается организацией самостоятельно.

6. В каком случае квота считается выполненной?

  1. в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
  2. в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
7. Каким образом происходит трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

* Самостоятельно инвалидом
* Самостоятельно работодателем
* По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя
* На специализированных ярмарках вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья

8. Какую ответственность несет работодатель, не трудоустраивающий инвалидов и молодежь по обязательной квоте?

Невыполнение работодателем установленной обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного законом г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45, административный штраф за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест составляет:

  • для должностных лиц от 3 000 до 5 000 руб.
  • для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

9. Каким образом производится постановка на учет и снятие с учета по квотированию? Предоставление отчетности по квотированию.

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальное подразделение Отдела квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН в соответствии со своим юридическим адресом.
При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку по Форме К-1 «Сведения о регистрации работодателя» (карточка должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером, заверена печатью организации) и предъявляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

  • копии Устава/Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза)/решения собственника (для учреждения);
  • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;
  • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдает форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).
В рамках межведомственного взаимодействия при постановке работодателя на учет ДТСЗН самостоятельно запрашивает:
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации – сняться с учета.
Для снятия работодателя с учета в территориальное подразделение Отдела квотирования представляется один из следующих документов:
  • заявление работодателя о снятии с учета;
  • решение собственника или судебных органов о ликвидации.
В рамках межведомственного взаимодействия при снятии работодателя с учета ДТСЗН самостоятельно запрашивает:
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • информационное письмо о снятии с учета в налоговых органах в качестве налогоплательщика.
Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Работодатели предоставляют в территориальное подразделение Отдела квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств», утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, координирующим работу по квотированию рабочих мест в городе Москве, и согласованной с Мосгорстатом.
В связи с запуском Интерактивного ГКУ ЦЗН с 01 сентября 2016 года у работодателей появилась дополнительная возможность предоставлять форму № 1-квотирование через ИАП ЦЗН ().
Для того чтобы сдавать отчетность через «Личный кабинет» Интерактивного портала работодателям необходимо обратиться в территориальное подразделение Отдела квотирования для получения доступа для регистрации. Код активации высылается на адрес электронной почты, указанной в карточке организации, а также выдается на руки под подпись сотрудником территориального подразделения Отдела квотирования. После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые поля формы № 1-квотирование. В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Инструкция по предоставлению формы № 1-квотирование через Интерактивный портал размещена на .

10. Какие меры экономической поддержки предусматриваются для работодателей в городе Москве, которые готовы трудоустроить граждан с ограниченными возможностями сверх квоты?

В 2017 году планируется проведение Эксперимента по экономической поддержке работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Субсидии будут предоставляться юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям (далее – работодатели) в целях возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных затрат, связанных с осуществлением мероприятий по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов и трудоустройству инвалидов, к которым относятся:

  • затраты на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленных в связи с созданием рабочих мест для инвалидов на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на заработную плату трудовых кураторов инвалидов, трудоустроенных на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное образование инвалидов.