Как поверить, когда верить хочется, но не получается? Как научиться относиться в Богу не утилитарно, а как к Богу? Что вообще такое – вера? О вере и неверии рассуждает протоиерей Андрей Ткачев в одной из бесед своей новой книги «Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы».

фрагмент фото flickr.com/the_yes_man

– Что делать человеку, если он «не чувствует Бога», если Небо для него молчит? Вроде и хорошо было бы поверить, но ‒ не могу!

‒ Такому человеку надо, безусловно, просить о вере. И еще, мне кажется, очень важно, когда люди просят Бога о других людях. Тогда, как говорил Паскаль, человеку даруется счастье быть причиной.

Первопричина всего – это Господь, но, когда человек включает волю и начинает активно что-либо делать, он изменяет мир. Как, скажем, тот, кто убирает мусор и разбивает клумбу под окном, привносит красоту туда, где раньше было безобразие… Так и молящийся человек может стать причиной перемены в чьей-то неверующей душе.

В Деяниях Апостолов описан эпизод , когда одного из первых диаконов христианской Церкви, Стефана, забивали камнями иудеи, а юноша по имени Савл, одобряющий убийство, сидел и стерег одежды этих убийц. И потом, в ближайшие дни, по дороге в Дамаск этому юноше явился Христос. От видения Савл ослеп и получил откровение идти в Антиохию, где он крестился и стал всем нам известным христианским апостолом Павлом. Так вот, один из отцов Церкви, Блаженный Августин, толкуя этот эпизод, говорит: если бы не было молитвы Стефана, не было бы обращения Савла. Молитва праведника была последней каплей, которая привела будущего апостола ко Христу.

Так что просьба того, кто уже знает Бога, о том, чтобы Он в некую малую, но нужную долю стал явен неверующему человеку, который Бога «не чувствует», очень много может значить.

Но молиться о другом человеке может только тот, кто сам переживает Бога как Высшее Благо, для кого вера в Бога, стремление к Нему и общение с Ним – не просто «что-то хорошее», не просто способ «оградить» себя от неприятностей, а смысл всей жизни. В этом смысле с одинаковой тревогой можно молиться как за успешного и состоявшегося бизнесмена, так и за человека, не нашедшего себя в жизни: если ни тот ни другой не знает Бога, они равно несчастны, их благосостояние в мире не имеет значения.

Почему это важно понимать? Нередко мы относимся к Господу Богу как к доктору Айболиту, который придет и всех исцелит, или ждем Его, как волшебника в голубом вертолете, который прилетит и сделает всех счастливыми, «всем бесплатно покажет кино». Мы бываем готовы поступать как язычники, которые целовали землю на берегах Нила и благодарили Нил за то, что он разливается, но попробовал бы он не разлиться – они бы его били батогами!

Но Бог – это не утилитарное понятие. Бог нужен не для того, чтобы жить без пьянства, без голода и войны, а Он нужен сам по себе, как Бог, как конечный смысл, как цель пути. «Защитник», «кормитель» и «устроитель чудес» ‒ это второстепенное, это функции, но глубже всех этих функций есть Бог по существу. Бог как Бог.

Вера в такого Бога, память о Нём, размышление о Нём и любовь к Нему ‒ это вера Авраамова. Авраам всю жизнь ходил перед Богом, прошел через ряд испытаний, постепенно накалявшихся до самых серьезных, доказал Ему свою верность, но при жизни ничего особенного не получил: только обетование о будущем, которое исполнилось на его потомках. Сам же Авраам умер бездомным, не имея под ногами собственной земли.

И на самом деле очень тяжело к Богу относиться как к Богу. Но по слову апостола Павла, христиане – дети Авраама по вере . И наша вера должна быть именно такой.

‒ Чтобы как-то подытожить тему веры и неверия ‒ такого разного неверия и такой разной веры, как бы Вы определили веру в Бога? Что значит верить?

‒ Вера ‒ это личное чувство встречи с Богом, прикосновения Бога к сердцу, чувство, прошедшее через разум, осознанное, удержанное и сохраненное им. Вера ‒ это мой личный опыт, тождественный с таким же опытом миллионов людей ‒ живших до меня, живущих рядом со мной и тех, которые будут жить после меня, ‒ так что мы все могли бы сказать: «Мы нашли одного и того же Бога. К тебе и ко мне коснулся Тот же».

В перестроечные годы нашумел фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние". Конечные кадры этого фильма вошли в анналы. Старушка спрашивает: "Где здесь храм? Есть ли храм в конце улицы?" Ей отвечают, что нет. Она говорит: "А зачем дорога, которая не ведет к храму?" Дороги, ведущие к храму, - тема нашего сегодняшнего разговора.

Следует сказать, что храмовое творчество - это некий вид богословствования. То есть, в принципе, архитектор заставляет петь камень, бетон, дерево, арматуру, лепку, глину, гипс и прочее. Точно так же, как заставляет медь и другие сплавы человек, льющий колокол. Как заставляет петь и молиться краски и дерево иконописец.

То есть, это превращение материи в молитву. Именно с этой точки зрения храм есть религиозное творчество. Важно сказать, что в церкви Божией по всему миру нет глупого, тупого копирования. Каждый народ строит храмы по-своему. Мы приняли веру от Византии, но не стали кругом лепить византийскую архитектуру. Мы стали строить свои храмы. Многокупольные, совершенно другие, не такие, как у византийцев. У византийцев базилика крестово-купольная, храм с апсидой - и больше ничего, а у нас - многопритворные, многокупольные, самые разные! Такое творчество.

Картина "Дорога к храму". Картина члена Союза художников России Владимира Усталова. Фото: Попов Геннадий/ТАСС

Русский человек, принявший веру, творил - и в иконе, и в пении, и в молитве, и в храмоздательстве. Это некий такой ценз нашего внутреннего, внутрихристианского творчества. При этом заметьте: наше церковное сознание считает, что ересь - это только то, что можно произнести, "ляпнуть" с кафедры. Но на самом деле ересь можно пропеть, ересь можно нарисовать, ересь можно построить.

То есть, некоторые формы церковной жизни могут быть вполне еретическими, не будучи словесными. Можно еретически нарисовать икону. Образы, не соответствующие духовному преданию православной церкви. И можно строить храмы еретической архитектуры. Какие-то звездные корабли современного дизайна, которые массово строят на Западе. И у нас есть такие потуги и позывы, чтобы нечто модерновое внести в церковное храмоздательство.

Поэтому здесь нужна догматическая грамотность, чуткость. Чуткость архитектора к теме, к богословию предмета. И нужна, конечно, глубокая погруженность в традицию - знание того, как было, зачем храм нужен, что такое храм. Отвоеванная у греха территория. Место присутствия Божия. По сути, это посольство Господа. На земле, утопающей в грехе, храм должен быть местом посольства Господня. Здесь лестница Иакова. Поднимается отсюда душа вверх. Вот это все нужно соединить со знанием практическим - с чертежами, черчением, с сопроматом, со знанием архитектурных особенностей наших, исходя из наших широт: как застывает цемент, промерзает грунт и пр.

Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский

Нужно объединить богословие, практические знания и архитектурную грамотность. Этим уже начали заниматься с 1 сентября в подразделении МАРХИ - на кафедре храмового зодчества, которой будет руководить ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский. Будут приглашаться специалисты, уже прошедшие огонь, воду и медные трубы, съевшие зубы на стройке храмов деревянных и каменных в местах нашей Родины.

Это нужно для того, чтобы практические курсы начитывать будущим архитекторам и оцерковлять их сознание. И учить их не только лепить коробки, или строить всякие небоскребы, или торговые центры шарашить на окраинах наших больших мегаполисов, а учить их заставлять даже камень молиться. Научись молиться сам - и заставь камень молиться.

Так можно кратко сжать формулу храмоздательства: научись молиться сам - и научи камень молиться. Итак, среди множества информационных поводов - вот вам прекрасный повод: в МАРХИ будут преподавать храмовое зодчество. И зачем дорога, если она не ведет в храм? Абуладзе абсолютно прав.

Вот какие слова я услышал однажды и вспомнил совсем недавно. «Кто молится только тогда, когда молится, тот никогда не молится». Это не дзен и не «словесный туман» под мудрость. Это - чистая правда. Хотя восточные мудрецы любят подобный образ изложения мыслей, и формальное сходство есть. «Стыдно знать только то, что известно», - сказал, к примеру, один из них. Польза подобных глубоких и парадоксальных высказываний в том, что вздрогнув от их звучаний, ты потом можешь думать об услышанном. Ум будет занят, и мир с неизвестной доселе стороны начнет если и не открываться, то хотя бы приоткрываться. Итак, стыдно знать только то, что известно; и если мы молимся только тогда, когда молимся, то вовсе не молимся.

Рисуем иллюстрацию. Вот я молюсь. Зажигаю, то бишь, лампаду, открываю книжечку, становлюсь перед образом. Произношу священные слова. Затем оканчиваю, и отхожу по своим делам, которых у всякого, даже у лентяя, много. Среди дел звонит мне кто-то и сообщает новость, которая меня совсем не радует. И я привычно в таких случаях выхожу из себя, что-то ненужное говорю в трубку, что-то еще более ненужное говорю сам с собой, когда звонок окончен, и так далее. Ситуация всем знакомая. А в духе выше сказанного, хорошо было бы, если бы я встретил новость с терпением и призыванием имени Божия. То есть, если бы я молитвенно встретил неприятную информацию. Это трудно, но это и есть христианство. А помолиться перед образами, чтобы вскоре дать волю языческому нутру, это слишком обычно, но слишком далеко и от истины. Это как раз значит: молился только когда молился, а отошел от молитвы и действуешь в немолитвенном духе.

Еще пример: молитва в храме. Где еще и приближаться к Богу, как не в Доме Отца, который одновременно - Дом молитвы. Хор поет, свечи горят, люди (каждый в меру личной веры и духовного опыта) внимают службе или творят личную тайную молитву. Это - умный Рай. То же самое, только усиленное многократно и лишенное всего смертного и непреображенного, ожидает нас и в Царстве Отца. Рай Божий и Царство грядущее есть Царство молитвы и умного перед Богом предстояния. Там это будет вечно, а времени самого не будет уже. Но здесь - в месте изгнания - события сменяют друг друга. Приходит и молитве конец. Отошел человек от храмовой молитвы, унес (надеемся) что-то с собой в тайных запасниках души. Но вот встретился ему на улице, не то что бы враг, а так… Не очень приятный человек. Встреча совершенно естественная даже для святого человека. Только святой потому и святой, что встретит глазами человека и духом молитвы удержит сердце в рамках Божиих заповедей. А простой человек (намеренно не строю антитезу «святой - грешный», а «святой - простой») что сделает? Простой человек примет встречу без радости, и еще не успеет вспомнить о молитве, как пустит в сердце что-то лишнее. Он - простой человек - тоже молился пока в храме стоял, а на улицу вышел и внешние впечатления принимает по-мирски, не по Духу. Это тоже значит: молился только пока молился.

И так во всем. Один среди обычных трудов Бога помнит, другой Бога вспоминает, лишь крест на церкви увидев, а третий едва Бога в Пасхальный день помянет. Есть еще и четвертый, и пятый, но об этих уже и говорить нужно в каком-то отдельном слове. И получается, что вообще молящихся людей не так уж много от общего числа. А уж тех, кто дух молитвы пытается сделать руководящим принципом жизни, кто хочет саму молитву сделать от жизни не отдельной, тех совсем капля. Но капля это не ничто. «Капля море освящает». Причем и точные, исчерпывающие исчисления в таких вопросах невозможны.

Зато возможно нам сердцем уразуметь, что иное есть молитва, а иное - молитвословие по книжке и в известные часы. Иное есть обращаться к Богу время от времени, а иное - упражняться в памяти Божией, чтобы помнить Творца твоего всегда. Ходить перед Ним, как было Аврааму велено. В этом духе различения хорошего и лучшего, большего и меньшего и сказал некто, что «кто молится лишь когда молится, тот никогда не молится». Слово «никогда» здесь резко звучит и может напугать иного. Но это полезная острастка. Отчаяние от нее не родится, а вразумление - может. И мы эти смиряющие и научающие слова, без труда (ибо они кратки) сделав стяжанием своей памяти, можем кое-какие вопросы нашей внутренней жизни с мертвой точки сдвинуть. Помоги, Господи.

Готовлю к публикации материал, перечитываю ответы отца Андрея Ткачева и с теплотой вспоминаю поездку в Солигорск, где проходила встреча с известным проповедником. Здорово, что отец Андрей приехал не в Минск, а южнее на энное количество километров, и так я оказался в одной компании с молодыми людьми, которые поехали на встречу с батюшкой. Живые ребята! Разница между нами лет в десять, но если судить по их жизнелюбию, открытости, легкости и интересу ко всему происходящему в этом мире, то и все пятьдесят получится.

Поехал бы я сам на встречу с отцом Андреем, если бы не редакционное здание? Вряд ли. Ленивое «я» проснулось бы во мне и сказало: «Есть же Интернет. Две минуты — и тысячи ссылок на интервью, высказывания и передачи отца Андрея — всего не пересмотришь».

А здесь другое: оказаться в компании молодых и образованных людей. Еще не закостеневшие, готовые к открытиям, влюбленные и любящие жизнь, они легко срываются и едут в другой город, чтобы не пропустить для кого-то первую, а для кого-то долгожданную встречу с дорогим священником…

Общайтесь, не бойтесь принимать и старайтесь выходить из собственной зоны комфорта — наградой станут или новые знакомства, или настоящая радость, да и просто не зря прожитый день — это тоже очень много сегодня! Вот оно — мое маленькое открытие, а вот и ответы отца Андрея Ткачева…

Если нет духовного отца

Хорошо бы иметь духовного отца, но духовных отцов ведь на всех не хватает. Сколько духовных чад может опекать один священник? Тысячами не может, это нереально. Только старцы могут, и то они изнемогают от этого. А где взять этих духовных отцов? Человеку достаточно, если у него есть духовный советник, духовный помощник, внимательный исповедник, который выслушает его на исповеди, который помолится за него — это уже хорошо, это уже немало.

К тому же каждому человеку нужны друзья: братья и сестры во Христе, которые любят вас, а вы любите их, с которыми можно посоветоваться — это тоже очень хорошо. Когда ты один и решаешь какую-то проблему сам с собой — это одно, а стоит хотя бы даже рассказать кому-то о своей проблеме, как начинаешь по-другому к ней относиться, иначе оцениваешь ситуацию.

Когда человеку не с кем поговорить — это просто ужасно. Поэтому, если у вас нет духовных отцов — полноценных, настоящих, потому что их мало, то у вас должны быть по крайней мере друзья и подруги, с которыми можно просто посидеть и рассказать о себе, а они подскажут. Часто через них тоже подается помощь. Вообще, любой человек, который переживает о вас и еще к тому же имеет веру Божию, может быть вам хорошим советчиком и ценным подсказчиком. Как говорил старец Паисий: «Если один человек любит другого человека, одно сердце прикасается к болям другого сердца, то вот в этой точке соприкосновения действует Христос». Соприкоснулись два сердца — можно ждать, что Христос поможет.

Поэтому, даже если настоящих духовных отцов на всех не хватит в ближайшее время, у вас есть литургия, книжки и друзья, плюс священники, которые исповедуют, молятся, совершают службы — это уже много.

Святых людей не много, но они есть всегда

Cербский патриарх Павел — это один из таких патриархов, которых народ ждет и регулярно дожидается. Люди ждут того, чтобы их возглавил некий новый Моисей, кротчайший паче всех человек сущих на земли (Ср.: Чис. 12: 3).

И люди регулярно дожидаются этого, и то там, то там на светильниках церковных загораются святые иерархи. Поэтому Павел, Царство ему Небесное, — никакое не исключение, это один из достойнейших святых предстоятелей, которых в Церкви, в общем-то, не может быть очень много, но которые не исчезают никогда.

Владыка Павел — чрезвычайно интересный человек. Знаете, он ходил в таких стоптанных башмаках, что некоторые чувствовали стыд за то, в чем ходит патриарх. Он был человек рукастый, работящий и мог на свалке найти какие-то башмаки и из двух пар растоптанных, совершенно погибших ботинок сделать одну пару нормальных. И ходил в этом. Это, кстати, не требуется от каждого иерарха. В истории Церкви были люди, которые одевались в золото и парчу, а под ними носили вериги. То есть то, что у тебя снаружи, еще ничего не значит.

Без отца ничего не получится

Не знаю, если вы там вдвоем с ним, если только вы да он, если мама и сын с пивом, компьютером и табаком, то, боюсь, у вас нет рычагов, как на него повлиять. Если ему уже лет 17-19, то мамины руки уже слабые, чтобы дать ему под хвост, да он и не послушает вас. Остается только просить его, чтобы он был человеком. Но это тоже не поможет. Только Бога просить. А если там, например, батька есть, и батька еще в силе, пусть батька приводит его в послушание. Женщина не способна после определенного возраста сама управиться с мальчишкой, с сыном. Если мама одна воспитывает сына, и парню уже, например, 15-17 лет, и он приходит домой, например, а от него табаком пахнет, возвращается поздно, непонятно, с кем шляется, у мамы с каждым месяцем все меньше и меньше сил, чтобы на него повлиять. И что она может делать? Ну, плакать может, ругаться может. Ну, что она его — побьет? Он же не боится никого. Поэтому мамы-одиночки — это бедные люди, которые никак не могут привести к послушанию сыновей. А если есть отец, и отец в силах, или авторитетный отец, то он даст ему раз по «бестолковке», и все станет на свои места. Эти небитые люди ничего не понимают, к сожалению. А битые: «Все-все, я понял, только не... Я понял».

Я не знаю, как воспитывать женщине в одиночку детей без отца. Безотцовщина — это великая беда. Поэтому, мужики, не бросайте женщин ни в коем случае, потому что они без вас не справятся.

Молитесь, но не замаливайтесь. С вас хватит терпения

Вы спрашиваете о том, как можно любить человека, который постоянно делает тебе пакости, клевещет? Говорите, что стараетесь избегать конфликтных ситуаций, молитесь за этого человека, но полюбить его никак не получается. Но вам этого человека пока любить и не надо. Не знаю, кто это — сотрудница по работе, соседка или родственница. Научитесь, может быть, терпеть. И терпения с вас пока что хватит. Любить — это уж совсем много. Это высоко.

Попробуйте продолжить то, что вы делаете: плохо про этого человека не говорить, избегать общения с ним, если это общение для вас болезненно, если оно ранит вас; не желать ей зла, в случае, если ей будет плохо; не радоваться ее несчастью; молиться о ней иногда. Но тоже не замаливайтесь. Когда человек молится за другого человека, он связывает себя с ним крепким узлом. Насколько я понял, вы хотели бы развязаться с ней, а не связываться. Поэтому не усиливайте молитву за того, кто не очень вас любит, а вы его в ответ. Терпите. Терпение — это тоже великое дело. С терпения начинайте все.

Читайте и думайте, думайте и читайте

А дорожек много: есть житийная литература, есть литература биографическая, есть дневники и путевые заметки, есть художественная литература разных направлений. Каждый знаковый литератор или философ составляет такой «список рекомендованной литературы». Поинтересуйтесь, что об этом сказали великие люди земли.

Конфуций говорил: «Читать и не думать бесполезно, а думать и не читать опасно». Пожалуйста, запомните это выражение, оно очень красивое. Когда человек думает, но не читает, он может додуматься до каких-то диких вещей, которые бы он подретушировал, если бы читал чужие книги и опытом чужого ума сдерживал себя. То есть думать и не читать — это очень опасно! Все еретики — это люди думающие, но мало читающие. А вот читать и не думать — это бесполезно. Загружаешь в себя книги, а сам как желудок, не варящий пищу, — глотаешь много, а перевариваешь мало.

Заметить чудо…

Чудо — стандартное явление, просто мы не замечаем этого в силу привычки. Рождение ребенка, слезная исповедь, встреча двух друзей — это все чудеса…