Юлия Скорик
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Автоматизация звуков в словах и фразах

Тема: Автоматизация звуков в словах и фразах

Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л,

Закреплять правильное произношение звука [л] в словах и предложениях.

Формировать навыки согласования числительного с существительным;

Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику, целостное восприятие, память, внимание, фонематический слух;

Обогащение и расширение словарного запаса;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий, самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: зеркало, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, набор предметных картинок, разрезанная картинка «Портрет Лолы»

Ход занятия:

Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её?. (пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Лола. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

Артикуляционная гимнастика

Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

1. «Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

2.«Часики

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

3.«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

4.«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

5. «Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Дыхательная гимнастика

Посмотри какие красивые цветы принесла Лола, они растут на поляне возле ее дома. Давай мы подуем как ветерок, что бы лепестки на цветах начали колыхаться. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались.

Характеристика звука «л»

Давай произнесем звук Л и вспомним, что делает язычок и губы. Губы приоткрыты. Язычок за верхними зубами. Упирается в них и отскакивает назад. .

Этот звук согласный, потому что произносится с преградой во рту. Он звонкий, произносится с голосом и мягкий, губы в улыбке.

Давайте проверим это. Ещё раз произнесём и увидим в зеркале язычок и губы. А потом почувствуем, как звенят голосовые связки в горлышке.

Игра «Сочини стихи»

Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи про пчелу. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы (пчелы).

Пальчиковая гимнастика

ПЧЕЛКИ

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка).

На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей).

«Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки.

Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

Игра «Соберем цветы»

Как много цветов растет на лужайке. Лола летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка)

Физминутка .

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

Игра «Где спрятался звук»

Пчелка принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Вилка, лошадь, осел, футбол, ласточка, молоток, палка, мел, булка, фиалка, стол, лук) .

Игра «Посчитай»

Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай назовем их и посчитаем.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей) .

Автоматизация звука [Л] в предложениях

Пчелка решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Игра "Исправь ошибки"

Салат ел Милу.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Лук полол Милу.

Белый платок надел Аллу.

Игра для развитие мелкой моторики "Собери портрет»

Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Лолы. Давай соберем ее и подарим пчелке.

Молодец! Лола очень довольна. Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку.

Итог занятия:

Какой гость был у нас сегодня на занятии?

Какая игра тебе понравилась больше всего?

Что было самое интересное?

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [С]» Цели: Автоматизация звука [с]. Задачи: - Закрепить у детей правильную артикуляцию звука [с]. - Автоматизировать звук [с] в слогах, словах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Цели: 1. Развитие моторики органов артикуляционного аппарата, отработка правильной воздушной струи. 2. Автоматизация звуков [С], [С`] в словах.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Тема «В гостях у клоуна Лоло. Автоматизация звука [Л]»

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах и словах

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • формирование правильного произношения звука [Л];
  • уточнение акустического и артикуляционного образа звука [Л];
  • автоматизация звука в изолированном виде, в прямых слогах, словах со звуком в начале слова.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  • развитие плавного длительного выдоха;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.

3 . Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, буратино, незнайки; шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки с изображением самолета, мыльные пузыри, картинки мячей, часы с клоуном и картинками со звуком [Л], зеркало.

Ход занятия:

Этапы занятия

1. Организационный момент

Логопед:

“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Любит всех смешить чудак

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает

В цирке часто выступает”.

Как ты думаешь, кто это?

Покажи среди героев.

Ребенок показывает клоуна.

2. Сообщение темы

Логопед:

“- Правильно, это клоун. Его зовут Лоло. Он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.

3. Развитие длительного и плавного выдоха

Логопед:

“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит?

Ребенок:

Мыльные пузыри.

Логопед:

Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?

Ребенок:

Да.

Логопед:

Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”. Молодец!

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед:

“- Давай представим, что мы в цирке. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё в нашем цирке есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть качели, на которых выступают акробаты – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”. Молодец!

Ребенок вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения, используя картинки.

5. Произнесение изолированного звука

Логопед:

“- Ты, наверное, знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие?

Ребенок:

На автобусе, на поезде, на корабле, на самолете.

Логопед:

Наш клоун гастролирует на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт, когда он взлетает”. Губы растянуты в улыбку, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.

Ребенок совместно с логопедом произносит звук [Л].

6. Анализ артикуляции

Логопед:

“- Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? Ребенок:

В улыбке.

Логопед:

А где находится язычок?

Ребенок:

Язычок между передними зубами.

Логопед:

Звук [Л] он какой гласный или согласный?

Ребенок:

Согласный.

Логопед:

Давай еще раз изобразим как гудит самолет.

Логопед:

Когда самолет взлетает, мы слышим сильный звук, и чем дальше он улетает, тем звук становится тише. Давай изобрази это.

И наоборот. Когда самолет где-то далеко летит, мы слышим тихий звук, приближаясь звук становится сильнее.

Ребенок совместно с логопедом произносит тихо-громко звук [Л].

8. Развитие фонематического слуха

Логопед:

“- Давай поиграем. Сейчас я буду произносить различные звуки, ты возьмешь свистульку и посвистишь, когда услышишь звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].

Молодец!

Ребенок показывает клоуна, когда услышит звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].

9. Автоматизация звука в слогах

Логопед:

Клоун любит жонглировать. Посмотри, сколько у него разноцветных мячей.

Произнеси слог ЛА столько раз, сколько у клоуна красных мячей. Произнеси слог ЛЫ столько раз, сколько у клоуна синих мяча. Произнеси слог ЛО столько раз, сколько у клоуна зеленых мяча. Произнеси слог ЛУ столько раз, сколько у клоуна желтых мячей.

Ребенок произносит слоги.

10. Физкультминутка Логопед:

Жил-был клоун Лоло
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел (наклоны головы вправо-влево)
И танцевал вприсядку. (приседания)
Плечами уши доставал
(поочередно пожимать плечами)
И сильно нагибался,
(наклон туловища вперед)
Он руки к небу поднимал,
(ноги на носочках, руки тянуть вверх)
И солнцу улыбался.
(улыбнуться)

Ребенок повторяет за логопедом упражнения.

11. Автоматизация звука в слогах.

12. Автоматизация звука в начале слова

Логопед:

Клоун любит жонглировать. Он предлагает нам поиграть в игру. Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной и кидай мячики в шляпу клоуна.

Логопед произносит слоги, ребенок повторяет слоги и кидает су-джок шарики в шляпу клоуна.

Ла-ла-ло ло-ло-ла лы-лы-лу лу-лу-ло ла-лы-ла

Логопед:

“- Просмотри на эти часы. Клоун предлагает нам поиграть. Он будет показывать картинку, а ты называй ее”.

Ребенок называет картинки.

Логопед:

- «А теперь вспомни и назови картинки, которые тебе показывал клоун.»

Ребенок называет картинки с опорой на контурное изображение предметов.

13. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

Логопед:

“- Мы с тобой так заигрались и не заметили, что у клоуна оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.

Ребенок с помощью шнурка привязывает пуговицу клоуну.

14. Итог занятия

Логопед:

Клоуну очень понравилось с тобой играть. Ты сегодня старался.

Тебе понравилось занятие?

Ребенок:

Да.

Логопед:

Как звали клоуна?

Ребенок:

Лоло.

Логопед:

Какой звук мы учились произносить?

Ребенок:

Звук [Л]

Логопед:

Клоун тебе на память о занятии дарит воздушный шарик.


МБДОУ детский сад №56

Конспект

индивидуального занятия

«Идём на помощь в страну Фруктилию»

(старшая логопедическая группа)

Подготовила и провела:

Таран Татьяна Михайловна,

учитель – логопед

г. Новочеркасск 2015г.

Тема: «Фрукты»

Тип: « Индивидуальное занятие»

Приоритетное направление (образовательная область) в соответствии с ФГОС ДО: «Речевое развитие» (РР),

Интегрируется с направлениями:

Познавательное развитие (ПР);

Художественно – эстетическое развитее (ХЭР);

Физическое развитие (ФР);

Цель: Создание условий для эмоционального благополучия,интереса к логопедическому занятию, подготовка ребёнка к длительной коррекционной работе посредством развивающих игр и упражнений .

Задачи:

Образовательные:

Активизировать словарь по теме «Фрукты»

Совершенствовать лексико-грамматической стороны речи,

умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

Формировать правильное дыхание два коротких вдоха и длительный ротовой выдох, артикуляционную, мимическую, моторику,умение соотносить темп, ритм речи с движением,поподражанию педагогу, в играх и упражнениях.

Развивающие:

Развитие зрительного,слухового восприятия и памяти, конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики и координирования речи с движением.

Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, формируя связную речь.

Развитие у детей навыка работы в режиме презентации в процессе коррекционной работы.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение слушать друг друга.

Воспитывать чувство сопереживания, умения прийти на помощь.

Предполагаемый результат:

С помощью игр и упражнений сможет взять правильно два коротких вдоха, удлиняя ротовой выдох, соотносит темп, ритм с движением и речью по подражанию, улучшится работа тонкой и общей моторики, слуховой и зрительной памяти.Расширится словарь по теме «Фрукты», речь станет грамматически правильной.

Правильно дифференцирует «Фрукты и Овощи».

Отвечает на поставленные вопросы полным ответом.

Методы:

Наглядный:

просмотр иллюстраций, слайдовой презентации, здоровье сберегающие технологии, использование ИКТ.

Словесный: проблемные вопросы, побуждающие речевую и познавательную активность ребёнка, использование художественного слова.

Практические: совместные действия педагога и ребёнка.

Игровой: создание воображаемой ситуации в развёрнутом виде. Игры и упражнения на развитие дыхания, чувства темпа ритма, мимики,жестов, артикуляционной, мелкой моторики, координации речи с движением.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная познавательная.

Приемы: здоровьесберегающие технологии, использование ИКТ.

игровая мотивация,речевой образец, повторение, объяснение, словесное упражнение. Информационно - наглядные приемы, косвенные приемы (совет, подсказка, напоминание, исправление).

Индивидуальная работа: Оказание помощи в процессе продуктивной деятельности, ребёнку, имеющему затруднения. Использование вопросов разной трудности с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. возможность выбора ребёнком материалов , поддержка инициативы и самостоятельности .

Оборудование : Компьютер, слайдовая презентация по теме «Фрукты».

Материал: Маленькая ширма, листья, музыкальный молоточек, ножницы,руль машины, бумага, два конверта с письмами, картинки для артикуляционной гимнастики, стихи, цветные кораблики, сливы, корзина, 4пробки синего цвета, мяч, два мячика Су - Джока.Магнитная доска, картинки: яблоко, сливы, фрукты, пачка с соком, банка, кусочек пирога, маркеры,3 цветные корзинки, свежие овощи и фрукты.

Предварительная работа:

Ознакомление с окружающим по теме «Фрукты»

Рассматривание иллюстраций и презентаций по теме «Фрукты»

Чтение рассказа «Как яблоки собирают» Б. Житков

Чтение стихов «В саду», «Персик» К.Тангрыкулиев «Сад» С. Капутикян

Разучивание, отгадывание загадок потеме «Фрукты».

Беседы по теме «Фрукты»

Разучивание упражнения «Компот»

Разучивание упражнений на координацию речи с движением « С веток яблоки снимаем», «Садовник ».

Слушание различных не речевых звуков.

Используемая литература:

1.«Логоритмические занятия в детском саду» М. Ю. Картушина Творческий центр пресс Москва 2005

2.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет

М. Ю. Картушина Творческий центр пресс Москва, 2008

3.Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий

подготовительной к школестаршей группе детского сада для детей с ОНР ДЕТСТВО – ПРЕСС 2008

4.Артикуляционная гимнастика Е.А. Пожиленко Издательство КАРО Санкт – Петербург 2007

Ход занятия

Логопед: С добрым утром, Кира!

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Один, два, три, четыре, пять приглашаю поиграть. Принимаешь приглашение?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Звуки разные слышны, ты послушай и скажи, какие звуки слышишь ты слушай внимательно это обязательно.

Игра на слуховое внимание «Скажи, что ты слышишь?»

( за ширмой шумы: шорох листьев, стук молотка, сигнал машины, стук ножниц.шелест бумаги).

Логопед: Ты была внимательна и отгадала всё верно.

Кто- то бросил к нам в оконце,

Посмотри-ка, письмецо

Ну-ка, Кира посмотри, что за вести там внутри?

(Читает письмо педагог)

«Дорогой друг, в стране Фруктилии случилась беда: налетел злой волшебник и всё вокруг перепутал, заколдовал. Одной мне не справиться и порядок не навести, мне нужна твоя помощь, очень жду тебя»(Хозяйка страныФруктилия)

Как ты думаешь, что это за страна такая?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Что же нам делать?

Ребёнок: (Даёт ответы)

Логопед: Ты добрая и отзывчивая девочка, но ведь в стране нас ожидают трудности, ты готова к ним?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: На чём мы можем добраться в эту страну?

Ребёнок : (Даёт ответы)

Логопед: Верно, мы можем отправиться туда на корабле.

Но вот на корабле могут плыть только сильные и смелые ребята.

Чтобы силы нам набраться

Надо зарядкой заниматься,

Все ребята по порядку утром делают зарядку,

Язычок наш тоже хочет,

На детишек быть похожим.

Артикуляционная гимнастика с картинками и стихами

(перед зеркалом выполняем 3 – 5 раз)

«Окошко»

Рот открылся как окно,

стало в домике светло,

Язычок лежит свободно

Не толкая никого

«Лягушки»

Подражаем мы лягушкам

Тянем губки прямо к ушкам,

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

«Дудочка»

На дудочку губы похожи

И даже сыграть на ней сможем» - Ду–ду –ду

«Обезьянка»

Появилась обезьянка и кривлялась, как могла

«Накажи непослушный язычок»

Язычок твой озорник

он не слушает тебя,

накажи его скорее:

«пя – пя, пя–пя, пя – пя – пя!

«Лопатка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи,

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать

Один, два, три, четыре, пять

Язык можно убирать.

«Орешки»

Словно белки мы без спешки

Ловко щёлкаем орешки

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник

Узким, узким стал язык,

Язык в иголку превращаю

Напрягаю и сжимаю

Острый кончик потяну

Один, два, три, четыре, пять

Убери его опять.

Силы мы набрались много, нам пора теперь в дорогу.

Логопед:

Упражнение «Ветер»

( Понюхаем воздух шумно, быстро, как собачки.Нюхаем по два раза «нюх- нюх» и отдыхаем, ветерок свой плавный на кораблик пускаем.)

Ребёнок: (Выполняет 3 раза)

Логопед: Ветерок осенний дует, поддувает и кораблик Киры в порт уж прибывает.

Логопед: Чтоб злодея победить и страну освободить, загадки надо отгадать. Слушайвнимательно, ошибаться нельзя.

В шкуре жёлтой

Кислый он

Называется ………..

Ребёнок: Даёт ответ.(На экране после того, как отгадает ребёнок загадку

появляется лимон).

Логопед: Как ты догадалась, что это лимон?

Ребёнок: ( Даёт ответ)

Логопед: Круглое румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Ребёнок: Даёт ответ (на экране появляется яблоко)

Логопед: Как ты догадалась, что это яблоко?

Ребёнок: ( Даёт ответ)

(На экране появляется страна Фруктилия)

Логопед : Где же мы оказались?

Логопед: Ты правильно отгадала загадки и мы с тобой на верном пути.

Упражнение «Волшебник злой»

(показываютмимикой,жестами, передают голосом интонации, подражая педагогу)

В страну пришёл волшебник злой,

Он ужасный и большой,

Он руками замахал,

Всё вокруг заколдовал,

Но пришли друзья детишки

Озорные шалунишки.

Стали думать и гадать,

Как хозяйкепомогать?

(Под деревом лежат сливы)

Логопед: А вот и беспорядок. Что надо сделать, чтобы был порядок?

Ребёнок: предполагаемые ответы (собрать, поднять, сложить) и.т.д.(Собирают в корзину)

Темпо – ритмическая игра «Слива раз, слива два»

Логопед: сливы приглашают тебя поиграть.

Слива раз, слива два, сливы медленно сперва (Стучат пробками сидя на полу, в медленном темпе, произносят слова шепотом)

Затем стали поспевать слива сливу догонять (темп убыстряется,говорить тихо)

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом (темп быстрый слова произносить громко).

Кира, ты добрая и отзывчивая девочка, поможем в стране Фруктилии яблоки собрать пока они все не упалина землю?

Координация речи с движением «С веток яблоки снимаем»

(выполняют действия в соответствии со словами)

С веток яблоки снимаем,

Ив лукошко собираем,

Яблок полное лукошко!

Я попробую немножко,

Я поем ещё чуть - чуть,

Я поем ещё и сливки

Сколько яблочек в корзинке?

Один, два, три, четыре, пять.

Логопед: Хозяйка страны говорит тебе спасибо за уборку яблок и просит тебя,

рассказать злому волшебнику о том, что можно приготовить из фруктов, чтобы он стал добрее.

Ребёнок: предполагаемый ответ(компот)

Упражнение «Компот»

(Самомассаж кистей рук, колючим мячиком Су - Джук)

Будем мы варить компот, (круговые движения)

Фруктов нужно много вот,

Будем яблоки крошить, (перекатывание мячика между руками, вверх,вниз)

Грушу будем мы рубить,(зажать мяч обеими руками и делать движения как топором)

Отожмём лимонный сок,(зажимать мяч, то в одной, то в другой руке)

Слив положим и песок, (зажимать мяч, как щепоткой, пальцами попеременно)

Варим, варим мы компот (круговые движения)

Угостим честной народ. (Развести руки в стороны)

Логопед: Молодец! Кира ты справилась с этим очень хорошо.

Хозяйка Фруктилии приготовила для своих гостей угощения, а злой волшебник

всё перепутал и смешал. Посмотри внимательно, из чего что, ты можешь

приготовить для угощения.

Игра «Из чего что можно приготовить?»

(На магнитной доске картинки; яблоко,сливы, фрукты, пачка с соком, банка,

кусочек пирога, маркеры).

Ребёнок: (соединяет нужный ему фрукт с предметом маркером)

Предполагаемые ответы: (Я приготовлю яблочный пирог, сливовое варенье, фруктовый сок)

Логопед: Хозяйка Фруктилии очень любит в своей стране, маленькие фрукты и называет их всегда очень ласково, но злодей их заколдовал. Расколдовать сможем только мы.

Игра «Назови ласково»

Сейчас я буду бросать тебе мяч, и называть фрукт, а ты будешь ловить мяч и возвращать его мне, называть фрукт ласково. Будь внимательна ошибаться нельзя.

Логопед: Жёлтый лимон.

Ребёнок: Жёлтенький лимончик.

Логопед: Большой банан.

Ребёнок: Маленький бананчик

Логопед: Сладкая слива.

Ребёнок: Сладенькая сливка.

Логопед: Зеленое яблоко.

Ребёнок: Зелененькое яблочко.

Логопед: Вкусный мандарин.

Ребёнок: вкусненький мандаринчик.

Логопед: ты Кира молодец, всё сделала верно.

Логопед: Кира посмотри, кажется это корзинка хозяйки, что там, внутри?

Ребёнок: (даёт ответ)

Логопед: Как ты думаешь, что здесь лишнее?

Ребёнок: предполагаемый ответ (лишние овощи)

Логопед: как ты думаешь почему?

Ребёнок: ( потому что, овощи растут в огороде, а фрукты в саду)

Логопед: ты всё правильно говоришь.

Игра «Поможем хозяйке»

Помоги хозяйке разложить овощи и фрукты по разным корзинкам, в зелёную корзинку нужно положить фрукты, а в красную корзинку овощи. Бери овощ или фрукт клади его внужную корзинку и рассказывай, какой он, будь внимательна ошибаться нельзя.

Ребёнок: Рассказывает.

Логопед: Предлагает понюхать апельсин и произнести:Ах-----------; Ах----- пахучий;

Ах------ пахучий апельсин.

Логопед: Кира ты молодец, всё выполнила правильно.Но чтобы больше никто не перепутал что это,назови одним словом.

Ребёнок: («фрукты»; «овощи»)

(Находят письмо)

Дорогой друг!

Я очень рада, что ты помогла мне в трудную минуту не оставила меня в беде.

Благодаря твоим стараниям исчезла сила злого волшебника навсегда.

Спасибо тебе за всё.

Давай с тобой дружить? Вот тебе на память обомне и моей стране корзина с фруктами, угощайся,пожалуйста.

Логопед: Что надо говорить в таких случаях?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Кира хозяйка страны хочет знать, что тебе понравилось в стране Фруктилии?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Что было для тебя самым трудным?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Пойдем, расскажем ребятам, что с нами приключилось, и угостим их фруктами.

Домой отправимся опять, будем весело шагать(садятся дуют на кораблики) вот мы и дома.

Шипицына Ольга Ильинична

Учитель-логопед МОУ «Детский дом-школа №95»,

город Новокузнецк

Этап автоматизации звука Р в словах.

Цель: формирование звуковой стороны речи.

Коррекционно – образовательная задача: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Р в словах.

Коррекционно – развивающая задача: развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, голос, речевое дыхание.

Коррекционно – воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: картинка Буратино, презентация слайд-шоу овощей, бумажные пчёлы на ниточках, картинка Буратино с друзьями, два квадрата с расчерченными квадратиками, четыре плоскостных изображения квадрата и круга, десять пуговиц, плоскостные изображения двух труб (музыкальных): большой, маленькой.

Ход занятия
I. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятие к тебе пришёл Буратино.

Он хочет показать тебе слайды.

На слайдах изображены: помидор, картофель, горох, кукуруза, брокколи.

Показ слайдов.

Логопед. Посмотри внимательно на эти картинки, назови их.

Как назвать одним словом, всё то, что ты видел на картинках?

Ребёнок. Овощи.

Логопед. Какой общий звук встречается во всех этих словах?

Ребёнок. Звук Р .
II. Сообщение темы занятия.

Логопед. Сегодня на занятии мы вместе с Буратино будем учиться произносить красиво и правильно звук Р .
III. Артикуляция звука.

Заслушивается ответ ребёнка.
IV. Характеристика звука.

Заслушивается ответ ребёнка.
V. Дыхательная гимнастика.

Логопед. Когда Буратино шёл к тебе в гости, то он увидел, как ему на встречу летят пчёлы.

Показ бумажных пчёл на ниточках.

Логопед. Посмотри на пчёл и подуй на них, представь, что они летят.
VI. Артикуляционная гимнастика.

  • Маляр.
  • Вкусное варенье.
  • Индюк.
  • Барабанщик.

VII. Речевая зарядка.

Логопед . Буратино любит играть на трубе.

У него их две и звучат они по – разному.

Большая труба звучит сурово, а маленькая звучит нежно, мягко.

Перед ребёнком выставляются две картинки с изображением двух труб: большой, маленькой .

Логопед показывает попеременно картинки и произносит слоги, а ребёнок повторяет.

РА – РО- РУ

РЫ – РУ – РА

РУ- РА –РЫ
VIII. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра « Звуковая мозаика».

Перед ребёнком на столе лежит квадрат, расчерченный на несколько квадратов. А так же лежат геометрические фигуры: круг, квадрат. Такой же квадрат и геометрические фигуры лежат у логопеда.

Логопед. Посмотри, какие интересные фигуры тебе принёс Буратино.

Поиграем в игру. Я сейчас буду произносить слова со звуком Р , ты внимательно их слушай.

Если я произнесу слово со звуком Р , клади в первый квадрат маленький квадратик, а если я произнесу слово в котором не будет звука Р , то тогда клади в следующий квадрат круг.

Слова: картофель, помидор, капуста, лук, горох, редис.

Логопед одновременно с ребёнком на своём квадрате выкладывает соответствующие фигуры.

Затем два квадрата (логопеда и ребёнка) сравниваются между собой.
IX. Упражнение на развитие мелкой моторики, голоса.

Логопед. Посмотри, эта картинка, на которой изображён Буратино вместе со своими друзьями. Он подарит тебе эту картинку, если ты пройдёшь по волшебной дорожке.

Логопед достаёт пуговицы разных размеров от самых маленьких до больших в два ряда по пять пуговиц и выкладывает их к картинке.

Логопед. Сейчас я буду произносить слова, а ты внимательно их слушай и повторяй, нажимая пальчиками рук на пуговицы, начиная с самых маленьких пуговиц, говори при этом шёпотом, а потом всё громче и громче.

Ребёнок повторяет слова, нажимая при этом на пуговицы, попеременно всеми пальцами рук по-порядку, начиная с большого, а заканчивая мизинцем, так он проходит по дорожке и доходит до картинки, на которой изображён Буратино со своими друзьями .

Слова: торты, груши, помидоры, огурцы, моркови.
X. Упражнение в образовании творительного падежа.

Логопед. Посмотри на картинку и скажи, чем угощает Буратино своих друзей.

Ребёнок. Виноградом, тортом, зефиром, грушами
XI. Итог занятия. Оценка деятельности.

Логопед. Тебе понравилось заниматься с Буратино?

Ответ ребёнка.

Какой звук на занятии ты учился красиво произносить?

Ребёнок. Звук Р .

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Индивидуальное логопедическое занятие-игра «Гном Гоша идёт в гости».

Кудрявцева Елена Геннадьевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №93, Барабинского района Новосибирской области.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию индивидуальное занятие-игру "Гном Гоша идёт в гости", предназначенное для автоматизации звука "ш" в словах и предложении.
Ежегодно в школу поступают первоклассники, имеющие нарушения звукопроизношения различной сложности. В коррекции звуковой стороны речи одним из самых трудоёмких и длительных этапов являются автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Дети младшего школьного возраста тоже любят играть. Поэтому наиболее эффективнее такую работу проводить в игровой форме. Представленное занятие-игра будет полезно для учителей-логопедов школ и детских садов, а также материалом могут воспользоваться воспитатели и заинтересованные родители для работы с детьми подготовительной к школе группе, знающие буквы и умеющие читать, для учащихся, имеющих нарушения звукопроизношения и для детей с ОВЗ.
Цель занятия-игры: автоматизация звука «ш» в словах и в предложении.
Задачи:
-закреплять правильное произношение звука «ш» в словах и предложениях,
-развивать слуховое внимание и восприятие,
-закреплять умения звуко-буквенного анализа и синтеза слов,
-совершенствовать умения изменять слова с помощь уменьшительно-ласкательного суффикса,
-упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа существительных в предложении,
-активизировать речь учащегося,
-упражнять в чтении слов и соотносить их с соответствующими изображениями,
-развивать мышление, зрительную память, пространственные представления,
-развивать общую и мелкую моторику,
-воспитывать положительный эмоциональный настрой и познавательный интерес,
-воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: настольная игра-дорожка с изображением гнома и предметные картинки со звуком [ш] в словах, буква ш, звуковые схемы слов, карточки с пропущенными буквами в словах.
Ход занятия-игры:
Логопед:
- Здравствуй, Илья! Ты любишь играть? Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-игра.
- Познакомься - это гном Гоша. Гоша пошёл в гости к Лесовичку (сюжет можно придумать на своё усмотрение). Идя по волшебной дорожке, ему нужно выполнить самые разные задания. Но Гоша может не справиться сам, поэтому он просит тебя помочь ему. Поможешь Гоше?
- Сначала определи, какой звук сегодня будешь правильно произносить. В имени Гоша, этот звук согласный, глухой, всегда твёрдый? (Ребёнок: звук ш)
- Каким цветом обозначим звук ш? (ребёнок выбирает синий кружок)
- Какой буквой обозначим звук ш? (ребёнок выбирает букву ш и называет её)

Логопед:
-Чтобы задания выполнить правильно, сначала потренируемся.
-Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ш» в слогах: са, шу, жи, шо, зу, аш, ус,ош.
-Подпрыгни, когда услышишь звук «ш» в словах: каска, кашка, кошка, усы, уши.
Логопед:
- Молодец, а теперь отправляемся в путь. Веди пальцем по дорожке, называя предметы на картинках, и определи место звука "ш" в слове, подбирая схему слова.
(схему ребёнок выкладывает под картинку)
Очень важно, чтобы ребёнок во время выполнения всех заданий в игре, многократно называл слова с отрабатываемым звуком. (Это мышь, в слове мышь звук ш в конце слова)


Логопед:
- Подумай, какая картинка «лишняя» (отличается) по произношению звука «ш» в словах? (ребёнок называет слово шишка)
- Почему? Какую схему слова выберешь? (в слове шишка два звука ш, в остальных один)


Логопед:
- Посмотри внимательно, на какие две группы можно разделить предметные картинки? (ребёнок: живые и неживые предметы)
Если ребёнок затрудняется самостоятельно выполнить задание, то логопед задаёт наводящие вопросы:
-Помоги Гоше назвать живые предметы на картинках, а теперь неживые, объясни почему? (ребёнок: мышь – живая, отвечает на вопрос кто? шуба – неживая, отвечает на вопрос что?)
Физкультурная минутка.
Логопед:
-Вы с Гошей выполнили много заданий, а теперь можно отдохнуть и выполнить физическую разминку:
Гномик сказочный сидит (ребёнок сидит с прямой спиной, приставив руки к голове в виде "ушек")
И ушами шевелит
Гному холодно сидеть, (встать и растирать ладошку об ладошку)
Нужно рученьки погреть.
Ручки – вверх, ручки – вниз, (делать движения по тексту)
На носочки поднимись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
На носок – на пятку, («перекатывание» с носка на пятку)
А затем вприсядку.
(Бондарева Л.Ю.)
Логопед:
-Хорошо отдохнули, а теперь продолжим.
- Гоша очень добрый гном и всех вокруг он называет ласково. Назови предметы на картинках ласково, закрывая их фишкой. (ребёнок: мышь - мышка, шуба – шубка и т.д.)


Когда все картинки закрыты фишками, можно предложить ребёнку:
-Вспомни, какая картинка под фишкой, назови.
(Ребёнок, называя закрытую картинку, убирает фишку).
Логопед:
- А теперь не зевай гному Гоше помогай, где шуба, отвечай?
(ребёнок: шуба справа от мыши, шуба слева от лягушки, шуба между мышью и лягушкой, шуба под кукушкой)
Если ребёнок затрудняется сам называть расположение предмета на картинке, то логопед задаёт наводящие вопросы:
- А теперь не зевай, кто справа от душа, отвечай?
- А сейчас не зевай, что под кукушкой, отвечай?
- Снова не зевай, что над лягушкой, отвечай?
- А сейчас не зевай, кто справа от шубы, называй?
- Ну-ка не зевай, кто под душем, называй?
(В данном задании используются картинки нижнего и среднего рядов (мышь-шуба-лягушка, душ-кукушка-карандаш))
Логопед:
- Сейчас Гоше нужно выполнить письменное задание, но сначала разомнём пальчики и выполним пальчиковую гимнастику:
Утром гномы в лес пошли, (пальчиками правой руки идём по левой ладони)
По дороге гриб нашли (левая рука в кулаке, правая ладошка накрывает сверху левый кулак)
А за ним–то раз, два, три, (поочерёдно меняются руки, то левая рука в кулаке, то правая)
Показались ещё три (показываем правой рукой три пальца).
И пока грибы срывали, (обхватывают по очереди правой рукой левый кулак, то левой рукой правый кулачок)
Гномы в школу опоздали (руки к щекам, горестно покачивая головой)
Побежали, заспешили (пальчиками левой руки бегут по правой ладошке)
И грибы все уронили (хлопок и руки развести в разные стороны)
(Е. Черникова)
Логопед:
- Молодец, пальчики готовы выполнить следующее задание.
- Гоша ещё не знает все буквы, помоги ему: вставь в слово пропущенные буквы, прочитай его и помести карточку со словом к соответствующей картинке.
(ребёнок берёт любую карточку, вставляет пропущенные буквы, опираясь на картинки, читает получившееся слово и кладёт к соответствующей картинке)


Логопед:
-Сейчас нужно составить предложения, называя предметы, которые нашёл Гоша, шагая по дорожке.
Например: Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку и шубу. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку, шубу и лягушку. И так далее.
Логопед:
-Молодец! Ты помог Гоше выполнить задания и дойти в гости к Лесовичку.
-Какой звук ты произносил правильно, выполняя задания? (звук «ш»)
-Вспомни, что ты помог Гоше сделать на занятии?
-Что тебе понравилось на занятии?