По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Внешняя регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: "Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой". Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

Придает внешней политике общую ориентацию и

Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин "баланс сил", который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне.

Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования, и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя, прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, приводя её в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

Итак, как правило выделяют следующие основные субъекты внешней политики:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Продолжим тему того, что внешняя политика - это есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.

Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями "национальный" и "государственный" интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.

Внешняя политика России находится в центре всеобщего внимания, и даже те, кто ее критикует, признают высокое мастерство отечественных дипломатов и способность Москвы использовать представляющиеся геополитические возможности. Однако вопрос о целеполагании внешней политики остается на уровне общих заявлений о национальных интересах России, которые четко не прописаны. Зачем нужна дипломатия в XXI веке? И достаточно ли умелой игры на «великой шахматной доске» для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие страны в условиях сложной и многомерной взаимозависимости?

Артем Аликин,
Тема «Внешняя политика – цель или средство» чрезвычайно интересна для меня возможностью высказать некоторые соображения о тенденциях во внешнеполитическом процессе как России, так и целого ряда государств.
Заявленная в теме оппозиция цели и средства не является оппозицией в полном смысле. Скорее цель и средство представляют собой диалектическое единство, являются основанием единой мыслительной парадигмы…

Никита Ананьев,
Политика, по мнению Отто фон Бисмарка, есть «искусство возможного». Скорее всего, он подразумевал под этим деятельность государства, направленную на отстаивание своих собственных интересов. Внешняя политика – не исключение. Каждое государство обладает своими интересами, которые оно отстаивает на международной арене. Кто-то называет эти интересы «государственными», кто-то – «национальными», но формальные определения в данном случае роли не играют…

Арина Басова,
«Внешняя политика – цель или средство?» — пожалуй, для такой страны, как Россия, этот вопрос требует однозначного ответа – средство. Российская Федерация уже определенно не та страна, которая создает свои дипломатические и консульские представительства, вступает в международные организации и устанавливает связи с другими государствами только для того, чтобы проявить себя и заявить миру о своем существовании и желании быть участником международной жизни. Россия – видный игрок, актор, который с помощью четко проработанных механизмов и квалифицированных представителей претворяет свои интересы в жизнь посредством внешней политики…

Владимир Беклямишев,
С теоретической точки зрения, уточнение роли внешней политики не составляет никакого труда. Во-первых, достаточно сразу же обратить внимание на ее производность по отношению к конституционным целям государства – обеспечению прав и свобод человека, а также ресурсную обеспеченность средствами внутренней политики. Отмеченные особенности характеризуют дипломатию, прежде всего, как инструмент для создания благоприятной конъюнктуры в процессе достижения государством его базовых задач…

Анастасия Богапова,
Давайте признаемся – нельзя говорить о внешней политике без осмысления политики внутренней. Что есть внешняя политика государства, если в стране образовался кризис легитимности и риск смены властей становится скорее угрозой? В таком случае, курс внешней политики будет отличаться крайней неэффективностью, либо внешняя политика будет средством! Средством для легитимации и повышения авторитета не только на международном уровне, но и на национальном…

Юлия Гаева,
Дипломатия – это официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач
внешней политики государств, а также по защите прав и интересов государства за границей . В современном мире дипломатия играет огромную роль. Но зачем нужна дипломатия конкретно России и вообще в XXI веке?..

Мариам Галстян,
Говоря о внешней политике, люди часто понимают только лишь международную политику государства, касательно, к примеру, военной сферы. Но если наиболее детально изучить составляющие внешней политики государства, то можно понять, что это понятие охватывает, возможно, все сферы деятельности государства: экономическую, культурную, социальную и даже духовную…

Александр Журавлев,
Внешняя политика всегда находилась в центре внимания СМИ, политиков и рядовых граждан – это особенно заметно сегодня, в связи с усложнением политического положения России и усиливающимся напряжением в международных отношениях. И дискуссия о месте внешней политики в нашей жизни загорается вновь – является ли успех государства на внешней арене некоторым объективным благом, ценным самим по себе или это лишь инструмент для реализации других, более важных целей?..

Мария Зиновьева,
В мире есть страны, позиция которых по многим международным вопросам не определена, они не ведут активную внешнюю политику, их вообще, можно сказать, не слышно на мировой арене. В то же время ситуация внутри этих же стран более чем благоприятна для их населения. Возьмём, к примеру, Норвегию или Швецию. Это страны с одним из самых высоких уровней жизни в мире. А теперь спросим себя: «Когда в последний раз мы слышали об участии Норвегии или Швеции в мировой политике?..

Марина Зосимова,
Со школы нас учат тому, что к основным признакам государства относятся: наличие территории, населения и суверенитета. Конечно же, этот список неисчерпывающий, но все же необходимо упомянуть об еще одном наиважнейшем признаке государства – международном признании. На сегодняшний день, в условиях, когда концепция взаимозависимости приобретает все большую актуальность, можно говорить о том, что признание субъекта другими государствами в качестве равного им образования – это неотъемлемая часть существования государства…

Анна Кадцына,
Традиционным методом борьбы с активизацией внешней политики России и отстаиванием ею своих национальных интересов является международная изоляция. Сейчас мы видим явную попытку такой изоляции — экономические санкции, арест счетов и имущества крупных российских фирм зарубежом, необоснованные отказы в выдаче виз. Такой метод борьбы считается успешным и был использован против Кубы, Ирана, Северной Кореи. В 2015 году США пришлось признать, что меры санкций не эффективны для достижения внешнеполитических целей, кроме того они противоречат фундаментальным правам человека…

Николай Козлов,
Исторически сложилось, что политика модернизировалась и её сущность менялась. Почему же политика считалась инструментарием, но не самой задачей и что есть – внешняя политика, попробуем определить в данной работе. Вопрос о роли политики в жизни общества возникал постоянно, и особенно в кризисные моменты. Сейчас, когда Россия начала активные внешнеполитические контакты по всему миру, важность внешней политики в укреплении международного веса России так же возросла…

Роман Колесников,
Что есть внешняя политика? Каждое государство по-своему ответило на этот вопрос. Однако, несмотря на существование более двухсот государств, возможных варианта ответа только два – средство и/или цель…

Мария Короткевич,
Россия — это слово в контексте проводимой ею политики способно вызывать самый различный спектр чувств: от восхищения до неприятия, от возвеличивания до ощущения страха. Уверенно можно заявить о том, что однозначной оценки действий России на мировой арене от сторонних наблюдателей можно не ожидать. И действительно, в последнее время к нашей стране приковано пристальное внимание со стороны других государств, что вовсе не случайно: Российская Федерация в силу имеющихся ресурсов и возможностей стремится занять свою нишу в ряду «сильных мира сего». А как же возможно иначе?..

Александр Косырев,
Отвечая на поставленный вопрос, можно смело ответить, что внешняя политика является средством: защиты национальных интересов на мировой арене, достижения каких-либо внутриполитических целей. Аргументируя вышесказанное, можно привести примеры потенциального партнёра США…

Владимир Кравцев,
Необходимо понимать, что поступательное развитие государства и государственности, несколько различны. Процесс же развития страны — на порядок сложнее, это многоплановая векторная работа…

Игорь Лойко,
Перед тем как приступить к рассмотрению выбранной темы исследования, хотелось бы отметить ее злободневность на фоне решительных действий Российского правительства на мировой арене по отношению к появляющимся угрозам национальной безопасности государства и мирового сообщества.
В данной работе мы постараемся кратко определить основные цели внешней политики России и имеющиеся у нас средства для их достижения…

Маргарита Макаренко,
В. О. Ключевский говорил о политике следующую фразу: «Когда в государстве осуществляются правильные принципы, то можно прямо говорить и прямо действовать. Когда же в государстве не осуществляются правильные принципы, действовать можно прямо, но говорить осторожно». Я считаю, что это выражение можно отнести не только к внутренней политике, но и к внешней…

Ярослав Мальцев,
Вопрос о целях внешней политики и ее отношениях с политикой внутренней является сегодня крайне актуальным в условиях, когда Россия испытывает неопределенность в отношениях с внешним миром и переживает, при этом, экономический кризис, который может перерасти в политический. Проблема приложения ресурсов в этих обстоятельствах заставляет задуматься о максимально эффективном целеполагании как во внешней, так и во внутренней сферах и об их относительной важности…

Кирилл Мамаев,
Заявленная в теме проблема содержит в себе элементы, формирующие определенное диалектическое единство. Каждое конкретное государство, представляющее собой, с точки зрения конструктивистской парадигмы, интерсубъективное объединение, под влиянием своих культурных особенностей может отдавать предпочтение тому или иному элементу данного «внешнеполитического инь-янь», несколько пренебрегая другим…

Улугбек Норматов,
Распад Советского Союза и победа Запада, во главе с США, в многолетнем противостоянии двух сил на мировой арене, на мгновение показали превосходство победителей в холодной войне. Последующие годы ознаменовались укреплением США и Европы посредством развития по большей части подконтрольных им международных институтов (МВФ, Мировой банк, ВТО). В том числе Запад наращивал мощь и в военно-политической сфере (расширение НАТО)…

Илья Олениченко,
Россия встала на путь перемен! Страна делает свои первые шаги к демократии. Однако, в общественном понимании современных возможностей существуют недостатки. Одна из проблем — развитие бизнеса. В России это можно оправдать несколькими причинами: здесь и социалистическое прошлое страны…

Максим Орлов,
Современные международные отношения вошли в фазу трансформации, ознаменовав новый, еще формирующийся мировой порядок, в связи с кризисными событиями на Украине; проблемой международного терроризма не сетевого принципа; продолжающейся нестабильностью на Ближнем Востоке, а также изменением роли Соединенных Штатов Америки в международных делах.
Именно изменение роли США в международных делах является одним из главных факторов продолжающейся трансформации…

Марина Поспелова,
Учитывая рост интеграционных процессов в условиях международных отношений, создание транснациональных межгосударственных ассоциаций и союзов, а также глобализационные процессы, Россия, как один из ключевых игроков на международной арене, встала на путь самоопределения в новом мировом порядке. Вопросы внешней политики стали превалирующими, грамотно скоординированными и широко обсуждаемыми в кругах западной и российской прессы. Россия демонстрирует высокий уровень дипломатии, и не менее глобальные геополитические интересы. Так чем же сегодня для России является внешняя политика – целью или средством?..

Марк Саамов,
Внешняя политика современности является средством, благодаря которому государства отстаивают свои интересы и, если необходимо, укрепляют собственную безопасность. Это справедливо для всех государств мира на нынешний момент, включая Россию.
Говоря о внешней политике, напрашивается сравнение с конкуренцией в условиях рыночной экономики…

Мурад Садыгзаде,
Говоря о дипломатии ХХI века, необходимо отметить, что на современном этапе международных отношений, одно малейшее, непродуманное слово может стать причиной для глобального конфликта. Действительно, внешняя политика Российской Федерации и действия дипломатического корпуса достойны похвалы, так как они в короткие сроки сформировали новый облик авторитетной и могущественной России. Дипломатические успехи в регулировании сирийского конфликта не только представили Россию как надежного международного партнера, который не бросит своих союзников на произвол судьбы, но и еще раз подтвердили факт краха однополярного мира. Россию нужно уважать и считаться с ее интересами – цель, которая успешна достигнута благодаря умелой внешней политике…

Елизавета Сидельникова,
Сегодня Арктика – это и регион, где сталкиваются противоположные интересы государств при отстаивании своих собственных национальных интересов и суверенных прав и в то же время сфера огромных возможностей сотрудничества в тех областях деятельности, где одностороннее решение проблем невозможно. Вопрос заключается в том готовятся ли мир именно к сотрудничеству?..

Роман Слободян,
Профессиональная игра несколькими фигурами на «шахматной доске» способна в одной, или даже нескольких партиях, принести победу, но многомерная современность вносит свои коррективы в подходы и правила игры. Сеанс одновременной игры с индивидуальными правилами для каждой «доски» стал повседневной реальностью. Качественная реакция на асимметричность вызовов и угроз, которые подкреплены прогрессивными инновационными стратегиями и технологиями оппонентов, требует от России необычайной пластичности мышления…

Илья Тихонов,
Внешняя политика – это один из видов социальной деятельности, направленный на сохранение или изменение миропорядка (М.А. Хрусталев).
Как следует из данного определения, внешняя политика является целенаправленной, то есть представляет собой совокупность действий, ориентированных на достижение определенной задачи. Она формируется и определяется на основе трех факторов: ресурсы, интересы и цели…

Евгений Тищенко,
Огненный дракон по наполеоновским заветам, уже просыпается. Давно набившие оскомину трюизмы, скажите Вы! Но почему Россия не обращала свой самозабвенный континентальный взор на Восток еще в 2002-2003 гг., когда это можно было сделать без лишних транзакционных издержек и стратегических уступок. Активизация поиска дипломатических смыслов в разрезе «инь-ян» видится весьма перспективным только с точки зрения прагматичной экономической составляющей. Ведь конкуренцию за страны ЦА еще никто не отменял, даже фридмановское состояние «плоского мира», когда география мстит и венским конгрессам и иным версальским встречам…

Даян Урманов,
Скорость изменения международной политической и экономической обстановок в современном мире достигла такого уровня, когда предсказывать будущие вызовы является делом не то, что неблагодарным, а больше близким к действиям участников передачи «Битва экстрасенсов» — «авось угадаю». Но, несмотря на это, можно выделить ряд глобальных императивов, от которых зависит возможность России закрепиться на международной арене в качестве самостоятельного и сильного игрока…

Иван Фокин,
Сама по себе постановка вопроса таким образом заключает в себе логическую ловушку для тех, кто ставит внешнюю политику как самоцель любой государственной деятельности.
По моему глубокому убеждению, всякая политика, которая осуществляется Российским Государством определяется двумя статьями основополагающего законодательного акта нашей страны - Конституции: статьей 2 и статьей 3…

Екатерина Фоминых,
Внешняя политика государства – это направление государства за ее пределами, целью которой является реализация национальных интересов.
Цели и средства внешней политики зависят от многих обстоятельств, например, социально-политического устройства государства, политического режима, формы правления, уровня политической культуры, геополитических условий, исторических особенностей и других факторов…

Ольга Харина,
В условиях, когда на повестке дня стоят вопросы о продолжении или возобновлении «холодной войны», когда мир становится еще более хрупким в контексте информационного давления и действий негосударственных акторов международных отношений, становится крайне сложным анализировать и прогнозировать так быстро меняющуюся обстановку.
Однако проследить основные тенденции можно. Происходящие события в экономической сфере, переориентация политики России в сторону Востока и ее акцент на партнерстве с Китаем позволяют говорить о формировании новых вынужденных альянсов, которые преследуют свои стратегические и экономические интересы в Азии…

Ульяна Хойлова,
Прежде чем раскрыть тему настоящей работы, следует разобраться с тем, что представляет из себя явление и понятие «внешняя политика». Казалось бы, разбираться тут особо не в чем, поскольку на сегодняшний день оно уже настолько закрепилось в повседневной жизни мирового сообщества, что стало чем-то само собой разумеющимся…

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика , которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

    Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

    Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Цели внешней политики

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и, прежде всего, военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, повышение престижа и роли государства в международных отношениях, защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это - обеспечение национальной безопасности, возрастание экономического и политического могущества государства, укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.

Одной из важнейших целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные цели внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

По своей сути, политика - это сложное, единое и неделимое явление. Политическая деятельности государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и в системе внешних факторов, то есть системе международных отношений. Исходя из этого, выделяют внутреннюю и внешнюю политику государства. Данные понятие имеют много общего, однако каждое обладает некой собственной спецификой.

В рамках нашей темы, мы будем рассматривать содержание внешней политики государства, которая является деятельностью государство на международном уровне, регулирующая отношения с иными субъектами внешнеполитической деятельности, а именно: другими государствами, общественными организациями, зарубежными партиями, региональными и всемирными международными организациями.

Как правило, внешняя политика опирается на демографический, экономический, научный, технический, военный и культурный потенциал государства. Сочетание культурного и научно-технического потенциала определяет возможности внешнеполитической деятельности государства, строить иерархию приоритетов в изначальной постановке, а также дальнейшей реализации целей внешней политики.

Как мы уже определили, в политологии и практике международных отношений нет однозначного понятия о том, что можно называть внешней политикой. Так, к ней причисляют не всякое внешнее действие, а только то, что связано с достижением общих государственных целей. Помимо этого, внешняя политика включает не только одно действия, но и разнообразные программе, цели и позиции.

Исследователь из США Сибэри определяет внешнюю политику, как совокупность взаимоотношений и целей, при посредстве которых государство в лице собственных конституционных органов власти может взаимодействовать с иностранными государствами, а также проблемами международной среды, применяя силу, влияние, а иногда и насилие. Такое определение вполне может поставить знак равенства между содержанием внешней политики и ее целями. Однако, внешняя политика это что-то большее, чем только цели. Например Дж. Модельски определяет ее как систему действий, которые предпринимаются для изменения поведения других государств, а также адаптации к международной среде.

В данном контексте выделяют два основных типа действий, а именно подходы и выходы. Дж. Росноу говорит, что внешняя политика - это определенная методика действий, которая сознательно осуществляется официальными представителями национального общества, с целью утверждения либо изменения позиции государства на международной арене.

Огромное разнообразие определений, а также различий в содержании акцентов, могут отражать сложность феномена внешней политики, который включает в себя огромный набор различных параметров, а также связей. Внешняя политика, в отличие от внутренней, не может быть определена обязывающими законодательными актами, поэтому о ней можно судить по ряду показателей, приводящих к противоположным действиям.

Внешняя политика одного и того же государства, бывает различной в зависимости от того, с кем она имеет дела, а также от определенной международной проблематики. Так, мы можем говорить о месте политики сотрудничества с конкретной страной по определенному вопросу, либо совершенной иной политике касательно другого вопроса. Это вынуждает нас искать то определение, которое будет учитывать основные особенности внешней политики со всеми ее составляющими

Как отмечет Круглова Г.А., главными субъектами внешней политики государства являются:

  • 1. Непосредственно государство, его институты, а также главы государств и политические лидеры;
  • 2. Неправительственные структуры и организации, либо так называемая «народная дипломатия», включающая деятельности политических движений и партий, а также неполитических союзов и объединений.

Исходя из этого, внешняя политика - это деятельность, а также взаимодействие официальных субъектов, которые получили право от имени всего общества выражать национальные интересы на международном уровне, а также избирать определенные методы и средства их реализации.

Формой традиционного осуществления внешней политики государства является установление дипломатических отношений, либо понижение их уровня, а также разрыв либо объявление войны, в случае обострения отношений между странами, и открытие представительств государств при региональных и всемирных организациях. Еще одной формой осуществления внешней политики является поддержание и осуществление на разнообразных уровнях регулярных либо эпизодических контактов с представителями государств, движений либо партий, с которыми определенное государство не имеет дипломатических отношений либо дружественных связей.

Внешняя политика обладает рядом функций и целей, которые мы рассмотрим ниже.

Основной целью внешней политики современного государства является обеспечение безопасности. Данная цель связана с защитой и охраной прав и интересов определенной страны, а также ее граждан за ее пределами. Данная цель формирует охранительную функцию, которая состоит в приспособлении стратегии внешней политики данного государства к системе международных отношений. Реализация данной функции, как правило, направляется на предотвращение угрозы для данного государства, а также не поиск мирных путей предотвращения проблемы и вопросов.

Эффективная реализация данной функции будет зависеть от того, какие способности государство имеет в лице специальных институтов и органов, по выявлению и определение потенциальных источников опасности и угрозы, без допущения нежелательного течения событий. Такими институтами являются консульства, посольства, представительства, контрразведка и разведка.

Главной задачей внешней политики государства является усиление его политического и экономического потенциала. От внешней политики, а также положения государства на международном уровне будет зависеть экономическое развитие страны и стабильность в плане политики. Внешняя политика обязана способствовать эффективному функционированию экономики, а также росту общественного благосостояния. Исходя из этого, в ее задачи должно входить обеспечение для государства наиболее выгодного участия в разделении труда, либо поиске дешевых ресурсов, с целью обеспечения выгодных условий сбыта продукции и сохранения стратегических ресурсов страны, что создает для нас основание сделать вывод о том, что внешняя политика играет экономическую функцию.

Информационная функция внешней политики современного государства, выражается в деятельности определенных органов по созданию положительного имиджа государства на мировой арене. Определенные органы информируют правительства о намерениях других правительств, чтобы обеспечить контакт своего государства со всем миром.

Функция представительства реализуется за счет влияния на общественное мнение, а также политические круги определенных стран, с целью обеспечения положительных условий для успешного решения задач внешней политики. Такая функция будет реализовываться в рамках научных и культурных обменов, а также проведения переговоров и заключения международных соглашений.

Еще одна функция внешней политики направляется на создание благоприятных внешнеполитических условий для дальнейшей деятельности государства - это регулирующая функция. Важную роль в реализации данной функции играет деятельности центральных органов внешней политики, либо министерств иностранных дел, консульств и посольств.

Деятельность по осуществлению внешней политики с целью достижения поставленных целей будет реализовываться разнообразными средствами, а именно: экономическими, политическими, информационными и военными.

К политическим средствам можно отнести дипломатию, которая является официальной деятельностью государства в лице специальных органов, приемов, мероприятий, методов, которые обладают конституционно-правовым статусом. Дипломатия будет осуществляться визитов, переговоров, совещаний, конференция, многосторонних соглашений, а также участия в международных форумах и организациях. Опираясь на мнение А.В. Торкунова, дипломатия может обеспечивать национальные интересы государства, а также реализовывать курс внешней политики за счет проведения различных мероприятий, среди которых выделяется деятельность глав правительств и государств, ведомств, министров иностранных дел и других представителей.

Среди экономических средств можно выделить использование экономического потенциала определенной страны с целью достижения целей внешней политики. Государство, которое обладает сильной экономикой, будет занимать прочное положение в мировом сообществе. Даже маленькая по территории страна, которая будет не богата человеческими и материальными ресурсами, на базирующаяся на передовых технологиях, может стать способной распространять собственные достижения за пределы государства, ярким примером такого государства является Япония. Работающими экономическими средствами являются режим наибольшего благоприятствования в торговле и эмбарго, кредиты, инвестиции, займы и экономическая помощь.

Среди военных средств внешней политики можно назвать военную силу государства, включающая в себя армию, качество и количество вооружения, численность армии, военные базы, моральное состояние, обладание ядерным оружием. Военные средства используются как средства прямого воздействия, либо косвенного. К средствам прямого воздействия относятся интервенции, войны, блокады, а ко вторым, то есть косвенным - испытания нового оружия, угроза применения силы, маневры и учения.

Внешняя политика сопрягается с выработкой стратегического курса общества, а также основных направлений развития государства на международной арене. В структуре механизма современной внешней политики государства можно выделить:

  • · Формирование субъекта, а также институциональной иерархии внешней политики государства;
  • · Разработка стратегического курса, а также принятие государственного решения;
  • · Административные средства реализации управленческих решений;
  • · Государственный контроль, по обеспечению самостоятельной коррекции политического режима, а также обратной связи от других государств.

Успешная и последовательная реализация внешних функций государства имеет огромное значение для его развития в современном взаимозависимом мире. Интенсификация интеграционных процессов в международной жизни, расширение и углубление международных отношений, а также углубление интеграции определенного государства в международную политику, экономику и другие сферы межгосударственного сотрудничества вызывает настоятельную необходимость совершенствования механизма координации внешнеполитической деятельности государственных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями в области внешней политики и международных отношений.

Свое конкретное место в механизме осуществления внешней политики государства занимает совокупность организационных институтов, - государственных органов ведающих осуществлением внешней политики государства. Государственные органы, наделенные внешнеполитическими полномочиями, располагают необходимой материальной базой и организационными, и правовыми средствами и инструментами для практической реализации отношений с иностранными государствами и другими субъектами международного общения.

К данным средствам и инструментам следует отнести политический, организационный и экономический потенциал государства, организационную структуру этих государственных органов, их инфраструктуру как внутри страны, так и за рубежом, собственную материальную базу, нормативную основу их функционирования.

политика национальный конституционный

России осуществляется одновременно с развитием общества в целом. Так, после того, как прекратил свое существование СССР, начался совершенно новый этап во взаимодействии нашего государства с другими странами мира. И уже к январю 1992 года Россия была признана 131 государством.

История внешней политики России сегодня основывается на выборе основного приоритета - создании СНГ как новой формы равноправного и добровольного сотрудничества бывших республик СССР. Соглашение о формировании данного Содружества было подписано 8 декабря 1991г. в Минске, а в январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Однако сегодня несколько утратило свою актуальность, и одновременно стали терять ценность документы, которые были приняты координирующими органами, начиная от урегулирования вопросов сотрудничества по экономическим вопросам до Достаточно тревожным стал процесс распада тех которые действовали до прекращения существования СССР.

Внешняя политика России в последние годы направлена на улучшение отношений с Грузией, Казахстаном и Узбекистаном. Наше государство стало единственным участником осуществления миротворческих задач в так называемых «горячих точках» СНГ (в Грузии, Молдавии и Таджикистане).

В последнее время сложились достаточно сложные и запутанные взаимоотношения с Украиной. Дружба, сотрудничество и союзнические связи соответствуют интересам народов этих двух стран, однако амбициозность и взаимное недоверие конкретных политиков данных государств постепенно привели к продолжительному застою в их отношениях.

Концепция внешней политики России основывается на следующих приоритетах:

Место РФ в изменчивой ситуации. Так, после с дальнейшим созданием СНГ для нашего государства сложилась совершенно новая внешнеполитическая ситуация. Глубокие перемены геостратегической и геополитической обстановки выдвинули требование переосмысления роли и места России в системе отношений на международном уровне;

Внешняя политика России в значительной степени находится в зависимости от внешних факторов, которые ослабляют позиции государства на международной арене. В рамках современной геополитической ситуации наше государство столкнулось с огромным количеством проблемных вопросов. Из-за изменений в политической, экономической и идеологической ситуации в РФ резко снижается ее внешнеполитическая активность.

От сокращения существенно пострадала обороноспособность государства, вследствие оно было отодвинуто в сторону северо-востока, при этом потеряв торговый флот, около половины морских портов и прямой выход на Западе и Юге к морским путям.

Внешняя политика России осуществляется в направлении интеграции нашего государства в рынок мирового уровня и гармонизации политической направленности курса с политиками ведущих держав мира.