Я упомянула о том, что государство устанавливает квоты в организациях для приема на работу «неудобных» для работодателей работников нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Как и обещала, рассмотрим вопрос подробнее.

Давайте начнем с основных понятий. Определения и основания
  • Квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить.
  • Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников) в соответствии с установленной квотой. Квотирование рабочих мест производиться вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности и в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.
  • Невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, либо непредставление организацией информации о выполнении квоты.
Это значит, что работодатель, в зависимости от среднесписочного числа сотрудников, должен принять на работу определенное число работников из категорий граждан, установленных государством. Причем, органы, уполномоченные законом, могут направлять этих граждан для устройства на работу в организации. Об этом говорит . Принципы существования такой системы квотирования исходят из других нормативных актов. Так, часть 1 статьи 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Основанием для введения квотирования рабочих мест является закон «О занятости населения в Российской Федерации». В статье 13 этого закона сказано: «Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами». Перечень категорий граждан, нуждающихся, в дополнительной защите, менялся и продолжает меняться в зависимости от экономической и политической ситуации в стране. При этом, квотирование рабочих мест регулируется отдельно в каждом субъекте Российской Федерации. Субъекты РФ сами определяют, для кого вводить квоты, какая должна быть среднесписочная численность работников и т.п. Впрочем, квотирование рабочих мест для инвалидов поставлено федеральным законодательством в определенные рамки, которых должны придерживаться все субъекты РФ. Начиная с первых декретов советской власти (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от «О социальном обеспечении инвалидов») и по сей день (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») забота об инвалидах всегда декларировалась в качестве приоритетной задачи государства. А как у них В международной практике существуют две модели законодательства, регулирующего сферу поддержки инвалидов:
  • законодательство на основе квот или выплат – государство вынуждает работодателей выделять рабочие места для отдельных категорий граждан, или выплачивает пособия.
  • антидискриминационное законодательство – запрещение отказывать в праве на работу инвалиду по причине его инвалидности.
Антидискриминационное законодательство в «чистом» виде применяется, например, в Соединенных Штатах, Австралии и Канаде. Там узаконить систему квот для инвалидов политически невозможно без введения квот для других групп населения, которые также сталкиваются с трудностями на рынке труда. Система квотирования используется европейскими странами и чаще всего дополняется выплатами и субсидиями. Переходя к практике Государство, выделяя квоты для трудоустройства незащищенных категорий граждан, обеспечивает их занятость. Что, безусловно, можно признать полезным. Однако в сфере применения такой системы, естественно. Не все проходит идеально. Например, принятый в счет квоты инвалид может столкнуться с негативным отношением работодателя. Такое отношение вполне объяснимо. Например, в статье « Несовершеннолетние и инвалиды. Право на труд » я подробно описала послабления, существующие в законодательстве для данных категорий граждан. Конечно же, работодателю проще принять на работу сотрудника, для которого не нужно делать исключений и устанавливать особый режим работы. Работодатели идут на различные уловки, чтобы и закон соблюсти, и себя не обделить. Думаю, что в данном случае хорошо бы работал метод «кнута и пряника». «Пряником» могли бы стать налоговые и другие льготы для работодателей, в штате которых присутствуют работники, защищаемые государством. Иными словами, нужно сделать так, чтобы работодателю такие сотрудники были выгодны. Регионы: от двух до четырех Теперь подробнее рассмотрим региональное законодательство в сфере квотирования. В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 21) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). То есть, на каждую сотню работников, в организации должно быть предусмотрено от двух до четырех рабочих мест для инвалидов. Сколько именно – решается в конкретном субъекте РФ самостоятельно. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Для примера рассмотрим порядок квотирования рабочих мест на примере Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. МОСКВА Документ Квотирование рабочих мест по Москве регулируется законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест ". Для кого
  1. Инвалиды
  2. Молодежь следующих категорий:
    • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
    • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
    • выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет;
    • выпускники высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Среднесписочная численность и выделяемая квота Согласно закону, для всех работодателей на территории Москвы, устанавливается квота в размере 4 процентов, на каждые 100 сотрудников: 2 процента рабочих мест работодатель обязан выделить для инвалидов, и 2 процента - для молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, уменьшается на соответствующую величину. Иными словами, если в организации, при среднесписочной численности 100 человек, работает 3 инвалида, значит, для молодежи остается только одно рабочее место. При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения. Например, при среднесписочной численности в 155 чел., квота для инвалидов составит 3,1 рабочих места. Что округляется до 3. Выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней. Что касается молодежи, тут у работодателя есть выбор.
  1. Первый вариант - трудоустройство сотрудника из категорий молодежи, перечисленных выше, подтвержденное трудовым договором сроком действия не менее 15 дней.
  2. Второй вариант - «откупиться», то есть уплачивать ежемесячно в бюджет города Москвы компенсацию в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждое квотируемое рабочее место.
Отчет о выполнении Работодатели обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной власти города Москвы, координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты. Ответственность за невыполнение Невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях. В данный момент это - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Также за нарушение выполнения квот работодателя можно привлечь к ответственности и по федеральному законодательству, о чем я расскажу ниже. МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Документ Квотирование рабочих мест по Московской области регулируется законом от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" Для кого квоты
  1. инвалидов;
  2. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  3. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
  4. лиц, освобожденных от отбывания наказания в воспитательных колониях, в возрасте до 22 лет;
  5. лиц из числа выпускников специальных общеобразовательных школ закрытого типа, специальных профессиональных училищ закрытого типа, специальных (коррекционных) образовательных учреждений закрытого типа, в возрасте до 19 лет;
  6. лиц из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые.
Среднесписочная численность и выделяемая квота Среднесписочная численность для Московской области установлена такая же, как и по г. Москве – 100 человек. И квота для инвалидов такая же – 2 процента. А вот для перечисленных категорий молодежи квота составляет всего 1 процент. При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения, как и по Москве. Невыполнением квоты считается отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, либо непредставление организацией в установленном законодательством порядке информации о выполнении квоты. Отчет Отчитываться по выполненным квотам для инвалидов работодатели обязаны ежемесячно, а по квотам для молодежи – ежеквартально. Ответственность за невыполнение За нарушение установленной законом обязанности по квотированию рабочих мест работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. В первую очередь, за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (). Также работодателя можно привлечь по статье 5.27 КоАП за нарушение законодательства о труде и об охране труда. По этой статье предусмотрено наложение штрафа:
  • на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если законодательство о труде и об охране труда нарушается должностным лицом не первый раз, и указанное лицо уже было ранее подвергнуто наказанию за аналогичное административное правонарушение, - это влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Вышеперечисленные статьи КоАП могут быть использованы и для привлечения к ответственности работодателей-нарушителей на территории Москвы. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Документ В Санкт-Петербурге существует квотирование рабочих мест только для инвалидов. Регулируется оно двумя документами:
  1. законом Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге ".
  2. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О реализации закона Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге».
Среднесписочная численность и выделяемая квота Согласно вышеупомянутому закону, квоты устанавливаются для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек. Квота предусмотрена в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников. Честно говоря, не совсем понятно, почему именно 2,5, а не 3 или 2. Ведь 2,5% от 100 работников – это 2,5 работника. И если в Москве и МО сказано, что при расчете квот, производится округление в сторону уменьшения, что по Санкт-Петербургу просто сказано, что нужно применять округление. Но в какую сторону, не уточняется. Квота считается выполненной, если на все выделенные и созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Отчет Организации, которым установлена квота, ежемесячно представляют информацию о квотируемых рабочих местах. Информация представляется в двух экземплярах не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Комитетом по занятости населения Санкт-Петербурга. Ответственность за невыполнение В случае невыполнения или невозможности выполнения закрепленной за организациями квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет Санкт-Петербурга обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, равную величине прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге за предшествующий квартал для трудоспособного населения, в пределах установленной квоты. Кроме того, организации, нарушившие условия квотирования рабочих мест, несут ответственность в соответствии с действующим федеральным законодательством. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ Документы В Ленинградской области квотирование рабочих мест регулируется двумя отдельными законами:
  1. Областной закон Ленинградской области " О квотировании в ленинградской области рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области ",
  2. Областной закон Ленинградской области " О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области ".
Также существует положение «О порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области». Кому и для кого Согласно закону №193-оз, квотирование рабочих мест устанавливается в первую очередь для лиц из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к которым относятся следующие категории граждан:
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными;
  • дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей;
  • дети из неполных семей;
  • дети из семей, потерявших кормильца.
Не слишком понятно, о ком идет речь в законе. Кого считать детьми? Всех выпускников? Или только тех, кто не достиг возраста 18 лет? Квота устанавливается в отношении граждан РФ, проживающих на территории Ленинградской области. Квоты для вышеперечисленных категорий граждан устанавливаются работодателям Ленинградской области независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 30 человек, за исключением следующих организаций:
  • общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
  • территориальных органов, федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и находящихся в их ведении организаций;
  • организаций, признанных в установленном порядке несостоятельными (банкротами) или по которым вынесено решение о назначении внешнего управления, санации уполномоченным на то органом;
  • организаций, осуществляющих или планирующих массовые высвобождения работников;
  • организаций, в которых запрещен труд молодежи в соответствии с законодательством РФ.
Квоты для инвалидов, согласно закону № 74-оз, устанавливаются всем организациям, кроме общественных объединений инвалидов и созданных ими организации, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Среднесписочная численность и выделяемая квота Квоты рабочих мест для детей устанавливаются работодателям не менее чем на один год с учетом ситуации, сложившейся на рынке труда Ленинградской области, и потребности в рабочих местах для данной категории граждан в размере:
  • одного рабочего места - при численности работников от 31 до 100 человек;
  • двух рабочих мест - при численности работников от 101 до 200 человек;
  • не менее 1,5 процента от среднесписочной численности работников - при численности работников свыше 200 человек.
Квоты для инвалидов устанавливаются в размере 3 процентов для организаций, среднесписочная численность которых составляет более 100 человек. Отчет Организация в месячный срок со дня получения уведомления об установлении квоты и далее ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области и центр занятости населения сведения о выполнении квот для инвалидов. Организация в течение десяти дней должна уведомить комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области и центр занятости населения об изменениях, которые могут повлиять на выполнение квоты, Для этого нужно представить соответствующие документы для корректировки квоты. Ответственность за невыполнение За невыполнение квот организации Ленинградской области несут ответственность, согласно законодательству РФ. ИТОГИ Итак, как мы видим на примере четырех субъектов РФ, квотирование рабочих мест это обязательная мера, за неисполнение которой организация несет административную ответственность. Принципы квотирования рабочих мест одинаковы. Однако для кого и сколько рабочих мест выделить решает отдельно каждый отдельный субъект, исходя их состояния рынка труда на своей территории. Но как я уже сказала, принуждение работодателей брать на работу «неудобных работников», не выход. Необходимо создавать условия для того, чтобы работодатели хотели принимать на работу таких сотрудников. И тогда все останутся в выигрыше.

Проблема социальной адаптации и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями существует в стране давно – легально работает лишь каждый четвертый инвалид, способный к труду. По этой причине многие чиновники резко критикуют существующий в стране механизм квотирования рабочих мест для таких людей – мол, он существует лишь на бумаге, а в реальности работодатели обходят требования. В Минтруде, например, настаивают, что он требует немедленной модернизации. Похожую инициативу в начале марта высказал и премьер-министр Дмитрий Медведев, призывая работодателей повысить число трудоустроенных инвалидов в среднесрочной перспективе.

Чтоб заставить работодателей выполнять требования закона, в Минтруде предлагают обязать те компании, которые не имеют соответствующих рабочих мест и не в состоянии обеспечить инвалидов рабочими местами, уплачивать компенсационные взносы . Их, по словам главы ведомства, не следует рассматривать в качестве наказания – это якобы «гибкий механизм», позволяющий избежать дополнительной нагрузки на работодателей. Карьерист.ру выяснял, насколько это может быть эффективно, и чем эти выплаты будут отличаться от существующих сегодня штрафов.

«Гибкая» финансовая мотивация

На прошедшем на днях заседании правительства, премьер Дмитрий Медведев призвал чиновников принять меры, дабы удвоить численность трудоустроенных инвалидов. Дедлайн – 2020 год . Для этого, по мнению чиновника, необходимо модернизировать систему квотирования и законодательно обеспечить особое право инвалидов на труд. Проблема действительно существует – по словам чиновников, в России более 3,7 млн людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, а работают не более 1 млн. Чтоб повысить долю занятости среди этой категории граждан, не обойтись без комплексных решений, направленных на налоговое стимулирование работодателей и создание необходимой инфраструктуры. По словам Медведева, к 2020 году необходимо достичь условий, когда не меньше половины инвалидов смогут беспрепятственно трудоустроиться.

Более подробно ситуацию очертил министру труда Максим Топилин, по словам которого, существующая сегодня система квот для инвалидов существует лишь де-юре, по факту какой-либо взаимосвязи между выделяемыми рабочими местами и квалификацией имеющихся соискателей с ограниченными возможностями не существует. В связи с этим Минтруд готовит поправки в законодательство, которыми планируется сделать систему квотирования «более гибкой» для работодателей. В частности, если существующие на предприятии технологические особенности не позволяют принимать инвалидов или те сами не имеют потребности в трудоустройстве на предприятие, предлагается «подумать о механизме компенсационных выплат».

По концепции, предлагаемой Топилиным, собранные деньги вполне могли бы быть направлены на целевые мероприятия по трудоустройству, в том числе создание адаптированной среды, переоборудование рабочих мест, образовательные программы, персональные профориентационные программы и т.д. В результате Минтруд планирует достигнуть 800 тыс. квотируемых рабочих мест, занятых инвалидами. Отметим, что по официальной информации ведомства на 2016 год, в России существовало около 350 тыс. рабочих мест для инвалидов, из которых занято лишь 65%. Более того, в результате предлагаемых изменений планируется повысить количество вакансий для людей с ограниченными возможностями в службах занятости: если сегодня их не больше 70 тыс., то к 2020 году количество предложений должно вырасти до 250 тыс.

Отметим, что сегодня, в случае нарушения квотного принципа и отказа в трудоустройстве инвалида, работодателя можно привлечь к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП, что влечет наложение на должностное лицо штрафа в размере 5-10 тыс. рублей . Механизм компенсаций, по сути, будет выглядеть аналогичным образом. Единственная адекватное оправдание – способность целевого перераспределения средств.

Принуждение – не выход

Совершенствование системы квот, безусловно, необходимо, ведь безрезультатность существующего механизма очевидна – без создания новых, адаптированных рабочих мест не обойтись. Другой вопрос, что каждая из таких точек должна реально решать проблемы трудоустройства инвалидов – какой толк от того, что сегодня мы уже имеем треть невостребованных рабочих мест? С другой стороны, очевидно, что иной механизм, кроме системы квотирования, будет нежизнеспособен – насильно обязать к найму инвалидов можно лишь государственные структуры, частный бизнес, если не будет в этом заинтересован, найдет лазейки и обойдет требования закона. Например, нанимая таких людей лишь формально.

Как говорит Сергей Смирнов из НИУ ВШЭ, чьи слова приводит «Газета.ru», реальная помощь людям с ограничениями по здоровью лежит в иной плоскости. По мнению эксперта, куда правильнее было бы решать эти проблемы, внедряя масштабные программы и создавая предприятия, где использовался бы исключительно труд инвалидов. Мотивировать работодателей, как считает Смирнов, можно лишь точечно. В рамках же государственной политики нужны более масштабные и действенные меры. Существуют, в частности, прекрасные отраслевые решения. Например, в «Бауманке» готовят высококвалифицированных специалистов в группах для слабослышащих, которые, из-за своих проблем со слухом, востребованы на предприятиях с повышенным уровнем шума.

Наиболее яркий пример таких решений – Всероссийское общество слепых, на предприятиях которого работает около 6 тыс. инвалидов по зрению. Хотя в 90-х количество сотрудников превышало 50 тыс. человек. Причина «проседания» – отсутствие государственных заказов, а в рамках открытой конкуренции такие предприятия явно уступают китайским производителям, рассказал «Русской службе ВВС» Константин Лапшин и з аппарата управления обществом.

Хотя, такую позицию разделяют далеко не все.

Представители бизнеса сетуют, что работодатели недостаточно мотивированы и заинтересованы, чтоб брать на работу людей с ограничения по здоровью и трудоспособности. Существует ряд объективных причин, по которым работодателей не интересует труд инвалидов: низкая продуктивность их труда, необходимость предоставления льгот и поблажек и т.д. Но если бы государство компенсировало возникающий «дискомфорт», тем самым стимулируя бизнес, работодатели посмотрели бы на таких сотрудников с другой стороны.

Ответить некому

Эксперты из «Деловой России» отмечают существенное снижение занятости среди трудоспособных инвалидов, что наблюдается, начиная с 2012 года. Связано это с отменой льготных ставок по страховым платежам, которые ранее имели работодатели, устраивающие на работу лиц с инвалидностью. Сегодня же предприятия платят одинаково и за всех. Как утверждает Александр Лысенко из «Деловой России», одной только системы квот для решения проблемы недостаточно, по его мнению, чиновникам нужно разработать целый комплекс стимулов для работодателей, который бы включал в себя как меры налогового послабления, так и мотивационные программы, например, предоставление государственных заказов. При этом чиновникам следовало бы взять ситуацию под жесткий государственный контроль, поскольку вакансии для людей с ограничениями лишь в исключительных случаях соответствуют их квалификации. В итоге их зарплата, как правило, в 3 раза ниже средней по субъекту федерации.

Препятствует нормальному развитию и тот факт, что на федеральном уровне сложно отыскать ответственных за всю эту политику лиц. В Минтруде существует Департамент по делам инвалидов, в прямые функции которого, правда, не входит обеспечение занятости подопечных. Следуя логике, этим должен заниматься Департамент занятости, но у него и с трудоспособными особых успехов нет, что говорить про людей с ограничениями.

Существующая сегодня система квот распространяется на всех работодателей, штат которых превышает 30 сотрудников. Таким образом, инвалиды должны работать на каждом среднем предприятии, но предпринимателям гораздо выгоднее уплатить установленный законом административный штраф и попросту не заморачиваться с трудоустройством сотрудников с ограничениями. В конце концов, что такое 10 тыс. (максимальный штраф) для предприятия со штатом в 30 человек? Вероятно, обсуждаемые в Минтруде компенсационные выплаты будут заменять штраф, но их размер на данном этапе неизвестен.

Если высвобожденные за этот счет средства действительно пойдут на трудовые программы для инвалидов – это поможет снять множество существующих сегодня барьеров между такими людьми и полноценным трудом. Множество, но далеко не все, ведь ключевая проблема – это мотивация работодателей. Возможность «откупиться» от трудоустройства инвалидов едва ли может быть стимулом для них. Скорее даже, наоборот.

Ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ установлена ответственность за: неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Вопросы: 1) Что считается установлением данной квоты для работодателя в Ленинградской области(направление индивидуальной квоты, соответствующей законодательству, или издание общего для всех юр. лиц нормативно-правового акта) и каков ее размер? 2) Поскольку несообщение соответствующих сведений о созданных местах для инвалидов в службу занятости считается правонарушением по ч.1 ст. 19.7 КоАП РФ, то чем подтверждается именно неисполнение квоты(ч.1 ст. 5.42 КоАП) - ведь в форме штатного расписания такие места не указываются, какой-либо формы для подтверждения создания таких мест законом не установлено. У нас, например, вакантных единиц - 20. Мы проверяющему говорим, что 10 из них - в счет квоты: ведь бремя доказывания, что они созданы не для инвалидов несет административный орган, как я понимаю? Или обязателен приказ, что« Создать столько-то рабочих мест для инвалидов»? 3) Является ли длящимся состав ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ? Если должностное лицо работодателя уже наказано за данное нарушение, но рабочие места для инвалидов не создало, как часто его можно наказывать за это: ежедневно, ежемесячно?

Ответ

Работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Ленинградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, Областного закона от 15.10.2003 № 74-оз, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 15.07.2010 № утвержден предоставления информации, необходимой для организации занятости инвалидов в Ленинградской области с необходимыми приложениями. Работодатель подтверждает создание рабочих мест для инвалидов, в соответствии с установленной квотой путем принятия локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах(приказах, распоряжениях, и др.). Это обязанность работодателя.

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше — нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных Закона № 181-ФЗ.

На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, и .

Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами и .*

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось недавно, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство Р. Ф. По его мнению, введение обязательного квотирования для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. к условиям труда инвалидов закреплены в (утв. ).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

О наличии рабочих мест для инвалидов работодатель должен отчитываться в Центр занятости

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании п. 3 ст. 25 Закона Р. Ф. от 19.04.1991 № 1032−1(далее — ).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.*

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу(распоряжения , ; постановления , ).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

В отдельных регионах квоту можно выполнить, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.*

Только треть инвалидов трудоустроены

По информации, размещенной на официальном сайте Минтруда(rosmintrud.ru), в стране насчитывается 12,85 миллионов инвалидов. При этом большая их часть — пенсионеры.

Из 2,5 миллионов инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают только 805,3 тысяч человек(или 32% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте). Численность неработающих инвалидов составляет 1,7 миллионов человек или 68,0% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

При этом уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей. Это предусмотрено Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области(утв. ), Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание — Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области(утв. ), Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели — обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест.

Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено Московского трехстороннего соглашения на 2013−2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей(заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Директор компании рискует должностью за отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность. Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и(или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты.
    За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.().
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены Закона № 1032−1.
    За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.(). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность. К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. и ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании.

Уголовная ответственность. Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность. Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

Работодатель может оформить инвалида как дистанционного работника

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места(). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека(например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места(). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест . Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек .

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.
Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание . В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты


Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости


Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер . Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости


В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований


Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации - от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица - от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи указанных категорий, создания учебных мест для детей- инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Статья 2. Условия квотирования рабочих мест 1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. 2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств. 3. Выполнением квоты для приема на работу инвалидов (далее - квота) считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней, либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Статья 3. Порядок установления квоты 1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. 2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения. 3. В счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, указанные в части 1 статьи 2, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей 1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа исполнительной информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест. 2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. 3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений федерального органа государственной власти в области содействия занятости населения и уполномоченного органа исполнительной в области социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов. 4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной , координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты в порядке, установленном . Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона 1. Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, составляются должностными лицами территориальных органов исполнительной и органа исполнительной , координирующего работу по квотированию рабочих мест. 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, рассматриваются административными комиссиями города Москвы по делам об административных правонарушениях. 4. Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет города Москвы и может являться источником формирования целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год. Статья 6. Мероприятия, финансируемые за счет средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве Средства целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве используются на создание и сохранение (модернизацию) специальных рабочих мест, специализированных участков, цехов и производств для инвалидов, создание рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в целях их трудоустройства, создание учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 7. Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. 3. Мэру Москвы и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу. 4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года № 47 , . П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 22 декабря 2004 года № 90