В процессе изучения литературы детям предстоит познакомиться с самыми разнообразными жанрами. У каждого из них есть своя особенность и красота. Изучая их, ребята углубляют познания о мире, а также о развитии литературы. Один из самых интересных и необычных жанров - басня. Она помогает в особой, иносказательной, форме донести важный и глубокий смысл. На примере анализа басни «Лебедь, Щука и Рак» мы покажем, как много значит изучение данного жанра для воспитания детей.

Возникновение

Басня - небольшое по размерам произведение, которое имеет преимущественно стихотворную форму и носит сатирический характер. Это - иносказательный жанр, что позволяет с помощью выдуманных героев (как правило, зверей) обличать нравственные и общественные проблемы.

Свою историю басня начинает в V веке до нашей эры. В то время ее создал Эзоп. Только иносказательная форма давала возможность вкладывать в произведение даже самые смелые мысли. В честь создателя она получила название «эзопов язык».

Тогда басни существовали лишь в устной форме. Записывать их стали приблизительно во II веке до нашей эры.

История создания произведения

Прежде чем приступить к анализу басни «Лебедь, Щука и Рак», необходимо знать, как она создавалась.

Сюжет является оригинальным и повествует о трех героях: лебеде, щуке и раке, которые совместными усилиями пытались сдвинуть воз с места. Однако их затея не увенчалась успехом.

Басня стала популярной, и ее по праву называют шедевром русской литературы. Мораль, которая заключена в произведении, раскрывала проблемы, которые остаются актуальными и в наше время.

Иван Андреевич Крылов видел, как общество, которое стремится сделать жизнь лучше, на самом деле, двигается в противоположных направлениях. А исключая возможность совместной и продуктивной работы, оно лишает себя такого желанного достижения цели. Не только эта басня, но и другие сатирические произведения автора подвергали критике царскую власть, а также поведение различных чиновников.

Персонажи

Чтобы подготовить анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» необходимо выделить действующих персонажей:

Лебедь. Его стихия - воздух, потому он отчаянно стремится вверх.

Рак - как и в природе, пятится назад.

Щука - тянет воз в воду, но безрезультатно.

Анализ

Использование животных в качестве персонажей не случайно. Как правило, их поведение продиктовано инстинктами и предсказуемо. На этом и строится сюжет басни.

На первый взгляд, проблема состоит лишь в том, что герои не могут найти общий язык. Их действия несогласованны, а потому не приносят результата. Однако все несколько сложнее.

Анализ басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак» обнаруживает и другую проблему. Все люди очень разные: их характеры, образ мыслей и действий непохожи. Автор показывает это на примере животных.

Лебедь искусно парит в небесах. Рак, напротив, двигается по суше, уверенно, но только назад. Вперед он не в силах сделать и шага. Щука и вовсе может лишь плавать.

Для успешного продвижения им необходимо не только договориться о совместной работе, но и принять, что не каждый из них должен делать то, что ему под силу.

Необходимо принимать себя таким, какой ты есть. Если лебедь способен прекрасно летать, то не стоит запрягать его в повозку, словно лошадь. Не всех можно переделать.

Согласно сюжету басни, герои действуют по-своему, но даже не пытаются договориться. Каждый стремится выбиться в лидеры, чтобы двум остальным героям пришлось последовать за ним как за более сильным. Но в результате воз не двигается с места.

Голос народа

Анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» показывает, что автор не говорил о таких злободневных вещах лишь с целью выразить личное недовольство. Он выражал общее настроение простого народа, который нуждался в помощи, но чиновники и царь оставались глухи к их просьбам. Обсуждая и планируя новые законы и проекты, они лишь тянули тот же народ и страну в разные стороны, не давая им развиваться в одном направлении.

Иван Андреевич считал, что чиновники обладают только положением, но нехватка образования, воспитания и культуры делает их неспособными придумать решение для проблем государства.

Краткий анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» позволит ребенку лучше понять произведение, получить ценный урок, развить воображение. Одним словом, многое понять, многое переосмыслить, сделать определенные выводы.

Сочинение

Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне “Квартет” поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка;
Затеяли сыграть квартет”
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей - народ - понимает необходимое условие слаженной игры квартета - работы Государственного совета - профессионализм:

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней”,
Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

“А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь”.

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей... говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
Эту же тему Крылов продолжает в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.
Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
Крылов - подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством - в этом секрет их долголетия.

Лебедь, щука и рак рисунок


На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Мораль басни

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Лебедь, щука и рак

Общее дело нужно делать дружно, иначе будет не результат, а одно мучение.

Анализ басни Лебедь, щука и рак

В 1814 году чудесный баснописец Иван Крылов выпустил свое знаменитое на весь мир творение под названием «Лебедь, Рак да Щука» и поднял ее на небывалую высоту. Этой басне можно смело давать дополнительное название «Шедевр», ведь она, как и все остальные до воли оригинальна, значима даже в нынешнее время. А к написанию данного творения Ивана Андреевича, скорее всего, подтолкнуло поведение людей, которые скрывают или действительно не понимают своих возможностей и намерений для общего благого дела. Большую часть своих сатирических произведений Крылов писал, критикуя и всячески высмеивая власть царей, чиновников и всех правителей.

Три главных героя этого произведения стали абсолютно разные по натуре личности. С одной стороны мораль и смысл очень просты, а с другой все достаточно запутано и сложно. Прекрасный лебедь способен только на физические и мысленные полеты, расторопный рак постоянно двигается задом, как бы ни старался сделать шаг вперед ну, а шустрой щуке только плаванье под силу. Показав главных героев басни именно такими, автор, наверное, хотел сказать, что не всех можно переделать и переучить. И если же человеку суждено плыть, то взлететь он не сможет, как бы ни стремился.

Если рассматривать героев как друзей, то им катастрофически не хватает согласия и понимания. Не обращая внимание на желание и возможности других все стараются «вывернуться на изнанку» но сделать по своему. В жизни так не бывает и всегда кто-то будет прав, а кто-то виновен, а кому то придется и уступить.

В примере данного случая изложена картина, где каждый думает о себе и о своих инстинктах, а не об общем деле.

Баснописец писал не только от своего имени, а и от имени простого здравомыслящего народа. Он считал, что чиновники лишены нужного образования, острого ума и ораторской культуры, а имели всего лишь положение высшего класса, в котором родились, поэтому и не вышло из их руководства никакого толку. Эту мысль и тему автор продолжил в небольшой, но одной из наилучших и достойных вниманию читателя басен «Лебедь, Рак, да Щука».

Наличие острой сатирики помогает читателю сразу понять, о чем были мысли автора во время написания универсальной басни. Скорее всего он описывал конкретный сюжет того времени, но его произведение подходит ко многим ситуациям нынешнего часа и подойдет к будущим ситуациям. В этом и есть достоинство чудесных произведений, которые не стареют и не имеют срока давности.

Главные герои басни (персонажи)

Лебедь

Лебедь рвется в небо, непонимая, что он один не сможет поднять телегу.

Рак

Рак пятится назад, хотя другие тянут в иные направления.

Щука

Щука тянет в воду, но воз не поддается.

Крылатые выражения, которые пошли из басни

  • Да только воз и ныне там

Слушать Басню Лебедь, щука и рак

Слайд-фильм на основе произведения от VERA AMEL

Мультфильм по басне И.А.Крылова "Лебедь, щука и рак"

экранизация одноименной басни И.А.Крылова. Режиссер-аниматор Шаповал А.В.

Рис. 1. Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге ()

На предыдущих уроках мы узнали, что Иван Андреевич Крылов был великим русским баснописцем. По всей стране ему возведены памятники. Один из них стоит в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов (рис. 1). Памятник выполнен скульптором П. Клодтом.

Рис. 2. Пьедестал памятника Крылову ()

Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова (рис. 2). Многие выражения из басен дедушки Крылова стали крылатыми. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомним их и назовём басни, из которых взяты эти строчки.

У сильного всегда бессильный виноват.

(басня «Волк и Ягнёнок»);

Сильнее кошки зверя нет.

(басня «Мышь и Крыса»);

А Васька слушает, да ест.

(басня «Кот и повар»);

Видит око, да зуб неймет.

(басня «Лисица и виноград»);

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Давайте охарактеризуем персонажей как животных. Лебедь - это большая сильная птица, летает на высоте, у неё большой размах крыльев. Рак двигается по-особенному. Он пятится назад. А живёт рак под корягами. Щука плавает в озере куда захочет. Героям не удалось сдвинуть поклажу, потому что каждый тянул в свою сторону.

Персонажи вызывают у нас чувство сожаления. Автор басни тоже жалеет о том, что у товарищей согласия нет, и не удалось им поклажу сдвинуть с места. Иван Крылов написал эту басню потому, что хотел научить нас действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках. В басне есть слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти. Автор называет героев произведения товарищи и говорит, что «поклажа бы для них казалась и легка».

У читателей вызывает улыбку то, как герои выполняли свою работу. Но этот смех добрый, не злой.

Мораль басни такова:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Давайте составим вопросы к басне и ответим на них крылатыми выражениями из неё.

1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись.

2 Как они старались выполнить работу?

Из кожи лезут вон.

3. Получилась ли их затея?

А возу все нет ходу.

Крылатые выражения каждый образованный человек должен знать и умело употреблять в своей речи.

Прочитаем отрывок из басни и найдём слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

«Лебедь рвется в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый (рис. 4).

«Рак пятится назад» - он неповоротливый, нерасторопный (рис. 5).

«Щука тянет в воду» - настойчиво выполняет свое дело (рис. 6).

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. - М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. - М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. - ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Moscow.org ().
  2. Deti-online.com ().
  3. Ru.wikipedia.org ().

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть басню «Лебедь, Щука и Рак». Выразительно её прочитать.
  2. Выписать крылатые фразы из басни. Потренируйтесь употреблять их в речи, составьте с ними предложения.
  3. * Нарисовать героев басни «Лебедь, Щука и Рак» так, как вы их себе представляете.

Лебедь, Щука и рак – басня Ивана Крылова, вышедшая в свет в 1814 году. Короткая басня Крылова – шедевр басенного жанра.

Басня Лебедь, щука и рак читать


На лад их дело не пойдет,

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Мораль басни Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Басня Лебедь, щука и рак - анализ

С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.