Троицкая родительская суббота
, имеет глубокий духовный смысл. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на землю для научения, освящения и приведения всех людей к вечному спасению.

Поэтому Святая Церковь призывает нас в эту субботу совершать поминовение всех от века усопших праотец, отец и братий наших, и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы живые благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».


Заупокойное поминовение в родительскую субботу:

17.06 с 16:45 Парастас (параста́с или Великая панихида c греч. «ходатайство») – заупокойная Всенощная, совершаемая по всем от века скончавшимся православным христианам.

18.06 с 8:00 заупокойная Божественная Литургия, после нее – панихида.

На парастас, заупокойную Божественную Литургию и на панихиду можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших.


По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении Вселенской Родительской Субботы (на мясопустной седмице перед Неделей о Страшном Суде) сказано, что “Божественные отцы прияли ее от священных апостолов”, так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в этот день. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: “Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне”.


В разговоре о поминовении усопших очень часто упускается важный вопрос: а кому, собственно, больше нужно такое поминовение – им, или нам самим?
Было бы бесконечной самонадеянностью и дерзостью утверждать, что некто из наших умерших близких попал в ад, нуждается в помощи и его необходимо вымаливать. У христиан есть заповедь не судить ближнего при жизни. Тем более нелепо выносить приговор тому, кто уже окончил свое земное странствие и предстал перед судом Божиим. Мы можем беспокоиться за него, как родители беспокоятся за сына, уехавшего учиться в далекий город. Но мы не должны забывать, что у нас есть в этом городе богатый и любящий нас родственник. Причем, не просто богатый – он в этом городе самое главное лицо и решает там все вопросы, чего бы они ни касались. И мы не должны рвать себе сердце переживаниями – этот родственник позаботится о нашем сыне гораздо лучше, чем мы сами. Но эта забота не мешает нам посылать ему письма, посылки со всякими вкусностями и деньги на карманные расходы. Сын может ни в чем не нуждаться, но наш богатый родственник очень деликатен, он не лишает нас возможности проявлять свою любовь подобным образом. И когда мы звоним и просим его: “Ты, уж не оставляй там нашего мальчика, пожалуйста! Присматривай за ним, помогай, а то мы тут волнуемся!”, это совсем не означает, что без нашего звонка сын остался бы без поддержки и внимания. Просто мы любим его, а он уехал и теперь далеко. И что мы можем сделать еще, чтобы выразить свою любовь и заботу? Только звонить и слать письма с посылками. Так и молитва ко Христу за наших усопших нужна нам самим не меньше, чем тем, о ком мы молимся.

Потому что у всех нас есть такой богатый родственник. Это – Христос, Который и вочеловечился для того, чтобы сделать нас Своими родственниками по плоти. А родственников не судят беспристрастно, их судят – с любовью. Его суд – не наш суд. Достаточно вспомнить, сколько раз в Евангелии Христос оправдывает и защищает тех, кого люди осудили, причем из самых справедливых соображений.

Наши мертвые нас не оставят в беде…

Бывает, что уехавший сын сам отправляет родителям богатые посылки и переводы. В истории Церкви немало примеров, когда молитвенное общение с усопшими помогало живущим решить свои земные проблемы. Вот несколько примеров.
У одного священника умерла жена, которую он очень любил. Горечь утраты оказалась для него непосильной, и он начал пить. Каждый день он поминал ее в своих молитвах, но все глубже и глубже погружался в трясину алкоголизма. Однажды к этому священнику пришла прихожанка и рассказала, что во сне к ней явилась его умершая жена и сказала: “Налей мне водки”. “Но ведь ты же никогда не пила при жизни”, – удивилась прихожанка. “Мой муж приучил меня к этому своим нынешним пьянством”, – отвечала умершая.

Этот рассказ настолько потряс священника, что он навсегда бросил пить. Впоследствии он принял монашество. Скончался в сане епископа. Звали его – Владыка Василий (Родзянко).
Другой случай. Студент духовной академии шел на экзамен, недостаточно хорошо зная материал. В коридоре на стене висели портреты ученых и богословов, в разные годы преподававших в академии. Студент молитвенно обратился к одному из давно почивших преподавателей, с просьбой – помочь ему сдать экзамен. И на всю жизнь запомнил, насколько явной была эта помощь. Экзамен он сдал на “отлично”, все время ощущая спокойную, доброжелательную поддержку того, к кому он обратился. Студент тоже стал монахом, а потом – епископом. Это – владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. А на портрете был изображен преподаватель МДА митрополит Филарет (Дроздов), впоследствии, канонизированный как Святитель Филарет Московский (кстати, историю эту владыка Евлогий рассказал, когда Синод собирал материалы для канонизации свт. Филарета).

Удивительный случай молитвенного общения с усопшими описывает митрополит Сурожский Антоний. Однажды к нему обратился человек, который во время войны случайно застрелил любимую девушку, свою невесту. Одним выстрелом он разрушил все, о чем они так много вместе мечтали. Счастливую жизнь после войны, рождение детей, учебу, любимую работу… Все это он отнял не у кого-то, а у самого близкого и дорогого человека на земле. Этот несчастный прожил долгую жизнь, многократно каялся в своем грехе перед священниками на исповеди, над ним читали разрешительную молитву, но ничего не помогало. Чувство вины не уходило, хотя со времени того злополучного выстрела прошло почти шестьдесят лет. И Владыка Антоний дал ему неожиданный совет. Он сказал: “Вы просили прощения у Бога, которому не причинили вреда, каялись перед священниками, которых не убивали. Попробуйте теперь попросить прощения у самой этой девушки. Расскажите ей о своих страданиях, и попросите, чтобы она сама помолилась за вас Господу”. Впоследствии этот человек прислал Владыке письмо, где рассказал, что сделал все, как он велел и ледяная заноза вины, сидевшая в его сердце долгие годы, наконец, растаяла. Молитва убитой им невесты оказалась сильнее его собственных молитв.

Да и сам митрополит Антоний рассказывал, как в трудные минуты своей жизни он обращался к своей усопшей маме с просьбой помолиться за него, и много раз получал ожидаемую помощь.
Когда-то Владимир Высоцкий пел: “…Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые”. Уходя из этой жизни, наши любимые становятся ближе к Господу и могут ходатайствовать за нас перед Ним. Поэтому мы и молимся святым, которые канонизированы Церковью. Но нельзя забывать, что святыми Церковь считает не только внесенных в святцы прославленных угодников Божиих. Святыми в Церкви названы все христиане, освящающиеся Пречистыми Телом и Кровью Христовыми в таинстве Евхаристии. И если наш близкий при жизни был членом Церкви, исповедовался и причащался святых Христовых Тайн, тогда у нас не может быть достаточных оснований считать, что после его смерти он нуждается в нашем поминовении более чем мы в его молитвах за нас. Святитель Киприан Карфагенский писал: “…Не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века. Мы должны устремляться за ними любовью, но никак не сетовать за них: не должны одевать траурных одежд, когда они уже облеклись в белые ризы”.

Часто задаваемые вопросы

Надо ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

В Родительскую субботу издревле принято посещать кладбища. Для наших предков кладбище было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках.

Главное - не стоит ехать на кладбище вместо службы в храме . Нашим умершим родным и близким людям гораздно важнее наша молитва, чем посещение могилы. Так что попробуйте проникнуться богослужением, вслушайтесь в песнопения в храме, обратите ваше сердце к Господу.

Нужно знать, что традиция оставлять еду на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало православную веру. Душам наших усопших близких нужна молитва. Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима.

Как вести себя на кладбище:

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Молитвы

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.
Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовицы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)


Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Несколько раз в год в православии принято вспоминать об усопших, молиться о них и посещать их могилы. Такие дни называют Родительские субботы. В субботу перед Днем Святой Троицы наступает Троицкая Родительская Суббота - день, когда каждый православный христианин поминает усопших родственников и близких людей. Но почему именно суббота? Как проводят этот день, какие традиции и обычаи принято соблюдать? И сколько раз в год отмечают Родительскую субботу? Именно на эти вопросы нам предстоит ответить в этой статье.

Значение и смысл Родительской субботы

Если эта суббота предназначена для вспоминания об умерших в целом, то почему её назвали родительской? Ведь, к сожалению, среди усопших бывают не только родители. По поводу этого есть несколько версий:

Потому как любой человек поминает в первую очередь своих близких – родителей;
Родительские дни считаются субботами, так как во все седмицы года умерших преимущественно поминают именно в субботы.
Согласно мнению многих православных священников первые о ком мы должны вспомнить в этот день - это усопшие родители. Так как именно они дали нам жизнь и воспитали. Поэтому первая молитва, согласно мнению священников должна быть именно об усопших родителях.

Сколько Родительских суббот в году.

Существует три наиболее известных родительский суббот - Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская. Всего же в календаре их семь - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота), Суббота 2-й седмицы Великого поста, Суббота 3-й седмицы Великого поста, Суббота 4-й седмицы Великого поста, Радоница, 9 мая - Поминовение усопших воинов, Суббота Троицкая. при этом стоит отметить, что лишь одна из них фиксированная дата - 9 мая, все остальные переходящие.

Троицкая родительская суббота. Судя по названию можно догадаться, что она предшествует празднику Троица. Помимо усопших, в этот день вспоминают и размышляют о Страшном суде и о Великом посте. Издревле это был самым большим и почитаемым поминальным днем на Руси.

Мясопустная суббота проводится в субботу перед Неделей о Страшном Суде либо перед Неделей мясопустной. Такая суббота названа так потому, что она находится в мясопустной седмице. Что делают во время мясопустной субботы? Посещают храм, идут на кладбище, читают молитвы. Стоит помнить, что значение родительской мясопустной субботы намного шире, чем обычное поминовение усопших родственников. Можно поминать всех умерших, даже не являющихся родственниками.

Дмитриевская суббота имеет многовековую историю. Такой день поминовения был установлен давно по почину князя Донского. В день Дмитриевской субботы, как и в иные дни, христиане проводят молитвы об упокоении душ умерших, в особенности родителей. Однако Дмитриевская суббота в себе несет особый смысл. Она напоминает о погибших, а также пострадавших за Православие. В такой день славяне парились долго в бане, после оставляли свежий веник и чистую воду покойникам, чтобы те могли помыться. После трапезы в пятницу на стол стелили чистую скатерть, а также оставляли для предков пищу.

Троицкая суббота отмечается, как мы уже упоминали, за день до празднования Троицы (Пятидесятницы) и считается в православной церкви Вселенской родительской субботой.

По традициям и обрядам этот день не отличается от остальных Родительских суббот. Люди на Троицкую субботу посещали кладбища, устраивали трапезы, молились за усопших. при этом очень важно настроиться на серьезный лад этого дня, и отложить всю работу, которая вас отвлекает от молитвы и раздумий.

Согласно мнению многих православных священников, Троицкая Суббота - это прежде всего символ того, что ветхозаветная церковь ушла в небытие, а на смену ей пришла новозаветная. Поэтому принято также вспоминать и всех усопших христиан.

Традиции на Троицкую субботу

Во всех храмах на Троицкую субботу служатся заупокойные литургии и панихиды. На литургии можно заказать поминовение усопших. После церковной службы верующие шли на кладбища, где совершали ритуальные трапезы, поминали умерших родственников и украшали их могилы зеленью.

В день Вселенской Троицкой родительской субботы,проходит день поминовения усопших. Православная церковь про­водит всеобщие заупокойные богослужения, молясь за всех ранее почивших христиан, независимо от родства. Это обозначение и все­общей любви, не различаю­щей мир на своих и чужих: «Память свершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии нашей». Название «родительская», вероятнее всего, произошло от традиции называть усопших «родителями», отошедшими к отцам. А возможно и потому, что в первую очередь поминали своих родителей, а затем всех христиан.

Троицкая родительская суббота похожа на другие родительские субботы. Важно, чтобы в этот день ничто не отвлекало нас от молитвы об усопших. Как правильно провести этот день? В храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще - почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, перед лицом Божиим.

Одной из древнейших традиций в этот день - помогать бедным и нуждающимся. Кроме того, в эту субботу пытались вспомнить тех, кого могли обидеть и просили прощения, а также прощали своих обидчиков.

Так как многие народные праздники всегда были тесно связаны с языческими, то и некоторые традиции не связаны с православными обычаями. Например, раньше было принято украшать зелеными растениями и ветвями березы могилы усопших родственников. Скорее всего, эта традиция пришла от народного праздника Духов день.

Молитва об усопших в Троицкую Субботу

"Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное".

В молитве необходимо упомянуть имена всех ваших усопших родственников. Чтобы никого не забыть, лучше это делать по специальной книжечке помяннику. В помянник записываются имена усопших сродников. В православию верующие люди обычно ведут семейные помянники, по которым и в молитве дома, и во время церковного богослужения поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

09.07.2014

Троицкая родительская суббота - это один из двух главных поминальных дней в году. На Троицкую субботу проходит Вселенская панихида (второй раз в году ее служат в Мясопустную субботу накануне Масленицы), во время которой поминают всех умерших православных независимо от обстоятельств их смерти. Перед началом службы записку с именами усопших родственников можно оставить для поминовения на алтаре.

Троицкая суббота относится к апостольским праздникам. Святой Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы сказал иудеям о Спасителе: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». После посещения службы в церкви нужно поехать на кладбище. Считается, что умершие молятся за живых в то же время, когда живые молятся за них. В некоторых областях в этот день проводился ритуал «опахивания могил»: могилы обметали березовыми ветками, вениками или троицкими цветами.

В Псковской губернии крестьяне считали, что таким образом «открывают родителям глаза», а в Новгородской это делали для того, чтобы «попарить родителей» и порадовать их души. Перед уходом с кладбища могилы «запахивают», а на холмике оставляют ветки, венки и цветы. Даже если вы не были в церкви, за усопших можно молиться и у себя дома. На Троицкую субботу в храме во время службы читается 17 кафизма, а после службы вечером ее можно читать дома.

Издавна принято устраивать на кладбище ритуальную трапезу. Готовили кутью, блины, красили яйца. Умершего приглашали к столу словами «Выходи и угощайся» или «Приди (имя) и поешь». Нередко поминовение заканчивалось веселым гулянием. Другой традицией в древнерусские времена было топить баню для усопших. После того, как в ней парилась вся семья, в бане оставляли веник и воду «для родителей».

В Украине на Троицкую (Клечальную) субботу на ночь вносили в дом срубленную осину, а утром смотрели на цвет листьев. Если листья, даже завянув, сохраняли зеленый цвет, все члены семьи доживут до следующей Троицкой субботы, а если почернели, то кто-то в доме умрет. В Карпатах существует обычай в Клечальную субботу просить прощения у старших и младших членов семьи. В Белоруссии святили травы и обкуривали дома и скотину, чтобы та не боялась грозы.

Важным обычаем является раздача милостыни для поминовения ушедших в мир иной. В Калужской губернии среди зажиточных крестьян долгое время существовал старинный обычай в Троицкую субботу резать барана или поросенка и кормить бедных. Необычная традиция «делать чертежи» бытовала на Забайкалье. Крестьянин выбирал в лесу участок под будущую пашню и отмечал его, ошкурив кору деревьев. Таким образом, «зачерченный» в этот день лес переходил под защиту предков.

Тро́ицкая суббота - день общерусского поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой . Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие . Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc . «Парастаc» , с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма . В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.

У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.

Многие люди в России проповедуют православную веру и придерживаются тех христианских традиций, которые созданы тысячи веков назад. Увы, не все знают точно о происхождении того или иного религиозного праздника. Троицкая родительская суббота считается днем, когда нужно поминать усопших, ходить на кладбище и подавать угощения в знак памяти умерших. В этом празднике присутствуют и языческие обряды, которые остались в прошлом. К примеру, плетение венков, колядки на Святки и массовые гуляния.

Христианство внесло новые веяния и традиции в Троицкую родительскую субботу и их нужно обязательно соблюдать. Эти установленные церковью и верующими людьми обряды входят в канву христианских богослужений. К примеру, в этот день следует украшать березовыми ветками храм. Итак, давайте разберемся, что пришло к нам из далекого прошлого, и как Святая Троица отмечается сегодня православным народом.

Суббота перед Троицей: как отмечают этот день христиане

По церковному календарю Троицкая суббота в 2017 году празднуется 3 июня – через 50 дней после Пасхи . Этот день еще называют Пятидесятницей, которая является своеобразными именинами Христианской Церкви. Именно в этот день случилось явление Святого Духа, который вознесся на небеса на 40-ой день — Христово Воскресенье. После распятия Иисуса его напуганным ученикам нужны были духовные силы и утешение.

Но, после того, как все получили Всевышнюю благодать, они стали без страха и сомнения проповедовать веру Господа. После проповеди апостола Петра, к христианской вере присоединились сразу около 3-х тысяч человек. До Пятидесятницы раньше верующих насчитывалось всего три сотни. Пророки и апостолы Христа были вестниками и проповедниками воли Божьей, ведь они могли слушать и понимать его, благодаря, своей духовной сущности. Верные Христовы спутники лично видели воплощение Бога-Сына, который принял обличие человеческое и взял на себя земные грехи.

Святой Дух сошел на общину Иерусалима в день Пятидесятницы. Он являл собой огненные языки, неведомые до той поры людям. Это была третья ипостась Святой Троицы, во время которой свершилось явление Бога миру. Сошествие Святого Духа в наше время называется – Троицкая родительская суббота.

Что такое Единство Церкви и насколько сильно оно привязано к Троицкой родительской субботе

Пятидесятница, а сегодня Троицкая родительская суббота, существовала еще во времена апостолов и считалась великим церковным праздником. После того, как Святой дух сошел на землю, на богослужении осуществлялись «помазания», а апостолы совершали таинства. Благодать от апостолов друг другу передавалась с помощью рукоположения (хиротония). Затем переходила к епископам, иереям, священникам и «батюшкам».

Рукоположения существуют уже много веков и являются доказательством того, что Церковь произошла от Христа, и они по сей день, едины. Если человек верит в Христа, то на него сходит Божья благодать и он познает в храме Таинство Крещения. Многие люди ощущают ее всем сердцем и душой, стоит им войти в церковь. В народе даже есть расхожее выражение: «Одним миром мазаны». Оно имеет прямое отношение к Таинству Миропомазания, которое осуществляется в храме сразу же после Крещения. В католической римской церкви это «конфирмация», которое совершают только совершеннолетние люди. Таинство Церковное осуществляется в Великий Четверг и освящается Патриархом.

В алавастре находится специальное церковное масло – мира. Из этого сосуда ежегодно со времен апостолов переносится капля в другой алавастер. Крещенного человека обязательно мажут миррой, что является ярким доказательством того, что он теперь единое целое с Церковью.

Православная церковь: Троицкая родительская суббота

Христианство можно выразить такими словами: «У Бога все живы!» Действительно, если человек ощущает внутри себя гармонию души и тела, посещает храм, читает молитвы и литургии, то он вечно живой и полон духовных сил. Крещение, Успение и Миропомазание делает его еще ближе к христианской вере.

Богослужение в Троицкую субботу

Троицкая суббота в 2017 году выпадает на 3 июня. В канун праздника все живые и усопшие духовно соединяются, что и должно произойти в конце всех времен. По Божьему преданию все мертвые воскреснут и встретятся с родными людьми. В этот день поминают всех верных христианской вере великомучеников, которые страдали, но не отреклись от Божьей благодати.

В церкви проходят молебные службы, а в Троицкую родительскую субботу есть особая традиция – это Вселенская панихида об усопших православных христианах. Священник читает в пятницу семнадцатую кафизму Псалтири «заупокойных синодиков» и записки прихожан, в которых написаны имена их умерших предков.

На Святую Троицу поминают всех усопших христиан, не вникая в причину их кончины. Хотя, в начале прошлого столетия в России нельзя было поминать в церкви тех, кто закончил жизнь самоубийством, пьяниц и наркоманов. Чтобы выразить свою надежду на мирную и долгую жизнь, христиане читали специальную молитву, защищающую от ранней смерти. Считалось, что после Таинства, Покаяния и Причастия смерть не настигнет человека внезапно и дьявол не собьет человека с пути истинного.

В Троицкую родительскую субботу христиане молятся мученице Варваре. Когда умирает кто-то из родственников, то нужно было обязательно покаяться в церкви за душу усопшего и поставить свечку за упокой. Тогда его душа будет покоиться с миром, а близкие люди не будут долго горевать и скорбеть.

Троицкая суббота: как поминают усопших

В Троицкую субботу в 2017 году в церкви нужно помянуть человека, который умер не только от старости, но также утопленников, путников, самоубийц и замерзших на холоде. Кроме того, в храме можно заказать молебен за тех, кто скончался от спиртного и наркотиков. Может быть, эти люди тоже прожили достойную жизнь и соблюдали Божьи законы. Но, как говорится, их «бес попутал» при земной жизни.

Иногда в церкви служители живо интересуются тем, а ходил ли человек, который находится в списке, в храм, и был ли на исповеди. В Троицкую родительскую субботу можно задать только такой вопрос: «Крещенный был человек, или нет?» Дело в том, что если он некрещеный, то молитва Уару по усопшему читается строго в домашней обстановке.

Кроме, Святой Троицы существуют еще и другие особые церковные дни, когда нужно поминать усопших.

1. Радоница – Вселенская панихида, которую отмечают на вторник через 7 дней после Пасхи. В этот день нужно убраться на могилках умерших родственников.
2. Родительские субботы Великого Поста , во время которых в церкви читается 17-й кафизма.
3. Перед днем русского воина и мученика Дмитрия Солунского в церкви совершается молебен умершим.

В другие дни – от Покрова до Светлой Пасхи — стараются не ходить на кладбище, чтобы не тревожить души усопших.

Во время Троицкой родительской субботы, например, в Забайкалье старообрядцы служили по домам «всенощную». В Троицу нужно прощения у всех просить, кого когда-то и чем-то обидел. Исключением были только маленькие дети и старики. В Забайкалье также совершали обряд под названием — «делаем чертежи». Жители шли в лес и обдирали с деревьев кору, делая границу для пашни на следующий год. Было поверье, что данный участок охраняется умершими родственниками.

Троицкая суббота в 2017 году будет отмечаться и в Полесье. Только там этот день называют «Деды» и отмечают его в пятницу. В это время нужно кушать постную пищу. В субботу был другой день, который посвящался Бабе-Семичихе. На столе в праздник была скромная, но сытная еда. Девушки плели венки, накидывали платок на голову и ходили вокруг березы, дотрагиваясь ладонями до веток. Но, одна девушка рядилась в Деда и круг крестом обходила, а другая была Бабой с серьгой в ухе.

Традиции и обряды Троицкой родительской субботы созвучны летнему Семику, но во многом отличаются от осенних праздников – Хеллоуина и «Дня Всех Святых». Правда, Хеллоуин больше похож на шабаш ведьм, который отмечается перед 1 мая. На западе ноябрьские праздники являются днями, когда нужно поминать умерших. Хотя, многие славяне на западе тоже отмечают Святую Троицу, соблюдая все обычаи и, посещая православную церковь.

Троицкая суббота в 2017 году отмечается 3 июня и возрождает в России не только церковные, но и народные обычаи. Это поистине христианский праздник славянского Семика, а не почитание каких-то сатанинских и сомнительных религий. Поэтому, сами решайте, чтить ли вам традиции своей страны, или «приобретать» то, что предлагает «дикий запад».