Каждый человек в своей жизни задумывался над вопросом, в чем заключается смысл жизни. Вся проблема этого одного из основных вопросов человеческого бытия состоит в том, что никто еще не дал на него окончательного ответа. На протяжении существования всех человеческих цивилизаций люди искали и находили смысл жизни по-разному. Доказательством этому служат различные философские позиции и религиозные течения, научные поиски и творения искусства. И сейчас, как и десятки, и сотни лет назад, кто-то видит смысл жизни в карьере, кто-то - в политике, кто-то - в семье, а кто-то - в служении богу. Так в чем смысл жизни человека?

Прежде всего, вопрос смысла жизни относится к духовной проблеме, определяющей предназначение существования человечества на земле. Этот вопрос очень важен для становления человеческой личности на протяжении всей его жизни. Давайте рассмотрим, как менялись представления о смысле жизни в различных философских и религиозных учениях.

Понимание смысла жизни в философии

Само понимание проблемы смысла бытия в философии считается одним из самых главных вопросов. Все философы на протяжении тысячелетий создавали определенный идеал существования человека на земле, к которому необходимо было стремиться и в чем, собственно, и заключался смысл жизни.

  1. В античной философии целью существования жизни человечества считали:
    • получение удовольствия как избавления от физической боли, страха смерти и страданий (Эпикур);
    • достижение счастья посредством мышления и познания окружающего мира (Аристотель);
    • стремление к независимости и внутреннему покою, отрицанию семьи, государства и искусства (Диоген);
    • достижение невозмутимости по отношению к раздражающим человека факторам (стоики).
  2. В средневековой философии вопрос, в чем смысл человеческой жизни, сводился к следующему: необходимо почитать своих предков, следовать общепринятым религиозным воззрениям и передать своему потомству полученный при рождении социальный статус. При этом различия в философском воззрении на смысл жизни на Востоке и Западе мало чем отличались друг от друга.
  3. В философии 19-20 веков решение вопроса смысла жизни рассматривалось следующим образом:
    • иррационалисты целью существования человеческой жизни считали постоянную борьбу со смертью и страданиями, которые осуществлялись некой "мировой волей" (Шопенгауэр);
    • экзистенциалисты утверждали, что человек должен сам создавать ценности в полном абсурда мире (Кьеркегор), от самого человека зависит смысл жизни (Сартр), поэтому вопрос о смысле жизни считался для них самым насущным (Камю);
    • нигилисты считали смыслом жизни человека приготовление к появлению сверхчеловека (Ницше);
    • позитивисты считали вопрос о смысле жизни бессмысленным, так как он выражен лингвистически, а все выраженное человеком посредством языка не имело по их определению смысла (Витгенштейн);
    • прагматики полагали, что под смыслом жизни подразумеваются те цели, которые заставят человека самого ценить жизнь (Джеймс);
    • трансгуманисты целью жизни человека считали преодоление всех биологических ограничений и возникновение, так называемого, "постчеловека" (киборга).

Понимание смысла жизни в религии

Для того чтобы человечеству было понятно, в чем смысл жизни, несколько тысяч лет религии давали свои понятия и определения априори, но основное понимание смысла сводилось к служению Божественной цели. Итак, искомый ответ на вопрос о смысле бытия определялся в зависимости от представления о Боге:

  • в иудаизме смысл жизни заключается в познании Бога, любви к Нему, ведении праведной жизни и соблюдении заповедей;
  • в христианстве только благодаря воскрешению Христа жизнь человека обрела ценность, поэтому смысл жизни человечества – познать Бога, уподобиться Ему и наследовать вечную жизнь с Ним;
  • в исламе целью жизни каждого мусульманина становится служение и поклонение Аллаху в полной покорности и преданности;
  • буддизм высшей целью ставит прекращение страданий человека, а в индуизме человек помимо этого стремится к достижению блаженства;
  • главной целью человека в конфуцианстве считается создание идеального общества (поднебесной империи) вкупе с самосовершенствованием, а в даосизме основными составляющими жизни человека должны быть любовь, смирение и умеренность.

Где же искать ответы

Если же вы все-таки задумываетесь над тем, в чем смысл жизни, ответы следует искать в самом себе. Увы, даже если мы прочтем все труды философов и вникнем в каждую религию, вполне вероятно, мы не сможем найти смысла жизни ни в одном из учений. Жизнь не стоит на месте, и как бы убедительно ни звучали доводы, все равно смысл, предложенный нашими предшественниками, останется смыслом их эпохи, их мировоззрений и судеб. Религия имеет большое влияние на нашу жизнь и сегодня. Поэтому многие государства и страны нашей планеты по сей день наполняют смыслом наши умы и сердца при помощи различных религиозных учений, в лучшем случае оставляя людям выбор, в худшем – манипулируя судьбами и жизнями миллионов людей.

Считается, если человек начинает искать смысл жизни, то он пытается переоценить настоящее, в котором он уже не находит удовлетворения. Время, отведенное нам в жизни, бесценно, но не следует забывать, что оно постоянно меняется и утекает. Поэтому затянувшиеся поиски смысла могут обернуться для человека катастрофой. Конечно, печально, когда в жизни нет никакого смысла, но такое ощущение, как правило, обманчиво. Существует даже такая наука как логотерапия - лечение человека, ощущающего бессмысленность своей жизни, самим смыслом жизни. Это направление было придумано Виктором Франклом, венским психотерапевтом, который обнаружил, что никакого универсального смысла в жизни нет. Но есть миллионы смыслов, которые составляются нашими собственными жизнями. Иными словами, у каждого человека своя цель, достижение которой приносит ему удовлетворение.

Часто в школах детям предлагают написать сочинение «В чем смысл жизни?». Существует множество примеров, подтверждающих, что цели и жизненные ценности могут варьироваться в зависимости от самого человека. Но есть и определенные действия, которые дают нам удовлетворение и ощущение жизненной цели. Они представляются правильными и осмысленными с точки зрения всего человечества и не нуждаются в каких-либо мотивациях:

  • альтруизм, служение другим и творение добра;
  • преданность своему делу;
  • творчество;
  • самосовершенствование;
  • рождение и воспитание детей.

Большинство людей стремится себя реализовать именно в этих рамках. И если это приносит людям радость на протяжении всей жизни, то это замечательно. Человек в силу своей двойственной природы всегда сомневается. А смысл существования меняется на протяжении всей жизни человека. К примеру, мы можем в юности ощущать осмысленность лишь в преданности своему делу или в творчестве. Затем проходит время, и мы ловим себя на мысли, что смыслом нашей жизни являются наши дети. К концу своего пути мы начинаем заниматься духовными практиками и самосовершенствованием. Некоторые начинают служить другим и заниматься благотворительностью. Для каждого из нас цель существования своя, но в целом, она заключается в том, чтобы жить.

Вас постоянно интересует ответ на вопрос: «В чем заключается смысл жизни?» . Каждому человеку очень сложно дать развернутый ответ на данный вопрос. Что же такое смысл жизни?
Смысл жизни — это стремление человека к чему то новому, что выходит за границы его жизни.

Большинство психологов считают, что если человек слишком часто задумывается о смысле жизни, то это один из признаков того, что дела у него идут плохо.

Практически любой человек хоть раз задумывался — почему он живет на этом свете, с какой целью . Давайте более подробно рассмотрим ответы многих людей на вопрос — в чем смысл жизни? Возможно в этом перечне вы сможете найти и свой ответ.

1) Смысл жизни — постоянно быть здоровым и красивым! Ежедневно делать зарядку, не стареть, заниматься спортом, ухаживать за собой и оставаться «вечно» молодым.

2) Мой смысл жизни — достойно воспитать ребенка, купить дом и посадить хотя бы одно дерево.

3) Смысл жизни — оставить после себя приятный след! Чтобы после смерти тебя вспоминали добрыми словами и с улыбкой на лице, благодарили за весь проделанный труд в жизни.

4) Мой смысл — это незабываемые, приятные воспоминания! Хочется жить и понимать, что я прожила свою жизнь достойной и ни капельки не жалею ни о чем.

5) Смысл жизни — в самореализации себя, как человека! Нужно стремиться к лучшему, каждый день добиваться успеха на работе, дома, в отношениях, стать уважаемым и независимым человеком.

6) Смысла жизни нет… Просто живи не терзай себя и свою душу этим бессмысленным вопросом.

Также многие люди считают, что сейчас в современном мире смысл жизни заключается в самосовершенствовании, воспитании достойных детей, которые смогут превзойти родителей и добиться еще больших результатов для развития нашего мира в лучшую сторону. И совершенно неважно, где и кем мы работает — главное научить и воспитать наших детей достойно! — наш вклад и труд необходим для развития.

Смысл жизни человека — видео

С научной и философской точек зрения, определение и понятие смысла жизни подразумевают наличие определенных целей существования, индивидуального и общего предназначения человека.

Смысл бытия является основой мировоззрения, которое определяет весь путь развития морально-нравственного облика людей.

В философии

В большинстве случаев, воспринимается и позиционируется смысл жизни как философская проблема. Философы античности писали о том, что тайна существования человека заключается в нем самом, и, стараясь знать себя, он узнает окружающее пространство. Существует несколько исторически признанных точек зрения на проблему смысла:

  1. Последователи и приемники Сократа говорили: «стыдно умереть, не осознав сил своих духовных и телесных». Эпикур, исследуя тему человеческой смерти, призывал не бояться ее, ведь страх смерти по своей сути иррационален: когда наступает смерть, человека уже нет. Однако, как ни странно, отношение к смерти существенно влияет на отношение к жизни и определяет его.

  1. Проблема смысла жизни также активно обсуждалась в философии Канта. По его мнению, человек сам по себе является целью и наивысшей ценностью, он личность и единственное существо на планете, способное самостоятельно распоряжаться своей жизнью, преследовать любые цели и достигать их. Великий философ говорил, что смысл жизни человека не снаружи, а в внутри него самого: при этом, определяющим фактором есть идея, выраженная посредством нравственных законов и долгов. Кант также пытался описать, что такое «смысл». По его мнению, смысл не может существовать самостоятельно, как некий предмет реальности, он - в сознании людей и он же определяет их поведение, заставляя добровольно подчиняться законам нравственности и тем самым ставя человека на ступень выше остальных живых существ на планете. Т.е, с точки зрения Канта, предназначение человека выражается в наличии определенного мировоззрения, или религии. При этом, религию, как объяснение возникновения нашего мира, Кант отрицает – ее значимость именно в том, что она является основанием для развития человеческой нравственности.
  2. Философия Канта получила дальнейшее развитие и у других немецких классиков. По мнению Фихте, поиск смысла человеческой жизни на земле является основной задачей любого философского учения. Постижение смысла – это полное согласие личности с самим собой, которое выражается в свободе человека, разумной деятельности, развитии. Развиваясь и становясь свободной и разумной личностью, человек изменяет и совершенствует окружающую действительность.

На протяжении всей истории философии и религии предпринимались попытки найти универсальный, подходящий для каждого, смысл человеческого бытия.

Религия призывает человека готовить себя к «жизни после смерти», ведь именно за пределами «биологического» существования и начинается настоящая жизнь. С позиции добродетели, ответ на вопрос: «зачем мы живем?» очевиден: чтобы делать добрые дела и служить истине. Помимо религиозных представлений, широкое распространение имеет точка зрения, которая видит цель и смысл жизни человека в получении физических и моральных наслаждений и противоположная, которая преподносит страдания и смерть целью рождения.

В психологии

Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:

  • Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего - состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
  • Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.

Формы

Цели и смысл человеческого существования редко являются универсальными на всю жизнь или заключаются в одном и том же. Чаще всего, они меняются с возрастом, внутренними изменениями личности; или под воздействием внешних обстоятельств. К примеру, в подростковом и юношеском возрасте, решением задачи – в чем заключается смысл жизни ­­­­– будет являться: получение образования и необходимых навыков для старта трудовой деятельности; после 25-ти лет наиболее распространенные ответы – создание семьи, построение карьеры, улучшение материальных условий существования. Ближе к пенсионному возрасту, когда жизнь становится более осмысленной, люди озадачиваются вопросами духовного развития и религии. Для некоторых людей проблема смысла решается посредством хобби, в котором человек реализуется параллельно с перечисленными выше целями. В последнем случае, жизнь таких людей бывает более наполненной и яркой, ведь параллельно они достигают несколько целей и не бывают сильно зависимы от одной, а значит, проще переживают возможные разочарования и преграды, способны осмысливать их и двигаться дальше.

Рождение и воспитание детей является одним из наиболее распространенных видов жизненных целей и смысла жизни.

Рождение ребенка приводит к тому, что большая часть внимания родителей сосредоточена на нем: они зарабатывают, чтобы обеспечить свое чадо самым лучшим, стараются дать хорошее образование, помогают в трудные периоды, прививают правильный образ жизни. Большинство мам и пап стараются воспитать своих детей должным образом, привить им стремление жить по принципам справедливости и высокой морали. И если это удается – родители считают, что жизненный путь пройден не зря, он имел смысл в том, чтобы оставить на земле свое достойное продолжение .

Оставить след на земле – уже более редкий вариант обретения смысла. Чаще всего, на это способны люди, обладающие каким-либо редким талантом. Это великие ученые, деятели искусства, представители королевских, дворянских и др. родов, знаменитые управленцы и т.п. Однако, не все так печально.

Оставить свой след на земле может и человек, не обладающий очень ярким талантом, однако трудолюбивый, настойчивый и целеустремленный, который живет, понимая и представляя, каким может быть смысл его жизни.

Например, это воспитатель, вкладывающий душу в своих подопечных, или врач, излечивший много людей, плотник, посредством своих работ улучшающий быт людей, спортсмен, возможно не обладающий яркими способностями, но достигающий с каждым днем все лучшего результата и т.п.

Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий

В современном мире, человечество живет в ускоренном темпе и тратит много эмоциональных и физических ресурсов на поддержание уровня жизни. Нам редко удается остановиться и подумать, в чем смысл человеческой жизни. Общество и прогресс требуют соответствовать моде, определенным нормам, формату взаимоотношений между людьми. Человек уподобляется белке в колесе, совершающей тысячи однообразных, доведенных до автоматизма движений; он не успевает задуматься над тем, чего же хочет он сам и для чего живет.

Современность характеризуется каждодневной погоней за иллюзией, фальшивыми идеалами. Культура потребления не позволяет развиваться духовно, моральная сторона современного человека становится менее развитой, приземленной и примитивной; чудо жизни превращается в обычное существование.

Естественно, люди стали чаще подвержены заболеваниям нервной системы, депрессиям, истериям и хронической усталости. Количество самоубийств за последние десятилетия выросло в несколько раз. Человеческий смысл стал дорогой роскошью.

Однако, для людей сильных духом, настойчивых и устойчивых к социальному влиянию, способных задумываться – прогресс открывает новые возможности для саморазвития и усовершенствования мира. Сейчас гораздо проще получить знания, способствующие поиску целей и смысла; проще продвигать свои собственные идеи: за них не поведут на виселицу и не сожгут на костре; технологические возможности позволяют создавать и строить новые объекты и предметы. Мы живем в относительно спокойный период и желания сохранять мирные взаимоотношения, бережно относиться к природе, находить компромиссы и духовно расти и есть цель и смысл человеческой жизни.

Упрощенное определение слова «смысл» звучит, как «сущность в контексте реальности». Иначе говоря, смысл есть значение существования. Всю жизнь мы находимся в поиске этого значения. Наши замыслы и дела - не что иное, как попытки найти оправдание своему месту во Вселенной. На пути к истине оступаемся и падаем, встаем и идем дальше. Чем все это закончится? По итогам жизненного экзамена кто-то получит «отлично», а кому-то поставят «неуд». Правда состоит в том, что возможностей пересдать не будет ни у кого.

Счастье (или беда) человека заключается в его способности думать. Этот подарок эволюции движет нами, хотя и держит в состоянии вечного беспокойства. Мы не умеем просто жить, гулять по улицам, знакомиться, влюбляться, разочаровываться, смотреть на капли дождя, бегущие по стеклу, радоваться солнцу. Нам обязательно нужно знать: «Для чего все это?»

Душевные терзания подогреваются сомнениями, неуверенностью, стыдом, совестью, надеждой - чувствами, которые манипулируют нашим сознанием и заставляют придумывать все новые и новые критерии значения нашего существования на Земле. Возможно, именно поэтому человечество до сих пор не нашло и никогда не найдет ответа на вопрос «В чем смысл жизни?». Однако эта тема всегда будет волновать каждого из нас.

О смысле и предназначении

Смысл . Французский философ и писатель Альбер Камю однажды рассказывал: «Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный».

Для человека, в отличие от других живых существ, жизнь представляет собой набор ценностей. Чтобы овладеть ими, нужно:

  • определить цель;
  • выбрать средства;
  • выстроить жизненные маршруты;
  • начать двигаться вперед.

Всю жизнь люди ищут цели и реализуют задачи. Их масштабы разные. Для кого-то смысл существования в приобретении престижного автомобиля, кому-то важно стать лучшим специалистом в своей профессии, а кто-то намерен навсегда избавить человечество от болезней.

Во всех случаях у человека есть цель, путеводный маяк, который именуется смыслом жизни. Но он появляется у тех, кто не просто механически использует заложенные в него природой навыки. Это привилегия существ думающих, чувствующих, испытывающих радость, как от процесса, так и от результата.

Таким образом, смысл жизни можно представить как совокупность ценностей, ради которых человек движется к целям и которым подчиняет свое бытие.

Предназначение . Если смысл мы определяем сами, то предназначение выбирает нас. Это своего рода духовная миссия человека, его истинное призвание. Оно не всегда совпадает с поставленными целями, а иногда и уводит нас в диаметрально противоположную сторону.

Приведем несколько примеров.

Врач и ученый-химик Александр Бородин нашел себя в музыке - он известен, прежде всего, как выдающийся русский композитор.

Мультипликатора Уолта Диснея в свое время уволили из газеты за отсутствие креативности мышления, но именно оно позволило ему войти в мировую историю.

Популярный испанский исполнитель Хулио Иглесиас был футболистом. Однако со временем он понял, что его пение доставляет людям больше удовольствия, чем игра в футбол.

Многие женщины стремятся сделать карьеру и достигают в этом определенных успехов, но родив детей, понимают: их главная роль - материнство.

Посредственный на работе инженер дома становится гениальным поваром. Успешный финансист чувствует себя в своей тарелке только когда высаживает цветы в собственном саду. А на уникального обувного мастера всегда есть спрос, несмотря на то, что он не имеет высшего образования.

Самое удивительное, что люди, которые нашли свое предназначение, не задаются вопросом «В чем заключается смысл жизни?». Ищет тот, кто еще не нашел. Нашедший не спрашивает, где искать.

Людям, которые верят в высшие силы, жить намного проще. Христиане во всем полагаются на Иисуса Христа, мусульмане - на Аллаха. «На все воля Бога», - говорят православные верующие. И ничуть не лукавят.

В религии предназначение - это Божий промысел, который Господь выражает в отношении отдельного человека или группы людей. Вера в то, что Он управит, направит и не даст пройти мимо своего места на Земле, позволяет людям жить в абсолютном ощущении осмысленности жизни.

Простейший совет тем, кто разыскивает предназначение: задайте себе вопрос, какое занятие наполняет мое существование смыслом и радостью? Не бойтесь услышать самого себя и пойти за своими желаниями. Опыт многих выдающихся людей показывает - они нашли свое призвание, потому что вовремя прислушались к собственному «мечтаю, хочу».

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Что думали о смысле жизни в древности

Представители греческой, китайской, индийской философии вели постоянные споры о месте человека в контексте Космоса. Каждый человек представлялся им частью, отражением и даже символом Вселенной.

Небо, Земля и внутренний мир индивидуума составляли основу мироздания в китайских учениях. Человек был частицей всего этого. Его жизнь сама по себе не имела смысла.

Сократ, основоположник философии вообще и греческой в частности, призывал к познанию самого себя и самосовершенствованию. Именно это, по его мнению, позволяет правильно определить ценности для постановки целей.

Высшим благом ученый называл мудрость. В стремлении к мудрости он видел смысл жизни человека, а также в счастье, основной источник которого – нравственность. Не в накоплении материальных благ, а в добродетели, очищении и развитии собственной души.

Сократа поддерживал и Антисфен, который считал - тот, кто хочет быть счастливым и получить билет в бессмертие, должен вести праведную и благочестивую жизнь.

Платон полагал, что человек может быть по-настоящему счастлив, когда его душа выходит за рамки сковывающего ее тела. Природа человека, по Платону, состоит из воли, разума и инстинктов. И человек выстраивает свою жизнь в зависимости от того, какая составляющая в нем преобладает.

Аристотель смысл жизни видел в жизни «во благо», стремлении стать ответственным гражданином своего государства.

Эпикуру мечталось о достижении покоя и избежании неприятностей.

Кстати, почти все древнегреческие философы сходились во мнении, что в смысл жизни следует искать в настоящем. Он здесь и сейчас. «Живи сегодня, забудь прошлое», призывает древнегреческая пословица. «Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем», - подтверждает народную мудрость Пифагор.

В чем смысл жизни человека - мнения русских философов и писателей

«Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?», - размышлял Александр Сергеевич Пушкин, обращаясь к самому себе. Собственные переживания и сомнения он перенес на своего героя. Евгений Онегин - один из ярких примеров душевного самокопания, дальнейшего самоопределения и, наконец, нравственного перерождения.

Пушкин был не единственный среди русских поэтов, кого волновала проблема осмысленности собственного существования. Александр Блок полагал, что тот человек, который поймет, в чем заключается смысл жизни, перестанет быть обывателем и многое постигнет.

Стоит отметить, что взгляды наших выдающихся соотечественников по одному из главных (если не основному) вопросам бытия касались, в первую очередь, духовной составляющей человеческой природы. Цели в пределах биологии и психофизики казались им лишенными какого-либо оправдания.

Первым на поиски смысла открыто «замахнулся» Василий Розанов. Одно из своих философских сочинений он так и назвал «Цель человеческой жизни». Задачей писателя было найти не надуманную, а естественную цель человеческого существования. И Розанов определил: стремиться нужно к трем вещам - познанию истины, сохранению внешней и внутренней свободы и преумножению добра.

Другой русский философ и богослов Виктор Несмелов в работе «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения» склоняется к христианскому взгляду на этот вопрос. Религия объясняет человеку, что он живет не для смерти, а для вечной жизни на небе, «в Божьем царстве света и истины».

Николай Бердяев считал, что жизнь духа несет свет в существование и тела, и души, а значит, наполняет бытие осмысленным содержанием. Представляя свое будущее, человек должен стремиться заполнить душевную пустоту и прийти к по-настоящему полноценной жизни.

Достоевский, почти все герои которого мечутся в поисках истины и иногда переступают рамки допустимого христианской моралью, считал, что человеческое бытие осмысленное, если оно находится в рамках нравственных ограничений. Размеры этих границ каждый определяет себе сам, но находясь под бдительным контролем Всевышнего.

Работой «Смысл жизни» отметился в истории русской философской мысли и один из братьев Трубецких - Евгений Николаевич. Его взгляды на этот вопрос имеют исключительно религиозную основу. «Жизненной полнотой и основным предположением всякой жизни» князь считает Бога. «Это и есть то, ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены», - пишет философ.

По мнению графа Льва Николаевича Толстого целью и смыслом жизни должно стать самосовершенствование личности. Но не всякое, а то, которое указал нам Господь. Достичь этого можно через непротивление злу насилием и любовь к людям.

У Толстого, как он сам рассказывал, были в жизни моменты, когда вопрос «А что потом?» становился для него невыносимо болезненным. Состояния, когда он не находил ответа на него, писатель называл «остановками жизни». Он не знал, как жить, что ему делать, терялся и впадал в уныние.

Герои Толстого каждый по-своему движутся к осмыслению своего бытия. Например, Пьер Безухов через ошибки и разочарования приходит к пониманию: стремиться нужно к правде, свету и достоинству.

Мировые религии о смысле жизни

Верующий человек в какой-то мере освобожден от душевных метаний по поводу значения своего существования. Во-первых, для него вера в высший разум - уже есть смысл. Во-вторых, он знает, что жизнь не конечна и за земной смертью, как после завершившегося спектакля, не опустится занавес. Три основные религии имеют свои представления на эту тему.

Христианство

Задача каждого верующего христианина, на котором лежит печать греха Адама и Евы, - спасти свою душу. Центральной фигурой, столпом бытия, вокруг которого существует все остальное, является Бог. Люди строят свою жизнь с именем Господа на устах, со Спасителем в сердце, с Божьими заповедями в голове. Иного не дано.

Случается, происходит по-другому. Человек отворачивается от Создателя, нарушает заповеди, грешит, не спешит раскаяться. Его поступки неправильны, нерациональны. Грехи - вот что лишает жизнь человека смысла с точки зрения христианского учения.

Впрочем, даже атеисты согласятся, что в обжорстве, разврате, убийстве, унынии и другие греховных проявлениях нет ничего красивого. А все уродливое, лишенное гармонии не может содержать в себе смысловое начало. Возвращение к Богу, покаяние есть не что иное, как переосмысление своей жизни.

В христианской религии много значений для человечества. Когда Христос сотворил мир, все наполнилось смыслом, как и тогда, когда он воскрес из мертвых. Только после Воскресения Христова жизнь на Земле обрела новый вектор. Воскресший Иисус осветил путь для каждого из нас светом надежды на спасение.

Еще одно Божие провидение: Господь создал нас по своему образу и подобию. И в этот момент наше существование обрело дополнительный стимул - соответствовать задумке Творца, не разрушить, не уничтожить Божественный замысел..

В православном христианстве кроме соответствия Богу есть другая цель - обрести жизнь вечную. «У Бога нет мертвых - все живы у Бога», - говорится в Священном Писании. Бессмертие не только души, но и тела - еще один смысл бытия для верующего в православии. Отсюда традиция, негласный закон - хоронить умершего в землю, а не сжигать его плоть.

Почему среди атеистов много пессимистов? Потому что их жизнь наполнена мелкими житейскими победами и поражениями, короткими перебежками от одного этапа к другому, иногда большими взлетами, но столь же большими падениями. И все это движется к совершенно очевидному для них финалу. Жирной точке в конце пути.

Часто, чувствуя дыхание смерти и оборачиваясь назад, неверующий человек думает о своей жизни: «А что это было? Стоило ли все, что я делал, того, чтобы приходить в мир?» Для многих подобные мысли становятся большим и страшным откровением.

У верующего человека в конце не точка - многоточие. У него нет страха перед смертью, потому что земной мир не конечен, и все еще можно исправить. Поэтому у православных, как и у других христиан, есть стимул жить, не утрачивая смысла.

Ислам

В мусульманской религии представления о предназначении человека, его роли и функциях в мироздании совпадают с христианским мировоззрением. «Нет Бога кроме Аллаха…», - гласит шахада, свидетельство о вере в Единого Бога и миссию его пророка Мухаммеда.

Согласно Священному Корану, познать Аллаха невозможно, если не поклоняться Ему. А поклонение Всевышнему в исламе означает сотворение добра и воздержание от злых поступков.

В главной Книге мусульман есть указание на цель, к которой человек должен стремиться. Аллах говорит о том, что Он сотворил жизнь и смерть, чтобы проверить, кто из людей совершает добрые дела. Это и есть смысл человеческого земного бытия - творить добро.

В Коране приводится один поучительный пример, рассказанный Пророком Мухаммедом. Когда человек умрет, «трое последуют за покойным: родственники, имущество и его дела». Первые вернутся, а дела останутся при нем. Не зря говорят: о человеке судят по делам, а не по словам.

Мусульманская религия, если так можно выразиться, иронизирует над смыслами атеистического бытия. Люди, не знающие Аллаха, как правило, мотивированы на материальные достижения - деньги, доходная работа, престижная машина. Иногда они хотят здоровья родным и близким, благополучную семью, счастья и т.д.

Все это имеет право на существование, если бы не конечность мира. В финале жизни человеку ничего не нужно, все обретенное теряет значение. Оговоримся - для неверующих.

Коран называет все вышеперечисленные стремления бесполезной игрой. «Знайте, что жизнь этого мира есть забава, пустое украшение, чванство и желание увеличить одни перед другими ваше имущество и число детей. В будущем приюте – настоящая жизнь», - поясняет Священная Книга.

Таким образом, цель и смысл жизни мусульманина - приближение к Аллаху, бытие по его законам, спасение и вечная жизнь.

Буддизм

В отличие от христианства и ислама, в буддизме отсутствует высший разум – Бог, а также не культивируется вера в бессмертное существование человеческой души. В чем же для буддистов заключается смысл жизни?

Как учил Будда, основатель и идеолог религии, в жизни человека много страданий, которые возникают из-за людских желаний. Избавиться от страданий - каждого буддиста. Добиться этого можно только погрузив себя в особое состояние просветления, блаженства - нирвану.

Находясь в нирване, человек перестает нуждаться в чем-либо. Все желания и вызванные ими страдания уходят на задний план и больше не оказывают влияние на его текущую жизнь, не тревожат и не беспокоят.

Нирваны можно достичь, перейдя из другого состояния - сансары. Это своего рода перерождение, переход из одного тела в другое. Перемещение осуществляется под контролем «духовной памяти», кармы. Твои плохие поступки, как и хорошие, будут идти за тобой, оказывая плохое или хорошее влияние на твою жизнь.

Движение от страданий через перерождение к состоянию наивысшего блаженства составляет цель и смысл людей, исповедующих буддизм.

Почему смысл жизни у каждого разный

Задумываясь, над тем, какая роль отведена ему в этом мире, человек пытается ответить на три основных вопроса:

  1. В чем ценность жизни?
  2. Какая конечная цель моего существования?
  3. Для чего я должен жить?

Сразу или за короткий период найти ответы не получится. Пройдет немало времени, прежде чем у молодого человека сложатся представления о смысле жизни. Они будут зависеть от разных факторов. Таких как:

  • социальное положение;
  • воспитание;
  • религиозная принадлежность;
  • среда обитания;
  • образ жизни.

По совокупности этих факторов людей, имеющих те или иные смысловые предпочтения, можно разделить на четыре группы.

1. Гедонисты

Они живут наслаждениями и удовольствиями. Такова их жизненная система убеждений и принципов. Средства для продвижения своих целей они выбирают разные. Гедонисты могут испытывать удовлетворение от пользы, которую он приносит своим участием обществу и людям. Но нередко традиционным ценностям они предпочитают удовольствия, нарушающие нормы морали и нравственности. Доставить наслаждение от жизни гедонистам помогают еда, алкоголь, секс, покупки, работа, признание, духовные практики, общество друзей, семья, хобби, путешествия и т.д.

2. Аскеты

Аскетизм предполагает отрицание всех желаний. По сути, это идеология буддизма. Аскеты стремятся к достижению высшего состояния духа, отрешению от земных удовольствий, страстей, забот и привязанностей. Не нужны им ни слава, ни богатство, ни деньги.

Они согласны жить в одиночестве вне цивилизации. В то же время, аскеты много внимания уделяют телесным тренировкам и совершенствуют дисциплину ума. Это также входит в их представление о смысле жизни.

Аскетизм при определенном саморегулировании открывает большие возможности для духовного роста и внутреннего совершенствования.

3. Созерцатели

Эти люди испытывают удовлетворение от процесса наблюдения, рассматривания, созерцания всего, что их окружает. Мир они воспринимают пассивно, напрямую никак не влияя на него. Визуальный объект для созерцателя - это сфера приложения его ума, мыслей, талантов, желаний, намерений.

Такой образ жизни называют активное бездействие. Человек живет в поступательном движении, не спешит, не погружается в суету, не забывает о главном. Его цели и, в конечном итоге, смысл жизни - в исполнении высокого долга, а не гонка за получением материальных благ.

Созерцание активно используют - оно наполняет их творческой созидательной энергией. Человек-созерцатель тоньше чувствует мир и, как правило, не разменивается на сиюминутные смыслы.

4. Деятели

Эти люди живут не для себя, но во имя всеобщего блага. В марксистской философии, которая продвигает такой образ жизни, утверждается, что живя для других, можно стать «истинно совершенным и великим».

Смысл существования деятелей определяется тем вкладом, который они вносят в общественное дело. Личные достижения удовлетворяют их в гораздо меньшей степени.

Друзья, предлагаю вашему вниманию размышления специалиста о смысле жизни. Буду благодарен за продолжение дискуссии.
Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук

Б. С. БРАТУСЬ | 5 ОКТЯБРЯ 2009 Г.

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека - это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: “Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни”. Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место - проблема смысла жизни .

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл - это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой - чтобы написать диссертацию, третий - себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни , исходя из жизни, из ее контекста и ситуации - нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл - это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни - это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение “Четыре года без смерти”. Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте - примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст - это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Помню запись 51-летнего Толстого в “Исповеди”. Он пишет: “две мыши - белая и черная - то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти”.

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают - они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень - это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: “забота у нас такая, работа у нас большая - жила бы страна родная, и нету других забот!” “Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!” И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный “кусок” общности. Он может быть разным - от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически - это одно и то же: жили бы “мои”, жили бы “мы”, “наши”, а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: “Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь” отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот, который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело - в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, - это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная “формула”, связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы. Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни. На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала. Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач - это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер. Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, - сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились. Сейчас лечение - центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре - жизнь ребенка, ее смысл. Лечение - это средство, “которое должно пристраиваться ” и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни , возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: “Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого”.

http://www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/