Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

План урока. 1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. 11 класс (профильный уровень) Автор презентации: Агалакова Е.В. учитель истории ГБОУ СОШ № 1324 (797)

1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. План урока.

Докажите двойственный характер советской культуры в период «Застоя»? Задание на урок.

Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. коммунизм так и не был построен и власти выдвинули новую концепцию- «дальнейшего совершенствования развитого социализма».Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии. 1.Кризис официальной идеологии. Л.И.Брежнев и М.А.Суслов.

В н.60-х гг.часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом(А.Сахаров) и национализмом (А.Солженицын). Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма. 2.Движение диссидентов. А.Д.Сахаров

Солженицын выступал за возрождение национального государства. В 1965 г.диссиденты выступили в защиту А. Синявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за границей. В 1969 г.возникла инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев), в 1975-гру-ппа во главе с Ю. Орловым. В 1975 г.капитан 3-ранга В.Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой.» За измену Родине он был расстрелян. 2.Движение диссидентов. В.Новодворская в тюрьме.

В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули тезис об обострении классовой борьбы. Диссидентов стали представлять как «агентов влияния» Запада, или как шпионов. В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зару-бежных авторов, отменя-лись концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». Идеологическая диверсия. Плакат 70-х годов.

Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины»-отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности». Предписывалось создавать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководителем. В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Бондарчука, Ю.Озерова, Т. Лиозновой, А.Тарковского, Э.Рязанова, Л.Гайдая и др. 4.Развитие художественной культуры. С.Бондарчук в роли П.Безухова.

В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г.Товстоногов, А.Эфрос, М.Захаров, О.Ефремов, Г.Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е.Лебедев, К.Лавров, С.Юрский, О.Басилашвили, В.Тихонов, Р.Плятт, Т.Доронина и др. В то же время ряд деятелей культуры иммигрировали за границу - В.Аксенов, А.Солженицын, И.Бродский, А.Тарковский, М. Растропович, Г.Вишневская и т.д. 4.Развитие художественной культуры. А.Калягин в роли В.И.Ленина. «Так победим!» МХАТ.

Советский балет ставший лучшим в мире гордился М. Плиссецкой, М. Лиепой, .Васильевым, Н. Павловой, в то же время остались за границей и получили там признание Р.Нуриев, М. Барышников, А.Годунов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В. Атланото вым, З.Соткилавой, Е.Образцовой, Т.Синявской, Б. Штоколовым. Архитектурные достиже- ния были связаны с именами В.Вучетича, Л. Кребель, Н.Томской и др. 4.Развитие художественной культуры. В.Вучетич. Комплекс на Мамаевом кургане.

Характерной чертой культуры 60-70-х гг. стал расцвет авторской песни. Он был связан с творчеством мэтров жанра - Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого,Ю.Кима, А.Галича и более молодых авторов - В.Высоцкого, В.Егорова, А. Суханова. Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э. Пьеха, Л. Лещенко, М.Криста-линская, М. Магомаев, В.Леонтьев, С. Ротару, Э. Хиль. 4.Развитие художественной культуры. В.Высоцкий. Б.Окуджава. Ю.Ким.

Дальнейшее развитие получила система образования. В 1974 г.был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, но при этом качество образования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн.специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г.не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов. 5.Система образования. Лекция в МИЭТ.

Проверочный тест 1.Концепция развитого социализма была провозглашена и обнародована: А) Н.С.Хрущевым Б) Л.И.Брежневым В) К.У.Черненко Г) Ю.В.Андроповым 2. В «искажении нашей действительности, проповеди упадничества» был обвинен писатель, автор повести «Один день Ивана Денисовича»: А) А.И. Солженицын Б) Ф.А.Абрамов В) В.П.Астафьев Г) В.М. Шукшин 3. Отстаивая собственные оценки и суждения, выступая против идеологического давления на деятелей культуры, оказался на чужбине режиссер фильмов «Сталкер», «Андрей Рублев», «Солярис» и др.: А) Э.А.Рязанов Б) А.А.Тарковский В) А.С. Михалков-Кончаловский Г) Г.Э.Климов 4. Академик, лишенный всех государственных наград и высланный в г.Горький за протест ввода советских войск в Афганистан: А) А.И.Солженицын Б) М.В.Келдыш В) П.Л.Капица Г) А.Д.Сахаров 5. Группу содействия выполнения Хельсинских соглашений в СССР, созданную в 1976 г. в Москве, возглавлял профессор: А) А.Д.Сахаров Б) С.А.Ковалев В) А.Д.Синявский Г) Ю.А.Орлов 6. Признанным лидером «магнитофонной революции» в 70-е годы был: А) И.Д.Кобзон Б) В.С.Высоцкий В) А.А.Вознесенский Г) Э.Хиль 7. В 70-е годы наибольшей популярностью у советских людей пользовался многосерийный фильм режиссера Т.М.Лизновой «Семнадцать мгновений весны» по роману писателя: А) А.И.Солженицына Б) Ю.С.Семенова В) В.В.Ерофеева Г) В.П.Аксенова 8. Концерты этого известного артиста-сатирика всегда проходили с аншлагом. Однако, подчиняясь давлению со стороны властей, в 70-е годы был вынужден прекратить включать в выступления В Москве критические миниатюры: А) М.М.Жванецкий Б) А.И.Райкин В) З.И.Высоковский Г) З.Е.Гердт


Введение

1. Особенности культуры в первые годы Советской власти

2. Духовная и художественная культура периода тоталитаризма

3. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры

4. Советская архитектура

5. Мода в советский период

6. Советская культура в период «оттепели» и «застоя»

Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», С.В. Герасимова «Мать партизана», картине А.А. Пластова «Фашист пролетел» и других.

Оценивая ущерб культурному достоянию страны, Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний захватчиков называла в числе разграбленных и разрушенных 430 музеев из 991, находившихся на оккупированной территории, 44 тысячи дворцов культуры и библиотек. Были разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, Т.Г. Шевченко в Каневе. Безвозвратно утраченными оказались фрески XII века в Софийском соборе Новгорода, рукописи П.И. Чайковского, полотна И.Е. Репина, В.А. Серова, И.К. Айвазовского, погибшие в Сталинграде. Разрушены были древние архитектурные памятники старинных русских городов — Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери, Ржева, Вязьмы, Киева. Пострадали пригородные архитектурные ансамбли-дворцы Санкт-Петербурга, архитектурные монастырские комплексы Подмосковья. Невосполнимы были людские потери. Все это сказалось на развитии отечественной культуры после войны.

В 30-е годы архитектура в России претерпевает очень важные изменения: из-за специфики политрежима были снесены красивейшие храмы по всей стране, а так же памятники архитектуры. Здания строились в стиле » конструктивизм». Он широко использовался для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, лаконичное строение, вписывающееся в ансамбль Красной площади. С приходом к власти Сталина на его смену пришел стиль, получивший название «сталинский ампир». В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, скульптуры строгих и мощных советских людей, гербы СССР, живописные и мозаичные панно — все прославляет выдающиеся достижения советского народа.

Все, что окружало людей в советский период, содержало в себе характерные особенности советской эпохи. Пятиконечная звезда, серп и молот, сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих. В интерьере использовались мраморные плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые светильники, стилизованные под факелы, использование элементов барокко в декоре, опять же с обязательным изображением государственной советской символики. В этом проявляется гигантомания и склонность к богатству убранства, граничившему с безвкусицей, присутствовала некоторая наигранность. Для настоящего ампира характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм. Великолепие же сталинской неоклассики было призвано выразить силу и мощь тоталитарного государства, стремление к созданию нового культа через иконизацию символики. Наиболее известными зданиями в этом стиле являются сталинские высотки в Москве: здание МГУ, МИД и Министерства Транспорта, ансамбль ВДНХ, жилые дома.

В скульптуре преобладало создание многочисленных памятников на социалистическую тему: памятники пионерам, рабочим и т.д. Этим же отличалась и современная живопись того времени. Примечательно, что в СССР не существовало города, или даже населенного пункта в котором бы не было памятника Ленину.

Государственные здания поражали огромными размерами. Например в 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. Архитектурная и широкая пресса внимательно следила за всеми этапами проектирования и строительства: в градостроительном отношении здание имело огромное значение — оно располагалось на пересечении главной магистрали столицы улицы Горького с вновь прокладываемой «Аллеей Ильича», громадным проспектом, который вел к Дворцу Советов. Когда стены будущей гостиницы «Москва» уже возводились, руководителем авторского коллектива архитекторов был назначен академик А. Щусев. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в результате чего фасад выстроенной гостиницы оказался несимметричным. Строительство было завершено в 1934 году. «Аллея Ильича» проложена не была, следы ее прокладки — нынешняя Манежная площадь, образовавшаяся на месте снесенной застройки Моховых улиц.

Еще один яркий пример архитектуры — Дворец неосуществлённый строительный проект советского правительства. Идея сооружения в столице первого в мире государства рабочих и крестьян здания, способного стать символом «грядущего торжества коммунизма», появилась уже в 20-х годах. Работа над ним велась в 1930-е годы и в 1950-е годы. Это должно было быть грандиозное административное здание, место съездов, празднеств и т.п. Дворец в Москве с высотой 420 м стал бы самым высоким зданием мира. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина. На проект дворца был проведен масштабный архитектурный конкурс. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Высшие премии на конкурсе были присуждены архитекторам: И. Жолтовскому, Б. Иофану, Г. Гамильтону (США). В дальнейшем Совет Строителей Дворца Советов (в который одно время входил и сам Сталин) принял за основу проект Б. Иофана, который и был после многочисленных доработок принят к осуществлению. Проект был воистину грандиозен. Высота сооружения должна была составить 420 метров (со статуей В.И. Ленина. Сессии Верховного совета, а также всевозможные собрания согласно проекту проводились бы в огромном зале объёмом миллион кубометров, высотой 100 и диаметром 160 метров, который был рассчитан на 21000 человек! Малый зал вместил бы «всего» 6 тысяч. Также во Дворце Советов предполагалось разместить Президиум, государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы Палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приёмов делегаций. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось изменить окрестности: Музей изобразительных искусств решено было отодвинуть на 100 метров, Волхонка и её улицы-соседи должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли.

Особое внимание стоит уделить статуе Ленина, которую в окончательном проекте решено было поставить на крышу гигантского здания. Скульптор предполагал сделать статую стометровой. Один бы только указательный палец был сопоставим по размерам с двухэтажным домом! Вес статуи оценивался в 6 тысяч тонн — почти столько же, сколько весит крупнейшая статуя мира — Родина-мать в Волгограде.

Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта пришлось заморозить. Более того, металлический каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать здание не стали, хотя идея постройки этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь хотел подчеркнуть этим зданием превосходство Советской системы над устройством капиталистических государств. Формально от строительства Дворца советов отказались в конце 1950-х.

После прихода к власти Хрущева и постановления о «борьбе с архитектурными излишествами» в архитектуре уже небыло таких грандиозных проектов. Здания стали более скромными. Брежневская архитектура отличалась мощными призматическими строениями типа московской гостиницы «Россия», но по-провинциальному они были более бедными.

В СССР, после войны о стиле в одежде мало кто задумывался — положение в стране не позволяло никакой роскоши. Сама по себе новая одежда уже была дефицитом. Но постепенно положение граждан выровнялось. Вновь появилась потребность в эстетическом внешнем виде.

Принято считать, что стиль 1950-х был самым изящным за всю историю ХХ века. Новый силуэт песочных часов противопоставлялся четкому прямому с расширенными плечами силуэту военного времени. Он предъявлял определенные требования к фигуре, которым нужно было соответствовать: тонкая талия, покатые плечи, пышный бюст в сочетании с округлыми, женственными бедрами. Тело до требуемого стандарта буквально «лепили» из того, что было, — подкладывали вату в бюстгальтеры, утягивали талию. Эталоном красоты и стиля считались популярные в те времена актрисы: Любовь Орлова, Клара Лучко, Элизабет Тэйлор, Мэрилин Монро. Среди молодежи таким эталоном — трендсеттером на десятилетие стали Бриджит Бардо и — в СССР после «Карнавальной ночи» — Людмила Гурченко.

Женщина в модной одежде того времени напоминала цветок — пышная юбка почти до щиколоток (под низ надевали легкую многослойную нижнюю), покачивающийся на высоких каблуках-шпильках, в обязательных нейлоновых чулках со швом.

Поразительная перемена стиля в суровое послевоенное время, когда ткани отпускались «по мерке», не больше, чем считалось нужным на скромное короткое платье «без излишеств», а чулки стоили баснословно дорого. На одну юбку «нового силуэта» требовалось от 9 до 40 метров ткани (рис.5) ! До СССР этот стиль («нью-лук») дошел только после смерти Сталина, во время хрущевской «оттепели». Как альтернатива существовал также предложенный Кристианом Диором стиль «Н» — прямая юбка в сочетании с мягким или прилегающим лифом.

«Стильные» рукава делали длиной 3/4 или 7/8 — что требовало обязательных длинных элегантных перчаток. Не менее модными были короткие нейлоновые или ажурные — в цвет туалета. Обязательной была небольшая круглая шляпка, которая зимой заменялась на «менингитку» — маленькую шапочку, прикрывавшую только затылок. Из аксессуаров присутствовали клипсы и браслеты, а также ювелирные изделия с полудрагоценными камнями — хрусталем, топазами, малахитом. Кроме того, были невероятно популярны солнечные очки — с заостренными «стрелками» углами, украшенными стразами. В СССР был очень моден мех вообще и каракуль — в частности.

У мужчин в моду вошли очень узкие брюки — дудочки, и нейлоновые рубашки. Необходимым мужским аксессуаром была шляпа.

В СССР бесспорное влияние на моду, на смелость фасонов и цветов оказали 2 крупных события: фестиваль молодежи и студентов и приезд Кристиана Диора со своими моделями для показа. Второе сильное течение 1950-х годов — различное переосмысление фольклорных мотивов — народов СССР и «дружественных». Очень сильным модным поветрием в СССР стали китайские вышитые кофточки и китайские же пуховые шарфики.

Поскольку покупать одежду в союзе было достаточно дорого, а внешний вид готовой одежды отечественного производителя не был модным. Однако после войны, во время дефицита внимания мужчин, женщины всегда радостно приветствовали все ухищрения, позволяющие подать себя в выгодном свете.50-е годы отмечены появлением фарцовки (спекуляция дорогим вещами). VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходивший в 1957 году в Москве стал колыбелью фарцовки как широкомасштабного явления. Благодаря тому, что «приоткрылся» железный занавес — иностранные граждане получили возможность в качестве туристов посещать крупные города СССР. Этим и воспользовались фарцовщики — преимущественно молодые люди, студенты. Услугами фарцовщиков в основном пользовались так называемые «стиляги»-советская молодёжная субкультура, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам.

Наибольшее распространение фарцовка получила в Москве, Ленинграде, портовых городах и туристических центрах СССР. Концом фарцовки стало налаживание сначала челночного, а потом и нормального товарообмена республик бывшего СССР с зарубежными странами на закате перестройки в начале 90-х годов XX века.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами — всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И. Эренбурга с названием «Оттепель» и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием «оттепель», хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности «отцов» за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях «отцов и детей».

В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников — сталинистов.

В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов (Ф. Кочетов — журналы «Октябрь», «Нева», «Литература и жизнь» и примыкавшие к ним журналы «Москва», «Наш современник» и «Молодая гвардия») и демократов (А. Твардовский — журналы «Юность»). Журналу «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицина.

Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный «самиздат» конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

Самиздат возник в конце 50-х годов. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало «оттепельного» самиздата положили списки поэмы Твардовского «Теркин на том свете», написанной в 1954 году, но не разрешенной к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. Первый самиздатовский журнал «Синтаксис», основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 году эстафету самиздата подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский и другие).

Социокультурные истоки антисоциалистического искусства имели уже собственную основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б. Пастернака (М. Горький считал его лучшим поэтом социалистического реализма в тридцатые годы), опубликовавшего на Западе роман «Доктор Живаго», где автор критически переосмысливает события Октябрьской революции. Исключение Пастернака из Союза писателей подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

Культурная политика в период «оттепели».Н. Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее «автоматчиками». Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством «установочных» встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда оказывались в состоянии вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к неоправданным выпадам против деятелей культуры. Хрущев резко высказывался против поэта А.А. Вознесенского, чьи стихи отличаются усложненной образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, автора фильмов «Весна на Заречной улице» и «Два Федора», М.И. Ромма, поставившего в 1962 году художественный фильм «Девять дней одного года».

В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых художников в Манеже Хрущев устроил разнос «формалистам» и «абстракционистам», среди которых был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все это создавало нервозную обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия к политике партии в области культуры.

Время хрущевской «оттепели» прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их «скрытного подтекста» (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

В целом «оттепель» оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов «оттепель» сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.

Общая характеристика советской культуры периода «застоя». Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха «застоя», которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:

благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни;

нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур — официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).

Следует отметить эволюцию форм этого противостояния — от резкого неприятия до установления определенного взаимосогласия и взаимодействия, что было продиктовано жизненной необходимостью изменения ориентиров внутреннего и внешнего развития. Так, логика развития предмета отображения действительности официальной культурой была связана с попыткой сохранения своего доминирующего положения в общественном сознании, что вызвало переход от явного «лакирования» явлений окружающей жизни к традициям неосталинизма, возрождая тем самым духовные ценности русской культуры через военно-патриотическую и культурно-историческую тематику (например, фильмы «Война и мир» и «Андрей Рублев» режиссеров С. Бондарчука и А. Тарковского).

Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х годов отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.

Острые социальные проблемы, и прежде всего советской деревни, поднимали писатели В.Г. Распутин (повести «Последний срок», «Живи и помни» и «Прощание с Матерой»}; В.А. Солоухин («Владимирские проселки»); В.П. Астафьев («Кража» и «Царь-рыба»), Ф.А. Абрамов (трилогия «Пряслины» и роман «Дом»), В.И. Белов (1″Плотницкие рассказы», роман «Кануны»), Б.А. Можаев («Мужики и бабы»). Содержание большинства произведений не оставляло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-«деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим.

Большой популярностью в стране и за рубежом пользовалось творчество национальных писателей: киргиза Ч. Айтматова (повести «Джамиля», «Прощай Гульсары», «Белый пароход», «И дольше века длится день» и др.), белоруса В. Быкова (повести «Мертвым не больно», «Круглянский мост», «Сотников» и др.), грузина Н. Думбадзе (повести «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Я вижу солнце», роман «Белые флаги»), эстонца Я. Кросса (романы «Между тремя поветриями», «Императорский безумец»).

На 60-е годы приходится творчество рано ушедшего из жизни (1971) русского поэта Н. Рубцова. Его лирике свойственны предельно простая стилистика, напевная интонация, душевность, неразрывная связь с Родиной.

Теме Родины, ее судеб посвящал свои музыкальные произведения композитор Г.В. Свиридов («Курские песни», «Пушкинский венок»), сюиты «Время, вперед», музыкальная иллюстрация повести А.С. Пушкина «Метель»).

70-е годы были временем подъема советского театрального искусства. Особенной популярностью у передовой общественности пользовался Московский театр драмы и комедии на Таганке. На его сцене были поставлены «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Дом на набережной» Ю. Трифонова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Среди других коллективов выделялись театр имени Ленинского Комсомола, театр «Современник», театр им.Е. Вахтангова.

Центром музыкальной жизни оставался Академический Большой театр в Москве. Его прославили имена балерин Г. Улановой, М. Плисецкой, Е. Максимовой, балетмейстеров Ю. Григоровича, В. Васильева, певиц Г. Вишневской, Т. Синявской, Б. Руденко, И. Архиповой, Е. Образцовой, певцов 3. Соткилавы, Вл. Атлантова, Е. Нестеренко.

В 70-е годы началась так называемая «магнитофонная революция». Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича большой популярностью пользовались произведения Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Городницкого, А. Дольского, С. Никитина, Н. Матвеевой, Е. Бачурина, В. Долиной. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни, начали проводиться их всесоюзные слеты. Симпатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

В целом художественная культура сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

7. Отечественная культура и «перестройка»

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе «перестройки» (1985 — 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит «советской культуры», искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и «социалистического плюрализма» мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Для «перестройки» характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение «деформаций социализма», которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали «шестидесятники».

80-е годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ («Плаха» Ч. Айтматова, фильм «Покаяние» Т. Абуладзе).

Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года толстые литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались полочные (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров — «старые новые» пьесы. Началась реабилитация диссидентов.

Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов — является возникновение мощного потока возвращенной художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродского, а также В.В. Набокова, Э. Лимонова, В. Аксенова, М. Шемякина, Э. Неизвестного.

По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре.

Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Вместе с тем ликвидация цензуры и политика «открытых дверей» в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

Заключение

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете.0 ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 19 17 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Культура России в советский период развивалась очень интенсивно. Политический режим направлял развитие культуры, непосредственно от него зависело то или иное культурное событие. В этом состоит уникальность советского времени: на протяжении большей части этого периода его культурная жизнь была теснейшим образом переплетена с жизнью политической. Отсюда вытекало так же огромное влияние культурной деятельности не только на настроения в обществе, но и на судьбы конкретных людей. Все это необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной России и России советского периода.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. Пособие, /Кондаков И.В. — М., 1997. 65 с.

В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, проведены крупномасштабное улучшение почв и обширные лесопосадки. Стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5 % в год. В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу обеспечить полноценное питание всем гражданам страны. По основным реальным показателям эта программа хорошо выполнялась. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России в те годы увеличилось на 12 млн человек. Также имел место ввод в эксплуатацию при Брежневе 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильём было обеспечено 162 млн чел. Предметом гордости советского руководства был постоянный рост обеспеченности сельского хозяйства тракторами и комбайнами, однако урожайность зерновых была значительно ниже, чем в промышленно развитых капиталистических странах. В то же время в 1980 году производство и потребление электроэнергии в Советском Союзе выросло в 26,8 раза по сравнению с 1940 годом, тогда как в США за тот же период выработка на электрических станциях увеличилась в 13,67 раза. В целом для оценки эффективности сельскохозяйственного производства необходимо, разумеется, учитывать климатические условия. Тем не менее в РСФСР валовой сбор зерна (в весе после доработки) был в полтора-два раза выше, чем после Перестройки, схожие пропорции просматриваются и в поголовье основных видов скота.


Задачи урока: раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать, как формировалась советская партийно-государственная номенклатура; отметить причины неудачи экономической реформы правительства А.Н. Косыгина по модернизации экономики СССР во второй половине 1960-х годов; проанализировать причины кризисных явлений в советской экономике в 1970-х - первой половине 1980-х годов; выявить предпосылки, способствовавшие возникновению диссидентского движения в СССР, охарактеризовать его роль в общественной жизни страны; обобщить социально-экономические и общественно- политические черты советского общества периода «развитого социализма» в 1970-х – первой половины 1980-х гг. как «эпохи застоя» Задачи урока: раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать, как формировалась советская партийно-государственная номенклатура; отметить причины неудачи экономической реформы правительства А.Н. Косыгина по модернизации экономики СССР во второй половине 1960-х годов; проанализировать причины кризисных явлений в советской экономике в 1970-х - первой половине 1980-х годов; выявить предпосылки, способствовавшие возникновению диссидентского движения в СССР, охарактеризовать его роль в общественной жизни страны; обобщить социально-экономические и общественно- политические черты советского общества периода «развитого социализма» в 1970-х – первой половины 1980-х гг. как «эпохи застоя»


Эпоха хрущевской «оттепели» сменилась временем, которое в исторической науке характеризуется по- разному: консерватизм; стабильность; но чаще «застой» или «кризис» советского общества в конце 1960-начале 1980-х годов В 1964 году Л.И.Брежнев возглавил заговор против Н.С.Хрущева, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. В ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии Брежнев своевременно устранял всех явных и потенциальных противников, расставляя на посты преданных ему людей. К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как защитника системы. Партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии ПЕРИОД ЗАСТОЯ время замедленного развития экономики, пассивного, вялого состояния общественной жизни, мысли ПЕРИОД ЗАСТОЯ время замедленного развития экономики, пассивного, вялого состояния общественной жизни, мысли


Эпоха «развитого социализма» Максимальная политическая стабильность за годы советской власти, достигнут самый высокий в истории СССР уровень материального благосостояния населения Противоречия эпохи Заложены непосредственные предпосылки, которые привели к распаду СССР НО


Эпоха «развитого социализма» Экономическая реформа 1965 г. (Реформа Косыгина) Цель: замена замена административных методов управления экономикой экономическими Экономическая реформа 1965 г. (Реформа Косыгина) Цель: замена замена административных методов управления экономикой экономическими Изменения в сельском хозяйстве: развитие материальной и социальной базы села; повышены закупочные цены на сельскохозяйственные продукты; введены надбавки к ценам на сверхплановую продукцию и гарантированная оплата труда колхозников; отменены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства Изменения в промышленности: число планируемых показателей сокращалось до минимума; деятельность предприятия должна была оцениваться не по валовым показателям произведенной продукции, а по ее реализации; укрепление хозрасчета и повышение самостоятельности предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли Изменения в сельском хозяйстве: развитие материальной и социальной базы села; повышены закупочные цены на сельскохозяйственные продукты; введены надбавки к ценам на сверхплановую продукцию и гарантированная оплата труда колхозников; отменены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства Изменения в промышленности: число планируемых показателей сокращалось до минимума; деятельность предприятия должна была оцениваться не по валовым показателям произведенной продукции, а по ее реализации; укрепление хозрасчета и повышение самостоятельности предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли А.Н.Косыгин, Председатель Совета Министров СССР


Эпоха «развитого социализма» В целом реформа дала положительный результат, но плановую экономику нельзя было совместить с отдельными чертами рыночной экономики Экономическая реформа 1965 г. (Реформа Косыгина) Пятилетками наиболее стабильного развития советской экономики были: восьмая гг. и девятая гг. Государство могло развиваться за счет продажи нефти и газа за границу, но приток «нефтедолларов» прекратился в начале 1980-х гг., так как цены на мировом рынке упали. СТРАНА ВСТУПИЛА В ПОЛОСУ ГЛУБОКОГО КРИЗИСА


Общественно-политическая жизнь Основная идея – построение «развитого социализма» Положения концепции: Однородность советского общества Возникновение новой общности – советский народ Окончательное решение национального вопроса Отсутствие внутри общества противоречий Обострение идеологической борьбы с капитализмом Перспектива построения коммунизма отодвигалась на неопределенное время Положения концепции: Однородность советского общества Возникновение новой общности – советский народ Окончательное решение национального вопроса Отсутствие внутри общества противоречий Обострение идеологической борьбы с капитализмом Перспектива построения коммунизма отодвигалась на неопределенное время Эти положения были отражены в Конституции 1977 года. В ней была закреплена роль КПСС как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы» Эти положения были отражены в Конституции 1977 года. В ней была закреплена роль КПСС как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы» Какой режим был построен в СССР?




Диссидентское движение – движение несогласных с господствующей идеологией и властью Сторонники «подлинного марксизма-ленинизма» выступали за возвращение к истокам учения в оздоровления общества Сторонники христианской идеологии были за распространение христианско-демократических принципов в обществе Идеологи либерализма считали, что надо строить демократическое общество западного типа Александр Исаевич Солженицын () Русский писатель, ветеран Великой Отечественной войны. В гг. – репрессирован по «политической» статье. В 1974 г. лишен гражданства и выслан из страны. В 1994 г. вернулся на Родину Андрей Дмитриевич Сахаров (гг.) Руководитель коллектива разработчиков водородной бомбы, академик АН СССР. Правозащитник, нобелевский лауреат мира (1975) Андрей Дмитриевич Сахаров (гг.) Руководитель коллектива разработчиков водородной бомбы, академик АН СССР. Правозащитник, нобелевский лауреат мира (1975) В национальных республиках – движение за права наций и народностей


Дело писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля За публикацию своих книг на Западе были обвинены в антисоветской деятельности и приговорены к заключению в исправительно-трудовой колонии строгого режима(соответственно на 7 и 5 лет) Дело писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля За публикацию своих книг на Западе были обвинены в антисоветской деятельности и приговорены к заключению в исправительно-трудовой колонии строгого режима(соответственно на 7 и 5 лет)







Основные направления: Поддержка освободившихся от колониальной зависимости стран Поддержка колониальных стран в борьбе за независимость Помощь Демократической Республике Вьетнам () Основные направления: Поддержка освободившихся от колониальной зависимости стран Поддержка колониальных стран в борьбе за независимость Помощь Демократической Республике Вьетнам () Внешняя политика Часть социалистических стран(Китай, Румыния. Югославия) все больше отдалялись от СССР


Итоги развития Афганская война истощала советскую экономику. Наступил политический и нравственный кризис. Исчезла вера в коммунистические идеалы, росла коррупция, началось недовольство в национальных республиках, в обществе нарастал пессимизм Очереди Демонстрации


Смена власти Ю.В.Андропов () К.У.Черненко () С 1967 по 1982 гг. – председатель КГБ СССР С 1982 по 1984 гг. – Генеральный секретарь ЦК КПСС В гг. – Генеральный Секретарь ЦК КПСС



Введение

Более
двадцати
лет
в
советской
истории
существовала эпоха "застоя", которая в области
культуры характеризовалась противоречивыми
тенденциями.
С одной стороны, продолжалось плодотворное
развитие всех сфер научной и художественной
деятельности.
С
другой
стороны,
усилился
идеологический
контроль руководства страны за творчеством
писателей, поэтов, художников и композиторов.

Условия культурной жизни

В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение
культуры на официальную и «подпольную»,
государством не признанную.
Большинство
талантливых
поэтов,
писателей,
художников, режиссеров оказывались между
официальной и неофициальной культурой.
Оказывалось давление лишая доступа к зрителю,
читателю.
Издательства прекращали принимать рукописи.
Снимались с репертуара спектакли.
Ложились на полку фильмы.
Вынуждали
уехать заграницу и объявляли
предателями.

Литература

Литература как и всё разделилась на
официальную и «неофициальную».
Всё сопровождалось высылкой тех, кто не
захотел
поступиться
свободой
творчества: И.А. Бродский, А.А. Галич.
В 70-е годы А.И. Солженицын, В.Е.
Максимов,
В.Н.
Войнович,
Г.Н.
Владимов, В.П. Аксенов и др. покинули
Советский Союз в разное время.

В.С. Гроссман

Васи́ лий Семёнович Гро́ ссман - советский писатель.
В.С. Гроссман принес свой роман «Жизнь и судьба» в редакцию
журнала «Знамя», будучи уже признанным писателем, но
рукопись не приняли, а через некоторое время она была
изъята сотрудниками КГБ.
Пытаясь спасти книгу, он писал Н. С. Хрущеву.
Было подготовленное референтами решение о том, что о возврате
рукописи «не может быть и речи», и что роман может быть
напечатан в СССР не раньше, чем через 200-300 лет.
Другая копия романа в середине 1970-х, уже после смерти писателя,
была вывезена на Запад. Роман был опубликован за рубежом в
1980-м, а в СССР - в 1988 году, во время перестройки.
За годы написал: «Добро вам!», 1967; «Всё течёт…», Frankfurt, 1970;
«Жизнь и судьба», Lausanne, 1980; «На еврейские темы», Tel Aviv,
1985.

А. А. Галич

Алекса́ ндр Арка́ дьевич Га́ лич - русский советский поэт,
сценарист,
драматург,
автор
и
исполнитель
собственных песен.
Галичу было запрещено давать публичные концерты.
Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку.
По сути дела, это был запрет на любую
профессиональную деятельность и работу.
В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла книга его песен.
В результате в 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, а в 1972
г. - из Союза кинематографистов.
В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, и сразу после пересечения
границы был лишён советского гражданства.
22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все
его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.

О книгах Л.И. Брежнева

Трилогия Брежнева - книги-воспоминания
«Малая Земля», «Возрождение» и
«Целина», автором которых считался
Леонид Брежнев (фактически были
написаны группой профессиональных
журналистов).
За эту трилогию Брежнев был удостоен в
апреле 1980 года Ленинской премии по
литературе.
Тираж
каждой
книги
составил
15
миллионов экземпляров.
Книги были внесены в школьную
программу по литературе.
Трилогия была переведена и разослана в
национальные библиотеки 120 стран
мира.

Образование

Переход ко всеобщему среднему образованию
завершен к 1975 году.
был
96% советской молодежи заканчивало или полный курс
средней школы или специальные учебные заведения
(ПТУ, техникум).

Ускорение научно-технического прогресса усложняло
школьные программы, что привело к снижению
интереса к занятиям, приводили к ухудшению уровня
подготовки.
Требовалась существенная перестройка всей
педагогической системы.
В 1984 г. была начата реформа образования, но
оказалась неподготовленной и была свернута.

Увеличивается
количество студентов и
высших учебных
заведений.
В начале 70-х проходит
компания по
преобразованию
педагогических
институтов в
университеты (к 1985 г.
– 69 университетов).

Перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке
квалифицированных рабочих кадров привело к падению престижа
высшего образования (инженер получал зарплату ниже, чем рабочий)
Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по
специальности.
«В начале 70-х гг. XX в. народный учитель СССР Виктор Федорович

воспитания школьников. Она стала популярной во многих странах мира.

«В начале 70-х гг. XX в. народный учитель СССР Виктор Федорович
Шаталов разработал оригинальную новаторскую систему обучения и
воспитания школьников. Она стала популярной во многих странах
мира.
Виктор Фёдорович Шаталов - педагог-новатор,
народный учитель СССР, почётный доктор
академии
педагогических
наук
Украины,
заслуженный учитель Украины.
Автор системы обучения с использованием
опорных сигналов. В этой системе учебный
материал
представлен
в
вебральнографической форме. Использует педагогику
сотрудничества, игровые формы занятий.

Наука

Развитие
науки
в
целом
охарактеризовано как застой.
не
может
быть
Сеть научных учреждений и исследовательских
центров значительно расширилась.
Интенсификации научных исследований и усиления
связи науки с производством.
Создавались научно-производственные объединения
(к 1985 г. - 250 таких НПО).
Новый подход к развитию энергетики (атомные
электростанции, атомный ледокол "Арктика").
Интенсивное освоение нефтегазовых месторождений
Западной Сибири.

Достижения советской науки в "области теоретической и
экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная
техника).
Исследования в различных областях химии и биологии
(расшифровка структуры белка, генная инженерия, лазерная
медицина).
Научные разработки оборонной и космической техники и
технологий.
Исследования в области экономики, социологии, соц.
прогнозирования (разработаны крупномасштабные программы
по развитию, размещению и по совершенствованию
народнохозяйственного комплекса в целом).
Историческая наука (успехи в исследовании конкретных
фактов и событий прошлого).
Теоретические разработки в области экономики и социологии
оставалось лишь на бумаге.

А. М. Прохоров

Алекса́ ндр Миха́ йлович Про́ хоров - выдающийся
советский физик, один из основоположников
важнейшего направления современной физики -
квантовой электроники, лауреат Нобелевской премии
по физике за 1964, один из изобретателей лазерных
технологий.
Научные работы Прохорова посвящены радиофизике,
физике ускорителей, радиоспектроскопии, квантовой
электронике и её приложениям, нелинейной оптике.
Создал:
лазер на основе двухквантовых переходов (1963),
ряд непрерывных лазеров и лазеров в ИК-области
(1966),
мощный газодинамический лазер (1966).

А.Д. Сахаров

Андре́й Дми́триевич Са́харов - советский физик, академик АН СССР и
политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей
советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.
22 января 1980 года был арестован и со своей второй женой Еленой Боннэр без
суда сослан в город Горький. Был лишён: звания трижды Героя
Социалистического труда, звания лауреата Сталинской (1953) и Ленинской
(1956) премий, а также ордена Ленина (звания члена АН СССР лишён не
был).
В конце 1970-х - начале 1980-х годов в советской печати проводилась кампания против Сахарова. В
Большой советской энциклопедии (вышедшей в 1975 году) и затем в выходивших до 1986 г.
энциклопедических справочниках статья о Сахарове завершалась фразой «В последние годы отошёл
от научной деятельности».
В Горьком Сахаров провёл три длительных голодовки. В 1981 году он, вместе с Еленой Боннэр,
выдерживает первую, семнадцатидневную, - за право выезда к мужу за рубеж Л. Алексеевой
(невестки Сахаровых).
В июле 1983 года четыре академика (Прохоров, Скрябин, Тихонов, Дородницын) подписали письмо
«Когда теряют честь и совесть» с осуждением А. Д. Сахарова.
В мае 1984 года вторую (26 дней) - в знак протеста против уголовного преследования Е. Боннэр. В
апреле-октябре 1985 года - третью (178 дней) - за право Е. Боннэр выехать за рубеж для операции
на сердце. Сахарова насильно госпитализировали и насильно кормили.
В течение всего времени горьковской ссылки А. Сахарова во многих странах мира шла кампания в его
защиту. Например, площадь в пяти минутах ходьбы от Белого Дома, где находилось советское
посольство в Вашингтоне, была переименована в «Площадь Сахарова». В различных мировых
столицах регулярно, начиная с 1975 года, проводились «Сахаровские Слушания».
Был освобождён из горьковской ссылки лишь с началом Перестройки, в конце 1986 года.

Живопись

Политика руководства живописью также
строилась
на
балансе
немотивированных
запретов
и
временных послаблений.
Долгие годы засилья соцреализма в
живописи привели к деградации вкуса
и художественной культуры массового
советского зрителя, не способного
воспринимать ничего более сложного,
чем
буквальное
копирование
действительности.

Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического

реализма», автор портретов в
традиционном романтическом стиле.
Участвовал в выставках молодых
художников, а в 1976 г. стал
членом Союза художников СССР.

«Бульдозерная выставка»

15 сентября 1974 г. в Москве была
разгромлена
выставка
24-х
художников-авангардистов
(«бульдозерная выставка»), но
уже в конце сентября, видя, что
событие это вызвало большой
общественный
резонанс,
официальные власти разрешают
провести другую выставку, в
которой принимают участие те же
самые авангардисты.
Картины, поврежденные при разгоне
«Бульдозерной выставки» 15 сентября
1974 года
Оскар Рабин.
Паспорт. 1972. Холст, масло.

И.С. Глазунов

Илья́ Серге́евич Глазуно́в - народный художник СССР, академик
Российской академии художеств, лауреат Государственной премии
Российской Федерации, основатель и ректор Российской академии
живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, полный кавалер ордена
«За заслуги перед Отечеством», монархист.
В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны»
(изображение отступающей советской армии), была закрыта
как «противоречащая советской идеологии». Картина была
уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую
копию.
C 1978 года преподавал в МХИ.
В 1981 году - организовал и стал директором Всесоюзного
музея декоративно-прикладного и народного искусства в
Москве.
С 1987 года - ректором Всероссийской Академии живописи,
ваяния и зодчества.
Глазунов И. С. Иван Грозный. 1974г.

Илья Глазунов

«Дороги войны» И. Глазунов

Театр

Постоянную борьбу за идеалы подлинного гуманизма,
свободу мысли и творчества вел театр. Создатели
боролись за жизнь почти каждого спектакля.
Такие, как
«Человек со стороны» в Театре на Малой Бронной,
«А зори здесь тихие», «Гамлет» в Театре на Таганке,
«Соло для часов с боем», «Заседание парткома»,
«Обратная связь» во МХАТе.
В таких условиях многие творческие личности уходили в
себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. цифр и
фактов.
Вынужденная эмиграция ждала многих. Из страны
пришлось уехать режиссеру Театра на Таганке Ю.
Любимову.

Ю. Любимов

Ю́рий Петро́ вич Люби́ мов- российский режиссёр, актёр и
педагог, создатель московского Театра драмы и комедии на
Таганке, заслуженный артист РСФСР (1954), народный
артист России (1992), лауреат Сталинской премии второй
степени (1952).
В 1980 году умирает Владимир Высоцкий, и театр ставит спектакль, посвященный
памяти артиста, - власти его запрещают.
Запрещена и следующая (1982 год) постановка Юрия Любимова - пушкинский
«Борис Годунов».
В 1983 году запрещены репетиции булгаковского «Театрального романа».
Когда в марте 1984 года Любимов уехал в Англию ставить «Преступление и
наказание», его предательски, за спиной, освободили от должности
художественного руководителя. А потом лишили советского гражданства.
После лишения гражданства он работал в Израиле, Америке, Англии,
Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и
оперные спектакли. В том числе, в Ла Скала и Гранд-опера.
Запад с удовольствием принял Ю. Любимова - Израиль и Венгрия предоставили
ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены,
его постановки пользуются большим успехом.

Театр на Таганке

«А зори здесь тихие», Театр на Таганке
6 января 1971 г.
«Гамлет», Театр на Таганке
17 июля 1980 года.

Скульптура

Эрнст
Ио́ сифович
Неизве́ стный
-
советский
и
американский скульптор.
Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его
экспрессию и мощную пластику часто составлялись из
частей человеческого тела.
Памятник на могиле Н. С.
Эрнст Неизвестный.
2005 год.
Он предпочитал создавать скульптуры в бронзе, но его
монументальные скульптуры создавались из бетона.
За свои работы Неизвестный подвергся критике со стороны
тогдашнего главы Советского Союза Н. С. Хрущёва, который в
1962 году на выставке назвал его скульптуры
«дегенеративным искусством»:
- Почему ты так
искажаешь лица советских людей? Н. С. Хрущёв.
В 1976 году Неизвестный эмигрирует в Цюрих, Швейцария, а в
1977 г. переезжает в Нью-Йорк, США.
Позже Эрнст Неизвестный создал надгробный памятник Н. С.
Хрущёву (Новодевичье кладбище).
Наиболее значительными произведениями Неизвестного
советского периода являются - «Прометей» во Всесоюзном
пионерском лагере Артек (1966) и «Цветок лотоса»,
сооруженный около Асуанской плотины в Египте (1971).

Э. И. Неизвестный

«Цветок лотоса», Египет
1971г.
Мемориал «Память шахтёрам Кузбасса»
работа Эрнста Неизвестного

М.М.Шемякин

Михаи́ л Миха́ йлович Шемя́ кин - российский художник и
скульптор. Лауреат Государственной премии РФ,
народный художник Кабардино-Балкарии, почетный
доктор Университета Сан-Франциско.
С 1959 по 1971 год он работает в качестве лаборанта,
исполняя различного рода работу.
Его подвергают принудительному лечению в клинике для
душевнобольных в течение трёх лет и выписывают в
состоянии средней тяжести, когда огромными
усилиями
медицинских
специалистов
была
восстановлена пусть и условная, но дееспособность.
В 1971 году выслан из СССР.
Сначала жил в Париже, затем в США, с 1981 года - в
Нью-Йорке, с 1991 - в Клавераке (en:Claverack, New
York), штат Нью-Йорк. Въехать обратно в СССР
Михаилу Шемякину разрешили только в 1989 году,
после 18 лет изгнания. Михаил Михайлович создал
Институт философии и психологии творчества в
городе Хадсон (США).

Е.В. Вучетич

Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич- выдающийся советский
скульптор-монументалист, народный художник СССР
(1959), действительный член (1953) и вице-президент
(1970)
Академии
художеств
СССР,
Герой
Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат
Сталинской премии (1946-1950), лауреат Ленинской
премии (1970).
«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград1963-1967 гг.
По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён
мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в
Волгограде (совместно с архитекторами Я. Б. Белопольским и другими,
Ленинская премия (1970 г.))
На возвышении кургана был установлен один из самых известных и
величественных памятников монументального искусства, посвященных теме
героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами
- композиция «Родина-мать» (автор Вучетич). В ней искренне и
проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с
мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

«Родина-мать зовёт!»‎

«Родина-мать зовёт!»
Скульптура сделана из блоков предварительно
напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона
и 2400 тонн металлических конструкций (без
основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника -85-87 метров. Он
покоится на бетонном фундаменте глубиной 16
метров. Высота женской фигуры - 52 метра
(масса - свыше 8 тысяч тонн).
Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра,
которая покоится на главном фундаменте. Этот
фундамент высотой 16 метров, однако его почти
не видно - большая его часть скрыта под
землёй. Статуя стоит свободно на плите, как
шахматная фигура на доске.
Толщина
железобетонных
стен
скульптуры
составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри
жёсткость каркаса поддерживается девяноста
девятью металлическими тросами, постоянно
находящимися в натяжении.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был
первоначально сделан из нержавеющей стали,
обшитой листами титана.

Памятник В. И. Ленину, ВолгоДонской канал, Волгоград1970-1973
гг.
Решение о строительстве памятника В.
И. Ленину было принято в канун
празднования 100-летия со дня
рождения вождя.
В 1952 году на высоком постаменте был
сооружён гигантский памятник И. В.
Сталину. Проект возглавлял Евгений
Вучетич (архитектор Поляков Л.М.).
Этот памятник простоял несколько лет,
возвышаясь на 40 метров над
уровнем Волги. 26-метровый Сталин,
одетый в привычный френч и
увенчанный фуражкой, задумчиво
смотрел вдаль реки, крепко сжав в
руках свернутую в рулон партийную
газету.
В
ходе
процесса
десталинизации, начатого XX съездом
КПСС в 1956 году, памятник был
памятник
убран, И. В. Сталину
но
остался
пустой
Волго-Донской
канал,Волгоград
железобетонный
постамент.

Кино

Бесспорно, кинематограф переживал сложную
ситуацию. Большое количество однотипных
лент заполняло экраны кинотеатров.
Поиски
таких
талантливых
советских
режиссеров, как А.Тарковский, А.Герман, не
стали достижением широкой киноаудитории.
Экранизируется
литературная
классика.
Снимаются комедии.
Эпохальным
явлением
в
развитии
отечественного
кинематографа
явилась
монументальная картина С. Ф. Бондарчука
«Война и мир» (1965–1967 гг.).
.

Мосфильм: Л. И. Гайдая «Операция Ы» 1965 г., «Кавказская
пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван
Васильевич меняет профессию» 1973 г., Э. А. Рязанов «Ирония
судьбы или С легким паром» 1976 г., «Москва слезам не
верит», В. Я. Мотыль «Белое солнце пустыни» и другое.
Ленфильм: Владимиром Фетиным «Полосатый рейс» 1961 г.
Одесская киностудия: С. С. Говорухин «Место встречи изменить
нельзя».
Киностудия им. А. Довженко: «Их знали только в лицо» -Антон
Тимонишин.
Рижская киностудия: «Цыплят по осени считают» -Ольгерт
Дункерс.
Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое
время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы
А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Л. И. Гайдай

Леони́ д И́ович Гайда́ й - советский кинорежиссёр, сценарист,
актёр. Народный артист РСФСР (1974), Народный артист СССР (1989).
В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая - «Долгий
путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко.
Спустя
два
года
на
экраны
вышла
скандальная
сатирическая картина «Жених с того света», едва не
стоившая режиссеру карьеры. После этого Гайдай уходит в
тень на три года.
1961 год отмечен двумя короткометражными фильмами «Пёс
Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы
приносят известность режиссеру, а также легендарной
тройке Трус - Балбес - Бывалый.
На следующий год Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри,
в рамках своего фильма «Деловые люди».
Сделав перерыв в три года, Леонид выпускает три фильма,
каждый из которых становится всенародно любимым
произведением советской кинематографии. Кинокомедия
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая
из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965
года. Как и следующие два фильма Гайдая - «Кавказская
пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 года) и
«Бриллиантовая рука» (1968 года) которые повторяют это
достижение.

Детективная
комедия
Леонида
Гайдая
-
«Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана
лучшей отечественной комедией за 100 лет,
победив в опросе телезрителей.
В 1970-х занимался экранизациями классических
произведений (И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, М.
Зощенко, Н. Гоголь). В 1981-1988 гг. Гайдай
снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль».
Также на экраны вышло несколько новых картин
Гайдая.
Последней работой Леонида Гайдая стал фильм «На
Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич
опять идут дожди» выпущенный в 1992 году.
«Бриллиа́ нтовая рука́ » 1968 г.

Э. А. Рязанов

Эльда́ р Алекса́ ндрович Ряза́ нов- знаменитый российский и
советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт. Народный
артист СССР.
В 1955 г. Эльдар Александрович стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и
поставил первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса».
В 1956 г. «Карнавальная ночь» - имел колоссальный успех.
Комедии: лирическая «Девушка без адреса» (1957), героическая «Гусарская
баллада» (1962), бытовая «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическая
«Невероятные приключения итальянцев в России» (1974).
Одна из лучших картин Э. А. Рязанова - «Берегись автомобиля» (1966).
Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали Э. А. Рязанова: «Зигзаг
удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Ирония судьбы, или С лёгким
паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих» (1982).
Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» (1979) и
«О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Жестокий романс» (1984, по
мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»), вызвавший бурную
полемику в прессе, и ещё многое.
Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал «путёвку в жизнь»
многим молодым актёрам, по-новому открыл актёров известных.

В 1979-1985 годах Эльдар Александрович в качестве
ведущего телепередачи «Кинопанорама». Кроме того, им
создано более 200 авторских телевизионных программ.
Наиболее популярными стали телевизионные циклы
«Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов»,
«Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о
странностях любви», «Парижские тайны Эльдара
Рязанова».
В 1984 году Эльдар Александрович был удостоен звания
народного артиста СССР, он дважды становился
лауреатом Государственных премий: СССР (1977 - за
фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!») и РСФСР
имени братьев Васильевых (1979 - за фильм
«Служебный роман»), награждён двумя орденами
Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов
и «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, а также
французским орденом искусств и литературы. Он -
призёр международных кинофестивалей в Мадриде,
Дели, Брюсселе и др.
В 2010 году стал одним из учредителей КиноСоюза. Живёт
и работает в Москве.

А.А. Тарковский

Андре́ й Арсе́ ньевич Тарко́ вский -
советский кинорежиссёр и сценарист.
выдающийся
Уже первой своей работой – «Иваново детство» (1962) – он заявил о
себе как философ в кино. Его фильмы не были развлечением.
Зрители несколько раз смотрели его картины «Андрей Рублев»
(1966/1971), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Сталкер»
(1979), «Ностальгия» (1983), «Жертвоприношение» (1986). Каждый
просмотр открывал возможность нового прочтения времени и
человека. А.А.
Таковскому всегда хотелось делать фильм так, будто речь шла о
современнике. Он хотел заставить зрителя философствовать вместе
с собой. Это была сложная работа, не всем доступная, но
притягивающая и заинтересовывающая процессом творчества,
возможностью «путешествия внутри себя с помощью кино».
С А.А. Тарковского началась линия «философского кино», которое
переводило кинематограф из балаганного зрелища массовой
культуры в разряд высокого искусства.
Памятник Андрею
Тарковскому у входа
во ВГИК.

Музыка

Огромную роль в культурной жизни
советского человека играла
эстрадная музыка. Западная роккультура исподволь
просачивалась из-под «железного
занавеса», оказывая воздействие
на советскую популярную
музыку.
Знамением
времени
стало
появления «виа» – вокальноинструментальных ансамблей («Самоцветы»,«Песняры»,
«Машина времени» и др.).
Всей стране были известны имена
популярных исполнителей Софии
Ротару, Валерия Леонтьева и др.

Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной
эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.

Значительное влияние на развитие
классической музыки оказало
творчество Г. В. Свиридова (сюита
«Время – вперед!» 1965 г.,
музыкальная иллюстрация к поэме
А. С. Пушкина «Метель» 1974 г.).
Мастером музыкальных сочинений
крупных форм, в том числе балетов,
опер, симфоний стал Р. К. Щедрин
(балет «Анна Каренина» 1972 г.,
опера «Мертвые души» 1977 г.).
Синтез классических традиций и
новаторских композиционных
приемов отличал творческую манеру
А. Г. Шнитке.

Своеобразным музыкальным и
поэтическим «самиздатом» стали
магнитофонные записи. Широкое
распространение магнитофонов
предопределило повсеместное
распространение бардовской песни (В.
Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в
которой видели альтернативу
официальной культуре.

Музыка и В.С. Высоцкий

Влади́ мир Семёнович Высо́ цкий - советский поэт, бард, актёр, автор
нескольких прозаических произведений, лауреат Государственной
премии СССР (1987, посмертно).
Высоцкий сыграл около тридцати ролей в фильмах (в том числе
«Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии»,
«Короткие встречи», «Хозяин тайги», «Вертикаль»). Участник
постоянной труппы театра Драмы и комедии на Таганке.
Одним из его ярких проявлений стало песенное творчество В.С. Высоцкого. Ему
удалось сказать в песнях о тех сторонах жизни, о которых не принято было
говорить открыто.
Демократичность творчества, широта охвата жизни, глубокое понимание
народного духа, его исторических корней сделали Высоцкого поистине
народным поэтом и артистом, хотя никаких званий и наград при жизни он не
получал.
Феномен популярности Высоцкого – характерная черта своего времени. Лишь
некоторые его песни при жизни автора звучали с экрана, по радио или были
записаны на пластинки.
Основным
же
источником
распространения
его
произведений
были
магнитофонные записи.
Аудиторией Высоцкого была вся страна. Другие официально непризнанные
авторы, как правило, не были так широко известны.

Вывод

Ситуация
распада
советской
культуры
продолжалась.
Расхождения культуры и власти стало более заметным.
Официальная культура теряла свои позиции. Неофициальное
поле культуры расширилось и укрепляло свои позиции за
счет андеграунда, диссидентства, (инакомыслия, основанного
на несогласии с господствующей идеологией, существующим
строем, в диссидентстве обычно сочетается культурное и
политическое содержание).
Наиболее четко культурное «двоемирие» проявилось в культуре
быта, повседневной жизни. В частности, общественному
остракизму стали подвергаться так называемые «стиляги»,
т.е. молодые люди, которые стремились неординарно
одеваться
и
таким
образом
подчеркивать
свою
индивидуальность.