Изображать человека – важнейшая задача художника. Для того, чтобы научиться принципам реалистичного рисунка, стоит изучить наш курс пластическая анатомия для начинающих. Нужно не только воспринимать то, что на поверхности и просто копировать формы, а знать закономерности внутреннего строения, понимать, как это влияет на пластику.

Что изучает пластическая анатомия?

Изучение пластической анатомии начинается с понимания того, что образует внешний вид человека: его скелет и мышцы, вникает в детали и основные движения, пропорции. А также занимается освоением метода изображения фигуры исходя из анатомических основ:

  • Строения скелета – он состоит из костей, которых более 200, они скреплены соединительной тканью. Скелет выполняет различные функции, которые условно подразделяют на несколько групп: механические и биологические;
  • Видов суставов – так как сустав влияет на внешнюю форму тела, важно знать его строение и видимые части;
  • Мышечной массы – которая образует основу и изменяет форму фигуры при сокращении или расслаблении.

Понимая, как устроено тело можно понять, как костная или мышечная система влияет на пластику и форму.

Основные разделы пластической анатомии

В пластической анатомии пристальное внимание уделяется видимым формам, движениям тела и его отдельным частям, что очень важно для художника. Значимое место занимают вопросы, которые не охватывают разделы медицинской анатомии:

  • Изучение пропорций – современные художники придерживаются эстетических канонов, которые считают единицей измерения тела высоту головы: длина должна равняться 8 отрезкам, которые соответствуют высоте головы;
  • Ракурсы и перспектива – без понимания этих базовых определений невозможно грамотно выполнить изображение;
  • Половые и возрастные характеристики;
  • Эмоции и мимика – изучая мимические мышцы и их связь с тканями лица и кожей можно правильно выразить эмоции в рисунке.

Основное место в занятиях по изучению пластической анатомии занимает изучение конструктивных схем, которые представляют основу для запоминания строения человека и удобны в применении на практике.

Последовательное изучение всех базовых разделов станет фундаментом для развития личности художника и его профессиональных навыков.

Программа курса

Пластическая анатомия для начинающих – это уроки по освоению художественной анатомии из серии «академический рисунок». Участники курса получат практические навыки о изображении, различных трансформациях формы, анализе и моделировании. А также:

  • Научатся определять основные пропорции человеческого тела и делать наброски фигур;
  • Познакомятся с анатомическими особенностями строения черепа и лицевых мышц;
  • Научатся изображать костную структуру головы и ее мускулатуру;
  • Изучат анатомическое строение торса;
  • Смогут изобразить костную структуру и мускулатуру торса.
  • Изучат анатомию конечностей, сделают зарисовки и изображение;
  • А также узнают, что такое композиция ракурсов и светотеневая проработка.

Преподавательский состав арт-студии – это молодые и творчески одаренные художники, постоянно практикующие и достигшие определенных результатов в своем творчестве.

Записываясь на курс, можно сначала посетить первое пробное занятие, которое поможет принять окончательное решение пройти весь курс. Занятия проходят как в индивидуальной форме, так и в групповой. По окончанию курса выдается сертификат о его прохождении. Оставьте заявку или позвоните – и возможно любовь к рисованию станет профессией и делом всей жизни.

Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей.

Продумывайте рисунок в простых объемах

Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры. Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным.

Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.

(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)

Помните: Используйте анатомический справочник только для того, чтобы понять, что находится под наружным покрытием тела, но также думайте о каждой мышце в трехмерном пространстве. Не рисуйте мышцы как ряд обыкновенных линий. Вообразите их в виде сфер, кубов и цилиндров.

Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.

2. Не акцентируйте свое внимание только на мышцах

Многие художники уделяют большое внимание анатомической проработке в своих работах, из-за чего персонажи получаются мускулистыми или слишком сухощавыми. Фигуры часто выглядят так, словно у них нет кожи и жира. Мышцы нужны для того, чтобы придать больше реализма образу, но они не должны быть главным фокусом изображения.

Используйте мышцы для усиления действия на рисунке

В центре изображения следует передать действие, эмоцию или личностные качества субъекта. Вы же не хотите, чтобы публика смотрела только на некоторые части вашего рисунка; вам нужно, чтобы наблюдатель наслаждался всей фигурой целиком и интересовался тем, что делает эта фигура и кем она является.

Чтобы правильно сосредоточиться на действии, всегда желательно начинать все ваши рисунки с изображения телодвижений. Это является своеобразным планом действий. Все, что происходит после, поможет прояснить и закрепить это действие.

Мышцы должны быть направлены на усиление движения нарисованной фигуры, но не должны привлекать к себе внимание. Хорошим примером являются персонажи комиксов, которых художники изображают с преувеличенной анатомией, чтобы наиболее наглядно была представлена их сила.

Более успешны те комиксы, которые не описывают мышцы героя, а демонстрируют силу персонажа в какой-либо истории. Объем мышц предназначен, прежде всего, для привлечения внимания через тело персонажа к точке действия. Читатель не останавливается, чтобы посмотреть на хорошо развитую мускулатуру главного героя.


(Обратите внимание, как мышцы на рисунке справа отражают телодвижение, изображенное слева. Мышцы используются для усиления действия фигуры, они не являются фокусом рисунка)

Помните: Анатомия нужна не только для того, чтобы рисунок казался более реалистичным, но и для передачи действия и положения всей фигуры.

Художники, применяя базовые формы для создания фигуры, часто ошибаются в использовании одних и тех же форм для построения каждой фигуры.

Подстраивайтесь к вашему собственному предмету

Создавая фигуру, вам необходимо искать и приспосабливать требующийся материал к предмету, который вы создаете. Вы же не собираетесь использовать те же самые формы для изображения культуриста, так как он будет похож на борца сумо или бегуна.

Вы должны посмотреть на предмет и выяснить, какие формы являются подходящими для создания образа. Например, некоторые люди имеют квадратовидную форму головы, которая должна быть построены из кубов, а другие - круговидную форму, получаемую из сфер.


(Эти две фигуры находятся в одной и той же позе, но созданы из разных форм. Фигура справа построена из больших блоков, что делает образ более крепким)

Помните : Не нужно постоянно следовать формулам. Наоборот, подстраивайте фигуры к собственному предмету.

4. Не копируйте то, что видите

Если вы копируете увиденное, вы никогда не создадите то, что вы себе представляете. Нет никакого смысла тиражировать фото в чертеже. Зачем дублировать то, что уже существует, когда вы можете интерпретировать и адаптировать изображение по своему усмотрению?

Создайте увиденное на вашей странице

Наблюдательские навыки важны не только для копирования увиденного. Используйте эти навыки для анализа уникальных форм вашего образа, чтобы вы могли перенести их на страницу. Это означает, что вы не просто дублируете части тела. Наоборот, вы воссоздаете фигуру на листе с нуля. Вы начинаете с принятия телодвижения, перестраиваете фигуру трехмерным образом с помощью основных сфер, кубов и цилиндров, затем преобразовываете фигуры в анатомические формы. Это совершенно другой процесс, нежели простое повторение того, что вы видите.

Вы комбинируете увиденное с вашими трехмерными знаниями анатомии, чтобы воссоздать фигуру на странице. Это не только поможет вам разработать рисунок, обладающего массой, но и позволит вам адаптировать и изменить фигуру для создания чего-нибудь нового.


(Это забавный рисунок, помогающий проиллюстрировать важность понимания 3D-форм фигуры, для того чтобы воссоздать ин на листе. Это совсем другой образ мышления, чем простое копирование контуров)

Помните : Работа художника не должна повторять то, что он или она видит. При изображении фигуры вы привносите свои знания анатомии и объемов в рисунке, а не просто копируете контуры. Это делает вашу работу ценной.

5. Обращайте внимание на пропорции и анатомию

Чтобы нарисовать реалистичную фигуру, вам нужно обратить внимание на точное принятие пропорций и анатомии фигуры. Это происходит как от изучения анатомии, так и от хороших навыков наблюдения.

Не будьте слишком жесткими

Анатомия и пропорция важны. Но по-отдельности они не сделают интересного рисунка. Рисунок фигуры, который похож на личность или выглядит динамичным, будет интереснее, чем тот, который содержит в себе соблюдение всех правил.

Анатомия и пропорция играют вспомогательную роль в изображении телодвижений. Главное - передать динамику, движение, позу фигуры, а детали второстепенны. Каждый шаг вашего рисунка должен состоять в том, чтобы создать единую фигуру, которая имеет энергию, даже если это требует изменения пропорций или анатомии.


(Эта фигура имеет преувеличенные пропорции - аналогичные тем, которые используются при рисовании модной одежды. Не важно, что это неправильно, если решение преувеличить является целенаправленным. Вы можете найти множество примеров художников, которые искажают и преувеличивают пропорции по стилистическим причинам)

Помните : При рисовании анатомии художники создают реалистичные фигуры, которые, как кажется на первый взгляд, имеют фактическую массу и объем. Однако анатомия должна добавлять лишь иллюзию движения фигуры и не отвлекать внимания от этого.

Теперь, когда у вас есть лучшее понимание изображения анатомии для новичков, переходите от теории к практике рисования человеческих фигур.

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека . Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников , которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей , обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы , которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица .

Это все скелетные мышцы . Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон , каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки . Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тел а: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

Эта программа демонстрирует работу пищеварительной системы через вскрытие тела женщины.

Он демонстрирует прохождение через рот еды, вниз по пищеводу и удаляет весь брюшной квартал от языка вплоть до ануса, и, после рассечения все органы желудочно-кишечного тракта распутывает на всю длину — семь метров.

5 фильмов доктора Гюнтера фон Хагенса знакомящих с миром анатомии человека. Фильмы сняты очень качественно и с подробными примерами. У неподготовленного человека могут вызвать шок .

Доктор Фон Хагенс приглашает аудиторию в удивительное путешествие по телу человека, исследуя функции, которые мы выполняем каждый день, но большинство из нас не знает, как они работают. В каждой программе, он выполняет человеческое вскрытие, сосредоточив внимание на различных аспектах анатомических систем. Этот фильм снимался перед приглашённой аудиторией в Германии, чтобы объяснить всё, что Вы хотели бы узнать о человеческом теле.

Репродуктивная система. На русском.

Д-р фон Хагенс вскрывает мужчину и женщину чтобы показать Вам репродуктивную систему обоих полов.

Следуя по пути сперматозоидов из яичка, вдоль семявыносящих протоков из пениса, он продолжает своё путешествие внутри женских органов, где он рассекает сначала матку и, наконец, демонстрирует, как ребёнок проходит через таз.

Движение

Доктор Фон Хагенс вскрывает человека, чтобы объяснить нам, как мы движемся. После удаления всей кожи в одной части, фон Хагенс демонстрирует мышцы рук и ног. Затем он открывает череп, кусочки мозга и удаляет спинной мозг и седалищный нерв в один длинный кусок.

Циркуляция.

Этот эпизод показывает, как работает дыхательная и кровеносная системы.

Д-р фон Хагенс демонстрирует инфляции и дефляции лёгких и исследует сосудистую систему, вскрывая сердце и нагоняя искусственную кровь в вены.

Финальная серия

Наш рот - замечательная вещь! Зубы тщательно измельчают пищу. Слюна обильно смачивает ее и помогает выявить вкус. Язык перемещает пищу во рту и в конце концов отправляет пищевой комок в конец ротовой полости, к началу глотки, а далее он следует в пищевод.

ЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ

Все начинают свой жизненный путь одинаково - с оплодотворенной яйцеклетки, размером меньше, чем точка в конце этого предложения. Развитие ребенка в животе матери - один из наиболее захватывающих этапов жизненного цикла человека.

НЕРВЫ

Нервная система - самая важная из всех систем организма. Она включает в себя головной и спинной мозг и миллиарды нервных клеток с длинными отростками. Благодаря нервной системе мы можем чувствовать, думать, мечтать, видеть сны, дышать, двигаться, смеяться, запоминать, писать и читать. Одним словом, быть людьми.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Сердце, кровь и кровеносные сосуды составляют сердечно-сосудистую систему человека. Сердце отвечает за перемещение питательных веществ и газов по организму. По артериям кровь движется от сердца ко всем органам, а по венам она совершает обратный путь к сердцу.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Пищеварительная система состоит из различных органов, которые, работая совместно, превращают съеденную нами пищу в питательные вещества и энергию, которые поглощаются и используются клетками и тканями нашего тела.

ДЫХАНИЕ

Человек может выжить без воды несколько дней, без пищи - одну-две недели, а без кислорода он сможет просуществовать лишь несколько минут. Дыхание - одна из наиболее важных жизненных функций организма, и мы делаем более 20тыс. дыхательных движений в день, почти не задумываясь об этом.

КРОВЬ

Почему кровь красная. Кровь красная потому, что содержит красные кровяные тельца эритроциты. Они красные, потому что содержат красный пигмент гемоглобин, который обладает уникальной способностью присоединять и отдавать кислород и таким образом разносить его по организму. Кровь, богатая кислородом, обладает более ярким насыщенным красным цветом, чем кровь, в которой кислорода мало.

НАЧАЛО ЖИЗНИ

Ребенок развивается в лоне матери (в матке) 38-40 недель. Там ему тепло, безопасно, сытно. А во время рождения он переживает настоящий шок: на него обрушиваются свет и звуки внешнего мира!

КОЖА

Наша кожа - живая. Это самый обширный орган человеческого организма.

Она состоит из множества слоев клеток, в которые органично вплетаются нервы, кровеносные сосуды, волосяные фолликулы, железы и окончания нервов.

ОТХОДЫ

Выделение - это процесс удаления вредных продуктов обмена. Их необходимо выводить из организма, чтобы поддерживать его в здоровом состоянии. Выделительная система включает почки, печень, мочевой пузырь и кишечник.

КИСТЬ

Рука - одна из наиболее важных частей человеческого тела. Наша рука великолепно приспособлена для совершения самых разнообразных действий - от удержания теннисной ракетки до вдевания нитки в иголку.

СТОПА

Стопы наших ног невероятно крепки, выносливы и упруги. Они выдерживают весь вес нашего тела, но тем не менее способны на изящные движения, когда мы становимся на цыпочки. Пальцы наших ног приспособлены поддерживать баланс тела, а кожа стопы толще, чем в любом другом месте тела.

УХО

Ухо - орган чувств, не только воспринимающий звуки, но и играющий главную роль в нашем чувстве равновесия. Ухо - чрезвычайно сложный орган, который состоит из трех отделов: внешнего уха, среднего уха и внутреннего уха.

НОС

Чудесный свежевыпеченный пирог из духовки. Весенние цветы на лугу. Груда грязной одежды. Как же мы различаем эти и тысячи других запахов? Конечно же с помощью носа! Давайте познакомимся поближе с этим поистине удивительным органом!

ГЛАЗА

С момента пробуждения утром и до момента, когда мы ложимся спать вечером, наши глаза собирают информацию и отсылают ее для расшифровки в мозг. Наши глаза - это очень чувствительный и сложный прибор. Их надо беречь от яркого солнечного света и случайных травм.

ВОЛОСЫ

Люди - одни из самых волосатых созданий на планете! Каждая часть нашего тела, за исключением губ, ладоней рук и поверхности ступней, покрыта волосами. Кожу взрослого человека покрывает около 5 млн. волосков. Приблизительно столько же волос и у гориллы, только у нас они гораздо тоньше и короче.