1547 год для России был насыщен значительными событиями, которые в каком-то смысле повернули ход истории. В январе впервые за всю историю состоялось венчание на царствование молодого князя Ивана IV.

Спустя две недели состоялось бракосочетание между юным царем и Анастасией Захарьиной. Жена царя вошла в историю как мудрая и необычайно добрая женщина, которая имела огромное политическое влияние.

Венчание на царствование

Процедура венчания на царство широко практиковалась среди византийских императоров. В глазах Ивана IV он сам, и вся страна были приемниками могущества Византии. Поэтому желание царя носить собой божественный для народа характер оправдывается целью создания сильного государства.

Венчание царя на царствование было весьма выгодным для представителей церкви, это открывало им прямой путь к государственной власти. Во время ритуала венчания на царствование, митрополит торжественно возложил на Ивана IV все атрибуты царской власти: шапку Мономаха, крест из животворящего дерева, а также бармы.

В заключении царь был помазан миром, что значило признание избранности его богом. Неорганичная самодержавная власть, о которой Иван так страстно мечтал в юности, теперь была в его руках.

В странах Европы слово «царь» переводили как «император», что позволило Ивану IV иметь такой же статус, как и у правителя Священной Римской Империи. Это превозносило его в глазах иностранной дипломатии.

Католическая церковь отреагировала на коронацию Ивана Васильевича весьма резко: она считала его недостойным быть носителем божественной власти и воспринимала его в первую очередь как самозванца, а процедуру венчания на царство - как неслыханную дерзость.

Первые трудности

Не прошло еще и полгода после того, как Иван IV взошел на трон, как Россию охватили крупнейшие пожары, что стало для молодого царя настоящим испытанием. 21 июня 1547 года огонь фактически полностью уничтожил Москву: сгорело 26 тыс. домов, погибло около 2 тыс. человек.

Как ни парадоксально, но ответственность за поджог народ возложил на царскую чету и приближенных к ним князьям Глинским. Иван IV вместе с супругой были вынуждены уехать в Подмосковье, семья Глинских нашла убежище в монастыре.

Населения города устроило вечевой собор, на котором было принято решение помститься организаторам поджога. Горожане разгромили поместье Глинских и убили одного из представителей рода.

Царю все-таки удалось пойти на перемирье с жителями Москвы, но впереди его ожидало новое испытание - восстания в других городах. Неурожай и повышение налогов стало причиной бунта среди крестьян, которые стояли на пороге голода.

Царем был принят ряд реформ, которые по большому счету не повлияли положительно на социально - экономическое состояние в стране, а только поспособствовали ее централизации. В первые месяцы правления царя, фактическая власть в стране принадлежала Глинским, которые как ближайшие родственники его матери имели огромное влияние на решения Ивана Васильевича.

Но после событий лета 1547 года, род Глинских пал. Царь впервые осознал все сложности единоличного правления и выработал собственную систему политики

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Венчание на царство

16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны. На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и свой монарх с титулом, равным титулам иноземных правителей. «Царь» в отличие от «великого князя» воспринимался не как первый среди равных, а как стоящий на более высокой ступени, над всеми. И в международных отношениях титул царя соответствовал титулам короля и императора.

ЦАРЬ (от лат. caesar – цезарь, титул римских императоров) – официальный титул главы государства в России с 1547 г.

Впервые на Руси термин «царь» встречается в 11 в. в записи о кончине Ярослава Мудрого (1054 г.) на стене Софийского собора в Киеве. Как выяснили ученые, в 11–13 вв. титул «царь» не обязательно обозначал старейшего из князей и не был противоположен титулу «князь». Он употреблялся при прославлении князя с использованием византийских образцов красноречия для того, чтобы подчеркнуть политический вес князя.

В период монголо-татарского ига «царями» на Руси считались правители Золотой Орды, а русские князья относились к ним, как холопы к своему господину. Но с усилением Московского великого княжества в 14 в. ситуация изменилась. В кон. 14 в. темник Мамай присвоил себе не принадлежащий ему царский титул, что дало Дмитрию Ивановичу законные основания выступить против узурпатора в 1380 г.

В сер. 15 в., после распада Золотой Орды и гибели Византийской империи (1453 г.), Русское государство осталось единственной православной державой, сохранившей независимость. Поэтому русские государи стали включать титул «царь» в свою титулатуру. С кон. 15 в., при Иване III титул «царь» появляется в некоторых русских внешнеполитических документах. Поднимался вопрос о царском титуле и в княжение сына Ивана – Василия III. На золотой печати, привешенной к грамоте с текстом мирного договора с Данией (1516 г.), Василий Иванович именуется как «царь и государь». Тот же титул можно встретить в послании Василия III римскому папе (1526 г.).

Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г.

В 1721 г. царь Петр I принял титул императора. Термин «царь» сохранялся как часть полного императорского титула. Е. Г.

ИВА?Н IV ВАСИ?ЛЬЕВИЧ ГРО?ЗНЫЙ (25.08.1530– 18.03.1584 гг.) – великий князь московский и всея Руси с 1533 г., первый русский царь с 1547 г.

Сын великого князя Василия III Ивановича и его второй жены Елены Васильевны Глинской. В 1533 г. Василий III умер, и трехлетний Иван Васильевич стал великим князем московским.

В малолетство великого князя государством управляла его мать Елена Глинская. В 1538 г. она внезапно умерла, и власть фактически перешла к Боярской думе. Постоянные интриги и ожесточенная борьба за власть между различными боярскими группировками оказали значительное влияние на формирование характера молодого государя. С двенадцати лет Иван IV начал принимать самостоятельные решения. В 1543 г. он приказал отправить к псарям на поруганье боярина Андрея Шуйского. По дороге в тюрьму Шуйского убили. Многих бояр Иван отправил кого в ссылку, кого в тюрьму, а кому велел вырезать язык.

16 января 1547 г. в Успенском соборе Кремля Иван IV Васильевич венчался на царство и первым из московских государей стал официально именоваться царем. Этот акт означал, что Российское государство ставило себя вровень с наиболее могущественными державами Европы.

Первый русский царь окружил себя новыми советниками, мнением которых относительно того, как надо вершить государственные дела, он весьма дорожил. Особым влиянием на царя в это время пользовались его духовник, священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий. Эти люди возглавили новый, ближний совет при государе («Избранную раду»), оттеснивший Боярскую думу. «Избранная рада» проводила политику государственной централизации, стремилась примирить интересы бояр, дворян, духовенства и подчинить их общегосударственным задачам. Реформы, проведенные «Радой» при личном и весьма активном участии царя, позволили значительно усилить Российское государство, расширить его границы.

В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоялся Стоглавый собор, который принял важнейшие решения по устроению церковной жизни. В мае – октябре 1552 г. царь участвовал в походе на Казань, завершившемся присоединением Казанского ханства. В 1556 г. было завоевано Астраханское ханство. В 1558 г. по инициативе царя началась Ливонская война, целью которой было возвращение русских земель в Прибалтике.

В марте 1553 г. Иван IV тяжело заболел и был близок к смерти. Бояре и князья должны были присягнуть на верность царевичу, младенцу Дмитрию. В боярской среде возникли распри, в которых принял участие и князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя. Бояре были не против присягнуть Дмитрию, но не хотели усиления власти семейства Захарьиных, родственников царевича. Но в конце концов, присяга была принесена. Позднее выздоровевший Иван IV рассматривал эти споры как боярский заговор в пользу Владимира Старицкого и измену.

Иван IV тяготился тем, что его действия обсуждаются членами «Избранной рады» и боярами. В кон. 1550-х гг. Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы. Позже гонениям и казням были подвергнуты многие другие бояре и дворяне. В 1563 г. умер митрополит Макарий.

Зимой 1564–1565 гг. Иван IV неожиданно покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. По его требованию все государство было разделено на две части – опричнину и земщину. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь, – в него вошли многие уезды в разных районах страны, в том числе часть территории Москвы. В опричнине было свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор.

Жизнь в Александровской слободе была организована по примеру и подобию монастырей. Приближенные царя считались монахами, а сам царь – игуменом этого своеобразного монастыря.

С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный. За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568–1570 гг., когда были разгромлены Новгород и Псков, тайно удушен митрополит Филипп, уничтожено несколько княжеских и боярских родов. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях.

В 1572 г. опричнина была отменена, Иван вернулся в Москву, но репрессии продолжались еще несколько лет. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению.

В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол.

В 1579–1580 гг. русские войска потерпели несколько серьезных поражений в Ливонской войне. Иван Грозный решил начать переговоры о мире и обратился к посредничеству папы римского Григория XIII. В 1582–1583 гг. были подписаны мирные соглашения с Польшей и Швеций. Ливонская война закончилась поражением России.

В 1582 г. Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» – поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях.

Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери. Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г. в младенческом возрасте – утонул в озере во время паломничества царской семьи в КириллоБелозерский монастырь. Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. погиб от руки отца во время ссоры. Третий сын, Федор Иванович (1557–1598 гг.), после смерти отца наследовал престол. Дочери умерли в детстве.

После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. у Ивана Грозного было еще шесть жен. В 1561 г. он женился на Марии Темрюковне Черкасской. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. царь женился на Марфе Собакиной, но через 15 дней она умерла. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г. ее насильно постригли в монахини. В кон. 1570-х гг. в монастыре оказалась пятая жена царя – Анна Васильчикова. Тогда же Иван IV взял шестую жену – некую Василису Мелентьевну. Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. стала Мария Федоровна Нагая, в браке с которой родился еще один сын Ивана Грозного – Дмитрий Иванович (1582–1591 гг.).

В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд». Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова. Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы.

Иван IV Грозный был автором нескольких посланий. Выдающимся произведением сер. 16 в. являются его письма князю А. М. Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов (стихир) и песнопений. С. П.

ВЕНЧА?НИЕ НА ЦА?РСТВО – торжественный обряд принятия русским монархом власти.

Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них – таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания (над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды – при крещении). Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими».

Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. – митрополит, затем – патриарх. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка («шапка Мономаха»), вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон. В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву.

Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство».

При вокняжении преемника Ивана III – Василия III обряд венчания не проводился. Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г., Василий III был впервые официально титулован «самодержцем».

«Чин венчания на царство» Ивана IV, состоявшегося 16 января 1547 г., был составлен митрополитом Макарием на основе обряда, совершенного при венчании Дмитрия Внука. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха».

При венчании на царство Федора Ивановича (31 мая 1584 г.) также был произведен ряд изменений, заимствованных из византийского коронационного ритуала. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава («золотое яблоко», «яблоко державное») – золотой шар с навершием в виде креста.

При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т. к. был убит сторонниками Лжедмитрия I.

Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г. Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу. При этом Лжедмитрий взошел на золотой трон, который прислал персидский шах Аббас I Федору Борисовичу Годунову. 8 мая 1606 г. вопреки протестам части русского духовенства было совершено венчание на царство жены Лжедмитрия Марины Мнишек, отказавшейся от православного крещения и причащения.

Василий IV Иванович Шуйский, которого венчал на царство митрополит Новгородский Исидор 1 июня 1606 г., дал особую «крестоцеловальную запись», в которой обещал править Русской землей по закону и не осудить никого без совета с боярами.

При венчании на царство Михаила Федоровича Романова (11 июля 1613 г.), которое совершил митрополит Казанский Ефрем, был использован новый «золотой трон», заменивший оскверненный Лжедмитрием I трон шаха Аббаса.

Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г., были изготовлены в Константинополе некоторые новые регалии: золотой скипетр, новая держава и «диадима». Обряд венчания совершил патриарх Иосиф.

Чин венчания Федора Алексеевича (16 июня 1676 г.) определил четкое разделение цвета парадных одежд: для государя – золотой (желтый), для царевича – красный.

После стрелецкого бунта 1682 г. решено было возвести на царство двух сводных братьев – Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» – «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г.

С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. В. В.

МАКА?РИЙ (в миру – Михаил) (1482– 30.12.1563 гг.) – митрополит Московский и всея Руси с 1542 г., православный святой.

Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В кон. 15 в. юный Михаил поступил в Пафнутьев-Боровскую обитель. В 1523 г. Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. он стал архиепископом Новгорода и Пскова. При отправлении Макария к месту его архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну» новгородских святителей, взятую Иваном III в 1478 г.

Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. При его участии было составлено 60 новых житий. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г. Под его началом были подготовлены и две другие их редакции.

В 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. по инициативе Макария созывались церковные соборы для решения вопросов канонизации русских святых. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия.

Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве.

В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги.

Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария состоялась в 1988 г. День памяти: 30 декабря (12 января). Г. А.

РЕГА?ЛИИ (от лат. regalis – царский) – знаки верховной (царской) власти. То же, что инсигнии – (от лат. insignere – отмечать, выделять).

Сведения о древних символах верховной власти – предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения. Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» (уставах) коронования или венчания на царство. Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках.

На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях. Одна из древнейших княжеских регалий – «стол». О вокняжении Владимира Мономаха летопись сообщает: «седе на столе отца и дед своих». Великий князь киевский «сажал на стол» князейнаместников. «Стол» представлял собой плоское сиденье без спинки, со стенками-опорами на торцах. На сиденье лежали подушки с овальными концами.

После установления монголо-татарского ига русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими. За получением ярлыка – ханской грамоты на право занятия «стола» – они должны были ездить в ставку золотоордынского хана. С 14 в. ордынские послы сами приезжали на Русь, чтобы посадить князя – своего «холопа» на «стол», при этом исполнялась процедура, которая должна была символизировать подчиненное положение Руси: великий князь пешим вел в город за узду коня, на котором восседал ханский посол. Так, «князь Василий Дмитриевич сяде на великом княжении володимерском на столе отца своего, и деда, и прадеда, а посажен царевым Тактамышевым послом Шиахматом».

Функции короны на Руси выполняла княжеская шапка. На древнерусских миниатюрах шапку изображали в виде мягкого головного убора сферической формы, с меховой опушкой. В пятизубчатом «венце», похожем на венец византийских императоров, на древнейших русских монетах изображали лишь Владимира Святославича и иногда Ярослава Владимировича Мудрого. Единственным князем на Руси, коронованным по западноевропейскому образцу, был Даниил Романович Галицкий.

Меч считался символом княжеской власти и передавался из поколения в поколение. На русских миниатюрах меч присутствует в сценах посажения Всеволодом Ольговичем Святослава Ольговича в Новгороде в 1136 г. и вокняжения Юрия Владимировича Долгорукого в Киеве в 1155 г. Е. К.

«ША?ПКА МОНОМА?ХА» – одна из регалий великокняжеской и царской власти.

Название «шапка Мономаха» впервые встречается в завещании Ивана IV Грозного (2-я пол. 16 в.).

Согласно легенде, «шапка Мономаха» входила в состав даров византийского императора Константина Мономаха, присланных киевскому князю Владимиру Мономаху: император снял с шеи животворящий крест, с головы «венец царский» и, положив их на «золотое блюдо», отправил в Киев.

Версию о византийском происхождении даров разделяют далеко не все историки. По мнению искусствоведов и историков, «шапка Мономаха» была изготовлена в кон.13– нач. 14 вв. Ее тулья составлена из восьми золотых пластин (отсюда и ее другое название «золотая»), покрытых тонким ажурным узором, и увенчана золотым крестом. Отороченная собольим мехом шапка позже была украшена драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, сапфирами, турмалинами и жемчугом. С 17 в. шапку венчал двуглавый орел, выполненный из золота и украшенный алмазами.

Позже была изготовлена еще одна шапка – «Казанская». В ее оформлении отчетливо прослеживаются восточные мотивы, сочетающиеся с традициями русского прикладного искусства. Как и «шапка Мономаха», «Казанская шапка» украшена камнями – жемчугом, голубой бирюзой, розовыми альмандинами и опушена соболем. Помимо «Мономаховой» и «Казанской» известны еще три более поздние шапки – «Астраханская», «Сибирская» и «шапка с пелепелами», т. е. с украшениями из жемчуга, золота и драгоценных камней.

Еще одна шапка – копия «шапки Мономаха» была изготовлена в 1682 г., когда при венчании на царство двух царей – Петра и Ивана понадобились одновременно две шапки. Н. П.

ГЕРБ ГОСУДА?РСТВЕННЫЙ (от польск. herby) – символический опознавательный знак государства, составленный и утвержденный по определенным правилам. Изображается на печатях, монетах, может быть составной частью государственного флага.

В 16–17 вв. изображение всадника на коне четко толковалось как «образ» великого князя, царя или наследника. Св. Георгий почитался как покровитель киевских (затем владимирских и московских) князей, поэтому московские князья иногда изображались на монетах в виде всадника (без нимба, характерного для изображений святых), поражающего копьем змея.

Чтобы уточнить, что всадник символизирует именно великого князя, изображение сопровождалось буквами «К», «К-Н».

Уже в 16 в. изображение всадника с копьем принималось иностранцами за герб Российского государства. В западноевропейских книгах рядом с портретом Василия III, сидящего на троне, помещался гербовый щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона. В 18 в. изображение всадника и образ почитаемого святого – Георгия-Змееборца объединились в одно целое и «ездеца» стали называть Георгием Победоносцем.

Новую печать ввел в 1561 г. царь Иван IV – «учинил печать новую складную: орел двоеглавной, а сред его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инърог [единорог]». С этого времени преобладающей стала печать с двуглавым орлом. «Ездец» – символ Московского великого княжества, стал эмблемой подчиненной. Новая эмблема – единорог (древний символ силы и власти) до этого времени на Руси почти не использовался. Предания о единороге попали в русские земли вместе со сборником христианской зоомифологии «Физиолог» ок. 14 в. Но изображения единорога появились лишь в кон. 15 в. – на печати верейского князя Михаила Андреевича, женатого на племяннице Софьи Палеолог. Как символ верховной власти единорог не утвердился. В сер. 16 в. единорог трактовался как символ христианства, «жезл силы» вознесенный над недругами по благословению Христа русским государем: «Господь даст крепость князем нашим и вознесет рог Христа своего, жезл силы послет ти Господь от Сиона».

На верительной грамоте 1578 г. помещена т. н. Большая государственная печать Ивана IV: двуглавый орел со всадником, расположенным в центральном щитке на груди орла (на обратной стороне – единорог), окружены 24 эмблемами земель Российского государства (по 12 с каждой стороны). Вокруг эмблем расположены надписи: «Печать царства Казаньского, печать псковская, печать Великаго княжества Тверского, печать пермская, печать болгарская, печать черниговская, печать Новагорода Низовскимя земли, печать вяцкая, печать югорская, печать Великого княжества Смоленского, печать царства Остороханского, печать наместника Великого Новагорода»; на оборотной стороне: «печать полотцкая, печать ярославская, печать удорская, печать кондинская, печать арфибископа рижьского, печать города Кеси, печать маистра Лифлянския земли, печать сибирьская, печать обдорская, печать белоозерская, печать ростовьская, печать рязаньская». На печати Великого княжества Смоленского изображена эмблема – княжье место с лежащей на нем шапкой. На тверской печати изображен медведь, на ярославской – рыба, на рязанской – конь, на астраханской – пес, волк в короне, на ростовской – птица, на вятской – лук со стрелой, на нижегородской – олень, лось, на пермской – лиса, на сибирской – стрела, на казанской – дракон в короне. Диаметр оттиска Большой государевой печати – 11,7 см.

Большая государственная печать Ивана IV послужила образцом для печатей последующих государей: Федора Ивановича (в 1585 и 1589 гг.), Бориса Годунова (в 1598 и 1602 гг.), Лжедмитрия I и Василия IV Шуйского (в 1606 г.), Михаила Федоровича (1618 г.). Е. К.

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Над Москвой плыл колокольный звон. Звонили во всех кремлевских соборах - у Спаса на Смоленской площади, у Николы Чудотворца у Каменного моста через Москву-реку. Им вторили окраинные церкви и монастыри - Новинский, Симонов, Андроньев и другие. В Из книги Последний император автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Венчание на царство Царь Михаил Федорович не отличался отменным здоровьем. Он часто жаловался на «телесную скорбь» и особенно на боль в ногах, отчего во время поездок царя «в возок и из возка в кресле» носили. Позднее «скорбели ножками» и телесной слабостью сыновья царя

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Время Ивана Грозного. XVI в. автора Коллектив авторов

Венчание на царство 16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны. На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

автора

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание Годунова на царство Возведение нового государя на царский престол было назначено на 1 сентября. Именно в этот день в то время начинался новый год. В поздних источниках, правда, встречались другие даты: 2 или 3 сентября.По устоявшемуся обычаю церемонию проводили в

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание на царство Лжедмитрий находился в Туле до конца мая и оттуда рассылал по всей стране грамоты о своих победах. В них он уверял русских людей в том, что является истинным сыном Ивана Грозного. Однако не во всех городах его гонцов встречали с радостью. Бывали случаи,

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана - Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Воцарение и венчание на царство Великим и радостным днем для русского народа было 21 февраля 1613 г.: в этот день кончилось на Руси «безгосударное» время! Три года длилось оно; три года лучшие русские люди изо всех сил выбивались, чтобы избавиться от врагов, спасти церковь,

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

1. История означает повествование, рассказ о прошедшем, наследованном. Ее основоположник – Геродот. Это многоотраслевая наука, она слагается из: политической, гражданской, военной истории, истории хозяйства, культуры, государства и права.

Функции исторического знания:

    Познавательная

    Воспитательная

    Политическая

    Мировоззренческая

История в системе гуманитарных наук . Гуманитарные науки - это науки о человеке и обществе. Среди них важнейшей для каждого человека является Отечественная история. В настоящее время наше Отечество переживает сложные времена. Происходит быстрый процесс изменения социально-политических и экономических отношений. Человек, не знающий своей истории, не может ориентироваться в окружающем мире, не способен адекватно реагировать на окружающие его трудные реальности социальной и политической жизни. Очень важно уметь из опыта предыдущих поколений извлечь уроки для того, чтобы определить свое место в обществе, стать достойным гражданином своей страны.

Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

2. Исторические источники – это всё, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества.

Типы источников:

    Письменный (законодательные акты, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, документы и политические партии, общественные организации)

    Вещественный (материалы археологических раскопок)

    Этнографический (карты)

    Устный (мифы, былины, легенды)

    Инвестический (языки)

    Кинофотодокументальный (кино, фото)

    Изобразительный (картины)

    Цифровой

    Фонические (звуковые)

Методы изучения:

    Сравнительно-исторический

    Статистико-математический

    Структурно-системный

    Ретроспективный (от позднего к новому)

    Цивилизационный (I половина XX в., Освальд Шпенглер - «Закат Европы» и Арнольд Тойнби -«Постижение истории»). Развитие человечества происходит в форме смене друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои историческо – культурные традиции, этнические нормы, религиозные системы. Цивилизация не является застывающей, она подвижна. Тойнби в постижении истории выдвинул теорию круговорота, сменяющий друг друга локальный цивилизаций. Он выделил 302 цивилизации. Стадиально циклическое развитие цивилизации носит декретный характер. Это означает, что переход от одной стадии к другой осуществляется автоматически, и что не все цивилизации в обязательном порядке проходят все названные стадии. Любая цивилизация в любое время может сойти с циклической дистанции не выдержав ее напряжения.

    Формационный (формация – от латинского «вид, образование») – согласно этому подходу, всемирный исторический процесс принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества (первобытнообщинного строя), через классовые – (рабовладение, феодализм, капитализм), к новому – бесклассовому (коммунизму). Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется преимущественно путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. Теория формаций была сформулирована Карлом Марксом как обобщение исторического пути Европы. Он осознавал многообразие мира, видел, что некоторые страны не подходят под формационные характеристики.

3. Причины возникновения Древнерусского государства:

    Общественное разделение труда

    Развитие экономики

    Заинтересованность общества в появлении государства

Этапы становления Древнерусского государства. ВVI-IXвв. Восточно-славянские племена объединялись в общности, имевшие не только родовой, но и территориально политический характер. Такие союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, которые состояли из большого количества родов и занимали значительную территорию. По среднему течению Днепра жили поляне, на правобережье Днепра – древляне. Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки Великого торгового пути «из варяг в греки», возникшего в концеIXв. Племенные союзы возглавлялись князьями. Существовало ополчение, во главе стояли тысяцкие и сотские. Особой военной организацией была дружина, которая делалась на старшую(послы и княжеские управители, имевшие свою землю) и младшую, жившие при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. По поручению князя дружинники собирали с покоренных дань («полюдье»). Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием. На территории в районе озера Ильмень с центром в Новгороде располагалась Славия. Согласно так называемой «норманской теории» (Байер, Миллер, Шлецер, приверженцем ее был Карамзин), государственность Руси возникла в связи с обращением славянских племен к норманскому воину Рюрику с братьями Синеусом и Трувором прийти и править ими. Однако археологические источники свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян, а запись в летописной «Повести временных лет» о призвании Рюриковичей, на которую опираются историки-норманисты, оказалась поздней вставкой в ее первоначальный текст. Современные историки обладают удивительными доказательствами того, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложиличь задолго до появления варягов.

Теории происхождения Древнерусского государства.

Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

6. Причинами завоевательных походов татаро-монголов были:

      Стремление родоплеменной знати к обогащению.

      Приобретение новых пастбищ

      Обеспечение безопасности собственных границ

      Получение контроля над торговыми караванными путями

      Дань со стран – земледельческой и городской структуры

Последствия:

    Русь была отброшена в своем развитии на 500 лет и это являлось причиной отставания России от западных цивилизаций.

    Были разорены русские земли и города, уничтожены целые княжества, развитию хозяйства и культуры был нанесен колоссальный ущерб, но борьба против ига помогла сплочению русского народа, образованию централизованного государства.

Весьма длительный перерыв в законотворчестве, безусловно, вызван монгольским нашествием. В исторической науке существовало много мнений относительно вопроса о монгольском влиянии на Русь. Так, например, «Н.И. Костомаров предполагает, что самое единство государственной территории (единодержавие) обязано своим возникновением татарской власти; он выводит этот результат из фактической власти хана над Русской землей. Хан был признан верховным государем, царем Русской земли, которая составляла одну провинцию его обширного царства, а русские великие князья – его подручными провинциальными правителями; таким образом, общие главные начала монгольских государственных порядков применимы и к Руси, а затем, по освобождении, перешли на русских великий князей, унаследовавших власть ханов. В частности, вся земля, которой обладал хан, считалась его частной собственностью, так стали смотреть на свое государство русские князья… След татарского влияния можно видеть во внутреннем характере власти Московского государства, а именно в закрепощении всех классов общества, что характеризует монгольское государственное право; способом перехода этого явления в русское право считают прямое заимствование письменных монгольских законов. Но частный характер власти государя над землей и населением коренится в древнейшем строе всякого общества (во власти домовладыки) и не чужд русскому праву 1-го периода. С другой стороны, понятие о вотчинном характере власти московских государей преувеличено. Что касается способа заимствования, то законы монголов (Чингизидова Яса, Цааджин-Бачик) совершенно не были известны на Руси» . Все же следует отметить следующие черты монгольского наследия: золотоордынская система являлась прообразом российской имперской государственности. Это проявилось в установлении авторитарной традиции правления, в жестко централизованной общественной системе, дисциплины в военном деле и веротерпимости, малом влиянии и авторитете городских собраний, обыкновение (хотя и не всегда на всем протяжении истории России) не ассимилировать новые, завоеванные и включавшиеся без кровопролития в состав Российской империи земли, не изменять жизнь, религию и язык покоренных народов. Монгольское право не оказало прямого влияния на формирование русского законодательства. Однако под влиянием ордынской системы правления проявились такие черты, как жестокость (пытка как часть судебного процесса, увечащие наказания), принцип круговой поруки, групповой ответственности. В финансовом, административном законодательстве было заметно монгольское влияние: понятие казны, регламентация подушных сборов, переписи населения, ямской службы. Также, определенное воздействие на законодательство Московской Руси оказало закрепленное в Великой Ясе разделение преступлений по объекту (против государства – 1, жизни и свободы – 2, религиозные – против нравственности и обычаев).

7. Этапы образования единого Рос­сийского государства:

    первый этап - конец XIII - 80-е гг. XIV в. - хозяйствен­ный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;

    второй этап - 80-е гг. XIV - вторая четверть XV в. - дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями;

    третий этап - вторая половина XV-начало XVI в. - обра­зование единого государства.

Формирование государственности Московской Руси связано с усилением Москвы и постоянной борьбой с внешней и внутренней угрозой. Монгольское завоевание застигло земли Руси на стадии раздробленности. Галицкое княжество вошло в состав Польши, Юго-Западная Русь вошла в состав Великого Княжества Литовского. На этих землях начала складываться украинская народность. В состав Литвы вошла так называемая Черная Русь на реке Неман. Здесь складывалась белорусская народность. Центр русской политической жизни окончательно переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этой земле складывалась Великорусская (русская) нация. Именно эта территория в конце XV - начале XVI вв. станет основой для образования единого Российского государства. После Батыева нашествия Русь медленно начинает восстанавливаться. Наиболее интенсивно этот процесс проходит на северо-востоке бывшей Киевской Руси – в землях Владимиро-Суздальского княжества. В XIII-XV вв. наблюдается рост населения в междуречье Оки и Волги. Приток населения шел с юга и с северо-запада – опасность исходила от татаро-монгол и Литвы. Крестьянам - новоприходцам предоставляют налоговые льготы на 5-15 лет. Быстрее всего развивается сельское хозяйство. Появляется трехполье. Происходит интенсивный рост феодального землевладения. Основной его формой была вотчина – то есть, земля переходила по наследству. Для более эффективного освоения вотчинных земель, бояре передают части земель своим вассалам для эксплуатации. Так появляется поместье. Наблюдается рост монастырского землевладения. Монголы, веротерпимые и заинтересованные в лояльности церкви, оставили земли в руках церкви. Под влиянием золотоордынских поборов, в народе усиливалась крепостническая эксплуатация. Исчезают старые формы зависимости. Появляется крестьянство. С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, и уступает место их объединению. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в. Создание единого русского государства обусловлено следующими факторами: Усиление экономических связей между русскими землями; отделение ремесла от сельского хозяйства, как следствие – рост городов. Укрепление экономических связей требовало и политического единства. Под влиянием ордынского гнета феодалы, чтобы не разориться, поставили задачу – довести до конца закрепощение крестьянства. Эта задача могла быть решена только путем создания централизованного государства, функция которого – подавление сопротивления эксплуатируемых трудящихся масс. Жесткая политика Московского княжества. Не существовало в XIV в. политических предпосылок, которые могли бы объединить русские земли. Междукняжеские договоры о союзах часто оставались лишь добрыми пожеланиями. Только реальная сила и грубая политика могли решить проблему единства. Фактор внешней угрозы. Оккупация русских земель Литвой и Золотой Ордой требовала сплочения всех русских княжеств. Внешняя угроза форсировала создание единого русского государства. Уже в XII в. на Руси стала формироваться идеология великокняжеской власти, которая могла бы преодолеть распад и раздробление Руси. Такая власть зарождается в Московском княжестве. С XIII в. московские князья и Церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий. На первом этапе становления российской государственности решался вопрос о том, вокруг какого центра объединятся русские земли. На лидерство претендовали Тверь и Москва. В XIII веке Тверское княжество было сильнейшим на Руси. Московские князья (внуки Александра Невского) Юрий и Иван Даниловичи вели ожесточенную борьбу с тверскими князьями, претендовавшими на ведущую роль среди русских княжеств. В 1325 г. московский князь Иван Калита получил титул великого князя всей Руси и ханский ярлык на княжение. Из Владимира в Москву приезжает митрополит и Москва становится религиозным центром Руси. Способы присоединения земель были разнообразны. Удельные князья по договору соглашались служить Москве на правах вассалов. Известны многочисленные случаи покупки уделов, причем местный князь становился вассалом Москвы. Князья нередко завещали свои земли московскому князю. Так в состав Московского княжества вошел Переславль-Залесский. Существовала практика фиктивного отказа удельного князя от своей вотчины, переход последней в состав Московского княжества, при последующем пожаловании этой же вотчины в удел этому же князю. В 1375 году великий князь Дмитрий Иванович (1359-1389) разбил Тверь, после сего она больше не могла соперничать с Москвой. В 1368 и 1370 гг. Москва, в которой построена белокаменная крепость, отражает нападения литовского князя Ольгерда. В 1380 г Дмитрий Иванович разбивает Мамая на Куликовом поле, за что получает прозвище Донской. Эта победа укрепила мощь Московского княжества. Процесс объединения пошел быстрее. Василий I Дмитриевич (1389-1425) присоединил Нижний Новгород. После смерти Василия I началась феодальная война 1431-1453 гг. Младший сын Дмитрия Донского Юрий, а после его смерти, его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка боролись за власть с Василием II Темным. Война закончилась победой Василия II. Всего же с 1228 по 1462 г. в северо-восточной Руси произошло 90 внутренних усобиц и 160 столкновений с внешним противником. Централизация и объединение русских земель проходили в военной обстановке. К концу княжения Василия II территория Московского княжества увеличилась в 30 раз по сравнению с началом XIV века. В 1439 г Василий II отказался признать Флорентийскую Унию между православными и католиками под властью Римского Папы. Митрополит Исидор, признавший унию, был низложен. В 1448 году на его место независимо от Византии избран Иона. После падения Константинополя в 1453 г выбор главы русской церкви определялся уже в Москве. В конце XV века завершается объединение Московского государства. Иван III принял титул «Государя всея Руси». Двуглавый орел становится гербом Российского государства. В 1468 г Иван III присоединил Ярославль, в 1472 г - Пермь Великую, в 1485 – Тверь, в 1489 – Вятские земли, в 1503 – Чернигов. В 1471 г произошла битва на реке Шелонь между московской ратью и новгородским ополчением. В 1478 г из Новгорода в Москву вывезен вечевой колокол. Новгород вошел в состав Российского государства. В 1480 г в ходе стояния на Угре было свергнуто монголо-татарское иго. Россия стала независимой. В 1502 г Орда была разгромлена крымском ханом Менгли-Гиреем. В 1510 г Василий III присоединил Псков. В 1514 – Смоленск. Так завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы и становление Московской государственности. Централизация и объединение русских земель и становление государственности Московской Руси подразумевало не только объединение территорий, но и создание централизованного государственного аппарата. Московское государство оставалось раннефеодальной монархией. Главой Русского государства был великий князь, который издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия. По мере централизации государства власть Великого князя Московского возросла. Происходит резкое сокращение боярских иммунитетов. Одним из средств укрепления великокняжеской власти стала денежная реформа начала XVI в. Была введена единая денежная система и князь имел исключительное право чеканить монету. Великий князь управлял государством при поддержке Боярской думы. Она была постоянно действующим органом, основывающимся на принципе местничества (замещения должности в зависимости от происхождения кандидата). Дума осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. В XIII-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней отводилась княжескому двору и дворцовым ведомствам – путям. В конце XV в. на смену путям приходят приказы, это связано с необходимостью создания постоянно действующих органов власти. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Местное управление до конца XV в. осуществлялось наместниками великого князя. Вместо жалования они имели право содержать себя за счет местного населения. Такая система называлась кормлением. Формируются судебные органы. Суд не был отделен от администрации. Судебные функции осуществляли: великий князь, Боярская дума, наместники, волостели, церковный суд. Так происходит оформление государственного аппарата – атрибута государственности любого государства.

Билет 8. В период царствования ИванаIVГрозного(1533-1584) в стране был проведен ряд преобразований. Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствования приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизни.

Первое десятилетие царствования Ивана Грозного было ознаменовано рождением земских соборов, первый из которых был создан в 1549. Он состоял из Боярской думы, «Освещенного собора» из числа высших иерархов русской православной церкви и представителей различных слоев землевладельцев (помещиков).

    Судебная реформа. Из-под юрисдикции боярского суда выводились дети боярские, отныне их мог судить только царский суд. Через некоторое время в 1550г. был введен новый кодекс законов – «Судебник» ИванаIV, который ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. В судебнике впервые в России закон был провозглашен единственным источником права.

    Губная реформа. Представляла собой преобразование местного управления в русском государстве. По этой реформе часть важных дел была изъята из суда наместников и волостелей и передана «выборным головам» (губным старостам), которые избирались из местных детей боярских. Она была направлена против кормленщиков и административного произвола. Однако она предоставляла местным органам управления широкие возможности для разрешения социальных конфликтов.

    Земская реформа. Брала продолжением и дополнением губной реформы. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В начале 1550-х гг. в отдельных областях Московского гос-ва была упразднена власть наместников, в 1556г. царским приговором «о кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе. Вместе наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые гос. функции.

    Военная реформа. Утвердила принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 1550-х гг. 16в. Было создано новое стрелецкое войско. Важную роль в деле укрепления вооруженных сил Московского гос-ва сыграл указ об отмене местничества во время боевых действий. Крупнейшим фактом русской истории явилось зарождение приказной системы центрального гос. управления.

    Церковная реформа. В январе-мае 1551г. собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, которые были сведены к его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила – каноны – для церковной живописи. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутничества, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь возлагалось устройство школ.

Вокруг царя образовалась группа приближенных к нему лиц – Избранная рада. Во главе нее встал костромской дворянин А. Ф. Адашев протопоп благовещенского Собора Кремля Сильвестер. Не являясь формально-государственным учреждением, Избранная рада была по сути правительством России и в течение 13-ти лет управляла гос-вом от имени царя.

Опричнина. 65. Каким образом время боярского правления сказалось на характере Ивана Грозного?

Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV, оказала негативное влияние на фор­мирование его характера. Царевич был свидетелем неправого суда и казней, видел алчность и интриги бояр, их глумление над памятью его родителей.

Постоянно наблюдая сцены дикого произвола, насилия, предательства, он испод­воль привыкал к ним, в его характере формируются:

    пугли­вость

    скрытность,

    мнительность

    трусливость,

    недоверчи­вость

    жестокость.

В этот период недовольство многих слоев населения вызвали:

    Распри вельмож,

    разгул и притеснения бояр-кормленщиков,

    усиление набегов со стороны Казанского и Крымского ханств

66. Как характеризовался Иван Грозный историками?

Мо­лодой царь был:

    от природы наделен блестя­щими способностями,

    любознательным

    начитанным,

    отличался большой впечатлительностью,

    отличался неурав­новешенностью,

    легко переходил от радости к гневу,

    легко переходил от буйного веселья к глубокой депрессии.

67. Когда, с какого времени русские Великие князья стали именоваться царями?

С 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском со­боре Московского Кремля.

68. Какое значение имело венчание Ивана Грозного на царство?

Провозглашение Ивана IV царем имело боль­шое историческое значение:

    во-первых, оно уравнивало по чину Ивана с восточными соседями - астраханским и казанским ханами - нас IV лед­никами Золотой Орды, недавними повелителями Руси;

    во-вторых, превращение Руси в Российское государ­ство как бы предопределяло ее значение как «третьего Рима» - центра православия после падения «второго Рима» - Византии;

    в-третьих, царский титул ставил Ивана IV выше европей­ских королей: датского, английского, французского, поль­ского, шведского и др

    в-четвертых, провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, отныне он почитался как «великий ггосударь»

    в-пятых, ритуал венчания Ивана IV на царство имел значение и для православ­ной церкви. Укрепляя еди­нодержавие и возвышая ав­торитет самодержца как наместника Бога на земле, церковь защищала и свои собственные интересы, ибо царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви.

69. Что такое Избранная Рада и кто в неё входил?

К концу 40-х годов вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Ан­дреем Курбским Избранной радой .

В нее вошли представитель незнатных, но круп­ных землевладельцев:

    Алексей Адашев,

    князь Андрей Курбс­кий,

    священник Сильвестр,

    митрополит Макарий,

    дьяк Иван Висковатый

Избранная Рада функционировала в период с 1547 по 1560 г. Фактически она являлась правительством России.

70.Что такое Земской собор, когда и кем он был созван впервые?

Земской собор - совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крес­тьян.

Первый Земский собор в 1549 г. был созван На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничил и права крупных феодалов - бояр-наместников.

Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероп­риятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости.

71. Какие реформы проводились Избранной Радой?

На основе решений Земского собора в 50-х годах XVI в. были проведены следующие реформы:

  • судебная - был принят новый общерусский Судебник 1550 года;

    церковная;

    реформы центрального и местного управлений.

72. Какие последствия имело проведение реформ Избранной Рады?

К середине XVI в. Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполити­ческих задач.

Первые годы княжения Ивана IV

В 1533 г. после смерти Василия III на престол взошел его трехлетний сын Иван IV Васильевич (1533 - 1584 гг.). Был создан опекунский совет для управления государством, который возглавляли мать великого князя Елена Глинская, её фаворит князь И. Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский и митрополит Даниил, также в него входили служилые бояре князья Шуйские, Бельские, Глинские и т. д. Елена Глинская оказалась решительной и властной правительницей, она продолжила политику мужа, направленную на уничтожение уделов. Зимой 1533 г. через неделю после смерти Василия III она арестовала его родного брата Юрия Ивановича Дмитровского (умер в тюрьме летом 1536 г.). В 1537 г. началась охота на еще одного дядю великого князя - Андрея Ивановича Старицкого. Хитростью его заманили в Москву и арестовали летом 1537 г., в декабре 1537 г. старицкий князь скончался в темнице. Стремление Елены Глинской сосредоточить всю власть в своих руках привело к тому, что княгиня расправилась и с собственным дядей - известным интриганом князем Михаилом Глинским. В августе 1534 г. он был брошен в тюрьму и умер в заточении.

В недолгий период своего регентства Елена Глинская провела несколько важных централизаторских реформ. В 1535 г. проводилась денежная реформа, в результате которой в государстве была введена единая монетная система, также осуществлялась унификация системы мер и весов. Особое значение имела реформа местного управления: часть властных полномочий наместников и волостелей была передана выборным лицам - губным старостам и «излюбленным головам». В области внешней политики в результате ряда побед Елена Глинская добилась перемирия с Литвой (1536 г.). Главную опасность для Москвы представляли набеги крымских и казанских татар, с которыми велись постоянные войны. Продолжалось формирование Засечной черты.

3 апреля 1538 г. княгиня Елена Глинская скоропостижно скончалась. Смерть цветущей тридцатилетней женщины была такой внезапной, что породила упорные слухи, будто мать великого князя отравили. После этого начался период боярского правления. Он характеризовался острейшей борьбой за власть придворных группировок - Шуйских, Бельских, Глинских. В пылу борьбы бояре забывали о соблюдении государственных интересов. В стране началось резкое обострение социально-политических противоречий, вызванное падением престижа центральной власти, самоуправством чиновников разного ранга, разгулом взяточничества и казнокрадства.

Иван IV рос в условиях боярской свары, сопровождаемой кровавым насилием. В этих обстоятельствах, одаренный от природы и получивший хорошее образование, великий князь приобретал такие черты характера, как лицемерие, жестокость и необузданность. Свой первый смертный приговор он вынес в тринадцать лет. По его приказу был затравлен псами князь Андрей Шуйский.

Венчание Ивана IV на царство

Достигнув 16-тилетноего возраста, Иван IV заявил о намерении самолично управлять государством. По совету своего учителя и воспитателя митрополита Макария великий князь решил вступить в брак (женатый человек считался совершеннолетним), а перед этим «поискати прежних своих прародительских чинов». В январе 1547 г., в Успенском соборе Кремля, при огромном стечении народа состоялось венчание Ивана IV на царство. Он был первым из русских правителей, официально принявшим титул «царь», хотя в придворном обиходе царями называли и его деда Ивана III, и его отца Василия III. Этот новый титул московского правителя имел огромное значение: во-первых, он происходил от слова «цесарь» («кесарь»), как титуловали римских, византийских и германских императоров, и обозначал полноту власти, гораздо более существенную, чем власть великого князя; во-вторых, «царями» на Руси называли ордынских ханов, и, приняв этот титул, московский самодержец подчеркивал, что его власть, по своей сути, подобна той, которую в свое время имели монголо-татары над Русью; наконец, «великий князь» в Европе переводили как «принц» или «герцог», тогда как «царь» не переводили вообще или понимали как «император», что ставило великого государя выше западных королей. Царь - «помазанник Божий», он не только самодержец, но и духовный лидер своего народа.

В марте 1547 г. царь женился на Анастасии Романовне Захарьевой-Юрьевой, представительнице знатного московского боярского рода. Примечательно, что этой женщине суждено было стать связующим звеном между Рюриковичами и новой династией Романовых, пришедшей к власти в начале XVII в.

Избранная Рада

В июне 1547 г. взбунтовались московские посадские люди (горожане). Поводом к восстанию послужил страшный пожар, уничтоживший почти весь город к северу от Москвы-реки (погибло около 2 тыс. человек). Приостановился подвоз продуктов в столицу, начался голод. Народ требовал прекращения боярского самоуправства, отстранения от власти князей Глинских, повышения роли Ивана IV в принятии государственных решений. С большим трудом властям удалось восстановить порядок в городе. Данное восстание имело огромное значение. Во-первых, Иван IV собственными глазами увидел всю силу народного гнева и в дальнейшем старался использовать ее в своих политических интересах. Во-вторых, царь убедился в необходимости проведения серьезных государственных преобразований.

К 1549 г. вокруг молодого самодержца постепенно образовалась группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Курбский (один из ее участников) впоследствии назвал Избранной Радой. Она не являлась органом власти, правительством, не имела правовой основы для своей деятельности. Все строилось на личных отношениях Ивана IV со своими советниками, и пока он находился под их влиянием, в стране проводились постепенные преобразования, направленные на консолидацию правящего слоя и укрепление аппарата управления, усиление государства, решение внешнеполитических задач.

Дворянин Алексей Адашев руководил деятельностью Челобитной Избы, принимавшей жалобы и доносы, одновременно являвшейся личной канцелярией царя. Активным участником Избранной Рады являлся священник Сильвестр, влиявший на духовную жизнь царя, приобщавший его к книгам. В круг приближенных также входили: митрополит Макарий и талантливый дипломат думный дьяк Иван Висковатый.

В начале 1560-х гг. Иван IV освобождается от влияния Избранной Рады. Практически все ее участники были репрессированы.

Земский собор 1549 г.

В феврале 1549 г. по инициативе Ивана IV впервые был созван центральный сословно-представительный законосовещательный орган - Земский собор. Впоследствии (до середины XVII в.) использование Земских соборов для решения важнейших государственных вопросов стало обычной практикой. Данный орган власти нельзя отождествлять с западноевропейскими сословно-представительными учреждениями (парламентами, Генеральными Штатами, кортесами, сеймами), так как Земские соборы созывались нерегулярно, исключительно по воле государя, они не имели законодательной инициативы и, следовательно, никак не ограничивали самодержавную власть царя.

В соборе 1549 г., который историки часто называют «Собором примирения», принимали участие Боярская Дума, церковные иерархи и представители помещиков. На первом же заседании государь обвинил бояр в «неправдах», злоупотреблениях и «нерадении». Бояре повинились и слезно умоляли о прощении, обещали служить «вправду, безо всякия хитрости». Царь простил их и призвал всех жить в мире и согласии, однако все же настоял на выведении «детей боярских» (мелких и средних помещиков) из-под юрисдикции наместников-кормленщиков. В ходе собора были так же приняты решения о необходимости судебной реформы, об «устроении» местного самоуправления, о подготовке к войне с Казанским ханством.

Судебник 1550 г.

В 1550 году по решению Земского собора 1549 г. был принят новый Судебник. Он во многом повторял те положения, которые уже существовали в Судебнике Ивана III г., но учитывал накопившуюся юридическую практику и был значительно расширен.

За счет дворецких, казначеев, дьяков и всяких приказных людей расширялся состав судебной власти. Из юрисдикции бояр и наместников изымались помещики. Дворяне и купцы могли избирать специальных людей - целовальников, которые участвовали в наместничьем суде. Права наместников были урезаны также и тем, что обязанность взимания налогов переходила к выборным людям - излюбленным головам (старостам), чем подготавливалась отмена системы кормлений. Был установлен порядок подачи жалоб на наместников и волостелей. Служилые люди, являвшиеся опорой царской власти, защищались от попадания в холопство. Резко сократились и судебные привилегии удельных князей.

Новым в Судебнике Ивана IV было понятие антигосударственной деятельности - «крамолы», к которой относились тяжкие уголовные преступления, заговоры, мятежи. В первых статьях этого свода законов устанавливались суровые наказания за мздоимство и умышленное неправосудие.

Касался Судебник и положения зависимых крестьян. Их прикрепление к земле усилилось, так как, несмотря на то, что право Юрьева дня сохранялось, плата за пожилое увеличивалась.

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в ходе реформ Ивана IV в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV - начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, - поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI - XVII вв. - это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод - Разрядный, поимкой преступников - Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.

Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих. Приказной судья - это окольничий или боярин, поставленный царем во главе ведомства. Название этой должности указывает на то, что ее обладатель имел не только административные, но и судебные функции. Приказной дьяк - чиновник, получавший денежное, а иногда и поместное жалование, на котором лежала ответственность за организацию всей деятельности ведомства (в каждом приказе было несколько дьяков). Подьячие - это низший приказной чин, обыкновенные делопроизводители.

Стоглавый собор

В 1551 г. в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший позже сборник своих постановлений - «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым.

Этот церковный собор принял следующие основные решения:

1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России; 2) о создании общерусского списка святых; 3) о принятии единого монастырского устава; 4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение; 5) о регламентации (создании канонов) иконописи и книгописания; 6) об учреждении училищ для священников; 7) о методах борьбы с ересями; 8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участников собора. Земли, полученные церковью до Стоглавого собора, остались в ее собственности, но отныне все территориальные приобретения (покупка и получение в дар) могли осуществляться только с ведома и разрешения царя.

Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда.

Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а «Стоглав» стал одним из самых важных церковно-юридических документов.


Похожая информация.