С этого года предприятия, среднесписочная численность которых более 100 человек, представляют декларации в электронном виде. Отметим, что на практике такие показатели, как средняя, среднесписочная численность работников, используют и для заполнения форм статотчетности. Причем пока не определишь один показатель, не рассчитаешь и другой.
Определяем среднесписочную численность работников

Этот показатель определяется на основании ежедневного учета списочной численности работников. В свою очередь, его рассчитывают исходя из списочной численности за каждый календарный день по данным табеля учета рабочего времени.

В списочную численность работников включаются наемные специалисты, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работающие собственники предприятия, получающие зарплату в данной организации.

Отсутствующие специалисты, которых включают в списочную численность

Имейте в виду: в списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по определенным причинам. Перечень таких причин приведен в пункте 88 Правил.

В частности, учитываются работники:
- находящиеся в служебных командировках;
- отсутствующие из-за болезни (причем только те, кто получил лист нетрудоспособности);
- заключившие трудовой договор с организацией о выполнении работы на дому (надомники);
- находящиеся в учебном отпуске с сохранением полностью или частично зарплаты;
- находящиеся в ежегодных и дополнительных отпусках;
- имеющие выходной день (согласно графику работы) за переработку времени при суммированном учете рабочего времени за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни;
- находящиеся с разрешения администрации в отпуске без сохранения зарплаты по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам.

Кого не учитывают при определении показателя

Прежде всего не учитываются при расчете показателя работники, не включаемые в списочную численность. Их перечень приведен в пункте 89 Правил. Но, кроме этого, следует помнить, что не все работники, входящие в списочную численность, принимаются во внимание при расчете среднесписочной численности. К таковым относятся:
- женщины, которые находятся в отпусках по беременности и родам;
- лица, находящиеся в отпусках в связи с усыновлением ребенка, в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;
- работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения зарплаты.

Рассчитываем показатель

Среднесписочная численность работников за месяц определяется суммированием списочной численности работников за каждый день месяца (с 1-го по 30-е или 31-е число, а для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и делением этой суммы на число календарных дней месяца.

При этом численность работников списочного состава в выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день.

Пример 1

Рассчитаем среднесписочную численность работников предприятия за февраль 2008 года по данным, приведенным .

Среднесписочная численность в феврале 2008 года составляет (показывается в целых единицах):
3258 чел. : 29 = 112 чел.

Среднесписочная численность работников за период, превышающий месяц, определяется следующим образом.

Вначале рассчитывают среднесписочную численность за каждый месяц периода. Затем суммируют все полученные среднесписочные и делят на количество месяцев в периоде.

Например, при расчете среднесписочной численности работников за год суммируют среднесписочную численность работников за все месяцы отчетного года. Сумму делят на 12.

Если предприятие работало неполный отчетный период, то показатель определяют путем суммирования среднесписочной численности за месяцы работы в отчетном периоде и деления полученной суммы на количество месяцев в отчетном периоде. Такой же порядок применяется и для предприятий с сезонным характером работы.

Особенности определения показателя при занятости неполный рабочий день

Если в штате предприятия состоят работники, которые трудятся неполный рабочий день, в списочной численности они числятся как целые единицы за каждый календарный день, включая нерабочие дни недели.

Но при расчете среднесписочной численности они учитываются пропорционально отработанному времени.

Для расчета среднесписочной численности работников в этих случаях предусмотрено два способа.

При прямом способе для определения показателя следует:
1) исчислить общее количество человеко-дней, отработанных работниками. Для этого общее число отработанных человеко-часов в отчетном месяце делится на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели;
2) средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость определяется путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце.

При упрощенном способе необходимо:

1) неполное рабочее время разделить на продолжительность рабочего дня;

2) частное умножить на количество отработанных таким работником дней за месяц;

3) полученный результат разделить на количество рабочих дней в месяце.

Исключение составляют работники, для которых законодательством предусмотрена сокращенная рабочая неделя (например, лица в возрасте до 18 лет; женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка; инвалиды I и II групп). Они учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.

Средняя численность работников

Отметим, что средняя численность работников предприятия складывается из:
- среднесписочной численности работников;
- средней численности внешних совместителей;
- средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Как определить первый показатель, мы рассмотрели выше .

Два следующих показателя рассчитываются точно так же, как и среднесписочная численность работников. Причем показатель по внешним совместителям исчисляют согласно методике расчета среднесписочной численности работников, работавших неполное рабочее время, то есть пропорционально отработанному времени. А по «договорникам» работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего периода действия договора.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, что на предприятии работают еще два внешних совместителя и три «договорника».

Один внешний совместитель работает по 4 часа в день, а второй - по 3 часа. Договор первого «договорника» длится с 4 по 15 февраля (10 календарных дней), второго - с 14 по 29 февраля (16 календарных дней), а третьего - весь месяц (29 календарных дней).

Средняя численность первого внешнего совместителя за февраль составит 0,5 (4 ч: 8 ч), второго - 0,375 (3 ч: 8 ч). Средняя численность двух совместителей - 0,875 чел. (1 чел. x 0,5 + 1 чел. 5 0,375).

Вклад первого «договорника» в среднюю численность составит 0,345 (10 дн. : 29 дн.), второго - 0,552 (16 дн. : 29 дн.), третьего - 1. Средняя численность «договорников» в феврале равна 1,897(0,345 + 0,552 + 1).

Средняя численность всех работников за февраль составит (определяется в целых единицах):112 чел. + 0,875 чел.+ 1,897 чел. = 115 чел.

Для чего нужен показатель среднесписочной численности

Его рассчитывают для следующих целей:
- определения необходимости подачи отчетности в электронном виде;
- признания в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов;
- расчета доли прибыли, перечисляемой в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений предприятия;
- подтверждения права на применение «упрощенки» (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ);
- освобождения от налога на имущество в отношении активов, используемых для производства и (или) реализации (п. 3 ст. 381 Налогового кодекса РФ);
- заполнения расчетной ведомости № 4-ФСС РФ и № 4а-ФСС РФ;
- заполнения годовой статистической формы № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности»;
- определения квоты для приема на работу инвалидов (ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») и в других случаях.

Когда нужен показатель средней численности

Его рассчитывают для:
- подтверждения права на применение «упрощенки» (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ);
- заполнения статистической формы № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»;
- заполнения квартальной статистической формы № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и в других случаях.

Для статистики и отчетности в налоговую инспекцию российским предприятиям и организациям требуется ежегодный расчет среднесписочной численности работников. Для целей грамотного управления персоналом используется несколько иной показатель — численность работников в среднем за год. Рассмотрим оба этих показателя.

Средняя численность за год

Приказом Росстата от 02.08.2016 N 379 утверждена форма отчета № 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников", в которой отражается, в т.ч., показатель среднесписочной численности работников за год.

Как следует из пункта 8 Указаний по заполнению этой статистической формы, среднесписочная численность работников за год - это сумма численности работников за все месяцы отчетного года, деленная на двенадцать.

При расчете показателя среднесписочной численности, в частности, учитываются:

  • фактически явившиеся на работу вне зависимости от того, работали они или нет по причине простоя;
  • работавшие в командировках;
  • нетрудоспособные, не явившиеся на работу;
  • находящиеся на испытании и др.

Важно отметить, что внешние совместители, лица, находящиеся в ученическом отпуске, женщины в отпусках по беременности и родам, а также осуществляющие уход за ребенком, в данном расчете не учитываются.

Рассмотрим пример.

Среднесписочная численность по месяцам составляет:

  • Январь - 345;
  • Февраль - 342;
  • Март - 345;
  • Апрель - 344;
  • Май - 345;
  • Июнь - 342;
  • Июль - 342;
  • Август - 341;
  • Сентябрь - 348;
  • Октябрь - 350;
  • Ноябрь - 351;
  • Декабрь - 352.

Среднесписочная численность за год составит: (345 + 342 + 345 + 344 + 345 + 342 + 342 + 341 + 348 + 350 + 351 + 352) / 12 = 346.

Таким образом, статистический показатель среднесписочной численности за год в рассматриваемом случае составляет 346 человек.

Помимо статистики, этот показатель используется и для сведений, подаваемых в налоговую инспекцию.

Форма подачи сведений содержится в приложении к Приказу Налоговой службы от 29 марта 2007 года.

Указанные сведения должны подавать:

  • организации вне зависимости от того, привлекали ли они наемный труд или нет;
  • предприниматели, зарегистрированные не в текущем, а в предшествующих годах в случае привлечения наемного труда.

Таким образом, показатель среднесписочной численности используется для отчетности за прошедший год.

Для планирования на будущий год используется показатель «среднегодовая численность». Его расчет включает в себя большее количество данных по сравнению со среднесписочной численностью. Формулу расчета соответствующей численности рассмотрим ниже.

Среднегодовая численность работников. Формула расчета

Количество работников предприятия для указанного показателя рассчитывается по формуле:

СЧР = ЧНГ + ((Пр * мес) / 12) — ((Ув * мес) / 12),

СЧР — среднегодовая численность работников;

ЧНГ - численность работников предприятия на начало года;

Пр - количество принятых работников;

мес - количество полных месяцев работы (неработы) принятых (уволенных) работников с момента трудоустройства до окончания года, за который производится расчет;

Ув - количество уволенных работников.

Пример расчета среднегодовой численности рабочих:

В июле принято на работу 3 человека, в октябре уволен 1 человек. Численность работников на начало года 60 человек.

СЧР = 60 + ((3 * 5) / 12) — (1 * 3 / 12) = 61

Следовательно, в рассматриваемом случае среднегодовой показатель количества работников равен шестидесяти одному.

Этот показатель дает представление о структуре среднегодовой численности занятых в экономике предприятия работников.

Среднегодовое количество учащихся, рассчитывается по формуле 2:

где Уср - среднегодовое количество учащихся;

М1 - количество месяцев с переходящим контингентом на начало года (8 месяцев);

М2 - количество месяцев функционирования учреждений с новым контингентом на конец года (4 месяца);

Число месяцев в году.

- среднегодовое количество учащихся за 2008 г.

- среднегодовое количество учащихся за 2009 г.

- среднегодовое количество учащихся за 2010 г.

Теперь, когда мы знаем показатели региональных нормативов бюджетного финансирования и среднегодовое количество учащихся за 3 года, мы можем узнать какая нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы Г(О) ОУ НПО Профессионального училища № в расчете на одного обучающегося:

ФНбф = 19467150,25: 637 = 30560,68 руб. - норматив бюджетного финансирования Г(О) ОУ НПО Профессионального училища № в расчете на одного обучающегося за 2008 г.

ФНбф = 22401152,42: 555 = 40362,44 руб. - норматив бюджетного финансирования Г(О) ОУ НПО Профессионального училища № в расчете на одного обучающегося за 2009 г.

ФНбф = 22061653,05: 484 = 45581,95 руб. - норматив бюджетного финансирования Г(О) ОУ НПО Профессионального училища № в расчете на одного обучающегося за 2010 г.

Таким образом, проанализировав финансирование Г(О) ОУ НПО Профессионального училища № и начального профессионального образования в целом, мы можем выделить основные проблемы бюджетного финансирования начального профессионального образования.

Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования начального профессионального образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования образовательного учреждения. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательного учреждения. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом: оплата труда, стипендия, оплата коммунальных услуг и остальные виды расходов.

Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования начального профессионального образования:

выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода;

установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

введение социальных доплат, надбавок для работников образования.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.

В настоящее время практически отсутствует современная нормативно-методическая база бюджетного планирования и финансирования:

не принят закон о минимальных социальных стандартах;

не разработаны нормативы государственных затрат на оказание государственных образовательных услуг;

не существует единых методологических основ расчёта минимальной бюджетной обеспеченности;

не разработаны необходимые методические материалы по расчёту и обоснованию потребности в бюджетном финансировании;

отсутствуют единые по России и ведомственные методики распределения финансовых ресурсов между бюджетополучателями.

Вместе с тем государство, несмотря на утверждённый закон - Бюджетный кодекс РФ, решает каждый финансовый год, какой именно механизм бюджетного финансирования применять в текущем году.

Практикум

Формы для расчетов

Школы

Алгоритм составления сметы доходов и расходов образовательных учреждений

При составлении сметы доходов и расходов общеобразовательных учреждений необходимо:

Определить среднегодовое количество учащихся и классов (табл.1).

Располагая данными о количестве учащихся по классам в текущем году, выпуске и приеме учащихся, средней наполняемости классов, определить число учащихся и число классов на 1 сентября – планируемого года. Так, например, учащиеся II классов переходят в III, учащиеся III класса – в IV и т.д. Прием в I класс и перевод из IX в X приведены отдельно. Число классов определяется исходя из количества учащихся по классам и средней наполняемости классов. Среднегодовую численность учащихся (классов) определяется по формуле:

Произвести расчет учебных часов и педагогических ставок в планируемом году (табл. 2)

Число педагогических ставок определяется на основе двух показателей – числа учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителей в неделю. Базисный учебный план определяет предельно допустимую нагрузку на учащихся в часах. Норма учебной нагрузки на учителя на ставку ЗП для начальной школы – 20 часов в неделю, для старших классов - 18 часов в неделю. Располагая данными о среднегодовом количестве классов (данные табл.1), нормами учебной нагрузки по классам, следует определить количество учебных часов в неделю на все классы. Количество педагогических ставок определяется делением количества учебных часов в неделю на все классы на педагогическую нагрузку на одну ставку.

Исчислить фонд оплаты труда школы в планируемом году (табл. 3).

Располагая данными о количестве педагогических ставок по группам классов (1-4, 5-9, 10-11) и средней ставке ЗП учителя, определить фонды ЗП воспитателей и административно-обслуживающего персонала.

Общий фонд оплаты труда исчисляется исходя из того, что тарифный фонд составляет 75%, а надтарифный фонд – 25% фонда оплаты труда.

Исчислить расходы на питание и мягкий инвентарь в группах продленного дня (табл. 5).

6) Составить проект сметы доходов и расходов общеобразовательного учреждения, предварительно распределив затраты школы по экономической классификации расходов (табл. 6).

Все расчеты необходимо проводить с точностью до одной десятой.


Таблица 1

Расчет среднегодового количества учащихся и классов

Текущий год Проект
На 1 января На 1 сен-тября Средне-годовое На 1 января На 1 сен-тября Средне-годовое
1. Количество классов, всего
в том числе:
1 классов
2 классов
3 классов
4 классов
Итого 1-4 классов
5 классов
6 классов
7 классов
8 классов
9 классов
Итого 5-9 классов
10 классов
11 классов
Итого 10-11 классов
2. Число учащихся, всего
в том числе:
1 классов
2 классов
3 классов
4 классов
Итого 1-4 классов
5 классов
6 классов
7 классов
8 классов
9 классов
Итого 5-9 классов
10 классов
11 классов
Итого 10-11 классов
Количество детей, посещающих группу продленного дня
Число групп продленного дня (ставок воспитателей)


Таблица 2

Расчет учебных часов и педагогических ставок в планируемом году

Среднегодовое количество классов Количество учебных часов Количество педагогических ставок
в неделю на 1 класс на все классы
1 классов
2 классов
3 классов
4 классов
Итого 1-4 классов
5 классов
6 классов
7 классов
8 классов
9 классов
Итого 5-9 классов
10 классов
11 классов
Итого 10-11 классов

Таблица 3

Расчет фонда оплаты труда школы в планируемом году

1-4 классы
5 – 9 классы
1. Всего ставок на все классы
2. Средняя ставка заработной платы в месяц, руб.
3. Годовой фонд заработной платы, в тыс. руб.
10 - 11 классы
1. Всего ставок на все классы
2. Средняя ставка заработной платы в месяц, руб.
3. Годовой фонд заработной платы, в тыс. руб.
Всего фонд заработной платы педагогического персонала
1. Число штатных единиц: воспитателей, персонала
2. Средняя ставка заработной платы в месяц, руб.
Фонд заработной платы воспитателей, тыс. руб.
1. Число штатных единиц административно-обслуживающего персонала
2. Средняя ставка заработной платы в месяц, руб.
Фонд заработной платы административно-обслуживающего персонала в год, тыс. руб.
Всего тарифный фонд
Надтарифный фонд
Всего фонд оплаты труда
То же с учетом надбавок по типам учреждений

Расчет численности работников предприятий связи осуществляется на основании следующих данных:

1) объема работ, подлежащих выполнению;

2) установленных штатных нормативов, которые разрабатываются Министерством связи и информатизации и рекомендуются предприятиям связи.

Численность работников, занятых обработкой обмена рассчитывается по формуле:

Шт. ед или чел.

где - среднемесячный обмен;

- штатный норматив, который показывает количество обмена, подлежащего обработке одним работником в течение года;

- среднемесячный фонд рабочего времени, в часах;

- коэффициент, который учитывает резерв работников для подмены на время отпуска, зависит от продолжительности отпуска (21 дн – 1,06; 24 дн – 1,06; 28 – 1,08).

Численность работников, занятых обслуживанием технических средств связи, рассчитывается следующим образом:

1) если не указывается время работы оборудования, используется формула:

шт. ед. или чел.

где n – количество видов оборудования;

N – количество оборудования по каждому виду;

- штатный норматив, который показывает трудовые затраты в человекочасах на обслуживание одной единицы оборудования в течение месяца.

2) если указывается время работы оборудования в течение суток, то для расчета используется формула:

шт. ед. или чел.

где - время работы оборудования в течение суток;

30,4 – среднегодовое количество дней в месяце;

- штатный норматив, который показывает трудовые затраты в человекочасах на час работы оборудования.

Численность работников по остальным группам определяется по приказам Министерства связи и информатизации в зависимости от производственной мощности предприятия.

Пример:

Определить штат почтальонов РУПС на основании следующих данных:

Продолжительность отпуска – 21 раб. день;

Среднемесячное количество почтовых отправлений– 18 360;

Штатный норматив – 12 почтовых отправлений в час на одного почтальена.

Численность работников, занятых обработкой обмена рассчитывается по формуле:

шт. ед или чел.

Р = (18360/12*168)1,05= 10 чел.

Ответ: 10 человек составляет штат почтальонов данного РУПС.

6.3 Расчет среднегодовой численности работников.

В плане социально-экономического развития предприятия на будущий год численность работников предприятия показывается в среднегодовом исчислении с учетом времени их работы в течение планируемого года.

Среднегодовая численность работников рассчитывается следующим образом:

1) если указывается конкретный месяц приема или увольнения работников, то для расчета используется следующая формула:

чел.

где
- численность работников на начало года;

- количество работников принимаемых или увольняемых;

n – количество полных месяцев работы (не работы) принятых (уволенных) работников с момента приема (увольнения) до конца года.

Пример:

В июле принято на работу 2 человека, с октября уволен 1 человек. Численность работников на начало года 50 человек. Определить среднегодовую численность работников.

=50+(2*5/12)-(1*3/12)=51 чел.

Ответ: среднегодовая численность составляет 51 чел.

2) если указывается поквартальное время приема или увольнения работников, то расчет выполняется по формуле:

где
1,2,3,4 количество работников принятых или уволенных по месяцам соответственно;

3,5;2,5;1,5;0,5 – коэффициенты, учитывающие поквартальное время работы или не работы.

Пример:

Численность работников на начало года 50 человек. Принято на работу в 1 квартале 4 чел. Уволен в 4 квартале 1 чел. Определить среднегодовую численность работников.

= 50+(4*3,5/4)-(1*0,5/4)=53 чел.

3) если не указывается конкретное время приема или увольнения работников, то для расчета используется следующая формула:

чел

Пример:

Численность работников на начало года 50 человек. Принято на работу в течение года 6 чел. Определить среднегодовую численность работников.

= 50+6/2=53 чел.

Ответ: среднегодовая численность составляет 53 чел

Пример:

Определить среднегодовую численность работников по следующим данным: численность работников на начало года 48 человек, в течение года принято на работу 5 человек, увольняют с работы с декабря месяца 2-х человек.

=48+5/2-2*1/12=50 чел.

Ответ: среднегодовая численность составляет 50 чел.