«Дальнобойщиков можно поделить на две категории: одни очень неприхотливые в еде люди, другие - крайне привередливые. А дела с едой в пути обстоят так. Если это осень, зима или весна, то, как правило, проще, надежней и вкуснее приготовить обед дома: в дороге не испортится, тем более что все машины оснащены холодильниками. А еще, как правило, в каждой машине есть газовая плитка с баллоном. Рассчитывать на кафешки, которые расположены в Поволжье, на Урале, да даже и в Европейской части России, не всегда получается.

Кафе тоже делятся на два типа. Есть крупные стояночные центры, такие как «Скорость» на питерской трассе перед Тверью или «Визит» перед Нижним Новгородом, которому уже больше двадцати лет. Перед Воронежем на трассе М5 есть такой же крупный центр. Если ехать на Самару, там таких комплексов много с обеих сторон трассы. Это большие стоянки, там и дальнобойщики, и легковые автомобили, и рейсовые автобусы, пассажиров которых надо накормить одновременно, а это по 30–50 человек. Колоссальная проходимость, тысячи людей в сутки. Это даже не кафе, это - постоянный конвейер, фабрика-кухня. Большой ассортимент блюд, все свежее, но из-за количества заметно страдает качество - пища в этих центрах казенная. Это не избушки на курьих ножках у дороги, это целая индустрия, которая продает транспортные услуги, продукты питания и обслуживание. Все, что я сейчас перечислил, - это все одна категория заведений, и в основном они сосредоточены в Европейской части России, где большой грузопоток.

На севере, в Сибири и на Дальнем Востоке все по-другому. Чаще всего там вам на дороге встретится семейный бизнес - маленькая избушка с проходимостью в лучшем случае два-три десятка машин в день. Но там и подход другой, и пища домашняя.

Если Центральная часть России - это, как правило, усредненное привычное всем меню (супчики, котлеты, сосиски, рис, макароны), то, уезжая за Нижний Новгород или за Ульяновск, вы можете столкнуться с интересной едой. В Татарстане или Башкирии в меню любой мало-мальски приличной кафешки встречается конина. Дальше дорога двигается в сторону Южного Урала, это хашлама, и плов, и манты, и лагман. Если у вас есть время и вы попросите, то вам все это приговят. А если вы спешите - то получите стандартную пиццу из микроволновки.

Дальше от Екатеринбурга, в сторону Новосибирска, чаще встречается грузинская или армянская кухня. От Новосибирска до Красноярска - сибирская, например, пельмени из оленины и медвежатины. От Читы до Владивостока и Хабаровска кормят европейской пищей, но имейте в виду, если там будут предлагать морепродукты - не соглашайтесь, лучше съесть их, когда приедете на место. На тех 500 километрах, что идут от Владивостока до Кавалерово, может быть, встретятся две-три кафешки возле заправок. Но чем дальше в тайгу, тем больше надо рассчитывать на сельские магазины, где можно купить еды, чтобы из нее самому все приготовить. Там нет такого количества машин, держать кафе экономически неэффективно.

Большой процент россиян, живущих по ту сторону Волги, - мусульмане. Поэтому, оказавшись в тамошних кафе, можно попросить халяльную пищу, которую, как правило, готовят бережней. Именно из-за этого другого, более пристального и строгого подхода к еде, пища в татарских и башкирских кафе может быть безопасней, есть такое общее мнение. Хотя все зависит от совести владельцев кафе, конечно. Но с другой стороны, если там ребятам из Дагестана подсунут не халяльное мясо, то поваров мягко говоря, отметелят. Да, считается, что из-за религиозных норм и малого потока машин, подход к качеству там чуть получше, но иллюзий все равно быть не должно.

Что касается южного направления, то там, если двигаться по трассе М4, ближе к Ростову отчетливей проявляются национальные кухни. Можно встретить армянскую, грузинскую, русскую с борщом и сметаной, все есть. А еще ближе к Ростову начнут появляться раки, и вот вам мой совет - откажитесь от них, неизвестно где и как их держали, прежде чем приготовить, в какой воде они там гнили.

В дороге вообще лучше ограничиться бутербродами, кашей, пловом, отбивной - простой едой, структура которой понятна. Кстати, если вот у меня будет выбор, то я предпочту отбивную, чем котлету или сосиски, потому что отбивная - это целый кусок мяса. А вот чего там в котлеты напихали или в самодельные пельмени - неизвестно. Нет уж, говорю, сварите мне из пакета пельменей, заводских. Процентов семьдесят моих коллег предпочитают, так же как и я, отбивную и простой гарнир - рис, гречку, макароны. Даже картофельное пюре брать рискованно. А вот все эти сложные блюда - блинчики, котлетки, хренетки, - сто процентов там внутри будут обрезки, шкура, кожа, хрящи и прочая хрень.

Утолить сильный голод можно на крупных сетевых заправках - там есть сосиски в тесте среднего нормального качества. Но как только речь заходит о маленьких кафе, то тут надо быть очень внимательным, легко травануться.

На трассе все заточено на максимальное извлечение прибыли из проезжающих людей, давайте называть вещи своими именами. Если это легковушечная стоянка, то там вообще полное раздолье, впаривать можно все что угодно. Человек едет в командировку, проехал мимо этого кафе один раз и больше уже туда не вернется, поэтому накормить его можно чем хочешь. С дальнобойщиками так не пройдет. В тех кафе, которые обслуживают дальнобойщиков, дорожат репутацией. Народ-то у нас солидарный, если где-то кого-то траванули, и это системно, то все, объявляется бойкот - и в течение месяца этот объект разоряется.

К сожалению, на дороге все так быстро меняется, что давать четких рекомендаций я не могу. Вот, например, от Москвы в сторону Воронежа на границе Липецкой и Воронежской области по левой стороне есть населенный пункт Хлевное, а в нем очень популярное место «Самолет». Там действительно полсамолета вкопано в землю, такой архитектурный изыск. Когда я часто ездил в ту сторону, то завтракал, обедал и ужинал там постоянно, и это было очень здорово. А потом то ли владелец сменился, то ли повар другой пришел, из Воронежа на Москву выезжаю - ну бурда бурдой, после этого я туда заезжать перестал.

Или вот два примера, очень досадных. На трассе Москва - Самара, километров 400 за Рязанью, есть такой поселок Умёт, где были знаменитые уметовские едальни: два-три километра - сплошная череда кафе для проезжающих. Это был очень серьезный бизнес, который зародился там в конце 1980-х, поселок этим жил. Расположен Умёт достаточно удачно, это первая остановка после Москвы или последняя перед Москвой. От клиентов никогда не было отбоя. Но последние пять-семь лет я вижу, что количество этих кафе сократилось кратно. Потому что все дорожает, покупательная способность населения падает, качественная пища теперь стоит в два-три раза больше, а водитель таких денег уже не зарабатывает. В итоге поставщики начали играть на занижении качества продукта, и в Умёте стали готовить откровенно плохо. Из сотен объектов осталось, может быть, всего около десятка. Туда все еще можно приехать, съесть суп и заказать нормальный шашлык, но бизнес всего населенного пункта сильно упал.

Такая же история случилась на питерской трассе: поселок Крестцы на границе Тверской и Новгородской области. Там вдоль дороги на протяжении нескольких километров стояли самовары на дровах, бабульки с пирожками, пончиками и солеными огурцами. Все это процветало в нулевые, а сейчас почти все загнулось, осталось, может быть, десяток мест.

Причин этому несколько. Готовить стали хуже, попытались окультуривать продавцов, переводить их в ранг ИП, а кроме того, на трассах появилось немалое количество достойных мест со стоянками, где можно поставить машину, отстояться по тахографу, съесть суп и поехать дальше. Так что вот эти милые чайники, пирожки и самовары стали экзотикой».

Алексей Озернов:

«У меня рейсы максимум длятся трое суток в обе стороны, поэтому я беру с собой еду из дома, разогреваю ее на сковородке на плитке. Когда домашняя еда заканчивается, я перехожу на что-то простое: хлеб, паштеты, огурцы и помидоры, в общем, то, что может пару-тройку дней не портиться. На крайний случай я храню лапшу, картофельное пюре или овсянку в пакетиках: бывает, загрузка или выгрузка происходят в промзонах, где нет ни кафе ни столовых, до магазинов не добраться, ночь, а свежая полезная еда съедена.

Я заезжаю только в те придорожные кафе, которые мне рекомендовали мои коллеги с большим опытом езды по конкретной трассе. Я же в основном езжу по трассе Вологда - Москва или Вологда - Петербург.

Я бы разделил придорожные кафе на четыре типа. Первые находятся на крупных, всем известных заправках типа «Газпромнефти», «Лукойла» или еще какой-нибудь. Но в таких кафе дальнобойщики обычно не питаются: дорого, невкусно, продукты там готовятся не на месте, блюда везутся с каких-то предприятий. Из чего они сделаны, сколько там химии - неизвестно.

Вторые - дорогие кафе и рестораны при мотелях. Там останавливаются люди, которые едут на легковых машинах в командировки, на симпозиумы или просто туристы. Эти кафе рассчитаны на денежного клиента. Про них ничего не скажу, я в них не бываю. Дальнобойщики зарабатывают деньги своим трудом, им никто ничего не оплачивает.

Третья группа - совсем плохие места в сараях или вагончиках, там часто антисанитария, нет туалета, нет возможности помыть руки, непонятно, в каких условиях еда готовится. В такие места мы тоже не заезжаем: каждый водитель большегрузного автомобиля понимает, что желудок надо беречь, чтобы не сидеть потом по кустам или не лежать в больнице в чужом городе. Многие водители всегда останавливаются в одних и тех же кафе и берут одни и те же проверенные блюда. Например, одни мои коллеги всегда берут шурпу за 150 р. - горячее, сытное, овощи, мясо и бульон. Для желудка это полезно. И не экспериментируют с макаронами, которых можно и дома поесть.

Основная, четвертая группа - это что-то между совсем плохими забегаловками и дорогими придорожными мотелями. Это обычные средние кафе. Они обычно расположены на больших стоянках для дальнобойщиков. Изначально появлялись стоянки, когда еще не было кафе и большого количества заправок. Все водители искали безопасные места, собирались там группами, ночевали, отдыхали, ели свою еду. Потом в таких местах стали открываться кафе. И вот эти места ориентированы на нас. Можно полноценно поесть (салат, суп, второе с мясом или рыбой, кофе или компот) за 250–350 р. Для водителей это приемлемая цена: в среднем суточных мы получаем 500 р. То есть если у меня рейс двое суток, то мне дают 1000 р. на дорогу - реально на это три раза поесть за двое суток. Хотя бывает работы столько, что ешь всего один раз.

Близ Вологды, на отворотке к деревне Винниково, есть хорошее придорожное кафе. Оно чистое, уютное, и там всегда свежая еда. И рядом есть стоянка, то есть можно остановиться, никому не мешая на дороге, не нарушая правил. И еще там хороший туалет и есть умывальник, это очень важно. Рядом расположен магазин запчастей, тоже актуально.

После Винниково и до Ярославля я никуда не хожу, а вот после Ярославля, если ехать на Москву, после деревни Козлово есть стоянка. Туда все заезжают, потому что есть все необходимые условия (стоянка, туалет, умывальник, магазины и так далее) и чистое кафе. Водители - народ непривередливый, но минимальный комфорт должен быть. Тут можно наесться на 300 р. Я практически везде беру солянку, салат, хлеб.

На окружной дороге около Переславля-Залесского есть кафе, оно у кольца расположено, кольцо там одно, мимо не проедете. Дальше хорошее кафе «Граф» у деревни Новинцы, оно на всех картах есть. Это кафе хорошее, но дорогое, но рядом большая стоянка, и это удобно. Брать в перечисленных кафе можно все - еда там простая, свежая, домашняя. А еще красиво оформлена, посуда без сколов, там и ешь с удовольствием. А бывает, куда-то заедешь, там тарелки битые и суп налит так, что через кромки перетекает. В такое кафе и заезжать не хочется - сразу понятно отношение персонала к клиенту».

Константин Голубцов:

«Я езжу из Москвы до Новосибирска, это в лучшем случае 3,5 суток в один конец, или в рейсы покороче - до Екатеринбурга и обратно, например, это 2,5 суток в один конец. Даже в Хабаровск ездил, а это две недели в дороге. Еду обычно беру из дома, ее хватает примерно на сутки. У меня в машине есть плитка, я часто сам готовлю, но пища получается очень однообразная, а иногда или готовить некогда, или устал и неохота, так что все равно хочется поесть в кафе.

Принцип выбора кафе такой: по рации спрашиваю у ребят, куда заехать, я же не один на трассе. У каждого свой вкус, конечно, и бывает, мне не нравится то, что насоветовали. Но запросы у всех похожие: домашняя еда и чтобы недорого. 300 рублей - это уже дороговато, даже если это первое, второе и компот. Раньше можно было наесться за 200 рублей, а сейчас борщ где-то стоит 60 рублей, а где-то - 90! Это уже дорого. Бывает, кафешка только открывается, так там дают большие порции за цены необдирающие, заманивают, я считаю, клиента: вот в эти моменты выгодно в них заезжать. Вообще, чем ближе к Москве, тем выше цены. Еще почему-то цены сравниваются с Москвой около Хабаровска. А приемлемые - посередке - как раз в районе Новосибирска, Омска, Тюмени.

В Омской области есть кафе «Три медведя» возле поселка Крутинка, там еще стоянка дальнобойщиков «Уют». В кафе недорого, на 200 рублей поесть можно, и вся еда вкусная.

Поближе к Москве, во Владимирской области, есть деревня Мячиково, вот там мне нравится больше всего - кормят очень хорошо. Очень вкусные и мягкие там свиные ребрышки. В выходные там очереди! И не только наши: легковые тоже останавливаются.

Шашлык мне нравится в кафе в деревне Львово, это на трассе M7 в Нижегородской области: куски большие, а мясо мягкое-мягкое.

Около города Воткинск в Удмуртии есть артезианский источник, туда все за водой заезжают, она чистая и мягкая. Там даже если в душ идешь, намыливаешься, смываешь - а все равно как мыльный стоишь. Из Перми туда все за водой ездят. Да и кормят в местных кафе неплохо».

Эдуард Груздов:

«Кафе надо выбирать так: если рядом стоит много фур, то там можно смело обедать и не бояться, что вас отравят. И никогда не надо есть в кафе, возле которых нет машин.

Меню в придорожных кафе стандартное - супы, курица, мясо. При желании даже можно найти диетический куриный суп. Салаты брать не советую: не везде нормально моют овощи, и бывает, что съешь салат и пострадаешь.

Я живу в Санкт-Петербурге и в основном езжу по маршруту Москва - Петербург и Москва - Рига. Если ехать из Петербурга в Москву, то на границе с Новгородской областью, сразу за населенным пунктом Чудово, есть поселок Лесной Бор. Там по обе стороны трассы расположены два кафе. Одно, то, что с левой стороны, называется «Привал»: большое новое здание с гостиницей. В кафе два простых зала, все чисто и цивильно, есть туалет и теплая вода, даже с детьми там часто останавливаются. А то кафе, что находится по правую руку, это скорее забегаловка. Туда едут, чтобы съесть вкусный шашлык. Я сам не ел, но так говорят.

Если ехать дальше в сторону Москвы, то сразу после выезда из населенного пункта Едрово будет большая грузовая стоянка: там и ремонт машин, и мотель, и кафе «Полпути». У нас там стоянка, и я там часто ем. Чисто, хорошо кормят, в меню есть три-четыре вида супа и наименований десять вторых блюд. Много разных гарниров, и даже те, кто сидит на диете, смогут что-то для себя подобрать. Но тут дороже, чем в других кафе на трассе. Кстати, в Едрово два кафе с одним названием, на разных сторонах трассы.

Дальше в сторону Москвы есть населенный пункт Большая Киселенка. Там по левой стороне большое хорошее кафе со стоянкой, но там всегда очень много народу, и из-за этого, например, в ожидании обеда можно просидеть час. Так что лучше в Большую Киселенку заезжать вечером.

Следом, прямо за Тверью, есть населенный пункт Поддубки, возле него на обеих сторонах дороги есть кафе «Пит-стоп» с мотелем и стоянкой. Они там первое место занимает по обслуживанию населения. В «Пит-стопе» можно останавливаться с детьми, там даже есть детские стулья, в кафе чисто и всегда есть теплая вода.

Между Воскресенским и Городней есть большая стоянка «Скорость», где всегда останавливается очень много машин. Там и кавказская кухня, и русская - глаза разбегаются. Это где-то сто с небольшим километров от Москвы.

Где-то в девяноста километрах от Москвы, в районе Клина, слева, рядом с церковью, тоже есть кафе. Названия его не помню, к сожалению, но там безопасно, много фур и всегда свежая еда.

Это что касается трассы Петербург - Москва. А вот если ехать из Риги в Москву, говорят, что неплохо кормят в районе развязки на Великие Луки. Там большая стоянка грузовиков, если ехать по шоссе, пропустить невозможно. Кафе там также расположены и слева, и справа от дороги, и больше всего машин почему-то возле того кафе, что слева.

Возле населенного пункта Кунья есть заправка, стоянка и кафе с обеих сторон дороги, а еще маленький мотель. Тоже всегда полно грузовых машин останавливается.

На границе Псковской и Тверской областей - кафе с заправкой, мотелем и ремонтом машин. Там нет никакого населенного пункта рядом, но проехать мимо не получится: комплекс большой и заметный. Там чисто, пристойно, есть путешественники с детьми.

Мой вам совет: не останавливаться в кафе на заправках, там где гамбургеры и сосиски. Эту еду уже готовой привозят откуда-то, а на стоянках ее только разогревают. К тому же там дорого, бургер и кофе выйдут за 200 рублей. Я бы за эти деньги поел в кафе нормально - и суп, и второе, и компот с плюшкой.

Дорога - это наша жизнь, и владельцы кафе знают, что если они нас хорошо накормят, то мы к ним вернемся. Но если накормят плохо, то мы не пропадем: у дальнобойщиков есть с собой холодильники и плитки, всегда можно приготовить еду самому. Но эти продукты в холодильнике лучше приберечь. Вот был случай, когда три дня стояли на трассе, дорога была перекрыта. Или перед границей тоже иногда застрянешь, а есть-то хочется».

Иван Вовний:

«Мне не нравится останавливаться в кафе. У дальнобойщиков в машине стоит такой аппарат, который считывает время в пути. Вот когда этот аппарат выключается на время, тогда мы и останавливаемся. Многие в это время идут на обед, но лично я отдаю предпочтения домашней кухне. Моя жена прекрасно готовит, и я еду в рейс с забитым холодильником.

Но про нормальные кафе тоже расскажу. Я часто езжу в Белоруссию, и, помню, в Дивасах было хорошее кафе «У Алексея». Если ехать из Москвы, за Смоленском, за постом ГАИ, с левой стороны, есть кафе и кемпинг, там тоже пристойно. На 356-м километре той же трассы, перед деревней Каменка, есть кафе «Домашняя кухня», там работают муж с женой Валентин с Антониной. Вот у них действительно как дома и порции здоровые и вкусно, но дорого - рублей 500 оставишь, а так в среднем обед обходится рублей в 300–350. В Ярцево есть кафе «У бабушки» - что десять лет назад, что сейчас меню не меняется, можно есть смело. Перед Лепелем на трассе М3 есть стоянка с тремя кафе, там все проверено - блинчики с творогом готовят очень вкусные, я их беру всегда, еще драники вкусные и рассольник. Белорусская кухня вообще своеобразная, и готовят в белорусских кафе получше, чем в России. Поэтому если вы едете в этом направлении и у вас есть выбор, то мой вам совет: лучше искать кафе в Белоруссии.

Есть мнение, что если возле кафе стоит много фур, то там нормально кормят. Да, это так. Но есть и обратное наблюдение. Между Владимиром и Нижним Новгородом я чисто случайно как-то зашел в магазин запчастей, смотрю - рядом кафе, которым владеют частники из Казахстана. Я остался доволен их кухней, хотя возле кафе не было ни одной машины. Думал сначала - зайду, выпью кофе и съем булочку, а оказалось, хорошая еда. С улицы это кафе такое убогое, а внутри чисто, аккуратно, пять столиков, и муж с женой сами готовят. Правда, хоть убейте, название деревни не помню».

Дмитрий Живернюк:

«Я часто езжу в Сибирь. Это долгий маршрут, и я ориентируюсь на нем так: если прямо много фур рядом стоит, значит, есть можно. Чаще всего эти кафе можно встретить на подъезде к развилкам или населенным пунктам. Второй критерий - запах: если пахнет горелым маслом, лучше уходить. Третий критерий - чистота в туалете. В общем, стоит вести себя как в передаче «Ревизорро», так что иногда, проверив, уезжаешь голодным. Ну я и привередливый еще. У меня всегда с собой есть военный сухой паек и что-нибудь к чаю, так что всерьез голодным я не останусь.

Я вот недавно был на трассе Р255, она же М53 «Сибирь», на участке от Красноярска до Канска, давайте вспомню, что там есть. Если ехать в сторону Иркутска, то слева на дороге будет комплекс «Медвежий угол», это 879-й километр. Там ресторан с баром, столовая, душ, баня, охраняемая стоянка и магазин с автозапчастями. На 891-м километре, где поворот на Тертеж, есть два пристойных кафе по правой стороне. На 930-м километре, на повороте на Уяр, есть АЗС, а при ней столовая. На 932-м километре, на повороте на Ольгино, есть кафе «Байкал» и нормальных несколько закусочных. Справа на 980-м километре есть «Малая Жмеринка», там тоже можно спокойно есть. Дальше, по левой стороне на Иркутск, на 909-м километре, есть автодорожная сеть «Техас» - и кормят хорошо, и есть душ, туалет и охраняемая парковка. Еще есть кафе на перекрестке Рыбное-Агинское, перед круговым движением, и в селе Новопятницкое.

И вот помню еще в Крутинке, это Омская область, трасса «Иртыш», есть известное кафе «Уют». Работает кафе круглосуточно, и там большой выбор блюд, причем они их не греют, а сразу готовят тут же. Поток посетителей позволяет еде не застаиваться».

Виктор Бачков:

«Я часто езжу по трассе «Дон», она же М4. Сейчас расскажу, где и что там можно есть. В районе 170-го километра, возле населенного пункта Венев, с левой стороны, будет маленькая кафешечка, не помню, как называется, - очень вкусно готовят, все там замечательно, обед обойдется в 250–300 рублей.

Двигаемся дальше по Тульской области: слева будет большой стояночный комплекс «Рябинушка» для дальнобойщиков с ремонтной мастерской, гостиницей и столовой. Не удивляйтесь, что слева: туда можно подъехать, есть разворот. В «Рябинушке» всегда полно народу - и дальнобойщиков, и пассажиров туристических автобусов, и тех, кто едет с семьями на юг. Там большая столовая, демократичные цены, и никто из моих знакомых ни разу в этой столовой не отравился. Имейте в виду, что раньше «Рябинушка» находилась в другом месте, но когда перестроили трассу, ее перенесли сюда. Ценник там поменьше: полный обед будет стоить около 180–200 рублей.

Едем дальше. Липецкая область, объездная платная дорога города Задонска. Перед съездом с платной дороги, справа, будет стоянка, где есть и гостиница, и штук десять разных кафешек на четыре-пять столов. Названий не помню, но в двух-трех я там ел, кормят неплохо, и ценник демократичный.

Километров через пять после этого места слева будет старое и очень известное кафе «Самолет». Там стоит настоящий самолет с крыльями и пропеллером, а сбоку к нему пристроено кафе, да там даже два кафе, на самом деле. Там большая стоянка, сельскохозяйственный рынок, где местные торгуют своими продуктами - салом, мясом, яйцами и прочими.

Чуть дальше от «Самолета», как только въезжаете в Воронежскую область, опять же по левой стороне, перед Князево, будет большая стоянка с кафе, туалетом и душем. Кафе называется «Домашняя кухня». И там же, чуть подальше, тоже есть сельскохозяйственный рынок. Я там давно закупаюсь у одной женщины, которая продает домашнюю колбасу, копченое сало, соленья, домашние яйца, хлеб выпекают, очень все вкусно. Я и себе беру сало с колбасой, и друзьям вожу, сделано все здорово и цена такая, какой в Москве не найти.

Где-то на 640–650-м километре, перед въездом в населенный пункт Лосево, справа, будет гостиница с одиночными домиками и кафе «Вареничная», где готовят замечательные вареники и пельмени по приемлемым ценам.

Ростовская область, 770-й километр: слева кафе, там тоже хорошо.

После Каменска-Шахтинского, на 938-м километре, известный стояночный комплекс - много кафе вдоль дороги, я в одном из них уже лет пять кормлюсь, называется «Армавир». Хозяйки местные - очень приветливые дамы, и с собой дадут, если надо. И кухня, и общение, все вместе.

В Ростовской области и Краснодарском крае встречаются на пути также столовые с подносами и с комплексными обедами - очень удобно, когда едешь с семьей. В станице Кущевская, например, такая столовая есть.

И вот последнее, наверное: километров за 100 до Краснодара, с левой стороны, есть четыре-пять кафешек с домашней кухней и шашлычной. Там неплохая кухня и новый ремонт.

Чем ближе к югу, тем необычнее меню. Я вам скажу, что есть большая разница между борщом в Тульской области и борщом в Краснодарской области: кубанский борщ светлее нашего и больше напоминает щи. Ближе к Ростову в кафе все чаще встречается уха из свежей рыбы. Если в Тульской, Липецкой и Воронежской в основном кормят котлетками, то в Ростовской уже больше шашлыки, местные пельмени. С гастрономической точки зрения - интересный маршрут».

Диета нужна не только тем, кто хочет похудеть, но и водителям. Узнайте, как правильно нужно питаться автомобилистам и как собраться в длительную дорогу.

Содержание статьи:

В настоящее время автомобиль - это не роскошь, а именно средство передвижения. У множества людей, машина является средством заработка и единственным источником дохода. Работа водителя не легкая, иногда приходится очень много времени проводить в дороге. Но, когда водитель целый день сидит за рулем, а вечером, когда приходит домой чувствует себя не очень хорошо, ощущается раздражительность, начинает болеть голова, может быть сильное вздутия живота и сильная усталость. Очень часто автомобилисты не могут найти причин, от чего это случается, но на самом деле все происходит из-за плохого питания.

Для того чтобы у человека, который долгое время проводит за рулем не нарушился процесс пищеварения, нужно употреблять пищу примерно через каждые 4–5 часов. Если перерыв был больше десяти часов, это может вызвать состояние неудержимой сонливости. А это очень опасно, так как может угрожать жизни и водителя, и других людей.

Правильное питание автомобилистов


Правильное питание человека за рулем должно содержать много витаминов и микроэлементов. Необходимо составить свой рацион так, чтобы еда была сытной и питательной, но при этом нормально воспринималась желудочно-кишечным трактом. Обязательно нужно кушать первые блюда, если в рационе водителя в основном еда «всухомятку», то это нарушает обменные процессы и усвоение питательных веществ. Когда автомобилист организовывает свое питание, он должен придерживаться таких правил:
  • завтрак должен содержать 30–35 % суточной потребности в пище;
  • обед составляет - 50–55 %;
  • ужин - 20–25 %.
Но, в жаркую летнюю пору суточная потребность в пище может уменьшаться. Например, на обед может быть не более 40 %, а на ужин - 15 %.

Водителям, которые долгое время в дороге, нужно питаться четыре раза в сутки. Это должно быть два завтрака, обед и ужин. Очень хорошо соединить второй завтрак с небольшим отдыхом на свежем воздухе, это пойдет водителю на пользу. Но если придерживаться четырёхразового питания, то надо позаботиться о том, чтобы снизить калорийность основного завтрака и обеда. В рационе водителя на обед должны быть мясные продукты, а на ужин хорошо употреблять молочные.

Перед тем, как выезжать в дорогу, нужно хорошо позавтракать дома. Но, если водитель не успел этого сделать, то можно взять с собой йогурт и цельнозерновые булочки или другие хлебные изделия, с помощью которых можно утолить голод. Также очень хорошо есть много фруктов, они вкусные и полезные.

Очень полезной едой для перекуса есть сухофрукты, орехи и семечки. Они не только принесут максимум пользы, но помогут водителю сконцентрировать внимание на дороге, особенно если он плохо выспался.

Незаменимым спутником водителя в дороге есть бутылка с питьевой водой. Она нужна для поддерживания высокой работоспособности человека, который крутит баранку. Нормой выпитой воды в сутки считается не меньше двух литров. Но, она может увеличиваться, когда на улице жарко и такая же температура в салоне машины. Важно помнить, что очень большое употребление жидкости может перегрузить организм. Если мучает невыносимая жажда, то лучше всего ее утолять холодным чаем или водой. Часто причиной жажды является недостаток воды в организме, а также пересыхание слизистых оболочек рта, это может привести к головной боли или ослабления внимания. Чтобы контролировать количество выпитой жидкости и не перегружать организм, будет достаточно только прополоскать ротовую полость.

Нередко недостаточное количество жидкости в организме сопровождается нарушениями в работе сердечно сосудистой системы и отеками. Это в свою очередь влияет на внимание, работоспособность и человеку за рулем трудно сконцентрироваться на дороге.

Ученые доказали, что хорошо повышает работоспособность водителя и активно влияет на быстроту реакции витамин С. Для этого его много не нужно, достаточно всего 2 г. в сутки и не больше. Но, все равно, специалисты рекомендуют водителям стараться употреблять и фрукты, но если нет такой возможности, то тогда витамин С «придёт на помощь».

Что приводит к плохому самочувствию водителя?


Самими распространенными причинами усталости есть, неправильное питание, большие промежутки между приемами еды, нарушение режима отдыха и работы. Все это приводит к резкому снижению сахара в кровы, что есть результатом головных болей, нервозности, утомляемости. Кроме того это может стать причиной сердечно сосудистых заболеваний, и как результат - инсульт или сердечный приступ. Бывают случаи, когда подобные нарушения могут случаться за рулем, что также опасно для других водителей и окружающих людей.

Также пища автомобилистов не должна быть слишком калорийной. Такая еда очень тяжелая для желудка и вызывает не только дискомфорт, но и приводит к усталости и сонливости, что недопустимо для водителей.


Многие водители убеждены в том, что большая доза кофе поможет взбодрить их с утра за рулем, особенно если они не очень хорошо выспались и впереди длинная дорога. Действительно, кофеин, который содержится в кофе, заряжает энергией и бодрит человека. Но когда это касается автомобилистов, все происходит наоборот: постоянная концентрация внимания на дорогу и чрезмерное количество кофеина способствуют тому, что человек устает и может уснуть. Именно по этому, водителям не стоит увлекаться этим напитком.

  1. Для водителей, которые собираются в длинную дорогу (это может быть работа или путешествие), надо хорошо подготовиться. Чтобы ничего не забить, нужно составить список продуктов, которые понадобятся в дороге.
  2. Перед дальней дорогой, очень хорошо выпить стакан свежего морковного сока и добавить туда 1 ч. л. меда, это придаст водителю бодрости. А еще это положительно влияет на зрение, которое важно для водителя.
  3. Надо позаботиться о том, чтобы не забыть взять с собой необходимые лекарственные препараты. Это необходимо для того, если в дороге случиться расстройство желудка, запор или другие болезни. Ведь длинная дорога непредсказуема и все может случиться.
  4. В каждого водителя в автомобиле, особенно если он ездить очень далеко, должна быть сумка-холодильник, которая дает возможность дольше сохранять продукты.
  5. В дороге не рекомендуется употреблять соленые продукты, например, соленые орешки, чипсы и другие продукты в этом роде. Такая еда вызывает постоянную жажду, а для водителя нужно максимум внимания.
  6. Если есть возможность необходимо через некоторое время останавливаться и выходить из машины, чтобы немножко размяться.
Для того чтобы водитель чувствовал себя хорошо и комфортно, рекомендуется добавлять в меню низкокалорийные и нежирные продукты. Это помогает поддерживать себя в форме и тонусе. К таким продуктам можно отнести:
  • нежирную птицу или говядину;
  • свежие овощи;
  • кефир, йогурт, творог, молоко, яйца;
  • хлеб, лучше черный;
  • яблоки, бананы, груши и другие фрукты.
Фрукты считаются очень полезными для водителей, так как большинство из них содержат вещества - аминокислоты. Основным из таких веществ есть тирозин. Очень много его содержится в бананах, авокадо, тыкве и зелени. Употребление таких продуктов значительно влияет на скорость реакций человека, особенно в экстренных ситуациях. Также водителю обязательно нужно следить за тем, чтобы не переедать. Потому что если он употребляет очень много пищи, то это также может вызвать головную боль, раздражительность, усталость. Надо контролировать каждый прием пищи и придерживаться правильного режима питания.

Водителям нужно быть очень внимательными к себе и своему самочувствию, потому что их безопасность и безопасность людей, которые окружают их, зависит именно от правильного питания. Если водитель чувствует себя отлично, его ничего не волнует, и он сосредоточен на дороге, то это дает возможность уменьшить несчастные случаи на дороге.

Если водители будут прислушиваться к этим рекомендациям и выполнять их, то целый день, проведен в машине за рулем, не станет для них пыткой, а наоборот, они останутся довольны своим путешествием или работой.

Детальнее о том, как правильно питаться автомобилистам смотрите здесь:

Портал «Еда» провел интересный опрос дальнобойщиков, журналисты выясняли, что и где едят водители на остановках во время дальних рейсов.

Вариант первый: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Надежнее взять еду из дома, а потом разогреть на плитке в машине. На крайний случай водители держат еду в пакетиках: сухое пюре или лапшу.

Вариант второй: общепит. Здесь главное - найти приличное место с доброкачественной и более-менее вкусной едой. Придорожные кафе бывают двух типов: крупные заведения на стоянках, такие как «Скорость» перед Тверью или «Визит» перед Нижним. Похожие места есть недалеко от Самары и Воронежа. В таких центрах огромное число посетителей, выбор блюд большой, все свежее, но вкус типично «столовский», не до кулинарных изысков. Это все относится к Центрально-Европейской части страны, за Уралом и на Севере все не так. Там царствует семейный бизнес с небольшой вместимостью, зато все вкусно как дома.

Еще одна интересная деталь: в отдаленных кафешках вы сможете попробовать национальную кухню разных регионов России и бывших республик СССР (плов, манты, пельмени из оленины и т.д.)

Следуйте правилам

Общее правило: выбирайте еду попроще, чтобы было меньше шансов съесть низкокачественные продукты или получить отравление. Правда, в местах, где постоянно едят дальнобойщики, обычно дорожат своей репутацией. Если что, «сарафанное радио» не пощадит и клиентов не будет.

Дальнобойщики хорошо знают надежные места, где можно поесть, на больших стоянках. Эти придорожные кафе изначально ориентированы на водителей, там приемлемые цены. Рядом обычно есть инфраструктура (туалет, магазин).

Где остановиться?

Водители хорошо отзываются, например, о кафе «Граф» около деревни Новинцы, по пути от Ярославля в Москву, где и дешево, и уютно.

Чтобы найти приличное место с недорогими ценами, водители консультируются по рации с коллегами. Есть такая «народная примета»: надо есть там, где на стоянке у кафе уже стоит много фур, и не останавливаться, если на стоянке пусто.

На трассе Москва–Питер за городом Чудово, в поселке Лесной Бор, есть кафе «Привал» со всеми удобствами и хорошим обслуживанием. Водители также рекомендуют на этой трассе кафе «Полпути» на выезде из Едрово, где хороший выбор супов и до 10 вторых блюд, но цена несколько больше.

Хорошие оценки дают водители придорожным кафе в Белоруссии, там вкусно и интересно попробовать национальные блюда.

Знатоки советуют не есть там, где основная еда - гамбургеры и сосиски, это привозная пища, да к тому же дорогая. Прежде чем заказать еду, не помешает осмотреться: если в туалете грязно, пахнет неаппетитно, лучше ехать дальше.

Новичкам на дальних трассах стоит прислушаться к советам опытных водителей, народные «ревизоры» плохого не посоветуют.

Ну что, полтора месяца прошло, все участники эксперимента живы и здоровы, так что можно и рассказать об этом, в какой-то мере, трешевом тест-драйве...
Рассказ будет о "ресторанах". Только не высокой кухни, а речь о кафе для дальнобойщиков, которых по России разбросаны многие сотни и тысячи. Что они собой представляют, чем там кормят, правда ли что эта еда стоит копейки и можно ли вообще есть эту еду?

Помню, в комментариях ко многим постам об отелях и ресторанах из путешествий меня упрекали, что большинству россиян это малоинтересно, т.к. они пользуются совершенно другим уровнем сервиса, как правило, самым простым и дешевым. Поэтому, путешествуя на машине из Москвы на юг России месяц назад, я решил питаться исключительно в дешевых придорожных кафе, в которых питаются дальнобойщики и простые граждане, не имеющие средств на обед в ресторане.
Помните фильм "Бумер"? Вот рассказ как раз о таких заведениях. Да-да, ничего не изменилось с тех пор. Вообще ничего только отверткой в бок никто не пырнул...


В той поездке в дороге мы провели в общей сложности 5 дней, завтракая в дешевых отелях, в которых останавливались, а обедая или ужиная как раз в придорожных забегаловках: в кафе "День и ночь" где-то на М-6 в Волгоградской области, шашлычной в Миллерово, чебуречной в Республике Адыгея, поселке Лермонтово на Сочинском серпантине, безымянной закусочной где-то под Воронежем, кафе с уличными столиками в донских степях...
Скажу сразу, на мой вкус еда была практически везде в диапазоне от "не очень" до "отвратительно". Сразу оговорюсь, что снобом я себя не считаю, предпочитая либо приготовить вкусный ужин сам, либо сходить в заведение с хорошей кухней и адекватным ценником.
Ну а вы вправе считать, как захотите.
В этом посте я не стану подробно рассказывать о каждом заведении (т.к. общая канва везде примерно одинаковая за небольшими исключениями), а расскажу об ужине в первый же день путешествия в кафе "День и ночь", которое находится на трассе М-6 на повороте в славный город Урюпинск.

У входа нfс встречает отличительная черта многих российских дорожных забегаловок - рукомойник. Т.к. многие подобные точки общепита не подключены к водопроводу и канализации, устройство максимально автономно и знакомо многим, кто бывал у бабушки в деревне - бак с водой, краник и ведро под мойкой. Главное, чтобы оно не переполнилось в тот момент, когда вы моете руки

Видимо, Летучая в это заведение еще не наведывалась, а то бы рукомойник ее порадовал до слез

Кто не доволен рукомойникоv и чем-либо еще в этом заведении, есть Уголок потребителя. Вместо Медицинского журнала и Книги жалоб и предложений... три разделочных доски ибо нехрен. Кагбэ намекают....

Обеденный зал прямо как в "Бумере". Кстати, не удивлюсь, что его и делали где-то в конце 90-х. Таким он с тех пор и остался. Только автомат для приема платежей поставили да рекламку на столах раз в год меняют.

Знакомимся с меню.
Цены, конечно, бросовые, спору нет.
Где еще можно выпить кофе за 30 рублей или съесть борщ за 90...?
Делаем заказ. Все по классике, как будто в ресторане: салат оливье, борщ, люля-кебаб. Десерты в меню, к сожалению, отсутствуют.

Проходим во второе помещение за свободный столик. Напротив ужинает немолодая пара с нерадостными лицами.
За те 10 минут, что они сидели за своим столиком, никто из них не проронил ни слова.

Кассир, она же официант приносит салат оливье, хлеб и сервирует стол надеюсь повар не она же

О сервировке хочется рассказать подробнее.
Это меню соусов. Кетчуп, сметанный с укропом и горчица. Кетчуп и сметанный по хардкору, в пластиковых стаканах!
Горчицу, видимо, унесли с другого стола, из плошки явно кто-то уже зачерпнул ложкой

Солонка с перечницей. Здесь без комментариев, все-таки кофе 30 рублей, а борщ - 90...

Оливье. Когда его принесли, у нас был только один вопрос: чего больше, салата или майонеза. Салата оказалось больше.
На вкус? Кто-то из вас питался в заводской столовой в конце 90-х? А в студенческой столовой в 90-х? А в санатории "Родина", в конце-концов?
Я тут же вспомнил как раз то время. Понятно, что колбаса самая дешевая, из бумаги. Она-то и портит все. Огурцы свежие, отварной картофель он и в Африке отварной картофель, яйца с горошком - обычные... В общем салат свежий, но колбаса с майонезом делают его несъедобным.

Пока мы ждем борщ, происходит неожиданное. К молчаливой паре подходят двое угрюмых парней и шепотом просят их побыстрее допить свой компот. Когда те уходят, заходят еще двое неславянской внешности, как выясняется, водители, и угрюмые парни начинают их негромко воспитывать. Что-то там водители накосячили и теперь должны денег. Нехотя они эти деньги отдают и угрюмый к трениках и тапочках пересчитывается купюры и вся эта четверка молча ретируется.

А нам приносят борщ.
На фото масштаб передать сложно, но это огромная тарелка. Реально огромная!

Чтобы было понятно, настолько она огромная, вот вам фото картошки из тарелки с борщом.
Никто не парится с ее порезкой. Хрясь пополам и нормально!
На предыдущем фото, как вы заметили, картошку почти не видно.

А это мясо. В тарелке с борщом два просто огромных куска мяса.
Внимание вопрос, КАК такой борщ может стоить 90 рублей за порцию???
Кстати, борщ оказался более-менее. Есть можно, если целый день не ел. Из всех придорожных закусочных, в которых мы побывали, он был самым нормальным блюдом

Ну а на второе нам принесли люля-кебаб.
Думаю, комментарии излишни....

Этот ужин из трех блюд нам обошелся в 450 рублей. Кофе заказывать не стали. Попили в машине водички...
Вот так питаются тысячи дальнобойщиков, водителей междугородних автобусов и простых людей, колесящих по тем или иным делам по бескрайним просторам России...

Но, справедливости ради, ни разу после подобного обеда никому из нашей компании не стало плохо.
Ну и да, полтора месяца прошло, все живы и здоровы)

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

Профессию дальнобойщика сможет освоить далеко не каждый. Постоянные переезды, стрессы, питание в дороге, сон в машине. Всё это не может не отразиться на здоровье. Многие думают, что рацион питания дальнобойщиков достаточно ограничен определенным видом продуктов. С этим можно согласиться, но только частично. Необходимо знать, какие продукты могут храниться в течение длительного периода времени и соответственно брать их собой в дорогу. Именно об этом вы узнаете совсем скоро.

На самом деле есть немало продуктов, срок хранения которых достаточно большой. При этом в них содержится большое количество полезных компонентов.

Список таких продуктов выглядит следующим образом:

  • овощи и фрукты. Но есть одно условия — они должны быть в кожуре;
  • сухофрукты, орехи, семечки. Это очень калорийные и в то же время питательные продукты;
  • вареные яйца (только вкрутую);
  • каши;
  • стерилизованные соки;
  • нежирный сыр;
  • печеные пирожки с любой начинкой (за исключением мяса);
  • сырники;
  • копченая колбаса;
  • детское пюре;
  • картофель в мундире;
  • минеральная вода.

Это минимальный набор продуктов, которые точно не испортятся в дороге. Однако необходимо также знать, как их правильно хранить.

Как хранить еду в дороге

В пути большинство дальнобойщиков не обращают внимание на то, как упакована их еда. Если не придерживаться некоторых простых правил, то можно получить сильное отравление.

В первую очередь нельзя хранить вареные яйца в полиэтилене. Так они испортятся уже за 1-2 дня. Правильно — упаковывать яйца в обычную бумагу. Колбасные изделия необходимо хранить в пергаментной бумаге, лучше смазав ее рафинированным маслом. Что касается питья, то для соков и минеральной воды стоит использовать одноразовую тару. Если вы хотите выпить горяченького чая или кофе, тогда позаботьтесь о наличии термоса и термокружки в автомобиле. Сыр следуют хранить в вакууме, а мясо замотанным в фольгу. Соблюдая эти правила, вы сможете нормально питаться даже в длительных рейсах.