Песнь 1

Ирмос: О тверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

С ияние славы Отчия, Сый от Света, Свете Присносущный, озари, молю, ум и сердце мое, Иисусе, и наполни мя Духа, да воспою, радуяся, Тебе Рождшия дивная чудеса.

П ою сердцем и усты не древнюю златую стамну, в ней же бе манна, но пою Деву Богородицу, носившую Христа во чреве, и славлю Тоя образа богосовершаемая чудеса.

Т ы, по Соломону, источник вертограда и кладязь воды живы, истекающия от Ливана, о Мати Жениха Церкви, от иконы бо Твоея, Владычице, благодатныя струи присно на нас лиются.

С ердца наша привлекла еси, Дево Чистая, и тайным образа Твоего благолепием, и боголепными онаго чудесы. Темже, поюще, молим Тя: и наша души благообразны соделай, Владычице.

Песнь 3

Ирмос: Т воя песнословцы, Богородице, живый и независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Я коже Богоотец древле пред Божиим кивотом ликоваше, сице Арсений из Афона со образом Кивота одушевленнаго, в мысленнем ликовствовании грядый в Россию, моляшеся Первообразней, да чтущих Ю вечныя славы сподобит.

Я коже новая луна, явися на Российстей тверди Твоя, Владычице, икона, озаряющи сущия во тьме и приводищи ко свету богоразумия. И нас, грешных, молим Тя со слезами, спаси от тьмы неразумия и Твоя певцы вечныя славы сподоби.

У тверди, прослави Церковь Сына Твоего, верных Помощнице, обитель сию, и вся грады, и страны в мире сохрани и всех, любящих славити честный образ Твой, венцев славы сподоби.

Р асторгни пленицы наших грехопадений, избави от рова страстнаго жития и даруй свободу рабом Твоим, Богородице, да скончаем прочее живота нашего в мире и покаянии, уповающе наследити вечную славу.

Седален, глас 4

И сполнение закона и пророков рождшая, Христа Бога, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, Владычице, да, светло днесь празднующе, Тя радостно воспоем и любовию имя Твое прославим, яко Ты еси едина от всех родов избранная, Благословенная и Препрославленная.

Песнь 4

Ирмос: С едяй в Славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

З ряще на Твою, Богородительнице, икону, молим Тя, яко Матерь Света Незаходимаго: отжени от нас мрак страстей Того светлостию, да, просвещшеся, воспоем: слава силе Твоей, Господи.

Т ы тихое обуреваемым, Богородице, пристанище, Ты радость печалию погруженным, болящим Ты исцеление и покров всем, к Тебе прибегающим, Владычице, едина Чистая и Благословенная.

Н е надеемся на князи, ни на сыны человеческия, но все наше упование на Твоего Сына, Богородице, возлагаем, и веруем непреложно, яко Той есть спасение наше, и не постыдимся.

Т я, Богоневесто Чистая, недостойнии раби, славим, лобызающе бренными устны образ Твой святый, и Тебе молимся со слезами: спаси нас от лютых грехопадений, да избавимся от вечныя муки.

Песнь 5

Ирмос: У жасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Н еисповедимое чудес море вемы Тя, Богородице: паче бо ума и слова оными Ты прославилася еси. Тем ныне, яко Матерь Божию, в песнех Тя славим, раби Твои, благодарственно.

Д ивный в чудесех Бог дивен и во святых Своих, Тобою без сравнения дивен показася, Богородице, яко во утробе Твоей вместитися благоволи и сотвори Тя Честнейшую и Славнейшую Серафимов.

Т обою возстают разслабленнии, недугующии исцеляются, слепии прозирают, от бесов томимии свобождаются, радуйся, Источниче дарований, Богоблагодатная Дево.

С лово Отчее Ипостасное рождшая, Дево Пренепорочная, избави от безсловесия душу раба Твоего и даруй ми слезы сердечныя, да ныне плачевныя пролию струи, прежде нежели постигнет плач неутешный.

Песнь 6

Ирмос: Б ожественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

С ветлый составляет лик икона Твоя, Владычице, к ней же мы взирающе, сердцем и устны благословим, поем и величаем Твое к нам матернее благоутробие и купно от Тебе рождшагося Бога славим.

Т оржествующе ныне радостно во храме Твоем, Пречистая, и Твоему припадающе честному образу, молим Тя умиленно: сотвори нас достойны быти лика празднующих в торжестве избранных Сына Твоего рабов.

Д а рыдают демони, жегоми суще невещественным огнем от святыя иконы Девы Чистыя, и да бежат от человек в бездну, им уготованную, мы же, веселящеся, в песнех Богородицу величаем.

Ж ивоносный Источниче, Богородице Дево, зноем страстей палимую душу мою напои благодатными струями Сына Твоего и услади горесть сердца моего зрением святаго образа Твоего.

Кондак, глас 8

П репрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Новаграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос

К ако отверзу бренная уста и воспою Небо одушевленное, Деву Марию, от Неяже нам возсия Солнце мысленное, Христос, просвещаяй всякаго человека? Недоумеет бо ум мой, безгласием язык связуется. Но к чудес виновней Той иконе зряще, ангельски воспоем, глаголюще: радуйся, неистощимое сокровище благодати; радуйся, чудес неизследимая пучино. Радуйся, всем верным Божественное услаждение; радуйся, скорбящим всерадостное веселие. Радуйся, обидимым скорое избавление; радуйся, в житейстем мори спасительное окормление. Радуйся, обуреваемым страстьми тихое пристанище; радуйся, оружие, во брани мысленней противныя поражающее. Радуйся, молние, попаляющая диавола; радуйся, врачевство, болезни вся исцеляющее. Радуйся, миро благовонное всему миру; радуйся, горо, вся осененная Божеством. Радуйся, Дево, всех благих виновная верным; радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: Н е послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Н е твари преклоняем колена, падоша бо истукани, но Тебе, во огни Спасшаго дети родившая; Тебе и, образ Твой лобызающе, молимся: спаси ны от огня страстей, от бед и напастей рукою отцев Бога Благословеннаго.

К умирослужения умнаго избави мя, Богородице, истребляющи от души страстная помышления, и сердца моего олтарь освяти всегда имени Сына Твоего, Господа Иисуса, да воспою Ему: отцев Боже, благословен еси.

П охвалу святому Арсению составляет и нас, раб Твоих, радостотворит чудотворная Твоя, Владычице, икона, еяже ради ныне мы торжествуем и Тя в песнех, Всепетая, величаем, славяще отцев Бога Благословеннаго.

И сполни, о Дево Благодатная, благими Твою обитель и всякому граду и стране потребная свыше низпосылай: Ты бо еси Мати Небесе и земли Царя и вся от Него, елика просиши, восприемлеши в пользу рабом Твоим.

Песнь 8

Ирмос: О троки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

В пещи отроки орошает древле и посреде огня, о, чудесе! сохраняет неопально Сын Твой, Дево Богоотроковице, и ныне Тя, Матерь Свою, чудес творительну показует. Темже Тя чтим и превозносим имя Твое во веки.

Р ачителие чистоты, пустынное сословие, монашествующии лицы, воспойте похвальная Деве Чистей, Богоизбранней и, зряще велие чудес сокровище, икону Ея святую, превозносите имя Девы во веки.

Т риипостаснаго Божества Един Сый от Тебе, Богоблагодатная, воплотися и Тя главизну спасения нашего показа, темже спаси, молим Тя со слезами, поющих и превозносящих имя Твое во веки.

В премирном ликующи свете, не презри нас, долу сущих во тьме земной, но, ликом Твоим призирающи, призри и матерним благоутробием на рабы Твоя и светом Сына Твоего, Владычице, отжени от нас мрачныя прилоги лукаваго.

Песнь 9

Ирмос: В сяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Р адости виновна Ты еси и торжества нашего, Богородице, икона бо Твоя озаряет смысл наш к славословию и возбуждает пети Тебе: радуйся, Хранительнице наша; радуйся, твердое ограждение и спасение душ наших.

С обери разстоящая во едино, мир мирови рождшая, Православие утверди непоколебимо и вся ны соблюди непреткновенны быти во исповедании Сына Твоего, яко едина верных Помощница.

Т я, едину в женах Благословенную, мы, грешнии, поюще, молим: избави нас, Пречистая, от страстей греховных благодатию Сына Твоего и укрепи ны в заповедех Его ходити время прочее непорочно, спасающи в мире души наша.

С ердцем моим горя, пою Деву Богоотроковицу и недоумеваюся, благоволит ли пению устен грешника? Но, о Владычице Всеблагая, смиренно молю Тя: приими сию жертву хваления раба Твоего.

Светилен

К то Сия, проницающая, аки утро, добра, яко луна, избранна, яко солнце? Сия храм одушевленный Небеснаго Царя, Сия палата Слова, Сия едина Чистая и Благословенная Мати Божия, Юже, поюще, величаем.

Тропарь, глас 1

В озсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии, Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, выну приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Арсением сию давшему нам, слава возвратившему от Новаграда, слава действующему тою всем исцеления.

Согласно христианскому вероучению, Богородица распорядилась в соответствии с волей Господа таким образом, что на Земле имеется множество ее священных образов. Большая часть их, а также списки с таких икон, изображающие Матерь Божию, обладают чудодейственной силой. По данной причине эти святые образы, по давно сложившейся традиции, называют чудотворными. Целительную силу приписывают и такой иконе, как . День празднования ее приходится на 23 июля.


Святыня и Арсений Коневской

Существует четкая связь между святым образом, о котором пойдет речь в данной статье, и одним прославленным святым. Имя этого подвижника - Арсений Коневской. И, чтобы понять, как Коневская икона Божией Матери была явлена православному миру, необходимо познакомиться с житием упомянутого святого.

Будучи ревностным слугой Бога, преподобный Арсений принял решение отправиться на Афон. Там он провел три года, занимаясь духовным самосовершенствованием путем осуществления подвижнических подвигов и всевозможных ограничений. После Арсений вернулся на Родину, дабы продолжать начатое уже в близких сердцу краях. В дорогу святой пустился с благословения Иоанна Зидона - прозорливого старца, который подарил подвижнику икону Божией Матери.


В 1393 году преподобный очутился в России, в родном Новгороде. Спустя короткое время Арсений задумал построить монастырь, в связи с чем отправился искать место для строительства по благословению архиепископа Новгородского Иоанна. Святой придирчиво осматривал множество островов реки Волхов и Нево-озера (Ладожского озера). Наконец, выбор подвижника пал на остров под названием Коневца. Там он поставил крест, устроил для себя келью. Позже на острове вырос Коневский монастырь.



Божья Матерь все это время помогала подвижнику. Очутившись на острове, Арсений узнал от местного рыбака о нахождении на северо-западе куска суши огромной каменной глыбы, почитание которой окрестными жителями было проникнуто суевериями. Они каждый год по весне переправляли на остров скот, где тот находился без присмотра до самой осени. Непосредственно же возле «священного» камня люди оставляли коня – в качестве жертвы духам. И животное действительно бесследно исчезало впоследствии. Люди верили, что таким образом духи давали им понять: жертва принята. По данной причине каменный идол называли еще «конь-камнем».

Арсений, выслушав рассказ рыболова, понял: возле глыбы нашла свое пристанище нечистая сила. Он отправился к тому месту, сотворил искреннюю молитву, и бесы, приняв облик воронов, покинули остров. Их новой обителью стал Выборгский берег, а именно большая губа, носившая имя Чёртовой Лахты. После этого события «конь-камень» превратился в символ победы христианства над ересью и язычеством. Икона же, помогшая Арсению изгнать духов тьмы, стала называться Коневской.

Это не единственное чудо, произошедшее от святого образа Богородицы, но наиболее яркое. В дальнейшем от Коневской иконы исцелялось множество недужных, получали помощь толпы сирых и убогих. И в наши дни считается, что молитва перед указанным святым образом, прежде всего, приносит облегчение мук людям, страдающим болезнями глаз , расслаблением тела , и бесноватым.

Икона после смерти преподобного

Арсений Коневской скончался 12 июня 1447 года . Икона же продолжала источать бесчисленный поток помощи и поддержки православным христианам, верующим в Бога. Множество знамений, явленных святым образом Девы Марии, помнит история.

Например, в 1573 году Коневской монастырь чудом был спасен представительством Божией Матери от нападения шведов. Они промышляли грабежами на территории Карелии, где и расположена обитель, посему последняя являлась для северных врагов лакомым кусочком. Богородица буквально преградила путь нечестивцам: внезапно сам по себе по периметру Коневского острова взломался лед, и шведы не сумели преодолеть путь, ведущий к монастырю.

Спустя 4 года началась война между Россией и Швецией. Отечественная армия не была подготовлена должным образом, из-за чего страна потеряла все свои северо-западные территории. Страх нападения заставил братию взять святую икону Божией Матери и покинуть монастырь. В 1581 году иноки переселились в Новгородскую Деревяницкую обитель. Через 14 лет они вернулись в Коневской монастырь. Однако в 1610 году над обителью вновь нависла опасность со стороны внезапно активизировавшихся шведов, и братии пришлось укрываться сначала в Деревяницком монастыре, а позже - в Тихвинской обители.


Восстановление Коневского монастыря произошло лишь в следующем столетии, в 1766 году. Это стало возможным из-за окончательной победы, одержанной над Швецией отечественным войсками. Правда, стоит отметить, что главная святыня обители – – вернулась в родные пенаты только в 1799 году, а до той поры она находилась в Новгороде. Жители города чествовали святой образ в соответствии с установленным Новгородской церковью обычаем ежегодно 10 июля. В Коневскую обитель новгородцы вернули афонскую святыню по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила 3 сентября 1799 года. Икону поместили в храме во имя святителя Никона. Случилось это при игумене Коневской обители Варфоломее.

Истинное процветание Коневского монастыря пришлось на начало позапрошлого века. Над могилой преподобного Арсения Коневского в 1802 году выросла церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Позже его сменил храм в честь Рождества Божией Матери. С древнего святого образа Богородицы было сделано несколько списков. Один из них поместили в алтаре указанного выше нового храма, другой хранился в Воскресенском храме города Торжка, третий очутился в Благовещенском храме Московского Кремля. Все три списка, как и сам оригинал иконы, являли притекающим чк ним удесные исцеления и знамения.


Служба Коневскому святому образу Божией Матери также была составлена в начале XIX-го века. Ее автором выступил игумен Иларион. День памяти преподобного Арсения Коневского и день в честь указанной иконы Богородицы согласно указу Святейшего Синода были внесены в церковный православный календарь 1819 года: соответственно, 12 июня и 10 июля.

Жизнь Коневского монастыря круто изменилась в 1918 году, после того, как территория, на которой была расположена обитель, отошла к Финляндии, и чуть позже Финская Православная Церковь получила автономию. До 1940 года чудотворная святыня хранилась во Введенском храме Коневского монастыря. Затем последний эвакуировали, и братия поселилась в местечке Кейтеле, на одной из ферм. Икону монахи взяли с собой. Здесь к ней стекалось множество православных финнов.

В 1956 году иноки, оставшиеся в живых, сменили место жительства на Хейнявеси, где обустроились в монастыре Новый Валаам. Через 7 лет монастырь подвергся расформированию. Коневская икона Божией Матери очутилась в Хельсинках, в 1969 – в Москве, где ее реставрировали. В 1970-м году афонская святыня вернулась на Валаам. Она хранится там и сегодня.

23 июля состоялась служба Голубицкой (Коневской) иконы Божией Матери, почитаемой в нашем храме.
Список современной иконы написан по точным размерам дореволюционной иконы и находится в южном приделе нашего храма, который посвящен святым преподобным Нилу Столобенскому и Феодору Сикеоту.

От этой иконы у нас было маленькое чудо — работница нашего храма читала ей акафист и молилась о даровании супруга своей дочери. Именно в этот день молодые и познакомились, а через год сыграли свадьбу. Сейчас у них уже двое деток подрастает.

История чудотворной иконы Божией Матери «Голубицкая» (Коневская)» связана с житием преподобного Арсения Коневского. Желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, он отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, Арсений решил возвратиться в своё Отечество, чтобы на родине продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Божией Матери.

И вот, сопутствуемый иконой Богородицы, Арсений в 1393 году возвратился в Россию, пришёл в свой родной город Новгород, и вскоре, по благословению архиепископа Новгородского Иоанна, отправился на поиски места под будущую обитель по реке Волхов в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину – Нево-озеро.

Осмотрев много островов, подвижник остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца. Здесь преподобный Арсений водрузил крест, построил себе келью, а через некоторое время соорудил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подвижническая жизнь Арсения привлекла к нему желающих подражать ей, и вскоре на острове возник монастырь, получивший название Коневский.

Чудесная помощь Божией Матери Арсению была явлена при самом начале поселения его на острове. От одного рыбака преподобный узнал, что на северо-западной стороне острова находится очень большой камень, который весьма почитается суеверными окрестными жителями.

Ежегодно весной они переправляют на этот остров на выпас свой скот, оставляют его без пастуха и забирают обратно глубокой осенью. Отправляясь же со скотом на берег, жители оставляют на острове у священного камня одного коня в жертву духам за сохранение в целости скота. Конь исчезал бесследно, так что на следующую весну не находили даже его останков. Это показывало, что духами - покровителями острова жертва принята. «И доселе, - говорил рыбак, - духи обитают под этим камнем и наводят страх на людей».

Выслушав рассказ рыбака, преподобный Арсений с иконой Богородицы отправился к этому камню и, сотворив молитву, прогнал бесов. Предание говорит, что злые духи, приняв вид воронов, улетели с острова на Выборский берег, в большую губу, которую вскоре местные жители назвали Чёртовой Лахтой. И впоследствии Божия Матерь являла множество чудес от Своей иконы.

Чудотворный образ Коневский изображает Богородицу с Предвечным Младенцем, держащим двух (иногда одного) голубиных птенцов. В настоящее время икона Божией Матери находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. Чтимый список (копия) иконы XVII века находится в московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.






Предание

Первоначальная история Коневского образа Пресвятой Богородицы связана со Святой Афонской горой, откуда ее привез по благословению игумена Иоанна Зидона преподобный Арсений, постриженник Новгородского Лисогорского монастыря. Эта икона именовалась на Афоне «Акафистная» и уже прославилась как чудотворная, хотя сказание о чудесах от образа погибло во время пожара в Хиландарской обители в XVIII столетии.

В 1393 году, прибыв в Новгород, преподобный Арсений испросил благословения владыки на основание в Новгородских пределах обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Архиепископ с радостью благословил Арсения на благое дело, и преподобный отправился по реке Волхов на Ладожское озеро, где, как повествует сказание, «Божиим смотрением… водоходных судов крилами, яко горлица пустыннолюбная возлете на остров Коневский».

Сразу после поселения преподобного на острове открылась чудотворная сила привезенной им иконы Богоматери. Обнесением образа Царицы Небесной вокруг Коня-камня, известного приносившимися ему жертвами, преподобный Арсений изгнал находившихся в этом месте бесов. Злые духи, по преданию, в виде воронов полетели на Выборгский берег большого залива, получивший тогда название «Чертовой Лахты» (в переводе с финского). Святой Арсений водрузил на острове деревянный крест, построил келью и вскоре воздвиг храм Рождества Пресвятой Богородицы, положивший начало Коневской обители.

Во время второго путешествия Арсения на Афон монастырь вновь испытал на себе чудесную помощь Богоматери. Братия, возроптавшая из-за длительного отсутствия преподобного, была ободрена подвизавшимся на Коневце старцем Иоакимом, которому явилась Сама Царица Небесная. На следующий же день после этого события приплыл святой Арсений, везя на двух больших лодках все необходимое для пропитания.

После преставления основателя обители в 1444 г. на Коневце под Небесным покровительством Пресвятой Богородицы еще более столетия мирно текла иноческая жизнь, однако близость Коневской обители к шведским берегам, где распространялась иная вера, вела к печальным последствиям. В 1577 году шведы, насильственно насаждавшие лютеранство в Карельских землях, хотели разорить и Коневский монастырь, оплот Православия, но, по молитвам братии к Небесной Заступнице, поднялся сильный ветер и сломал лед вокруг обители, не позволив врагам переправиться на остров. В это трудное время ради утешения иноков случилось чудесное явление от Коневской иконы, в память о котором установлено ежегодное празднование 10/23 июля, но в чем именно оно состояло, по давности времени, уже неизвестно.

В 1610 году Коневец вместе с другими землями северо-запада Руси подпал под власть шведов. Братия Коневской обители вынуждена была перейти в Новгородский Деревяницкий монастырь. Чудотворную икону иноки взяли с собой, и она осталась в Деревяницах до 1799 года, хотя еще в начале века по повелению Петра I, одолевшего шведов, Коневская обитель была возобновлена.

В Петербурге, усердием благотворителей, на святую икону была устроена богатая серебряная вызолоченная риза и, когда она была окончена, коневский строитель игумен Варфоломей привез икону в обитель. Торжественная встреча образа братией произошла 3 сентября 1799 года. Этот день ежегодно отмечался на Коневце как день возвращения чудотворной иконы Божией Матери, и в память об этом 3/16 сентября в обители совершалось праздничное всенощное бдение.

После постройки нового собора икона была перенесена в нижний соборный храм во имя Сретения Господня и помещена в великолепный резной киот с пьедесталом из орехового дерева. Оклад иконы был усыпан многими десятками бриллиантов, яхонтов, топазов, изумрудов и жемчугов. К венцу на Нерукотворном образе Спасителя, написанного на задней стороне иконы, был подвешен ковчежец с частью святой ризы Господней.

После октябрьских событий 1917 года Коневский монастырь оказался на территории Финляндии и вошел в состав Финской православной церкви. Чудотворный образ Коневской Божией Матери находился в родной обители до Советско-Финской войны 1939-1940 годов, во время которой братия была эвакуирована с острова финскими властями. Вместе с собой иноки взяли и чудотворную икону. В июне 1940 года переселенцы обосновались в купленной ими усадьбе Хиекка, на берегу озера Нилаккаярви, в 16 км. от села Кейтеле, которую они преобразовали в монастырь. Эта обитель просуществовала недолго, так как в 1956 году, когда в усадьбе осталось всего 6 монахов и 3 послушника, насельники переселились в Ново-Валаамский монастырь, основанный братией Валаама в местности Хейнявеси. В 70-е годы в Ново-Валаамской обители был выстроен Преображенский собор с примыкавшей к нему с северной стороны часовней, устроенной специально для чудотворного Коневского образа. В этой часовне святая икона пребывает и по сей день.

Чудотворный образ Коневской Божией Матери за свою многовековую историю особенно прославился исцелениями бесноватых, расслабленных и людей, страдающих глазными болезнями.

Иконография

Коневская икона Пресвятой Богородицы известна на Руси также под именем Голубицкой, так как изображает Божию Матерь с Богомладенцем Иисусом на руках, держащим в своей руке привязанного на веревочке голубиного птенца. Сюжет, отображенный на иконе, был занесен в греческую иконопись из итальянской живописи. В XIV столетии среди флорентийских изображений Мадонн особенно распространился образ Богоматери с Младенцем, держащим в руках щегленка. Эта райски окрашенная певчая птичка считалась оберегом от детских болезней, а также являлась символом Христа. В Православной Церкви, где Божественным символом издревле был голубь, иконописцы стали изображать его в руках Младенца вместо щегла, причем на более древних Богородичных иконах, получивших впоследствии название «Коневских», Младенец изображен с одним птенцом, а на более поздних образах с двумя. Эти два варианта изображения не меняют духовного понимания сюжета, который основан на словах Евангелия: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всяческий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 22-24). Этот отрывок, относящийся к службе Сретения, символизирует преемственность Ветхого и Нового Заветов, а также означает, что Иисус Христос, Сам будучи Творцом закона, исполнил закон о первенцах и об очищении Своей Матери (Лк. 2:22-24). Таким образом, изображение одного или двух птенцов имеют один и тот же смысл - символ Спасителя.

Другие детали иконы служат усилению ее основного смысла. Так, веревочка, привязанная к лапке птенца, и само его пребывание «в руце Господа» означают совершенное подчинение Сына воле Отца, а поворот головы Богомладенца с в сторону от Богоматери и Его взор, устремленный на жертвенного птенца, подчеркивают сосредоточенность Христа на Своем Крестном Служении.

Списки с иконы

Почитание монастырской Коневской иконы Божией Матери распространилось и на ее список, хранившийся в часовне во имя Коневской Пресвятой Богородицы на Загородном проспекте в Петербурге, также прославившийся чудотворениями. В 1862 году эта икона спасла от страшного пожара ту часть города, которая находилась рядом с подворьем.

Еще несколько чудотворных списков с Коневской иконы до революции пребывали в новгородском Деревяницком монастыре, где святыня хранилась до ее возвращения на Коневец, в церкви Благовещения на Бережках в Москве и в Вознесенской церкви города Торжка.

В настоящее время чтимый мироточивый образ Коневской Божией Матери находится на новом монастырском подворье в поселке Саперном.

Тропарь, глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное / от востока в велелепии, Твоя, Владычице, Икона, / озаряющи чудес сиянием преславно, и всех, / выну приходящих к ней с верою и любовию, / и молящихся усердно / Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе величию. / Слава Богу, Арсением сию давшему нам, / слава возвратившему от Новаграда, // слава действующему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Препрославленная Вышняго Матерь, / созывает к песнопению нас Своего Образа пришествием от Новаграда, / и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: // радуйся, Невесто неневестная.

Молитва

О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему, и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о, Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных от лица Своего: но яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас, и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских, и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных. Да сотворит нам дни благи и безмятежны: да оградит миром Церковь Свою святую, и разстоящая да соединит той, яко благ Господь, долготерпелив и многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.


© Все права защищены

икона Божьей Матери «ГОЛУБИЦКАЯ» (КОНЕВСКАЯ)»

______________________________________________

История чудотворной иконы Божьей Матери «ГОЛУБИЦКАЯ» (КОНЕВСКАЯ)»связана с житием преподобного Арсения Коневского. Желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, он отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, Арсений решил возвратиться в своё Отечество, чтобы на родине продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Божией Матери.

И вот, сопутствуемый иконой Богородицы, Арсений в 1393 году возвратился в Россию, пришёл в свой родной город Новгород, и вскоре по благословению архиепископа Новгородского Иоанна отправился на поиски места под будущую обитель по реке Волхов в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину – Нево-озеро,. Осмотрев много островов, подвижник остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца. Здесь преподобный Арсений водрузил крест, построил себе келью, а через некоторое время соорудил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подвижническая жизнь Арсения привлекла к нему желающих подражать ей, и вскоре на острове возник монастырь, получивший название Коневский.

Чудесная помощь Божией Матери Арсению была явлена при самом начале поселения его на острове. От одного рыбака преподобный узнал, что на северо-западной стороне острова находится очень большой камень, который весьма почитается суеверными окрестными жителями. Ежегодно весной они переправляют на этот остров на выпас свой скот, оставляют его без пастуха и забирают обратно глубокой осенью. Отправляясь же со скотом на берег, жители оставляют на острове у священного камня одного коня в жертву духам за сохранение в целости скота. Конь исчезал бесследно, так что на следующую весну не находили даже его останков. Это показывало, что духами - покровителями острова жертва принята. «И доселе, - говорил рыбак, - духи обитают под этим камнем и наводят страх на людей».

Выслушав рассказ рыбака, преподобный Арсений с иконой Богородицы отправился к этому камню и, сотворив молитву, прогнал бесов. Предание говорит, что злые духи, приняв вид воронов, улетели с острова на Выборский берег, в большую губу, которую вскоре местные жители назвали Чёртовой Лахтой. И впоследствии Божия Матерь являла множество чудес от Своей иконы.

Чудотворный образ Коневский изображает Богородицу с Предвечным Младенцем, держащим двух (иногда одного) голубиных птенцов. В настоящее время икона Божьей Матери находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. Чтимый список (копия) иконы XVII века находится в московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Пред иконой Пресвятой Богродицы «Коневская» молятся об исцелении от беснования, болезней глаз и слепоты, от паралича и расслабления.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Коневской»

О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о Содетеля моего Мати, яко Ты еси предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою и, яко бремя тяжкое, отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту Небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных, от лица Своего, но, яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных. Да сотворит всем нам дни благи и безмятежны, да оградит миром Церковь Свою святую и разстоящая да соединит той, яко Благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии, Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, выну приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Арсением сию давшему нам, слава возвратившему от Новаграда, слава действующему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Новаграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.