Хоть первой грешницей на земле и была женщина, многие представительницы слабого пола стали почитаемыми в православной вере. Об их подвигах ради любви к Господу Богу можно говорить долгое время. Особое место в православной церкви занимают женщины-мироносицы, которые ничего не боясь, следовали за Христом.

Жены-мироносицы - кто это?

Женщины, которые первыми после субботы пришли к Гробу Иисуса Христа, который воскрес, принеся ему ароматы и благовония (миро) для ритуального умащения тела – это жены-мироносицы. Семь женщин, о которых говорится в разных писаниях, были верны Иисусу Христу до конца, и они не разбежались, как ученики и апостолы, оставив Сына Божьего умирать на Кресте. Выясняя, кто они,жены-мироносицы, стоит сказать, что они не побоялись обратиться к Понтию Пилату, чтобы тот разрешил забрать тело Иисуса для погребения.

Согласно существующим преданиям рано утром третьего дня женщины пришли к месту погребения с подготовленным миром. Они не боялись стражи и ареста, поэтому и были вознаграждены тем, что первыми узнали и увидели Воскресение Христа. Сначала жены-мироносицы не поверили в случившееся, поскольку Иисус воскрес в другом теле, но услышав его голос они убедились в чуде. История, объясняющая, что значит жены-мироносицы, является поучительной во многих смыслах. Главный вывод заключается в том, что любящее сердце готово на многое и даже и смерть.

Жены-мироносицы – имена

На самом деле евангелисты называют разные женские имена, но в результате проведенного специалистами анализа и, учитывая Священное Предание, можно выделить семь реальных персон. Если интересует, как звали жен-мироносиц, то запомните следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Мария, Марфа и Сусанна. У каждой женщины была своя уникальная история жизни, но вместе их свела огромная любовь к Господу Богу. О других женах-мироносицах достоверной информации нет.


Житие жен-мироносиц

Церковь представляет общепринятые жития семи важных женщин в православии:

  1. Мария Магдалина . До своего знакомства с Христом женщина вела греховную жизнь, из-за которой в ней поселились семь бесов. Когда Спаситель изгнал их, Мария покаялась и пошла вслед за ним, служа Ему и святым апостолам. Исходя из наличия большого количества упоминаний об этой жене-мироносице, можно сделать вывод, что она выделялась среди других своей верой и преданностью.
  2. Иоанна . Многие святые жены-мироносицы пришли к Сыну Божьему после того, как тот сотворил какое-то чудо, так Иоанна пошла за Христом, когда тот исцелил ее умирающего сына. До этого она была богатой женщиной, которая не следовала заповедям Господа.
  3. Саломия . Согласно церковным преданиям она приходилась дочерью святому праведному Иосифу Обручнику. Она родила на свет апостолов Иакова и Иоанна.
  4. Мария Клеопова . Считается, что эта женщина мать апостола Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.
  5. Сусанна . Выясняя, жены-мироносицы кто они, стоит заметить, что не обо всех женщинах известно много информации, например, о Сусанне упоминается единожды в отрывке апостола Луки, в котором он рассказывает о том, как Иисус путешествовал по городам для проповеди. Сусанна была одной из жен, которая сопровождала его. Другой информации о ней нет.
  6. Марфа и Мария . Это родные сестры, у которых еще был родной брат – святой Лазарь Четверодневный. Они уверовали во Христа еще до его воскрешения. Церковь считает, что Мария была той женщиной, которая вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, подготовив тем самым его тело к погребению.

В чем помогает икона «Жены-мироносицы»?

Существует несколько икон, на которых представлены великие женщины. Их можно встретить в церквях и купить для домашнего иконостаса. Многих интересует, о чем молятся женам-мироносицам, так вот иконы являются вдохновением для молящихся женщин на подвиг верности, умиротворения и любви. Перед образом можно просить о прощении за содеянные грехи, об укреплении веры и избавлении от существующих искушений. Помогают иконы обрести тихую и праведную жизнь.

Жены-мироносицы – молитва

Поскольку великие для православной церкви женщины сотворили подвиг во имя любви к Господу, к ним возносят молитвенные обращения, как и к святым. Молитва женам-мироносицам является просьбой, чтобы святые женщины просили перед Господом об избавлении от грехов и прощении. Обращаются к ним, чтобы обрести любовь к Христу, как это сделали они сами. Регулярные молитвенные обращения способствуют смягчению и умилению сердца.


Жены-мироносицы - православие

Согласно церковным канонам день, посвященный святым женщинам, является аналогом 8 марта. Неделя жен-мироносиц начинается после Пасхи на третью неделю, стоит указать, что под словом «неделя» подразумевается воскресенье. В этот праздник женщины в древности обязательно причащались, а затем, проводились веселые празднования. Святые отцы о женах-мироносицах говорят, что каждая женщина на Земле удостоена такого звания, поскольку она несет мир своей семье, рожает детей и является хранительницей очага.

Жены-мироносицы в современном мире

Православие восславляет совсем другие качества женщин, например, преданность, жертвенность, любовь, веру и так далее. Многие выбрали для себя другой путь, ориентируясь на иные ценности, например, славу, деньги, безразличие, но есть и исключения. Можно найти множество историй о том, как современные жены-мироносицы прославляют Господа и живут праведной жизнью. Сюда можно отнести сестер милосердия, волонтеров, многодетных матерей, любви которых хватает не только на своих детей, но и на всех нуждающихся в ней, и других женщин, живущих во благо окружающих.

Третью неделю по Пасхе Церковь посвящает женам-мироносицам. Рассказываем, кто были женщины, оставшиеся верными Своему Господу и Учителю до конца, стоявшие при Кресте Спасителя, пришедшие помазать ароматами Его Тело, и услышавшие от ангела радостное известие о Воскресении Христа

Кто такие жены мироносицы?

Жены-мироносицы - последовательницы Иисуса Христа, пришедшие первыми к погребальной пещере, где накануне было положено тело Спасителя. Женщины пришли для того, чтобы, согласно иудейскому погребальному обряду, помазать Его тело специальными благовонными смесями, которые ослабили бы на время процесс разложения.

Жены-мироносицы представлены у евангелистов по-разному. К примеру, в Евангелии от Матфея фигурируют только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф. 28:1). В Евангелии от Марка - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Мк. 15:40) и Саломия (Мк. 16:1). В Евангелии от Луки - «Магдалина Мария), и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24.10). Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, что из жен-мироносиц в то утро дважды ко гробу приходила только Мария Магдалина. Таким образом, имя Марии Магдалины упоминается во всех четырех канонических Евангелиях. У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют также Саломия и Иоанна.

Согласно Священному Преданию, когда Иуда предал Христа первосвященникам, все Его ученики бежали. Апостол Петр следовал за Спасителем до двора первосвященника, где трижды отрекся от Него, обличаемый как Его ученик. Весь народ иудейский кричал тогда Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин. 19:15). Когда же Спаситель был распят, вся проходящая мимо публика насмехалась над Ним и только Его Мать с учеником Иоанна стояла у Креста и женщины, последовавшие за Ним и Его учениками. Это были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, Мать Иакова, Саломия, и другие, получившие в последствие наименование жен-мироносиц.

Свидетельницы воскресения
Жены-мироносицы остались верными Спасителю до конца. При этом они не имели никакой возможности что-либо изменить и не имели права голоса - а лишь молчаливо стояли у Креста, пребывая со своим Учителем до последней минуты.

Жены-мироносицы первыми узнали о Воскресении Христовом и увидели Его воскресшим.

Когда женщины шли к месту погребения Спасителя, они рассуждали, кто сможет отвалить камень от погребальной пещеры. Но перед их приходом снизошел Ангел, после чего случилось землетрясение, которое отвалило камень и испугало стражу. Ангел свидетельствовал женам-мироносицам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. В Евангелие от Иоанна особенным образом подчеркивается, что первой ко гробу пришла Мария Магдалина, после чего она вернулась к апостолам Петру и Иоанну и сообщила, что «не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2), увидев, что тела нет во гробнице.

Мария Магдалина плакала и думала, что тело Спасителя похитили. В это время ей явился Христос, Которого она сначала приняла за садовника. Он сказал ей, чтобы она не прикасалась к Нему до того, как Он не восшел к Отцу, и попросил сообщить Его ученикам о Его воскресении. Мария Магдалина, возвращаясь к ученикам, встречает другую Марию - и Христос является второй раз, вновь повелевая сообщить о Своем воскресении ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Спасителя, не поверили в это.

Однако существует также предание, что первой Иисус явился не Марии Магдалине, а Своей Матери - Марии. А в Евангелии от Матфея Иисус является сразу всем женам-мироносицам (Мф. 28:9-10).

«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук.24:13-25).

Мария Магдалина

Мария Магдалина - святая равноапостольная, почитаемая Православной Церковью как одна из жен-мироносиц. В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в шести эпизодах:

1. Когда она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9);
2. После этого она последовала за Христом, служа Ему (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3);
3. Она присутствовала на Голгофе во время крестной смерти Христа (Мф. 27:56);
4. Стала свидетельницей Его погребения (Мф. 27:61);
5. Стала одной из жен-мироносиц (10), которым Ангел возвестил о Его воскресении (Мф. 28:1, Мк. 16:1-8);
6. Она первой увидела воскресшего Спасителя, приняв Его за садовника. (Ин. 20:11-18).

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала (откуда, по некоторому ряду мнений и происходит ее прозвание - «Магдалина», ивр. «уроженка города Мигдал-Эль»), в Галилее, в северной части Святой Земли, на берегу Геннисаретского озера, неподалеку от того места, где крестил Иоанн Креститель.

Магдала. Расположена в Галилее, в 3 км севернее города Тверия, на берегу Кинерета

Что касается первой части жизни святой равноапостольной Марии Магдалины, то известно, что она была подвержена неизлечимому недугу, была одержима, согласно Евангелию от Луки, «семью бесами» (Лк. 8:2). Не уточняются причины и обстоятельства произошедшего с ней. Считается, что Мария Магдалина была одержима не вследствие своей греховности, а потому, что Провидение Божие допустило это для того, чтобы Господь Иисус Христос явил дело Славы Божией - чудо исцеления Марии Магдалины, просветления ее ума и привлечение ее к вере во Христа Спасителя и к вечному спасению.

Однажды Мария Магдалина услышала о Чудотворце, «исцеляющем всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф.9:35). Она начинает искать Его, видит, что «многих исцелил Он от болезней и недугов, и от злых духов, и глухих, и слепых, и хромых, и прокаженных, и мертвых воскресил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Мария Магдалина пламенно верит в Его всемогущество, прибегает к Его Божественной силе, просит себе исцеления и получает просимое: мучительная сила злых духов оставляет ее, она освобождается от порабощения бесам и жизнь ее освящается Божественным сиянием ее Исцелителя.

В византийской литературе повествуется о том, что после крестной смерти Спасителя, Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Пресвятой Богородицей к св. апостолу Иоанну Богослову и помогала ему в своих трудах. Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме (Рим. 16:6). Скончалась она также в Эфесе.

Кто еще был среди жен мироносиц?

Святая Саломия
Дочь Иосифа, обручника святой Девы Марии, рожденная от первого брака. Св. Саломия была замужем за Зеведеем и имела от этого брака двух сыновей, ап. Иоанна Богослова и Иакова. Вместе с другими женами-мироносицами Саломия служила Христу, когда Он находился в Галилее. Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27, 55—56). В числе других жен-мироносиц (13) она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении и повелении сообщить ученикам, что Он воскрес из мертвых и «предваряет вас в Галилее: там Его узрите» (Мк. 16, 7).

Святая Иоанна
Святая Иоанна - жена Хузы, домоправителя Иродова. Когда была отсечена глава Иоанна Крестителя, то убийцы не хотели положить главы Предтечи вместе с телом его, боясь, как бы он не воскрес; ученики похоронили тело Предтечи в Севастии, а главу враги скрыли во дворце Иродовом. Об этом узнала Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, которая была тайной последовательницей Христа. Она тайно взяла честную главу и, положив ее в сосуд, с благоговением погребла ее в поместье Ирода, на горе Елеонской. Святой евангелист Лука в своем Евангелии, говоря о прохождении Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, замечает, что за Ним следовали и некоторые женщины, в числе коих говорит и об Иоанне, жене Хузы, домоправителя Ирода, которые служили Ему имением своим (Лк. 8, 1—3). Кроме того, св. евангелист Лука говорит, что эти жены последовали за Христом из Галилеи в Иерусалим и при распятии Господа стояли вдали и смотрели на распятие, на гроб и как полагали тело Господа.

Святая Мария Клеопова
Мария Клеопова - дочь Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. Она была выдана замуж за меньшего брата Иосифа — Клеопу. Она была еще девицей, когда Пресвятая Дева, обрученная Иосифу, вошла к нему в дом и жила вместе с этой дочерью Иосифа в нежной любви, как родные сестры. На основании этой нежной любви св. евангелист Иоанн называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (Ин. 19, 25). Она удостоилась присутствовать при кресте Спасителя и слышать Божественное усыновление Господом любимого ученика своего Пресвятой Богородице. О дальнейшей жизни и кончине Марии Клеоповой мы не имеем ничего в церковных преданиях.

Святая Сусанна
О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8, 3), как служившую Христу от имений своих.

Святая Мария, мать Иакова меньшего и Иосии
Об этой жене упоминают три евангелиста — Матфей при перечислении жен, стоявших при кресте, называет ее Марией, матерью Иакова и Иосии. Евангелист Марк упоминает о ней дважды: первый раз — при перечислении жен, смотревших издали на страдания и смерть Иисуса Христа. Он называет ее Марией, матерью Иакова меньшего и Иосии. В другой раз, перечисляя жен-мироносиц (14), купивших ароматы, он упоминает и о Марии Иаковлевой. Наконец, евангелист Лука, повествуя о возвратившихся от гроба воскресшего Спасителя к ученикам для благовестия о Воскресшем женах, упоминает и о Марии, матери Иакова (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40, 16,1; Лк. 24,10).

Празднование
День памяти жен-мироносиц совершается в пятнадцатый день, начиная с Пасхи (третье воскресенье). В этот церковный женский праздник принято поздравлять своих близких женщин - супруг, матерей, сестер. Жены-мироносицы являют собой пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, православный Женский день - каждая женщина земли является прообразом одной из жен-мироносиц: она несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, рождает чада, является опорой мужу. Ряд православных высказываются за то, чтобы именно этот день стал альтернативой светскому Международному женскому дня, отмечаемому 8 марта.

Покровительницы всех православных женщин: почему они причислены к лику святых и в чем их подвиг? Об этом и о том, какие женщины, кроме Марии Магдалины, удостоились чести видеть воскресшего Христа, расскажет данная статья.

Какие события изображены на иконе

Икона изображает евангельские события утра Воскресения. Накануне, в субботу, ко входу в Гроб Господень по приказу первосвященников Иудеи приставляют стражу из римских солдат. Караул нужен был для того, чтобы не дать ученикам Спасителя выкрасть Его тело и инсценировать воскрешение.

Мироносицы были первыми, кто пришел ко гробу, чтобы помазать тело Христа миром

После обязательного субботнего Покоя к пещере, где было положено тело Иисуса Христа, подошли несколько женщин из числа Его учеников. Они хотели умастить Его тело благовониями, драгоценным миром по древнему обычаю. Эти женщины прославлены в лике святых и известны как Жены-мироносицы.

На заметку! Миро - масло, которое применяют в Таинстве миропомазания сразу после Крещения человека. Приготовление мира - многодневный процесс, который длится от среды Крестопоклонной недели до Великой Среды.

По дороге в пещере женщины беспокоились о том, как им удастся убедить стражу впустить их внутрь и как сдвинуть камень, закрывавший вход. В это время перед ними явился Ангел Господень, прогнавший римских солдат и сказавший им, что искать «Сущего с мертвыми … яко человека» им не следует, так как Христос воскрес. Камень от гроба был отвален, тела Спасителя там уже не было.

Кто такие Жены-Мироносицы

События посещения пещеры женами-мироносицами описывают все евангелисты. И все они расходятся в сведениях о количестве пришедших ко гробу Господню учениц.

День святых жен-мироносиц – православный женский день

Если перечислять всех, то это были:

  • Божия Матерь, которая хотя и названа евангелистами в этом отрывке «другой Марией», но Иоанн Златоуст утверждает, что под этим именованием скрывается Богородица;
  • Мария Магдалина, образ которой в Православии отличается от чисто католического представления о ней как о раскаявшейся блуднице;
  • Мария Клеопова, жена брата Иосифа Обручника;
  • Марфа и Мария Вифанские, сестры воскрешенного Христом незадолго до распятия Лазаря Четверодневного;
  • Иоанна, выкравшая у Иродиады голову Иоанна Крестителя;
  • Саломия, мать двоих апостолов - Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева;
  • Мария Алфеева, мать апостола от семидесяти Иакова;
  • Сусанна.
На заметку! Новый Завет рассказывает о том, как Христос изгнал из Марии Магдалины семерых бесов, а она последовала за ним, раздав свое имущество. В Православии она почитается как равноапостольная святая.

Жены-мироносицы следовали за своим Учителем вплоть до Креста, не оставили они Его и после смерти. Хотя даже апостолы в этот непростой момент подверглись искушению. Вера этих женщин была вознаграждена: именно они первыми увидели Спасителя воскресшим.

Неделя Жен-Мироносиц

Память о событиях у Гроба Господня и о тихом подвиге жен-мироносиц закреплена в церковном календаре. Ежегодно в третье воскресенье после Пасхи совершается празднование в честь святых жен-мироносиц. Сегодня это также праздник, посвященный всем православным женщинам как ученицам Христа. Идеал женщины, прославляемый Православной Церковью, восходит к подвигу святых жен-мироносиц, верных и жертвенных, любящих и верующих.

Этим праздником Церковь напоминает о том, что ищущий Бога находит Его тем скорее, чем больше усердия и чистоты в его вере.

Внимание! В 2018 году празднование Недели Жен-мироносиц выпало на 22 апреля. В 2019 году этот праздник Церковь отметит 12 мая.

Известные иконы Жен-Мироносиц

Самому раннему изображению Жен-мироносиц почти две тысячи лет, на нем женщины несут сосуды с маслом, освещая себе путь факелами. Позднее на иконах появляется изображение ангела, сидящего у входа в пещеру. Так, широкое распространение в иконографии получил образ «Явление ангела женам-мироносицам».

Икона Жены Мироносицы у Гроба Господня

Одно из знаменитых изображений жен-мироносиц XV века находится на иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Здесь события из Евангелия происходят на фоне гор. Ангел сидит на круглом камне, его крылья подняты вверх. Жены-мироносицы развернуты к ангелу, но заглядывают в пещеру. Такая икона с прямоугольным изображением Гроба Господня стала распространена в русской традиции.

Важно! Образ святых жен-мироносиц считается помощником всем православным женщинам в обретении веры, укреплении духа, поиске вдохновения.

Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц - каждая женщина знает сама. Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Икона Жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова

Третья неделя после Пасхи - праздник Жен Мироносиц. В Евангелии они названы не все - перечислив несколько имен, евангелисты добавляют: «и другие». К сожалению, даже по названным нельзя до конца понять, о каком конкретно человеке идет речь.

Как о пришедших ко гробу Спасителя у евангелистов говорится о Марии Магдалине, Марии Клеоповой, Саломии и Иоанне. Сусанну, Марфу и Марию церковное Предание также относит к Женам Мироносицам.

Мы собрали некоторые (и даже противоречивые) сведения об этих святых женах и кратко рассказали в «Слайдах».

01

Почему Мироносицы?

От слов «миро» и «носить». По иудейскому обычаю, покойника нужно было помазать ароматной смесью масел - миром. Его женщины и принесли ко гробу Спасителя. Но он был открыт, а находящийся там Ангел рассказал им о Воскресении Христа.

02

Мария Магдалина

Мария была родом из города Магдалы. Она - первый человек в мире, которому явился воскресший Спаситель. Ей же было велено рассказать об этом величайшем событии апостолам. По преданию, после Вознесения Христа Мария Магдалина проповедовала в Риме и встретилась с императором Тиверием, которому в знак истинности Воскресения Христа подарила куриное яйцо, покрасневшее у него в руках, - с этого пошла благочестивая традиция на Пасху красить яйца и освящать их вместе c остальными приношениями. Почитается Церковью как равноапостольная святая.

03

Марфа и Мария

Сестры праведного Лазаря, которого воскресил Спаситель. Традиционно причисляются к Женам Мироносицам, хотя их имена не упоминаются в Евангелии среди жен, пришедших к гробу Христа. О них же рассказывается в Евангелии (Лк 10:38–42) как о людях с разными характерами: во время домашней проповеди Спасителя Мария сидела у Его ног и слушала, а Марфа хлопотала по хозяйству. По преданию, после Вознесения Христа сестры вместе с Лазарем переехали на Кипр, где помогали брату нести епископское служение.

04

Иоанна

Жена чиновника Хузы, служившего при дворе правителя Ирода Антипы. Обеспечивала Спасителя и апостолов всем необходимым во время Его служения. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе.

05

Мария Клеопова

Есть несколько версий, кто эта жена. По одной Мария Клеопова - дочь Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. По другой - жена или дочь Клеопы, о котором упоминает Евангелист Лука (Лк 24:18).

06

Сусанна

Об этой жене практически ничего не известно. Есть лишь небольшое упоминание в Евангелии от Луки о том, что она служила Спасителю вместе с другими женщинами «имением своим» - то есть была состоятельным человеком и помогала материально.

07

Мария Иаковлева

Нельзя точно сказать, кто эта жена. Блаженный Иероним Стридонский отождествляет ее с Марией Клеоповой, а святитель Иоанн Златоуст - с Богородицей .

08

Саломия

Дочь Иосифа Обручника и мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова. О ней практически ничего не известно, евангелист Матфей лишь упоминает о ней, называя ее матерью сыновей Зеведеевых. Она вместе с другими женами служила Спасителю при земной жизни. Во время Его распятия они «смотрели издали» (Мф 27:55–56).

* – Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2. О женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, с. 802-812.

На третьей неделе после Пасхи отмечается праздник, установленный в память женщин, которые в период земной жизни Спасителя неотступно следовали за Ним, возложив на себя все Его житейские заботы, а после погребения, в первый день по окончании субботы, ранним утром пришли туда, где был гроб Господень, чтобы по иудейскому обычаю умастить тело Спасителя благовонным миром. Здесь их ждала счастливая весть о Его воскрешении. Именно этих служительниц Божьих являет нам икона «Жёны-мироносицы».

Имена Жён-мироносиц

Кто же эти женщины, навсегда оставившие свою память в истории, и в честь которых установлен День Жён-мироносиц? Евангелисты называют разные имена, но на основе анализа оставленных ими текстов и учитывая Священное Предание, также повествующее об этом событии, принято относить к их числу следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Остановимся несколько подробнее на каждом из имён. Икона «Жёны-мироносицы» представляет нам лишь сюжетную композицию, составленную на основе евангельского события. За более детальными подробностями обратимся к Священному писанию и Священному Преданию.

Мария Магдалина, Марфа и Мария

О Марии Магдалине нет единого мнения. Некоторые отождествляют её с известной библейской блудницей, ставшей на путь покаяния, иные же склонны считать её обычной женщиной, из которой Иисус Христос изгнал своей Божественной силой бесов. О ней известно, что уже после она, вопреки традиции, запрещавшей женщинам проповедовать, странствовала по городам, неся людям слово Божие. Жития, составленные через много лет, противоречиво повествуют о её кончине.

О Марфе и Марии, сёстрах воскрешённого Иисусом Лазаря, сведения также довольно ограничены. Из евангельских текстов известно, что Спаситель не раз бывал в их доме, любил их семью и говорил с сёстрами о Царствии Божием. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за своим братом Лазарем на Кипр, где он нёс епископское служение.

Иоанна и Мария Клеопова

Несколько более обширная информация имеется об Иоанне. Известно, что она состояла в браке с одним из приближённых царя Ирода и была очень богатой женщиной. Принято считать, что во время проповедей Христовых она брала на себя основную часть расходов, связанных с Его жизнью и деятельностью. Кроме того, ей принадлежит и ещё одна важная заслуга. Именно Иоанна тайно погребла на Елионской горе главу выброшенную Иродиадой после поругания на свалку.

Из немногочисленных сведений о Марии Клеоповой, ещё одной славной последовательнице Христа, вошедшей в число Жён-мироносиц, известно, что приходилась она родственницей Иисусу, но вот о мнения исследователей расходятся. По одной версии она Клеопы ― брата Иосифа Обручника, а по другой, хотя и менее вероятной ― сестрой Пресвятой Девы Марии.

Мария Иаковлева и Сусанна

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых тёплых отношениях, она была на протяжении долгих лет Её ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Меньше всего сведений имеется о Жене-мироносице по имени Сусанна. В тексте Евангелия о ней говорится лишь то, что служила она Христу «от своего имения», то есть тех материальных средств, которыми располагала. Это даёт возможность заключить о том, что она была женщиной обеспеченной.

Называя эти семь имён, мы поступаем лишь в соответствии с православной традицией, но не установленным каноном, так как у исследователей существуют и иные точки зрения, также заслуживающие внимания. Часто, но не всегда, святые Жены-мироносицы изображаются на иконах именно в таком составе ― семь смиренных фигур.

Богородица ― первая получившая весть о Воскресении Сына

И, наконец, говоря о Жёнах-мироносицах, нельзя не упомянуть и мать Иисуса Христа ― Пресвятую Деву Богородицу. Несмотря на то что формально Она не входит в их число, по мнению многих исследователей, есть основания полагать, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа.

Основанием для этого может служить тот факт, что после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака, и вполне законно считалась матерью его сына Иакова. Однако даже в том случае, если эти предположения не верны, Пресвятая Богородица была первой, получившей известие о воскресении Её Сына. Эту благую весть, согласно Священному преданию, она получила из уст ангела.

Православный Женский день

В память об этих женщинах церковь установила праздник ― День праздник всех православных женщин, своего рода аналог общепринятого Женского дня - Восьмого марта. Разница лишь в том, что Клара Цеткин, в память которой установлен официальный Женский день, исповедовала весьма сомнительные принципы революционерки-бунтарки и безрассудной феминистки, тогда как те, кто ранним утром узрели отверстым гроб Господень, несли в себе живую веру и любовь ― те самые чувства, на которые способны только женщины. Именно здесь наглядно проявляется принцип «в немощи - сила». Символом праздника является икона «Жёны-мироносицы».

Праздник Жён-мироносиц в иконописи

Эта тема нашла самое широкое отражение в византийском, а позже в русском изобразительном искусстве. Практически все наиболее известные иконописные школы оставили произведения, выполненные по этому библейскому сюжету. Однако композиционно многие из них отличаются друг от друга. Так, например, икона «Жёны-мироносицы», фото которой представлено в начале статьи, изображает семь женских фигур, а следующая за ней ― три. Это объясняется как раз тем, что в различных текстах их количество указывается по-разному, что и было отмечено выше.

Народные традиции

Праздник Жён-мироносиц всегда был любим на Руси. В этот день, кроме всех установленных Церковным Каноном богослужений, широко бытовали действа, связанные с народными обычаями. Устраивались своего рода девичники, участие в которых принимали также и замужние женщины. По традиции основным угощением на них была яичница. В деревнях этот день почитали как бабий праздник и всех женщин считали именинницами.