Тема: Мир глазами эколога

Цели:

1. Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

2. На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.

3. Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Идем мы с тобой по тропинке лесной,

Вопросы нас обгоняют гурьбой.

Дана нам возможность экологами стать,

Чтобы экологические проблемы решать.

- Сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога.

II. Проверка домашнего задания.

- Мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Какая наука рассказала нам о жизни первобытных людей?

-- История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.

Учащиеся рассказывают о работе археологов и ученых-историков.

- Чтобы открыть вторую страничку нашего урока, вы должны решить кроссворд и прочитать спрятанное слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Столетие.

2. Наука о прошлом человеческого общества.

3. 10 веков.

4. Предмет, выставленный в музее, на выставке.

5. Наука, изучающая прошлое человечества по данным, необходимым при раскопках.

6. Учреждение, где хранятся старые документы.

III. Работа над новой темой урока.

- Прочитайте ключевое слово. Что обозначает «экология»?

--- Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить.

- Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «логос» – наука.

Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна была пища. Наши далекие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.

Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решить покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить все живое.

Человек, словно сказочный великан-великанище, все может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольется. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, – вот в чем вопрос.

Прочитайте статью учебника «Сын или покоритель?» на с. 41 и ответьте на вопрос: «Кем человек должен стать для природы?»

Учащиеся читают.

--- Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.

- Правильно. Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, ученые-экологи, должны обсудить три экологические проблемы.

Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?».

СКАЗКА О «НЕФТЯНОЙ» РЫБКЕ

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а еще и с... ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную, «лысую» шину.

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, конечно, заговорила бы она человеческим голосом.

Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

- Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостней. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют и даже гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать – от голода. Опираясь на эти данные, заполним схему.

- 80 % загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. А какие принимаются меры по охране океанов?

- Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России». Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей.

Учитель. Ребята, заполните таблицу «Меры защиты океана от загрязнений».

- А что же самое главное? Что должно быть в людях, чтобы спасти Мировой океан от экологической катастрофы?

--- Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы.

- Переходим к обсуждению второго вопроса.

Вторая проблема – «Как спасти тропические леса?». Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в тропики!

IV. Продолжение работы над новой темой урока.

- Вот мы и оказались в тропических лесах Африки! Тропические леса – это «легкие» нашей планеты. Ученые выяснили удивительные экологические связи между организмами тропического леса. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания. Это отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что в этой цепи у нас тоже есть свое определенное место. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных. Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия. Заполним схемы:

- На нашей планете уже уничтожено больше 50 % тропических лесов. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Учащиеся высказывают свои предложения.

- Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф. Переходим к решению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?»

Учитель предлагает детям самостоятельно изучить эту проблемы, прочитав статью «Как избавиться от мусора» на с. 44 учебника.

Беседа по прочитанному материалу.

- Откуда появляется мусор?

--- Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

- Как же можно избавиться от мусора?

---- Мусор можно сортировать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.

- В Прибалтике уже существуют такие заводы. Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.

V. Закрепление изученного материала.

- Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть?

---- Может. Если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать ее.

- А может ли один человек вылечить планету?

--- Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, так как они являются ее частью.

- Верно. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью учебника «Лечить планету сообща» на с. 44-46

VI. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся делают вывод, что человек – это часть Природы, поэтому он должен уважать ее, заботиться о ней, а не покорять.

- Удалось ли человеку покорить природу? Так кем же является человек – сыном Природы или покорителем?

А в заключение я хочу прочитать вам стихотворение С. Викулова «Монолог природы». А вы его внимательно послушайте и постарайтесь сохранить о нем память.

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастье

Подарить – в моей все это власти! –

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой… И, наконец,

Солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги,

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожишь (зверь не карандаш) –

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня.

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня!

Домашнее задание.

С. 41-47

1. Волнует ли тебя состояние окружающей среды в твоём крае, в стране, на всей планете? Если да, то почему? Напиши.

Да, конечно! Ведь это может коснуться меня и моих близких. Нам нужна еда и вода, но если будет грязная вода мы не сможем ее пить. Если вырубать деревья в огромном количестве, то будет меньше кислорода, а нам нужно дышать!

2. Папа Серёжи и Нади предлагает задание. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем.

Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы.

3. Какие ещё экологические проблемы планеты тебе известны? Напиши.

Загрязнение воздуха, озоновые дыры, вымирание животных.

4. С помощью учебника приведи примеры (1-2 в каждом пункте).

а) Международные соглашения по охране окружающей среды.

Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.

б) Международные экологические организации.

Всемирный фонд дикой природы, Гринпис.

в) Международные экологические дни.

Всемирный день воды, День Земли, День работников леса.

5. По заданию учебника (с. 47) подготовь сообщение о работе международных экологических организаций в России.

Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

Тема сообщения : Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

План сообщения:

  1. Создание Всероссийского общества охраны природы
  2. Современные функции и задачи ВООП
  3. Возможности ВООП в наши дни.

Важная информация для сообщения:

Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году. Сначала главной задачей этой общественной организации было сохранение и восстановление природных запасов, а также пропагандирование необходимости защиты и охраны окружающей среды среди населения.

Сейчас функции и задачи общества расширились. Так ВООП проводит следующие мероприятия:

  • экологическое образование и воспитание населения
  • пропаганда экологических знаний
  • работы по озеленению и благоустройству городов и поселков
  • расчистка берегов рек и родников
  • научные исследования в сфере экологии и сохранения окружающей среды
  • общественные контроль за соблюдением природоохранного законодательства,
  • консультации по охране природы
  • обеспечение населения качественным посадочным материалом и семенами
  • создание и поддержание клубов по цветоводству, садоводству, голубеводству, аквариумистике, а также клубов любителей животных

Также Всероссийское общество охраны природы реализует значимые общероссийские экологические программы: «Общественный контроль», «Родники», «По оздоровлению малых рек», «Памятники природы».

Расширились и возможности этой общественной организации, например, в наше время в её рядах насчитывается около 2,5 миллионов членов и сторонников. В распоряжении ВООП современные лаборатории, научно-исследовательские центры, центры воспитательной работы с населением и детские секции.

Источник (источники) информации: Интернет

6. Изготовь для себя «Экологический календарь». Вырежи его из Приложения и наклей на плотную бумагу. Объясни, как ты понимаешь смысл каждого международного дня. Если потребуется, обратись к дополнительной литературе, Интернету. Используй этот календарь при подготовке в классе различных экологических мероприятий.

Ежегодно во всем мире 3 марта отмечается Всемирный день дикой природы. Всемирный день дикой природы предоставляет возможность обратить внимание на многообразие и красоту проявлений дикой фауны и флоры, а также помогает повысить информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью. Кроме того, этот День напоминает нам о необходимости усиления борьбы с преступлениями в отношении дикой природы, имеющими далеко идущие экономические, экологические и социальные последствия.

21 марта в мире отмечается Международный день лесов . В этот день государствам-членам ООН рекомендуется проводить массовые мероприятия, например, кампании по высадке деревьев, с учетом традиций и природных особенностей стран.

Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды . Всемирный День воды призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной; задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле; привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов, принимать необходимые меры для решения проблемы снабжения населения питьевой водой.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, государствам предложено проводить в этот день мероприятия, посвященные сохранению и освоению водных ресурсов.

22 марта по всему миру отмечается День Матери - Земли . Он призван привлечь внимание мировой общественности к экологическим проблемам. Поэтому в этот день проводятся экологические акции и мероприятия - научные конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев. В России День Матери-Земли считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами. Проводятся различные экологические акции и мероприятия, направленные на экологическое просвещение и заботу об экологии.

Ежегодно 22 мая в мире отмечается Международный день биологического разнообразия . Главная задача Международного дня биологического разнообразия – обратить внимание общественности на проблему безвозвратного исчезновения на Земле многих представителей флоры и фауны. Одним из способов борьбы за сохранение разнообразия жизни на нашей планете является охрана редких и исчезающих видов растений и животных. Эксперты подсчитали, что каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны.

Всемирный день окружающей среды ежегодно отмечается во всём мире июня. В этот день в разных странах мира проводятся мероприятия, подтверждающие стремление общества к сохранению и улучшению окружающей среды.

8 июня отмечается Всемирный день океанов . Всемирный день океанов – день, который дает повод вспомнить о том, что Мировой океан является колыбелью жизни на планете Земля, 70% которой покрыто водой, ресурсы океана – залог развития и дальнейшего существования человеческой цивилизации, его пространства – арена мировой торговли. Роль Мирового океана в регулировании климата является системообразующей, его воды – один из главных поглотителей углекислого газа. Во Всемирный день океанов по всей планете проводятся фестивали и парады на морскую тематику, выставки, экологические митинги и акции. Жителям разных стран рассказывают о том, какой вклад они могут внести в защиту океанов.

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой проводится ежегодно 17 июня. В этот день правительство всех стран мира должно задуматься о том, какой ущерб наносит опустынивание, и какие меры могут быть приняты для борьбы с этим явлением. Опустынивание приводит к потере биологической продуктивности земель. Оно является одной из самых больших угроз человечеству. Это глобальная проблема затрагивает около 1/5 часть населения нашей планеты и касается более 100 стран. Для эффективного решения данной проблемы необходима высокая информированность о причинах и процессах опустынивания. Очень важно при этом также и международное сотрудничество.

Международный день охраны озонового слоя - это 16 сентября. Деятельность человека, в частности промышленность, привела не просто к истончению озонового слоя, но и к образованию в нем так называемых дыр. Первая озоновая дыра была зафиксирована учеными над Антарктидой в 1985 году, потом были обнаружены и другие озоновые дыры над нашей планетой. Разрушение озонового слоя над земным шаром чревато непоправимыми отрицательными последствиями для всего населения Земли: к раковым заболеваниям населения и к гибели животных и растений. Поэтому очень важно проводить работу по сокращению выбросов опасных для озонового слоя веществ.

Всемирный день почв ежегодно отмечается многими государствами 5 декабря. В этот день проводятся всевозможные акции по защите почв, парады, торжественные заседания общественных организаций, фестивали и мероприятия по защите и восстановлению почв, например, посадка деревьев.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Презентацию на тему "Мир глазами эколога" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Экология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Прошлое и настоящее

глазами ЭКОЛОГА

Слайд 2

Слайд 3

Сегодня мы отправимся вместе с учёными экологами на 15 – 25 тысяч лет назад. Примерно в это время первые земледельцы бросили в почву первые зерна в надежде, что они дадут новые растения и принесут им ещё больше зёрен. Пока человек довольствовался собиранием растений и охотой на животных, он подстраивался под существующую систему природы. Но именно в то время уже началось истребление некоторых животных. Начав выращивать растения, человек начал преобразовывать природу.

Слайд 4

С расцветом сельского хозяйства плодородные земли, на которых выращивали растения, стали разрушаться. С появлением техники, производственных предприятий вред становился всё больше и больше. Человек стал замечать последствия своих действий и задумываться о будущем. Что же бросилось в глаза людям? По вине человека планета стала заболевать, как человек. И как человека её надо лечить. Кто же должен позаботиться о нашей планете?

Слайд 5

Тур Хейердал – известный норвежский этнолог (учёный, изучающий особенности быта, нравов, культуры какого-то народа) и археолог. Его заинтересовали пути, по которым народы перемещались от континента к континенту, поэтому он стал мореплавателем. В 1947 году Хейердал построил плот из 9 брёвен, скреплённых верёвками из стеблей растений, закрепил на нем парус и отправился в в плавание по Тихому океану.

Слайд 6

Учёный со своими товарищами путешествовал на плоту 101 день. Всё, что он увидел за это время, норвежец описал в своей книге. В 1959 году отважный мореплаватель отправляется в новое путешествие. Для него он построил по старинным египетским рисункам лодку, которую назвал в честь египетского бога Солнца – «Ра». Лодка «Ра» проплыла от берегов Африки до островов Центральной Америки. В экипаж был включён и врач из России – Юрий Сенкевич. Сегодня он является ведущим телепередачи «Вокруг света».

Слайд 7

Что увидел учёный во время путешествия, мы узнаем, прочитав статью «Как сохранить океан от загрязнения» Большая часть отходов деятельности человека попадает в итоге в Мировой океан. Каждый год в него сбрасывается около 320 миллионов тонн железа, 6 с половиной тонн фосфора, 2 миллиона тонн свинца. Но опаснее всего – нефтепродукты. Они поступают в океан из нефтяных скважин, танкеров, речных стоков. В течение года океан принимает от 2 до 10 миллионов тонн нефтепродуктов.

Слайд 8

Одна тонна нефти покрывает очень тонкой плёнкой 12 квадратных км водной поверхности. В океанскую воду попадают также металлы, многие из которых ядовиты. Накапливаясь в организмах животных, металлы наносят вред тем, кто питается этими животными. Следовательно, человек, не задумываясь об этом, может отравить сам себя.

Слайд 9

А сколько в океане плавает различного мусора. Американские учёные подсчитали, что в районе Гавайских островов плавает около 35 миллионов пластиковых бутылок.

Защищать Мировой океан должны люди всех стран.

Слайд 10

Вторая проблема человечества – спасение лесов. Леса занимают на планете 1/3 всей поверхности суши. Они поглощают из атмосферы 119 миллиардов углекислого газа и выделяют 86 миллиардов кислорода в год. Больше половины мировых запасов леса – тропические леса. Половина всех тропических лесов находится в Южной Америке.

Слайд 11

В этих лесах обитает огромное количество разнообразных растений и животных, многие из которых до сих пор не изучены. Сегодня над лесами Амазонки навесла угроза вырубки. Сельва, так называют этот лес местные жители, гибнет из-за того, что человек вырубает и выжигает леса. Тропические леса вырубают для того, что разделать земля под поля и строительство.

Слайд 12

Леса влияют на распределение тепла на планете, регулируют сток рек, газовый состав атмосферы. От количества лесов зависит климат Земли.

Спасти леса - задача каждого.

Слайд 13

Слайд 14

Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу, на лугу. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковую упаковку. Часто мусор сжигают, и тогда едкий дым отравляет воздух. На пластмассы ранее возлагались большие надежды. Учёные считали, что она заменит металлы и древесину. Теперь ученые ломают голову над тем, как поступать с пластиковыми изделиями, когда они приходят в негодность.

Слайд 15

В науке выделилось целое направление – гарбалогия, что в переводе обозначает «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. Мы тоже часто используем вещи, которые оказываются не такими безобидными, как кажется на первый взгляд. Например, различные батарейки после их использования нельзя превращать в игрушки, а надо выбрасывать на свалку. Опасными для здоровья становятся просроченные лекарства.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.