Л юбите ли вы ходить на похороны? Смерть - это наказание, это враг человека, это жгучая боль утраты, особенно, когда конец жизни приходит как бы преждевременно. Пишу "как бы", потому что зададим себе вопрос: отчего мы упрекаем Бога, будто каждому при рождении дается свыше расписка "полагается жить долго".

Л юбить похороны - противоестественно. Но то, что на похороны всем - верующим и неверующим - ходить полезно, - в этом я уверена. Думаю, многие со мной согласятся. Это как "звоночек" для каждого из нас: приготовься и ты, душа дорогая, никто не знает дня и часа своей кончины. Тебя никто не спросил, когда, как и от кого тебе дано было появиться на свет. Тебя никто не спросит, не поинтересуется твоим желанием, когда, как и при каких обстоятельствах тебе придется уйти с этой земли. "Человекам положено однажды умереть", сказано в Писании. Непреложный факт. Нравится это вам или нет. И никто не спорит. Смерть придет к каждому, кроме тех, кто дождется Второго пришествия Христа за Своей Церковью.

Ч еловеку положено однажды умереть. А вот продолжение этой фразы: "а потом суд", принимается не каждым. Как говорят некоторые: "Это мы еще посмотрим!" Или еще такое часто слышишь: "Если Бог и есть, Он должен меня оправдать, ведь ничего плохого в жизни я не делал!" Что такое "хорошо", а что такое "плохо" - оставим пока в стороне. А вот слово "должен"... Бог нам должен? Кто мы такие? Ничтожные былинки, муравьишки, прах из праха - указываем Богу, величие Которого совершенно нам непонятно и недоступно... Подобно вопрошающему Иову, нам только и остается в страхе и трепете прикрыть свой рот ладошкой...

В чем же практическая и духовная польза нашего участия в похоронах как близких, так и дальних? Дань уважения усопшему. Слова сочувствия родным (жалкие мы все утешители!) Возможность остановиться в суетном беге - домашние хлопоты, церковные добрые дела, бизнес, карьера... Никуда не торопиться. Не смотреть на часы. Впрочем, беспокойные мысли одолевают и на кладбище. Нельзя долго задерживать землекопов с лопатой - дороже возьмут. Автобусы поторапливают. Хватит ли всем мест и приготовленной еды на поминках? То дождь собирается, то холодно, то жарко, то кому-то плохо от усталости и переживаний. Кто-то обиделся, что ему не дали слова.

Н о вот ты успокаиваешься и вслушиваешься в речи выступающих. И со многими соглашаешься. Что земля всех уравнивает - генералов и солдат, богатых и бедных, великих и малых сих. Голым приходишь, голым уходишь. Вспоминают Александра Македонского, властелина мира, который мудро попросил похоронить его с открытыми ладонями - ничего не унести с земли!

Н о нетленным, драгоценным, непреходящим является многое, что частично остается с нами на земле, частично идет на небо. Впрочем, разделение земли и неба - условно. Все - от Бога, все - к Богу. Драгоценное - молитвы усопшего. Те самые молитвы святых, которые собираются в таинственные золотые сосуды у Господа. Самое ужасное и печальное для человека, когда за него никто и никогда не молился. Когда он ни за кого не молился. Думаю, таких нечастных мало на земле. Впрочем, мало или много молитв - это не область арифметики. Молитва молитве рознь. Иной бессловесный вздох ценится у Бога выше, чем долгие требовательные "дай!" Но и это не наша область - догадываться, чья молитва лучше и быстрее доходит до неба.

К ак прекрасно, что суд - у Бога, и только у Христа - ключи рая и ада. Сколько бывает бесполезных споров, куда и как уходит душа умершего, если он явно не ходил в церковь. Мысли человека, его тайное открыто только Господу. И это - большое утешение. И надежда.

Н едавно я хоронила своего старшего зятя. Дочь моя осталась молодой вдовой, внуки потеряли строгого и справедливого отца, честного, добропорядочного человека, который, если вдуматься, и "заработал" себе смертельный диагноз, цирроз печени, по причине своей борьбы за справедливость - честность нынче не всем нравится, и его убрали. Был бы он верующим, наверное, его мужское самолюбие было бы не так уязвлено.

У нас с ним были сложные отношения, вернее, отношений просто не было, он крайне болезненно относился к тому, что я вопреки его запрету молюсь и читаю Библию с моими внуками, его сыновьями, для которых (кто с этим будет спорить?) отец - высший авторитет. К счастью, за время болезни Господь смягчил его сердце, и незадолго до смерти мы снова стали с ним по-доброму беседовать. Спустя столько лет! Но старательно обходили "запрещенные" слова, такие, как "смерть", "вечность", "Бог". Он категорически махал рукой: "Не надо! Я знаю, что вы скажете! Не надо!"

Н а похоронах, в церкви, дома я горько плакала, да и сейчас меня боль не отпускает. Почему послушалась его, почему не встала на колени около его дивана и не помолилась вслух, почему не подошла с этой, другой стороны... И ведь столько связывало нас - его неизменная любовь к моей дочери, его любовь к сыновьям, моим внукам!

О стается мне надеяться на одно - на силу детской молитвы, мы постоянно молились с мальчиками о папе. Слава Богу, я всегда жалела своего зятя и не держала на него никаких обид. Хотя, что скрывать, горько мне было - впервые прикоснуться к его красивым волосам только в гробу...

Д орогие мои, великая польза участия в похоронах - полностью растворяются все обиды, все "занозы", что-то особое происходит в душе, когда глядишь неотрывно на неподвижное лицо, на закрытые глаза... Происходит невидимая работа Духа Святого, переоценка многого, что было в прошлом.

Х ороним мы верующего или неверующего человека (очень не люблю этого разделения, как и споров, что главное - вера или добрые дела), похороны - особое служение, громкая проповедь. Проповедует сам покойник: "человеку положено однажды умереть". Перед нами - прах. Где его душа, его улыбка, его любовь, его слезы, его молитвы? Но важно и другое - на похороны обычно приходят самые неожиданные люди: соседи, бывшие сослуживцы, дальние родственники - и все расположены слушать о чем-то "вечном", будь это столь модное сейчас отпевание в церкви по-православному или чтение Библии, или личное свидетельство о смысле жизни и что все дела усопшего идут вслед за ним. И что пишется особая книга на небе, о чем каждый из нас, ныне живых, узнает сам не понаслышке.

Н а похоронах обычно узнаешь много неизвестного о человеке. Так было и со мной на похоронах зятя. Иногда разыгрываются и драматические сцены. Мне пришлось быть на похоронах одной моей старинной знакомой, очень деятельной женщины. Но она не могла простить сыну его женитьбы, отреклась от невестки, внуков, и я видела страдальческие лица этих бедных мальчиков, как они стояли у гроба своей неизвестной бабушки и с изумлением слушали, сколько добрых дел она сделала людям...

П охороны - прекрасная возможность для всех нас, детей Божьих, проповедовать Христа тем, кто никогда не ходил и не пойдет в церковь. Причем слушают все. И никто не уходит. И не затыкает уши. И не спорит. Да и что спорить - вот мертвое тело и отверстая могила. Проверено опытом - всем очень нравится, как поют верующие. Даже землекопы просят: "Спойте еще". Гимны наши при погребении - прекрасные, это тоже проповеди вслух. Особенно, когда много с хорошими голосами и никто не забывает текст. Пользуйтесь возможностью!

Х очется мне сказать о другом, раз есть повод. Оставим так называемых неверующих с их страхами перед смертью и даже перед самим словом "смерть" - пугает полная неизвестность и малейшая вероятность исполнения строгих слов "а потом суд". Один близкий мне человек умудрился дожить до 67 лет и ни разу не побывать на похоронах - боится расстроиться. И на кладбище никогда не ходит. Такая вот позиция страуса. Или языческое понимание - не называть явление словом, и явления как такового нет.

Н о откуда бывает страх смерти у верующих, причем верующих укорененных, неформальных, живых христиан? Думаю, одного ответа нет. Сомнения - не грех. Притворяется тот, кто заявляет, что никогда не сомневался в Божьих словах. Вдруг приходят жгучие сомнения - спасен ли? прощен ли? записан ли в Книге жизни? Может, как Лотовой жене, жаль оставить этот гибнущий, цветущий и красивый с виду временный мир? Меня всегда изумляет, когда дряхлая старушка, для которой, казалось бы, этот мир давно уже поблек, просит у Господа милости еще пожить. Впрочем, каждый смотри сам за собой, Господи, убереги меня от осуждения слабых, как бы мне самой не ослабеть в час моей кончины...

Д умаю, что погоня за здоровьем, за долголетием - некий знак омирщения церкви. Вселенная ветшает на глазах, скоро свернется, как свиток старой бумаги, а мы все строим планы, миражи, гоняемся за новыми лекарствами, все устраиваемся поудобнее, потеплее. Давно ли вы ходили на похороны? Очень это взбадривает. Хочется, действительно, бодрствовать и ходить перед Господом, как в последний день.

Б ытует такое мнение, что достойным людям Бог посылает достойную смерть. Легкую смерть, моментальную. Где-то я читала, одним из доказательств, что Чехов был верующим человеком в душе, является его легкая смерть, а больные туберкулезом часто мучаются в тяжкой агонии. Но что тогда сказать о многих и многих святых, отдавших свою жизнь за Христа в страшных физических мучениях? Один служитель, прекрасный христианин, скончался в электричке в секунду. Ехал после утомительного праздника, думал, наверное, что было удачно, а что нет, возможно, и каялся. Прекрасная смерть! Но сразу нашлись такие, кто стал говорить: "Наверное, у него не все было в порядке. Почему такая некрасивая и неудобная смерть? В электричке? Неужели Господь Своему верному служителю не мог устроить другие обстоятельства?!" Такое вот смущение.

К то из нас мысленно не мечтал, как бы он хотел умереть? Да, случаются поистине красивые кончины - на коленях во время молитвы, во время пения псалмов в кровати, за письменным столом в момент подготовки проповеди...

Г осподи, Ты все знаешь, Господи, прости, что мы порой не о том беспокоимся, Господи, дай никогда не оставлять Тебя, а Ты верен Своему обещанию - "Се, Я с вами до скончания века". Держи меня, Господи.

Смерть - похороны

Смерть - похороны

*****

Проповедник Муди сказал в день своей смерти:

«Это день моей коронации. Я всю жизнь ждал этого дня».

*****

Увидев Диогена, внимательно разглядывавшего груду человеческих костей, Александр Македонский спросил его, что он там ищет? Философ ответил великому полководцу-завоевателю:

«Я никак не могу отличить кости твоего отца от костей его рабов.

*****

Был такой случай: один молодой человек воспитывался в христианском доме. Он не имел никакого интереса к духовным ценностям и Словом Божиим не интересовался. Но вот случилось, что после скоропостижной смерти своего деда молодой человек отдался Христу. У него спросили:

«Наверно, причиной вашего поворота к Богу была смерть дедушки?»

«Нет, - ответил молодой человек, - не смерть, а жизнь дедушки привела меня к Богу».

*****

Великого астронома и смиренного раба Божия спросил однажды какой-то влиятельный князь:

«Скажи мне, великий доктор, была ли в борениях за правду счастливой твоя жизнь?»

«Могу вас уверить, князь, - ответил Коперник, - переплетенная терпением, моя жизнь была одной радостью и экстазом. Хотя перед величием Божиим и я должен сознаться:

«Вседержитель! Мы не постигаем Его.

Он велик силою, судом и полнотою правосудия», (Книга Иова), во мне казалось, что я иду по следам Бога.

Чувствую, недалеко и моя смерть, но это меня не пугает. Всемогущий Бог найдет для моего духа иную 4юрму бытия, поведет меня дорогой вечности, как ведет блуждающую звезду через мрак бесконечности. Я спорил с людьми за правду, но с Богом - никогда, спокойно ожидая конца отмеренного мне времени.

На могильном камне этого смиренного раба Божия и знаменитого ученого начертано: «Не благодать, которую принял Павел, не милость, которой Ты простил Петра, но ту благодать и милость, которую Ты оказал разбойнику на кресте, только ее даруй Ты мне».

*****

Бессмертную душу человека может насытить только Бог. (Марцинковский)

*****

На одном из кладбищ Финляндии имеются носилки с надписью. «Сегодня я, а завтра ты».

*****

Ровно за сутки до покушения на президента Авраама Линкольна, и его зверского убийства, Линкольн видел во сне чрезвычайно большую похоронную процессию.

Очутившись в толпе и наблюдая за слезами, вздохами и скорбью, сокрушающихся людей. Линкольн спросил у своего соседа:

«Кого хоронят?»

И получил едва слышный ответ:

«Авраама Линкольна!»

Утром за завтраком Линкольн рассказал свой сон жене, а ночью был убит.

*****

Один муж Божий, умирая, сказал окружающим его родственникам и друзьям следующее:

«Итак, я ухожу от вас в потусторонний мир, в существовании которого я никогда не сомневался, но всегда глубоко верил и желал его видеть. Пусть Бог простит мне, но я подхожу к моменту моей смерти и смотрю вперед с некоторым даже благоговейным любопытством… Я не могу сказать вам, что Небесная Отчизна, куда я сейчас направляюсь, неизвестна мне, ибо Слово Божие много говорит о ней, но одно дело - верить и читать Библию и совершенно другое - видеть, созерцать и убеждаться в точности всего написанного».

*****

В Америке на верхнем этаже одного дома группа молодых людей играла в карты. Вдруг, в доме вспыхнул пожар, кое-кто уже хотел бежать, но хозяин квартиры успокоил их, говоря, что у него есть ключ от двери, ведущей в соседний дом, и они всегда могут выйти и спастись.

Игра продолжалась. Наконец, дым стал проникать и в их комнату, и они решили кончить и разойтись. Но каков был их ужас, когда хозяин квартиры напрасно старался открыть нужную дверь. Он не мог ее открыть, так как ключ был не тот.

Они думал, что будет большая сенсация на другой день, когда узнают, что они несколько часов играли в карты в горящем доме, но вышло не так. Все они поплатились жизнью и погибли в сгоревшем доме.

*****

Никто не знает случая, когда бы христианин отрекся от Христа на смертном одре. (С.М. Ворд)

*****

Д-р Джон Гедди отправился в 1848 году в Анейтиум и проработал там 24 года во славу Божию. На его надгробном камне были написаны следующие слова:

«Когда он сошел на берег в 1848 году, здесь не было ни одного христианина. Когда он ушел в 1872 году, здесь не было больше ни одного язычника».

*****

Родственница известного натуралиста Торо, посетив его к предсмертные часы, спросила:

«Генри, примирился ли ты с Богом?»

Торо всю свою жизнь был связан с природой и любил Господа. Он ответил:

«Я никогда с Богом не ссорился».

Торо прекрасно усвоил истину, которую хорошо в свое время сформулировал Августин Блаженный. Он сказал так:

«Бог сотворил нас для Себя, и потому наши сердца ищут покоя до тех пор, пока найдут его в Нем».

Да, истинный мир можно найти только в Боге. Ничто другое душу удовлетворить не может. Истинный мир дипломаты не установят. Истинный мир возникает в сердце, а не на бумаге. Христос сказал:

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14,27).

*****

Король Англии Генрих 8-ой лежал на смертном одре. Тогда его верный друг, известный придворный шут пришел в комнату умирающего. Придворные шуты того времени считались самыми разумными людьми. Король сказал:

«Друг, я должен сейчас идти».

«Куда?» - спросил шут.

«Этого я не знаю».

«Когда ты придешь опять?» - спросил шут.

«Я никогда не приду».

«Кто идет с тобой?»

«Никто».

«Есть ли у тебя деньги?»

«Нет».

«Как долго ты думаешь там оставаться, куда идешь?»

«Навсегда!»

«Нет», - сказал король.

«О король, я думал, что я самый большой глупец, но ты, о король, еще больший глупец, так как ты идешь теперь и не знаешь, куда и не имеешь провожатого!»

Если Иисус Христос наш Спаситель и Господь, то мы знаем, куда мы идем, так как Он сказал:

«Я иду приготовить место вам» (Иоан. 14,2).

И мы знаем, с Кем мы идем. Мы знаем, что Он ведет нас за руку, так как Он сам сказал:

«Никто не похитит их из руки Моей» (Иоан. 10,28).

*****

Римский вельможа, меценат, личный друг императора Августа, покровитель науки и искусства, принимает императора. Во время обеда раб неловким движением опрокинул хрустальный бокал. Его приказано бросить в пруд парка, где человеческим мясом откармливается рыба для барского стола.

Император просит простить раба ради своего посещения. «Ради твоего посещения он должен был быть более ловок», - ответил вельможа. Раба утопили.

*****

Во время отсутствия проповедника в его доме скоропостижно скончались два сына. Жена положила тела на кровати, накрыв их простыней. Когда вернулся муж, она встретила его в дверях такими словами:

«Не так давно мне на время доверили драгоценности, а сегодня доверивший взял их назад. Должна ли я была их отдать?»

Удивленный этим сообщением, муж сказал:

«А как же иначе, раз они ему принадлежат? Ясно, что он мог взять их назад!»

Тогда жена ввела мужа в спальню мальчиков. В течение нескольких мгновений он не мог от охватившего его горя произнести ни слова, но затем, подняв глаза к небу, сказал:

«Господь дал. Господь и взял; да будет Имя Господне благословенно!»

*****

Смерть ужасна только для того, кто был духовным мертвецом при жизни.

*****

В 1887 году 15 февраля на балу танцевал знаменитый композитор Бородин. Он шутил, веселился и… упал навзничь мертвым.

*****

В 1938 году в Париже мучительно умирал Шаляпин.

Три раза делали ему вливание крови. Перед тем, как впасть в забвение, он несколько раз повторил:

«Боже, почему я должен умереть?»

*****

Каракас. Во время отпевания покойник встал в гробу, оглянулся вокруг и вскрикнул… Он понял, что его собираются хоронить. Несколько минут спустя он скончался от сердечного припадка. На этот раз смерть была, вне всякого сомнения.

Родственники «живого трупа» Роман Ривера Родригеза обратились к прокурору, требуя, чтобы врач, констатировавший смерть в первый раз, разрешивший хоронить живого человека, был привлечен к ответственности.

*****

Вальтер Скотт, лежа при смерти на постели, обратился к своему зятю Локхарду с такими словами:

«Сын, принеси мне книгу».

В доме писателя была большая библиотека и смущенный просьбой зять переспросил:

«Какую книгу, сэр?»

Умирающий ответил:

«Есть только одна Книга. Сын, принеси мне ее».

Только тогда Локхард понял, что просит Вальтер Скотт. Он пошел в библиотеку и принес умирающему Библию.

*****

Слава Скоровороды шла так далеко, что о нем знала и царствовавшая тогда Екатерина. Вторая. Желая из любопытства посмотреть на него, она через своего приближенного Потемкина послала ему приглашение переселиться из Украины в Петербург. Посланный от царицы застал Григория Саввича на краю деревни играющего на флейте; невдалеке от него паслась овца того человека, у которого остановился на это время Григорий Саввич.

Посланный передал ему то, что было приказано. Григорий Саввич, просто глядя ему в лицо, отвечал:

«Скажите царице, что я не покину родины.

Мне моя дудка и овца,

Дороже царского венца».

Сковорода был очень кротким, он говорил, что кротость - главное достоинство человека. Григорий Саввич часто беседовал с людьми о важнейших вопросах жизни человеческой, о Боге, о смерти, о любви к людям, о Евангелии. Ожидая по своим годам скорой смерти, Григорий Саввич, видя в смерти волю Божью и переход к новой жизни, спокойно готовился к ней.

26 августа 1794 года Григорий Саввич, прощаясь со своим другом Ковалинским, сказал ему:

«Может быть, я больше не увижу тебя. Прощай! Помня всегда, во всех случаях жизни то, что я часто говорил: свет и тьма, добро и зло, вечность и время. Дух мой признал тебя способнейшим принять истину и любить ее».

Перед смертью он завещал похоронить себя на высоком месте, на берегу пруда близ рощи, где он по утрам играл на флейте, и написать такую надпись:

«Мир ловил меня, но не поймал».

Скончался Григорий Саввич 29 октября 1794 года. В день его смерти к помещику, у которого он жил, собралось много гостей. За обедом Сковорода был очень весел и разговорчив, рассказывал о своих странствованиях и встречах с разными людьми. После обеда он пошел в сад. Под вечер хозяин, беспокоясь о том, что Григорий Саввич долго не возвращается, пошел искать его. Он нашел его под высокой развесистой липой. Сковорода с тожественным, спокойным, величавым видом копал себе могилу.

Григорий Саввич умер в эту же самую ночь.

*****

В Шотландии я посетил одного старого пастуха. Где-то в далекой пустыне стояла хижина этого богобоязненного мужчины. Он был очень болен и лежал один в маленькой комнатушке, опираясь на подушку. Часто ему не хватало воздуха, было видно, что его конец уже близок. Со страхом смотрел он на меня своими впавшими глазами, и я старался сделать все, чтобы помочь этому бедному человеку.

«Мне нужно умирать, но я очень боюсь».

Я взял мою Библию и прочитал несколько мест, но он прервал меня и сказал печально:

«Все эти тексты я знаю, но не получаю оттуда утешения».

«Ты веришь в Иисуса Христа?»

«От всего сердца», - последовал сразу ответ.

«Этого вполне достаточно, чтобы быть совсем уверенным».

«Да, но я все равно боюсь, очень боюсь!»

Я открыл 22 Псалом и спросил:

«Помнишь ли ты, что стоит в 22 Псалме?»

«Помнить? - ответил он вспыльчиво, - этот Псалом я уже знал перед тем, как ты родился и сотни раз читал его на полях».

«Но один стих ты все-таки не знаешь, - и я медленно прочитал его:

«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною».

Потом я сказал:

«Ты, наверно, часто видел, как тень шла через долину. Разве тебе тогда было страшно?»

«Я, боялся? Нет, Давид Дональдсон имеет храбрую кровь, такого он еще никогда не боялся».

«Но думал ли ты, что тень останется, а солнце никогда больше не будет светить?»

«Таким глупым я еще никогда не был».

«И все равно, ты боишься тени».

Он недоверчиво посмотрел на меня:

«Да, - продолжал я, - тени смерти появляются только на короткое время и закрывают лучи солнца милости Божией, чтобы ты не мог видеть. Но это только тени».

Дрожащими руками закрыл он свое лицо, не говоря ничего. Потом руки его упали на одеяло, и он сказал, как бы для себя самого:

«Чудесно, этот стих я сотню раз прочитал, но никогда не понимал, как сейчас. Страх от одной тени, только от одной тени».

Тогда он посмотрел на меня. Лицо его засияло и он закричал, протягивая свои руки вверх:

«Да, теперь я это вижу, смерть - это только тень проходящая. Нет, - теперь я больше не боюсь».

*****

Наш долг - благодарными в первую очередь Богу, а потом и людям.

Рассказывают, как одна богатая женщина приезжала с маленьким сынишкой в город за покупками. Оставив мальчика в карете, она вошла в магазин. Лошади, испугавшись городского шума, вихрем помчались, унося с собой и мальчика. Увидев это, один человек бросился навстречу и с трудом остановил лошадей, но сам оказался под каретой. Проводя свои предсмертные часы в больнице, человек ждал, когда же придут навестить его те, ради которых он пожертвовал жизнью. Но осчастливленные удачей мать и сын даже не вспомнили о своем спасителе. Не пришли даже и на похороны.

*****

Умирающий артист просил своего коллегу:

«Помолись со мною молитвой «Отче наш!» На что тот ответил:

«К сожалению, у меня нет суфлера».

*****

Небольшая группа молодых студентов-медиков собралась в помещении для вскрытия трупов в одном из больших медицинских институтов, весело смеясь и разговаривая о событиях дня, которых было на этот раз довольно много.

Но вот, работа их была почти уже закончена. То неприятное зрелище, что этим людям приходилось видеть каждый день, хотя и оставалось перед их глазами, но в силу привычки не отражалось ни на их веселье, ни на беззаботности. Ни малейшего сочувствия, ни малейшей мысли о том, что, быть может, они сами скоро превратятся в такие же самые отвратительные трупы, как и тот, который они только что вскрывали.

Душою общества был студент А. Шумные шутки и остроты, срывавшиеся с его уст, были пересыпаны непристойными выражениями, но товарищи его, свыкшиеся с его постоянными пустословием, мало обращали на это внимание. Продолжая разговор, он воткнул в борт своего сюртука иглу, которую он только что употреблял при вскрытии трупа.

Между тем разговор все больше и больше разгорался. Увлекшись им, А. поднял руку к своему воротнику и при этом сильно уколол ее иглой. На мгновение все притихли. Но потом один из товарищей сказал весьма серьезно:

«Послушай. А это очень опасно!»

«Я знаю, что опасно, - ответил тот растерянно, - но что же мне теперь делать?»

«Пойдем скорее к Н», - назвали имя одного из главных докторов института и без всякого замедления поспешили к нему. Это было томительное время, когда они стояли перед дверью, ожидая приговора своему товарищу. И приговор этот скоро был вынесен. Доктор сказал, что А. может умереть в двадцать четыре часа.

Человек храбр, когда он силен и здоров; он может быть храбрым и на поле битвы, если надеется, что по счастливой случайности пуля не коснется его; но когда он не готов к смерти, а врата вечности уже открываются, чтобы принять его, тогда все мужество человека покидает его и рассеивается, как дым.

Глубокое отчаяние сковало. А, когда страшный конец надвинулся на него и заглянул ему прямо в глаза. Мы не беремся передать весь ужас его последних немногих часов, потому что меньше чем в двадцать четыре часа А. был уже мертв. Мы можем только повторить слова одного из его сотоварищей:

«Было ужасно видеть его в ту минуту, когда ему сказали, что он может умереть, потому что он не ожидал смерти».

*****

Умирала одна двадцатилетняя девушка, воспитанная образованным и почтенным, но, к сожалению, неверующим отцом и доброй, благочестивой матерью. Она то попадала под влияние отца, перед которым благоговела, то под влияние матери, которую нежно любила.

Чувствуя, что приближается конец и желая найти успокоение от тревожащих ее мыслей, она обратилась со следующим вопросом к отцу, который нежно глядел на нее, мучаясь своим бессилием облегчить страдания дорогого дитяти:

«Отец! Я уже на пороге загробной жизни и хочу знать, все ли тут со мною кончится, как ты меня учил, или это, наоборот, начало настоящей жизни, как утверждала мать. Кому мне верить: тебе или ей?»

Несчастный отец не мог сразу ответить. Он встал, схватился за голову обеими руками, несколько раз прошелся по комнате, ничего не говоря, но по его волнению видно было, что страшная борьба происходит в его сердце. Наконец, он остановился перед умирающей дочерью и, повернув к ней лицо, облитое слезами, но светящее благородным решением, сказал взволнованным голосом:

«Дитя мое, верь тому, что говорила тебе мать!»

*****

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз» (Иов.33,14).

Один молодой человек, живущий в Англии, был известен всем окружающим, как безбожник и распутник. Три раза смерть приближалась к нему, и каждый раз под страхом ее он торжественно заявлял, что, если Бог исцелит его, то он не только покается, но посвятит свою жизнь на служение Господу. Три раза долготерпеливый и многомилостивый Господь слышал эту мольбу и исцелял его: но, увы! Как только страх за свою жизнь исчезал, то опять возвращался к своей греховной жизни, как «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2,22). И, как в притче, «бывает для человека того последнее хуже первого» (Лук. 11,26). Да, хуже и хуже погружался он в грязь и сильнее овладевали им нечистые силы.

Но вот заболел он в четвертый раз мучительной и опасной болезнью; страшная тоска охватила его; молитвы, чтение, увещевания - ничего не могло его успокоить, никакой луч надежды или утешения не проникал в помраченную душу! Однажды, когда отчаяние охватило его сильнее, он стал просить своего друга, сидевшего у изголовья, чтобы все члены семьи удалились в отдельную комнату и молились за него. Пока все молились в разных местах, каждому из них и в одно время пришли на ум страшные слова:

«Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличении моих не приняли, за то я и посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас ужас» (Притч. 1,24-26).

Все вскочили и побежали в комнату больного, где к великому общему удивлению, все встретились в одно время» и как только приблизились к одру умирающего, они в ужасе услышали из его уст те же страшные слова:

«За то, я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас ужас».

Последовало гробовое молчание, потрясенные свидетели, затаив дыхание, следили- за последней борьбой несчастного и - душа улетела к своему вечному уделу!

*****

Виктория Вудгал стала известной тем, что выдвигала свою кандидатуру на пост президента США в 1872 году.

В глубокой старости ее одолевал страх: она опасалась, что умрет, если ляжет на ночь в постель. По этой причине, она провела последние 4 года своей жизни, сидя на стуле.

Умерла Виктория Вудгал в 1927 году на 89 году жизни.

*****

Индейцы в Центральной Америке при рождении человека сидят вокруг новорожденного и горько жалуются на все то горе, которое ожидает новорожденного. Родители с горечью перечисляют всевозможные бедствия, какие только бывают при жизни человека.

При смерти же человека они устраивают праздники и считают, что человек ушел в лучший мир. Иногда они даже убивали любимую жену умершего, чтобы и она могла наслаждаться с ним в вечности.

*****

Французский король Людовик XIV в последние годы своей жизни запретил всем в его присутствии говорить о смерти. Из-за того, что он жил слишком близко к кладбищу, он построил новый роскошный Версальский дворец. Ничто не должно было напоминать ему о смерти, но смерть пришла.

*****

Английский адмирал Вальтер Ралэг (1552-1618), был приговорен к смертной казни королем Яковом I.

В день казни 29 октября 1618 года Ралэг взошел спокойно на эшафот и положил свою голову на блок, ожидая смерти. Но тут спросил его палач: удобно ли он положил свою голову?

«Неважно, - ответил адмирал, который был христианином, - как я положил голову. Куда важнее доброе состояние моей души».

*****

На границе между США и Канадой с озера Эри плыла ледниковая масса к Ниагарскому водопаду. На одной из больших льдин лежал погибший, вмерзший в лед ягненок. Орел, круживший в высоте, заметил ягненка, стремительно спустился вниз и вонзил свои когти в замерзшее тело. Мощным клювом он отрывал куски мяса, спокойно наблюдая, как он приближался к водопаду. Его не тревожили брызги пенящейся и бурлящей воды, которые обрызгивали его.

Наконец, льдина наклонилась и стала падать вниз. Пора, мощный взмах крыльев. Но от брызг и стужи его когти вмерзли в тело ягненка. Еще один взмах, но безрезультатно… Он упал в пучину водопада, найдя в нем себе смерть.

*****

Когда Сократ уже приготовился выпить поднесенный ему яд, Аполлодор подал ему прекрасную одежду, чтобы в ней умереть. Тогда Сократ сказал:

«Неужели моя собственная одежда годилась мне только при жизни, а при смерти нет?»

*****

Туристам у Ниагарского водопада показывают место, где отец на краю пропасти испытывал дочь на смелость, подкидывая ее. Она вдруг выскользнула из рук отца и с ужасающим криком упала в пропасть.

*****

Один мальчишка в Африке был приговорен к расстрелу из-за того, что он не сказал, где вождь. Его поставили к стене. Поднялись винтовки, и вдруг малыш попросил слово. Офицер подумал, теперь малыш напуган и скажет, где вождь. Но мальчишка сказал:

«Нельзя предстать перед Богом с неправдою на устах. Я знаю, где он, но не скажу», - и поднял голову, что означало: а теперь стреляйте.

Офицер, подойдя к мальчишке, пожав ему руку, сказал:

«Молодец».

И воины удалились.

*****

К вновь уверовавшему, но больному, в постели, пришли старые друзья по пьянке. Они усиленно упрашивали выпить с ними, но он отказался. Наконец, они попросили его, хотя бы только пригубить ради старой дружбы, что больной и сделал. Но едва успел он стакан поднести к устам, как вдруг в ужасе с широко раскрытыми глазами и воплем перешел в вечность.

*****

В конце 12-го века в итальянском городке Ассизы жил богатый человек по имени Франциск. Он услышал евангельскую весть о спасении через Христа и понял, что радость жизни не в деньгах, что в богатстве сокрыта злая жестокая сила, которая уродует душу, делает людей врагами, возбуждает ненависть, ведет ко злу.

Франциск Ассизский раздал свое богатство нищим, оставив себе одного осла. Одни считали его свихнувшимся. Другие - обездоленные, несчастные приходили к нему за утешением и находили его. Добрая слава о Франциске Ассизском распространилась по всей Италии.

Случилось Так, что неожиданно заболел глава католической церкви. Он почувствовал приближение смерти, душевно мучился, меч алея, не находя покоя. Кардиналы конфузились и не знали, чем утешить папу. Ничего не оставалось делать, как послать за «святым дурачком» Франциском (так называли его монахи).

Его привели в блестящие покои папы. Он одним движением руки сбросил шитое золотом покрывало, которым был накрыт папа, и, накрыв его своим ветхим, поношенным сюртучком, повелительно сказал:

«Теперь забудь, что ты папа! Ты - грешник! А грешнику нужно покаяние. Тогда и смерть не будет страшна».

*****

Внезапно в самый разгар новых военных приготовлений в своей всемирной столице Вавилоне Александр Македонский был поражен тяжелой болезнью. Прошло несколько дней, и царь понял, что больше не встанет. Со слезами на глазах маршировали ветераны, прощаясь со своим полководцем Александром.

Едва он испустил последний вздох, как вокруг его смертельного одра началась ожесточенная борьба за престол. Свой трон он завещал «достойнейшему», а претендующих на это звание нашлось немало. В смертельной схватке за мировую власть они забыли даже похоронить умершего человека.

*****

В городе Фессалонике были найдены две древние могильные урны. Судя по обработке, они относились к одному и тому же времени. На одной урне стоят слова: «Никакой надежды», а на другой «Христос - жизнь моя».

Апостол Павел писал о язычниках в 1 Пос. к Фессалоникийцам 4:13:

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды».

*****

Семья Ч Сперджена происходила от французских исповедников веры - гугенотов, многих их которых жестокие религиозные гонения в конце 17-го века вынудили покинуть навсегда свою родную землю.

«В воскресенье, 31-го января 1892 года великий и благословенный служитель Божий Чарльз Гаддон Сперджен закончил свое земное странствование и ушел к своему Господу. Его место в общине «Метрополитен - Табернакпь» в Лондоне занял его второй сын, Томас Сперджен. Кончина Ч. Сперджена последовала в городе Ментоне, на Французской Ривьере.

*****

Как и предсказал наш Господь, Петра препоясали и повели на казнь по Аврелиевой дороге к месту неподалеку от садов Нерона на Ватиканском холме, где столь многие его братья были подвергнуты жестокой казни.

По его просьбе его распяли головой вниз, как недостойного страдать, подобно его Повелителю.

*****

Обычно человека судят за его поступок. С Иисусом дело обстояло иначе: Его судили за то, кем Он был.

*****

После обращения молодой рабочий на другой день был встречен насмешками сотрудников:

«Со смертью всему конец?»

«Нет!» - решительно ответил обращенный.

«Что же еще должно тогда прийти?» - спросили рабочие.

«Всемирный суд!»

На мгновение все замолкли, затем один из рабочих захохотал, сказав:

«Не могу себе представить! Посмотрите-ка, сколько на земле проживало людей во все века и во всех странах. И каждый должен быть судим в отдельности? Сколько для этого нужно времени?»

На это уверовавший серьезно ответил:

«В вечности уже довольно будет времени. Кроме того, у нас пока нет другого поручения».

Этот ответ заставил всех замолчать.

*****

Достоевский говорит, что стоит только представить себе, что друг, на которого сердишься, умер, чтобы сразу простить ему все обиды и почувствовать, насколько он дорог и незаменим.

Если бы чаще думали о том, что все мы смертны, мы бы меньше сердились друг на друга. Нам легче было бы жить, мы видели бы людей в другом свете.

Умершего мы всегда видим в другом свете. Может быть, это есть как раз Божий свет? Сколько мы знаем примеров из жизни, когда супруги жили не в ладах, но после смерти одного из них оставшаяся половина не может нахвалиться хорошим качеством потерянного друга. Не поэтому ли Писание говорит:

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мат. 5,25).

*****

Однажды Александр Великий тяжело заболел. Ни один из его врачей не осмеливался его лечить, один только Филипп не верил, что болезнь была сильнее, чем все лечебные средства, и убедил царя согласиться принять лекарство, уверяя его, что вскоре он его вылечит. В то время, как он его приготовлял, вестник принес царю письмо, в котором царя предупреждали, что Филипп хочет его отравить. Прочитав письмо, царь положил его у своего изголовья.

Спустя какое-то время в комнату больного вошел врач, неся с собою приготовленное лекарственное питье. Александр одной рукой протянул ему письмо, другой взял из рук Филиппа чашу и залпом выпил лекарство, не проявив ни малейшего подозрения. На его лице, спокойном и удовлетворенном, можно было прочитать доверие, которое он питал к своему врачу. Царь не обманулся в своем доверии. Лекарство, очень сильное, сломило на многие дни его силы, но восторжествовало над болезнью, и Александр вновь обрел здоровье. Он ничего не мог сделать сам, чтобы вылечиться. Он не знал средства от болезни, но больной и умирающий с полным доверием отдался в руки Филиппа, и в этом было его спасение.

*****

Один человек умирал, а друг его, сидя у изголовья, и видя, что смерть ему страшна, утешал его:

«Не бойся, будь храбрым, держись до конца».

«Да, я бы держался, - ответил умирающий в невыразимой муке, - если бы я знал, за что держаться».

*****

Один старик - индеец, язычник, услышав однажды живую и горячую проповедь о Христе, понял, что идолы - не боги. Всем сердцем откликнулся он на призыв к покаянию; искренно уверовав во Христа, принял он христианство и горячо полюбил Спасителя.

Немного времени спустя он захворал и почувствовал, что приближается час его кончины. На вопрос, не боится ли он смерти, он ответил:

«С этим миром я уже покончил и стою у врат небесной обители».

«А разве тебя не страшит, что Господь может не принять тебя?»

«Как, - воскликнул умирающий, - не примет меня… Я крепко обниму Его обеими руками, не отпущу от себя и скажу Ему: разве Ты не для того приходил, чтобы взыскать и спасти погибших? К кому же другому мне обратиться за помощью? Разве я не грешник, а ты не Спаситель грешников? Я не отстану от Тебя и Ты введешь меня в Царствие Отца моего!»

Утомленный этой речью и волнением, старик снова опустился на постель и, скрестив с благоговением руки на груди, еще раз прошептал:

«Нет, Господи, я не отступлю от Тебя, и Ты не оставишь меня!» - и затем испустил дух.

Эта душа услышала зов своего Спасителя и поверила, что только Иисус может спасти ее. Ничего не могло поколебать твердой веры старика, и за это услышит он на небе голос своего Владыки:

«Добрый и верный раб! войди в радость Господина твоего» (Мат. 25,21).

Видя непреклонную веру старого индейца, жена и сын его уверовали в Господа и, таким образом, старик послужил орудием Господним для их обращения.

*****

Швейцарский евангелист Филипп Дутойт, живший в 18-ом веке, воскликнул однажды, подавленный мучительными страданиями:

«О, я должен спуститься в ад».

«Хорошо, Я пойду с тобою».

Любая служба, будь то отпевание, освящение квартиры или машины должна заканчиваться проповедью. Не обязательно трех часовой, но необходимо сказать хотя бы пару слов. Хотя бы предупредить владельца автомобиля, что освящение не отменяет правила дорожного движения, необходимость пристегнуться в салоне и т.д. И это не шутка. К сожалению, люди часто воспринимают освящение авто именно как гарантию от всех проблем на дороге. Когда совершаешь требы, встречаешься с разными людьми. В связи с этим возникает необходимость составить небольшие «макеты проповедей» на разные случаи жизни (на разные требы). По мере возможности буду выкладывать свои «требные проповеди». В зависимости от ситуации, текст проповеди, конечно, дополняется и меняется. Все зависит от того, хотят ли тебя слышать.

Начну с отпевания.

Упокой Господи душу раба твоего (имя рек)…

Желаю вам всем помощи Божией, укрепи вас Господь. Теперь главное помните, что самое нужное для усопшего - ваша молитва. Ему уже совершенно безразлично, какой вы ему купили гроб, сколько принесут цветов, будет ли дорогое надгробие, сколько скажут о нем теплых слов. Для его души важна только молитва. Причем не только молитва по каким-то определенным памятным дням: на 3 день, девятый день, на полгода. Но прежде всего ежедневная искренняя молитва. Если этот человек был для вас по-настоящему дорог, то, ложась спать и просыпаясь утром, вы должны вспоминать его в своем общении с Богом.

После смерти тела душа человеческая может раскаиваться в своих грехах, но не имеет возможности принести покаяние. Наверное, вы все слышали о страшном суде. Но «страшный» он будет не потому, что там будут кого-то пытать и мучить, как об этом в свое время печатали безбожники в своих журналах. Страшный суд прежде всего потому, что после него судьба человеческой души будет определена окончательно. И если в своей жизни человек тяготел ко греху, то его участь будет печальна. Пока же не случился страшный суд, мы можем помочь и вымолить души наших родных и близких. И помочь мы им можем не только молитвой, но и добрыми делами в память об усопшем. Милостью, проявленной к нашим близким. И нужно помнить, что близкие - это не только мать и отец, брат и сестра. Это любой нуждающийся: сосед, коллега по работе, просто незнакомый, но ищущий помощи и сочувствия человек.

Нельзя забывать и о том, что все мы люди смертные и когда-нибудь окажемся на месте усопшего. Поэтому не будем ждать этого скорбного часа. По мере сил и возможностей нужно готовить свою душу к жизни вечной. Очищая и освящая ее Исповедью, Причастием и добрыми делами.

Священник Антоний Скрынников

Смерть таинственна... Перед лицом ее и плач и горе наши делаются слишком малыми для той тайны, перед которой мы стоим, и потому так торжественна и так полна веры и надежды, так полна любви и благоговения служба отпевания человека. Каждое слово в ней - слово веры; первые слова ее - «Благословен Бог наш». Сколько нужно надежды и уверенности в Боге, чтобы, обращаясь к отшедшей от нас душе, сказать: «Блажен путь, в который ты идешь сегодня, душа, ибо уготовася тебе место упокоения...» Каждое слово нашего богослужения крепко и истинно только правдивостью этой веры нашей и этой неколеблющейся надежды, и живо это богослужение благоговейной, теплой, ласковой любовью, которой Церковь Христа, воплощенного Бога, окружает тело человека, осиротевшего теперь на время, до воскресения, от своей души.

Мы благоговейно и любовно отпеваем тело человека; этим телом человек вошел в мир, этим телом он воспринял все, чем мир богат - и страшное и дивное. Этим телом он приобщился к Божественным тайнам: Крещению, Миропомазанию, Причащению Святых Даров, Соборованию - всем чудесным действиям, которыми Бог вещественно сообщает телу, душе и духу человеческому вечную жизнь. Через тело была проявлена ласка и любовь, тело исполняло Христовы заповеди; телом мы встречались лицом к лицу друг с другом.

И потому с таким благоговением окружаем мы это тело и уверены спокойной, глубокой уверенностью Церкви, что это тело, которое было неразрывно связано на земле с вечной судьбой человека, и в вечности восстанет во славе.

Вот почему мы с верой, надеждой и пасхальной уверенностью во всеобщее воскресение стоим у гроба усопших, вот почему слова, которые когда-то сказал Христос вдове наинской - «Не плачь!» - обращены и к нам. Да, - не плачь: после того, как Бог стал плотью, и воскрес, и вознесся, смерть человеку уже не предел, а дверь, раскрывающаяся в вечность. И мы должны уметь забыть себя, забыть свое горе, сказать ему: «Отойди прочь», и созерцать то великое, что совершается теперь в вечной судьбе усопшего раба Божия. Он сейчас вступает в путь всякой плоти, в путь всякой души, предстоит перед живым Богом, в Которого веровал, на Которого уповал, Которого посильно любил, Которому поклонялся, от Которого получал жизнь. Это должно быть сейчас содержанием наших мыслей и наших переживаний, и все, что меньше этого, должно быть отстранено хоть отчасти. Сквозь слезы мы должны уметь видеть сияние воскресения, и сквозь свою боль - победу Христа над смертью и вечную жизнь, раскрывающуюся для усопших.

Поэтому услышим сердцем, а не только слухом, слова апостола: «Не хочу, чтобы вы были в неведении и чтобы как неимущие веры вы убивались горем...» (Ср.: 1 Фес. 4, 13.) Перед нами не смерть, а начало вечной жизни.

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших - для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, - не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму, ни сердцу. Напротив, они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры, которые завещаны Самим Господом, известных еще от апостолов - учеников и последователей Иисуса Христа.

Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни. Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую - как на время приготовления к жизни будущей и на смерть - как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная. По окончании отпевания тело усопшего провожается на кладбище. Всякие положения покойного имеют в обряде погребения символическое значение. Дома покойника кладут головой к иконам, ногами к дверям в знак того, что он оставляет все в этом мире. В храме во время отпевания умерший кладется так, как он всегда стоял в храме, - лицом (то есть соответственно и ногами) к алтарю, престолу Божию, что выражает готовность предстать на суд перед Тем, Чьи дары пресуществляются на нем. И в могилу умерший кладется лицом и ногами на восток, туда, куда он всю жизнь обращался с молитвой, - это символизирует уход усопшего от запада жизни к востоку вечности (Господь в Священном Писании именуется «Восток свыше»). Крест ставится в ноги в знак того, что по всеобщем воскресении, восстав, он будет готов взять с собой крест в доказательство своего звания христианина, которое он носил на земле.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного - хотя младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и соделались непорочными. В «Послании Восточных Патриархов» (чл. 16) говорится: «Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в Крещении и приняли Святого Духа в Миропомазании».

«Никто и никогда не сомневался в том, - говорится в «Догматическом богословии», - что крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Правда, существует ложное и довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев, естественно, меньше, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгрешными, но в то же время они не имеют «положительного наполнения», поскольку через собственную свободную волю они никаких добродетелей не стяжали».

Над некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как от прародительского греха они не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

После погребения, да и в остальные дни тоже, не стоит устраивать на кладбище застолье с распитием спиртных напитков, когда центральным моментом поминок становится не молитвенное воспоминание усопшего, а «заливание» горя по поводу его ухода в мир иной. Обычай этот языческий, в древности он назывался «тризнами». И, конечно, соблюдение языческих обычаев приносит душе умершего большой вред - как известно, душа его в это время проходит испытания, и лучше в это время усугубить молитвы, чем количество выпитого спиртного. Учитывая вредоносность этого обычая, следует постараться от него избавиться, хотя это, в силу сложившихся традиций, бывает не легко сделать.

Благочестивый же обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, в крайнем случае - хотя бы прочитать 90-й псалом или «Отче наш».

Первое блюдо поминальной трапезы - кутья (коливо). Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, следует самим окропить кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье. И еще раз хочется напомнить, что спиртным усопших не поминают. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки - не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше отклонить приглашение под благовидным предлогом, чтобы не грешить нарушением поста и винопитием, подавая тем самым и соблазн окружающим.

В нашем храме в редкий день не бывает отпеваний, обычно один-три гроба, но случается и больше, максимально, если не ошибаюсь, я отпевал одновременно десять покойников. Люди, стоящие у гроба, как правило не церковные совсем, единицы ходят в храм и имеют опыт молитвы, таких всегда узнаешь по глазам. Сердца близких умершего удручены горем и открыты для слов утешения и помощи. Стараюсь достучаться до них, не торопясь и внятно читая тексты чина погребения и произнося проповедь. Обычно говорю три слова, перед отпеванием для настроя на молитву, кратко перед чтением разрешительной молитвы с призывом простить и попросить прощение и последние слова произношу после предания земле, напутствуя и предлагая близким что то поменять в себе ради умершего.

Слово перед отпеванием.
Братия и сестры, сегодня вы собрались помолиться о ваших усопших близких и родных. Мы привыкли помогать дорогим наш людям всякими земными способами: заботой, вниманием, материально, сочувствием, советом, поддержкой. Когда же человек умирает, очень часто мы упрекаем себя в том, что не все сделали для него, были забывчивы, не сказали друг другу каких то главных и важных слов. Сейчас все земные средства помощи уже не нужны нашим ушедшим близким, но мы все таки можем им помочь. Когда люди выполняют работу то напрягают мышцы, делая что то тяжелое, или волю, принимая решение. Сейчас же надо напрячь наши сердца и пусть молитвы, что мы сейчас будем петь и читать, будут теми главными словами, которые вы не успели сказать, пусть из сердец ваших будет изливаться те внимание и поддержка, которых может быть не хватало раньше в ваших отношениях с умершим. Мы живем не только подчиняясь государственным установлениям или законам природы, есть еще духовные правила жизни, одно из них гласит: как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться. Оно подобно закону переливающихся сосудов в физике. И Господь судит о умерших и по тому, что они оставили в наших сердцах. Образно выражаясь, Он смотрит на нас всех сверху и думает: надо же как они любят этого человека, значит он заслужил такой любви и моей милости. Поэтому напрягите ваши сердца и будем молиться.

Слово после отпевания.
Вы плачете, а ведь это слезы о нас самих: как же мы будем дальше жить, как нам теперь не хватает наших близких. Одна женщина, трагически потерявшая мужа как то призналась после панихиды: я три года жду, чтобы кто то сказал мне те слова, что облегчат горе, но так и не услышала их. Мне тогда подумалось, действительно нет таких человеческих слов, только Господь может дать измученным сердцам облегчение. Поэтому люди чаще всего не хотят думать и говорить о смерти, пытаются быстрей забыться, закрутиться в работе, в суете. Но посмотрите как относятся к смерти истинные христиане, взгляните на церковный календарь, дни памяти святых почти всегда дни их кончины, а так как большинство святых мученики, то тяжелой, жестокой, насильственной. Когда то близкие убиенных мучеников тоже страдали и плакали, прошло время и эти дни стали называться для нас не траурными датами, а праздниками. Если будем молиться за своих усопших, то со временем и для нас даты их успения будут не временем плача и скорби, а встречи и утешения.
Но все равно сердце человеческое хочет помочь усопшим и земными способами, тогда посмотрите вокруг, сколько же на земле горя, несчастий, нужды. Если мы поможем кому то ради наших близких то мы им поможем. Но думается самая большая жертва для них-это мы сами. Может быть они хотели, чтобы мы в чем то изменились к лучшему и исправились в плохом, почему бы не исполнить их волю сейчас. А если вы хоть иногда бываете в храме, то может быть начать это исправлению с искренней исповеди, открыть себя для Господа, чтобы он принял эту нашу жертву и дал утешение всем, живым и усопшим. Аминь.