МОСКВА, 8 дек — РИА Новости . Федеральное казначейство России 8 декабря отмечает 24-летие, хотя прообраз этого ведомства был создан еще Петром I более 300 лет назад. Главная задача казначейства — исполнение бюджета, то есть получение доходов и финансирование расходов государственной казны.

Собрать все денежные поступления в бюджет — от каждого индивидуального предпринимателя или просто гражданина, который платит подоходный налог, все сборы и штрафы по всей стране. Распределить все эти средства между министерствами и ведомствами, государственными и негосударственными предприятиями, пользующимися бюджетной поддержкой, между федеральными округами, муниципальными образованиями — опять-таки, чтобы до каждого ИП дошла причитающая ему часть. Именно эти задачи выполняет Федеральное казначейство — отдельная служба в системе Министерства финансов России.

Объем работы казначейства за 11 месяцев 2016 года — 64 миллиона банковских операций.

В начале этого года был ликвидирован Росфиннадзор, и основные его функции также отошли Федеральному казначейству. Теперь оно не только перераспределяет деньги, но и следит за тем, чтобы бюджетные средства расходовались по назначению — это называется казначейским сопровождением.

Согласно экспертным оценкам, в год Федеральное казначейство может выявить около 700 миллиардов рублей нецелевого расходования бюджетных средств. При том, что бюджет самой федеральной службы составляет 30 миллиардов.

Из глубины веков

Казначеи были еще в Древней Руси — так называли хранителей княжеской казны. В 1710 году Петр I своим указом создал Счетную, или Казначейскую контору, контролировавшую поступление налогов. Просуществовала она 32 года.

"Единая Россия" хочет ужесточить ответственность за дачу взятки В Госдуме приготовят изменения законодательства во "взяткоемких" сферах, в том числе, направленные на пресечение взяток инспекторам ГИБДД и "откатов" при госзакупках.

Казенные палаты "для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества" были созданы при Екатерине II в каждой губернии. А через год император Павел I повелел учредить должность государственного казначея, назначив на этот пост графа Алексея Васильева.

В 1821 году Александр I основал в структуре министерства финансов департамент государственного казначейства — ядро всей казначейской службы в Российской Империи.

В 1918 году казначейство расформировали. В течение всего советского периода его функции — сбор, учет и распределение бюджетных доходов, — выполнял Госбанк СССР.

Ровно через год после конца СССР — 8 декабря 1992 года, — первый президент России Борис Ельцин вновь создал в составе министерства финансов Российской Федерации Федеральное казначейство.

Победить коррупцию

Казначейское сопровождение исполнения государственных контактов в этом году помогло предотвратить использование "Объединенной зерновой компанией" бюджетных средств на 300 миллионов рублей, которое "вызвало бы вопросы", сообщил руководитель Федерального казначейства России Роман Артюхин.

Генпрокуратура и Федеральное казначейство договорились о взаимодействии Совместная работа поможет выявлять правонарушения, обмениваться информацией о нарушениях бюджетного законодательства, а также законов об аудиторской деятельности.

Расплывчатость формулировки объясняется просто: казначейство, в отличие от других проверяющих и контролирующих органов, не "выявляет нарушения", а предотвращает их, запрещая те платежи из бюджета, которые могли бы нарушить нормы закона. То есть, не дают свершиться самому факту нецелевого расходования государственных средств. Потому давать определения действиям и фактам, которые удалось предотвратить, здесь не спешат.

Участвует ли казначейство в масштабной кампании борьбы с коррупцией, спросили РИА Новости руководителя управления Федерального казначейства по городу Москве Андрея Гуровича.

"Вне всякого сомнения — участвует. Только мы не "ловим за руку" и не выявляем правонарушения, а предупреждаем их. Основная наша задача — профилактика бюджетных нарушений. Что на наш взгляд, намного эффективнее", — ответил собеседник агентства.

Не столь давно сотрудникам казначейства удалось, например, предотвратить закупку неким обществом содействия инвалидам престижного внедорожника, который совсем не был предназначен для инвалидов. Или другой пример: крупный фонд с государственным участием, занимающийся поддержкой ВПК, получая из бюджета миллиардные взносы в свой уставной капитал, размещал эти средства на депозитных счетах, получая доходы в виде процентов. Эта практика также была пресечена казначейством.

Пополнять бюджет

Как сообщил Роман Артюхин, доходы российского бюджета на 1 декабря 2016 года составили 11 422 миллиардов рублей, расходы — 13 210 миллиардов. Соответственно, бюджетный дефицит — 1 788 миллиардов. Пополнять казну в такой ситуации становится задачей всех государственных органов, и Федеральное казначейство не может остаться в стороне от этой задачи.

Андрей Гурович рассказал о нескольких проектах, реализованных совместно с правительством Москвы, которые позволили в последнее время существенно пополнить столичный бюджет.

Создание системы выдачи патентов на трудовую деятельность иммигрантам потребовала немало работы. Проблема состояла в том, чтобы информация об оплате патентов одновременно заносилась в базы данных нескольких организаций — в том числе, ФМС и МВД. Ее удалось решить, и продажа патентов за 11 месяцев нынешнего года принесла в городскую казну около 13 миллиардов рублей.

Похожая проблема была и с оплатой парковок в столице. Ее тоже удалось решить, и в нынешнем году платные парковки дали городскому бюджету 3,64 миллиарда рублей, а штрафы за неоплаченную парковку — еще 2 миллиарда рублей.

В целом городская казна в нынешнем году пополнилась на 4,58 триллиона рублей.

Очередной проект, над которым работают в казначействе и в правительстве Москвы — как заставить "работать" омертвленные бесхозные деньги, изъятые в ходе следственных мероприятий, которые никто из фигурантов не хочет признавать своими. Годами огромные суммы лежат без движения, тогда как тоже могли бы пополнить казну, не дожидаясь суда, утверждает Андрей Гурович.

В этом году исполняется 25 лет со дня образования органов Федерального казначейства. Указом Президента России 8 декабря 1992 года было создано главное расчетное ведомство страны. Впрочем, правильнее назвать эту дату днем возрождения Казначейства России.

История казначейства в России насчитывает уже около пяти веков и начинается в царствование Руси Ивана III (1462 – 1505 гг.) , при котором особое место в государственном управлении занимает «казначей» – хранитель княжеских ценностей.

В 1710 году по указу Петра I (1682-1725 гг.) была создана Счетная или Казначейская контора, которая была призвана следить за поступлением налогов. Были учреждены три важнейших финансовых коллегии: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и ревизион-коллегия, наблюдавшая за расходованием средств государственными органами.

Реформы Екатерины II (1762-1796 гг.) расширили казначейскую систему: в каждой губернии были созданы казенные палаты, которые выполняли функции представительств на местах. Были упорядочены учет и отчетность, что позволило составлять более реальный бюджет.

Для усиления централизации казначейской службы в 1796 году Императором Павлом I (1796-1801 гг.) была введена должность государственного казначея, которую занял граф А.И. Васильев. С этого времени управление финансами государства становится самостоятельным и централизованным.

В 1802 году Император Александр I (1801-1825 гг.) проводит очередную реформу государственного управления, в результате которой учреждается Министерство финансов, в состав которого входит и казначейство. На пост главы ведомства был назначен все тот же граф А.И. Васильев. Под его руководством в 1804 г. был впервые составлен государственный бюджет, в котором отразились как доходы казны, так и ее расходы. Созданная А.И. Васильевым система по сути просуществовала до 1918 года, не претерпев серьезных изменений.

События октября 1917 года стали для отлаженной системы казначейства роковым рубежом. В ноябре 1918 года по декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР казначейство и его местные органы были упразднены и присоединены к учреждениям Народного банка. Многовековая история развития казначейства остановилась на 70 лет.

С распадом СССР и реформой банковской системы в Российской Федерации бюджетные средства оказались в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности, а государственные финансы рассматривались ими как кредитный ресурс. Отсутствие надлежащего учета бюджетных средств привело к ослаблению контроля за их расходованием, возникали постоянные задержки в проведении бюджетных расчетов. Ситуация усугублялась массовыми банкротствами кредитных организаций и повсеместным переходом на неденежные формы расчетов с бюджетами (налоговые освобождения, взаимозачеты и т. п.).

Со всей остротой встал вопрос о создании нового финансового органа, способного осуществлять исполнение бюджета. Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина (1991-1999 гг.) от 8 декабря 1992 года № 1556 «О Федеральном казначействе» была возрождена казначейская система исполнения бюджета в России. В составе Министерства финансов Российской Федерации было образовано Главное управление Федерального казначейства с территориальными органами во всех регионах страны.

При воссоздании системы казначейства ставилась цель, сохранив преемственность традиций, опыта и роли учреждений казначейства Российского государства, наделить его функциями и полномочиями не только государственного кассира и контролера, но и управляющего государственными финансами.

Основателем и первым начальником Главного управления Федерального казначейства –являлся заместитель министра финансов Российской Федерации А.В. Смирнов .

За первые годы работы казначейства была организована сеть территориальных органов, разработаны первоначальные нормативные документы и принципы взаимодействия с другими участниками бюджетного процесса, организовано исполнение федерального бюджета по доходам.

В 1998 году казначейство возглавила Т.Г. Нестеренко , государственный деятель, первоклассный экономист, экспериментатор, завершившая формирование казначейской системы. В период ее руководства достигнут максимальный охват казначейскими процедурами средств федерального бюджета, осуществлена разработка и внедрение необходимого массива нормативных документов, регламентирующих процедуры исполнения и учета операций со средствами федерального бюджета, подготовлены и утверждены концептуальные документы, устанавливающие стратегию полномасштабного развития системы казначейства в России.

В 1995 году казначейство начало осуществлять исполнение федерального бюджета по расходам – с момента открытия органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Счета открывались преимущественно в расчетно-кассовых центрах Банка России, а при их отсутствии в других кредитных учреждениях.

Важным шагом в развитии казначейской системы был переход в 1996 году на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.

2001 год ознаменовался началом нового этапа трансформации системы казначейства. В целях повышения эффективности управления государственными финансами и централизации учета средств федерального бюджета была разработана Концепция функционирования Единого казначейского счета. Позднее были созданы единые казначейские счета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Все они открыты и ведутся в Банке России, и Федеральное казначейство успешно управляет ликвидностью единого казначейского счета, за счет чего обеспечивается мобилизация дополнительных доходов в казну.

В ходе административной реформы в 2005 году Указом Президента России Федеральное казначейство было выделено из состава Минфина России и преобразовано в отдельную федеральную службу.

С 2007 года Федеральное казначейство возглавляет Р.Е. Артюхин .

Казначейская система России постоянно находится в процессе развития и модернизации. Непрерывно ведется работа по совершенствованию операционных процедур казначейского исполнения и учета исполнения бюджетов. Особое внимание уделяется совершенствованию процесса прохождения платежей и контролю за осуществлением расходов бюджетополучателями.

Федеральным казначейством проводится предварительный и текущий контроль за движением средств всех участников бюджетного процесса. Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то в наши дни уже на этапах проведения платежей проверяется соответствие расходов представленным документам, непревышение кассовых расходов клиентов над доведенными им предельными объемами финансирования, подтверждение надлежащей реализации заключенных ими государственных контрактов. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.

На современном этапе установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов, созданы условия для электронного документооборота с клиентами.

Совместно с Минфином России казначейство реализует соблюдение ряда ключевых принципов бюджетного процесса посредством Государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», обеспечивая прозрачность, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов.

Казначейство России также является оператором важнейших государственных информационных систем: в сфере государственных и муниципальных закупок, в части осуществления платежей в пользу государственного сектора экономики, в вопросах обеспечения транспарентности данных бюджетного процесса и т. д.

В последние годы внедрен ряд новшеств в работе казначейства, позволивших усилить контроль за расходованием средств бюджета, повысить оперативность и прозрачность платежных операций.

Реализуются новые масштабные проекты в направлении казначейского сопровождения крупных государственных контрактов (в том числе с применением совершенно нового механизма – казначейского аккредитива).

Изменился порядок доведения целевых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ на реализацию государственных программ в регионах: теперь эти средства аккумулированы на Едином казначейском счете, а в бюджет субъекта РФ перечисляются только при возникновении фактической потребности через лицевые счета органов казначейства, открытые в рамках переданных полномочий. Сегодня 100 % средств федерального бюджета, выделяемых субъектам РФ, расходуются через счета органов Федерального казначейства, чем обеспечивается текущий контроль за их целевым использованием.

Казначейский учет бюджетных и денежных обязательств обеспечил возможность осуществления контроля за исполнением получателями средств бюджета своих обязательств, принятых в договорной либо бездоговорной форме.

В соответствии с законом о контрактной системе в сфере закупок с 2017 года органы казначейства осуществляют контроль информации, размещаемой заказчиками федерального уровня в сети Интернет. С учетом наличия технических, технологических и информационных ресурсов органы казначейства также осуществляют контроль в сфере закупок в отношении заказчиков регионального и муниципального уровней, в случае передачи им соответствующих полномочий органами власти.

Казначейством реализуются механизмы предоставления краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Решаются задачи по минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления, минимизации рисков возникновения и роста дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета.

В феврале 2016 года полномочия Федерального казначейства расширились: Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» ему переданы функции упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю в финансово-бюджетной сфере. В рамках реализации новых полномочий органы казначейства осуществляют последующих контроль за соблюдением бюджетного законодательства при расходовании средств федерального бюджета.

Изменились принципы и подходы к финансово-бюджетному контролю, а также критерии эффективности: если раньше это было количество проведенных проверок, то сейчас казначейством пристальное внимание уделяется предупреждению нарушений в бюджетной сфере. Как результат – заметно возросло качество и эффективность государственного финансового контроля.

На протяжении почти четверти века со времени своего воссоздания Казначейство России продолжает трансформироваться в современную, динамично развивающуюся структуру, отвечающую вызовам времени, обеспечивающую бесперебойное и эффективное кассовое обслуживание бюджетов и государственных внебюджетных фондов на уровне лучших международных практик.

Пройденный за эти годы путь оказался нелегким, но достигнутыми результатами можно гордиться. Безусловно, предстоит еще очень многое сделать, доказать и воплотить в жизнь целый комплекс широкомасштабных задач и проектов по усовершенствованию деятельности Федерального казначейства. Но уже сегодня с уверенностью можно сказать, что казначейская система – безальтернативная форма исполнения бюджетов в России, и с каждым годом Федеральное казначейство будет играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и экономики России в целом.

А.Х. Даидов, заместитель руководителя

Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан

Исполнение бюджета может быть либо банковским, либо казначейским. В России переход к казначейскому исполнению бюджета начался в 1992 г. и закончился в 2000 г. До 1992 г. исполнение бюджета в нашей стране было банковским.

Чем отличаются эти две формы исполнения бюджета?

При банковском исполнении бюджета средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов в Банке России или в коммерческих банках. Один раз в пять дней Банк России получал от коммерческих банков информацию о поступлениях налоговых платежей, зачисляемых в доход федерального бюджета. Эта информация передавалась в Министерство финансов. Она носила обобщенный характер и не детализировалась в соответствии с бюджетной классификацией.

Параллельно с этим процессом налоговые органы собирали информацию о зачисленных на их счета налоговых платежах, обобщали ее и передавали в Министерство финансов два раза в месяц.

Понятно, что данные налоговых органов и Банка России могли не совпадать из-за отсутствия сверки в ходе их получения. Кроме того, эти данные не были оперативными.

При банковской системе финансирование расходов бюджета проводилось через счета в банках отраслевых министерств и ведомств. При этом невозможно было контролировать процесс прохождения выделенных средств до бюджетных учреждений, т. е. конечных получателей. Этим пользовались коммерческие банки, используя бюджетные средства в качестве своих кредитных ресурсов.

Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой — встраивается особая контролирующая структура — казначейство.

Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов — и доходный, и расходный — на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.

Казначейство выполняет следующие функции:
  • обеспечивает учет всех доходов бюджета;
  • подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  • осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство входит в состав Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство регистрирует поступающие доходы и осуществляемые расходы в Главной книге Федерального казначейства. Эта книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого самим казначейством. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета. В Федеральном казначействе ведется сводный реестр получателей средств федерального бюджета.

Для учета расходов федерального бюджета используются лицевые счета бюджетных средств, открываемые в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев.

  1. Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.
  2. Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.
  3. Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

Федеральное казначейство в структуре министерства финансов

Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре РФ. Федеральное казначейство руководствуется Положением о Федеральном казначействе.

В Российской Федерации образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
  • осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
  • организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с министром финансов Российской Федерации;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федерального казначейства по управлению имуществом, закрепленным за Федеральным казначейством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Федерального казначейства.

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.

Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства:

  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • представляет министру финансов Российской Федерации:
  • проект положения о Федеральном казначействе;
  • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении;
  • предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства;
  • проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства;
  • назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном казначействе;
  • утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства;
  • утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает положение о Почетной грамоте Федерального казначейства;
  • на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Место нахождения Федерального казначейства — г. Москва.

Право/1. История государства и права

К.ю.н. Приходько М.А.

Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина, Россия

Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) и государственная система Российской империи в начале XIX века (Историко-правовой аспект)

Государственное казначейство или ведомство Государственного казначея принадлежит к числу учреждений наименее исследованных в научной литературе, вследствие не проявления активного интереса к этому учреждению со стороны дореволюционных и советских исследователей и отсутствия до конца 90-х гг. XX в. научных статей и исследований, специально посвященных этому государственному учреждению.

Наиболее же научно выверенной справочной статьей о Государственном казначействе (ведомстве Государственного казначея) продолжает оставаться статья из справочника немецкого историка Э.Амбургера.

Также, нужно отметить, что архивные документы Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) за 1796-1821 гг. не систематизированы и рассредоточены по нескольким архивным фондам Российского государственного исторического архива (далее: РГИА), а информация о Государственном казначейства (ведомстве Государственного казначея) отсутствует в путеводителе РГИА.

Частичным объяснением этому является отсутствие у Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) организационного единства.

Учреждение Экспедиции о государственных доходах при 1-м Департаменте Правительствующего Сената в 1773 г., преобразование ее в 1780 г., образование в этом же году Казначейств для остаточных и штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, подчинение их сначала генерал-прокурору Правительствующего Сената, а с 1796 г. Государственному казначею, не сопровождалось организационным слиянием их в одном центральном государственном учреждении – коллегии, конторе или департаменте.

Между тем, значение должности Государственного казначея продолжало возрастать в связи с сосредоточением в его руках существенной части важнейшей отрасли государственного управления – финансового управления. Более того, с 1798 г. когда Государственному казначею была подчинена вновь образованная Контора придворных банкиров и комиссионеров Воута, Велио, Раля и К о, и в сферу его компетенции вошли еще и вопросы внешних займов Российской империи.

К 1802 г. Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) так и не получило единого организационного устройства. Фактически его составляли сразу несколько самостоятельных государственных учреждений: Экспедиция о государственных доходах при Правительствующем Сенате, два Казначейства для штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, два Казначейства для остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций и Контора придворных банкиров и комиссионеров баронов Велио, Раля и Роговикова. Объединяющим началом для них было то, что все они находились под общим руководством Государственного казначея. Также при Государственном казначее действовала Канцелярия.

Неопределенность организационного устройства порождала и неопределенность правового статуса Государственного казначея – он не был президентом коллегии, а значит, он не был, так сказать, полноценным руководителем центрального государственного учреждения. Кроме того, определенное, доминирующее воздействие на Государственного казначея оказывала деятельность генерал-прокурора как главы Правительствующего Сената и первенствующего сановника империи.

Манифест «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. затронул Государственное казначейство в минимальной степени. Манифестом 8 сентября 1802 г. было подтверждено, что должность Государственного казначея по прежнему регулируется Указом «Об устройстве Экспедиции о государственных доходах» от 24 октября 1780 г.

Под руководством Государственного казначея остались Экспедиция о государственных доходах, Казначейства для штатных и остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, а также все губернские Казенные палаты только по части казенных сборов, все губернские и уездные казначеи. Из ведения Государственного казначея были исключены придворные банкиры, комиссионеры и контролер для свидетельствования банкирской кассы, а также Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций.

Вместе с тем, установление в статье V Манифеста «Об учреждении министерств» новых правил, в соответствии с которыми императорская воля объявлялась Государственному казначею через министра финансов и что Государственный казначей должен находится в сношениях с министром финансов по всем ведомостям о доходах, а также перечисление учреждений и предметов ведения Государственного казначея в одной статье с Министерством финансов, определило некоторое вспомогательное или полузависимое положение Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) по отношению к Министерству финансов.

Тем самым, при всей минимальности изменений, внесенных Манифестом «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. в структуру Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея), он имел важное значение в смысле установления на практике полуподчиненного положения Государственного казначейства по отношению к Министерству финансов.

В первые годы после 1802 г. изменения в структуре Государственного казначейства не были существенными. В 1803 г. к Экспедиции о государственных доходах присоединена Экспедиция заготовления гербовой и вексельной бумаги и печатания векселей и заемных писем. В 1805 г. утвержден Штат 5-й (временной) Экспедиции для свидетельства счетов прежнего времени. В 1806 г. были прибавлены чиновники и канцелярские служители в Штат Казначейств для штатных и остаточных сумм в Санкт-Петербурге и в Штат 1-й Экспедиции о государственных доходах, а также Экспедиция заготовления гербовой и вексельной бумаги и печатания векселей и заемных писем была переименована в Казначейство о заготовлении разной гербовой и для плакатных паспортов бумаги, с утверждением Штата этого Казначейства.

В августе 1807 г. по случаю кончины министра финансов А.И.Васильева управляющим Министерством финансов был назначен с оставлением в должности Государственного казначея Ф.А.Голубцов. Это назначение носило временный характер, так как предметы ведения министра финансов передавались под управление Ф.А.Голубцова постепенно, но функциональное и организационное взаимовлияние и взаимодействие Государственного казначейства и Министерства финансов существенно возросло, так как управление ими осуществлялось одним лицом.

В августе 1808 г. организационные изменения уже непосредственно затрагивают структуру Государственного казначейства. На основе высочайше утвержденного доклада Государственного казначея Ф.А.Голубцова 1-я, 2-я и 4-я экспедиции о государственных доходах, объединяются и составляют новую, единую Экспедицию о государственных доходах.

В 1809 г. на основе высочайше утвержденного доклада Государственного казначея Ф.А.Голубцова 3-я и 5-я экспедиции прежней Экспедиции о государственных доходах объединяются в Государственную экспедицию для ревизии счетов.

Тем самым, структура Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) с 1809 г. выглядела следующим образом: Экспедиция о государственных доходах, ГЭДРС, два Казначейства для штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, два Казначейства для остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, Казначейство о заготовлении разной гербовой и для плакатных паспортов бумаги, Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций и Канцелярия при Государственном казначее.

Завершающий период министерской реформы 1810-1811 гг. и его основные правовые акты имели важное значение для Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея).

Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 г. подтвердил предметы ведения Государственного казначейства: «движение сумм в доход поступивших, Казначейство остаточное или запасов, Казначейство текущих расходов, платеж долгов и пенсионов и прочее».

Вместе с тем, Манифест от 25 июля 1810 г. провозгласил создание нового центрального государственного учреждения – Ревизии счетов, под руководством Государственного контролера.

Тем самым, на основе Государственной экспедиции для ревизии счетов

создавалось новое, центральное государственное учреждение, с выведением его из состава Государственного казначейства и подчинением его непосредственно Государственному контролеру.

Таким образом, в функциональной плане Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) потеряло важнейшую функцию финансового контроля и утратило качественное различие в сфере своей компетенции с компетенцией Министерства финансов.

«Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. не затронуло Государственное казначейство.

«Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. еще раз подтвердило предмет ведения Государственного казначейства – движение сумм в доход поступивших.

Кроме этого, нужно отметить и изменения в персональном составе руководителей Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея).

После увольнения 01.01.1810 г. Ф.А.Голубцова с должностей Государственного казначея и управляющего Министерством финансов, Государственным казначеем был назначен Б.Б.Кампенгаузен, а министром финансов Д.А.Гурьев.

Назначение же Б.Б.Кампенгаузена 28.01.1811 г. Государственным контролером в связи с образованием ГУРГС, оставило должность Государственного казначея вакантной.

На практике управление Государственным казначейством перешло к министру финансов Д.А.Гурьеву, вновь возродив, существовавшую прежде тенденцию общего руководства Министерством финансов и Государственным казначейством.

Литература :

1. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Т. 2. СПб., 2001.

2. Государственность России. Словарь-справочник. Кн. 1, 3. М., 1996, 2001.

3. Ерошкин Н.П. Министерства России 1-й половины Х I Х в. – фондообразователи центральных государственных архивов СССР. М., 1980.

4. Министерство финансов 1802-1902. Ч . 1. СПб ., 1902.

5. Amburger E. Geschihte der Behördenorganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917. Leiden, Brill, 1966.

Впервые слово «казначей» встречается в штатном расписании казенного приказа, т.е. учреждения, заведовавшего царским казначейством от Иоанна III до Петра Великого.

Казна, Казенный Приказ (Двор), образованный в 1512 году, стали началом создания новой системы централизованного управления финансами Российского государства в XVI-XVII веках - приказной.

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его казны регламентировалась Соборным Уложением 1649 года. Недаром родилась и русская пословица: «Крепко царство казной».

В результате финансовых преобразований Петра Великого была создана Счетная или Казначейская контора (в 1710 году), которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

В 1785 году правительством Екатерины II была проведена реформа городского управления. В уезде как орган уездного финансового управления стояли уездные казначейства - учреждения исключительно кассовые.

В Москве и Санкт-Петербурге были открыты Государственные казначейства для штатных и остаточных сумм, действовавшие с 1780 по 1821 год. Они ведали всеми штатами, то есть бюджетными расходами, кроме расходов на армию и флот.

В короткое царствование Павла I на рубеже XVIII-XIX веков были сделаны попытки реорганизации управления финансами государства, была учреждена должность государственного казначея (в 1796 году). 4 декабря 1796 года на эту должность был назначен Алексей Иванович Васильев. С этого времени должность государственного казначея обособляется от должности генерал-прокурора, и управление финансовой частью становится самостоятельным. В именном указе, данном А.И. Васильеву, перечисляются учреждения, вверяемые его управлению, и дается поручение заняться выяснением бюджета государства.

«Определяя Вас государственным казначеем - гласит этот указ, -соизволяем, чтобы Вы по тому имели в точном ведении Вашем как казначейство, так и экспедиции о доходах, расходах, для свидетельства счетов и о доимках, причисляя к оным и особую экспедицию, для разбора и расчета внутренних долгов учрежденную. При самом вступлении в важную должность, на Вас возлагаемую, приложите старание собрать сведения и нам, как наискорее, доставить о всех доходах, о штатных и чрезвычайных или временных расходах, дабы мы, рассмотря оные и распорядя сообразно прямым нуждам государственным, могли поставить Вас в лучшую удобность управлять сею частию и отвратить всякий недостаток или затруднение».

Крупнейшим актом своего времени стал манифест царя Александра I от 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Вместо установленной при Петре I коллегиальности в рассмотрении дел и смешении ведомств пришло точное разграничение по ведомствам и усиление персональной ответственности их руководителей. В 1802 году учреждены собственно должности министров и при них канцелярии. Министерство финансов входило в число первых восьми учрежденных министерств.

Заведование делами государственного хозяйства было при этом вверено министрам финансов, канцелярии государственного казначея, отчасти министру внутренних дел. Министр финансов обязан был в конце каждого года составлять роспись государственных доходов и расходов на наступающий год и отсылать ее к государственному казначею для исполнения. К ведению последнего были отнесены в то время казенные палаты по части казенных сборов, установленных законом, доставления их в надлежащие места и хранение денежной казны, т.е. с позиции сегодняшнего дня казначейство выполняло функции налоговых органов по сбору налогов и функции государственного банка. Бюрократическое устройство получили в 1808 и 1809 годах экспедиции, находившиеся в ведении государственного казначея. Первая, вторая и четвертая экспедиции, ведавшие доходами, расходами и недоимкой, были соединены в одну экспедицию о государственных доходах, а третья и пятая экспедиции были соединены в одну государственную экспедицию для ревизии счетов.

Обособленное по закону от Министерства финансов ведомство государственного казначея, заключавшее в себя и контрольную часть, в действительности было в то время соединено с Министерством финансов. До смерти первого министра финансов ему принадлежало высшее руководство этим ведомством. Представления государственного казначея вносились в высшие учреждения и докладывались императору министром финансов. Когда же последний скончался, то все установления министерства, впредь до назначения министра финансов, переданы (2 и 14 сентября 1807 г.) в управление государственного казначея. Нового министра финансов назначено не было, и государственный казначей Голубцов оставался во главе обоих ведомств до разделения министерств в 1810 г.

25 июля 1810 г. был издан манифест о новом разделении государственных дел. Государственному казначейству поручено было «заведывание движением сумм, в доход поступивших, казначейству остаточным или запасов, казначейством текущих расходов, платежом долгов и пенсионов и пр.».

В 1811 году управление финансами разделили между Министерством финансов, которое ведало всеми доходами, государственным казначейством, ведавшим расходами, и государственным контролером, которому было поручено проводить ревизии всех счетов. Это был период раздельного управления доходами и расходами

В 1821 году в состав Министерства финансов было включено Государственное казначейство в виде обширного департамента из 14 отделений, разделенных на две части - распорядительную, ведавшую всеми делами по приему и хранению доходов и по обращению их на расходы, и счетную, которая в свою очередь делилась на контроль и бухгалтерию.

В 1890 году сфера деятельности расширилась. На него были возложены обязанности принимать и хранить все запасные средства. В 1899 г. казначейство стало распределять между государственной казной и земствами в установленном процентном соотношении поступающие поземельные сборы, а в тех городах, где не было отделений или контор Государственного банка, казначейство выполняло также банковские операции.

Практически в таком виде казначейство просуществовало до революции 1917 года. После революции, проводя линию на объединение всего сметно-расчетного и кассового дела, Совет Народных Комиссаров принял в октябре 1918 года постановление о слиянии казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. Кассовые функции казначейств по постановлению о слиянии казначейства с учреждениями Народного банка отошли к местным отделениям Народного банка.

В XIX веке у казначеев была даже своя клятва, вот ее текст: «Клянусь верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться не щадя живота своего, стараться споспешествовать пользе государственной, и всякую вверенную тайность крепко хранить, и положенный чин надлежащим образом по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей присяги не поступать».

Можно отметить, что деятельность казначейства оставила «памятник» в литературе. Знаменитое произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души» связано с казначейской технологией. Казначейство в то время занималось сбором налогов, и был так называемый «подушный налог». Казначейство проводило перепись душ - «ревизскую сказку». Герой произведения Чичиков решил заработать, заложить в эту «ревизскую сказку» мертвые души.

М.Ю. Лермонтов в 1838 году опубликовал произведение «Тамбовская казначейша», основанное на реальных фактах из истории. Художник Тропинин нарисовал картину «Казначейша», эта картина в настоящее время находится в Русском музее г. Санкт-Петербурга.