Чтобы научиться отличать Австрию от Австралии, север от юга, дюну от бархана - следует хорошо учить географию. Определение слова и его значение вы найдете в этой статье. Кроме того, вы узнаете, что изучает одна из древнейших наук, и каковы ее главные особенности.

Что такое география: определение и значение термина

География - древнейшая из ныне существующих научных дисциплин. Ее основы были заложены еще в эпоху эллинизма. В сфере ее интересов - моря и океаны, горы и равнины, а также общество. Точнее, особенности взаимодействия человека с окружающей природой.

Определение понятия «география» невозможно без трактовки самого слова. Оно имеет древнегреческое происхождение и переводится как «землеописание». Термин состоит из двух греческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).

В третьем веке до нашей эры (когда география зарождалась как наука) данный термин вполне соответствовал сущности. Древнегреческие мыслители и вправду занимались «землеописанием», не сильно вдаваясь в тонкости природных процессов и явлений. Однако нынешнее определение географии нельзя сводить к такой, столь узкой трактовке.

Чем же занимается наука на современном этапе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с тем, что такое география. Определение данной научной дисциплины вы найдете далее в нашей статье.

Ранняя история географической науки

Итак, как мы уже разобрались, термин «география» придумали древние греки. Ими же были созданы первые детальные карты местности. Собственно, и основы этой науки были заложены именно в эллинскую эпоху. Позднее центр ее развития плавно переместился в арабский мир. Исламские географы не только исследовали и нанесли на карты массу новых земель, но и совершили немало важных новаторских открытий.

Развитию географической науки сильно поспособствовала также китайская цивилизация. В частности, инструментально. Именно китайцы разработали такую полезную вещицу, как компас, которой активно пользуются и в XXI веке.

Самые известные представители раннего периода в истории географической науки:

  • Эратосфен («отец географии»).
  • Клавдий Птолемей.
  • Страбон.
  • Мухаммад-аль-Идриси.
  • Ибн Баттута.

Развитие географии в XVI-XX веках

В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.

В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии - такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.

Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:

  • Герхард Меркатор.
  • Александр фон Гумбольдт.
  • Карл Риттер.
  • Вальтер Кристаллер.
  • Василий Докучаев.

Определение географии как науки

«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено - заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».

В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители - на территорию» - эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.

Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.

Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.

Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география - это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.

Географическая оболочка - это…

Под географической оболочкой подразумевают оболочку планеты Земля, состоящей из четырех структурных слоев:

  • Тропосферы.
  • Земной коры.
  • Гидросферы.
  • Биосферы.

При этом все эти «сферы» пребывают в теснейшем взаимодействии, пересекаясь и проникая друг в друга. Сущность понятия о географической оболочке Земли впервые описал еще в 1910 году русский ученый П. И. Броунов.

В пределах географической оболочки происходит постоянный и непрерывный процесс перемещения вещества и энергии. Так, вода из рек и озер постоянно поступает в нижние слои атмосферы, а также в земную кору (через трещины и поры). В свою очередь, в водоемы попадают газы и твердые частицы из тропосферы.

Границы географической оболочки определяются нечетко. Чаще всего нижнюю ее черту проводят по подошве земной коры, верхнюю - на высоте 20-25 километров. Таким образом, средняя мощность географической оболочки Земли составляет примерно 30 км. По сравнению с параметрами нашей планеты - это мизер. Но именно эта тонкая «пленка» как раз и является главным объектом изучения для географической науки.

Структура географической науки

Современная география - комплексная и очень объемная наука, включающая в себя десятки частных дисциплин. Как правило, ее делят на два крупных блока - физическую и общественную (или социально-экономическую). Первая изучает общие закономерности развития и существования географической оболочки и ее отдельных частей, а вторая - занимается исследованием процессов взаимодействия общества с природной средой.

Среди физико-географических дисциплин выделяются следующие:

  • Геодезия.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Ландшафтоведение.
  • Почвоведение.
  • Палеогеография.
  • Климатология.
  • Гляциология и пр.

В числе общественно-географических наук принято выделять такие дисциплины:

  • Демография.
  • Экономическая география.
  • Геополитика.
  • География культуры.
  • Медицинская география.
  • Геоурбанистика.
  • Политическая география.
  • Страноведение и др.

Основные проблемы и дискуссии современной географии

Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой - эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.

Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:

  • Проблема утраты в обществе интереса к географии.
  • Проблема «отмирания» таких чисто практических дисциплин, как мелиорация, землеустройство, почвоведение.
  • Проблема общей классификации географической науки.
  • Определение ряда ключевых понятий: «географическая оболочка», «ландшафт», «геосистема» и т. п.

В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию - в практичную и полезную.

В заключение

География входит в число древнейших наук. Она зародилась еще в III веке до нашей эры. Сегодня география является самостоятельной научной отраслью, которая занимается глубоким и комплексным изучением географической оболочки Земли, начиная от процессов в толще земной коры и заканчивая производственной деятельностью человека.

География (от греч. geo и grapho - пишу), наука (система естественных и общественных наук), изучающая структуру, функционирование и эволюцию , взаимодействие и распределение в пространстве-времени её отдельных частей - природных и природно-общественных геосистем и компонентов, в целях научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и производства, эффективного использования природных ресурсов, географич. прогноза, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого (сбалансированного) развития общества.

Система географических наук

Современная география - система наук, в которой выделяются естественные (физико-географические), общественные (социально-географические и экономико-географические) науки, прикладные географические науки и науки, носящие интегральный характер.

Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом - землеведение (общую физическую географию), ландшафтоведение(региональную физическую географию), палеогеографию (эволюционную географию). В процессе длительного развития географии сформировались частные науки о компонентах географической оболочки - топография, геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши , океанологию), гляциология, география почв, биогеография.

В социально-экономическую географию входят комплексные науки — социальная география и экономическая география, география мирового хозяйства, региональная социально-экономическая география, политическая география. Частные науки: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения, география сферы услуг, поведенческая география и др.

К интегральным географическим наукам относятся картография, страноведение, историческая география , география океана. Развитие географии привело к становлению прикладных географических наук — медицинской географии, рекреационной географии, военной географии, мелиоративной географии и др. Они выполняют связующие функции между географией и другими научными дисциплинами. Единство географии обусловлено естественно-историческим единством объекта исследования; общностью используемых методов; предметной взаимодополняемостью при решении территориальных проблем. Принципиальное различие двух ветвей географии - в сущности естественных и общественных законов и закономерностей. Язык географической науки включает карту, понятия и термины, факты, цифры, даты, географические названия; географические представления (образы).

Что включают в себя методы географических исследований

  • общенаучные (математический, исторический, экологический, моделирования, системный и др.);
  • конкретно-научные (геохимический, геофизический, палеогеографический, технико-экономический, экономико-статистический, социологический и др.);
  • рабочие приёмы и методы получения информации (полевые наблюдения, дистанционные, в т. ч. аэрокосмические;
  • лабораторные, например, физико-химический анализ вещества, спорово-пыльцевой анализ, анкетирование; выборки и др.);
  • эмпирическое и теоретическое обобщение информации (индикационные, оценочные, аналогов, классификации и др.);
  • хранения и обработки информации (в т. ч. на электронных носителях).

Академик К.К. Марков выделил сквозные методы (направления) в географии: сравнительный географический (описательный), картографический, эволюционно-исторический (палеогеографический), математический (геоинформационный), геофизический и геохимический. У истоков сравнительного географического метода стояли древне-греческие учёные Геродот и Страбон. Для становления и развития сравнительного метода в физической географии многое сделано А. Гумбольдтом. Термин картография появился в эпоху Возрождения, но картографический метод органически связан с зарождением географии. Развитие метода связано с именами Г. Меркатора, С.У. Ремезова, А.А. Тилло, Ю.М. Шокальского, К.А. Салищева, А.М. Берлянта.

Назначение эволюционно-исторического (палеогеографич.) направления - установление закономерностей развития природных и антропогенных ландшафтов. Палеогеграфическое направление было разрабатывалось И.П. Герасимовым, К.К. Марковым, А.А. Величко, П.А. Каплиным.

Истоки математической географии относятся ко временам Фалеса Милетского и Эратосфена. В это понятие вплоть до начала 20 в., вкладывался иной, чем сегодня смысл. В область интересов математической географии как части физической географии входило изучение формы и размеров Земли, систематизация сведений о её движении, решение астрономо-геодезических задач. Развитие современных математических методов началось в 50-60 годы 20 в. в СССР, США, Швеции. Внедрение математических методов в географии (теории вероятностей , одномерного и многомерного статистического, многомерного параметрического и непараметрического, фрактального, кластерного, спектрального математического анализов и т. д.) связано именами Д.Л. Арманда, Л.Н. Васильева, А.С. Викторова, Ю.Г. Пузаченко, С.Н. Сербенюка, Ю.Г. Симонова и др.

Геохимический метод исследования ландшафтов, позволяющий изучать распределение, процессы миграции и концентрации химических элементов и их соединений реализован в рамках геохимии ландшафта, зародился в 30-40-х гг 20 в. Основные принципы сформулированы академиком Б.Б. Полыновым и его учениками - М.А. Глазовской, А.И. Перельманом и развиты В.В. Добровольский, С. Касимовым, В.А. Снытко и др.

Становление и развитие геофизического метода связано с именами А.И. Воейкова, А.А. Григорьева, М.И. Будыко. (Д.Л. Арманд, Н.Л. Беручашвли, К.Н. Дьяконов) развивается с 60-е гг 20 в. благодаря стационарным комплексным физико-географическим исследованиям. Сущность метода - построение балансовых моделей вещества и энергии природных ландшафтов, изучение трансформации солнечной энергии по цепям питания.

Основные этапы развития

Достоверные географич. сведения дошли до нас с 4-3 тысячелетия до н.э. и относятся к Вавилону, Египту и Древнему Китаю. Изолированный очаг высокоразвитой цивилизации сформировался на северо-востоке Китая. Географический кругозор китайцев был достаточно широк: от Японских о-вов до современного Вьетнама и Тибетского нагорья. Китайцы знали свойства магнитной стрелки, изготовляли карты с деревянных клише.

Античная средиземноморская цивилизация характеризуется фундаментальными достижениями в географии Первоначальные попытки естественно-научного объяснения географических явлений принадлежат древне-греческим философам милетской и ионийской школ - Фалесу Милетскому и Анаксимандру. Аристотель ввёл представление о шарообразности Земли и заложил зачатки дифференциации географических наук. Эратосфен довольно точно определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «меридианы», ввёл термин «География». Идеи широтной зональности сформулированы Посидонием, выделившим 13 географических поясов (соответствует современной классификации). Родоначальник эволюционной географии и страноведения - Страбон, обобщивший в 17 т. страноведческого знания по географии; К. Птолемей в «Руководстве по географии» заложил основы для построения карты Земли. Создание преобразовательного (мелиоративного) направлениия в географии связяно со строительством каналов, дорог, водопроводов и др.

В Средневековье значительную роль в развитии географии сыграли арабские учёные-энциклопедисты Ибн Сина (Авиценна), Бируни, путешественники Ибн Батутта, Идриси. Великим европейским путешественником был Марко Поло. Тверской купец Афанасий Никитин ходил по Каспийскому, Черному и Аравийскому морям, достигнув берегов Индии, описал природу, жизнь и быт населения этой страны. В Средневековье идея шарообразности Земли была отвергнута. В 15 в., когда были переведены труды античных географов, эта идея стала возрождаться.

Эпоха Великих географических открытий расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности мира и о единстве Мирового океана. Картография характеризуется двумя выдающимися достижениями: созданием цилиндрической равноугольной проекции, рукописного атласа - вершины русской картографии «Большой Чертеж всему государству Московскому», ок. 1600 г.) (1598?) и уточненного в 1627, и составлением карты Меркатора, где показаны реальные очертания материков и береговых линий. Основы физического мышления в географии заложили Б. Варениус в «Генеральной географии» (1650), где объектом географии представлял “земноводный шар“, который можно изучать как единое целое (сейчас это общее землеведение) и по отдельным частям (аналог современному страноведению или краеведению); географию он разделял на хорографию, описывающую большие по площади территории, и топографию, изучающую малые территории; а также И. Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687).

Существенный вклад в развитие методологии географии внес В.Н. Татищев. В работе “О географии вообще и о русской“ он разделил географию на: универсальную, или генеральную, охватывающую Землю или её крупные части; специальную, или частную, описывающую разные страны; топографию, или пределоописание, освещающую части страны и отдельные города. Географию Татищев делил и “по качествам” - на математическую (астрономо-геодезичое направление), физическую и политическую. Физической географии он отводил изучение территории “от места к месту”, природных “довольств и недостатков”, причем ведущая роль закреплялась за климатом; политическая география изучала занятия населения, города, селения и др.

М.В. Ломоносов в середины 18 в. первым высказал идею о роли фактора времени в развитии природы и ввёл в науку термин «экономическая география». С открытием в 1739 г. Географического департамента существенно повысилась роль Академии Наук в организации систематического географического изучения России. В конце 18 в. при Екатерине II было проведено Генеральное межевание России, “Экономические примечания” которого содержали информацию о размерах угодий, качестве земель, характере землепользования и т. д. Генеральное межевание стимулировало развитие экономической географии.

Обобщение данных полевых экспедиций привело немецкого естествоиспытателя А. Гумбольдта к разработке сравнительного метода в географии, классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности; он стал идеологом комплексного подхода в географии, поставил перед физической географией задачу исследования общих законов и взаимосвязи земных явлений, прежде всего между живой и неживой природой. В 1845 усилиями Ф.П. Литке, К.И. Арсеньева, К.М. Бэра, Ф.П. Врангеля, В.И. Даля, И.Ф. Крузенштерна и др. в Петербурге было образовано Императорское Русское географическое общество. В 1884 в Московском университете Д.Н. Анучиным была создана первая кафедра географии (кафедра географии и этнографии) и основана школа комплексной физической географии. Формирование географической школы в Петербургском университете связано с идеями В.В. Докучаева и А.И. Воейкова.

В 1898 В.В. Докучаев высказал мысль о необходимости противопоставить “расплывающейся во все стороны географии“ новую науку о взаимодействии и взаимоотношении живой и неживой природы. В работе “Наши степи прежде и теперь” (1892) Докучаевым были изложены основные идеи и принципы ландшафтоведения как интегральной географической науки. Развитие идей Докучаева его последователями (Г.Н. Высоцким, Л.С. Бергом, Г.Ф. Морозовым, А.А. Борзовым, Л.Г. Раменским) привело к обоснованию понятия ландшафта географического как функционально-генетического единства.

Во 2-й половине 19 в. широкое распространение получили идеи географического детерминизма, утверждавшего, что географические факторы играют решающую роль в жизни людей, развитии народов и стран. Ярким представителем направления был Л.И. Мечников, автор фундаментальной работы “ Цивилизация и великие исторические реки“ (1889). Развитие географии в конце 19, нач. 20 вв. связано с именами К. Риттера, П.П. Семёнова- Тян-Шанского, А.И. Воейкова, Д.Н. Анучина, Видаль де ла Блаша, В.В.Докучаева, В.М. Дэвиса, Л.С.Берга.

Развитие географии в 20 в. определялось в значительной степени традициями национальных школ, таких как французская школа «географии человека» Видаль де ля Блаша, российская географическая школа, позже советская, сформировалась под влиянием учений В.В. Докучаева о природных зонах, В.И. Вернадского о роли живого вещества в становлении современной биосферы Земли и эволюционно-стадиальном её развитии, А.А. Григорьева о и её динамических процессах, Л.С. Берга, Л.Г. Раменского, С.В. Калесника, Н.А. Солнцева о ландшафтном устройстве земной природы, Н.Н. Баранского о географическом (пространственном) разделении труда.

Советский период развития географии оказал огромное влияние на мировую географическую и экологическую науку. Планом электрификации России (ГОЭЛРО) перед географами были поставлены задачи изучения природных ресурсов , научного обоснования создания тепловых и гидроэлектростанций, мелиорации земель. Особое внимание уделено освоению Северного морского пути и расширения географических исследований в Арктике. Постоянно функционировали дрейфующие научные станции СП, первую из которых возглавил И.Д. Папанин в 1937 г. 20-30-е годы АН СССР организовала большие комплексные экспедиции по изучению производительных сил страны. В 1937 был издан Большой советский атлас мира.

Сложнее шло развитие социально-экономической географии. В 20-30 гг 20 в. шла острая дискуссия между представителями отраслево-статистического и районного (регионально-комплексного) направлений. Развитие экономической географии пошло по второму направлению (Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский), но конструктивные положения отраслевого направления были востребованы. После Великой Отечественной войны начался новый этап развития географии. Он характеризуется становлением и развитием крупных географических школ в академических институтах, государственных университетах и педагогических институтах. К середине 20 в. оформилась современная система географических наук, были созданы ведущие географические школы. Среди них школа физико-географического страноведения (региональной комплексной физической географии) - Н.А. Гвоздецкий, Н.И. Михайлов, Ф.Н. Мильков, Э.М. Мурзаев; экономико-географического страноведения - И.В. Комар, Ю.Г. Саушкин и др.; районная экономико-географическая школа Н.Н. Баранского - Н.Н. Колосовского - И.А. Витвера; академическая геофизическая школа А.А. Григорьева - И.П. Герасимова - Д.Л. Арманда; комплексной (ландшафтной) географии - А.А. Борзова - Л.С Берга - Н.А. Солнцева - А.Г. Исаченко; ландшафтно-геохимическая школа Б.Б. Полынова - А.И. Перельмана - М.А. Глазовской - Н.С. Касимова; академическая ландшафтно-экологическая школа сибирских географов - В.Б. Сочавы - В.А. Снытко; Воронежская - по антропогенному ландшафтоведению - Ф.Н. Милькова - В.И. Федотова.

Наряду с развитием интегральных направлений в географии, фундаментальные результаты получены в частных географических науках. Признание получили геоморфологические школы МГУ И.С. Щукина, морской геоморфологии О.К. Леонтьева, ИГ РАН И.П. Герасимова - Ю.А. Мещерякова, Санкт-Петербургского университета Я.С. Эдельштейна. Огромную роль в развитии географии сыграла школа физической климатологии М.И. Будыко. Достигнуты успехи в классификации климатов (Б.П. Алисов), изучении влагооборота и циркуляции атмосферы, колебаний увлажненности (О.А. Дроздов, М.А. Петросянц, С.П. Хромов). Построены математические модели климата (М.И. Будыко, А.В. Кислов) Оформилось несколько направлений в изучении вод суши. Еще в предвоенные годы В.Г. Глушковым, М.А. Великановым, С.Д. Муравейским, и др. были разработаны теоретические основы географического направления в гидрологии. Гидрологической школой ИГ АН СССР (М.И. Львович) были рассчитаны составляющие водного баланса отдельных материков и Земного шара в целом. Проблемы глобальной гидрологии разрабатывались Г.П. Калининым. Фундаментальные результаты в области русловых процессов и стока наносов были получены Н.И. Маккавеевым, Р.С. Чаловым, Н.И. Алексеевским. Четко обозначилось направление, связанное с преобразованием стока речных систем, с антропогенными изменениями качества вод суши (М.И. Львович). Исследования озёр и водохранилищ проводились Л.Л. Россолимо, Б.Б. Богословским, С.Л. Вендровым, В.М. Широковым, К.К. Эдельштейном и др.. Гляциологическая школа была основана и развита С.В. Калесником, М.В. Троновым, Г.А. Авсюком, П.А. Шумским, В.М. Котляковым. Одним из основателей лавиноведения был Г.К. Тушинский и его ученики М.Ч. Залиханов, В.М. Котляков. В советский период существенное развитие получила криолитология (А.И. Попов, П.И. Мельников, В.П. Мельников, .Н. Конищев).

Создатель школы биогеографии В.Н. Сукачев и его последователи А.Г. Воронов, А.Н. Формозов, А.А. Тишков заложили основы учения о биогеоценозах, разработали типологию лесов. Географическое направление в почвоведении проявилось в исследованиях по генезису, классификации почв и их картографированию (И.П. Герасимов, Е.Н. Иванова, Н.Н. Розов, В.О. Таргульян и др.), их водному режиму (А.А. Роде, С.В. Зонн), по геохимии (М.А. Глазовская, В.О. Таргульян) и по эволюции почв (И.П. Герасимов, А.Н. Геннадиев, А.Л. Александровский).

Общественно-географическое направление включало: теоретико-методологическое (Н.Н. Баранский, С.Б. Лавров, И.М. Маергойз, А.А. Минц, В.В. Покшишевский, Ю.Г. Саушкин, П.Я. Бакланов, Ю.Н. Гладкий, Н.С. Мироненко); районное, в т. ч. экономико-географические исследования зарубежных стран (Ю.Д. Дмитриевский, Я.Г. Машбиц, Г.В. Сдасюк) и отраслевое. Важнейшие из них исследования по географии промышленности (А.Е. Пробст, П.Н. Степанов, А.Т. Хрущев), географии сельского хозяйства (А.Н. Ракитников, В.Г. Крючков), транспорта (И.В. Никольский), географии сферы обслуживания (С.А. Ковалев, А.И. Алексеев), географии населения и городов (С.А. Ковалев, Г.М. Лаппо, В.В. Покшишевский). Возрастающие масштабы потребления природных ресурсов обусловили развитие географического направления в ресурсопользовании. Теоретические и региональные исследования выполнены А.А. Минцем, И.В. Комаром (концепция ресурсных циклов), Э.П. Романовой.

На рубеже веков проявились новые тенденции развития географии: компьютеризация методов сбора и обработки данных с широким использованием математических методов, создание географических информационных систем, экологизация, гуманитаризация и гуманизация, социологизация, глобализация мышления. В СССР и России география стала одной из базовых наук об окружающей среде. Эколого-географические методы лежат в основе оценок воздействия на . Всё это ставит перед географией задачи: исследование динамики природных, социально-экономических и геополитических процессов, прогнозирование глобальных и региональных социально-экономических и политических ситуаций, выработка рекомендаций по охране окружающей среды, оптимальному устройству и функционированию природно-технических систем в целях повышения безопасности человеческого существования, качества жизни людей, устойчивого развития общества, экономики.

Состояние географии за рубежом

Зарубежная география в 20 в прошла путь от классической задачи описания земной поверхности, природы, хозяйства и населения, до поиска географических закономерностей и законов. Большое объединяющее влияние на развитие географии оказали хорологическая концепция немецкого ученого А. Геттнера, видевшего задачу географии в выявлении “земных пространств по их различиям и пространственным взаимоотношениям”. Хорологическая концепция получила развитие в США в трудах Р. Хартшорна. На этой теоретической основе в первой половине 20 в. в Великобритании, США, Австралии широкое развитие получили работы по районированию территории. Значительный вклад в разработку теоретических проблем внесли в Германии З. Пассарге, А. Пенк, О. Шлютер, К. Тролль, Й. Шмитхюзен; в США - К. Зауер, И. Боуман. Во Франции сформировались школы региональной и культурной географии (П. Видаль де ла Блаш, Э. Мартон, Ж. Боже-Гарнье). Географический детерминизм, популярный в англоязычной географии начала 20 в., прямо выводил исторические и экономические процессы из природных условий (Э. Хантингтон).

В биогеографии идея изменения во времени стала руководящей после работ Ф. Клементса. Сформировались школы исторической географии в США (К. Зауер) и Великобритании (Х. Дэрби). К. Зауер заложил основы экологии человека и видел основу единства географической науки в изучении природы и человека. Политические события первой половины 20 в. стимулировали развитие геополитических теорий, которые исходили из представлений о государстве как организме с необходимым ему жизненным пространством (Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х. Маккиндер).

Во второй половине 20 в. основные усилия были направлены на создание аппарата пространственного анализа. Сложилась теория центральных мест В. Кристаллера и А. Леша, позволившая объяснить иерархию и пространственное расположение поселений. В геоморфолоии работы Р. Хортона и А. Стралера положили начало количественной морфологии речных бассейнов. Теория островной биогеографии объяснила количественные соотношение видового разнообразия живой природы от площади острова и его удаленности от материка (Р. Макартур, Е. Уилсон). Внедрялся системный подход, саморегуляции, устойчивости (Р. Чорли, Б. Кеннеди, Р. Хаггет, Р. Беннет, Э. Нееф). В 70-80-е гг на первый план выдвигается изучение проблемы иерархии процессов во времени и пространственных объектов. В рамках общественной географии получила развитие поведенческая география (бихевиоризм) - Д. Уолперт, К. Кокс, Р. Голледж). С 90-х гг популярны исследования по восприятию и эстетике ландшафта, особенно во Франции (Ж. Бертран, А. Декам). В 60-70-е гг обозначилась экологизация географических исследований (Д. Стоддарт, Г. Хазе, И. Симмонс, Ф. Хэер). В 70-80-е гг формируется ландшафтная экология. Осознание глобальных и региональных экологических проблем потребовало разработки концепций природопользования и охраны природы. С 1982 г. существует Международная ассоциация ландшафтной экологии. Основное прикладное значение ландшафтной экологии заключается в планировании землепользования, более широко - в ландшафтном планировании, Институт географии СО РАН, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Институт степи УрО РАН, Институт водных проблем РАН, Институт водных и экологических проблем СО РА, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, географические факультеты и факультеты географии и геоэкологии Московского, Санкт-Петербургского, Воронежского, Тверского, Тюменского и др. университетов (всего более 30 университетов осуществляют подготовку географов); географические факультеты педагогических университетов - Московского, Санкт-Петербургского и др. Ведущие научные географические журналы - Известия РАН, серия географическая, Вестник Московского Университета, сер. 5. География, География и природные ресурсы, Водные ресурсы, Известия Русского географического общества, Геоморфология, Метеорология и гидрология и др.

Различные сферы научной, образовательной и практической географической деятельности координирует Русское географическое общество с его региональными центрами и отделами.

Географы мира объединены в Международный географический союз, созывающий каждые четыре года международные географические конгрессы. Международная деятельность картографов направляется Международной картографической ассоциацией. В России международную деятельность географов координирует Национальный комитет российских географов.

Рекомендуемая литература

Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. М., 1975;

Баранский Н.Н . Экономич. география. Экономич. картография. 2 изд., М., 1960.

Берлянт А.М. Картография. М., 2001.

Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение.СПб., 1998.

Воронов А.Г. и др. Биогеография с основами экологии. Учебник для вузов. М., 2003.

Глазовская М.А., Геннадиев А.Н . География почв с основами почвоведения. М., 1995.

География Мирового океана. Т. 1-7. Гл. ред. К.К. Марков, А.П. Капица. Л., 1981-1987.

География, общество, окружающая среда. Гл. ред. Н.С. Касимов. Т. I-УП. М., 2004.

Герасимов И.П. Новые пути в геоморфологии и палеогеографии. М., 1976.

Герасимов И.П. Структура и динамика природы Земли. Избр. тр. М., 1993.

Геттнер А . География, ее история, сущность и методы. Пер. с нем. Л.-М., 1930.

Григорьев А.А. Закономерности строения и развития географич. среды. М., 1966.

Гумбольдт А. Космос. Пер. с нем. Т. 1. М., 1866.

Докучаев В.В . Соч. Т. 1-7.М.-Л., 1947-1953.

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. Учебник для вузов. М.,2005.

Исаченко А.Г. Развитие географич. идей. М., 1971.

Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико- географическое районирование. М., 1991.

Котляков В.М. Избранные сочинения в шести книгах. М., 2000-2004.

Максаковский В.П. Историч. География мира. Учебное пособие. М., 1997.

Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.

Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология. Учебник для вузов. М., 2005.

Мироненко Н.С . Страноведение. Учебное пособие. М., 2001.

Перельман А.И., Касимов Н.С . Геохимия ландшафта. Учебное пособие.М., 1999.

Проблемы теоретич. геоморфологии. Ред. Г.С. Ананьев, Л.Г. Никифоров, Ю.Г. Симонов. М., 1999.

Русское географическое общество. 150 лет. М., 1995.

Саушкин Ю.Г. Экономич. георафия: история, теория, методы, практика. М., 1973.

Солнцев Н.А. Учение о ландшафте. Избр. тр. М., 2001.

Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосиб., 1978.

Творцы отечественной науки. Географы. Отв. Ред. В.А. Есаков. М., 1996.

Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. Учебник для вузов. М., 2005.

Физической географией называют науку о строении оболочки Земли. Данная дисциплина является основой наук о естествознании. Какие оболочки Земли изучает физическая география? Изучает она расположение разнообразных географических объектов, оболочку как целое явление природы. Помимо этого, исследуются региональные различия оболочки Земли. Данная наука вмешает целый комплекс других наук, которые изучают географию нашей планеты.

Учитывая, что разнообразия фазового и химического состава достаточно велико и необычайно сложное, все части земной коры постоянно связаны между собой и непрерывно обмениваются разнообразными веществами, а также необходимой энергией. Именно этот процесс позволяет выделить географическую оболочку как специфический материал в системе нашей планеты, совокупность процессов, которые протекают внутри, ученые объясняют, как особый процесс движения материи.

Что за наука - физическая география

Уже долгое время физическая география изучает природу земной поверхности. Единственное направление уже со временем благодаря дифференциации некоторых наук, развития кругозора человека, начали появляться такие вопросы, ответы на которые можно было получить, только расширив научный спектр. Так, геофизика стала изучать неживую природу, а география полностью укладывается в изучение всего живого на планете Земля. Физическая география - это наука, изучающая обе стороны, то есть живую и неживую природу, оболочку Земли, а также ее влияние на жизнедеятельность человека.

История развития науки

На протяжении развития науки, учеными накапливались факты, материалы и всё необходимое для того, чтобы изучение было успешным. Систематизация материалов помогла облегчать работу и делать определённого рода выводы. Именно это сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии физической географии как науки. Что изучает общая физическая география? В середине XIX века был очень активный период развития этого направления. Он заключался в постоянном изучении разнообразных природных процессов, которые протекают в географической оболочке и обусловлены разнообразными географическими явлениями. Изучение этих явлений было обосновано запросами практических знаний, более глубокого изучения и объяснения некоторых закономерностей, которые стали происходить в природе планеты Земля. Таким образом, чтобы узнать природу некоторых явлений, необходимо было изучать определенные компоненты ландшафта. Благодаря этой потребности последовало развитие и других географических наук. Таким образом, появился целый комплекс наук, которые выступали как смежные.

Задачи физической географии

Со временем к физической географии начала относиться и палеография. Некоторые ученые относят к этой системе географию и почвоведение. Эволюция научных познаний, идей и открытий рассматривает целую историю физической географии. Таким образом, прослеживаются свои внутренние и внешние связи, практическое использование закономерностей. Так задачей физической географии стало изучение региональных различий оболочки Земли и специфические факторы проявления общих и местных закономерностей, которые соответствуют определённым теориям. Общие и местные закономерности связаны между собой, тесно сочетается и непрерывно взаимодействуют.

География России

Что изучает физическая география России? Земельные ресурсы, полезные ископаемые, почва, рельефные изменения - все это входит в перечень исследований. Наша страна расположена на трех огромных равнинных пластах. Огромными залежами полезных ископаемых богата Россия. В разных ее уголках можно встретить железную руду, мел, нефть, газ, медь, титан, ртуть. Что изучает физическая география России? Важными темами исследований являются климат страны и водные ресурсы.

Дифференциация науки

Спектр физико-географических наук опирается на определенные материалы и общие закономерности, которые изучаются физической географией. Определённо дифференциация имела позитивное влияние на развитие науки, но при этом проблемы были в специальных физико-географических науках, их разработок было недостаточно, ведь изучались не все природные явления, были чрезмерно употреблены некоторые факты, что затрудняло дальнейшее развитие во взаимообусловленных природных процессах. Последнее время тенденция уравновешивание дифференциации идёт довольно позитивным путем, расследуются комплексные исследования, производится определённое синтез. Общая физическая география использует в своих процессах ряд смежных отраслей естественных наук. При этом возникают и другие науки, которые помогают в дальнейшем раскрывать всё новые знания. В дополнение ко всему этому сохраняются истории наук, со своими знаниями и экспериментами. Благодаря этому продолжает двигаться научный прогресс.

Физическая география и смежные науки

Частные науки в сфере физико-географии, в свою очередь, зависят от общепринятых закономерностей. Они, конечно, имеют прогрессивное значение, однако проблема в том, что имеются определённые границы, которые не дают достичь больших познаний. Именно это затрудняет продолжительный прогресс, для которого необходимо открывать новые науки. Во многих частных физико-географических науках чаще всего применяются химические и биохимические методы, процессы и объекты, это и становится двигающиеся силой. Физическая география связывает эти науки, обогащает их необходимыми материалами и учебными методиками. Это необходимо для решения практических задач, что дает определенные прогнозы изменения природной среды под определенными человеческими действиями. Помимо этого, приведённые науки связывают проблематику в целом, что и порождает еще целый ряд новых исследований. Но что изучает физическая география материков и океанов?

Большая часть земной поверхности покрыта водами. Только 29% - это материки и острова. На Земле имеется шесть материков, всего 6% занимают острова.

Связь с экономической географией

Физическая география имеет довольно тесную связь с экономическими науками и многими их отраслями. Это объясняется тем, что в конкретных природных условиях, экономическая география, так или иначе, влияет на них. Еще одним важным условием производства является использование природных ресурсов, и именно это задевает какие-то экономические аспекты. Развитие экономики и промышленного производства, видоизменяет географию, оболочку земной поверхности, иногда происходит даже и увеличение поверхности, такие стихийные изменения должны быть отражены в исследованиях. Также и подобные изменения воздействуют и на состояние природы, все эти моменты должны быть изучены и объяснены. В свете всего вышесказанного изучение географической оболочки может быть успешным только в случае познания обусловленного способа произведения влияния человеческого социума на природу планеты.

Концепции физической географии

Интересным фактом являются аспекты, изложенные в теоретических основах физической географии, именно они начали формироваться на рубеже 19-20 века. Тогда были сформированы основные концепции данной науки. Первая концепция говорит о том, что географические оболочки всегда были и будут целостными и неразрывными. Все их компоненты содействуют между собой, делится энергией и необходимыми веществами. Вторая концепция говорит о том, что ученые в сфере географии объясняют, момент зональности как важнейшие проявления территориальной дифференциации оболочки планеты. Изучение данной науки в местных закономерностях, а также локальных проявлениях имеет огромное значение для районирования.

Периодический закон зональности

Дифференциация довольно сложная географическая система, частицы связаны между собой, происходят пространственные изменения, величина которых должна не мешать балансу земной поверхности. На это могут повлиять разнообразные факторы, например, годовой объем осадков, отношение между ними и многое-многое другое. Баланс поверхности земного шара тесно связан с границами суши. Если смотреть на разные термические пояса, то условия будут отличаться, зависит это от признаков ландшафта. Такая закономерность получила даже свое название - периодический закон географической зональности. Это то, что изучает физическая география. Концепция данного закона имеет какие-то общие понятия и значения, которые можно применить к большому количеству физико-географических процессов. Эти процессы сводятся к определению рационального баланса, оптимального для растительных покровов.

Если объединить все указанные области, то можно сделать вывод что наука играет очень важную роль как способ анализа природных взаимосвязей и реализации новых знаний. Методика физической географии еще недостаточно усовершенствована. Поэтому в последующие годы наука также будет стремительно развиваться, требуется свежих идей и другого. Возможно, появятся и новые отрасли.

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

Тест по теме «География: древняя и современная наука»

1. Название науки «география» с греческого языка переводится как

А) землеописание б) земленаблюдение в) земленачертание

2. Кто из ученых древности впервые применил термин «география»

А) Геродот б) Эратосфен в) Аристотель

3. Наука о географических картах

А) геоморфология б) картография в) страноведение

4. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает:

А) физическая география б) общественная география

5. Наука о воздействии природных и хозяйственных условий территории на здоровье людей

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

6. Какая из перечисленных географических наук является общегеографической

А) геоморфология б) география населения в) страноведение

7. Какая из перечисленных географических наук изучает животный и растительный мир планеты

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

8. Какая из перечисленных географических наук исследует воды суши

А) гидрология б) геоморфология в) океанология

9. Наука, изучающая природные льды на Земле и в её атмосфере

А) гидрология б) гляциология в) океанология

10. Какая из перечисленных географических наук предсказывает последствия воздействия человека на природу

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география


Вопрос 1. Что такое рельеф?

Рельеф представляет собой совокупность неровностей земной поверхности – холмы, горы, долины, впадины.

Вопрос 2. Что называют Мировым океаном?

Мировой океан – это водная оболочка Земли, океан разделяет сушу на континенты. Мировой океан состоит из Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов.

Вопрос 3. Что такое горные породы?

Горные породы – это минералы, органические вещества из которых состоит земная поверхность. Они могут быть твердыми, мягкими, рыхлыми.

Вопрос 4. На какие два основных раздела делят географию?

В географии выделяют два основных раздела: физическую географию и социально-экономическую географию.

Вопрос 5. Какая наука изучает природу земной поверхности?

Физическая география изучает природу земной поверхности. Для определенных частей природы существуют свои науки, например рельеф изучает геоморфология, климат – климатология, распространение и распределение живых организмов – биогеография.

Вопрос 6. Что изучает экономическая география?

Экономическая география изучает разнообразие мира людей и его хозяйство.

Вопрос 7. Назовите, какая из географических наук изучает: процессы, происходящие в Мировом океане; население Земли; процессы, происходящие в грунтах, на которых возводятся сооружения; климаты земного шара; состав и строение земной коры; рельеф земной поверхности; влияние особенностей территории на состояние здоровья населения.

Океанология – наука изучающая процессы, происходящие в Мировом океане. Изучением населения Земли занимается демография. Процессы, происходящие в грунтах, на которых возводятся сооружения – инженерная география. Климаты земного шара – климатология. Состав и строение земной коры – геология. Рельеф земной поверхности – геоморфология. Влияние особенностей территории на состояние здоровья населения – медицинская география.

Вопрос 8. Укажите, какие из географических наук, рассмотренных в параграфе (см. рис. 12), относят к физической географии, а какие - к социально-экономической.

Физическая география включает: геоморфологию, климатологию, биогеографию, геологию, океанографию.

Социально-экономическая география включает: инженерную, медицинскую, военную, историческую, политическую географию, демографию, картографию.

Вопрос 9. Что интересного вы сможете узнать, изучая географию?

Вы узнаете, как землепроходцы и путешественники открывали и изучали новые земли и населяющие их народы, как устроена Вселенная и какое место занимает Земля в Солнечной системе, как изображается земная поверхность на плане местности и географической карте, как возникла и устроена наша планета.

Вопрос 10. Почему количество географических наук постоянно увеличивается?

Потому что происходит процесс дробления крупных наук на более мелкие, специализирующиеся на конкретной деятельности. Это делается с целью более тщательного изучения определенных аспектов.

Вопрос 11. Как современная география связана с другими науками? Приведите примеры.

Современная география связана с очень многими науками. Например с биологией, биогеография изучает распределение живых организмов по планете и благодаря этому биологи узнают где обитает определенный вид животных. С помощью климатологии синоптики могут составлять прогнозы погоды.

Вопрос 12. Приведите примеры географических объектов на территории вашего района, являющихся объектом изучения: а) физической географии; б) социально-экономической географии.

А) Леса, горы, холмы, реки, озера.

Б) Города, поселки, деревни, заводы, распределение плотности населения.