В эпоху династии Мин Китай переживал период культурного обновления. Эта эра развития, торговли и исследований длилась, несмотря на окончательный упадок, три столетия.

Чжу Юаньчжан

После распада монгольской династии Юань в Китае возникла политическая нестабильность. В первой половине XIV века в государстве вспыхнул ряд восстаний, приведших к образованию множества мелких королевств, в которых господствовала прослойка торговцев и крестьян. Лидером повстанцев был Чжу Юаньчжан, сын фермера и глава одной буддийской секты, впоследствии получившей название «Красные тюрбаны». К 1369 г. Юаньчжану удалось захватить власть и свергнуть династию Юань. Юаньчжан взял себе имя Мин, что означает «ясность», а затем стал называть себя Мин Хонгву; это было началом эпохи Мин.

Царствование Хонгву сформировалось в связи с необходимостью укрепления абсолютной власти императора. Он основал столицу в Наньцзине и проводил бесчисленные сложные ритуалы в своей роли императора; все они служили для придания ему божественного статуса. Он ликвидировал административный аппарат высшего государственного департамента и обеспечил себе полный контроль над управлением империей. Хонгву устранил все дворцовые интриги, имеющие угрозу для государства, а также ограничил власть евнухов, наложниц и придворных дам. Кроме того, он беспощадно расправлялся с любым противником.

Многие считали Хонгву величайшим императором Китая. Он снизил налог на землю, чем способствовал восстановлению разрушенного монголами сельского хозяйства, занялся посадкой лесов и создал новые проекты по колонизации населения на невозделанных площадях. Реформы Хонгву были разработаны для того, чтобы усилить административный аппарат должностных лиц и контролировать данные об огромной численности населения. Государственная проверочная система для гражданских служащих была упразднена в эпоху династии Юань. Вместо нее Хонгву предложил гораздо более сильную систему управления; таким образом, он создал аппарат, просуществовавший до 1905 г. Китайское общество было разделено на три класса; крестьян, ремесленников и военных. После смерти Хонгву в 1398 г. на его место пришел его внук Чжу Юньвэнь.

Запретный город; резиденция двух императорских династий - Мин и Цин; на протяжении 500 лет была недоступна для большинства китайцев.

Разведка и торговля

Цзяньвэнь, известный под именем Чжу Юньвэнь, правил недолго; в 1402 г. на трон взошел его дядя, четвертый сын императора Хонгву. Он взял себе имя Мин Юнлэ и царствовал на протяжении 22 лет. В период его правления Китай разработал политику расширения своей территории до моря. В 1405 г. Юнлэ финансировал несколько морских экспедиций, которые должны были не только открыть новые страны, но и развить торговые отношения. Программа по разведению лесов, которую начал Хонгву, обеспечила китайский морской флот древесиной; Чжэн Хэ, главный евнух и императорский советник, организовал экспедиции и руководил ими. Между 1405 и 1433 гг. Чжэн Хэ возглавил китайский флот в семи исследовательских экспедициях по Индийскому океану; они достигли таких дальних пунктов назначения, как город Джидда в Саудовской Аравии и столица Сомали Могадишо. Они добрались до островов Суматра и Ява на Малайском архипелаге. Китайцы торговали шелком, бумагой и духами и получали взамен пряности, чай и хлопок. К этому времени китайский флот был крупнейшим в мире; он обладал большей экономической мощью, чем испанская армада. После смерти Чжэн Хэ в 1433 г. расходы на флот сократились, и он уменьшился. Из-за потери мощи на море побережье Китая в последующие годы было атаковано японскими пиратами. И хотя впервые за все j царствование Юнлэ вторжение на территорию Аннама (современного Северного и частично Центрального Вьетнама) и Кореи было успешным, неудачная попытка захватить Монголию в 1449 г. привела к оборонительной позиции династии Мин. Постепенно империя замкнулась, и формой государственного правления в ней стал изоляционизм.


Резная фигурка обезьяны из нефрита эпохи Мин. Справа: Скульптурное изображение дракона на облицованной стене в Запретном городе.

Запретный город

В 1421 г. Юнлэ перенес столицу из Наньцзина в Пекин, который и остается ею до сих пор. В самом сердце новой столицы Юнлэ начал строительство дворца под названием Запретный город. Для возведения этого комплекса понадобилось около миллиона работников и ста тысяч художников-прикладников; его строили 14 лет. Под Запретный город была отведена площадь в 72 гектара. Он состоял из множества дворцов, которые насчитывали 9999 комнат. Во дворце не могло быть 10000 комнат, поскольку у китайцев это божественное число бесконечности, и по легенде только на небесах може1 быть 10000 комнат. Императорские церемонии и публичные государственные мероприятия проводились в трех основных залах дворца - Верховной гармонии Центральной гармонии и Сохранившейся гармонии Во Внутреннем дворце находились жилые помещения: основные залы этой части Запретного города - залы Небесной чистоты, Объединения и мира, Земного спокойствия. Жизнь во дворце состояла из строгих процедур и ритуалов, которые были призваны подчеркнуть божественный облик императора. Множество женщин и евнухов жило на отгороженных территориях. Когда они встречались с императором, то должны были падет к его ногам. Многие из тех, кто вошел в Запретный горой в качестве прислуги, наложницы или евнуха, не имели право его покидать.

Демографический взрыв

С началом эпохи Мин в Китае увеличилась численность населения. Сельскохозяйственная политик Хонгву способствовала тому, что постоянно становилось доступным все большее количество продуктов, и параллельно с ведением торговой политики правительство заботилось о всеобщем росте товаров и повышении уровня жизни. К тому же, эпоха династии Мин была относительно стабильной; до этого государство претерпевало массовые беспорядки, повлекшие за собой гибель множества людей. Серия эпидемий XVI-XVII вв. привела к замедлению роста численности населения, но когда господство династии Мин закончилось в 1644 г., население империи увеличилось до 130 миллионов человек. Демографический взрыв потребовал более совершенных методов ведения сельского хозяйства и транспортных средств. Такие товары, как хлопок, доставляли с севера по водному пути. Ввоз европейских товаров сильно снизился, преимущественно потому, что у китайской культуры не было большой нужды в чем-либо иностранном. Однако какая-то их часть приходила с Запада, например, неизвестные полевые культуры, которые были завезены из Нового Света в Европу (картофель, табак и кукуруза).

Фарфор

Благодаря процветающей экономике и растущему интересу к искусству, спросу на предметы роскоши, а также усовершенствованным методам производства процветала торговля такими предметами потребления, как текстильные изделия и керамика. Так, в период династии Мин был популярен тончайший фарфор с характерным бело-голубым рисунком. Вкачестве украшений использовали в основном изображения дракона, птицы Феникс или других животных и растений, а также садовые мотивы. Фарфор позднего периода эпохи Мин был очень красочным, для него все больше применялась красная, желтая и зеленая глазурь. Благодаря торговле с Португалией на китайский фарфор всегда был большой спрос, ион высоко ценился в Европе. В рамках централизованного государственного контроля постоянное производство фарфора сосредоточилось вокруг заводов в удаленной провинции Цзянси. Однако когда возникли затруднения с доставкой, контроль передали в местные органы.

Упадок эпохи Мин

Для заката эпохи Мин было несколько причин. Несмотря на экономические успехи, государство сильно пострадало от нападений, в особенности его побережья, атакованные японцами, и север, где буйствовали монголы, а также приграничные области. Военные кампании против монголов на севере и маньчжуров на северо-востоке оказались дорогостоящими, и правительство увеличило налоги, которые и так были разорительными для населения. Наконец, в начале XVII века произошел ряд народных восстаний на севере и северо-западе империи; они были связаны с неурожаем и последующим голодом в провинции Шаньси. При таких условиях честолюбивым маньчжурам было легко взять ситуацию под контроль, и в 1644 г. они предприняли поход в Пекин с целью захвата столицы, вынудив последнего императора династии Мин Чунчжэнь покончить с собой. Упадок эпохи Мин был ускорен также неудачами Хонгву в аппарате управления. Самодержавная власть императора поначалу была успешной, однако последующие правящие монархи были более изнеженными и избалованными, они не желали принимать участие в работе правительства. Поскольку больше не было премьер-министра, не стало и преемственности в делах управления; империя пострадала из-за этого и стала более коррумпированной, что, в конце концов, привело к господству евнухов на различных уровнях государственного аппарата.

Китайская династия Мин - одна из известнейших правящих династий в Китае, она была основана Чжу Юаньчжаном и стала последней из этнических китайских династий правившей Китаем с 1368 по 1644 гг.

До нее правящей элитой была монгольская династия Юань, а после того, как Мин пала, у власти оказалась маньчжурская династия Цин. Династию Мин еще называли Великой Минской Империей.

Приход династии Мин к власти

До прихода династии Мин, Китай был неотъемлемой частью монгольской империи. Притеснения китайцев, разложение экономики и прочие недовольства правящей династией привели к восстанию крестьян. Среди повстанцев был и Чжу Юаньчжан.

В начале восстания он был нищим крестьянином, но женитьба на дочери одного из руководителей повстанцев, а также военные успехи скоро сделали его лидером движения.

Именно под его началом был захвачен город Нанкин, ставший впоследствии столицей империи. Потомки первого императора правили Китаем на протяжении 276 лет.

Реформа управленческой системы Китая

Основатель династии Чжу Юаньчжан не был из «шэньши» (одно из четырех сословий в императорском Китае, выходцы из него становились госслужащими) и не стремился соблюсти интересы этой прослойки общества.

Более того, он считал опасной власть чиновников в управлении Китаем, особенно в рамках той реформы государственного аппарата, которую Чжу Юаньчжан задумал совершить. При династии Мин была упразднена даже должность, бывшая при всех императорских дворах - должность канцлера и главного советника императора по всем вопросам политики.

Доселе Китай еще не ведал столь жестокого обращения с высокопоставленными подданными императора: телесные наказания и избиения палками на глазах всех придворных стали нормой, а бывало, что прямо в кабинете нового чиновника для устрашения подвешивали чучело его казненного предшественника.

Такой деспотический метод управления требовал от правителя физической и моральной стойкости, бескомпромиссности и суровой жесткости, но не все могли справиться с соблазном роскошества жизни во дворце, и со временем власть сосредоточили в своих руках не кто иные, как евнухи.

Развитие экономики в эпоху правления Мин

Это был период бурного развития всей экономики Поднебесной: производство бумаги, фарфора и текстиля, сельское хозяйство, добыча железа, судостроительство быстро набирали обороты. Обмен с другими странами в культурных и экономических областях так же стал расширяться.

В июле 1405 г. флотоводец Чжэн Хэ впервые возглавил эскадру из 208 кораблей с 28 тысячами матросов. Китайцы уверены, что Чжэн Хэ открыл Америку за целых 70 лет до Колумба.

Династия Мин была первой династий, при которой появились зачатки капитализма и первые товарно-денежные отношения, похожие на современные. Во время начальных годов правления династии Мин Чжу Юаньчжаном было принято решение снизить налоги, а так же привлечь население к выращиванию новых видов сельскохозяйственных культур, ввезенных в страну с других континентов - таких, как томаты, кукуруза, арахис и табак.

В Китае про династии Мин открылись первые мануфактуры с десятком и более ткацких станков, на которых трудились наемные работники. В стране вырос объем производства различных товаров. В географических точках, имеющих удобное сообщение, были сформированы коммерческие центры, появились и первые города, что экономика и культура процветали: Пекин, Нанькин, Сучжоу, Ханчжоу и Гуанчжоу.

Падение власти Мин

В 1616 г. вождь потомков чжурчжэней Нурхаци, провозгласив себя ханом, основал династию Цин («Золотая»). Так появилась типично приграничная маньчжурская империя. Экономический кризис, настигший Китай, засуха, произвол чиновников породили восстание крестьян, которое не могла подавить ослабшая армия. Буквально за два дня повстанцы захватили столицу и последний минский император Чунчжэнь повесился на дереве в императорском саду.

  • Одна из главных достопримечательностей Пекина сегодня - это Запретный Город, который был официальной резиденцией династии Мин.
  • Современные историки оценивают эпоху Мин как одну из ключевых в развитии Китая - десятилетия развития науки, экономики, социальной стабильности характеризуют этот период.
  • Комплекс мавзолеев и гробниц династии Мин сегодня культурное наследие охраняемое ЮНЕСКО - это 40 квадратных километров дворцов, выстроенных для загробной жизни императоров.
  • Мин - это последняя династия в Китае, которая состояла из китайцев, последующая была из маньчжуров.

Как закончилось монгольское господство?

Со смертью Хубилай-хана в 1294 г. начинается упадок монгольского владычества. Имперским властям не удалось подчинить северные племена кочевников. Начались междоусобицы. Разгорелись бунты, монгольские чиновники обогащались, в то время как китайские крестьяне нищали все больше.

Одним из повстанцев был Чжу Юаньчжан (1328-1398 гг.), познавший на себе все тяготы крестьянской жизни в годы монгольского владычества. Во время великого голода он укрылся в буддийском монастыре. В 23 года примкнул к восставшим и, возглавив их, одерживал победы одну за другой. В 1368 г. Чжу Юаньчжан завоевал Даду, нынешний Пекин, изгнал монголов и основал в Нанкине династию Мин. В следующие десятилетия планомерно укреплял и расширял свою власть и принял императорское имя Тайцзу. Он приступает к восстановлению страны, освобождает крестьян от налогов и передает им в собственность земельные наделы. С установлением династии Мин (1368-1644 гг.) Китай освободился от чужеземного владычества.

Блестящий период династии Мин наступает с ее третьим императором Юнлэ, правившим с 1402 по 1424 г. Он перенес столицу из Нанкина обратно в Пекин и приступил к строительству императорского города, который частично уцелел до наших дней.

Кто построил «запретный город»?

Императорский город - самая протяженная резиденция на земле. Он был окружен 7-километровой стеной, а площадь его составляла 720 ООО кв. м. Город состоял из многочисленных дворцов, храмов, домов, садов и озер. Все здания были покрыты желтыми крышами (желтый - цвет императора). Внутри императорского города находился «запретный город» -дворцовый ансамбль, куда непосвященным запрещалось входить под страхом смертной казни.

Сам Юнлэ прожил в роскошном дворце всего лишь 4 года.

До прихода к власти династии Мин Китай был политически раздроблен. На протяжении трех веков правления Мин единство империи удавалось сохранять. Для защиты от монголов они укрепили Великую стену. Они усовершенствовали сеть каналов, но прежде всего воскресили традиции китайских династий. Однако стремление опираться на историческое прошлое страны все больше изолировало Китай от остального мира, неизбежно обрекая на культурный застой.

Эпоха Мин стала также эпохой великих мореплавателей. Китай не только раздвинул свои границы на суше, но и превратился в крупнейшую морскую державу. Португальским и испанским мореплавателям еще только предстояли великие открытия, а китайцы уже владели превосходной техникой кораблестроения.

Кто превратил Китай в морскую державу?

При дворе Мин евнухи были советниками и слугами императора. Они осуществляли повсеместный контроль, подчиняя себе даже тайную полицию. К концу правления династии Мин при императорском дворе насчитывалось предположительно 70 000 евнухов.

Одним из них был мусульманин Чжэн Хэ. Родом он был из Аньнаня, его настоящее имя - Ма, в 1404 г. он сменил его на китайское. Сделал карьеру, прислуживая в женских покоях императора Юнлэ, затем как военачальник. Однако прославился семью морскими экспедициями, в которых побывал с 1405 по 1433 г. Он плавал в Юго-Восточную Азию, Индийский океан, Персидский залив, Красное море и к восточному побережью Африки.

Флотилия Чжэн Хэ насчитывала несколько сот огромных джонок. Снабжение более 20 ООО моряков и преодоление таких гигантских расстояний сами по себе являются поразительным достижением. Помимо моряков на кораблях несли службу бесчисленные отряды переводчиков, врачей и чиновников.

В первом путешествии участвовало более 300 кораблей. Три первых экспедиции направлялись в Индию. Целью следующих были Ормуз в Персидском заливе и восточно-африканское побережье. Благодаря экспедициям Чжэн Хэ укрепились торговые связи Китая со многими странами. В отличие от европейских мореплавателей, которые через несколько веков после китайцев совершили экспедиции на Дальний Восток, Чжэн Хэ не сооружал баз, страны обкладывались данью лишь в связи с оказией.

В результате длительной борьбы в середине XIV века монголы были изгнаны из Китая. К власти пришёл один из руководителей восстания - сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин. Китай вновь стал независимым государством. Империя Мин подчинила себе часть чжурчжэньских племен, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань.

Чжу Юаньчжан был образованным человеком, сведущ в китайской истории и философских традициях. У него были свои представления об идеальном общественном устройстве, которые он черпал в китайских традициях. Его идеи основывались на представлении о необходимости могущественной императорской власти, опирающейся на общину, освобожденную от гнета имущественного неравенства. Став правителем, Чжу Юаньчжан предпринял небезуспешную попытку реализовать эти планы.

В период правления Чжу была восстановлена надельная система. Был создан фонд гос. земель из казенных земель эпохи Сун и Юань и из владений приверженцев юаньской династии и тех, кто был репрессирован (а учитывая склонность императора видеть в среде чиновников заговоры, репрессированных было до 40 тысяч). В ходе этих мер в бассейне Янцзы и в северных провинциях Китая были ликвидированы арендные отношения, и основной фигурой в деревне стал самостоятельный крестьянин-землевладелец. Был проведен учет земли и подданных. Так, на следующий год после основания династии был издан императорский указ, повелевавший всем подданным зарегистрироваться при составлении новых подушных реестров.

В 1370 г. была проведена первая перепись населения, имевшая целью не только учесть всех подданных, но и определить размеры имущества каждого двора. В зависимости от имущественного положения дворы облагались земельным налогом и трудовыми повинностями так, что их размер зависел от количества земли, работников, имущества в отдельном хозяйстве.

В 1381 г. в эту систему были внесены изменения, позволившие упорядочить процедуру сбора налогов и отбывания повинностей. Дворы объединялись в группы по 10 единиц (цзя), а каждые 10 цзя составляли Ли. Эти дворы были связаны круговой порукой в уплате налогов и общественных повинностей. Таким образом, Ли составляло 110 дворов: 100 — крестьянских и 10 — старост.

Особые надежды правитель возлагал на институт деревенских старейшин. Их следовало выбирать из лиц, достигших 50 лет и имевших безупречное в нравственном отношении поведение. Старейшины должны были сообщать верховному правителю обо всех случаях предосудительного поведения старост лицзя и местного чиновничества, которому под страхом смерти запрещалось появляться в деревне для сбора налогов. После смерти Чжу институт деревенских старейшин постепенно пришел в упадок, а круговая порука сохранилась.

Сведения об экономическом положении отдельных дворов собирали от Ли, потом от волости (Сян) и о квартале (Фан) и складывали, их следовало обернуть в желтую бумагу («желтые реестры»), а сведения обо всех провинциях – в голубую бумагу («голубые реестры»). Эти сведения служили для определения поземельного налога. Помимо него каждый подданный империи был обязан нести трудовую повинность в пользу государства.

Затем Чжу начал создавать уделы (го). Уделы раздавались членам императорского клана, в первую очередь сыновьям. Целью их создания было укрепление власти императора путем контроля со стороны владельцев уделов над официальной администрацией, то бишь местными чиновниками. Однако, как показала история, ничего хорошего такое нововведение не принесло: его внук благодаря удельным ванам лишился трона.

Чжу Юаньчжан провел также военную реформу. Ранее армия формировалась путем созыва всенародного ополчения. С середины VIII века в Китае перешли к системе наемничества. Чжу Юаньчжан разделил население на «народ» (минь) и «армию» (цзюнь). Это означало, что какая-то часть населения Китая включалась в постоянные территориальные войска, имела приписанные к ним участки, которые и обрабатывала.

Господствующей религией в стране было признано несколько реформированное конфуцианство – чжусианство, основу которого составляло учение о беспрекословном подчинении монарху. Однако населению разрешалось также исповедовать буддийскую, даосскую и мусульманскую религию.

По указам о престолонаследии трон должен был переходить к старшему сыну от старшей жены, а в случае его смерти – к внуку правителя. 16-летний внук императора, вступивший на престол после смерти Чжу Юаньчжана, смог удержать власть лишь в течение 3-х лет, столкнувшись с владельцами уделов из числа сыновей покойного правителя. В 1402 он был свергнут с престола своим дядей Чжу Ди (Чэнцзу, 1403-1424), удел которого был расположен в Северном Китае. По одним сведениям, юный император погиб во время пожара, охватившего дворец, по другим, — остриг волосы, надел рясу и пошел странствовать по Китаю.

Император Юн Лэ (правление Чжу Ди получило наименование Юн Лэ («Вечная радость») – второй и последний после основателя династии сильный правитель. При нем Китай достиг процветания – расширились международные связи, и выросло международное влияние Китая в Индокитае, Юго-Восточной Азии.

Юн Лэ отказался от удельной системы, но отмена ее произошла не сразу. Клан наследников Чжу Юань чжана по-прежнему был привилегированной группой. Их политическое влияние заменили тем, что им передали крупную земельную собственность, т.е. это был своего рода откуп правящего дома от родни. Именно владения аристократов, оказались объектом ударов мощного народного движения, приведшего к падению Минов.

За период правления Минов земледелие в Китае переживало расцвет, благодаря методам ирригации, заимствованным во Вьетнаме; появились новые с/х культуры – сладкий картофель, арахис. В XV в. было установлено разделение земель на «казенные» (гуаньтянь) и «гражданские» (миньтянь). Казенные земли – поместья императоров, членов императорской семьи, титулованной знати должностных лиц, военных поселенцев (до 1/6 от всей площади обрабатываемой земли). Чиновники, получавшие казенное жалование, не несли налоговой повинности.

Развивались города. В Пекине проживало около 1 млн. человек, в Нанкине – более млн. человек. Городское население облагалось налогами и повинностями в пользу казны, а сами ремесленники могли привлекаться к отработкам на казенных предприятиях. Процветали – шелкоткачество, хлопкоткачество, красильное дело, производство керамики, фарфора, бумаги, книгопечатание, кораблестроение, строительство. Крупным центром производства фарфора стал г. Цзиндэчжэнь (пров. Цзянси). Подъем экономики длился до второй половины XV в., после чего начался упадок. Причины – рост народонаселения, обгонявший введение в оборот новых с/х земель, высокие налоги (на содержание гос. аппарата и финансировавшие военные действия).

Особенностью политической жизни этого периода – участие в ней евнухов, обслуживавших императорский гарем. Правитель считал, что евнухи – наиболее лояльная группа приближенных к императорскому двору. В 1420 г. была создана спецшкола, где евнухов обучали гос.управлению. Но евнухов стало слишком много – в XVI в. – 100.000, в XIV в. – 10.000, они стремились к личному обогащению, не профессионалы, склонны к коррупции.

В XVI в. была проведена реформа в налогообложении. Суть реформы, получившей название «единого кнута», состояла в объединении налогов и повинностей в единый налог, а также в коммутации налогов и повинностей, в основу чего была положено серебро. Однако полностью заменить натуральный налог денежным не удалось, но такая цель и не ставилась. Там, где было удобнее продолжать собирать налог в натуральной форме, сохранилась прежняя система (особенно в рисопроизводящих провинциях). Это было проведено во времена канцлерства Чжан Цзюйчжэна. При нем также проводились регулярно проверки деятельности чиновничества. Усилили войско, пограничную стражу, более тщательно стали подбирать офицерские кадры. После смерти Чжан Цзюйчжэна противники обвинили канцлера в гос. преступлении, а члены его семьи были перебиты.

В конце XVI в. реформы пытался продолжить Гу Сяньчэн, опираясь на академиков Дуньлинь, расположенной в Цси (провинция Цзяннань). Эта группировка выражала интересы торгово-предпринимательских кругов, требуя поощрения ремесла, торговли и предпринимательской деятельности, ограждения интересов собственников мануфактур, использующих наемный труд; одновременно выступала за ограничение крупного феодального землевладения, требовала снижения налогов, отмены монополии на разработку полезных ископаемых и др. В 1620 г. реформаторы добились прихода к власти молодого императора, поддерживавшего их планы. Но он был отравлен, и реформы закончились. Дунлиньцы были разгромлены.

Внешняя политика.

Первая половина правления Минов характеризуется активной внешней политикой. Сложилась внешнеполитическая доктрина – весь окружающий мир рассматривался как варварская периферия, с которой возможны лишь вассальные отношения. Задачи – полное изгнание из страны монголов и укрепление сухопутных и морских рубежей страны. К концу XIV в. китайские войска нанесли новые крупные поражения монголам и присоединили Ляодун. У северо-западных границ Китая создавались военные поселения и располагались военные гарнизоны. Достраивалась Великая китайская стена.

В 1398 г. была подтверждена вассальная зависимость Кореи от Китая, которая в значительной степени оставалась номинальной. Чжу Юаньчжан активизировал дипломатические и торговые связи со странами Юго-Восточной Азии, посылая дип. миссии на Яву, в Камбоджу, Японию и другие страны. В первые десятилетия XV в. ведутся наступательные операции против кочевников, были отправлены экспедиции к Индостанскому п-ву, в Персидский залив и к берегам Восточной Африки. В начале XV в. Китай пережил угрозу вторжения Тимура. В XV в. Китай совершил 7 экспедиций (1405-1433 гг.) в страны Юго-Восточной и Южной Азии. Этими экспедициями руководил Чжэн Хэ.

К середине XV в. Китай снизил свою внешнеполитическую активность. К этому времени относятся лишь походы в Северную Бирму (1441-1446 гг.), завершившиеся формальным признанием вассалитета. Но были и неудачи. Так, в 1449 г. китайская армия была разгромлена, а император попал в руки предводителя западных монголов-ойратов Эссена.

К первой половине XVI в. относится первая попытка проникновения европейцев в Китай (1516-1517), когда португальские торговые корабли с товарами подошли к китайским берегам у Кантона. Однако они были изгнаны китайцами с побережья. Попытка португальских купцов обосноваться близ Нинбо (40-е гг. XVI в.) тоже закончилась безуспешно. Только в 1557 г. был захвачен Макао. В 20-х гг.XVII в. появились голландские и английские корабли. В 1624 г. был захвачен юг Тайваня. К концу XVI – началу XVII вв. относится появление в китайских городах монахов – иезуитов (итальянцев, немцев, португальцев), которые были не только миссионерами, но и шпионами, собирая сведения о стране, торговали оружием. В XVII в. появились маньчжуры.

Падение династии Мин

В начале XVII в. в Китае сложилась сложная обстановка. Повышение налогов, коррупция чиновников, обнищание основной части мелких землевладельцев и рост крупного землевладения привели в 1628-1644 годах к народному восстанию. Восставшие, объединившись с маньчжурами захватили Пекин. Династия Мин закончила свое существование.

Китай в XIV - XV веках. Империя Мин

23 января 1368 г. руководитель боровшейся с монгольским владычеством в низовье р. Янцзы повстанческой группировки Чжу Юаньчжан был объявлен в Интяне (Нанкине) императором новой империи - Мин. В сентябре того же года его войска овладели столицей страны при монголах - г. Даду (Пекином). Монгольский двор бежал на север, империя Юань пала. В течение последующих трех лет минские войска очистили от юаньских властей почти всю территорию Китая и завершили объединение страны присоединением Юньнани (1382 г.) и Ляодуна (1387 г.).

Аппарат управления империи Мин начал складываться еще до ее провозглашения, в повстанческом лагере Чжу Юаньчжана . История становления новой власти показывает, что народное движение, основную силу которого составляло крестьянство и которому поэтому наряду с антимонгольской направленностью были присущи черты социального протеста, уже на ранней стадии оказалось под контролем верхушки вождей, стремившихся закрепить свое лидирующее положение в традиционных формах китайской государственности. Еще в 1356 г. в Нанкине создаются местные Секретариат (син-чжуншушэн) и Военный Совет (син-шумиюань), а также Шесть Ведомств - высшие исполнительные органы, существовавшие только в центральном правительственном аппарате. Для контроля над сельским хозяйством подчиненных Чжу Юаньчжану районов учреждается специальное Управление (интяньсы).

В ставке Чжу Юаньчжана большую роль играли еще раньше помогавшие ему и воевавшие вместе с ним соратники и сподвижники - Ли Шаньчан, Сюй Да, Тан Хэ, Сун Лянь и др. Но наряду с ними Чжу Юаньчжан стал привлекать в создаваемый управленческий аппарат прежних, служивших Юань чиновников и военачальников.

В 1361 г. руководство "красных войск" пожаловало Чжу Юаньчжану титул гун - один из высших в иерархии знатности, в 1367 г. он провозгласил себя ваном - правителем, на ступень уступающим императору. Путь к престолу оформлялся в рамках традиционных понятий.

В первые годы после провозглашения империи Мин ее административный аппарат копировал танско-сунские образцы VII-XII вв., а также некоторые юаньские порядки. Однако эта структура, нисколько отстранявшая от власти самого императора, не устраивала Чжу Юаньчжана , получившего престол в длительной борьбе с соперниками и не доверявшего даже своему ближайшему окружению. Поэтому он вскоре приступает к радикальным преобразованиям управленческого аппарата, основная цель которых сводилась ко всемерному усилению централизации и личной власти государя.

Первой была реформирована местная администрация. В 1376 г. вместо местных секретариатов были созданы Провинциальные правления (бучжэнсы). Помимо того, в каждой провинции учреждались Управление проверки (аньчасы), исполнявшее судебные и контрольные функции, и местное Военное командование (дучжихуйсы). Все эти три органа (сань сы) были независимы друг от друга и подчинялись непосредственно центральному правительству. Тем самым власть на местах была раздроблена и в большей, чем прежде, степени подчинена центру. Нижние этажи местной администрации остались прежними: провинции делились на области (фу), округа (чжоу) и уезды (сянь).

Основным среди реформ было преобразование центрального управления. В 1380 г., обвинив канцлера Ху Вэйюна в заговоре и измене, Чжу Юаньчжан ликвидировал посты канцлеров и весь подчинявшийся им Дворцовый секретариат. Специальным указом было запрещено восстанавливать их когда-либо. Тем самым пресекалась более чем тысячелетняя традиция существования при дворе официальных лиц, в какой-то мере разделявших с императорами их руководящие функции. Шесть Ведомств стали непосредственно подчиняться императору, а их начальники оказались на вершине административной лестницы.

В 1380 г. была проведена и реформа высшего военного командования. Вместо одного Главного военного управления было создано пять Региональных управлений. Их командные функции были разделены с Военным ведомством, и все они опять-таки были подчинены непосредственно самому императору. В 1382 г. была реформирована Палата цензоров. Им предписывалось служить "ушами и глазами" императора.

Помимо того, Чжу Юаньчжан пытался создать своеобразную альтернативу традиционному административному аппарату в лице удельных властителей, которыми становились многочисленные сыновья императора. Они получали ставку (дворец) в одном из крупных городов страны, определенный штат собственных чиновников, подчинявшиеся им войска, различные привилегии, щедрое обеспечение и, главное, самые широкие, но четко не обозначенные полномочия на местах, определяемые личными распоряжениями императора. В лице наделенных властью кровных родичей Чжу Юаньчжан рассчитывал создать опору своей личной власти на местах, еще больше укрепить контроль над местной администрацией.

В результате описанных реформ все основные нити управления страной сосредоточились непосредственно в руках императора. Однако он один не мог справиться с потоком поступавших ко двору и требовавших решения бумаг, число которых в отдельные недели превышало тысячу. Для их рассмотрения в 1382 г. были назначены несколько специальных секретарей - дасюэши. Первоначально они лишь реферировали содержание дел не первостепенной важности. Но постепенно они получали все большие полномочия: готовили решения, проекты указов и распоряжений и т.п. В начале XV в. они были объединены во Внутридворцовый секретариат (нэйгэ). Со временем новый Секретариат все больше подменял собой императора и становился фактически высшим административным органом, аналогичным прежнему Дворцовому секретариату, возглавлявшемуся канцлерами. Единовластие императора, достигшее своего апогея в конце XIV в., постепенно снова вошло в рамки тех юридически не оформлявшихся ограничений, которые были выработаны китайской политической традицией. Царствование Чжу Юаньчжана на этом фоне выглядит скорее исключением, чем правилом. Его особенности были порождены остротой сложившейся ситуации.

Не имея наследственных прав на престол, завоевав его в ожесточенной борьбе со многими претендентами и постоянно опасаясь нового взрыва народного движения, основатель династии Мин отличался крайней подозрительностью и жестокостью. Одно из средств укрепления своей власти он видел в терроре. Гонения обрушились на чиновничий аппарат, титулованную знать, старые военные кадры. Они проводились кампаниями, в каждой из которых подвергались репрессиям десятки тысяч человек.

Для суда и расправы в 1382 г. при дворе было создано специальное военизированное подразделение - Цзиньи-вэй (Парчовые халаты). Оно подчинялось только императору. В 1386 г. был обнародован указ, поощрявший всеобщую слежку друг за другом и доносительство. Строгий полицейский контроль был установлен на всех дорогах.

Созданная в конце XIV в. атмосфера террора наложила определенный отпечаток на всю последующую внутриполитическую жизнь страны в период Мин с ее сохраняющимися тайными службами, беспорядочностью наказаний и казней, произволом отдельных императоров. В 1420 г. было создано еще одно карательно-сыскное учреждение - Дунгуан, а в 1477 г. третье - Сигуан. Все это отразилось на политической культуре Китая в позднесредневековое время.

После смерти Чжу Юаньчжана в 1398 г. ближайшие советники нового императора, Чжу Юньвэня, начали проводить контрреформы. Наиболее существенной среди них была попытка упразднить розданные основателем уделы. Сопротивление удельных властителей вылилось в вооруженное выступление одного из них - Чжу Ди - против правительства. Кровопролитная и разрушительная война длилась почти 3 года (1399-1402) и закончилась свержением правившего монарха и воцарением Чжу Ди. Последовали новые репрессии и перестановки в правящих верхах. В 1421 г., а практически еще раньше столица была перенесена в Пекин (Бэйцзин) - центр прежнего удела Чжу Ди. Панкин остался на положении второй столицы, но фактически все управление сосредоточилось на севере - в Пекине.

Не желая мириться с нараставшим сепаратизмом удельных властителей, правительство Чжу Ди (1402-1424) предприняло ряд шагов для обуздания их силы: у них постепенно отобрали войска, а частично и подчиненных им чиновников, отдельные властители были лишены уделов. Политическая сила уделов была окончательно сломлена после подавления новой попытки переворота-мятежа Хань-вана в 1426 г. Однако удельная система, утратив свой первоначальный смысл - служить опорой трона в провинции, - продолжала сохраняться до конца династии Мин.

Острые коллизии возникают в связи с пленением императора Чжу Цичжэня (Ин-цзуна) ойратами в битве при Туму в 1449 г. и отстранением от престола его прямого наследника одним из удельных властителей - Чжу Циюем (Цзин-цзуном). В 1456 г. возвратившемуся из плена Чжу Цичжэню удается вернуть себе престол. Однако каких-либо измерений в установившемся к тому времени порядке административного управления страной эти события не вызвали.

Что же касается традиционного бюрократического аппарата, то гонения конца XIV в. не изменили ни общего характера его деятельности, ни положения в обществе и методов комплектования чиновничества. Существовало 9 чиновных рангов, каждый из которых был двух разрядов - основного (старшего) и приравненного (младшего). Определенные служебные посты могли занимать лишь чиновники соответствующего этому посту ранга. В первые годы империи Мин широко практиковалось выдвижение в чиновники без экзаменов. Но со временем при отборе на чиновные должности все большее применение находит система экзаменов. В период Мин окончательно складывается ее трехступенчатая структура: последовательные испытания на уровне уездов и областей, провинций, а затем в столице.

Минуя экзамены, на чиновные должности могли выдвигаться выпускники привилегированных училищ, в частности столичного училища Гоц-зыцзянь.

В основу организации регулярной армии была положена система гарнизонов (вэй) и караулов (со), введенная в 1368 г. В гарнизоне полагалось быть 5600 солдатам и командирам. Он делился на 5 тысячных караулов (по 1120 человек), состоявших из сотенных караулов (по 112 человек). Предполагалось, что тысячные караулы должны стоять в каждой области. Такая система распределения войск показывает, что назначение армии виделось не только в отражении нападений извне, но и в поддержании внутреннего спокойствия. Практически же численность гарнизонов могла быть больше или меньше установленной цифры, а размещение караулов в каждой области также пунктуально не выдерживалось. Общая численность войск составляла от 1-1,2 млн. до 2 млн. человек.

Учрежденные в 1375 г. местные Военные командования в провинциях распоряжались расквартированными там гарнизонами. Над местными Военными командованиями стояли пять Региональных военных управлений. Военное ведомство руководило комплектованием армии и назначением офицеров, Ведомство общественных работ - поставкой оружия, Ведомство налогов - снабжением. Во время военных действий командование войсками поручалось специально назначенным императором полководцам. Они подчинялись только самому императору. По окончании войны они сдавали свои полномочия. Такая система была нацелена на сохранение основных нитей военного командования в руках императора.

Первоначально армия состояла из подчиненных Чжу Юаньчжану со времен восстания солдат, а также из набранных по разверстке среди населения рекрутов. Вербовались в солдаты и подлежавшие наказанию правонарушители. В дальнейшем военный статус был сделан для солдат наследственным. Они вместе со своими семьями были приписаны к особому военному сословию (цзюнь ху). По смерти "основного воина" его должен был заменить один из его сыновей, а если сына не было - один из бывших односельчан.

Продовольствием и одеждой солдаты снабжались из казны. Для сокращения расходов на снабжение армии с самого начала империи Мин широко практиковалась система военных поселений с наделением солдат землей. Охранную службу несло лишь 0,2-0,3% военных поселенцев, а остальные занимались земледелием.

Составление свода законов новой империи, получившего название "Да Мин люй", началось еще до ее провозглашения - в 1367 г. Затем он неоднократно переделывался и дополнялся. За основу законодательства были взяты нормы, установленные в VII-VIII вв. в империи Тан. В дальнейшем свод обрастал дополнениями. Наряду с "Да Мин люй" обладавшие законодательной силой нормативы были изложены в подготовленных при непосредственном участии Чжу Юаньчжана "Высочайше составленных великих распоряжениях" ("Юй чжи да гао") и "Заветах Царственного предка" (Цзу сюнь лу"). Форму законоустановлений носили, как и прежде, многие указы и манифесты минских императоров.

Во внешней политике основной задачей империи Мин было предотвратить возможность нового монгольского завоевания страны. Достаточно успешные бои с монголами шли почти беспрерывно вплоть до 1374 г., затем в 1378-1381 и 1387-1388 гг. В начале ХV в. монгольские набеги вновь усилились, и начиная с 1409 г. Чжу Ди предпринимает целый ряд походов в Монголию с целью разгрома противника, но не рассчитывая захватить его территорию. Первый поход окончился неудачей. Зато в 1410 г. - китайцам удалось разгромить основные монгольские силы. В последующих походах, продолжавшихся до 1424 г., Китай использовал междоусобную борьбу среди монгольских феодалов, выступая на стороне одних из них против других. В 1449 г. ойратский (западномонгольский) хан Эсэн, объединив значительную часть Монголии, наголову разбил китайскую армию, захватил в плен ведшего ее императора и осадил Пекин. Однако осажденные под руководством полководца Юй Цяня отразили натиск. После нового объединения Монголии в конце XV в. с ней был заключен мир в 1488 г. Однако с 1500 г. вновь начались монгольские набеги.

Центральноазиатская часть Великого шелкового пути оставалась вне контроля империи Мин. Отсюда в конце XIV - начале XV в. ей угрожала держава Тимура , отношения с которой обострились. Но во время начавшегося в 1405 г. похода на Китай Тимур умер, и его войска повернули обратно.

С начала XV в. Китай предпринимает активные действия на южном направлении. В 1406 г. он вмешивается во внутреннюю борьбу во Вьетнаме и оккупирует его. Но все более нараставшее сопротивление народа заставило китайские войска в 1427 г. покинуть страну. В 1413 г. китайцы окончательно подчиняют народности, обитавшие на территории нынешней провинции Гуйчжоу. В 40-х годах XV в. китайские войска захватывают некоторые районы в Северной Бирме. Начиная с 1405 и по 1433 г. в страны Южных морей и далее в Индию, Аравию и Африку направляются 7 грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ. В разных походах он вел от 48 до 62 больших кораблей (не считая мелких судов). На борту эскадры находилось от 27 до 30 тыс. солдат и матросов, мастеров-ремесленников, купцов, письмоводителей и т.д. Основной целью этих плаваний было установление дипломатических, а заодно и торговых связей с заморскими странами в форме регулярного обмена посольскими миссиями.

Империя Мин полностью восприняла традиционную китайскую концепцию об универсальности власти императора и предопределенном вассалитете всех зарубежных стран. Прибытие иноземных посольств, интерпретировавшееся в Китае как проявление подобного вассалитета, всячески стимулировалось первыми правителями империи Мин, родившейся в борьбе с иноплеменным владычеством и нуждавшейся в укреплении своего авторитета. Пик активности стимулирования посольств падает на начало XV в. Но уже с 40-х годов XV в. императорский двор, после борьбы различных мнений о рациональности подобной политики, отказывается от активных усилий в данном направлении. Посольский обмен начинает неуклонно уменьшаться.

Экспедиции Чжэн Хэ способствовали появлению и расширению поселений китайских колонистов в странах Южных морей. Однако они не изменили общего характера отношений Китая с заморскими странами: их вассалитет оставался чисто номинальным и в значительной мере искусственно создаваемым китайской стороной путем ритуального камуфляжа.

Поскольку повстанцы Чжу Юаньчжана строили свой управленческий аппарат на традиционных основах, то их экономическая и ее ключевое звено - аграрная политика с самого начала базировалась на прежних, сложившихся задолго до описываемого времени принципах. Это не значит, что в ней не прослеживается никаких новаций. Но в целом повстанческая власть Чжу Юаньчжана не изменила основ сложившейся ранее ситуации в землевладении и землепользовании на подконтрольной территории.

Первоначально нужды армии и руководящей верхушки обеспечивались путем сбора так называемого лагерного продовольствия (чжай ляп). Он не был регулярным и был тяжел для населения. После создания в 1356 г. Управления пахотными полями (интяньсы) началось составление реестровых списков налогоплательщиков. Около 1360 г. были отменены сборы "лагерного продовольствия", и нужды армии и управленческих верхов стали обеспечиваться поступавшими налогами.

Еще в период борьбы за власть Чжу Юаньчжан начал практиковать организацию военных поселений для самообеспечения армии, стимулирование обработки заброшенных и целинных земель, раздачу земельных владений военной знати и служебных держаний чиновникам. Эти начинания в более широких масштабах получили продолжение и после 1368 г.

К концу XIV в. в стране было учтено 8 507 623 цин обрабатываемых земель (цин - 100 му, му - приблизительно 4,6 а). Вся земля в империи Мин делилась на две основные категории - казенную, или государственную (гуань тянь), и частную (минь тянь). Фонд государственных земель в начале ее существования значительно расширился благодаря тому, что к доставшемуся от прежних времен были добавлены отписанные в казну земли, конфискованные у противников нового режима и оставшиеся бесхозными в результате войн и разрухи. Площадь их соотносилась с частновладельческими как 1:7, т.е. составляла 1/8 общего обрабатываемого фонда, что превышало 1 млн. цин. На государственных землях размещались владения аристократов и чиновников, выделяемые им из казны, поля, приписанные к учебным заведениям, садовые и пастбищные угодья и т.д. Но основной массив их был занят военными и гражданскими поселениями (цзюньтунь, миньтунь).

Поселенцы обрабатывали свыше 890 тыс. цин пахотной земли, что составило более 10% всей обрабатываемой площади в стране. Средний надел военнопоселенца составлял 50 му земли, но в зависимости от ее наличия.и качества мог колебаться от 20 до 100 му. Казна обеспечивала их семенами, инвентарем, рабочим скотом. Продукция их изымалась по-разному: либо в виде налога в 0,1 ши с каждого му, либо весь урожай шел в общие амбары, а оттуда выплачивалось содержание в 0,5 ши зерна (1 ши при Мин - 107,37 л) на человека в месяц, либо отделялась определенная доля на "несущих службу", а остальное делилось между работниками. Наделы военных поселенцев юридически не были наследственными. Но практически система замены воина членом его же семьи приводила к частым случаям наследования выделенного участка.

Гражданские поселения организовывались из безземельных или малоземельных крестьян, переселяемых в районы, где имелся избыточный земельный фонд, а также из вербуемых для подъема целинных земель в окраинных и малоудобных местах и из ссыльных преступников. Поселения составлялись из 80-100 домохозяйств. Налог с них составлял либо 0,1 ши с 1 му земли, либо десятую часть урожая. Правительство Чжу Юаньчжана в условиях послевоенной разрухи и связанного с ней сокращения посевных площадей вело активную деятельность по освоению заброшенных и целинных земель, стремясь расширить круг налогоплательщиков и тем самым пополнить ресурсы казны. Только в районе Пекина было создано 254 гражданских поселения.

Определенное количество государственных земель находилось в пользовании крестьян, не организованных в поселения. Часть их вместе с землей передавалась в распоряжение представителей царствующего семейства, знати и чиновничества. В 70-х годах XIV в. знать и чиновники получали от двора земли как в постоянное владение, так и в держание взамен жалованья. Эти держания исчислялись не площадью полей, а размерами приносимых доходов. Однако в 1392 г. все должностные земли чиновников и часть держаний титулованной знати были отобраны обратно в казну и заменены выплатами жалованья, что было продиктовано стремлением не допустить превращения их в частновладельческие.

Однако основная масса частных владений состояла не из пожалований двора. Крупное и среднее землевладение, базировавшееся на эксплуатации труда арендатора, к моменту создания империи Мин существовало многие сотни лет. И новая власть не изменила сложившегося положения, оставляя взаимоотношения арендаторов и арендодателей вне своей компетенции. Некоторое перераспределение зейли произошло в середине XIV в. не только по воле властей, конфисковавших ее у своих противников, но и стихийно, в процессе охватившего страну широкого повстанческого движения. В 1368 г. правительство Мин признало собственнические права "сильных домов", т.е. землевладельцев, на захваченные ими во времена восстания земли. Отмеченное частичное перераспределение земли произошло главным образом в северных районах страны.

Не поощряя рост крупного частного землевладения и борясь против незаконных способов увеличения земельной собственности, приводивших к сокращению числа налогоплательщиков и площадей государственных земель (захвата земли силой, подлога и утаивания при учете обрабатываемой площади и т.п.), минское правительство в то же время само создавало возможности для такого роста. Указом 1368 г. разрешалось возделывать заброшенные земли и в течение трех лет не платить с них налоги. В 1380 г. в пяти северных провинциях и ряде областей было позволено на тех же условиях поднимать новь. Наконец, в 1391 г. и знати и простолюдинам было разрешено в любом количестве занимать на правах собственности необработанные земли, которые они смогут возделать. Естественно, отмеченными указами могли воспользоваться как землевладельцы, так и крестьяне. Но преимущественные возможности получали наиболее крепкие и располагавшие нужными для этого средствами и влиянием хозяйства, т.е. прежде всего привилегированные слои и землевладельцы.

Основным каналом перераспределения земли и роста крупной земельной собственности в конце XIV-XV в. оставалась ее скупка у разоряющихся или побуждаемых к тому иными обстоятельствами хозяев. Государственные власти настаивали на обязательной регистрации Каждой сделки, но возможность купли-продажи земли не пресекали.

Минское правительство уделяло пристальное внимание строжайшему учету населения и его имущества на предмет обложения налогами. В общегосударственном масштабе такая перепись была проведена в 1370 г. Но наиболее полный реестр был составлен в 1381 г.- так называемый Желтый реестр. В дополнение в 1387 г. провели всеобщий обмер земель и составили подробный земельный кадастр со схемами-чертежами полей - так называемый Рыбьечешуйчатый. Деревенские старосты должны были ежегодно сообщать об изменениях, которые необходимо вносить в реестры. Общий же их пересмотр предписывалось проводить раз в 10 лет.

В основу налоговых сборов была положена прежняя система "двух налогов" (лян шуй) - летнего и осеннего. Уплачивались они натурой - теми видами продукции, которые выращивались в данной местности, и преимущественно зерном. С каждого му государственной земли полагалось около 5,9 л зерна, частной земли - 3,5 л. Однако на практике эти налоговые ставки колебались в зависимости от местных условий. На государственных землях они имели II, на частных -10 градаций. Эти ставки также менялись со временем. В 1430 г. на государственных землях они составляли уже от 10,7 до 107,3 л с каждого му.

С 1376 г. было разрешено платить налоги в пересчете на серебро, медную монету и ассигнации. Но в конце XIV в. доля ненатуральных налоговых поступлений была еще очень мала - менее 2% общей суммы. Такое положение начинает меняться с 30-х годов XV в., когда в отдельных районах Центрально-Южного Китая возрастает доля серебра в уплате налогов.

Для удобства сбора налогов в 1371 г. вводится система налоговых старост (лянчжан). Каждый из них отвечал за своевременный сбор и доставку к месту назначения налогов с района, которому полагалось уплачивать 10 тыс. ши зерна. Старосты назначались из зажиточных местных жителей. В подчинение им давался 1 счетовод, 20 развесчиков и 1000 перевозчиков. Перевозчиками служили поочередно отбывавшие эту повинность крестьяне.

Кроме налогов крестьяне и не входившие в учено-служилое сословие землевладельцы обязаны были нести, как и в прежние времена, трудовые повинности. Они разделялись на подворные, подушные и дополнительные (разные). Число выделяемых каждым двором работников зависело от его имущественного состояния и количества тяглых.

В результате всех перечисленных мер в XIV в. была создана достаточно стройная система эксплуатации подавляющего большинства населения, охватывающая как государственные, так и частновладельческие земли. При этом владельцы частной земли платили несколько меньшие налоги, чем работники на государственных землях.

Устремления правительства Чжу Юаньчжана сводились к укреплению довольно упрощенной схемы: всевластный монарх через послушный и не обладающий самостоятельностью чиновничий аппарат обеспечивает сбор налогов с как можно большего количества налогоплательщиков - преимущественно самостоятельных мелких хозяев, - а налоговые средства позволяют содержать армию, чиновников, приносят доходы правящей верхушке, идут на прочие государственные нужды. При этом подразумевалось, что налоговые ставки должны быть относительно умеренными. Этот идеал был традиционен для китайской общественно-политической мысли в древности и средневековье. Но он не оставлял места для развития и поэтому не мог быть выдержан на практике. Если при Чжу Юаньчжане благодаря отмеченному увеличению государственных земель и мелкокрестьянской собственности, а также жестким мерам правительства его удавалось в какой-то, хотя и очень далекой от совершенства, форме поддерживать, то с начала XV в. наблюдается все больший и больший отход от принятых за идеал норм. Основной причиной этого, как и прежде, был неуклонно развивавшийся процесс концентрации земли в руках землевладельцев и размывания мелкокрестьянского хозяйства и государственного земельного фонда, сопряженный с уменьшением числа налогоплательщиков и увеличением частной эксплуатации посредством аренды.

Площадь облагаемых налогами обрабатываемых земель с 8,5 млн. цин в 1393 г. сократилась к 1502 г. до 6,2 млн. цин (а по некоторым данным - до 4,2 млн. цин). В то же время число податных дворов (с 1393 по 1491 г.) сократилось на 1,5 млн., а налогоплательщиков - приблизительно на 7 млн. Отмеченное сокращение происходило не из-за деградации хозяйства и убыли населения, чего в XV в. не наблюдалось, а в силу роста арендных отношений в рамках частного землевладения, которое находило всевозможные легальные и нелегальные способы для уклонения от налогов.

К присвоению частных владений активно приобщается правящая верхушка империи. В источниках отмечается, что с середины XV в. удельные властители, родичи императора по женской линии и дворцовые евнухи "повсеместно захватывали казенные и частные пахотные поля". Попытки правительства бороться с этими запретительными указами имели малый эффект. Борясь с самовольными захватами земли, императорский двор с 1425 г. начал сам раздавать аристократическим верхам так называемые усадебные поля (чжуан тянь), исчислявшиеся сотнями, а позже тысячами цин. Со второй половины 60-х годов XV в. такого рода владения закрепляют за собой и сами императоры; именовались они "императорскими усадьбами" (хуан чжуан). К 1489 г. было пять таких усадеб общей площадью 12,8 тыс. цин.

Разлагалась постепенно и система военных поселений. Их земли захватывались военным начальством и евнухами, чья власть и влияние при дворе заметно усилились с конца XV в. К этому времени суммарные поступления в казну от военных поселений составляли лишь десятую часть первоначально даваемых ими доходов.

Со второй четверти XV в. становятся все более сумбурными и запутанными реестровые списки налогоплательщиков, утяжеляется налоговое бремя, усиливается процесс перехода крестьян "под покровительство" знати и крупных землевладельцев, бегства крестьян с земли. Сообщения о значительном числе бежавших появляются уже с первых лет XV в. Попытки властей посадить беглых обратно на землю давали лишь ограниченный эффект. Вспыхивали и отдельные народные восстания.

Однако отмеченный процесс постепенного отхода от установленных в конце XIV в. порядков не привел сельское хозяйство страны к сколько-нибудь серьезной кризисной ситуации вплоть до конца XV в.

В силу описанных в предшествующих главах исторических обстоятельств наиболее развитыми в экономическом отношении вообще и промышленно-торговом в частности были центрально-южные районы страны. Из 30 с лишним городов, являвшихся крупными центрами ремесла и торговли, лишь 1/4 находилась на севере, a 1/3 была сосредоточена на территории провинций Чжэцзян и Цзянсу. В отмеченном наиболее развитом районе возникало больше, чем в других частях империи, торгово-промысловых поселений, быстро превращавшихся в города, - чжэней и ши. В одном лишь уезде Уцзян во второй половине XV в. насчитывалось 3 ши и 4 чжэня. Причем ремесленное ядро таких центров разрасталось все больше.

Население крупных городов по-прежнему исчислялось сотнями тысяч человек. Например, в Сучжоу в 1379 г. проживало 245 112 человек. После перенесения столицы в 1421 г. быстро растет Пекин. К рубежу XV-XVI вв. население его составляло около 600 тыс. человек. Смещение политического центра страны на север вызвало рост городов в прилегающей округе. Но вместе с тем это перемещение неизбежно, хотя и не непосредственно, ослабило возможности дальнейшего социально-экономического развития наиболее в этом отношении перспективных юго-восточных районов, утративших так много значившую в условиях имперского порядка близость к столице.

В конце XIV-XV в. четче, чем раньше, обозначается хозяйственная специализация отдельных районов страны. Нанкин, Ханчжоу, Сучжоу и Хучжоу славились шелкоткачеством, Сучжоу и Сунцзян - хлопкоткачеством, Цзиндэчжэнь - фарфором, Исин - керамикой, Гуандун и Сычуань - сладостями, Шаньдун - лаком, Цзянси - ювелирным делом, Фуцзянь и Сычуань - посудой, Цзянси, Чжэцзян и Фуцзянь - бумагой, Юньнань - медью и свинцом, Фошань - железом и т.д. Именно на рубеже XIV-XV вв. широкое распространение получили возделывание хлопчатника и выработка хлопчатых тканей. Производство железа держалось на уровне приблизительно 4,7 тыс. т в год. По-прежнему на высоком для своего времени уровне, как по количеству, так и по качеству, держалось производство шелка, фарфора, ювелирное дело. Успехи кораблестроения могут проиллюстрировать корабли эскадры Чжэн Хэ: они были трех-, четырехмачтовыми, длиной около 40-50 м, несли от 50 до 360 т полезного груза и 600 человек, имели внутренние водонепроницаемые переборки, пропитку и обмазку корпуса специальными составами, означенную ватерлинию и т.п. Из добывающих промыслов широкое развитие получила добыча соли. Только в районе Лянхуай (в Цзянсу) было 29 мест соледобычи.

Способствуя развитию мелкокрестьянского хозяйства, правительство Мин в начальные годы взяло курс на укрепление и расширение казенного ремесла и промыслов. О размахе казенного производства можно судить, например, по тому, что в Пекине ежегодно трудилось 18 тыс. ремесленников, отбывавших повинность. В начале XV в. в Цзуньхуа были построены казенные железоплавильные печи, которые обслуживали 2500 работников. В Цзиндэчжэне в конце XIV в. было 20 казенных печей для обжига фарфора, а во второй половине XV в. - 50 печей.

Организацией казенного производства и руководством им было занято Ведомство общественных работ (гун бу), частично Ведомство налогов (ху бу), специальное дворцовое ремесленное управление (нэйфу уцзяньцзюй), а также военные и местные власти. Основную его рабочую силу составляли выделенные в отдельное сословие ремесленники, обязанные повинностями. В реестровые списки ремесленников, составленные к 1385 г., входило 232089 дворов (в XV в. их насчитывалось около 300 тыс.). Основная их часть поочередно - 1 раз в 3 года на 3 месяца - привлекалась на работы в столицу, другие крупные города, на строительные и промысловые объекты. Вскоре сроки стали варьироваться от 1 года до 5 лет, а позже -от 2 до 4 лет. Их снабжение и обеспечение сырьем и прочими средствами производства брало на себя государство. Дорогу же к месту работ они оплачивали сами.

С начала XV в. некоторая часть ремесленников (около 27 тыс.) была переведена на отработку повинностей по месту жительства (чжу цзо). Они трудились на казну от 10 до 20 дней в месяц, что было тяжелее, чем нормы поочередных отработок, но не требовало отрыва от своей мастерской и затрат на дорогу.

В 1485 г. было дано разрешение откупаться от повинностей серебром. Это стало практиковаться прежде всего в шелкоткачестве и свидетельствовало о невыгодности и постепенном вытеснении принудительного подневольного труда в казенном ремесле. Но сдвиги здесь шли еще медленно.

Существовало небольшое количество (приблизительно 3 тыс.) военных ремесленников, т.е. дворов мастеровых, числившихся в военном сословии.

Основной производственной единицей в китайском ремесле конца XIV-XV в. продолжала оставаться лавка-мастерская, где трудились хозяин и члены его семьи. Эти мелкие мастерские, как и прежде, объединялись в профессиональные цеховые объединения (хан, туань). Отработав или уплатив повинности, ремесленник выступал как частный производитель, реализуя свою продукцию самостоятельно или через посредников-скупщиков. Таким образом, казенное и частное ремесло оказывались непосредственно связанными. Параллельное существование крупного казенного производства мешало нормальному развитию частного ремесла, сужая спрос на изделия, привнося жесткие управленческие методы в организацию производства, отрывая работников от их дела для несения повинностей и т.п.

В отмеченный период, особенно с XV в., появляются сведения о существовании отдельных крупных мастерских, организуемых частными хозяевами (доху). Это прежде всего относится к ткацкому производству. Однако подобных мастерских было еще мало даже в наиболее развитых в экономическом отношении районах, а наемный труд здесь не утратил кабального характера.

Отмечавшийся выше прогресс в специализации отдельных районов страны на преимущественном производстве какой-либо продукции способствовал дальнейшему развитию торговли. Все большее значение в этой межрегиональной торговле приобретают скупщики, маклеры, образовавшие посреднические конторы (якуай, яхан, ядянь). В конце XV в. доходы подобных контор стали настолько значительны, что правительство неоднократно пыталось поставить их под свой строгий контроль и использовать в своих корыстных целях. Наряду с этой купеческой торговлей в больших и малых городах продолжала процветать мелкая торговля лавочников-ремесленников и торговля вразнос. Некоторые поселения городского типа складывались прежде всего как торговые центры (ши), и торговля в них преобладала над ремеслом. Вместе с тем в мелкой торговле разделения между нею и ремеслом все еще не произошло. Ремесленники, в Пекине например, заносились в реестровые списки как "лавочники" (пуху).

В первые годы империи Мин взимание торгового налога было упорядочено: сокращено число таможен и установлена единая ставка в 1/30 часть стоимости товара. Однако уже в конце 20-х годов XV в. торговый налог с провоза товаров по воде взимался различными способами: в зависимости либо от количества грузов и расстояния их перевозки, либо от размера лодки или корабля.

Политика государства в отношении торговли не была последовательна. С одной стороны, торговая деятельность признавалас