План урока по ОБЖ для 8-го класса

Тема: Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья.

Цель урока :

1.Определить особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащихся.

2.Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека, оказывающих влияние на формирование его духовного, физического и социального благополучия, а также убеждение в том, что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие

Учебные вопросы:

1. Основные составляющие индивидуального здоровья человека.

2. Некоторые элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие.

3.Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение:

Учебники, план конспект.

Ход урока

I . Подготовительная часть 5 минут

Проверка наличия и готовности учащихся к уроку;

Довожу тему, цель, учебные вопросы урока;

Краткий опрос по предыдущему материалу:

1. Почему здоровье каждого человека зависит прежде всего от него самого?

2. Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека?

3.Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения?

4.Почему здоровье человека считают непременным условием его эффективной жизнедеятельности?

5.Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?

II . Основная часть 35 минут.

1. Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. («психическое, физическое и эмоциональное здоровье, являющееся потенциалом для рождения здоровых детей и получения удовлетворения от сексуальной функции»)

Репродуктивная система - это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека.

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40-60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины.

В комплексном виде информацию, которая необходима подростку, можно представить как знания:

– о семье и любви как ценности;

– о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранение своего репродуктивного здоровья;

– о физическом строении организма, в частности органов репродукции, о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания;

– о репродуктивном здоровье как жизненной ценности;

– о факторах, влияющих на ухудшение репродуктивного здоровья и способах его сохранения;

– о сексуальных взаимоотношениях и половой культуре.

В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:

– соблюдать принципы здорового образа жизни;

– регулировать свое сексуальное влечение и поведение;

– сохранять свое репродуктивное здоровье;

– уважать представителей противоположного пола и считаться, с их интересами, мнениями, потребностями;

– владеть эмоциональной регуляцией.

Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором - родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.

III .Заключительная часть 5 минут

Напоминаю тему, цель, учебные вопросы урока:

1. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?

2. Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?

3. Какова роль физических факторов в отношении состояния здоровья человека?

4. Какова роль социальных факторов в отношении состояния здоровья человека?

5. Какова роль духовных факторов в отношении состояния здоровья человека?

Выборочным опросом проверяю, как понята учащимися тема:

Подвожу итог урока.

Преподаватель Е. Орлов

Определение здоровья.

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

Нормальное функционирование организма в системе «человек ― окружающая среда».

Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

Отсутствие болезни.

Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Репродуктивное здоровье - это способность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заражения инфекциями, передающимися половым путем (далее ИППП), гарантия безопасности беременности и родов, благополучие матери и возможность планирования последующих беременностей, в том числе предупреждения нежелательной. Таким образом, репродуктивное здоровье - это важнейшая составляющая здоровья каждого конкретного человека, каждой семьи и общества в целом.
На репродуктивное здоровье человека влияет множество факторов. В первую очередь - это образ жизни. ИППП приводят к бесплодию и инфицированию будущего ребенка. Алкоголизм, табакокурение и наркомания приводят к невынашиванию беременности и рождению тяжело больных детей. Раннее начало половой жизни, и как следствие этого - аборты у нерожавших женщин являются причинами бесплодия и развития многих заболеваний, как самой репродуктивной системы, так и всего организма в целом. Воспитание у молодежи целомудренного поведения, т. е. девственного вступления в брак, оказывает прямое влияние на улучшения показателей репродуктивного здоровья.
Определим самые важные моменты для сохранения репродуктивного здоровья, о которых должен знать каждый: вести здоровый образ жизни; предохраняться от инфекций, которые передаются половым путём, если была вероятность заражения ИППП не заниматься самолечением, а обратиться за помощью к специалистам; следовать правилам личной гигиены - ежедневно соблюдать интимную гигиену и не менее двух раз в неделю принимать ванну или душ; предохранятся от нежелательной беременности; женщинам необходимо посещать два раза в год гинеколога, обращать внимание на регулярность менструального цикла.

Выделим факторы образы жизни, негативно влияющие на репродуктивную систему. Прежде всего, стрессы. Напряженная эмоционально работа, тяжелые условия быта, конфликтные ситуации – все это приводит к выбросу гормонов надпочечников, которые бьют по разным системам, но сильнее всего – по сердечно-сосудистой, гормонально-эндокринной и особенно женской репродуктивной системе. В стрессовых ситуациях нарушается работа печени, что способствует дисбалансу репродуктивных гормонов. Второй фактор – это неправильное питание, которое тоже может привести к разбалансировке гормонального статуса и нарушению репродуктивного здоровья. Курение и алкоголь невероятно вредят организму и категорически противопоказаны при беременности или ее планировании. Крайне негативно сказывается на репродуктивной функции малоподвижный, сидячий образ жизни. Он способствует накоплению избыточной массы тела и нарушению микроциркуляции крови, в том числе в органах малого таза. В результате недостаточного поступления крови к органам малого таза не хватает веществ, необходимых для их нормального функционирования. Поэтому при сидячей работе крайне важно каждый час делать перерыв на разминку . Кроме того, обязательно нужно активизировать свой образ жизни ходить в бассейн, на фитнесс, аквааэробику. Движения в воде способствуют профилактике накопления избыточной массы тела, хорошему функционированию органов малого таза.
Отдельно остановимся на вопросе влияния питания на репродуктивную систему. И мужскому, и женскому организму обязательно нужны полноценные животные белки – мясо, рыба, яйца, молочные продукты. В мясе у мужчин потребность выше, чем у женщин, потому что там содержатся вещества, способствующие репродуктивным функциям мужской половой системы. Женщинам полезнее молочные продукты и рыба, чем мясо. Эти продукты поддерживают женскую репродуктивную систему. Хотя мясо женщинам тоже нужно, но в меньшей степени, чем мужчинам. Всем полезны овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи – именно в их составе есть вещества, специфически влияющие на мужской и женский организмы. Для половой системы очень важны антиоксиданты (витамины Е , С ), фолиевая кислота, йод, магний, витамины А и Д , омега 3, железо, медь, белки, аминокислота аргинин, лецитин и кальций.
Основные полезные продукты для половой системы.
Яйца. Содержат лецитин, который участвует в выработке половых гормонов и усвоении витаминов. Входят в список продуктов для повышения настроения, полноценный источник белка.
Жирная рыба (скумбрия , сельдь, лосось). Содержит омега-3 жирные кислоты. Обладает противовоспалительным действием. Нормализует гормональный баланс. Вместе с йодсодержащими продуктами, такими как морская капуста и грецкие орехи, является профилактикой женских онкозаболеваний.
Оливковое масло, проросшие зерна пшеницы, салат-латук. Содержат витамин Е, который является одним из самых важных для женского здоровья. Участвует в выработке половых гормонов, влияет на регуляцию гормонального цикла и повышает шансы на оплодотворение яйцеклетки. Предупреждает развитие мастопатии.
Шиповник , цитрусовые фрукты, лук. Содержат витамин, С, который является хорошим антиоксидантом. Защищает, восстанавливает, укрепляет женское здоровье. Являются хорошей онкопрофилактикой.
Зелень и листовые овощи . Богатый источник фолиевой кислоты и магния. Листовые овощи хорошо очищают организм. Также, они необходимы для полноценного функционирования нервной системы матери и плода. Обладает противовоспалительным эффектом.
Морепродукты (в т.ч. морская капуста ). Благодаря большому содержанию меди, йода и полноценного белка очень необходимы для половой системы. Являются первичной онкопрофилактикой, подавляют симптомы предменструального синдрома, улучшают обменные процессы в организме.
Стевия (лекарственное растение) . Является натуральным сахарозаменителем. Очищает организм, оздоравливает микрофлору половых органов, активизирует обмен веществ. Применяется в виде экстракта, фиточая и т.п.
Чеснок . Успешно борется с женскими воспалительными заболеваниями. Благодаря присутствию соединений серы, повышает иммунитет.
Кефир и йогурт на натуральных заквасках . Богаты витаминами группы В, белком и кальцием. Стимулируют иммунную систему. Полезны при склонности к воспалениям.
Печень , масло сливочное, морковь с маслом. Содержат витамин А, который необходим для полноценной работы яичников.
Цельнозерновой хлеб, неочищенные крупы, хлебцы, отруби . Благодаря содержащимся в них витаминам группы В, являются очень важными для активизации работы пищеварительного тракта. Необходимы для нервной системы.
Продукты пчеловодства . Богаты микроэлементами и витаминами В и С. Укрепляют иммунитет, участвуют в синтезе пролактина.

Для сохранения репродуктивного здоровья особое внимание необходимо уделять употреблению достаточного количества ряда витаминов:

  • витамин А - большая роль в выработке гормонов половой сферы;
  • витамин С - полезен для многих систем организма, повышает тонус и иммунитет;
  • витамин Е - при недостатке наблюдается риск невынашивания беременности у женщин, снижение выработки семенной жидкости у мужчин;
  • фолиевая кислота - играет важнейшую роль в предотвращении дефектов развития нервной системы плода в утробе матери.

Вредные продукты для половой системы.

  • Соль. Вызывает отеки. Особенно противопоказана при склонности к предменструальному синдрому.
  • Кофе, чай, шоколад. Негативно влияют на ткань молочных желез. Большое количество вызывает перевозбуждение нервной системы.
  • Сахар. Повышает уровень инсулина в организме, из-за чего могут возникнуть различные воспалительные заболевания половых органов. Вызывает перепады настроения.
  • Алкоголь. Нарушает функционирование яичников. Негативно влияет на формирование яйцеклеток, вызывая их деструкцию.

Два вида напитков женщинам абсолютно противопоказаны: алкогольные и энергетические. В состав последних входят вещества, очень вредные не только для репродуктивной системы, но и для всего организма – кофеин, гуарана и т.д. Причем эти вещества содержатся в таких напитках в количествах, в ряде случаев превышающих терапевтические, т.е. лечебные. Эти вещества вызывают в организме стресс, гиперстимуляцию мозга, повышение давления, повышенную возбужденность, неадекватные реакции, приводят к неверной оценке своих физических возможностей и в итоге – к истощению организма. Следует отметить, что к энергетическим напиткам, как и к алкоголю, развивается привыкание.
Еще несколько рекомендаций. Организм человека так устроен, что следует определенным биоритмам. Все процессы в нем происходят в определенное время. Так вот, чтобы хорошо усваивался кальций, богатые им продукты нужно употреблять с 8 утра до 12 дня. Мясные продукты лучше есть с 13 до 17 часов, потому что железо и другие кроветворные микроэлементы лучше усваиваются в этот промежуток времени. Рыбу лучше всего употреблять после 18 часов, потому что омега-3-жирные кислоты нужны организму в основном ночью. Сочетать рыбу вечером лучше всего с легким овощным салатом. Необходимо упомянуть о видах спортивных нагрузок, которые противопоказаны женщинам. Это мужские виды спорта, которые высушивают мышцы и убирают жировую ткань, такие как штанга, бодибилдинг и т.п. Они способствуют накоплению в женском организме мужских стероидных гормонов. Также противопоказаны женщинам очень сильные похудения, от них нарушается менструальный цикл. Это очень вредно для женской репродуктивной системы.
Если вы будете следовать всем перечисленным рекомендациям, то максимально повысите свои шансы сохранить свою репродуктивную систему в наилучшем состоянии, выносить и родить крепких здоровых детей.

2.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

Репродуктивное здоровье это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека.

Репродуктивная система это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Для того чтобы на свет появлялись здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье.

Пол человека закладывается уже в первые недели внутри утробного развития плода. На восьмой неделе, когда плод весит около четырех граммов, начинают формироваться половые органы. Очевидные внешние отличия мальчиков и девочек - это результат работы половых органов, синтезирумых половыми железами. Мужские половые органы называются андрогены , а женские эстрогены . Андрогены и эстрогены изначально присутствуют в организме противоположных полов, однако способность к размножению достигается только по завершении процесса полового созревания.

Преобладание эстрогенов в женском организме обусловливает циклические процессы, осуществляющиеся при участии центральной нервной системы. Еще в период полового созревания у девочек за счет гормонов округляются контуры тела, увеличивается грудь, кости таза становятся шире - таким образом их организм постепенно готовится к выполнению будущей функции воспроизводства.

Мужской организм за счет, андрогенов крепче женского, хотя не всегда выносливее. Неслучайно важнейшую миссию вынашивания ребенка природа возложила именно на женщину.

Если попытаться нарисовать психологический портрет обоих полов, то, видимо, они будут выглядеть следующим образом.

Женщина : мягкость, терпимость, потребность в защите, эмоциональность, мечтательность, покорность. В отличие от мужчины женщине не надо постоянно доказывать окружающим свою значимость, но она всегда ждет признания своей привлекательности.

Мужчина : деловитость, рассудочность, напористость, авторитарность, стремление к самоутверждению. Он готов к постоянной борьбе, ищет признания своей сил, исключительности возможностей.

Половая принадлежность в значительной степени накладывает отпечаток на образ жизни человека. И все же в этом вопросе нельзя быть абсолютно категоричным, противопоставляя женский и мужской организмы, так как в каждом из них в той или иной степени присутствуют оба начала. Речь идет об учете специфических особенностей в поисках гармонии социальных ролей, которые мужчины и женщины играют в семье и обществе. Вряд ли в обозримом будущем развитие цивилизации и изменение социальных условий смогут нивелировать биологические различия полов, предопределяющие индивидуальные особенности поведения, реакции и пр.

Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отношения к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность семейных отношений, на общее самочувствие человека. Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность . Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребёнка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при первой беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях, даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то яке время решение родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, другие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы такие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья и о таком понятии, как планирование семьи .

Планирования семьи необходимо для реализации следующих задач:

  • рождение желанных здоровых детей;
  • сохранение здоровья женщины;
  • достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;
  • осуществление жизненных планов.

Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако, прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи - это появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признанным и правом каждого человека.

Планирование семьи помогает супругам сознательно выбрать количество детей в семье, примерные сроки их появления, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог. Оптимальный возраст для рождения Детей- 20 -35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обычно протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 - 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт - это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение нежелательной беременности).

Подросток не должен замыкаться в себе со своими проблемами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прийти мудрый и тактичный взрослый.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий «репродуктивная система» и «репродуктивное здоровье».

2.Укажите особенности психологических портретов полов.

3. От каких факторов зависит репродуктивное здоровье человека?

4. Что такое планирование семьи?

5. Какой возраст считается оптимальным для рождения детей?

6. Какова роль полового воспитания и образования подростков и молодежи для сохранения репродуктивного здоровья общества?

Используемая литература:

ОБЖ. Учебник для ссузов, Косолапова Н.В.,Н.А.Прокопенко.М-Академия, 2017 -336с

Репродуктивное здоровье - это состояние физического, психического здоровья и социального благополучия человека, определяющее способность к воспроизводству потомства. Сохранение сложившейся в России на рубеже веков негативной динамики показателей воспроизводства населения определило необходимость более пристального внимания к репродуктивному здоровью молодого поколения, призванных обеспечить основной уровень рождаемости и сохранения здоровья генофонда нации.

Статистика показывает, что 70% беременностей заканчивается абортами,15% выкидышами и всего 15 % родами. Но даже среди этих 15% есть риск смерти ребенка или матери во время родов. Следует заметить, что с последствиями абортов в несовершеннолетнем возрасте, женщине приходится иметь дело уже во взрослой жизни. Частое последствие аборта во время первой беременности – бесплодие. Основной процент бесплодных женщин (по данным исследований до 80%) – это те самые девочки, которые в юности делали аборты. За такую ошибку придется расплачиваться и жалеть всю жизнь!

Психологи считают оптимальным возрастом для начала половой жизни 19-20 лет у девушек и 22-24 года у юношей, в этом возрасте происходит полное физическое и психическое созревание.

Планирование семьи - понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что же это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи - это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи - это дети по желанию, а не по случаю.

Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений.

Оптимальный возраст для рождения детей у женщины - 20-35 лет. Доказано, что если беременность возникает раньше или позже, то протекает с большим числом осложнений и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше.

Интервалы между родами должны быть не менее 2-2,5 лет; это позволяет женщине сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. Аборт не является лучшим методом регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение нежелательной беременности).

Контрацепция делает интимную жизнь более гармоничной, устраняет ненужные волнения и ожидания.

Решение об использовании того или иного метода контрацепции лучше принять после того, как Вы узнаете обо всех контрацептивных средствах и проконсультируетесь со специалистом.

Если нежелательная беременность все-таки наступила и Вы решили сделать аборт, необходимо обратиться к врачу как можно раньше - это снизит риск возможных осложнений.

После родов и аборта можно забеременеть до прихода первой менструации, поэтому необходимо подобрать надежный метод контрацепции до возобновления половой жизни.

Инфекции, передаваемые половым путем, часто являются причиной бесплодия у мужчин и женщин. Постоянный партнер и использование барьерных методов (презервативов) поможет Вам избежать заражения и одновременно предохранит Вас от нежелательной беременности.

Половое воспитание и сексуальное образование детей и подростков поможет сохранить их здоровье, подготовить к будущей семейной жизни и воспитать чувство ответственного родительства.

Планирование семьи, применение безопасных методов контрацепции помогут сохранить свое здоровье, родить здоровых и желанных детей, принесет счастье в каждый дом.

Феномен конфликта в организациях: проблемы конструктивного разрешения

Сердюк Андрей Анатольевич,

преподаватель профессиональных модулей

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж», г. Армавир, Краснодарский край

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.

Впервые понятие «конфликт» в качестве научного термина использовал английский философ и социолог Г. Спенсер в своем труде «Основания социологии».

Г. Спенсер, считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития».

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывает неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание и т.д. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других.

Существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт .

К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений.
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.
Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности.

Российские конфликтологи Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк уточняют понятие конфликта и говорят о том, что конфликт – это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели.

Но из всего многообразия следует остановиться на следующем определении.

Конфликт – это наличие разногласий между несколькими сторонами. Они могут быть конкретными лицами, работниками или группами работников.

Сущность конфликта очень интересна и разнообразна. Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, различных сообществ. В конфликте, как и в любом процессе, есть положительные и отрицательные стороны. Известная поговорка «в споре рождается истина» в некоторой степени отражает суть такого явления, как конфликт.

Существуют две позиции:

    Конфликт – это столкновение и борьба различных сил, людей

или позиций, происходящие из-за несовместимости или противоположности интересов.

    Конфликт – это процесс развития взаимодействия и система отношений между участвующими в нем сторонами.

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без которых функционирование организации невозможно. В жизнедеятельности организации коллектива постоянно возникают и преодолеваются многочисленные противоречия по широкому кругу вопросов.

Предпринята попытка развить существующую классификацию конфликтов. Можно выделить экономические, идеологические, социально-бытовые, семейно-бытовые, социально-психологические, эмоционально-неврогенные конфликты.

По способам разрешения конфликтов выделяем:

    антагонистические;

    компромиссные.

По природе возникновения:

    социально-организационные;

    эмоциональные.

По направленности воздействия:

    вертикальные;

    горизонтальные.

По степени выраженности:

    открытые;

    скрытые;

    потенциальные.

По количеству участников, задействованных в конфликте:

    внутриличностные;

    межличностные;

    межгрупповые.

До последнего времени в системах управления персоналом организаций отсутствовали работники - конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции управления, предупреждения и разрешения конфликтов не значились.

В настоящее время система управления персоналом организаций включает подсистемы, выполняющие функции по управлению конфликтами и стрессами, анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; проведение социально-психологической диагностики; соблюдение этических норм взаимоотношений и т.д.

В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.

Поэтому для максимально полного и актуального отображения эффективности организационной жизнедеятельности, прежде всего, нужно понимать, что в свою очередь представляет собой конфликт, как его избежать и урегулировать с минимальными издержками. Причем в некоторых случаях конфликт может привести и к положительным результатам. Естественно, что ᴃϲᴇ положительные и отрицательные последствия конфликта важно использовать во благо организации.
Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в межорганизационном пространстве.

Организация – это объединение людей, ориентированных на достижение общей цели, которая личностно значима для них, в ходе совместной деятельности, направленной на получение социально и личностно-значимого результата.

В основе организационного конфликта между руководителями и подчиненными - чаще всего лежат отношения, определяемые должностным распределением служебных ролей.

Среди факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, большую роль играет взаимоотношение руководителей и подчиненных. С наибольшей силой оно проявляется в малых группах, т.е. там, где создаются материальные и духовные ценности, решаются основные проблемы организации. Именно здесь чаще всего зарождаются конфликтные ситуации и конфликты.

Возникают они тогда, когда цели, мотивы поведения, интересы, социальные ожидания у руководителя и подчиненных не совпадают.

Вместе с тем специфика определения данного типа конфликта, особенность всех его признаков вытекают из того, что речь идет о взаимодействиях внутри определенной целевой группы (частью управляющей системы) или с другими частями.

Под организационным конфликтом обычно имеют в виду не всякий конфликт, происходящий в рамках организации, а такой, который вызван какими-либо специфическими ее свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями.

Анализ имеющихся определений, описаний при всем различии подходов позволяет выделить следующие признаки конфликта:

    наличие противоречия (часто указывается на несовместимость) в целях, интересах, мотивах и т.п.;

    репрезентация данного противоречия в сознании или осознание наличия противоречия, несовместимость целей, интересов;

    активность (в виде соответствующих действий, "борьбы"), направленная на преодоление этого противоречия.

Таким образом установлено, что существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт, но, не смотря на это, в широком понимании конфликт является разногласием между несколькими сторонами конкретными лицами, работниками или группами работников. Кроме этого установлено, что существует организационный конфликт, который включает в себя осознанное противоречие между членами коллектива. Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладения с организационным конфликтом // Организационная психология. – № 3. – 2012. – С. 15.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персонала на предприятии. – М.: Дело, 2012. – С. 215.

Курбатов В.И. Конфликтология /3- е изд. – Ростов на Дону. – М.: Феникс, 2010. – С. 259.