"Нестяжательство" - это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV - начале XVI в. В качестве главных проводников данного течения выступили монахи Заволжья, поэтому в литературе оно часто именуется учением или движением "заволжских старцев". Названия "нестяжатели" они удостоились за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, в том числе земельными угодьями, селами, и превратиться в школы чисто духовной жизни. Однако призывом к освобождению монастырской жизни от мирской суеты учение заволжских старцев далеко не исчерпывалось. Проповедь нестяжания, хотя и была одной из главных в данном учении, не выражала его глубинного смысла. Идея бескорыстной жизни, т.е. жизни, освобожденной от стремления к материалы ному богатству, вырастала у заволжских старцев из другой идеи, которая как раз и являлась корневой в их мировоззрении. Суть ее заключалась в понимании того, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека жизнь - это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей.внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от внешнего мира - отшельничество в представлении заволжских старцев есть такая же крайность, как жизнь в материальной роскоши. Важно, чтобы внешний мир не мешал внутреннему самоусовершенствованию человеческой натуры. Отсюда и проистекала проповедь нестяжания. Не будучи главной в учении заволжских старцев, она тем не менее в наибольшей мере затрагивала интересы иерархов русской православной церкви, поскольку выливалась в призыв к последним отказаться от владения огромным материальным богатством. В связи с этим проповедь нестяжания оказалась самой заметной среди идейных лозунгов движения заволжских старцев. Вот почему последнее и получило название "нестяжательство". Политическая сторона данного учения проявлялась не только в выступлении его представителей против монастырского землевладения. Определяя свое отношение к внешнему миру, нестяжатели неизбежно должны были выразить собственное отношение и к государству, и к царской власти, и к закону. Они не могли уйти и от решения проблемы соотношения государственной власти и власти церковной - одной из важнейших политических проблем русского общества как в эпоху Киевской Руси, так и в эпоху Московии.

Главным идеологом нестяжательства был преподобный Нил Сорский (1433-1508). О жизни его сохранилось мало сведений. Известно только, что происходил он из боярского рода Майковых. В юности своей обитал в Москве, занимаясь переписыванием богослужебных книг. Еще в молодые годы принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Был в ученичестве у знаменитого в те времена по своим добродетелям старца Паисия Ярославова. Умер Нил Сорский 7 мая 1508 г., составив перед тем удивительное по своему содержанию завещание - последнюю вспышку своей души. "Повергните тело мое в пустыни, - обращался он к своим ученикам, - да изъядят е зверие и птица, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщания, елико по силе моей, чтобы бысть не сподоблен чести и славы века сего никоторыя, яко же в житии сем, тако и по смерти... Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от мене прощения. Бог да простит всех". Не только в жизни, но и в смерти своей Нил Сорский остался верен своему учению.

Продолжатели Нилова учения были не столь последовательны, как он.

Среди них необходимо выделить прежде всего Вассиана Косого (ок. 1470 - до 1545). Мирское имя его Василий Иванович Патрикеев. Он был князем, представителем знатного рода Гедиминовичей, троюродным братом великого князя Василия III. До января 1499 г. состоял на государственной службе. К числу видных сторонников идеологии нестяжательства следует отнести и Максима Грека (ок. 1470-1556). Он также происходил из знатной и богатой семьи, правда, семьи не русских, а греческих аристократов. Первоначальное его имя - Михаил Триволис. До прибытия своего в Московию он сумел получить добротное светское образование, слушая лекции в лучших итальянских университетах (Флоренции, Падуи, Милана).

Увлечение богословием возникло у Михаила Триволиса во Флоренции под влиянием проповедей Дж. Савонаролы, настоятеля доминиканского монастыря св. Марка. Не исключено, что будущий знаменитый московский мыслитель слушал эти проповеди в одной толпе с будущим великим флорентийским мыслителем Никколо Макиавелли. Последний, правда, воспринимал их без всякого восторга, а, скорее, даже с презрением к проповеднику.

Казнь Дж. Савонаролы, последовавшая в 1498 г., не отвратила Михаила Триволиса от учения доминиканцев. В 1502 г. он становится монахом монастыря св. Марка. Однако в 1505 г. в его судьбе происходит коренной поворот: Михаил покидает Италию и поселяется в Ватопедском монастыре на Св. Горе Афонской. Здесь он обращается в православие и принимает имя Максима.

Нестяжатели представляли собой тот редкий пример, когда люди, проповедуя какие-либо идеи, сами стремятся жить в полном соответствии с ними. Особенно удалась жизнь согласно своим идеям Нилу Сорскому. Другим же идеологам нестяжательства очень помогли привести образ их жизни в более полное соответствие с проповедуемыми ими идеями официальные церковные и светские власти - помогли именно тем наказанием, которое им назначили, т.е. монастырским заточением, освобождающим человека от излишних материальных благ и обособляющим его от внешнего мира. Максим Грек почти все свои произведения, в том числе "Исповедание православной веры", написал во время заточения в Тверском Отрочь монастыре.

Судьбы Нила Сорского и его сторонников - такое же реальное воплощение идеологии нестяжательства, как и их сочинения. Как уже говорилось, для идеологов нестяжательства - и, в первую очередь, Нила Сорского, бескорыстие было лишь одним из необходимых условий праведной жизни, т.е. жизни "по закону Бо-жию и преданию отеческому, но по своей воле и человеческому помыслу". Подобная жизнь с их точки зрения может быть устроена человеком только внутри себя, в сфере своего духа. Внешний по отношению к человеку мир, будь то общество, государство, церковь или монастырь, организован таким образом, что праведно жить в нем невозможно.

По мнению Нила Сорского, чтобы устроить себе праведную жизнь, необходимо стать как можно более независимым от внешнего мира. Для этого следует прежде всего научиться приобретать "дневную пищу и прочие нужные потребы" плодами "своего рукоделия и работы". Ценность указанного "рукоделия" состоит, помимо прочего, еще и в том, что "сим бо лукавыя помыслы отгоняются". "Стяжания же, яже по насилию от чужих трудов собираема, вносити отнюдь несть нам на пользу".

Призыв полагаться единственно на собственные силы идеологи нестяжательства относили не только к добыванию средств существования. Нил Сорский и его последователи придавали большое значение личным усилиям каждого человека и в совершенствовании собственного духа. Они считали, что духовное развитие человека - это главным образом дело его самого. Нил Сорский никогда не называл своих учеников учениками, но собеседниками или же братьями. "Братиям моим присным, яже суть моего нрава: тако бо именую вас, а не ученики. Един бо нам есть Учитель...", - обращался он к ним в своем "Предании". В одном из своих посланий преподобный Нил бросился словами: мол, ныне же пишу, "поучая во спасение души", но тут же оговорился, что адресат должен сам избрать "угодное из того, что слышал устно или видел очами". И хотя Нил Сорский, бывало, советовал "повиноваться такому человеку, который будет свидетельствован, как муж духовный, в слове и деле и разумении", в целом он скептически смотрел на возможность достичь совершенства на путях духовного развития с помощью наставничества постороннего человека. Ныне иноки "до зела оскудели", считал он, и трудно найти "наставника непрелестна".

Характерным для идеологов нестяжательства было критическое отношение и к церковной литературе. "Писания бо многа, но не вся божествено суть", - заявлял Нил Сорский. Достаточно вольно относился к богословским книгам и Максим Грек, который неоднократно говорил, что в этих книгах много ошибок, и по-своему исправлял некоторые их тексты. Вассиан Косой на сей счет выражался со свойственной ему резкостью: "Здешние книги все лживы, а здешние правила - кривила, а не правила; до Максима мы по тем книгам Бога хулили, а не славили, ныне же мы познали Бога Максимом и его учением".

Для таких заявлений имелись все основания; русские переписчики богословских книг действительно часто допускали ошибки, а, бывало, и сознательно пропускали или изменяли какие-то слова в их текстах в угоду политической конъюнктуре. Однако критическое отношение нестяжателей к церковной литературе вытекало не столько из осознания данного факта, сколько из духа их учения, из коренных основ их мировоззрения. Идеологи нестяжательства искали опору, во-первых, в первоначальных текстах Священного писания, среди которых явное преимущество отдавали Новому завету, а во-вторых, в разуме человека, без участия коего ни одного дела, по их мнению, нельзя совершить. "Без мудрования и доброе на злобу бываетъ ради безвременства и безверна", - отмечал Нил Сорский. В одном из посланий старец писал, что живет в своей пустыни уединенно, и далее пояснял как именно: "...Испытуя божественная писаниа: прежде заповеди господня и толкованиа их и апостольская преданна, та же и житиа и учение святых отецъ - и тем внимаю. И яже съгласно моему разуму и благоугождению божию и к пользе души преписую себе и тем и поучаюся, и в том живот и дыхание мое имею" (курсив наш. -В. Т.). Из мировоззренческих начал нестяжательства вытекало отношение к любому носителю государственной власти как к воплощению самых гнусных человеческих пороков. Именно такой взгляд на властителей выражается в сочинении с примечательным на сей счет названием - "Инока Максима Грека слово, пространно излагающе, с жалостию, нестроения и безчиния царей и властей последняго жития". Нестяжатели были убеждены, что государи, обуреваемые пороками, влекут свои государства к гибели. "Благочестивейший Государь и Самодержец! - обращался Максим Грек к молодому царю Ивану IV, не успевшему еще стать "Грозным". - Я должен высказать пред царством твоим всю истину, именно, что бывшие в последнее время у нас, греков, цари не за что иное были преданы общим всех Владыкою и Творцом уничтожению и погубили свою державу, как только за великую их гордость и превозношение, за иудейское сребролюбие и лихоимство, победившись которыми, они неправедно грабили имения своих подчиненных, презирали своих бояр, живущих в скудости и лишении необходимого, и обиду вдовиц, сирот и нищих оставляли без отмщения".

В данном своем послании Ивану IV Максим Грек попытался дать образ идеального царя. По его словам, благочестиво царствующие на земле уподобляются Небесному Владыке, если обладают такими свойствами, как "кротость и долготерпение, попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам, преимущественно же - правда и милость...". Максим Грек призывал царя устроить вверенное ему царство по Христовым заповедям и законам и всегда творить "суд и правду посреди земли, как есть писано". "Ничего не предпочитай правде и суду Царя Небесного, Иисуса Христа.., - писал он, - ибо ничем другим не возможешь так благоугодить Ему и привлечь Его милосердие и благотворения на твою богохранимую державу, как твоею правдою к подчиненным и праведным судом...". Разгром движения нестяжателей официальными властями Московии совсем не означал, что эти люди не достигли успеха. Напротив, данный разгром как раз и есть самое очевидное этому успеху свидетельство. Он показывает, что нестяжатели не отреклись от исповедуемых истин и остались верны своему учению. А именно это и было их главной целью, которой они достигли. "Несть убо добре еже всем человеком хотети угодно быти, - говорил Нил Сорский. - Еже хощеши убо избери: или о истине пещися и умерети ее ради, да жив будеши во веки, или яже суть на сласть человеком творити и любим быти ими. Богом же ненавидимым быти".

Живя в окружении всех и всяческих пороков, Нил Сорский поставил перед собой цель - остаться человеком! И он достиг этой цели.

Политическая доктрина "нестяжательства" - это в сущности своей учение о том, как остаться человеком тому, кто берет на себя высшую государственную власть.

Жизнеописание

Социальное происхождение преподобного Нила точно неизвестно. Сам себя он называл «невежей и поселянином» (в письме Гурию Тушину), но из этого не следует его крестьянское происхождение: самоуничижительные эпитеты характерны для такого рода литературы. Сам же преподобный Нил по этому поводу говорил: «Аще кто от родителей явленных мира, или сродники име от преимущихъ въ славе мира, или самъ в сану коемъ или в чести в миру бе. И сиа безумие суть. Сия бо сокрывати подобает». С другой стороны известно, что до пострига будущий подвижник служил подьячим, занимался списыванием книг, был «скорописцем». В сборнике Германа Подольного , одного из близких Нилу монахов Кирилло-Белозерского монастыря под 1502 годом сообщается о преставлении «Нилова брата» - Андрея, который был пострижен там с именем Арсений. Андрей Фёдорович Майко личность известная. Это один из видных дьяков при правительствах Василия II и Ивана III . Его имя часто встречается в документах тех лет. Андрей Майко стал родоначальником дворянского рода Майковых . Таким образом, Николай Майков был образованным горожанином и относился к служилому сословию.

Пострижен Нил Сорский был в Кирилло-Белозерском монастыре при игумене Кассиане, постриженнике Спасо-Каменного монастыря . Временем его пострига можно считать середину 50-х годов.

По всей видимости, в монастыре Нил занимал заметное положение. Ряд монастырских документов от 1460 года до 1475 года имя Нила называется среди монастырских старцев, решавших хозяйственные вопросы. Возможно, другим монастырским послушанием будущего святого было списывание книг. Во всяком случае, его почерк угадывается в ряде рукописей из библиотеки Кирилова монастыря.

Примерно между 1475-1485 годами преподобный Нил вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным совершил длительное паломничество в Палестину , Константинополь и на Афон . Долгое время Нил Сорский пробыл на Афоне , где основательно познакомился со скитским устройством.

После возвращения в Россию на реке Соре, в небольшом удалении от Кирилова монастыря, Нил основал скит (впоследствии Нило-Сорская пустынь). В основу устройства скита были положены традиции скитского жительства древних скитов Египта, Афона и Палестины. От желающего подвизаться в скиту преподобного Нила требовалось знание Писаний и решимость следовать им. «Если есть и воля Божия, чтобы они пришли к нам, то подобает им предания святых знать, хранить заповеди Божии и исполнять предания святых отцов». Поэтому в скит принимались только грамотные монахи, прошедшие искус в общежительных монастырях.

Литературная деятельность

Подвизаясь в безмолвии с малой братией, преподобный, однако, не оставил книжных занятий которым, придавал большое значение. Судя по количеству цитат, наибольшее влияние на Нила оказали Григорий Синаит и Симеон Новый Богослов , Иоанн Лествичник , Исаак Сирин , Иоанн Кассиан Римлянин, Нил Синайский , Василий Великий .

Главным его трудом следует назвать состоящий из 11 глав "Устав скитской жизни" . «Устав» предваряет краткое предисловие:

«Смысл этих писаний охватывает следующее: как подобает делание совершать иноку, хотящему истинно спастись в эти времена, что и мысленно и чувственно по божественным Писаниям и по житию святых отцов, насколько возможно, подобает поступать».

Таким образом, «Устав» преподобного Нила - это не регламент скитской жизни, а аскетическое наставление в духовной борьбе. Большое внимание преподобный уделяет «умной» или «сердечной» молитве, цитируя при этом Григория Синаита и Симеона Нового Богослова. Нет сомнений, что Нил Сорский принадлежит мистическо-созерцательному направлению в православном монашестве, возрождение которого связано с именем преподобного Григория Синаита . О связи преподобного Нила с исихазмом , как расширенно именуют монашеское харизматическое движение XIV-XV веков, писала М. С. Боровкова-Майкова. Из современных авторов этому аспекту уделили внимание Г. М. Прохоров , Е. В. Романенко.

Гравюра «Вид Нило-Сорской общежительной пустыни», XIX век

Отношение Нила Сорского к ереси жидовствующих

В вопросе отношения Нила Сорского к ереси жидовствующих среди историков нет единодушия. Предположение о близости идей Нила Сорского с еретическими ранее высказывались рядом исследователей, среди которых Ф. фон Лилиенфельд, Д. Фенел, А. А. Зимин , А. И. Клибанов . В той или иной мере сближают его взгляды с жидовствующими А. С. Архангельский, Г. М. Прохоров. Сомнения вызывает его критика по отношению к писаниям, подозрение в отвержении церковного предания, его нестяжательские убеждения, терпимость к кающимся еретикам. На его безусловной ортодоксальности настаивает Я. С. Лурье. Не сомневаются в его православии и известный историк церкви митрополит Макарий (Булгаков) , о. Георгий Флоровский .

Исповедание преподобного Нила не позволяет сомневаться в православии сорского старца. Обращает на себя внимание то, что в тексте исповедания отражены положения, неприемлемые для жидовствующих. Нил Сорский утверждает исповедание «единого Бога в Троице славимого», Боговоплощение, веру в Богородицу, почитание «святых отцов святой Церкви» отцов Вселенских и поместных соборов. Заканчивает своё исповедание преподобный Нил словами: «Лжеименных же учителей еретические учения и предания все проклинаю - я и пребывающие со мной. И еретики все чужды нам да будут». Вполне уместно предположить, что это исповедание, включённое в «Предание ученикам» как раз и имеет своей целью предупредить их от еретических шатаний.

Больший интерес представляет не отношение Нила к еретическим идеям, тут сомневаться особенно не в чем, а его отношение к самим еретикам и ереси, как явлению (А. С. Архангельский, например, говорит о веротерпимости Нила).

Известно, что вместе со своим старцем Паисием Ярославовым он принимал участие в соборе против новгородских еретиков в 1490 году . В IV-й Новгородской летописи имена авторитетных старцев упоминаются наравне с епископами. Существует устойчивое предположение, что относительно мягкий соборный приговор был принят под влиянием кирилловских старцев. Однако никаких сведений относительно того, насколько их мнение повлияло на решения собора, мы не имеем. Ранее, в 1489 году один из главных борцов с ересью архиепископ Новгородский Геннадий в письме к архиепископу Ростовскому Иосафу просил возможности посоветоваться со старцами Нилом и Паисием по вопросам ереси. Однако эти скудные сведения не могут прояснить картину: из них ровным счётом ничего не следует.

Косвенным указанием на позицию преподобного может служить известное отношение заволжских монахов к покаявшимся еретикам, выраженное одним из учеников преподобного Вассианом Патрикеевым. Уже после смерти Нила он в ряде «слов» выступил против карательных мер преподобного Иосифа, призывая его не бояться богословских диспутов с еретиками. Покаявшиеся еретики, по мнению Вассиана, должны быть прощены. Не казни и жестокие наказания, а покаяние должны исцелить ересь. При этом Вассиан ссылается на святых отцов, в частотности, Иоанна Златоуста .

Е. В. Романенко обратила внимание на подборку житий в сборнике Нила Сорского. Эта подборка свидетельствует об интересе преподобного к истории Церкви, конкретно, к истории ересей. В «Житии Евфимия Великого» повествуется, как святой противостоял «жидомудреннуому» Несторию. Здесь же обличаются ереси манихеев, оригеновская, арианская, савеллианская, монофизитская. Даётся представление об этих учениях. Примеры из жизни Евфимия Великого и Феодосия Великого показывают твёрдость в исповедании веры святых, свидетельствуют о поведении святых во время смут . Романенко считает, что такой подбор житийной литературы связан с борьбой против жидовствующих, которые, как известно, отрицали Боговоплощение и Божественную природу Христа . Обращает внимание и на жития святых - борцов с иконоборчеством: Феодора Студита , Иоанна Дамаскина , Иоанникия Великого .

Как видим, Нил Сорский отнюдь не был сторонником уничтожения монастырского общежития и полного лишения монашеской братии общих имуществ. Но в монашеской жизни он призывал придерживаться «потребительского минимализма», довольствуясь лишь необходимым для пропитания и устройства элементарного быта.

Говоря о украшении церквей как чем-то излишнем, преподобный цитирует Иоанна Златоуста: «Никто никогда не был осуждён за неукрашение церкви».

Г. М. Прохоров обратил внимание на пометы, сделанные рукой преподобного Нила на полях переписанных им житий. Они относятся к текстам, в которых говорится о скупости, жестокости, нестраннолюбии, сребролюбии. «Зрите, немилостивые», - написано рукой преподобного, - «Сие зело страшно». Преподобного волнуют прежде всего вопросы, связанные с недостойным поведением иноков. Примеры же нестяжания и избежания мирской славы он выделяет как достойные подражания. Пометы «зри» относятся и к примерам нестяжания, избежания мирской славы (Житие Иллариона Великого, удалившегося в Египет к язычникам) . Акцент нестяжательности Нила переносится в область личной морали, становится предметом и средством монашеского деланья.

Предупреждая Гурия Тушина от бесед «о прибыли монастырского богатства и стяжании имуществ пекущимися», он предостерегает и от полемики с ними: «Не подобает же на таковых и словом наскакивать, ни поносить, ни укорять их, но надо предоставить это Богу». Основной задачей монаха является молитва и внутреннее делание. Но если кто из братьев обратится с соответствующим вопросом, то надо отдать ему и душу. «С людьми иного рода беседы, пусть и малые, иссушают цветы добродетелей».

Нил Сорский, в миру Николай Майков (Майковы – знаменитая боярская фамилия. Позднее в XIX веке будет известный поэт Майков). Он рано постригся в монахи Кирилло- Белозерского монастыря (начало ему положил известный церковный деятель Кирилл Белозерский), славившегося своей библиотекой и строгим уставом. Сходил на Афон, приобщился к учению мистиков-исихастов, побывал на православном Востоке, посетил Палестину, Константинополь. Вернувшись с Афона просветленным, основал свой скит на реке Соре (отсюда Сорский), неподалёку от бывшей своей обители. Вообще в христианстве существовало два типа монашествующих: общежитествующие (с IV в.), те кто жили вместе (что-то вроде армии); анафореты - те, кто жили отдельно от всех. Нил же придумал скиты - поселения, где живут монахи, но маленькими группами по 5 человек. Обязательно в лесу, так как пустыни на Руси не было. «Пустынь» у нас от слова «пусто», «никого нет». Жили и питались от рук своих, весьма аскетично. «Заволжские старцы» - те, кто жил «за Волгой», то есть к северу от Валдайской возвышенности, на территории нынешней Вологодской области. А вокруг много-много скитов.

Он стал духовным вождем нестяжателей, полемизировавших с иосифлянами по поводу монастырского землевладения. На Руси потом будет 2 монастырских (церковных) устава: Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Самое крупное и содержательное творение Нила Сорского - Устав, называемый иногда Большим. . 2 пункта учения Нила Сорского вызывали особенное недовольство иосифлян. Во-первых, запрет монастырской собственности На церковном соборе 1503 г. старец открыто провозгласил, «чтобы у монастыря сел не было, а жили черницы по пустыням, а кормили бы себя рукоделием», физическим трудом. Во-вторых, он призывал отказаться от украшения храмов: «яко нелепо чудится делам человеческих рук и о красоте зданий своих величитися». Он считал, что внешняя обрядность не имеет такого важного значения, которое придает прежде всего внутренняя настроенность и постоянное нравственное совершенствование Нил Сорский также скептически относится к «чудесам» и даже к священным книгам - писанная книга, ... не всия божественная суть». В своем уставе Нил Сорский дает тонкий психологический анализ возникновения страстей в душе человека. Нил Сорский выделяет 5 стадий формирования страстей: «прилог» - первоначальное влечение, начальная стадия развития страсти. Сам по себе прилог не грешен, если ум не останавливается на нем, не вникает в его содержание. Прилог этически нейтрален, ибо безгрешен. Если же ум склоняется к причастию по мысли, «тогда наступает вторая стадия» - «сочетание» - соединение возникшей идеи с «произволением человека, его волей». На этом уровне возникает заинтересованность в данном образе, мысли, чувстве; это уже принятие помысла, мысленное с ним собеседование, уже зависит от вола человека и оно «не всяко безгрешно». Проще говоря, богоугодна только такая мысль, которая может быть направлена в русло благих деяний. Всякая иная мысль должна быть решительно отсечена, ибо в противном случае возникает «сложение» - третья стадия - т.е., согласие души с тем, что «глаголет вражий помысел». «Сложение» - это начало стремления, увлечения, привязанности, - «преклонение... души к явившемуся помыслу или образу». Затем наступает «пиянение» - подчинение уже внедрившемуся в сознание образу, «если пиянен будет ум, пиянены будут помыслы». Если же пиянение из временного, эпизодического становиться постоянным, неотделимым от натуры человека, то наступает заключительная стадия -- «страсть» - высшая любовь и принятие земного мира, человеческих «мечтаний». Страсть формирует нрав человека, его жизненные позиции. Нил Сорский считал, что всякое дело нужно начинать с «мудрования», рассуждения, чтобы душа не поработилась ощущениями, а уж боги очищают от «лукавых помыслов». Без мудрования губительно даже церковных книг. В делах веры существует только один критерий - Иисус Христос, Евангелие. Он считал, что через мудрование приходит разумение, а через плач утверждается благоразумение. Разумение есть раскрытие богооткровенной тайны, благоразумение - умолчание о ней, признание ее непогрешимости. Благоразумение уравновешивает ум, освобождая его от словесных форм. Оттого оно равнозначно молчальничеству, исихии. Таким образом, мистика у Нила Сорского получает своего рода логическое основание, превращается в аргументированный постулат веры.



Монахи, жившие в скитах, читали философско-богословскую литературу, были грамотными людьми. Исследовали отношение к греху, учились чувствовать, изобретали разные психотерапевтические приемы (например, молиться про себя, задерживать дыхание).



В завещании Нил Сорский написал, что «людям моего нрава молю, бросьте тело моё в глуши, чтобы звери и птицы съели его, потому что грешило оно много и недостойно погребения». На лицо чин самоумаления. «Я постараюсь поскольку в моих силах не быть сподобленной чести и века своего ни в жизни своей, ни после смерти моей».

«Далее Бог да простит всех» - это идея апокатостазиса. Эту идею ещё в конце II в. высказал христианский апологет Ориген, позже принявший мученическую смерть. Он подумал о том, как могут души праведников спокойно смотреть, скажем, на души родственников в аду. Церковь ответила жёстко, что «возрадуется праведник, когда увидит отмщение». Оригеновская идея говорит об очищении душ. Ада не будет: на страшном суде всех простят, Бог исправит недостатки людей и простит их. Бог исправит человеческие души. Не будет смысла в вечных муках. Это идея возникла. т.к. для человека с совестью видеть чужие проблемы, несчастья и мучения в аду - сложно. Церковь отвергает эту идею и объявляет ее еретической, т.к. должен быть гнев божий, а иначе чем стращать народ. Это гуманно. «Писаний много, но не все божественны» - человек сам должен думать, какое из них божественно. То, что Нил Сорский вспоминает об этом в своем завещании, хорошо характеризует его. Он был канонизирован лишь в 18 веке, т.к. церковь его недолюбливала, т.к. на соборе 1503 г. он потребует отнимать села у монастырей (а к тому времени крупные монастыри закрепостят крестьян).

8. Свободомыслие и его оценка иосифлянами и нестяжателями (Вассиан Патрикеев). Процессы над еретиками и вольнодумцами (Феодосий Косой, Максим Грек, Матвей Башкин), их влияние на духовную жизнь общества

Позиция Волоцкого заключалась в том, что церкви надлежит сдавать еретиков светской власти, а та пусть разбирается с ними сама. Отсюда берет начало недоверие простого народа к церкви.

Нестяжатели запомнятся полемикой в философской области. Главой станет Вассиан Патрикеев (около 1470 - 1532), в миру князь Василий Иванович Патрикеев. Он был из родовитой княжеской семьи, родственник великих князей, мог претендовать на московский престол. В 1499 г. он подвергся опале и был насильно пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, где хотел даже кончить жизнь самоубийством, так как считал, что жизнь для него кончена. Но вскоре стал учеником Нила Сорского. Знакомство с Нилом Сорским определило направленность его мировоззрения. Он стал одним из наиболее ревностных приверженцев нестяжательства. Нил Сорский сделал из него книжника-писателя, далее именно он, Вассиан Патрикеев, будет возглавлять полемику с Иосифом Волоцким.

Последний будет говорить, что знает единственный способ дознания – пытку, и единственное средство исправления – казнь. На что ему Патрикеев будет писать: «Если ты требуешь, чтобы брат убивал согрешившего брата, то скоро дойдет до празднования субботы и до всего, что в Ветхом Завете ненавистно Богу». Т.е он объясняет, что жестокость и резкость - это не христианская позиция. Он рассказывает, как один архиепископ связал «Двух людей и сжег их в молитвах». Далее он говорит, что грешников прощать, а не корить их смертью - вот христианская позиция. «Если бы ты не знал, следовало бы тебе объяснить, где в Евангельском богословском предании есть жизнь». «Не говорят хорошее те, кто не имеют власти над своим рассудком, тоже случилось и с церковнослужителями, - пишет он. Вассиан четко говорит о том, что если занимаешься денежными делами, то причем здесь святость, вера, 6лагодать? «И о тех бы говорите как о еретиках, и один только я заступаюсь за них. Правильно было бы, говорю, наказывать их, а не умерщвлять. Как вы хотите, мудрствуя от чрева. вашего, чем об установлении святых отцов, говоря не по писанине? Не надо убивать еретика, ибо вражда непримиримая с тем в мире начнется. Если вы захотите взять оружие и убить им еретика, то неизбежно многие святые с ним погибнут, ибо так вы отщепите зерно от плева». Он говорит о том, что в духовной сфере нельзя до конца регламентировать мысли. Жесткая регламентация очень трудна. «Еретики, - говорит он, - это люди, которые думают не так, как мы. Значит, если человек думает не так, как любой другой, он - еретик, но это совсем не так. Некоторые не понимают этого до сих пор. В своих «Прениях с Иосифом Волоцким», построенных в форме опровержений вождя - стяжателя. После краткого вступления следует основной текст, где попеременно приводятся тезисы Иосифа Волоцкого и их критика Вассианом Патрикеевым. Полемика касается отношения к еретикам, монастырского землевладения, авторитарности библейских книг и постановлений вселенских соборов. Вассиан считает противозаконным устанавливать новые правила сверх канонических, ибо это приводит к произволы церковных властей и злоупотреблениям. Невинно казненных еретиков он считает мучениками. Вассиан вступается за своего учителя Нила Сорского и отвергает обвинения в непочитании русских чудотворцев, бросая резкие слова своему оппоненту. Жизнь Вассиана Патрикеева оборвалась трагически: победившие иосифляне добились осуждения Вассиана на соборе 1531 г. Вассиана обвинили том, что он постановления русских соборов «злыми и развращенными называл…. Христа именовал тварию», использовал «елинских мудрецов учения»: Аристотеля, Гомера, Платона, развращал последователей своим учением. Вассиан был сослан в их цитадель – Иосифо- Волоцкий монастырь, где они, как напишет князь Курбский, «по малу времени его уморили».

Максим Грек (1470-1556), в миру Михаил Триволис, греческий монах, из знатного рода, уроженец г. Арты, он получил прекрасное домашнее образование, для продолжения которого выехал в Северную Италию, именно сюда приезжали греки после падения Византии; для того, чтобы получить хорошее образование, в Италию он поступает В Университет (католический монастырь), стал монахом, примкнул к великому итальянскому проповеднику Савонарола, борьба для которого кончилась плохо, т.к. его сожгли. Максим Грек в 1517 г. приезжает на Русь в качестве переводчика, и здесь он был очень хорошо принят. К нему приставили много хороших людей (Артемий Троицкий, Вассиан Патрикеев). И все было бы хорошо, если бы он не примкнул к нестяжателям и попал под суд, как еретик. На него было собрано масса доносов, но не было доказательств и тогда нашли ошибку в его переводе (он написал не "сидевшую одесную отца», а «сидевший одесную отца») – это, в их понимании, было отрицанием вечности Бога. А это уже была серьезная ересь, и за это его упекли в иосифлянский монастырь, где он за один год чуть не погиб от холода, голода, без света. Потом его решили окончательно засудить и послали в другой монастырь - Тверской - здесь он начинает писать и становится одним из самых почитаемых философов на Руси. Здесь он проживает 20 лет своей жизни. В это время иосифляне расправляются с Вассианом и отправляют его в тот же монастырь, где был Грек, Грека, убирают оттуда, Вассиан же погибнет в церкви голодной смертью. Под конец жизни Максима Грека игуменом монастыря становится нестяжатель, и он забирает труды Грека. Последние годы своей жизни Максим Грек будет жить в почете, т.к. будет под крылом у главы нестяжателей. В этом монастыре его будут посещать Андрей Курбский, Иван Грозный.

Идеи. Максим обнаружит уклонения русской церкви во внешнюю сторону, обрядоверие: богослужебная часть (литургия, храм, церковное пение) внешне чисто обрядна и за это отвечает дьякон (богословская сторона – внутреннее, то, что говорят не важно, важно как). Так вот Максим Грек обнаружит, что богослужебная сторона развита во вред богословской (что говорят не важно, главное как), он обнаружит слабость богословия: внутреннего содержания нет. Ушла суть – ради чего говорится? Максим Грек объясняет это все таким образом, - что нет икон, священники учатся при монастырях, грамоте «мало-помалу», заучивают тексты наизусть, и это со временем забывается. Максим Грек объясняет, что так нельзя, потому что должен быть смысл происходящего, ведь церковь превращается в ритуал. Это очень важно для церкви, но они этого не оценят. Духовенство на севере, в нестяжательских монастырях, иосифляне будут уделять время лишь внешней стороне.

Феодосий Косой . Вершиной еретической мысли русского Средневековья является «новое учение» Феодосия Косого. Он был холопом московского боярина, бежал из кабалы и принял постриги в одном из нестяжательских монастырей в Белозерье. Глубоко изучив Священное Писание и сопоставив его с действительным положением вещей, он потом из него черпал аргументы для обличения социального неравенства. Он считал основным положением Священного писания заповедь «возлюби ближнего». Феодосий создал «новое учение», выражавшее интересы бедного крестьянства, развивал идею о «духовном разуме», о равенстве людей: «все люди едино суть у Бога, и татарове, и немцы и прочие...» Сперва он проповедовал среди монахов, а затем стал учить своей ереси и мирян. В 1554г. он был схвачен и предан суду церковного собора. Однако ему вместе с двумя единомышленниками удалось бежать из под стражи в Литву, на территорию нынешней Белоруссии. И здесь он продолжал смело и энергично проповедовать свои идеи, в стал одним из вольнодумцев. Зиновий Отенский (церковный обличитель Феодосия Косого) обличению «безбожия» Феодосия Косого посвятил два обширных сочинения: «Истины показания к вопросившим о новом учении» и «Послание многословное», являющееся основными источником сведений о ереси холопа. Моменты учения: Он отрицал божественность Христа. Он полагал, что в основе бытия лежат элементы или стихии: «суши, мокра, студено, вода, воздух, огонь, кои суть не сотворены и вечны». Зиновий Отенский опровергает это мнение Косого, прибегая к следующей аргументации, выдвинутой еще Аристотелем: противоположности не могут существовать одна рядом с другой, не уничтожая друг друга. На его взгляд нам только кажется, что стихии никем не сотворены и пребывают изначально. Этого не может быть, т.к. вода губит огонь, огонь погубит воду. Судя по всему, «самобытие мира» Феодосий выводит главным образом из идеи неизменности стихий. «Но если бы стихии не изменялись, то не возникли бы и веши, - говорит 3иновий, - все изменяется, а все, что меняется, движется, обладает началом, каковым и является Бог». Феодосий также отвергал учение о боговоплощении, усматривал в нем возможность многобожия. Отсюда следовал важный вывод: раз Бог сущностно не соединялся с плотью, значит, и почитание его не может быть обрядовым, внешним. На этом основание Феодосий признавал «незаконным» существование церковных храмов, молитвам он предпочитал «чистое сердце» и «отступление от неправды». Подвергал сомнению постные дни: «Кто дни разделил на постные и не постные? Дни изначально Богом одинаковы сотворены». Для него ничего не значили все церковные таинства – священство, причащение, пение, покаяние. Словом, Феодосий был решительным противником церковной религиозности, трактуя «истинную веру» исключительно в контексте морального совершенства и «правды». Человек, по его мнению, сотворен свободным, и никто не вправе требовать от него покорения, ни светская, ни духовная власть, само существование которых противно божественным заповедям. Таким был завет, проповедованный Феодосием Косым, недавним «рабом», освободившимся из неволи «мужеством и разумом» своим. Он и его единомышленники были предтечами крестьянских восстаний в России XVII - XVIII вв.

Матвей Башкин. Созванный в 1490 году церковный собор осудил ересь. Заговорщики были казнены, многие угодили в монастырские тюрьмы. Однако церковь была озабочена ростом еретичества. Идеи стригольников и «жидовствующих» находили свое продолжение в учении дворянства. Матвей Башкин и примкнувшие к нему в критике церкви опирались на Священное Писание, в особенности на Евангелие, из которого черпали аргументы для обличения социального неравенства. Считая основным положением Святого Писания заповедь «возлюби ближнего своего», Башкин указывал на недопустимость владения подобными себе людьми. Сам отпустил на волю тех, кто был в кабальной зависимости у него. Церковь обвинила его в «развратном толковании Евангелия» и по указанию Ивана IV был схвачен. В религиозной форме повторил идеи Кирилла Туровского о зависимости духовного мира человека от телесного. Аргумент таков: Бог сперва сотворил тело Адаму, а уж после вдохнул в него душу, т.к. «вся духовная от телесная рождается», как «от зерна колос происходит».

Одним из последствий победы иосифлян станет процесс вынужденного ухода гуманизма в подполье, тогда как на поверхности останутся антигуманизм и стяжательство.

9. Христианский гуманизм и антигуманизм в Московской Руси (Арсений Троицкий, «Домострой» Сильвестра). Политико-идеологическая полемика между Иваном Грозным и Андреем Курбским.

В «письме Иосифа Волоцкого княгине Глинской» говорится, что 20 рублей на поминовение души её мужа – это не грабеж, а договор, так как священник даром ни одной службы не служит». Иосифляне победят физически, а вот духовно победа останется за нестяжателями. Все авторы того времени – нестяжатели.

Нестяжатели подарят нам ещё одну фигуру – Арсения Троицкого . Он станет игуменом Троице-Сергиева монастыря и станет играть важную роль в церковно- политической жизни 16в. Здесь он примет Максима Грека, где тот доживёт остаток своих дней. Возглавив Троице-Сергиеву лавру, он год не будет принимать ни одного земельного вклада, таким образом, внедряя нестяжательное православие. В итоге, монахи засыплют начальство доносами на него, и Арсений вынужден будет бежать на Север. Но его вернут и осудят: в 1553г. привлекут к соборному суду за то, что он критиковал «любостяжательное монашество», его захотят обвинить в ереси за то, что он сказал: «сожгли… и сами не знают, за что сожгли». Арсения осудили и сослали в Соловецкий монастырь, откуда он сумел сбежать в Литву вместе с еретиком Феодосием Косым. Там он будет самым крупным борцом за русскую веру. Иосифлянские священники не были способны спорить (они были посажены на свои места, но сами толком ничего не знали). На территориях, захваченных Польшей, будет установлена уния (православие соединится с католицизмом) и литовская верхушка перейдёт на сторону Польши и будет бороться во главе с Арсением. В итоге низы будет православными, верхи – «лишь бы платили». Основу учения Троицкого составляют вопросы морали, нравственности. В каждом человеке, на его взгляд, изначально присутствует наклонность к добру. Её видимым образом является любовь к ближнему. Это самая естественная добродетель, под влиянием которой творятся все благие дела в мире. Злоба же возникает в результате умаления добродетели. Причина зла – сам человек; в отличии от всех живых существ, человек – единственный кого божественное провидение предоставило самому себе. Свобода воли и даёт начали либо любви к ближнему, либо человеческой злобе. Арсений рассматривал страсть как извращение естества, приходящее от нашего небрежения. В вере человек обретает истинный разум, способный противостоять «суетному разуму» мирских наук, философии. Таким образом, для Арсения Троицкого оставался незыблемой основой постулат исхаизма о богооткровенной сущности христовых заповедей, неприменимости к ним рационального мышления, логики.

«Домострой Сильвестра» . Домострой – книга по домоводству. Но славянофилы не признавали её христианской книгой, так как в ней разрешено сечь жену и бить сына из-за страха божьего. Домострой создался в результате того, что строгой регламентации подвергалась частная жизнь граждан Российского государства. Различают раннюю, новгородскую редакцию и основную, принадлежавшую царскому духовнику попу Сильвестру, переработавшему текст в духе реформ Ивана Грозного и добавившему назидательное поучение в форме поучения к своему сыну Анфиму. По мысли составителя, «книга…имеет в себе вещи полезные, во учение и наказание всякому христианину, мужу и жене, и чадам, и рабам, и рабыням». Домострой Сильвестра состоит из 64 глав, включающих «духовное строение» (гл.1-15) о почитании веры, «мирское строение» (гл. 10-29) об организации семейной жизни, «домовое строение» (гл. 30-63) о ведении хозяйства со множеством практических советов. Текст написан ярким, образным языком, с приведением изречений не только из обыденной, житейской мудрости, но и с умелой вставкой афоризмов. Он сравним по своему воспитательному значению с сочинениями Ксенофанта «О хозяйстве». В центре внимания Сильвестра создание образцового «подворья», крепкой, зажиточной, подчиненной хозяину семье, где все домочадцы с самого раннего утра заняты делом, где нет праздности, пересудов, взаимных обид и свар, где дом представляют полную чашу и воплощение порядка. Каждый член семьи должен быть гостеприимен, щедр, милостив, терпелив, недосадлив, не гордец, не златолюбец. Властям следует повиноваться. Дом украшенным и чистым иметь. Родители отвечают перед Богом за детей своих, дети же должны повиноваться родителям и почитать их. Порицаются те, кто чинит всякую неправду и насилие, обиду, захватывает чужое имущество, ссориться с соседями, ведет недостойный образ жизни. Заканчивается «Домострой» «указом свадебного чина». «Домострой» несомненно имел воспитательное значение, он был своеобразным кодексом феодального образа жизни, выражал идеал домашнего устройства и индивидуального хозяйства. Но в Новое время он стал рассматриваться как идеализация патриархальной, ограниченной стенами дома, жизни, как система жесткого подчинения членов семьи её главе, жены – мужу, детей – родителям.

«Политико- идеологическая полемика между Иваном Грозным и Андреем Курбским» . Возникает своеобразный тип полемики между Грозным и Курбским. Знаменитая их переписка есть попытка спора на важные темы: проблемы общественного устройства и путей развития России стоят в центре этой переписки. Есть три письма Курбского и два – Грозного. Иван IV, когда был молодым, хорошо начинал своё правление, очень известен по своим войнам. Стоглавый Собор тоже содержал в достаточной мере важные вещи, с точки зрения развития церковного духовенства, но потом начались погромы, избиения. Этому историки не могут найти объяснения, не найти мотива действий. Грозный был по типу отклонений параноик - это человек, психологическое состояние которого характеризуется стремлением создать сверх ценные идеи. Основная идея для параноика – это идея о высоком предназначении его личности, тот, кто с этим не согласен, в лучшем случае плохой человек, в худшем случае, - его личный враг. Сталин видел в Грозном своё отражение, он был для него своего рода оправдательным документом, индульгенцией. Но Сталин мог вовремя остановиться и выпустить из лагеря маршала Рокоссовского и других. А Грозный не смог и проиграл Ливонскую войну. Андрей Курбский был его военачальником и когда понял, что его могут схватить, уехал в Литву. Курбский писал, что Грозный лишил его светской Руси и что ему (царю) нужно бояться и мёртвых людей. Также он говорит, что он не один такой, таких, как он, много. Грозный ответил: «Горе царству, коли владеют многие». Божье наставленье ему, а другим оно не требуется, жалую и казню своих подданных без отчета». Господь на небе, на земле властвуют люди. Он как бы нарушил сферу ответственности.

В полемике с Курбским Грозный на первый план выдвигает вопрос о статусе светской власти. Идеалом Курбского была сословная монархия. Он говорил, что царь должен править государством «не токмо по совету всех», «но и всенародно». Бог судит «не по богатству внешнему и силе царства, но по правости душевной; ибо не зрит бог на могущество и гордость, но на правость сердечную». В представлении Курбского правость – это правда, закон, они-то и должны определять склад государственного правления. И князь неустанно отстаивал эту идею в посланиях к московскому самодержцу. Для Грозного было неприемлемо всякое совластие, ограничение его воли. Отвергая сословно-представительские учреждения, он категорически утверждал, что российская земля «правится» лишь своими государями, а не князьями, воеводами или стражниками. Также Иван Грозный говорил о соотношении светской и духовной власти. По его мнению, «святительная власть и царское правление» существенно различны. Священники спасают души верующих, и оттого они могут быть наказуемы за свои мирские прегрешения. Царь, напротив, заботится о блага своих подданных, действуя и страхом, и запрещением, и обузданием. Его нельзя обвинить в преступлениях, нельзя бесчестить. Следовательно, царство выше священства, достойней его. Курбский обвиняет Грозного в жестокости, необузданности и других грехах. Что насчёт этой переписки, то вряд возможно встать на чью-либо сторону. Грозный не хороший, Курбский не хороший (однако нельзя его обвинять в том, что он уехал). Карамзин писал по этому поводу: «Бегство не всегда измена, гражданские законы не могут быть сильнее естественных». Но горе гражданину, который за тирана мстит отечеству. Это значит, что, конечно, Грозный плох, но перейдя на другую сторону, Курбский становится военачальником польской стороны. «Он лишил себя выгоды быть правым и главного утешения в бедствиях, внутреннего чувства добродетели, - писал Карамзин. – Он мог без угрызений совести искать убежища в самой Литве, к несчастью…пристал к врагам отечества». Казалось бы, есть плохой человек, борись с ним, но очень часто возникает борьба со всеми, а не с одним. Например, в 30-е годы Бухарин был отправлен в Париж. Он понимал, что дни его сочтены. Париж был для него городом его юности. Что ему мешало остаться и идти после вместе Гитлером против отечества. Он не остался, он не смог этого сделать.

В 16 веке было 2 изменника: и тот и другой значительные люди. Курбский будет долго жить в Польше. Он будет нужен польскому королю, ему дадут город и поместье. Он женится на польской графине, будет бить её, она подавать на него в суд, он же в суде будет оправдываться «мол жну не бил, а плеткой стегал вежливенько». Он же московский барин, и уехав, не смог превратиться в другого человека. Жена с ним развелась. Курбский получил во владение г. Полоцк, но его все считали предателем. От этого он много пил и воевал с соседями, которые считали его ниже себя. Его же буйный нрав не мог с этим смириться. Ему как-то нужны были деньги в долг, но никто не дал, тогда он всех загнал в пруд с пиявками, пока те не согласились одолжить ему. Курбского считали на Руси предателем наравне с Каталихиным, который служил в посольском приказе. Он продался шведам, стал им сообщать информацию, потом к ним бежал, где по их же просьбе написал книгу «О быте и нравах Руси». Но он плохо кончил: однажды во время пьянки зарезал хозяйку, у которой жил, и шведы его осудили вполне по европейским меркам – отсекли голову. Она до сих пор стоит в музее естественных наук с надписью «русский московит».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Как убрать ПЛОХИЕ МЫСЛИ? Нил Сорский

    ✪ Великие русские старцы - Преподобный Нил Сорский. Житие (1433 - 1508)

    ✪ Как демоны внушают Помыслы? Нил Синайский. Бесовские мысли

    ✪ Борьба со страстями. Великие русские старцы - Из духовных поучений преподобного аввы Нила Сорского

    ✪ спор иосифлян и нестяжателей

    Субтитры

Жизнеописание

Социальное происхождение преподобного Нила точно неизвестно. Сам себя он называл «невежей и поселянином» (в письме Гурию Тушину), но из этого не следует его крестьянское происхождение: самоуничижительные эпитеты характерны для такого рода литературы. Сам же преподобный Нил по этому поводу говорил: «Аще кто от родителей явленных мира, или сродники име от преимущихъ въ славе мира, или самъ в сану коемъ или в чести в миру бе. И сиа безумие суть. Сия бо сокрывати подобает». С другой стороны известно, что до пострига будущий подвижник служил подьячим, занимался списыванием книг, был «скорописцем». В сборнике Германа Подольного , одного из близких Нилу монахов Кирилло-Белозерского монастыря под 1502 годом сообщается о преставлении «Нилова брата» - Андрея, который был пострижен там с именем Арсений. Андрей Фёдорович Майко личность известная. Это один из видных дьяков при правительствах Василия II и Ивана III . Его имя часто встречается в документах тех лет. Андрей Майко стал родоначальником дворянского рода Майковых . Таким образом, Николай Майков был образованным горожанином и относился к служилому сословию.

Пострижен Нил Сорский был в Кирилло-Белозерском монастыре при игумене Кассиане, постриженнике Спасо-Каменного монастыря . Временем его пострига можно считать середину 50-х годов.

По всей видимости, в монастыре Нил занимал заметное положение. Ряд монастырских документов от 1460 года до 1475 года имя Нила называет среди монастырских старцев, решавших хозяйственные вопросы. Возможно, другим монастырским послушанием будущего святого было списывание книг. Во всяком случае, его почерк угадывается в ряде рукописей из библиотеки Кириллова монастыря.

Примерно между 1475-1485 годами преподобный Нил вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным совершил длительное паломничество в Палестину , Константинополь и на Афон . Долгое время Нил Сорский пробыл на Афоне , где основательно познакомился со скитским устройством.

После возвращения в Россию на реке Соре, в небольшом удалении от Кириллова монастыря, Нил основал скит (впоследствии Нило-Сорская пустынь). В основу устройства скита были положены традиции скитского жительства древних скитов Египта, Афона и Палестины. От желающего подвизаться в скиту преподобного Нила требовалось знание Писания и решимость следовать им. «Если есть и воля Божия, чтобы они пришли к нам, то подобает им предания святых знать, хранить заповеди Божии и исполнять предания святых отцов». Поэтому в скит принимались только грамотные монахи, прошедшие искус в общежительных монастырях.

Литературная деятельность

Подвизаясь в безмолвии с малой братией, преподобный, однако, не оставил книжных занятий, которым придавал большое значение. Судя по количеству цитат, наибольшее влияние на Нила оказали Григорий Синаит и Симеон Новый Богослов , Иоанн Лествичник , Исаак Сирин , Иоанн Кассиан Римлянин , Нил Синайский , Василий Великий .

Главным его трудом следует назвать состоящий из 11 глав «Устав скитской жизни» . «Устав» предваряет краткое предисловие:

«Смысл этих писаний охватывает следующее: как подобает делание совершать иноку, хотящему истинно спастись в эти времена, что и мысленно и чувственно по божественным Писаниям и по житию святых отцов, насколько возможно, подобает поступать».

Таким образом, «Устав» преподобного Нила - это не регламент скитской жизни, а аскетическое наставление в духовной борьбе. Большое внимание преподобный уделяет «умной», или «сердечной», молитве, цитируя при этом Григория Синаита и Симеона Нового Богослова. Нет сомнений, что Нил Сорский принадлежит мистическо-созерцательному направлению в православном монашестве, возрождение которого связано с именем преподобного Григория Синаита . О связи преподобного Нила с исихазмом , как расширенно именуют монашеское харизматическое движение XIV-XV веков, писала М. С. Боровкова-Майкова. Из современных авторов этому аспекту уделили внимание Г. М. Прохоров , Е. В. Романенко.

Об отношении к Священному Писанию и церковному преданию

Мысль о разумном исполнении Священного Писания является одной из основных тем посланий преподобного Нила. Особенно часто он об этом говорит в послании Герману Подольному. В частности он пишет: «Повиноваться Богу по божественным Писаниям, а не так бессмысленно, как некоторые: и когда в монастыре с братьями, будто бы в повиновении, в самоволии бессмысленно пасутся, и отшельничество так же осуществляют неразумно, плотской волей ведомые и разумом неразмышляющим, не понимая ни того, что делают, ни того, в чём утверждаются». В «самоволии» - то есть не по Божьей воле, не по Его Писаниям, а в мнимом послушании по человеческим представлениям и без разумения.

Требуя разумного прохождения монашеского подвига, преподобный Нил настаивает на разборчивости в чтении писаний. «Писаний ведь много, но не все они божественные»,- пишет он Гурию Тушину. Однако понимать эти слова, как критическое отношение к святоотеческому преданию было бы неверным. В «Предании» преподобного Нила приводится его исповедание веры, в котором, между прочим, говорится: «Прибегаю всею душою к святой соборной апостольской Церкви, и все учения, которые она приняла от Господа и от святых апостолов, и святых отцов Вселенских Соборов и поместных, и прочих святых отцов святой Церкви и, приняв, нам передала о православной вере и о практических заветах…». Вряд ли это дежурные фразы, которые святой зачем-то пересказывает ученикам. Да и сама его деятельность (о чём мы говорили выше) указывает на почтительное отношение Нила к церковному преданию. В данном случае речь может идти о сомнении относительно каких-либо неканонических книг «по преданиям человеческим», или же просто о неисправных списках. (Сравнить: по мнению болгарского реформатора церковно-славянского языка XIV века Константина Костенченского при расхождении слова и сущности возможны ереси и искажения. )

Отношение Нила Сорского к ереси жидовствующих

В вопросе отношения Нила Сорского к ереси жидовствующих среди историков нет единодушия. Предположения о близости идей Нила Сорского с идеями «жидовствующих» ранее высказывались рядом исследователей, среди которых Ф. фон Лилиенфельд, Д. Фенел, А. А. Зимин , А. И. Клибанов . В той или иной мере сближают его взгляды с еретиками А. С. Архангельский, Г. М. Прохоров. Сомнения вызывает его критика по отношению к писаниям, подозрение в отвержении церковного предания, его нестяжательские убеждения, терпимость к кающимся еретикам. На его безусловной православности настаивает Я. С. Лурье . Не сомневаются в его православии и известный историк церкви митрополит Макарий (Булгаков) , протоиерей Георгий Флоровский .

Исповедание преподобного Нила не позволяет сомневаться в православии сорского старца. Обращает на себя внимание то, что в тексте исповедания отражены положения, неприемлемые для жидовствующих. Нил Сорский утверждает исповедание «единого Бога в Троице славимого», Боговоплощение, веру в Богородицу, почитание «святых отцов святой Церкви» отцов Вселенских и поместных соборов. Заканчивает своё исповедание преподобный Нил словами: «Лжеименных же учителей еретические учения и предания все проклинаю - я и пребывающие со мной. И еретики все чужды нам да будут». Вполне уместно предположить, что это исповедание, включённое в «Предание ученикам» как раз и имеет своей целью предупредить их от еретических шатаний.

Больший интерес представляет не отношение Нила к еретическим идеям, тут сомневаться особенно не в чём, а его отношение к самим еретикам и ереси, как явлению (А. С. Архангельский, например, говорит о веротерпимости Нила).

Известно, что вместе со своим старцем Паисием Ярославовым он принимал участие в соборе против новгородских еретиков в 1490 году . В IV-й Новгородской летописи имена авторитетных старцев упоминаются наравне с епископами. Существует устойчивое предположение, что относительно мягкий соборный приговор был принят под влиянием кирилловских старцев. Однако никаких сведений относительно того, насколько их мнение повлияло на решения собора, мы не имеем. Ранее, в 1489 году один из главных борцов с ересью архиепископ Новгородский Геннадий в письме к архиепископу Ростовскому Иосафу просил возможности посоветоваться со старцами Нилом и Паисием по вопросам ереси. Однако эти скудные сведения не могут прояснить картину: из них ровным счётом ничего не следует.

Косвенным указанием на позицию преподобного может служить известное отношение заволжских монахов к покаявшимся еретикам, выраженное одним из учеников преподобного Вассианом Патрикеевым. Уже после смерти Нила он в ряде «слов» выступил против карательных мер преподобного Иосифа, призывая его не бояться богословских диспутов с еретиками. Покаявшиеся еретики, по мнению Вассиана, должны быть прощены. Не казни и жестокие наказания, а покаяние должны исцелить ересь. При этом Вассиан ссылается на святых отцов, в частности, Иоанна Златоуста .

Е. В. Романенко обратила внимание на подборку житий в сборнике Нила Сорского. Эта подборка свидетельствует об интересе преподобного к истории Церкви, конкретно, к истории ересей. В «Житии Евфимия Великого» повествуется, как святой противостоял «жидомудренному» Несторию. Здесь же обличаются ереси манихеев, оригеновская, арианская, савеллианская, монофизитская. Даётся представление об этих учениях. Примеры из жизни Евфимия Великого и Феодосия Великого показывают твёрдость в исповедании веры святых, свидетельствуют о поведении святых во время смут . Романенко считает, что такой подбор житийной литературы связан с борьбой против жидовствующих, которые, как известно, отрицали Боговоплощение и Божественную природу Христа . Обращает внимание и на жития святых - борцов с иконоборчеством: Феодора Студита , Иоанна Дамаскина , Иоанникия Великого .

Как видим, Нил Сорский отнюдь не был сторонником уничтожения монастырского общежития и полного лишения монашеской братии общих имуществ. Но в монашеской жизни он призывал придерживаться «потребительского минимализма», довольствуясь лишь необходимым для пропитания и устройства элементарного быта.

Говоря об украшении церквей как о чём-то излишнем, преподобный цитирует Иоанна Златоуста: «Никто никогда не был осуждён за неукрашение церкви».

Г. М. Прохоров обратил внимание на пометы, сделанные рукой преподобного Нила на полях переписанных им житий. Они относятся к текстам, в которых говорится о скупости, жестокости, нестраннолюбии, сребролюбии. «Зрите, немилостивые», - написано рукой преподобного, - «Сие зело страшно». Преподобного волнуют прежде всего вопросы, связанные с недостойным поведением иноков. Примеры же нестяжания и избежания мирской славы он выделяет как достойные подражания. Пометы «зри» относятся и к примерам нестяжания, избежания мирской славы (Житие Иллариона Великого, удалившегося в Египет к язычникам) . Акцент нестяжательности Нила переносится в область личной морали, становится предметом и средством монашеского деланья.

Предупреждая Гурия Тушина от бесед «о прибыли монастырского богатства и стяжании имуществ пекущимися», он предостерегает и от полемики с ними: «Не подобает же на таковых и словом наскакивать, ни поносить, ни укорять их, но надо предоставить это Богу». Основной задачей монаха является молитва и внутреннее делание. Но если кто из братьев обратится с соответствующим вопросом, то надо отдать ему и душу. «С людьми иного рода беседы, пусть и малые, иссушают цветы добродетелей».

Кончина преподобного Нила и вопрос о его почитании

Преставился Нил Сорский в 1508 году . Перед кончиной он написал «Завещание», в котором просил своих учеников «повергнуть тело его в пустыне, да изъедят é зверие и птица, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно есть погребения. Аще ли сице не сътворите, и вы, ископавшее ровъ на месте, идеже живем, съ всякимъ бесчестiем погребите мя». Однако это завещание ученики его выполнили формально: преподобный был погребён на территории скита у стены церкви Сретенья Господня. Несмотря на ранее почитание «начальника скитского жития», какого-либо акта, говорящего о его канонизации - нет. Очевидно, долгое время он был канонизирован только для местного почитания (для этого достаточно устного благословения местного владыки), но когда это произошло, сказать трудно. На факт канонизации указывают косвенные следы: наличие ему службы,

НИЛ СОРСКИЙ (в миру – Николай Федорович Майков) (1433–1508) – русский церковно-политический деятель, публицист, один из идеологов нестяжательства.

Родился 1433, происходил из крестьян. До пострижения в монахи был «скорописцем» (переписчиком книг). Между 1473–1489 совершил путешествие по святым местам, был в Стамбуле, Палестине и Афоне, где проникся идеями аскетизма.

По возвращении в Россию основал скит на реке Соре близ Кирилло-Белозерского монастыря , где поселился со своими единомышленниками. Там продолжал переписывать богослужебные книги, сопровождая переводы и списки собственными критическими замечаниями («с разных списков тщася обрести правый... елико возможно худому разуму»). Это было неслыханным проявлением интеллектуальной независимости в то время, поскольку для большинства «гамотников» и книги, и Писание были чем-то непререкаемым и боговдохновенным.

В 1490 Н.Сорский участвовал в церковном соборе против новгородских еретиков.

На следующем церковном соборе 1503 великокняжеская власть поставила вопрос об отобрании у монастырей бывших в их владении земель, равнявшихся почти трети территории государства, чтобы создать собственный резерв земель, необходимых для раздачи дворянам. Нил Сорский, поддержанный рядом других кирилло-белозерских монахов («заволжскими старцами»), выступил в пользу правительственных притязаний на монастырские земли. Вместе с ближайшими сподвижниками, среди которых выделяется князь-инок Вассиан Патрикеев, Сорский призывал церковь к «нестяжанью» имущества, отказа от стремления к накопительству и внешнему великолепию, дабы иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Стремясь к евангельскому идеалу, Сорский считал монастырскую собственность противоречащей истинному иночеству и – по словам одного из своих оппонентов – призывал «жити по пустыням, а кормити бы ся рукоделием».

Против Нила Сорского и его сподвижников на соборе выступили «иосифляне» – сторонники и последователи воинствующей церкви и ее идеолога Иосифа Волоцкого , опиравшиеся на крупное церковное землевладение. Вступив в сделку с правительством Ивана III и обещав ему поддержку в борьбе с крупными светскими феодалами, иосифляне отстояли право церкви на земельную и иную собственность. Нил Сорский и его сторонники ушли с собора духовно непобежденными и оставшимися при своем мнении. С этого времени взяла начало почти полувековая борьба «нестяжателей» и «иосифлян», не завершившаяся даже после смерти Нила Сорского в 1508.

В литературном наследии Нила Сорского большое место занимают вопросы психологии человеческих страстей, при изучении которых он опирался на традиции византийской аскетики. Он выделял следующие стадии в развитии страстей: восприятие («прилог»), фиксацию («сочетание»), адаптацию («сложение») и утверждение «пленение») завершала доминация – «страсть» в ее подлинном значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек, с точки зрения Сорского, должен научиться преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития. Развитие мистико-аскетических идей Н.Сорского созвучно духу исихазма (от греч. «исихия» – покой – т.е. мистического учения Григория Синаита и Григория Паламы, согласно которому постижение веры возможно лишь в результате полного отрешения, молчания, тихости и скромности, личного переживания божественных откровений и нравственного самоусовершенствования). Нил требовал от монахов следовать евангельскому тезису «не трудящийся да не ест», ставшему известным и популярным много веков спустя в идеологических схемах коммунистов 20 в., позаимствовавших этот тезис для своих лозунгов.

Среди сочинений Нила Сорского важнейшее место принадлежит его посланиям единомышленникам, в том числе Преданию ученикам и Монастырскому уставу , имеются также Покаянная молитва , напоминающая великий канон Андрея Критского , краткие отрывочные записи, предсмертное Завещание . Во всех этих произведениях дан глубокий и тонкий анализ психической жизни человека, пронизанный гуманностью, мягкостью и терпимостью к человеческим недостаткам.

Нил предлагал монахам самим решать, кто и сколько может вынести «поста, трудов и молитв», предпочитая внутреннее духовное молитвенное настроение внешней обрядности. Иночество, считал он, должно быть не телесным, но духовным. Нил был терпим к вероотступникам («еретики бои чюжи нам да будут») подчеркивал он, не требуя по отношения к ним ни жестокости, ни казни). Он протестовал против умерщвления плоти, считая куда более важным духовное самоусовершенствование человека, аскетически скромную жизнь, сознательное отречение от жизненных благ. Монастыри и монахи должны были стать, по мнению Н.Сорского, «центрами духовного просвещения, и утешения», где не должно быть дорогих сосудов, «золотых или серебряных», поскольку «чем жертвовать в церкви – лучше раздать нищим».

Сорский критически относился не только к беззаботной жизни монахов в монастыре, но и к церковной литературе: «Писания бо много, но не вся божественная суть: кая – заповедь Божья, кое – отеческое предание, а кое – человеческий обычай». Такое отношение к священным текстам вызвало суровое нарекание со стороны официальной церкви и, как писал сам Нил Сорский, «хулу чудотворцев древних и новых».

Нил не был политиком, не имел качеств борца за идею. Защищая близкие ему идеи монастырского нестяжательства, он уклонялся от полемики в свою пустынь, будучи верным идеалу: «молчание любити и не выситися в беседах нелюбопрепирательных». Своих учеников он убеждал избегать споров и конфликтов с защитниками монастырского землевладения («не подобает на таковых речами наскакати... и укорити»).

Стремясь к созерцательному экстазу, он повторял «Путь жизни сей краток есть. Дым есть житие сие!», отрекаясь и от «мира», и от борьбы с мирским злом.

Идеями Нила Сорского и других нестяжателей о неприятии монастырского землевладения уже после его смерти прикрывалась борьба за свои земли и за участие в управлении государством крупного вотчинного боярства, выступавшего против могущества централизованной власти великого князя. Взгляды Нила на монастырское «нестроение» сыграли положительную роль в оздоровлении монашеской жизни – правда, в довольно ограниченном масштабе, в кругу скитских монастырей, преимущественно на окраинах Московского государства. Ученики и последователи «великого старца» делали практические выводы из его учения, порой весьма далекие от его мистико-аскетических принципов.

Неизвестно, был ли Нил Сорский формально канонизован. Осуждение взглядов его последователей свершилось спустя четверть века после смерти Нила Сорского на церковном соборе 1531.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева