​​​​​​​

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.

Биография

Собственно жизнеописание смотри →

Учение З.Фрейда

Фрейд заявил, что поведением человека управляет не идеалы, не разум и не правила приличия, а инстинкты: инстинкт секса и страх смерти. Он утверждал, что в основе всех наших действий лежат тайные желания, комплексы и неврозы. Узнать о них можно, проанализировав свои сны. По Фрейду, не сознание, а бессознательное управляет поведение человека. Смотри →

Фрейд считал, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению: это влечения жизни, сексуальные влечения, влечения смерти. Смотри →

Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Смотри →

Фрейд повлиял на всю европейскую культуру: на Пруста, Джойса, Сартра, Дали, Пикассо. Влияние З.Фрейда как на академическую, так и на практическую психологию огромно. От творчества З.Фрейда пошли:

  • собственно фрейдизм , или классический психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта, смотри →
  • психоаналитический подход , выводящий все моменты и проблемы взрослого человека из событий и переживаний его детства, смотри →
  • психодинамический подход , выводящий про происходящее в душе человека из глубинной борьбы (динамики) бессознательных сил, смотри → Среди учеников Фрейда выделяются Альфред Адлер и Карл Густав Юнг .

Публикации

Зигмунд Фрейд в свое время писал стихи, в психологии свои исследования начинал скорее как физиолог и нейропсихолог, но прославился своими исследованиями как основатель психоанализа: "Исследования истерии" (1895), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Тотем и табу" (1913), "Лекции по введению в психоанализ" (1916-1917), "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Психология масс и анализ Я" (1921), "Я и Оно" (1923), "Будущее одной иллюзии" (1927), "Цивилизация и недовольные ею" (1930), "Моисей и монотеизм" (1939), "Очерк психологии" (1940, незакончен), "Анализ фобии пятилетнего мальчика", "О сновидении", "О психоанализе", "Ребенка бьют: к вопросу о происхождении сексуальных извращений".

Современная оценка наследия З.Фрейда

При том, что психоанализ стал "священной коровой" в психологии, к науке психоанализ прямого отношения не имеет, это больше поэзия, мифология и практичный подход. Научных данных, как либо подтверждающих его положения о ведущей роли сексуальных влечений - нет. Эффективность его в сравнении с поведенческим и гуманистическим подходом - невысокая. Смотри

😉 Приветствую моих постоянных и новых читателей! В статье «Зигмунд Фрейд: биография, факты» о главных этапах жизненного пути известного австрийского психоаналитика, психиатра, невролога.

Биография Зигмунда Фрейда

Праотец психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года от второго брака еврейского торговца тканями Якоба Фрейда. По стопам отца сын не пошел. Под влиянием именитых преподавателей, он отдал предпочтение медицинским наукам. В частности, психологии, неврологии, природе человеческого естества.

Детство Зигмунда прошло в австрийском городе Фрайберг. Когда ему исполнилось 3 года, семейство Фрейдов разорилось и перебралось в Вену. По началу, образованием сына занималась мать, а потом отец подхватил эстафету. Мальчик перенял от отца страсть к чтению.

В 9 лет Зигмунд поступил гимназию и в 17 блестяще ее окончил. Парень увлекался изучением литературы и философии. При этом знал много иностранных языков: немецкий, греческий, французский, испанский, итальянский, английский.

Зигмунд с матерью Амалией (1872)

Еще не определившись с выбором дела жизни, Зигмунд поступил в университет Вены. Всяческие насмешки и нападки со стороны студенческого общества антисемитов по поводу его происхождения укрепили и даже ожесточили характер Зигмунда.

Философия Фрейда

За свою жизнь доктор медицины написал и опубликовал множество научных работ. Полное собрание его сочинений составляет 24 тома. Первые научные работы были написаны Зигмундом в студенческие годы под руководством преподавателей. Сначала это были работы по зоологии, потом по неврологии, анатомии.

Молодой доктор медицины надеялся связать свою жизнь с научными исследованиями. В связи с отсутствием средств к существованию и по совету своего куратора Брюкке покинул институтскую лабораторию и занялся практической медициной.

Овладевать практическими навыками Зигмунд решил с хирургии, но быстро к ней охладел. А вот невралгия оказалась довольно увлекательным делом, особенно в области диагностики и лечения детского паралича.

Написав несколько работ, Фрейд решил сосредоточиться на психиатрии. Работая под началом Теодора Мейнера, Зигмунд написал несколько статей о сравнительной гистологии и анатомии.

Прочитав труды одного из немецких ученых о свойствах кокаина (повышает выносливость, снижает утомляемость), он решает испытать его на себе.

После проведенных «удачных» испытаний была опубликована статья «О коке». Но эта работа и дальнейшие исследования вызвали волну критики. Впоследствии было написано еще несколько работ на данную тему.

  • 1885 г. — Фрейд отправился в Париж учиться у психиатра Шарко основам гипноза;
  • 1886 г. — в Берлине Зигмунд изучал детские болезни. Неудовлетворение в результатах применения гипноза привела к методике «проговаривания» и ассоциаций – началу создания психоанализа. Книга «Исследование истерии» – стала первым научным трудом;
  • 1890 г. — вышла книга «Толкование сновидений». Фрейд написал ее на основании своих же снов и считал своим главным достижением жизни;
  • 1902 г. — начал свою деятельность клуб «Психологическое общество по средам». В клубе принимали участие друзья и бывшие пациенты доктора.

Со временем члены клуба разделились на два лагеря. Отколовшуюся часть возглавил Альфред Адлер, который критически относился к некоторым теориям Фрейда. Даже ближайший соратник – Карл Юнг покинул друга из-за неразрешимых разногласий.

Зигмунд Фрейд: личная жизнь

Решение покинуть научную работу и перейти к практике Фрейд принял из-за любви. Марта Бернайс была из еврейской семьи. Но женился он только в 1886 г. после того, как вернулся из Парижа и Берлина. Марта родила ему шестерых детей.

Зигмунд и Марта

В 1923 г. у Зигмунда был обнаружен рак нёба. Он перенес 32 операции, итогом которых стало частичное удаление челюсти. После этого Фрейд больше не выступал перед студентами с лекциями.

В 1933 г. к власти пришли национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером. Он принял ряд законов против евреев. Запретил книги, противоречившие нацистской идеологии, в том числе и книги Фрейда.

В 1938 г. после присоединения Австрии к Германии положение ученого значительно осложнилось. После ареста дочери Анны, Фрейд решил покинуть страну и уехать в Англию. Но прогрессирующая болезнь не позволила профессору медицины перебраться в Америку, по ходатайству его друга, занимавшего высокую государственную должность.

Сильнейшие боли вынудили его просить доктора Макса Шура ввести ему смертельную дозу морфия. Родитель психоанализа умер 23 сентября 1939 г. Прах ученого и его жены хранится в музее Эрнеста Джорджа в Голдерс-Грин (Лондон). Его знак зодиака — , рост 1,72 м.

Зигмунд Фрейд: биография (видео)

Осенью 1885 г., получив стипендию, Фрейд отправляется на стажировку к прославленному психиатру Шарко. Фрейд заворожен личностью Шарко, но еще больше молодого врача впечатляют эксперименты с гипнозом. Тогда, в клинике Сальпетриер Фрейд сталкивается с больными истерией и тем удивительным фактом, что тяжелые телесные симптомы, такие как параличи, снимаются при помощи одних только слов гипнотизера. В этот момент Фрейд впервые догадывается, что сознание и психика не тождественны, что существует значительная область психической жизни, о которой сам человек не имеет представления. Давняя мечта Фрейда - найти ответ на вопрос как человек стал тем, кем он стал, начинает приобретать контуры будущего открытия.

Вернувшись в Вену, Фрейд выступает с сообщением в "Медицинском обществе" и сталкивается с полным неприятием коллег. Научное сообщество отвергает его идеи, и он вынужден искать собственный путь их развития. В 1877 году Фрейд знакомится с известным венским психотерапевтом Йозефом Брейером, и в 1895 году они пишут книгу "Исследования истерии". В отличие от Брейера, представляющего в этой книге свой катартический метод, заключающийся в выплескивании связанного с травмой аффекта, Фрейд настаивает на важности вспоминания самого события, вызвавшего травму.

Фрейд выслушивает своих пациентов, веря в то, что причины их страданий известны не ему, а им самим. Известны таким странным образом, что они хранятся в памяти, но доступа к ним у пациентов нет. Фрейд выслушивает рассказы пациенток о том, как они были соблазнены в детстве. Осенью 1897 года он понимает, что в действительности этих событий могло и не быть, что для психической реальности нет разницы между воспоминанием и фантазией. Что важно не выяснить, что было "на самом деле", а анализировать то, как устроена сама эта психическая реальность - реальность воспоминаний, желаний и фантазий. Как возможно узнать что-то об этой реальности? Позволяя пациенту говорить все, что ему приходит в голову, позволяя его мыслям течь свободно. Фрейд изобретает метод свободных ассоциаций. Если мыслям не навязывать извне ход движения, то в неожиданных ассоциативных связях, переходах с темы на тему, внезапных воспоминаниях обнаруживается их собственная логика. Говорить все, что приходит в голову, - основное правило психоанализа.

Фрейд бескомпромиссен. Он отказывается от гипноза, потому, что тот направлен на снятие симптомов, а не на устранение причин расстройства. Он жертвует дружбой с Йозефом Брейером, не разделявшим его взгляды на сексуальную этиологию истерии. Когда в конце ХIХ века Фрейд заговорит о детской сексуальности, пуританское общество отвернется от него. Почти на 10 лет он будет отделен от научного и медицинского сообщества. Это был тяжелый период жизни и, тем не менее, весьма продуктивный. Осенью 1897 г. Фрейд приступает к самоанализу. Не имея собственного аналитика, он прибегает к переписке со своим другом Вильгельмом Флиссом. В одном из писем, Фрейд скажет, что обнаружил у себя множество бессознательных мыслей, которые раньше встречал у своих пациентов. Позднее это открытие позволит ему поставить под вопрос само различие психической нормы и патологии.

Психоаналитический процесс самопознания субъекта обнаруживает важность присутствия другого. Психоаналитик участвует в процессе не как обычный собеседник и не как тот, кто знает об анализируемом субъекте что-то, чего тот сам не знает. Психоаналитик - тот, кто слушает особым образом, улавливая в речи пациента то, что тот говорит, но сам не слышит. Кроме того, аналитик - тот, на кого совершается перенос, тот, по отношению к кому пациент воспроизводит свое отношение к другим, значимым для него людям. Постепенно Фрейд понимает важность переноса для психоаналитического лечения. Постепенно ему становится ясным, что два важнейших элемента психоанализа - перенос и свободные ассоциации.

Тогда же Фрейд приступает к написанию «Толкования сновидений». Он понимает: толкование сновидений - королевский путь к пониманию бессознательного. В одной этой фразе прочитывается вся осторожность в отношении Фрейда к слову. Во-первых, толкование, а не интерпретация. Это роднит психоанализ с астрологией, толкованием древних текстов, с работой археолога толкующего иероглифы. Во-вторых, путь. Психоанализ - это не практика снятия симптомов, каковой является гипноз. Психоанализ - это путь субъекта к собственной истине, его бессознательному желанию. Желание это не расположено в скрытом содержании сновидения, а находится между явным и сокрытым, в самой форме преобразования одного в другое. В-третьих, это путь к пониманию, а не путь в бессознательное. Целью психоанализа, таким образом, является не проникновение в бессознательное, а расширение знания субъекта о себе. И наконец, в четвертых, Фрейд говорит именно о бессознательном, а не о подсознании. Последний термин отсылает нас к физическому пространству, в котором нечто расположено снизу, а нечто - сверху. Фрейд уходит от попыток локализовать инстанции психического аппарата, в том числе и в головном мозге.

Зигмунд Фрейд сам обозначит свое открытие как третью научную революцию, изменившую взгляды человека на мир и самого себя. Первым революционером был Коперник, доказавший, что Земля не является центром вселенной. Вторым стал Чарльз Дарвин, оспоривший божественное происхождение человека. И, наконец, Фрейд заявляет, что человеческое Я не является хозяином в своем собственном доме. Подобно своим знаменитым предшественникам, Фрейд дорого заплатил за нанесенную человечеству нарциссическую рану. Даже получив долгожданное признание общественности, он не может быть удовлетворен. Америка, которую он посетил в 1909 г. с лекциями по введению в психоанализ и где его принимают «на ура», разочаровывает своим прагматическим отношением к его идеям. Советский Союз, где психоанализ получил государственную поддержку, уже к концу 20-х годов отказывается от психоаналитической революции и встает на рельсы тоталитаризма. Та популярность, которую психоанализ получает, пугает Фрейда не меньше, чем то невежество, с которым его идеи отвергаются. Стремясь предотвратить злоупотребления своим детищем, Фрейд участвует в создании международных психоаналитических движений, но всячески отказывается занимать в них руководящие должности. Фрейд одержим желанием знать, а не желанием управлять.

В 1923 г. врачи обнаруживают у Зигмунда Фрейда опухоль в ротовой полости. Фрейд перенес безуспешную операцию, за которой в течение 16 остававшихся ему лет жизни последовали еще 32. В результате развития раковой опухоли часть челюсти пришлось заменить протезом, оставлявшим незаживающие раны и к тому же мешающим говорить. В 1938 г., когда Австрия в результате аншлюса становится частью нацистской Германии, Гестапо обыскивает квартиру Фрейда на Бергассе 19, его дочь Анну забирают на допрос. Фрейд, понимая, что так больше продолжаться не может, решается эмигрировать. Последние полтора года своей жизни Фрейд живет в Лондоне, окруженный семьей и только самыми близкими друзьями. Он дописывает свои последние психоаналитические труды и борется с развивающейся опухолью. В сентябре 1939 Фрейд напоминает своему другу и врачу Максу Шуру об обещании оказать последнюю услугу своему пациенту. Шур держит слово и 23-го сентября 1939 г. Фрейд уходит из жизни в результате эвтаназии, самостоятельно выбрав момент своей смерти.

После себя Фрейд оставил огромное литературное наследие, русскоязычное собрание сочинений насчитывает 26 томов. Его работы по сей день вызывают живой интерес не только у биографов, будучи написанными выдающимся слогом, они содержат в себе идеи, которые вновь и вновь требуют осмысления. Не случайно один из известнейших аналитиков XX в. Жак Лакан озаглавил программу своей работы «Назад к Фрейду». Зигмунд Фрейд не раз повторял, что мотивом его работы было желание понять, как человек стал тем, кем он стал. И это желание находит отражение во всем его наследии.

Александр / 8.01.2019 erfolg.ru/erfolg/v_vyasmin.htm
По этой ссылке доступна статья Вадима Вязьмина Живопись, Психоанализ и Золотая Игра.
“Зигмунд Фрейд - великий подвиг одного, отдельного человека! - сделал человечество более сознательным; я говорю более сознательным, а не более счастливым. Он углубил картину мира для целого поколения, я говорю углубил, а не украсил. Ибо радикальное никогда не дает счастья, оно несет с собой только определенность” (Стефан Цвейг).

анна / 6.03.2016 Всем кого мучают психические проблемы,советую прочитать несколько раз недовольство культурой. Особенно последние три главы. Это решение всех ваших проблем.

Читатель1989 / 19.01.2016 Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм, как и многие другие люди, чувствовали у других людей настроение (хорошее или плохое), волю, ум. Но каждый описывал эти качества по-своему.
Каждый из них подгонял факты под свою теорию, интерпретировал факты по-своему. Надо наоборот, чтобы теория создавалась на основании фактов, чтобы теория логично, четко, ясно, непротиворечиво описывала факты.
Не хочу сказать, будто они были плохими психологами. Каждый из них в чем-то (а может во многом) был прав. Но все - таки слишком много субъективности.
какой - либо поступок, или характер человека, они (пускай Фрейд и Адлер) могли описать взаимоисключающими способами. Значит, как минимум кто - то один из них не прав. Это относится и к другим психологам.

Sad / 7.01.2016 Фрейд входил в масонское еврейское сообщество... Воззрения Фрейда на чел. природу во многом не сочетаются с информацией из книг Бехтеревой Натальи Петровны - советский и российский нейрофизиолог. Академик АМН СССР (1975). Академик АН СССР (1981). С 1990 года - научный руководитель Центра «Мозг» Академии наук СССР

доХтор / 5.01.2016 Фрейд лишь сказал что психическая энергия человека сексуального происхождения и поэтому сексуально окрашена, но она служит не только сексуальным целям, но вообще всем целям человека в обществе. В этом суть сублимации. Такова сульба всех инстинуктов в атмосфере социума. Не только у человека, но у животных. Все инстинкты лишаются до определённой степени своей индивидуальной цели и вынуждены служить интересам общества людей или стаи. " ------ - вопрос: если творчество и пр. - сублимация, что нами движут гормоны, то как обосновать творчество у маленьких детей, творчество у тех, кто родился без яичников и яичек (такое бывает)?)) Совету ознакомиться с более научными работами социобиологов, такими как М. Боуэн - один из немногих, кто прекраснейшим образом объяснил поведение людей с научной точки зрения (со всем уважением во многом субъективным работам Фрейда)

А Фрейда не нужно "защищать", пусть правда (если она имеет место быть) докажет себя сама в виде научного эксперимента. Фрейд хорошо писал, но если его правильно понимать 9не вырывая фразы из контекста) многие его приверженцы просто бы покинули его, т.к. Фрейд отнюдь не выступал сторонником секса, он позиционировал себя как довольно эмоционально сдержанного в этом плане, чрезвычайно подверженного морали буржуазного общества.

вопросик / 5.01.2016 учите лучше биологию)) Многое у Фрейда и других чисто субъективное. На данный момент ВОЗ рекомендует бихевиоральный подход. Все-таки какие-то объективные доказательства должны иметь место быть))

/ 19.11.2015 Вам ребята нечем заняться. А это самое хреновое

/ 8.10.2015 То,что все наши эмоции и поведение глубоко сексуальны,я поняла,благодаря Фрейду,давно.Нельзя отрицать того,что заложено в нас природой,как бы мы с этим не соглашались.

Гость / 15.08.2015 кто бы что не сыпал на фройда, а азы его учения весьма значимы, в частности, компоненты психеи (ид, эго и сьюпоэго), а его выссказывание относительно существования сверхестественного разума (божка) прям порадовали меня: чел страшится небытия и поэтому, дабы подсластить горечь смерти, выдумал фуфло о вечной жизни, о рае и аде и прочую хрень... помните у гоголя: пипелы хотят чуда и я могу дать им его, ибо много странствовал и знаю как создать новую религию... -> т.е. править тупорылым стадом из невежд, хе-хе

Валера / 3.11.2014 Зигмунд Фрейд - Я и Оно (аудио книга)
http://turbobit.net/6rncs5r51pl8.html

Гость / 3.11.2014 аудиоварианты
Очерк истории психоанализа http://turbobit.net/zhm0gfctnrxx.html

Введение в психоанализ
http://turbobit.net/o625zzasovlh.html

Недовольство культурой
http://turbobit.net/0ff4wrh2ukdc.html

Психология религия культура
http://turbobit.net/5c4btrz6o935.html

Психопатология обыденной жизни
http://turbobit.net/pk2cgcporvwn.html

Анна Александровна / 1.04.2014 Фрэйд один из лучших психологов....Очень интересные книги!

Лёха / 16.01.2014 Я понял что книги книги Фрейда одни из лучших и помогают понять не только себя но и тем кому хотите оказать неоценимую помощь.Сколько книг по психологии прочел а Фрейд помогает заглянуть на "дно Океана "а не просто плавать на поверхности капли океана...

Мария / 9.12.2013 он не в Великобритании жил с 38 г., а в США

Disappointed optimist / 20.10.2013 Дорогой Доктор, меня волнует проблема другого рода...почему люди хотят быть психотерапевтами...неужели из любви к человечеству и народным массам? Возможно им просто нравится нажимать какие-то кнопки в людях и наслаждаться тайной властью или просто радоваться тому факту, что у кого-то проблем еще больше,чем у них. Согласитесь, самый прикольный способ зарабатывания денег. хаха. Доктор, я вижу, что у вас большое будущее. Вам надо пробиться в большой эфир, и там вы сможете пропагандировать Фрейда, а также правильное произношение. Зачем опускаться до склок на сайте, где вас почти никто не слышит? Профессионалы ведь не связываются с любителями. Ну чтож, не знаю, как у вас в Париже, а у нас в Уошингтоне сегодня замечательный осенний день. Без уважения.

Freud S., 1856-1939). Выдающийся врач и психолог, основатель психоанализа. Родился Ф. в моравском городе Фрейбурге. В 1860 г. семья переехала в Вену, где он с отличием окончил гимназию, затем поступил на медицинский факультет университета и в 1881 г. получил степень доктора медицины.

Ф. мечтал посвятить себя теоретическим исследованиям в области неврологии, но был вынужден заняться частной практикой в качестве невропатолога. Его не удовлетворяли используемые в то время для лечения неврологических больных физиотерапевтические процедуры, и он обратился к гипнозу. Под влиянием врачебной практики у Ф. появился интерес к психическим расстройствам функционального характера. В 1885-1886 гг. он посещал клинику Шарко (Charcot J. М.) в Париже, где гипноз применялся при исследовании и лечении истерических больных. В 1889 г. - поездка в Нанси и знакомство с работами другой французской школы гипноза. Эта поездка способствовала тому, что у Ф. сложилось представление об основном механизме функциональных психических заболевании, о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение, причем сам пациент об этом не знает.

Решающим моментом в становлении оригинальной теории Ф. был отход от гипноза как средства проникновения к забытым переживаниям, лежащим в основе неврозов. Во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, так как встречал сопротивление, которое не мог преодолеть. Ф. был вынужден искать другие пути к патогенным аффектам и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических проявлений, чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств, оговорок, забывании и т. п. Особое внимание он обратил на феномен переноса больным на врача чувств, имевших место в раннем детстве по отношению к значимым лицам.

Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Ф. назвал психоанализом - оригинальной формой психотерапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Ф. охватывает несколько десятилетий, в течение которых его концепция претерпевала существенные изменения, что дает основания для условного выделения трех периодов.

В первый период психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Не утратили своего значения такие работы Ф. этого периода, как "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901). Основной побудительной силой поведения человека Ф. считал подавленное сексуальное влечение - "Три очерка по теории сексуальности" (1905). В это время психоанализ начал приобретать популярность, вокруг Ф. сложился кружок из представителей разных профессий (врачей, писателей, художников), желавших изучать психоанализ (1902). Распространение Ф. фактов, полученных при изучении психоневрозов, на понимание душевной жизни здоровых людей было встречено весьма критически.

Во втором периоде концепция Ф. превратилась в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. В 1909 г. он читал лекции в США, вышедшие затем как полное, хотя и краткое, изложение психоанализа - "О психоанализе: пять лекций" (1910). Наиболее же распространенной работой являются "Лекции по введению в психоанализ", первые два тома которых представляют собой запись лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг.

В третьем периоде учение Ф. - фрейдизм - претерпело существенные изменения и получило свое философское завершение. Психоаналитическая теория стала основой для понимания культуры, религии, цивилизации. Учение об инстинктах было дополнено идеями о влечении к смерти, разрушению - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). Эти представления, полученные Ф. при лечении неврозов военного времени, привели его к выводу о том, что войны являются следствием инстинкта смерти, т. е. обусловлены природой человека. К этому же периоду относится описание трехкомпонентной модели личности человека - "Я и Оно" (1923).

Таким образом, Ф. разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал научного знания о ней. В круг научного анализа были вовлечены феномены, которые традиционная академическая психология не привыкла принимать в расчет.

После оккупации Австрии нацистами Ф. был подвергнут преследованиям. Международный союз психоаналитических обществ, уплатив фашистским властям в виде выкупа значительную сумму денег, добился разрешения на выезд Ф. в Англию. В Англии его встретили восторженно, но дни Ф. были сочтены. Он умер 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет в Лондоне.

ФРЕЙД Зигмунд

1856–1939) – австрийский врач-невропатолог, основатель психоанализа. Родился 6 мая 1856 года во Фрайберге (ныне Пршибор), расположенном неподалеку от границы Моравии и Силезии, примерно в двухстах сорока километрах к северо-востоку от Вены. Спустя семь дней мальчику сделали обрезание и дали два имени – Шломо и Сигизмунд. Еврейское имя Шломо он унаследовал от своего деда, умершего за два с половиной месяца до рождения своего внука. Лишь по исполнении шестнадцати лет юноша сменил имя Сигизмунд на имя Зигмунд.

Его отец Яков Фрейд женился на Амалии Натансон, матери Фрейда, будучи намного старше ее и имея от первого брака двух сыновей, один из которых был ровесником Амалии. К моменту рождения их первенца отцу Фрейда шел 41-й год, в то время как его матери оставалось три месяца до исполнения 21 года. В течение десяти последующих лет в семье Фрейдов родилось семеро детей – пять дочерей и двое сыновей, один из которых умер несколько месяцев спустя после своего рождения, когда Сигизмунду было менее двух лет.

В силу ряда обстоятельств, связанных с экономическим упадком, ростом национализма и бесперспективностью дальнейшей жизни в маленьком городе, семья Фрейда переехала в 1859 году в Лейпциг, а затем через год в Вену. В столице австрийской империи Фрейд прожил почти 80 лет.

За это время он блестяще окончил гимназию, в 1873 году в возрасте 17 лет поступил на медицинский факультет Венского университета, который окончил в 1881 году, получив диплом врача. На протяжении нескольких лет Фрейд работал в физиологическом институте Э. Брюкке и Венской городской больнице. В 1885–1886 годах он прошел шестимесячную стажировку в Париже у знаменитого французского врача Ж. Шарко в Сальпетриере. По возвращении со стажировки он женился на Марте Бернайс, став со временем отцом шестерых детей – трех дочерей и троих сыновей.

Открыв частную практику в 1886 году, З. Фрейд использовал различные способы лечения нервнобольных и выдвинул свое понимание происхождения неврозов. В 90-е годы ХIХ века он заложил основы нового метода исследования и лечения, получившего название психоанализ. В начале ХХ столетия он развил выдвинутые им психоаналитические идеи.

На протяжении последующих двух десятилетий З. Фрейд внес дальнейший вклад в теорию и технику классического психоанализа, использовал свои идеи и методы лечения в частной практике, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.

З. Фрейд получил международное признание, дружил и переписывался с такими выдающимися деятелями науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Ромен Ролан, Арнольд Цвейг, Стефан Цвейг и многими другими.

В 1922 году Лондонский университет и Еврейское историческое общество организовали чтение цикла лекций о пяти знаменитых еврейских философах, в числе которых наряду с Филоном, Маймонидом, Спинозой, Эйнштейном оказался и Фрейд. В 1924 году Венский городской совет присвоил З. Фрейду звание почетного гражданина. В день своего семидесятилетия он получил поздравительные телеграммы и письма со всех концов мира. В 1930 году ему присудили литературную премию имени Гете. В честь его семидесятипятилетия во Фрайберге была установлена памятная доска на доме, в котором он родился.

К восьмидесятилетию З. Фрейда Томас Манн зачитал написанное им обращение перед Академическим обществом медицинской психологии. Под обращением стояло около двухсот подписей известных писателей и деятелей искусства, включая Вирджинию Вульф, Германа Гесса, Сальвадора Дали, Джеймса Джойса, Пабло Пикассо, Ромена Ролана, Стефана Цвейга, Олдоса Хаксли, Герберта Уэллса.

З. Фрейд был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации. Ему было присвоено официальное звание члена-корреспондента Королевского общества.

После вторжения нацистов в Австрию в марте 1938 года жизнь З. Фрейда и его семьи оказалась под угрозой. Нацисты захватили библиотеку венского психоаналитического общества, побывали в доме З. Фрейда, проведя там тщательный обыск, конфисковали его банковский счет, вызывали в гестапо его детей – Мартина и Анну Фрейд.

Благодаря помощи и поддержке со стороны американского посла во Франции У.С. Буллита, принцессы Мари Бонапарт и других влиятельных лиц З. Фрейд получил разрешение на выезд и в начале июня 1938 года покинул Вену, чтобы через Париж перебраться в Лондон.

Последние полтора года жизни З. Фрейд провел в Англии. В первые же дни пребывания в Лондоне его посетили Герберт Уэллс, Бронислав Малиновский, Стефан Цвейг, приведший с собой Сальвадора Дали, секретари Королевского общества, знакомые, друзья. Несмотря на преклонный возраст, развитие ракового заболевания, впервые обнаруженного у него в апреле 1923 года, сопровождавшегося многочисленными операциями и стойко переносимого им на протяжении 16 лет, З. Фрейд осуществлял почти ежедневные анализы больных и продолжал работать над своими рукописными материалами.

21 сентября 1938 года З. Фрейд попросил своего лечащего врача Макса Шура выполнить обещание, которое тот дал ему десять лет тому назад при их первой встрече. Во избежание непереносимых страданий М. Шур дважды ввел своему знаменитому пациенту незначительную дозу морфия, оказавшуюся достаточной для достойной кончины основателя психоанализа. 23 сентября 1939 года З. Фрейд умер, не узнав о том, что несколько лет спустя оставшиеся в Вене его четыре сестры будут сожжены в крематории нацистами.

Из-под пера З. Фрейда вышли не только разнообразные работы, посвященные технике медицинского использования психоанализа, но и такие книги, как «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907), «Воспоминание о Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и другие.