Добро пожаловать!
Логопедический сайт «Болтунишка» -
сайт для логопедов и заботливых родителей!



КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Занятие по развитию фонематического слуха
для детей подготовительной логопедической группы


автор : Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед
МДОУ № 4 «Сказка» г. Заозерск, Мурманская область

тема : Звук [с] . Буква «с»

дата : 28.04.2012

цели :

  • закрепить навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, фразах;
  • выделять звук [с] в начале, середине, конце слова;
  • деление слов на слоги;
  • звуковой анализ слов;
  • подсчет предложений в тексте;
  • составление схемы предложения;
  • составление предложений по предметным картинкам;
  • упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных существительных;
  • знакомство с буквой «с» ;
  • развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, связной речи;
оборудование :
  • кукла Соня;
  • сова;
  • предметные картинки со звуком [с] ;
  • игрушки со звуком [с] ;
  • цифровые линейки;
  • схемы предложения;
  • наборы для звукового анализа слов;
  • буква «с» ;
  • веревочки и палочки;
организационный момент

Логопед:
К нам сегодня в гости пришла Соня. Она еще маленькая, о звуках, словах и предложениях ничего не знает. Давайте покажем Соне свои знания. Садись, Сонечка и послушай наших ребят.
Я говорю слово, а вы называете все звуки по порядку: сок, суп, сам, сын, сом, нос.


2-ой этап занятия

Логопед:
Послушайте внимательно, я вам буду говорить слова, выделяя тот звук, который мы сегодня будем изучать: скамейка, миска, сова, насос, капуста, сумка, посылка, пылесос.


3-ий этап занятия

Артикуляция звука.
Характеристика звука.


4-ый этап занятия

Речевая зарядка

Са-су-сы
Ас-ос-ус
Ска-ско-ску

Сма-сму-смы
Сто-сты-сту
Слы-сла-сло

Са-са-са - самокат, сова, лиса
Сы-сы-сы - волосы, усы, весы
Ос-ос-ос - нос, колос, абрикос


5-ый этап занятия

Выделение на слух звука [с].

Логопед:
Закрываем глазки. Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши на звук [с].
Послушайте слова: сом, щетка, зайка, собака, шум, самолет, зубы, цапля, шуба, квас, сон.


6-ой этап занятия

Логопед:
Сейчас мы поиграем в игру «Чудесная сумочка»:

  • достаем из сумочки картинку и говорим, где находится звук [с] (в начале, середине или конце слова);
  • достаем из сумочки предмет и делим слово на слоги;
физкультминутка

звуковой анализ слова «сова»

Логопед:
Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?
Да, конечно, это Сова.
Какой первый звук в слове «сова»?
Это мудрая Сова, она учит зверей в лесной школе.
Давайте расскажем Сове о её имени. Сделаем звуковой анализ.


подсчет предложений в тексте

Логопед:
Я прочитаю текст, послушайте его внимательно.

Наступила зима. Выпал пушистый снег. Соня и Саня вышли гулять. Они взяли с собой совок и санки. Соня с Саней катались на санках, а потом лепили снеговика. Им было весело.

Давайте посчитаем, сколько предложений в тексте.


составление схемы предложения

Логопед:
Ребята, давайте составим схему предложения «Выпал пушистый снег».


составление предложений по предметным картинкам

игра с мячом «назови ласково»

Абрикос - абрикосик.
Ананас - ананасик.
Нос - носик.

Пёс - песик.
Хвост - хвостик.
Колесо - колесико.


знакомство с буквой «с»

- показ буквы;
- выкладывание из веревочки и палочек;
- рисование буквы на столе и в воздухе;


итог занятия

Логопед:
Соне очень понравилось, как вы отвечали. Она узнала много нового и тоже хочет учиться. Соня говорит вам большое спасибо.

Ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?


Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха
Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.
Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С», магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.
Ход занятия.
Организационный этап
Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»
Логопед произносит ряд слов со звуком «С»: сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.Дети угадывают и отвечают, что это звук «С». На магнитной доске появляется буква «С», открываются предметные картинки на звук«С».
Введение в тему занятия
Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».
Этап повторения пройденного материала
Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С»?
В царстве гласных или согласных звуков?»
Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.
Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»
Дети отвечают, что это свистящий звук.
Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С»?»
Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».
Логопед: «Молодцы!»
На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.
Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):
- в начале слова (санки, сумка);
- в середине слова (носки, лиса);
- в конце слова (ананас, автобус)».
Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.
Логопед: «Молодцы!»
Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия
Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С»».
Развитие слухового внимания.
а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.
Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С», запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):
са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – сасэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су
сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – щасо – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со
б). Запоминание слов на заданный звук.
Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С»:
Солнце село за селом;
Спят синицы, сойки спят,
Спит в воде усатый сом,
Видит сладкий, сладкий сон.
Спит лиса и зайка спит,
Ветер лишь один свистит».
2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц.
Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С» и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С». Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».V. Физкультминутка.
А сегодня у зимы новоселье,
Пригласила она на веселье.
Дом построен из сугроба,
А какой он вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога,
А какой он ширины?
Вот такой ширины.
VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.
1. Развитие слухового внимания.
Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».2. Различение сходных по звучанию звуков.
Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите
на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С»».
Дети отвечают: «Сова, ананас, шесть, штангист».
3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.
Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:
На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.
А кокосы высоко, а кокосы далеко».
VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.
Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»
Дети отвечают: «Согласный звук «С»».
Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!
Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.


Приложенные файлы

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

  1. Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
  1. Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

  1. Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т, л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
  1. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление .

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

Как тебя зовут?

Ира.

А фамилия?

Иванова.

Откуда ты приехала?

Из Иркутска

Что там растёт?

Инжир.

  1. Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

  1. Игра "Починим испорченный телефон"

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

  1. Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).
  1. Игра «Подбери по звучанию » Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
    ком бак сук ветка каток горка
    дом рак лук клетка платок корка
    сом мак жук пятка листок норка
    лом лак бук плетка моток марка
  2. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

  1. Игра «Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.


Елена Давыдова
Упражнения по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 4–7 лет

Консультация для воспитателей

Упражнения по развитию фонематического слуха

и навыков звукового анализа

у детей 4-7 лет .

Формирование фонематического восприятия – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы ) . Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи , в том числе и слоговой структуры слова. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают : окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т . п.

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление - звукового анализа , операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы ) различных звукокомплексов : сочетаний звуков , слогов, слов. Без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с речевыми нарушениями не овладевают грамотным чтением и письмом.

Упражнение 1

Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например : металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п., при постукивании о которые можно услышать разные звуки . С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука . Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре : о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

Упражнение 2

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины : манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Упражнение 3

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке :

Мак – бак – так моток – каток – поток

Ток – тук – так батон – бутон – бетон

Бык – бак – бок будка – дудка – утка

Дам – дом – дым нитка – ватка – ветка

Ком – дом – гном клетка – плетка – пленка

тыква – буква – будка

Упражнение 4

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных :

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утенок – утенок – утенок – котенок

Будка – буква – будка – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета - минута – минута

Буфет – букет – буфет – буфет

Билет – балет – балет – балет

Дудка – будка – будка – будка

Упражнение 5

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму :

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь (двери)

Тише, Танечка не плачь,

Не утонет в речке (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети (книжки)

Не полезет Влад на ель,

У него в руках (портфель)

«Я трудиться не привык!» -

Отвечает (грузовик)

Мы собирали васильки,

На головах у нас (венки)

Пёс козе принёс букет,

Сытный будет ей (обед)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи (туч)

То назад, то вперёд

Может плыть (пароход)

Не дрожи, Серёжка,

Это ж наша (кошка)

Упражнение 6

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками .

Та – то – ту ну – ны – на бо – ба – бы

Ты – та – то но – на – ну бу – бо – ба

Му – мы – ма да – ды – до па – пу – по

Мо – ма – мы ду – ды – да ку – ко – кА

Ва – ву – во

Упражнение 7

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У) .

Аист, улитка, иголка, очередь, овощи, утка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Упражнение 8

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы) .

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

Используемая литература :

1. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа . Т. А. Ткаченко. – Санкт -Петербург, 2009.

Публикации по теме:

Презентация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха» Кто быстрее соберет вещи? Цель. Упражнять в дифференциации звуков «с»-«ш». Оборудование. Картинки с изображением предметов одежды (шуба,.

Занятие по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа «Загадки на автоматизацию звука [Р] в словах» Цель: автоматизировать звук [р] в начале, в середине и в конце слова. Задачи: Развивать логическое мышление и расширять кругозор. Закреплять.

Развитие анализа и синтеза звукового состава слова происходит одновременно с развитием артикуляционных навыков и фонематического восприятия.

Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза «Угадай, чей голосок» Цель: определить товарища по голосу. Ход игры: водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал.

Фонематический слух - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» На занятиях по обучению грамоте.

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Подготовила: учитель-логопед.

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дошкольное детство – период,.

Сборник дидактических пособий по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей «Речевой калейдоскоп» Сборник дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста содержит материалы по развитию фонематического восприятия и фонематического.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте Звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ Цель: Закрепить навыки различения звуков р, р"~ л, л " в слогах, словах и фразах; Задачи: Учить различать и называть.

Библиотека изображений:

Детский сад №44 ОАО «РЖД"

Конспект занятия в старшей логопедической группе

на тему: «Звуковой анализ и синтез слов»

Учитель - логопед:Мосалова Т.Н.

Задачи:

учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово» закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: астра, утка, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, дом, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Входит Незнайка.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие!

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост — краса.

Кто это? (Лиса.)

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово — это дом для звуков, а слоги — это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является… (дети заканчивают — «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Распределение ролей: дети становятся звуками — [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог.. А вы все молодцы.