Как правильно сделать фонетический разбор слова?

– это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.

Памятка

План фонетического разбора

  1. Записать слово орфографически правильно.
  2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.
  3. Отметить возможности переноса слова по слогам.
  4. Фонетическая транскрипция слова.
  5. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
  6. Подсчитать количество букв и звуков.
  7. Отметить случаи, если звук не соответствует букве.

Образцы фонетического разбора слов :

Я очень люблю есть морковь.

Фонетический разбор слова люблю:

  1. люблю
  2. люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
  3. люб-лю
  4. [л"убл"у]
  5. Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и безударный;
    Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
    Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и ударный
  6. В слове 5 букв и 5 звуков.

Фонетический разбор слова морковь:

  1. морковь
  2. мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
  3. Перенос: мор-ковь
  4. [маркоф"]
  5. М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    О – [а] – гласный и безударный.
    Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
    О – [о] – гласный и ударный.
    В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.
    Ь —————————–
  6. В слове 7 букв и 6 звуков.
  7. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.

Видео про фонетическую транскрипцию

Полезные советы:

  • Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
  • Важно всегда проверять транскрипцию.
  • Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
  • Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.

Возможно, вам также понадобится

Фонетический разбор - это звуковой анализ слова. Чтобы правильно сделать фонетический разбор, нужно разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

Гласные звуки в фонетическом разборе

Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не встречая препятствий, выходит легко через рот.

Гласных звуков шесть - [а, о, у, э, ы, и] , но на письме они обозначаются десятью буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я . Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-[йэ], ё-[йо], ю-[йу], я-[йа] . Примеры: ехать - хать, ёжик- жик, юла - ла, яма-ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как (в начальной школе допустимо обозначение как [й]).

А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] - всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].

Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми: мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].

Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я - [а], ё - [о], ю - [у], е - [э] : Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].

Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].

В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует .
Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
[й’] - согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.

Обратите внимание:

Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:

Я - [а], Ё - [о], Ю - [у], Е - [э]: Лён - [л’ о н] - 3 буквы, 3 звука.

Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:

Я - [й’а], Ё - [й’о], Ю - [й’у], Е - [й’э]: Ёлка - [й’ о л к а] - 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] - 4 буквы, 5 звуков.

Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]: зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]: кОтик - [ кОт ‘ и к], скворцы - [с к в а р ц ы];
гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]: лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо: кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]: мяч - [м’ач’], рябина - [р’эб’ина], пятно - [п’итно].

Согласные звуки в фонетическом разборе

Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных букв всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких согласных и 10 глухих.

Звонкие - б, в, г, д, ж, з , р, л, н, м
Глухие - п, ф, к, т, ш, с , х, ц, ч, щ

Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слове они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат], [хлеп], [морос], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба], а пишем косьба.

Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.

Остальные 4 звонких - р, л, н, м и 4 глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим.

Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ .

Все согласные, кроме шипящих и ц могут быть и твердыми, и мягкими.

Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].

При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые. Били - согласные б, л в этом слове произносятся мягко.

Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.

Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова: стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.

Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие ч, щ - всегда мягкими.

После ц мягкий знак никогда не пишется (палец, колодец, огурец), а после шипящих ж, ш, а также ч, щ мягкий знак иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, мышь, режь, туч).

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:

1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо;
2) постановкой после согласного букв и, е, ё, ю, я; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый.

В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные согласные по звонкости-глухости.
л, м, н, р, й - непарные звонкие согласные.
х, ц, ч, щ - непарные глухие согласные.
ч, щ, й - всегда мягкие согласные.
ж, ш, ц - всегда твердые согласные.
ж, ш,ч, щ - шипящие.

Обратите внимание:

парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются): гриб - [гр’ и п], лавка - [л а ф к а];

Й, Ч, Щ - [й’], [ч’], [щ’] - всегда мягкие;
Ж, Ш, Ц - [ж], [ш], [ц] - всегда твердые;

Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся: чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].

Сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН - [зн]: звёздный - [з в’ о з н ы й’], лестница - [л’ эс ‘н’и ц а].

Иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]: когти - [к о к т’ и], мягкий - [м’ ах ‘ к ‘ и й’];

иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается: сделал - [з’ д’ э л а л].

Между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко: зонтик - [з о н’ т ‘и к];
иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ: стаканчик - [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик - [см’э н’ щ’ и к];

Удвоенные согласные располагаются
после ударного гласного, то дают длинный звук: грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]: бриться - [бр’ иц:а];
иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]: конечно - [ кан ‘ эшна ], скучно - [ скушна ], что - [ш т о], чтобы - [штобы];
буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]: щавель [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый [ щ ‘асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ик], перебежчик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]: белого - [б’ Э л а в а].

Мягкий и твердый знаки в фонетическом разборе

Ь и Ъ не обозначают звуков, но влияют на произношение слова, а значит и на транскрипцию.

Мягкий знак

  • служит для обозначения мягкости согласных: моль [мол’], только [тол’ко];
  • выступает в качестве разделительного знака (как и твердый знак Ъ) после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и, подсказывая появление звука [й’]: вьюга [в’й’уга], заячьи [зай’ач’й’и];
  • указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение: тишь [т’иш], лишь [л’иш], беречь [б’эр’эч’].

Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук [й’]: объезд [абй’эст’, подъем [падй’ом].

Слог при фонетическом разборе

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например: го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому оно называется свободным (кни"га, бума"га, переде"лка).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным. Постоянное ударение всегда ставится на одном и том же слоге (тоска, тоски, тоской). Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).

Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у́же и уже́, засы́пать и засыпа́ть, до́ма и дома́).

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

  1. Запишите слово.
  2. Запишите транскрипцию.
  3. Поставьте ударение.
  4. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  6. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
  7. Опишите звуки:Гласный, ударный или безударный.Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  8. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  9. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Образец фонетического разбора:

его [й"и-во́] - 2 слога
е- [й"] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[и] гласный, безударный
г- [в] согласный, звонкий парный, твердый парный
о- [о] гласный , ударный
3 буквы 4 звука

соловья́ [са|ла|в"йа] -3 слога
с [с] - согласный, глухой парный, твёрдый парный
о [а] - гласный, безударный
л [л] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
о [а] - гласный, безударный
в [в’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный
ь [-]
[й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
я
[а́] - гласный , ударный.
7 букв, 7 звуков.

пра́здник; [пра́|з’н’ик] - 2 слога
п [п] - согласный, глухой парный, твёрдый парный
р [р] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
а [а́] - гласный, ударный
з [з’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный
д [-]
н [н’] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный
и [и] - гласный, безударный
к [к] - согласны й, глухой парный, твёрдый парный
8 букв, 7 звуков

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию. Помните, что Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я - буквы и их в транскрипции быть не может.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Основные трудности вызывает правильная запись транскрипции слова. Закройте глаза и проговорите слово так, как вы обычно его произносите в своем разговоре, но медленно. Это и будет транскрипция. Выделите звуки, произносимые мягко, найдите звуки, которые не соответствуют буквам. Определите буквы, которым соответствует 2 звука. И тогда при определенном опыте у вас станет легко получаться записывать транскрипцию любого сова.

Задания на закрепление темы

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б"] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

Что такое звуко-буквенный анализ слова? Как правильно его делать? На уроках русского языка в начальных классах часто дают подобное задание, однако не все ученики успевают понять во время занятия, как правильно осуществлять разбор. Давайте внимательно изучим этот вопрос.

Для чего это нужно

В отличии от многих европейских языков, где «как слышится, так и пишется», в русском правила написания могут быть достаточно сложными. Почему, например, мы говорим «карова», а пишем «корова»? Вспомним о всеми любимом новогоднем дереве: почему «ёлка», а не «йолка»?

Казалось бы, сочетание букв даст такой же результат. А значит, ученик, не знающий правил написания слов и не понимающий смысла транскрипции, которую мы пишем при звуко-буквенном анализе, будет многие понятия записывать неверно.

Более того, умение писать и читать транскрипции очень пригодится при изучении иностранного языка, в частности - английского. Правила написания слов там весьма сложны - даже запутаннее, чем в нашем родном - а значит, не научившись разбирать содержимое квадратных скобок, вы не сможете и свободно разговаривать!

Первым делом

Первое, что требуется от школьника - написать транскрипцию. Она оформляется в Чем ещё она отличается от обычной записи слова? Во-первых, в ней отсутствует мягкий знак. Вместо привычного «ь» мягкость обозначается запятой справа сверху от согласной. Вы же помните, что гласные не обладают таким параметром?

Некоторые буквы совсем не встречаются в транскрипции: это «я», «ю», «е» и «ё». Вместо них будут использоваться либо обозначения из двух фонем: «й» + гласный, либо только их «парный» гласный. Вы замечали, что эти буквы легко заменить? «Е» - то же, что и «йэ», а «ю» можно представить как «йу». Именно это и требуется в транскрипции.

Пример

Давайте посмотрим на звуко-буквенный анализ слова «моряк». Здесь мы видим сразу несколько характерных деталей. Во-первых, это наличие безударной гласной «о», которая превратится в «а». Что ещё вы замечаете? Правильно, согласный «р» является мягким. Обозначим это запятой над буквой в соответствующем месте. Наконец, сама «я» превратится в «а» - вы же не слышите звука «й», когда произносите это слово?

Итак, напишем «моряк». Звуко-буквенный анализ представим в квадратных скобках справа: [мар’ак]. Вот и всё, первую часть задания мы выполнили!

Забегая вперед, укажем на ещё одну деталь: количество букв и звуков в слове может различаться. Например, в слове «сталь» будет 5 букв, но всего 4 звука. А вот «ящик» покажет с точностью противоположные результаты - четыре против пяти.

Характеристики фонем

Каждый из звуков, представленных в транскрипции, является фонемой. Все они обладают параметрами, которые вы должны научиться выделять.

Согласные могут быть твёрдыми и мягкими, в зависимости от положения в слове. Например, в разобранном нами «моряке» «р’» является мягкой. А вот в слове «ров» та же буква будет представлена в качестве твердого «р».

Ещё одним показателем будет пара «звонкий-глухой». Помните, «Б-п», «в-ф», «г-к» и так далее. Одна из них является звонкой, а вторая - глухой. Некоторые фонемы могут быть только звонкими: это «р», «н», «м», «л». Такие звуки называются сонорными - в их образовании участвует носовая полость.

Обратите внимание, что при проведении звуко-буквенного анализа знаки, обозначающие звонкие фонемы, подвергаются оглушению в конце слова. Например, «гриб» предстанет в виде транскрипции как [гр’ип]. Узнаете омоним - аналогично звучащее слово? Сезонная болезнь - грипп - произносится точно так же.

Оформление

Чтобы преподаватель не придрался к оформлению задания, давайте посмотрим, как это делать в соответствии с правилами.

Запишите слово, которое требуется разобрать, с большой буквы. Теперь поставьте тире, а справа от него - открытую квадратную скобку. Когда вы составите транскрипцию, вы её сюда впишете. Не забудьте закрыть её симметричной квадратной скобкой.

Ниже, под исходным словом нужно вертикально написать все его фонемы - это те знаки, которые составляют транскрипцию. Обратите внимание, что при звуко-буквенном анализе согласная вместе с показателем мягкости составляет единую сущность! Например, в слове «река» - [р’эка] - первой фонемой будет не «р», а «р’». Обязательно запомните это.

Напротив каждой полученной фонемы - там, где мы написали их «в столбик» - укажите все их возможные параметры. Сюда относятся и мягкость-твердость, и противопоставление «звонкий-глухой». Напротив каждого знака напишите, соответственно, гласный он или согласный.

Слово «класс»

Давайте разберем ещё один пример. Выберем для проведения звуко-буквенного анализа слово «класс». Наша задача совсем проста. В транскрипции отличаться от оригинальной записи будет только концовка… Но мы ведь и не знаем, как представлять сдвоенные согласные! Ответ прост - вместо двух букв мы напишем одну.

Итак, «класс» предстанет перед нами как [клас]. Здесь «К» - твёрдый глухой согласный, «Л» - твёрдый и звонкий. Вслед за гласной «А» укажем «С» - твёрдый и глухой.

Не забудьте указать количество букв и количество звуков. Например, в последнем разобранном нами слове имеется 5 букв, но всего 4 звука. В целом, это всё, что нужно преподавателю в этом задании! Теперь выберите любой другой пример и сделайте звуко-буквенный анализ слова самостоятельно.

Усложнения

Когда вы подрастете, вы узнаете, что все гласные каждого существующего на планете языка, как и все согласные, сводятся к одной единственной табличке. Они обладают двумя параметрами: подъемом и рядом. Например, гласные «и», «ы» и «у» относятся к одному подъему и различаются рядом - соответственно, передним, средним и задним. И наоборот: «ы» и «а» - гласные одного ряда - среднего, а вот подъемом различаются. В первом случае он верхний, а во втором - нижний.

Если вы хотите связать свою жизнь с изучением языка - стать переводчиком, исследователем родной речи, преподавателем соответствующих предметов, то вам обязательно нужно будет выучить эти тонкости. Впрочем, это кажется сложным лишь на первый взгляд.

Заключение

Правильное выполнение данного задания поможет в дальнейшем разобраться и в иностранных языках. Во-первых, вы будете грамотнее писать. А помимо этого, вы сможете четче разграничивать звуки, что очень важно на первом этапе освоения нового для вас языка.

Выполняйте задания вовремя, и тогда учеба станет приносить больше удовольствия и отнимать меньше времени!

В данной статье мы расскажем про звуко-буквенный анализ слова. Для этого рассмотрим основные составляющие этого анализа.

Чтобы сделать правильный звуко-буквенный разбор слова, нужно знать некоторые разделы современного русского языка, такие как фонетика и орфоэпия, а также иметь понятие о транскрипции и соотношении между звуками и буквами.

Фонетика

Фонетика (от греч. Phone - звук) - область науки о языке, которая изучает звуки и буквы речи.

Звук

Главным предметом исследования фонетики являются звуки - самые маленькие единицы речевого потока, из которых в языке состоят слова.

Звуки речи на письме обозначаются так: [а], [с], [д "], [г], [и], [м], [н].

Отдельно взятые звуки, в отличие от слова и предложения, не имеют никакого значения ([о], [у], [п], [с], [д], [и], [к], [м]), но из них возникают слова и их значимые части.

Слова разделяются по количеству звуков, из которых они созданы, набору этих звуков и их последовательности.

Звуковая система русского языка насчитывает 43 звука: из них 37 согласных и всего 6 гласных.

Как возникает звук

По способу создания русские звуки и буквы разбиваются на гласные и согласные.

Гласные звуки - это звуки, возникающие посредством голоса. При произношении гласных звуков струя воздуха, выйдя из легких и проходя по гортани, вызывает вибрацию сомкнутых напряженных голосовых связок.

Согласные звуки - это звуки, возникающие при помощи голоса и шума или только шума. Когда произносится согласный звук, голосовые связки могут находиться в напряжении и вибрировать под давлением воздушной струи, образуя музыкальный тон (голос), а могут быть расслабленными и свободно пропускать выдыхаемый воздух.

Все слова делятся на слоги. Слог - это наименьшая произносимая единица. Слог может быть образован из одного или нескольких звуков, один из которых обязательно является гласным. Гласные звуки выступают в роли слогообразующих (составляющих) и образуют вершину слога. Количество гласных звуков в слове определяет количество слогов в нем. Согласные не является слогообразующими.

Орфоэпия

Орфоэпия (от лат. Orthos - прямой, правильный, ровный и Epos - слово, речь) - это область науки о языке, изучающая нормы произношения и правила ударения.

Чтобы звуко-буквенный анализ слова был сделан правильно, нужно знать некоторые особенности произношения звуков.

Произношение гласных звуков

Гласные в русском языке на ударных позициях звучат четко и внятно.

Так же четко и ясно произносятся и гласные [ы], [и], [у] в безударных слогах.

Безударный [е] при произношении приближается к [ы] ([шы]стой ), так же как и безударный [э] приближается к [и].

Безударный звук [о], как и ударный, тоже произносится громко, превращаясь в [а]: вокзал - в[а]кзал .

Произношение согласных звуков

В глагольных формах единственного и множественного числа 3-го лица настоящего времени буквосочетание [ться] произносится как [ц"]: приближаться - приближа[ц"]я.

Звонкие согласные [б], [д], [ в], [г], [ж], [з] перед гласными, как правило, сохраняют свою звонкость.

Звонкие согласные в середине слова перед глухими и в конце слова оглушаются: пробка - про[п]ка , враг-вра[к] .

В некоторых словах звук [г] произносится как [х]: мягкий - мя[х]кий.

Если свистящий согласный [с] находится перед шипящими [ш] и [ч], он произносится как глухой шипящий [щ]: счастье - [щ]астье.

Согласные сочетания [тч], [дч] и [тц], [дц], соответствуют свистящим звукам [ч"], [ц]: летчик - ле[ч"]ик .

Сонорные согласные [л], [м], [н], [р], [й], которые не имеют глухих соответствий, произносятся обычно так же, как и пишутся.

Для того чтобы звуко-буквенный разбор слова был правильным,необходимо знать основные правила записи фонетической транскрипции.

Фонетическая транскрипция

Транскрипция (от лат. Transcriptio -переписывание) - специальный способ записи звуков в полном соответствии с их звучанием.

Фонетический алфавит - система букв и дополнительных знаков, с помощью которых записывается живой язык.

Основные правила записи фонетических транскрипций:

  • мягкий и твердый знак, а также буквы я, ю, е, ё в транскрипции не употребляются;
  • каждому звуку соответствует отдельная буква транскрипции (иногда вместе со вспомогательными обозначениями);
  • в каждом слове, которое записывается в виде фонетической транскрипции, если у него больше чем один слог, ставится ударение;
  • в транскрипции не употребляются большие буквы, все слова пишутся со строчной буквы.

Соотношение между буквами и звуками

Большинству букв соответстует один звук. Однако буква может передавать и 2 звука, например:
1. Буква щ передает сочетание 2-х звуков [ш] + [ч].
2. Буква ё всегда означает два звука [й] и [о].
3. Буквы я, ю, е могут передавать по одному звуку - [а], [у], [э], когда употребляются для обозначения мягкости согласных, а также два звука, когда выступают:
- в самом начале слова;
- в начале слога после гласной буквы;
- за твердыми и мягкими знаками.

Мягкость согласных звуков передается с помощью букв ь, и, е .

Твердость согласных звуков на письме не отражается, а для раздельного произношения применяется твердый знак.

Для разбора слова применяется специальная схема.

Звуко-буквенный анализ слова

Применение анализа слова помогает раскрыть его внутреннее строение и организацию.

Схема разбора такова:

  1. Записать слова.
  2. Указать в нем количество букв, каждую букву назвать.
  3. Разделить слово на слоги, каждому слогу дать характеристику.
  4. Записать слово фонетической транскрипцией, указать, сколько в нем звуков, каждый звук назвать. Если количество звуков и букв не совпадает, объяснить, почему.
  5. Выполнить фонетический разбор, по порядку записав каждый звук и дав ему характеристику.
  6. Проанализировать слово с точки зрения фонетических изменений: указать на возможность чередования или упрощения групп согласных звуков.

Сделаем звуко-буквенный анализ слова:

Магия - [м а г и йа] - 3 слога, 5 букв, 6 звуков;
м [м] - звук звонкий, твердый, непарный, согласный;
а [а] - звук ударный, гласный;
г [г] - звук звонкий, мягкий, согласный;
и [и] - звук безударный, гласный;
я обозначает два звука:

- [й] - звук звонкий, мягкий, согласный;
- [а] - звук безударный, гласный.

Звукобуквенный разбор слов

Большинство игр трудно чётко подчинить какой-то одной задаче. Они требуют и внимания, и размышления, и применения знаний, и умения делать логические выводы. Поэтому распределение их по разделам достаточно условно, но это помогает работать над конкретной задачей.

Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.

Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

Памятка для звуко-буквенного разбора

  1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)
  2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю) , 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.
  3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы) . Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, [н"] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон. (Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — [н], а мягкость звука обозначили знаком ". Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный — для обозначения гласных звуков, синий — для обозначения твёрдых согласных, зелёный — для обозначения мягких согласных).
  4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.
  5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]), если стоят после согласных (например: мяч — [м"ач], белка — [б"элка], лён — [л"он], люк — [л"ук]), и 2 звука (я — [й"а], е — [й"э], ё — [й"о], ю — [й"у]), если стоят в начале слова (яма — [й"ама], енот [й"энот], ёлка [й"олка], юла — [й"ула]); после гласной (баян — [бай"ан], веер — [вей"ер], чаёк (от чай) — [чай"ок], баюн (кот-баюн) — [бай"ун], а также после Ъ и Ь (съел — [сй"эл], гроздья — [грозд"й"а], варенье — [варен"й"э], бельё — [бэл"й"о], вьюнок — [в"й"унок]).
  6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ . Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С .
  7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.