Торговые операции являются основным двигателем экономики. Процедуры экспорта и импорта товаров сопровождаются прохождением через таможню, и предприниматель должен внести таможенные платежи в бюджет государства. Что такое таможенные пошлины? Как осуществить расчёт таможенных платежей по коду ТН ВЭД и оплатить? Какие предусмотрены пени за несоблюдение сроков оплаты? Ответим на эти вопросы подробнее.

Как уже было сказано выше, почти все торговые операции не обходятся без выплаты таможенных платежей соответствующему государственному органу. Их необходимо внести, чтобы сотрудники таможни пропустили товар через границу.

Итак, таможенные платежи представляют собой обязательные взносы для частных и физических лиц при импорте или экспорте определённой продукции через границы государства. Это понятие законодательно закреплено в 4 статье Таможенного кодекса. В Российской Федерации посредством подобных взносов осуществляется пополнение и формирование бюджета.

Разновидности таможенных платежей

Таможенный кодекс трактует основные понятия, которые используются в международной торговле. Согласно этому своду законов, все платежи можно разделить на 2 крупные категории:

  • Платежи налогового характера.
  • Платежи не налогового характера.

Рассмотрим каждую из этих категорий в отдельности.

Таможенные ставки варьируются в зависимости от страны-производителя товара.

Платежи налогового характера

К платежам налогового характера можно отнести:

  • Налог на добавленную стоимость . Этот вид платежа должен быть оплачен только при ввозе продукции или товаров на территорию страны, которая относится к Таможенному союзу.
  • Акцизы . Этот вид пошлин очень схож с предыдущим. Он также начисляется при ввозе товара.

Основная функция этих налогов — регулирующая.

Платежи не налогового характера

К этому виду платежей относятся:

  • Таможенные пошлины . Выделяют 2 их разновидности: ввозную и вывозную. Первая начисляется при импорте продукции, вторая — при экспорте, соответственно.
  • Таможенные сборы . Могут взиматься за оформление, сопровождение и хранение продукции, выдачу или продление лицензий и аттестатов.

Но довольно часто основным участникам ВЭД и обычным физическим лицам приходится вносить в бюджет государства те виды взносов, которые не прописаны в законодательных документах. К ним можно отнести плату за получение консультаций от сотрудников, принятие участия в таможенных аукционах, приоритетное принятие решений и т. д.

Методика расчёта таможенных платежей

Для каждого вида платежей существует своя методика расчёта. Рассмотрим каждую из таких методик поподробнее.

Порядок расчёта пошлины и коды ТН ВЭД

Конечный размер таможенной пошлины в любой торговой операции зависит от установленных законодательно ставок. Они могут зависеть от следующих факторов:

  • Разновидность продукции. Существует особая классификация ТН ВЭД, которая выделяет основные виды товаров, которые транспортируются через таможню.
  • Страна происхождения. Этим термином называют то место, в котором продукт был либо изначально изготовлен, либо модифицирован и переработан. Таким местом может быть не только страна, но и отдельные её части и регионы, группы государств и их союзы и т. д.
  • Конкретные случаи, в которых могут произойти изменения размеров ставок.

Согласно законодательству Российской Федерации, ставки на товары могут варьироваться в зависимости от места их производства. Установленный тариф может увеличиваться или уменьшаться. По этому фактору пошлины можно разделить на следующие виды:

  • Базовые . Такие ставки используются в сделках и операциях с государствами-партнёрами. Их размер составляет 100 процентов от установленного законодательством тарифа.
  • Максимальные . Этот вид ставок отличается от предыдущего. Он используется в отношении тех государств, которые не являются экономическими партнёрами Российской Федерации. Их размер составляет уже 200 процентов.
  • Преференциальные . Размер таких ставок зависит от уровня развития государства. Если страна находится на этапе активного развития, то ставки составляют всего 75 процентов от установленного тарифа. В том случае, если уровень экономического развития государства низок, то пошлины при выполнении торговых операций не взимаются вовсе.

Как посчитать НДС?

В случае с налогом на добавленную стоимость размер ставки точно установлен. Она равна 10 или 18 процентам. Все зависит от того, к какой категории относится товар.

Как и при расчёте любого налога, для вычисления НДС необходимо перемножить налогооблагаемую базу и установленную для конкретного случая ставку.

Формула расчёта налогооблагаемой базы для НДС состоит из следующих компонентов:

  • Стоимость товара.

    Может произойти включение лицензионных платежей в таможенную стоимость товара.

  • Таможенная пошлина.

Все компоненты формулы складываются между собой. НДС, как уже было сказано выше, взимается только при импорте продукции.

Как рассчитать акциз?

Так как акцизы относятся к платежам налогового характера, для их нахождения необходимо перемножить следующие значения:

  • Налогооблагаемая база в отношении транспортируемого товара.
  • Установленная ставка.

Взимаемые ставки одинаковы для товаров любой категории. Они могут быть отечественного или зарубежного производства.

Для того чтобы найти базу, необходимо сложить следующие значения:

  • Таможенную пошлину.
  • Таможенный сбор.

Как считается таможенный сбор?

Таможенный сбор может взиматься на следующих основаниях:

  • За оформление товара.
  • За хранение товара.
  • За сопровождение товара.

От этого зависит конечный размер сбора.

Расчёт сбора за оформление товара

Сбор за оформление товара необходимо подать в строго установленные сроки.

То есть до или во время подачи необходимого пакета документов в таможенный орган.

Размер этого взноса может варьироваться от 500 до 10 тысяч рублей.

Всё зависит от того, к какой именно категории относится перевозимый товар.

Расчёт сбора за хранение товара

Размер таможенного сбора за хранение продукции зависит от следующих факторов:

  • Продолжительность хранения.
  • Вес продукции.

За каждые 100 килограмм продукции вам необходимо платить ежедневно по 1 рублю.

Сбор за хранение может увеличиться до 2 рублей в том случае, если для хранения продукции было предоставлено специально оборудованное помещение.

Расчёт сбора за сопровождение товара

Сбор за сопровождение продукции равен выплатам за предоставление транспортного средства для перевозки груза. Все выплаты осуществляются по строго установленным тарифам.

Пример исчисления платежей

Рассмотрим простой пример исчисления таможенных платежей. На территорию Российской Федерации ввозятся дверные ручки. Страна их производства — Италия. Общее количество дверных ручек — 300 штук.

Цена каждой ручки составляет 10 долларов США. По курсу валют на тот момент 1 доллар составляет 40 российских рублей. Соответственно, стоимость каждой дверной ручки — 400 рублей, а всей партии — 120000 рублей. Установленная ставка таможенной пошлины для импорта товара — 20 % от тарифа. Код ТН ВЭД — 8302410000.

  1. Согласно категории, к которой относится товар, таможенные сборы на его оформление составляют 500 рублей.
  2. Для вычисления таможенной пошлины необходимо стоимость товара умножить на установленную ставку. Её размер составляет 24 тысячи рублей.
  3. Для вычисления НДС сначала находим налогооблагаемую базу. В нашем случае она равна 144 тысячи рублей. Для нахождения непосредственно налога на добавленную стоимость нужно умножить базу на ставку. Получается 25 тысяч 920 рублей.
  4. Складываем все платежи. Итого к оплате получается 50 тысяч 420 рублей.

При оплате платежей на таможне участники ВЭД имеют возможность использовать обеспечительный таможенный платёж, но воспользоваться данным инструментом можно только при предоставлении определённых гарантий.
Как вернуть таможенные платежи подробнее тут. Возврат производится при наличии излишне уплаченных средств.

Уплата сборов

Уплата таможенных сборов должна быть осуществлена в строго установленные законодательством сроки. Оплатить эти взносы необходимо «до» или «во» время подачи соответствующей декларации. Сама же декларация должна быть предоставлена таможне в течение 2 недель после прибытия продукции на территорию государства.

Выплату можно осуществить непосредственно в кассе таможенного органа.

Расчёт пени за просрочку уплаты платежей

При несоблюдении сроков и порядка уплаты платежей ежедневно начисляются пени. Размер пени зависит от суммы недоимки.

Пеню можно вычислить по следующему алгоритму:

  1. Сначала необходимо перемножить сумму недоимок, выраженную в рублях, срок просрочки погашения задолженности и установленную Центральным Банком России ставку.
  2. Полученную сумму необходимо разделить на 30000.

С помощью этой универсальной формулы можно рассчитать размер пени для любой торговой операции. Штраф должен быть погашен вместе с неуплаченными платежами.

Очень важно соблюдать сроки оплаты взносов за импорт или экспорт товаров. В противном случае, таможня может обратиться в суд.

Наглядный пример расчёта таможенных платежей в этом видео:

Итак, таможенные платежи являются обязательными выплатами, которые необходимы не только для нормального функционирования таможни, но и пополнения бюджета Российской Федерации. Размер платежей, как правило, рассчитывают сами работники таможни. Но вы можете вычислить его самостоятельно, используя стандартные формулы для расчёта выплат.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Как определить таможенную стоимость при импорте товара на территорию РФ?

Согласно определению в законе "О таможенном тарифе" в редакции от 06.12.2011 таможенной стоимостью товаров, которые ввозят на территорию таможни РФ, является цена (стоимость сделки) подлежащая уплате или уплаченная за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию.

1) способ по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) способ по цене сделки с однородными товарами;

3) способ по цене сделки с идентичными товарами;

4) прием сложения;

5) метод вычитания;

6) резервный метод.

В таможенной практике РФ самым распространенным методом является способ выяснения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, уже уплаченной или подлежащей уплате во время или после пересечения товаром таможенной границы (составляет от 90 до 98% от общего количества).

Таможенная стоимость при помощи данного способа при расчете формируется из нижеперечисленных затрат:

1. Цена за доставку ввозимого товара до границы Таможенного Союза, в данную стоимость могут быть включены: экспортное оформление, погрузо-разгрузочные работы, но только если это соответствует условиям контракта.

2. Стоимость ввозимого товара по инвойсу.

3. Прочие затраты понесенные покупателем (например на страхование и т.д.) до того как товар пересечет границу Таможенного Союза.

1. На основе приема сложения стоимости. Таможенная стоимость являет собой сумму из средних производственных затрат экспортера, общих расходов (продажа товаров в России из страны экспортера) и прибыли, которую получает экспортер от поставщика.

2. На основе метода вычитания стоимости. Стоимость продажи однородных или идентичных товаров на территории РФ уменьшается на: обычные надбавки на прибыль и расходы по продаже в целом, расходы на транспорт и страхование, понесенные внутри РФ, комиссионные вознаграждения, а также суммы ввозных таможенных платежей.

3. Способ по цене сделки с однородными товарами — товарами, которые не являются идентичными, но схожи по характеристикам и имеют схожие компоненты, это дает им возможность выполнять те же функции, что и оцениваемые товары. Если обнаружено более одной цены, то выбор делается в пользу наименьшей.

4. Метод по цене сделки с идентичными товарами. Оценка таможенной стоимости происходит по цене сделки с товарами идентичными ввозимому (т.е.

товары по всем параметрам должны быть одинаковые: по физическим характеристикам, качеству, репутации и т.д.). Также должно соблюдаться еще одно условие, идентичные товары должны быть импортированы в Россию не ранее чем за 90 дней до ввоза товаров, таможенная стоимость которых определяется. При выяснении нескольких цен сделки выбирается наименьшая цена.

5. Оценка при помощи резервного метода. Таможенная стоимость ввозимых товаров можно определить при помощи информации о ценах на основе мировой таможенной практики, которую предоставляют таможенные органы.

Ниже представлен вариант расчета таможенной стоимости товара, импортируемого на территорию Таможенного Союза. Расчет делался с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Например, цена товара по инвойсу 300 евро, 50 евро составляет цена доставки из Европы в Россию, из Европы до границы Таможенного Союза 40 евро, стоимость страховки - 2 евро.

Так будет выглядеть расчет таможенной стоимости (ТС) данного товара: 300+40+2=342 евро, т.е. ТС=342 евро.

Декларанта в процессе таможенной очистки интересует в первую очередь размер необходимых к уплате таможенных платежей. Для их расчета нужно сначала определить базу для их расчета, т.е. таможенную стоимость (ТС) каждого товара в декларации. Таможенная стоимость исчисляется в рублях. Вкратце суть таможенной стоимости можно описать так: таможенная стоимость – стоимость товара на границе Таможенного Союза.

Существует шесть методов определения таможенной стоимости. Каждый из них применяется последовательно, начиная с первого и при невозможности использования предыдущего.

Метод 1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Метод 2. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами.

Метод 3. Метод по стоимости сделки с однородными товарами.

Метод 4. Метод вычитания.

Метод 5. Метод сложения.

Метод 6. Резервный метод.

На практике в основном большинстве случаев используются 1 и 6 методы.

Если ваша поставка отвечает следующим требованиям, то можно использовать для определения таможенной стоимости первый метод :

— присутствует сделка купли-продажи товара, т.е. поставка не является безвозмездной. Иначе говоря, за ввозимый товар вы должны будите заплатить своему поставщику или уже заплатили (про особенности оформления поставок без оплаты поставщику я рассказывал );

— вы как покупатель не ограничены в правах на пользование и распоряжение товаром, кроме некоторых случаев, оговоренных законодательством (например, можете перепродать купленный товар в определенном географическом регионе или ограничения существенно не влияют на стоимость товара). Формулировка, конечно, расплывчатая, поэтому, если есть хоть какие-то ограничения в праве пользованием (распоряжением) товара согласно условиям контракта, то выбор метода доверьте вашему брокеру;

— продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

— часть выручки от перепродажи не будет причитаться продавцу, кроме некоторых случаев;

— отсутствует какая-либо взаимосвязь между продавцом и покупателем, которая повлияла на стоимость товара.

Если эти требования выполнены, то можно приступить к самому расчету таможенной стоимости.

Итак, считаем таможенную стоимость ввозимых товаров. Берем фактурную стоимость товара из инвойса и переводим в рубли по курсу ЦБ на день подачи декларации. Далее прибавляем к этому числу все дополнительные расходы (тоже в рублях), которые вы понесли для того, чтобы товар добрался до таможенной границы Таможенного Союза. Это расходы (если они не были изначально включены в стоимость товара) на упаковку, погрузку, доставку, вознаграждения всяким посредникам (в т.ч. экспедиторам), перегрузку, перетарку, страхование, лицензионные платежи (и аналогичные связанные с использованием интеллектуальной собственности), проектирование (и аналогичные услуги, связанные с производством товара). Все эти расходы должны быть документально подтверждены, иначе данный метод будет не применим. Расходы, связанные с доставкой товара и прочие, которые вы понесли после пересечения границы, не участвуют в данном расчете.

Что делать, если товаров в декларации много, а дополнительные расходы указаны для всей партии, а не потоварно? Тогда расходы распределяются пропорционально каждому товару. Расходы, связанные с перемещением товаров (перевозка, перегрузка и т.п.), раскидываются пропорционально весу брутто товаров. Расходы, связанные со страхованием, агентским вознаграждением, ложатся пропорционально фактурной стоимости товаров.

Если поставка безвозмездная (т.е. даром), то используется метод 6. Например, некий «доброжелатель» прислал в адрес вашей фирмы образцы своей продукции. Или запчасти в рамках гарантийных обязательств ранее поставленного оборудования. Платежи все равно придется вам платить. И таможенная стоимость не будет равна нулю. Ее нужно определить. В таком случае желательно, чтобы в инвойсе (проформе) была указана стоимость и добавлена фраза, что стоимость указана для таможенных целей и оплате не подлежит. Тогда используем, метод 6 на базе метода 1 (на сленге брокеров – шесть по первому, «6 по 1»). Это значит, что считаем по алгоритму метода 1. Подробнее об оформлении таких поставок читайте в этой статье.

Остальные методы определения таможенной стоимости используются крайне редко, кроме «6 по 3». Но этот вариант можно чаще встретить при корректировке таможенной стоимости самим таможенным органом и является темой отдельной статьи.

Выбранный метод определения таможенной стоимости указывается в графе 43 декларации на товары.

В графе 45 указывается размер таможенной стоимости (не забываем, что в рублях) на каждый товар, а в графе 12 – на все товары декларации.

Структура расчета таможенной стоимости фиксируется в отдельном документе, называемом Декларацией таможенной стоимости (ДТС). При ввозе товара ДТС-1 для метода 1, ДТС-2 для методов 2-6.

При вывозе (только, когда есть вывозные таможенные пошлины) ДТС-3 и ДТС-4, соответственно.

На уровне законодательных документов можно ознакомиться с определением таможенной стоимости в разделе 5 Таможенного Кодекса Евразийского Экономического Союза.
(Ранее до 31/12/2017 действовало «Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза»)

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@сайт и в скором времени я обновлю статью.

Возможно Вас заинтересует следующее:
1)

ТК ЕАЭС Статья 38. Общие положения о таможенной стоимости товаров

1. Положения настоящей главы основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

2. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (далее в настоящей главе - ввозимые товары), определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи.

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с настоящей главой также в случае, если таможенное декларирование товаров при их помещении под иную таможенную процедуру, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется с особенностями, установленными законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса, или с особенностями, определенными и настоящего Кодекса.

3. Вне зависимости от положений пункта 2 настоящей статьи таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру.

4. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.

5. Таможенная стоимость товаров, указанных в пункте 1 статьи 199 , абзаце втором пункта 1 , пунктах 2 и 3 статьи 209 и абзаце втором пункта 1 , пунктах 2 и 3 статьи 217 настоящего Кодекса, а также отходов, подлежащих помещению под таможенные процедуры в соответствии со , и настоящего Кодекса, определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей , определяемых Комиссией.

6. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в соответствии со статьей 56 и пунктом 5 статьи 72 , пунктом 11 статьи 137 , пунктом 12 статьи 198 настоящего Кодекса, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей , определяемых Комиссией.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 91 , пункте 3 статьи 97 , пункте 4 статьи 103 , пункте 5 статьи 153 , пункте 6 статьи 162 , пункте 3 статьи 241 , пункте 8 статьи 279 , пункте 4 статьи 280 , пункте 4 статьи 284 и пункте 3 статьи 309 настоящего Кодекса, а также обстоятельств, определенных в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с настоящей главой и положениями указанных статей.

7. В случае если товары, за исключением товаров, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 209 и абзаце втором пункта 1 статьи 217 настоящего Кодекса, помещенные под одну из таможенных процедур, предусмотренных настоящим Кодексом, помещаются под иную таможенную процедуру либо такую же таможенную процедуру, таможенной стоимостью таких товаров является таможенная стоимость товаров, определенная при их первом помещении под иную таможенную процедуру, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи, а если в декларацию на товары были внесены изменения в части, касающейся сведений о таможенной стоимости товаров, - таможенная стоимость товаров, определенная при внесении таких изменений.

Таможенная стоимость товаров при их помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры реэкспорта, для завершения действия таможенной процедуры таможенного склада определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, определяемых Комиссией.

8. Таможенная стоимость товаров определяется в валюте того государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 и пунктом 7 статьи 74 настоящего Кодекса подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

В случае если при определении таможенной стоимости товаров требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, устанавливаемому (определяемому) в соответствии с законодательством этого государства-члена (далее - курс валют), действующему на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

9. Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

10. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

11. Процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов.

12. Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться в целях борьбы с демпингом.

13. Положения настоящей главы не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.

14. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.

15. Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со и настоящего Кодекса, применяемыми последовательно. При этом могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, соответствующей и настоящего Кодекса. В процессе консультаций таможенный орган и декларант могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государств-членов о коммерческой тайне.

Консультации проводятся в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со и настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

16. В случае если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с тем, что на дату регистрации таможенным органом декларации на товары в соответствии с условиями сделки, в соответствии с которой товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, отсутствуют документы, содержащие точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений (далее в настоящей статье - предварительная величина таможенной стоимости товаров), а также исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин исходя из заявленной предварительной величины таможенной стоимости товаров.

Уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, дополнительно начисленных исходя из точной величины таможенной стоимости товаров, производится не позднее срока заявления точной величины таможенной стоимости товаров.

17. Комиссией принимаются акты, направленные на обеспечение единообразного применения положений настоящей главы при применении методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, исходя из соответствующих положений Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, включая пояснительные примечания к нему, а также документов по таможенной стоимости товаров, принятых Комитетом по таможенной оценке Всемирной торговой организации и Техническим комитетом по таможенной оценке Всемирной таможенной организации.

18. Положения настоящей главы не применяются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза.

19. Предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Порядок и условия выдачи уполномоченным органом государства-члена предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также порядок и сроки применения такого предварительного решения устанавливаются законодательством государства-члена о таможенном регулировании.

Что такое таможенная стоимость (индикативная стоимость) товара?

Таможенная стоимость товара является основой для начисления всех импортных налогов и сборов. При таможенном оформлении импортных товаров, исходя из таможенной стоимости, рассчитываются таможенные платежи: пошлина, НДС, акциз и другие таможенные сборы.

При формировании таможенной стоимости товара, затраты, понесенные до момента пересечения таможенной границы (если они не включены в инвойс), прибавляются к фактурной стоимости.

Таможенная стоимость товара включает:

  • инвойсовую стоимость товара (это фактическая стоимость товара, которую указывает производитель или продавец товара);
  • затраты на доставку товара до границы;
  • погрузо-разгрузочные работы до границы;
  • тара, упаковка и работы связанные с упаковкой товара;
  • страхование;
  • затаможку в стране экспорта (открытие экспортной декларации);
  • , которые должен оплатить покупатель в связи с условиями продажи товара, если такие платежи не включены в стоимость товара;
  • часть выручки от продажи товара в Украине, которая по условиям контракта, обязательно должна быть перечислена продавцу;
  • любые другие затраты, которые возникают до момента пересечения товаром границы.

Пример расчета таможенной стоимости:

В Украину из Италии поставляется женская одежда. Согласно договора купли-продажи, товар поставляется на условиях EXW (склад производителя г.Милан).

Логистика предполагает перевозку товара на Украину, через консолидационный в Тревизо. На складе в Тревизо необходимо открыть экспортную декларацию ЕХ. Затем в составе сборной поставки груз будет доставлен на Украину (г. Киев).

Инвойсовая стоимость товара 5000евро. Учитывая условия контракта, для определения таможенной стоимости необходимо к инвойсовой стоимости товара прибавить затраты, которые будут понесены от склада производителя до таможенной границы Украины.

Затраты на доставку товара до таможенной границы Украины:

  • доставка от склада производителя (г. Милан) до консолидационного склада в г. Тревизо -100 евро;
  • погрузо-разгрузочные работы и обработка груза на складе в г. Тревизо (20 евро);
  • открытие экспортной декларации (25 евро);
  • страховка (50 евро);
  • доставка от склада в Тревизо до Киева составляет 850евро. Из которых 400евро – это доставка от Тревизо до таможенной границы Украины.

Получается, таможенная стоимость товара на границе Украины составит: 5000евро+100евро+20евро+25евро+50евро+400евро=5595евро.

Раньше, при таможенном оформлении импортных товаров декларант предоставлял в таможню справку-счёт от предприятия-перевозчика. В этой справке была указана стоимость перевозки товара от места отправки (загрузки) до границы Украины. Эти затраты прибавлялись к стоимости товара, которую указал производитель и таким образом возникала таможенная стоимость товара.

Для таможни был риск, что импортёр и перевозчик могли договориться о том, чтобы в справке-счёте на транспортировку, которая предъявлялась при таможенном оформлении, стоимость услуг была ниже фактической. Таким образом, таможня могла недополучить часть налогов и сборов. Пережить такое таможня конечно не могла и в 2008 году этот вопрос был решён при помощи . Таможня фактически ввела индикативные цены на транспортировку, чтобы лишить возможности импортёров занижать затраты на транспортировку грузов, тем самым снижая налогооблагаемую базу.

Интересная ситуация происходит в ситуации, когда расходы, которые были понесены после пересечения таможенной границы, вычитаются (если они включены в инвойс). Такая практика больше мечта, чем реальность. По негласному распоряжению декларант должен написать письмо в таможню, что не может подтвердить затраты понесённые после того как товар пересёк границу государства и просит фактурную стоимость считать таможенной, тем самым увеличивая налогооблагаемую базу. Зачем импортёр собственноручно завышает таможенную стоимость? У него нет другого выбора. Таковы реалии сегодняшней таможни.

Что касается занижения таможенной стоимости, очень часто инвойс не соответствует действительности (его любят занижать). Каждый импортёр хочет снизить свои затраты на импорт груза. Это нормально, хотеть больше заработать, заплатить меньше и продавать свои товары по конкурентным ценам. Поэтому при таможенном оформлении импортных товаров таможенные органы, а в частности отдел контроля таможенной стоимости, сравнивает инвойсовую стоимость с индикативной таможенной стоимостью, которая есть в таможенной базе (БД ЕАИС ГТСУ/ ЕК ЄАІС ДМСУ).

БД ЕАИС ГТСУ – база данных единой автоматизированной информационной системы ГТСУ (Государственной таможенной службы Украины). На украинском языке это звучит так: БД ЕК ЄАІС ДМСУ.

Индикативная стоимость товара (индикативная цена) – формируется на основании всех оформленных товаров, таможенное оформление которых уже проведено и таможенная стоимость подтверждена. Специалист отдела контроля таможенной стоимости сравнивает заявленную декларантом стоимость с ценами таможенной стоимости идентичных или похожих товаров, которые есть в таможенной базе.

Если задекларированный уровень стоимости товаров ниже стоимости идентичных товаров, то таможня требует от декларанта дополнительных доказательств правильности задекларированной стоимости. Если декларант не может предоставить эти доказательства, то таможенную стоимость повышают до уровня идентичных, похожих или аналогичных товаров, которые есть в таможенной базе.

Существует 6 методов определения таможенной стоимости:

1. По цене договора относительно товаров, которые импортируются (стоимость инвойса).

2. По цене договора относительно идентичных товаров.

3. По цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров.

4. На основе вычитания стоимости.

5. На основе добавления стоимости (вычисленная стоимость).

6. Резервного.

В Таможенном кодексе Украины в указано, что основным является метод определения таможенной стоимости товаров по цене договора относительно товаров, которые импортируются. Если таможенная стоимость не может быть определена с помощью 1 метода, то каждый следующий метод должен применяться по очереди: сначала второй, затем третий, четвёртый, пятый и шестой.

Практика показывает, что при импорте товаров специалисты отдела цен и тарифов зачастую не смотрят на стоимость товара и документы подтверждающие реальную стоимость товара, которые предоставляет импортёр, а обращают внимание на аналогичные товары в таможенной базе (БД ЕАИС ГТСУ), которая и является единственным источником достоверности декларируемой таможенной стоимости.

Наиболее часто применяемые таможней методы определения таможенной стоимости – второй (идентичные товары), третий (подобные товары) и шестой (резервный или «определяю стоимость, как хочу») – во всех трех случаях источником информации будет таможенная база. Редко можно встретить случаи, когда таможня определяет стоимость путем сложных вычислений добавления или вычитания стоимости, четвертым и пятым методом соответственно.

Исходя из украинского законодательства, если таможенник хочет поднять таможенную стоимость товара импортёру, то он может требовать такое количество документов, которое ни один импортёр не сможет предоставить.

Полный список документов, которые может требовать таможня от импортёра, предусмотренный статьей 53 Таможенного кодекса Украины:

  • договор с третьими лицами, связанный с договором (контрактом) о поставке товаров, таможенная стоимость которых определяется;
  • счета об осуществлении платежей третьим лицам в интересах продавца;
  • счета об уплате комиссионных, брокерских (посреднических) услуг, связанных с выполнением условий договора (контракта);
  • соответствующая бухгалтерская документация;
  • лицензионный или авторский договор (контракт);
  • каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) фирмы – производителя товара;
  • калькуляция фирмы-производителя товаров;
  • копия грузовой таможенной декларации страны отправителя, а в случае, когда в такой стране товар размещался в таможенном режиме, которым не предусмотрена уплата налогов и в соответствии с которым товар находился под таможенным контролем;
  • копия грузовой таможенной декларации, оформленной в предыдущей экспорту таможенном режиме;
  • выводы о качественных и стоимостных характеристиках товаров, подготовленных специализированными экспертными организациями, которые имеют соответствующие полномочия согласно законодательству;
  • сертификат происхождения товара;
  • сведения о качественных характеристиках товара;
  • информация внешнеторговых и биржевых организаций о стоимости товара и/или сырья.

Одним из любимых документов автора данной статьи является документ, под названием «Калькуляция фирмы-производителя товаров» или другими словами калькуляция себестоимости от производителя товара, который таможня может требовать согласно .

Стандартная ситуация: человек или предприятие покупает у завода-производителя автомобиль или партию автомобилей марки Merсedes. Приходит на таможню, предоставляет все документы для импорта: контракт, инвойс, спецификацию, техническое описание автомобиля, счета из банка об оплате и.т.д., а таможня требует калькуляцию себестоимости этого мерседеса от завода-производителя. Представляете истерику немцев на такой запрос. Как минимум, такая калькуляция себестоимости является коммерческой тайной завода-производителя и ни одному нормальному работнику такого завода не докажешь, что у нас в Украине такие законы и таможня требует этот документ. Как максимум такое требование таможни является изначально невыполнимым и абсурдным.

Касаемо невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости, таможенники, на законодательном уровне получили варианты отмазок согласно статьям 53, 54, 55, 58 Таможенного кодекса Украины и . В этой статье содержится информация, почему таможня может отказать импортёру в применении первого метода определения таможенной стоимости.

В этой статье, в качестве «подсказки» для таможенников, предлагаются варианты отказов применения первого метода определения таможенной стоимости:

  • наличие ограничений относительно прав покупателя (импортера) на использование оцениваемых товаров (за исключением тех, которые устанавливаются Законом или внедряются органами государственной власти в Украине, ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы (отчуждены повторно), которые не влияют в значительной мере на стоимость товара);
  • наличие условий или предостережений относительно продажи оцениваемых товаров, которые делают невозможным определение стоимости этих товаров;
  • наличие условий, по которым часть выручки от последующей перепродажи, распоряжения или использования товаров покупателем поступает прямо или опосредствовано продавцу;
  • наличие отношений связанности между продавцом и покупателем, которые повлияли на цену оцениваемых товаров;
  • наличие заключения, что определенная декларантом таможенная стоимость товара ниже, чем прямые расходы на производство этого товара, в том числе сырья, материалов и/или комплектующих, которые входят в состав товара;
  • неподача декларантом дополнительных документов или отказ от их представления с учетом Методических рекомендаций по применению отдельных положений Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, и представления сведений для ее подтверждения;
  • наличие сомнений относительно достоверности сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости и тому подобное;
  • непредставление основных документов и подтверждающих сведений о заявленной таможенной стоимости товаров (согласно статье 53 Таможенного Кодекса Украины);
  • неверно произведен расчет таможенной стоимости;
  • несоответствие выбранного декларантом или уполномоченным им лицом метода определения таможенной стоимости товара условиям;
  • поступление в таможенный орган документально подтвержденной официальной информации от таможенных органов других стран относительно недостоверности заявленной таможенной стоимости.

Подытожив всё вышеперечисленное, можно сказать, что если импортёр декларирует товар со стоимостью, которая ниже, стоимости в таможенной базе, то как бы импортёр не доказывал свою правоту, таможня увеличит эту стоимость до той, которая есть в базе. Крайне редко встречаются исключения, но это единичные случаи, а не ежедневная практика.

Таможенников, конечно тоже можно понять, они же тоже люди. Никто не будет рисковать своим местом в таможне. Если сверху спустили негласный приказ, который очень хорошо подкреплён законодательной базой, всем подымать таможенную стоимость товара и наполнять бюджет, то как тут можно не подчиниться?

Дополнительная информация:

Более подробную информацию об индикативной стоимости вы можете найти .

Таможенная стоимость товара указывается в 45 графе ГТД (грузовой таможенной декларации. Заполняет эту графу декларант, а контролирует и корректирует сотрудник таможни. Если говорить о практике работы в Украине, раньше эта графа называлась «Таможенная стоимость/Митна вартість», но в 2008 году эту графу переименовали и теперь она носит название «Корректировка/Коригування».

Если вас интересует стоимость доставки и таможенной очистки из Европы в Украину для вашего конкретного груза, вы можете отправить нам запрос, воспользоввавшись на нашем сайте.

Определить таможенную стоимость товаров самостоятельно достаточно трудно, поэтому наши подсказки предназначены для людей, которые столкнулись с этой проблемой.

Как определить таможенную стоимость товара? Какова таможенная стоимость товаров РФ? На эти и другие вопросы мы поможем найти вам ответ. Расскажем доступно и просто о том, что волнует вас прежде всего.
Главное помнить, что существуют различные методы таможенной стоимости и необходимо воспользоваться каждым правильно, чтобы определение таможенной стоимости ввозимых товаров не доставило вам хлопот. Не стесняйтесь искать помощи, если что-то показалось вам непонятным, тем более, что вы всегда сможете обратиться к консультанту на нашем сайте, который ответит на все ваши вопросы. Особенно, если это касается проблемных мест в определение таможенной стоимости.

Заполнить декларацию на грузы при ввозе их в РФ не так-то просто, ведь надо понимать много определений. Например, таможенная стоимость - это цена груза, округленный показатель, без которого не обойтись при расчете разнообразных платежей, таких как акцизы, пошлины, сборы и пр. Таможенные цены вещей, ввозимых в Россию из-за границы - по сути, налоговая база, а также они помогают государству регулировать торгово-экономические отношения, контролировать внешнеторговые сделки и банковские расчеты.

Таможенная стоимость и общая таможенная стоимость

Чем отличаются друг от друга понятия таможенная стоимость и общая таможенная стоимость в грузовой таможенной декларации, которую необходимо заполнить для прохождения контроля на границе? Суть в том, что таможенная стоимость в ГТД указывается в одной графе для каждого груза в отдельности, а в другой пишется сумма цены всех товаров, перевозимых вместе. И хотя декларант (лицо, груз перевозящее) сам заполняет графы, но сами цифры высчитываются согласно методикам, указанных в инструкции, утвержденной ГТК.

К тому же, у таможенников есть методы проверить правдивость написанного: по стоимости сделки с идентичными товарами, на основе вычитания стоимости и др.

Как рассчитать таможенную стоимость?

Чтобы правильно рассчитать стоимость доставки груза через границу, нужно учитывать пошлины и сборы. Сегодня существуют специальные программы-калькуляторы, которые помогут быстро и без труда справиться с этой задачей. При расчете учитываются габариты груза, дальность расстояния, средство транспортировки (ж/д, авиаперевозки, автотранспортом, по морю).