Быть подростком всегда трудно, а быть современным подростком – еще сложнее. Дело в том, душа ребенка в этом возрасте полна социально-психологических конфликтов. Вокруг царит общее депрессивное настроение, когда взрослые постоянно рассуждают о том, что жить, в общем-то, трудно, и нет никакого смысла, все вокруг плохо, и мир катится в тупик. К этому добавляется аналогичная информация из телепрограмм и Интернета. Везде пестрят криминальные новости, скандальные истории.

С постоянной периодичностью возникают программы, подтверждающие, что конец света уже близок, и не сегодня так завтра мир потрясет новая глобальная катастрофа. Взрослые люди, выражая свои мысли о бесполезности жизни, тем не менее, поговорив, возвращаются к своим обычным заботам. А дети под впечатлением всего увиденного и услышанного, совершает самоубийство. Ведь жить действительно, незачем!

Детская депрессия переживается очень тяжело. И нередко, именно родители виноваты в ее возникновении. Возможно, они поставили цель – вырастить гения, успешного и благополучного во всех отношениях. Ребенка, конечно, никто не спросил, хочет ли он, а главное – может ли он соответствовать требованиям мамы и папы? В такой ситуации, что бы ребенок ни делал, родителям всегда мало. Малейшая ошибка ребенка воспринимается ими как истинная жизненная трагедия. Но, эти люди еще не знают, что такое настоящая трагедия!

А подросток понимает, что он не достаточно хорош и умен в глазах своих родителей. И как ему жить на этом свете, такому никчемному? Особенно сложная ситуация наблюдается, когда в семье несколько детей, имеющих разные способности к обучению. В этом случае, кто-то является любимчиком, которого постоянно ставят в пример, а «вечный двоечник» всегда на заднем плане в своей семье. Конечно, психологический конфликт практически неизбежен.

Влияет ли религия на детский суицид?

В жизни современных людей значительное место занимает религия. И, казалось бы, именно она должна помочь предотвратить самоубийства среди детей. Но в некоторых случаях, как раз является косвенной причиной. Дело в том, что многие родители абсолютно неправильно доносят до своих детей религиозную информацию. Или рассказывают слишком много для определенного возраста, или плюс к этому в виде воспитательных мер практикуют телесное наказание.

Очень часто можно наблюдать, что в религиозной семье, независимо от того, христианская это семья, или мусульманская, дети могут получать лишь информацию, имеющую отношение к религии. Притом ребенку запрещено смотреть даже телепередачи для детей, программы мультфильмов. Запрещено читать книги, которые бесполезны, и не нужно посещать школу, потому что там все «фальшивое». Излишне религиозные родители постоянно внушают, что жизнь на земле – это иллюзия. Настоящая жизнь предстоит в загробном мире.

Неустойчивая детская психика такова, что разум ребенка начинает протестовать против жизни в обычном ее проявлении. И он может захотеть отправиться в загробную жизнь, потому что уверен, что там намного лучше. Следует помнить, что любая религия должна быть преподана ребенку правильно, и ни в коем случае недопустимо делать перегибы в ту или иную сторону, так как подобное восприятие значительно осложняет детскую жизнь.

В реальности, религия должна помогать ребенку учиться правильно жить в чрезвычайно сложном мире, чтобы не терялась духовная часть существования любого человека. Таким образом, он всегда сможет правильно оценивать любые жизненные ситуации, преодолевать трудности, и легко идти по жизни, помогая другим людям выбрать правильный путь.

С подростковым возрастом у детей появляется огромное количество новых проблем. Как у девочек, так и у мальчиков. Они могут быть как индивидуальными, так и общими. Что же это за проблемы?

О проблемах

Воспитывая ребенка-подростка, далеко не все родители понимают, что у их детей довольно-таки много проблем. А стоит всего лишь вспомнить свое детство и те проблемы, которые возникали в этом же периоде. С чем могут возникать неудобные ситуации? Это и общение, и внешность, и желание заниматься любимым делом. Оставляет желать лучшего и поведение подростков. Ну и, конечно же, непонимание со стороны взрослых тонкой души подросшего чада.

Проблема 1: внешность

Отвечая на вопрос о том, легко ли быть подростком, взрослые должны вспомнить, что происходит с телом их ребенка в такой период. У девочек начинает активно расти грудь, и появляются первые месячные (а это все сопровождается гормональными взрывами и дисбалансом), мальчики начинают заметно взрослеть, и у них также возникают определенные проблемы со становлением половой системы организма. К тому же лицо ребенка могут покрывать ужасные прыщи, избавиться от которых не так и легко. Все это как по отдельности, так и в комплексе создает огромное количество проблем подростку.

Проблема 2: общение

Легко ли быть подростком, если тебя не понимают окружающие? Вопрос сам по себе риторичен. Очень часто в таком возрасте у детей возникают проблемы с общением не только со сверстниками, но и с собственными родителями. Непонимание со стороны взрослых и непринятие определенных вещей – далеко не полный список всех неурядиц. Поэтому очень часто дети-подростки начинают искать себе компаньонов и однодумцев на стороне, забывая о том, что лучше всего по всем вопросам советоваться с собственными родителями. Именно так подростки и попадают в плохие компании.

Проблема 3: цели и способ жизни

Легко ли быть подростком, если все вопросы за тебя стараются решить родители? Вопрос также не требует ответа. В этот период у детей могут возникать новые желания, цели и стремления, которые могут быть не совсем понятны взрослым. На этой почве также часто возникает огромное количество конфликтных ситуаций и неурядиц. Ребенку нужно позволить быть самим собой и поддерживать его в любой ситуации.

Проблема 4: свобода

Легко ли быть подростком, если родители до сих пор стараются во всем ограничивать? Проблема современных детей в том, что они слишком самостоятельны. А родители часто этого понять не могут и стараются все еще ограждать ребенка от определенных ситуаций. Нужно дать подростку свободу действий, возможность самостоятельно решать собственные проблемы. Только тогда ребенок будет чувствовать себя взрослым человеком и поступать как взрослый.

Проблема 5: вредные привычки

Жизнь подростка нелегка. Именно поэтому часто дети стараются избавиться от этих проблем посредством вредных привычек. Выпил бутылку пива - и жизнь кажется веселей. Что нужно делать родителям, чтобы этого не случилось? Первое - подавать правильный пример. Если родители выпивают, почему же этого нельзя делать и подростку? Курить же дети начинают в знак протеста, это также стоит учитывать. А если ребенок сбегает от реальности в виртуальный мир, значит родителям нужно постараться изменить реальность и сделать все, чтобы в жизни было лучше и интересней, нежели в Интернете.

Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения.

Совет. При выборе способа разрешения сложившейся ситуации учитывайте: причины возникновения ситуации; индивидуальные возрастные особенности обучающихся; прогнозируемые результаты воздействия.

Пример задания и его решения.

Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.

Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

1 вариант – неконструктивный, антипедагогический: «Никуда не денетесь, все равно придется сказать, только уже у директора», «Молчите, молчите, посмотрим, как заговорите на экзаменах», «Всем по поведению двойки за четверть» и т.п.

2 вариант – недостаточно конструктивный, необоснованная реакция педагога: «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем», «Все равно вам всем придется отработать этот урок», «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок» и т.п.

3 вариант – конструктивный вариант реагирования с обоснованием: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий», «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию». Это позволит избежать ненужного сопротивления и противостояния. «Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом вы испортили свои отношения с учителями и что об этом тоже надо думать». Обязательно предложить выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации. Это будет способствовать дальнейшему сплочению коллектива и развитию навыков разрешения (в том числе совместного) сложных социальных ситуаций.

Предлагаю всем нам вместе попробовать решить некоторые из предложенных педагогических ситуаций.

1. Педагог обращается к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!»

Обучающийся: «Я не могу. Я в «аське» сижу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним…».

2. Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут.

Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»

Обучающиеся (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были».

3. Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». В ответ на замечание педагога говорят: «Ваш предмет нам вообще не нужен. Он в жизни не пригодится».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

"Имена" чувств.

Каждый подросток записывает столько "имен" чувств, сколько сможет. Подросток, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других детей.
Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.
Дети заносят в таблицу чувства, которые для них характерны, и те чувства, которые они испытывают сегодня.
В первой колонке выписываются "имена" чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики.
В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались за последние полгода, во второй – чувства, которые участник испытывал сегодня.
Можно по 5 – 10 бальной системе оценить интенсивность чувства.
Детям предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

"Имена" чувств

Места, где я обычно испытываю эти чувства

В новой компании

Среди друзей

В других местах (где?)

Обычно

2.Радость

Сегодня

3.Восторг

Жизнь каждого человека наполнена различными воспоминаниями, переживаниями и эмоциями. Всё это помогает нам жить, не даёт забыться в этом мире и не потерять собственное я. В процессе своей жизни мы постоянно учимся, анализируем свои ошибки и впоследствии получаем ценнейший жизненный опыт. И, несомненно, значительную часть того, что человек приобрел в жизни, было получено им в период взросления.

Выйдя на улицу и посмотрев по сторонам, можно увидеть компанию дворовых мальчишек, играющих в футбол; девушку с влюбленным взглядом, идущую по аллее; спешащих на занятия учеников: все эти люди – обыкновенные подростки. Каждый из них по-своему уникален, у каждого есть свои проблемы, и разное восприятие окружающего мира. Посмотрев внимательнее на каждого из них, можно увидеть на лицах множество эмоций и чувств: радость, огорчение, печаль, восторг, которые сменяют друг друга невероятно быстро. И здесь можно задать вопрос: легко ли это – быть современным подростком?

Подростковый период – один из самых прекрасных, но в тоже время очень трудный этап в жизни любого из нас. Период, когда маленький невинный ребенок, ранее полностью зависящий от своих родителей и нуждающийся только в развлечениях, теперь начинает меняться и внутренне, и внешне. В нем происходят многочисленные процессы и изменения, которые начинают менять всю его дальнейшую жизнь.

Период взросления начинает формировать в подростке личность и готовит его к нелёгкой взрослой жизни. В это время подросток впервые начинает рассуждать на серьёзные темы: «кто я?», «для чего я родился?» А если человек задает себе эти вопросы и старается понять, чем он может быть полезен этому миру, значит, он уже готов воспринимать мир другим, уже не детским взглядом.

Юношеский возраст – это внутренние конфликты с самим собой и с окружающими людьми. Стремление подражать кому-либо, желание изменить что-либо во внешности или характере постоянно присутствует у любого современного подростка. То, что ты делал раньше, уже кажется бессмысленным и неправильным, и теперь необходимо принимать многие решения самому, учиться ставить перед собой определенные цели и достигать их.

Система духовных ценностей подростка значительно отличается от ценностей взрослого человека, и поэтому подростку всегда трудно найти общий язык со своими родителями. Проблема непонимания между детьми и родителями актуальна в настоящее время, как никогда. Часто взрослые навязывают подростку своё мнение, утверждая, что именно так будет лучше. И они, несомненно, правы. Знания старшего поколения гораздо выше, и взрослый всячески пытается уберечь подростка от ошибок, через которые он уже прошел. Но взгляд подростка ещё совершенно другой, его жизненный опыт ещё совсем мал и он только учится на ошибках. Отсюда и возникают непонимания и конфликты.

Казалось бы, что подростку бесполезно объяснять, что хорошо, а что плохо для него, и он все равно сделает по-своему, но на подростка могут повлиять и многие другие факторы.

Общение для современного подростка – один из решающих факторов его становления. По мере взросления меняется круг лиц, окружающий молодого человека. Становясь старше, ты начинаешь лучше разбираться в людях, понимать, кто желает тебе добра, а кто – наоборот. Друзья для подростка очень важны, т. к. общаясь с ними, подросток находиться под их влиянием и защитой. Также он приобретает навыки общения и понимания, которые помогают во взрослой жизни.

А что же для меня значат друзья? Они, несомненно, дают мне уверенность в завтрашнем дне. Я уверена, что мои друзья помогут мне в трудной ситуации, ну а я готова всегда ответить им взаимностью. Бывает, расскажешь о своей проблеме лучшему другу, и на душе становится гораздо легче. Именно в этом и заключается роль друга в подростковый период.

Увлечения также влияют на подростка. Очень важно, чтобы в такой жизненный момент, когда ты растешь и меняешься, у тебя было любимое дело, которое затягивает тебя и отвлекает от всех проблем. На улице всегда можно увидеть ребят, которые слоняются без дела. Они не нашли себе увлечение, им скучно от собственного безделья. А ведь подростковое увлечение любимым делом может в будущем повлиять на выбор профессии, выбор, являющийся самым ответственным.

И всё же, отвечая на вопрос: «легко ли быть подростком?», многие бы ответили, что это сплошная череда проблем. Но, мне кажется, что это самая чудесная пора в жизни человека. Это время, когда ты начинаешь быть самостоятельным, добиваться каких-либо собственных успехов. Школьная и студенческая жизнь, первое чувство влюблённости, беззаботная молодость. Теперь ты смотришь в зеркало и видишь не маленького ребенка, а уже похорошевшего парня или девушку, и на душе становится легко от того, что подростковый этап – это всего лишь начало твоих свершений, и твоя жизнь только начинается.

Процесс взросления детей всегда сопряжён с развитием общества и социальной средой, в условиях которой происходит развитие личности ребёнка. Особенно влияние среды сказывается на подростках, т. к. данный период связан с изменением мироощущения и сознания, а организм подвержен существенным физиологическим изменениям.

Классный час «Что значит быть подростком?» направлен на формирование представлений школьников об особенностях переходного периода. Данные знания необходимы ребёнку для того, чтобы успешно преодолеть трудности подросткового возраста. Формат беседы с элементами групповой работы предполагает размышления ребят на поставленные вопросы, связанные с темой классного часа.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Приложение [PDF ] [DOCX ]

Цель: создание педагогических условий для систематизации знаний школьников об особенностях подросткового возраста.

Задачи:

  • дать определение понятию «подростки», определить границы и особенности подросткового возраста;
  • сформулировать основные отличительные черты подростков и взрослых;
  • познакомить школьников с «жизненными задачами юности», обсудить их актуальность;
  • найти ответ на главный вопрос классного часа «Что значит быть подростком?»;
  • развивать умение школьников размышлять над поставленными вопросами и обоснованно высказывать собственную точку зрения.

Учитель: Вся наша жизнь состоит из разных этапов взросления. Каждый этап жизни человека, словно новая ступень лестницы, по которой он движется. На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе. Двигаясь вперёд, он растёт, развивается, набирается жизненного опыта, меняет свои взгляды и убеждения.

Но среди всех этапов жизни человека есть период, который называется переходным.

Вопрос: «О каком периоде идёт речь?»

Предполагаемый ответ: «О подростковом».

Учитель: «Тема нашего классного часа «Что значит быть подростком?»

Вопрос: «А кто такие подростки − взрослые или дети?»

Подростки − это молодые люди, находящиеся на этапе взросления, они уже не являются детьми, но и взрослыми их тоже назвать ещё нельзя.

Вопрос: «Какой возраст считается подростковым?»

Предполагаемый ответ: «Возраст человека от 10 до 15 лет».

Учитель подводит итог: «Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 10−12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет. Границы подросткового возраста не устанавливаются чётко, у каждого подростка они индивидуальны».

Учитель:

  • «Чем подросток отличается от ребёнка?»
  • «Что отличает подростка от взрослого?»
  • «Что объединяет всех подростков?»
  • «Почему подростковый возраст считается трудным?»

Чтобы ответить на поставленные вопросы, учитель предлагает школьникам поработать в группах (класс делится на 4 группы).

Школьники обсуждают обозначенные учителем вопросы в группах (время на работу 5−6 минут).

Задача I группы − ответить на вопрос «Чем подросток отличается от ребёнка?»;

Задача II группы − ответить на вопрос «Что отличает подростка от взрослого?»;

Задача III группы − ответить на вопрос «Что объединяет всех подростков?»;

Задача IV группы – ответить на вопрос «Почему подростковый возраст считается трудным?»

Учитель поочередно заслушивает мнения школьников по обозначенным вопросам (выступает один человек от группы).

После выступления I группы по вопросу «Чем подросток отличается от ребёнка?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает выводы по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Выводы на слайде:

  • подросток в отличие от ребёнка более самостоятелен;
  • он способен сам принимать решение;
  • сам выбирает себе одежду и её стиль;
  • на многие вещи имеет собственную точку зрения;
  • подросток начинает уделять больше внимания своей внешности;
  • появляется первая любовь;
  • более развит физически.

После выступления II группы по вопросу «Что объединяет всех подростков?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает вывод по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Вывод на слайде: «Психологи считают, что всех подростков объединяет одно желание − стать взрослым».

После выступления III группы по вопросу«Что отличает подростка от взрослого?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает выводы по данному вопросу, корректируя или подтверждая мнение школьников.

Выводы на слайде:

  • взрослые люди в отличие от подростка развиты физически, процесс роста остановлен;
  • взрослые люди имеют реальный жизненный опыт, обладают профессиональными знаниями;
  • взрослый человек несёт ответственность не только за себя, но и за других людей;
  • у подростка степень ответственности только формируется;
  • взрослые люди менее свободны в своих поступках, так как их поведение контролируется моральными, этическими, правовыми и прочими нормами взрослой жизни и законами общества;
  • взрослый человек более самостоятелен, он может принимать решения и менять свой образ жизни.

После выступления IV группы по вопросу «Почему подростковый возраст считается трудным?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает вывод по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Выводы на слайде:

  • организме подростка меняется: формируется взрослый скелет, происходят гормональные изменения, возрастает потребность в сне и пище;
  • подросток зачастую не понимает, что с ним происходит, и начинает испытывать комплексы по поводу собственной внешности;
  • новый образ может не нравиться, а новые ощущения − пугать;
  • появляется потребность в общении с противоположным полом, но в силу своей неопытности подростки ещё не знают, как правильно это делать;
  • из-за возникающих перемен у многих подростков появляется повышенная эмоциональная возбудимость;
  • происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится определить своё место и роль в обществе других людей;
  • появляются вопросы, связанные с выбором профессии.

Учитель: «Чтобы справиться со всеми трудностями подросткового возраста, подростку необходимо решить ряд жизненных задач. Известный американский психолог Роберт Хэвигхерст в своей книге «Задачи развития и образования» выделил задачи развития юности, которые посчитал обязательными для обретения самостоятельности».

В задачи развития юности входит:

  • принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом;
  • формирование новых, более зрелых отношений со сверстниками своего и противоположного пола;
  • принятие мужской или женской роли;
  • достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
  • подготовка к трудовой деятельности;
  • подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни;
  • появление желания нести ответственность за себя и общество;
  • обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

Вопрос: «Какие из обозначенных психологом задач являются наиболее актуальными для вашего возраста?»

Вопрос: «Зависит ли выполнение жизненных задач от конкретных действий подростков, или эти задачи могут решаться сами по себе?»

Чтобы решить любую задачу, нужно совершить конкретные действия, это правило относится и к решению жизненных задач.

Учитель предлагает выполнить задание (приложение).

Задание кейса: соотнести жизненные задачи, сформулированные психологом, с возможными действиями подростка и дополнить имеющиеся примеры.

Для выполнения задания кейса школьники работают в группах (время для работы − 5 минут).

Учитель возвращается к теме классного часа «Что значит быть подростком?» и предлагает ребятам ответить на этот вопрос, письменно продолжив предложение «Быть подростком − значит…»

Классный час на тему: «Легко ли быть успешным». Ход классного часа 1. Орг. момент 2.Вступительная беседа Бернард Шоу сказал: «Жизнь для меня – не тающая свеча. Это что­то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». Мы вместе постараемся сегодня прожить эти 20 минут так, чтобы заставить пылать этот факел как можно ярче, определив маршрут вашего жизненного пути, дороги, которые приведут вас к успеху, ведь тема нашего классного часа – Легко ли быть успешным. ­ А что такое успех? + Просто посмотрите и запомните эти лица. (слайды успешные люди) 3. Постановка и сообщение темы. ­ К концу нашего занятия мы попытаемся вывести формулу успеха. Научимся применять её в жизни. И ответим на вопрос легко ли быть успешным? Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда необходимо самоопределиться, выработать собственные взгляды на мир, людей, свою будущую профессию. Поэтому каждый из вас выясняет, куда идти. ­ А для чего необходимо задумываться о своем жизненном пути уже сейчас? + 4. Основная часть. Итак, первый шаг к успеху – это выбор своего предназначения. Как же стать успешными (слайд 1) ­Как вы думаете, что такое успех? +

Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом “успех”. (Победа, счастье, удача, достижение.) + ­ (слайд 2) Успех – это удача в достижении поставленных целей, признание, хорошие результаты в работе. ­ Как вы думаете, каким по характеру должен быть успешный человек? + ­(слайд 3) Успешные люди честолюбивы, храбры, верят в себя и своё дело. ­ Как вы думаете, что мешает людям быть успешными? + ­ (слайд 4) Сомнение в своих силах, неуверенность, разочарование, недостаток поддержки, реальные возможности. ­ Что нужно сделать для того, чтобы успех шёл с тобою в ногу? + ­ Нужно иметь цель в жизни (слайд 5) Как говорил Лев Толстой: «Имей цель своей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, дня и часу, и для минуты, жертвуя низшие силы высшим». ­ Что нужно человеку, чтобы достичь своей цели? + ­ (слайд 6) Вы должны помнить, что ни одна цель не может быть достигнута недостойными средствами, иначе искажается результат. 6. КТД. Деловая игра ­ Давайте разделимся на 2 группы и попробуем составить психологический портрет успешного человека. 1группа. Определите, какими качествами должен обладать успешный человек. 2 группа. Укажите качества, которые мешают стать успешным.

Работа по группам – 1 мин. Составление и зачитывание портрета. + ­(7 слайд) все названные вами качества подходят успешным людям ­ Вот мы и подошли к формуле успеха, она состоит из трех простых слов: ХОЧУ – МОГУ – НАДО. (слайд 8) ­А если хотя бы один компонент выпадет из этой цепочки, достигнем ли мы своей цели и успеха? + ­ Посмотрите вокруг, наверняка вам известны люди, которые достигли успеха благодаря своим знаниям, умениям, трудолюбию, упорству. Все успешные люди высокопродуктивны. Их уважают и ценят окружающие. 7. Диагностика. ­Я хочу предложить вам тест, вы сможете узнать, ждёт ли вас успех. Если вы согласны с утверждением, ставьте галочку в графе да, либо нет. Да Нет Ждёт ли вас успех. № Вопросы 1 2 Вы считаете, что любую проблему при усилии можно решить. Выполнять задания я могу без инструкции. 3 Мне редко отказывают в просьбах. 4 5 Я люблю спорить. Тот, кто пытается пролезь в очереди вперёд меня, получит отпор. 6 Из­за неудач переживаю несильно. 7 Решение проблем не откладываю на завтра. 8 Неожиданных ситуаций в моей жизни не бывает. 9 Сначала нужно учиться, а потом зарабатывать, чтобы открыть своё дело.

­ Главными качествами успешного человека являются спокойствие, уравновешенность, умение принимать решения обдуманно и выдержанно, не руководствуясь своими эмоциями. Работа с песком ­ Когда возникают сомнения в собственных силах, внутри каждого из нас растёт гнев, раздражение. И я вам предлагаю один из видов снятия эмоционального напряжения – это песочная терапия. Представьте себе, что внутри вас начинает зарождаться сомнения в собственных силах. Нарисуйте то, что придаст вам уверенности в себе. (практическая часть) Рефлексия ­ Что вы чувствовали при работе с песком, избавились ли вы от беспокойства и раздражения? + ­Это упражнение вы сможете применять в жизни для того, чтобы стать более уравновешенными и успешными. ­ Постарайтесь ответить на вопрос: «Легко ли быть успешным?» + ­На память о нашей встрече я дарю вам памятки «девять шагов к успеху» Придерживаясь этих правил, вы сможете стать счастливым. Мне очень хотелось бы ребята, чтобы в вашей жизни успех и счастье всегда вам неразрывно сопутствовали. Ведь счастье ­ это состояние человека, когда он полностью удовлетворен своей жизнью.

Классный час: «Легко ли быть подростком?»

Особенность молодежи в том, что она хочет все блага и непременно сейчас и без особых усилий.
В. Зубков

Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости.
Г. Ибсен

Цель: Уметь самоопределяться в различных жизненных ситуациях на основе осознания своих собственных качеств и самооценки поступков

Задачи:

  • Формировать позитивное отношение к жизни, побуждать подростков к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию, способствовать формированию положительного нравственного климата в коллективе.
  • Развитие навыков сотрудничества и взаимопонимания у школьников.
  • Увидеть преимущества и недостатки подросткового возраста. Попытаться решить проблемы, выявленные ребятами.
  • Осознать необходимость умения управлять своими чувствами, желаниями, характером и темпераментом.
  • Понять алгоритм действия в нестандартной ситуации:

Изучи ситуацию и людей, в ней оказавшихся

Планируй свои действия с ориентацией на положительный результат

Произведи действие в соответствии с планом

Оцени свои действия по результату

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Легко ли быть подростком?»

Тема нашего классного часа: «Легко ли быть подростком?»

Сегодня мы поговорим о таком периоде в жизни человека, который принято называть подростковым.

Некоторые считают, что это прекрасная пора, другие – что это самый трудный период.

2. Кто такие подростки? Дайте, пожалуйста, своё определение.

Составляем коллаж на доске (Представить коллаж в конспекте)

(Мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16-17 лет).малолеток, малец, парнишка, отрок, юнга, мальчик, тинейджер

несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности,

подросток)

Подросток – это мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16-17 лет

Подросток – это несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности,

3. Некоторые считают, что подростковый возраст - это прекрасная пора, другие – что это самый трудный период в жизни каждого человека.

Давайте все же разберемся в этом.

Как вы считаете?

Есть ли у вас проблемы? Какие? Какие вообще в подростковом возрасте могут быть проблемы?

Почему они возникают?

(Одни проблемы заключаются в самом подростке, проблемы со стороны окружающих)

  1. Попытаемся выявить отличительные черты подростков от других возрастных групп людей и круг проблем, волнующих сегодняшних подростков.

Предлагаю 1-й и 2-й группе написать все положительные стороны подросткового возраста, а 3-й и 4-й группам – все отрицательные.

4 . Защита своих работ

Предполагаемый результат:

непонимание со стороны взрослых лень

Отсутствие денег здоровье

проблемы в школе субкультуры

Проблемы в семье вредные привычки

отсутствие свободы хобби

Отриц.стороны сущ и их не мало.

Кто может снять это проблемы? как?

Легко тому, кто умеет решать эти проблемы

8. А теперь давайте попробуем решить проблемы, которые мы с вами определили.

Еще один ватман и на нем: «Решение проблем»

(каждый называет, выходит и записывает на ватмане)

Возможно ли решить эти проблемы самостоятельно или все же нужна помощь взрослых? Родителей, учителей, старших наставников?

Какими качествами должен обладать подросток, чтобы избежать этих проблем?

Ватманы (работы групп) будут располагаться на доске следующим образом:

Давайте составим схему гармоничных отношений

Подросток + взрослый? дружба.

Таким образом, можете ли вы обходиться без помощи взрослых? Вам во всем нужна их поддержка: советы, рекомендации, напутствия и т.д.

Дома – родители, в школе – учителя, директор.

Не случайно вы учитесь в нашей школе, где есть свои правила, распорядок, устав, форма и т.д. И хотя иногда вы обижаетесь, что взрослые вас ругают, делают замечания, но в будущем вы поймете, что все это не зря. И именно в вашем возрасте решается, пойдете вы по верной дороге в будущем или же свернете с пути.

Таким образом, чтобы было меньше проблем, нужно измениться самому, принимать людей такими, какие они есть, придерживаться поговорке: «относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе», быть терпеливым, просить совета у старших и т.д.

9. Вильгельм Швебель однажды сказал: « Подзатыльники в молодости избавляют от пинков в более зрелые годы»

Как вы понимаете эти слова?

Ученики делают вывод, что без ошибок не обойтись, но, чтобы они не имели опасные последствия, их надо обсуждать, анализировать и стараться не допускать в другой раз.

Легко ли быть молодым?! Молодость - пора ошибок, проб, больших трудностей, преодолевая которые человек формирует свой характер. Не надо бояться ошибаться, ибо исправляя ошибки, преодолевая трудности, человек набирается опыта, учится делать правильный выбор.

Когда страшны ошибки молодости? (когда их не видишь)

Правила:

видеть свои ошибки (проблемы)

Слушать и слышать

Давать им правильную оценку, т.е. признавать

Иметь волю преодолевать недостатки