Описание результатов профессиональной педагогической деятельности
учителя-логопеда Янчи Виктории Юрьевны
в соответствии с образовательной программой муниципального
общеобразовательного учреждения МКОУ «Кодинской средней общеобразовательной школы №2»
Красноярского края Кежемского района города Кодинска.
Целью педагогической деятельности является коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Осуществляю деятельность в соответствии с заключением и рекомендациями ТПМПК
Разработала рабочую программу на основе инструктивно – методического письма под редакцией А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой с использованием региональных авторских программ Е.В. Мазановой, С.П Цукановой «Коррекция письменной и устной речи младших школьников» , которая получила положительную оценку методического совета образовательного учреждения. Особое место отводится в данной программе диагностическому этапу коррекционно-логопедической деятельности. Изучение личности ребенка позволяет выявить причины нарушений. С мая месяца каждого учебного года совместно с учителями начальной школы включаюсь в программу психологического мониторинга младших школьников «Готовность будущих первоклассников к школе». В 2017-2018 уч. году у 25% учащихся был выявлен низкий уровень готовности к школе.
За три года для индивидуальных и групповых занятиий выявленно 62 обучающихся с нарушениями речи: 32 ребенка с ОНР, 23 ребенка с СНР, 7 с ОНР.
Наблюдается стабильная динамика результатов работы с детьми, имеющие речевые нарушения: 2015-2016г. - средний и высокий уровень речевого развития детей - 56%, 2016-2017 г. – 73%, 2017-2018г. - 94% детей.
Показатели развития познавательной деятельности учащихя 1-4 классов с нарушением речи.
показатели | 2015-2016 | 2016-2018 | 2017-2018 |
Познавтельная активность | |||
Общая осведомленность | |||
Зрительный гнозис | |||
Социально-бытовая ориентировка | |||
Слуховой гнозис | |||
Тактильный гнозис | |||
Внимание | |||
Пространственный гнозис | |||
Мнестическая деятельность | |||
Мыслительная деятельность | |||
Речевое развитие |
Мною систематизированы данные и составлены индивидуальные карты развития обучающихся, при помощи которых можно совершать постоянный контроль прохождения программы и отслеживания динамики развития.На каждого ребенка ведется протокол логопедического обследования, разрабатывается индивидуальная программа логопедического сопровождения.
Положительная динамика в результате комплексного подхода при логопедическом воздействии наблюдается не только в исправлении звукопроизношения, но и всех сторон речи школьников.
Показатели результативности речевого развития детей, имеющих системное недоразвитие речи обучающихся по адаптированным основным образовательным программа для детей с умственной отсталостью 2 класс.
показатели | 2016-2017 (1 класс) | 2017-2018 (2 класс) |
Грамматический строй | ||
Импрессивная речь | ||
Навык чтения | ||
Навыки языкового анализа | ||
Связная речь | ||
Словообразование | ||
Фонематическое восприятие | ||
Экспрессивная речь |
По представленным данным в таблице отслеживается улучшение речи учащихся, посещающих индивидуальные и групповые занятия.
Показатели результативности речевого развития детей имеющих общее недоразвитие речи обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программа для детей с задержкой психического развития 2 класс.
показатели | 2016-2017(1 класс) | 2017-2018 (2 класс) |
Грамматический строй | ||
Импрессивная речь | ||
Навык чтения | ||
Навыки языкового анализа | ||
Связная речь | ||
Словообразование | ||
Фонематическое восприятие | ||
Экспрессивная речь |
К концу 2017-2018 учебного года улучшилось состояние звукопроизношения детей. Выполняя задания, дети перестали испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков на слух и в произношении, так же хорошо стали воспроизводить слоговые цепочки. Большинство звуков были поставлены и введены в речь, некоторые звуки находились на стадии автоматизации.
Результаты на данный момент свидетельствуют в целом об эффективности коррекционного воздействия на развитие фонематического восприятия у учащихся младшего школьного возраста.
Показатели результативности комплексного речевого развития детей
имеющих тяжелые нарушения речи обучающихся по специальным индивидаульным программам развития 3-4 класс.
показатели | 2016-2017 (1класс) | 2017-2018 (2класс) |
Грамматический строй | ||
Импрессивная речь | ||
Навык чтения | ||
Навыки языкового анализа | ||
Связная речь | ||
Словообразование | ||
Фонематическое восприятие | ||
Экспрессивная речь |
Результатом, целенаправленное проведение занятий со школьниками с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры речевого дефекта, уровня сформированности психологической базы речи, звукопроизношения, слоговой структуры, лексико-грамматических категорий и связной речи в значительной степени способствует коррекции имеющихся речевых расстройств и всестороннему психоречевому развитию.
Регулярно повышаю уровень профессионального мастерства через обучение на курсах повышения квалификации, участие в работе школьного и районного методического объединения учителей-логопедов и дефектологов.
Темами самообразования служили: "Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития", "Формирование грамматического строя речи у детей с нарушение м интеллекта"
Представляю наработанный опыт и результаты деятельности педагогическому сообществу образовательного учреждения и законным представителям обучающихся.
На образовательном педагогическом портале Мультиурок создан персональный сайт https://сайт/logopedistviktoriayurievna/files, где публикую методический материал наработанный и обобщённый мною.
2017 г.- выступления на РМО учителей – логопедов и дефектологов по темам: «Инновационные методы и методики в обучении детей с ОВЗ» 2018г. «Комплексное сопровождение обучающихся с РАС».
Совместно с родителями и классными руководителями готовлю необходимую документацию на ТПМПК, провожу в системе индивидуальные консультации с родителями.
Активно работаю с родителями Регулярно выступаю на родительских собраниях с темами: «Итоги обследования первоклассников», «Дисграфия», «Организация логопедической работы в школе», Данные темы являются интересными для родителей вызывают много вопросов. Для оптимизации работы с родителями мной ежегодно оформляется и пополняется стенд «Для Вас, родители». Провела открытые занятия для родителей по коррекции нарушений звукопроизношения: «В школу вместе со сказочными героями», «Волшебный язычок» «Повторяй за мной, делай как я».
В 2016-2017 учебном году приняла участие в международном конкурсе при поддержке Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» и одержала победу в направлении «Игра со смыслом». В результате на территории образовательного учреждения МКОУ «КСОШ№2» построены две инклюзивные детские игровые площадки общей стоимостью в 1 млн. 800 тысяч, удалось создать пространство для общения сверстников с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья.
С 2014 г являюсь классным руководителем. Привлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности: внеклассные учебные и спортивные мероприятия (Осенний клип – 2 место, 1 место – «Бережливый урожай», 2 место - Школьного смотра песни и строя, посвященного Дню защитника Отечества, 2 место – «Россия, судьба моя»).
В последнее время наиболее востребованной образовательной технологией является проектный метод, что поясняет актуальность разрабатываемых социальных проектов совместно с детьми старшего школьного возраста по поддержки и организации образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2018 году мы приняли участие в конкурсе «Социальные проекты» при Центре Детского творчества, заняв 2 место.
Показателем эффективности моей работы с родителями является их интерес к классным и школьным мероприятиям и желание участвовать в них (посещаемость составляет 90 – 95%).
Сообщаю о себе следующие сведения:
2009 г. - окончила Красноярский педагогический колледж № 2 по специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста с сохранным и девиантным поведением в развитии» (диплом с отличием)
2013 г. - завершила обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» (заочная форма) по специальности «Логопедия» Специализация «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с проблемами в развитии»
Стаж педагогической работы 9 лет, в данной должности 7 лет; в данном учреждении 7 лет.
Сведения о повышении квалификации:
2015г. - обучение по программе «Организационно-управленческие и методические аспекты введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью» в объеме 24 учебных (ККИПКиППРО)
2015 г.- обучение по программе «Модернизация содержания образования в условиях реализации ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Содержание и механизмы реализации» в объеме 108 часов («Центр повышения квалификации» по дополнительной профессиональной программе»)
2015 г. - обучение по программе «Актуальные вопросы введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» в объеме 72 часа (ККИПКиППРО)
Награды и достижения:
2018 г. Благодарственное письмо Кежемского района совета депутатов
2016 г. Грамота Управления образования администрации Кежемского района
2015 г., 2016 г., 2017г., - Грамота за качественную и высокопрофессиональную работу.
Имею активную жизненную позицию ежегодно участвую в районной спартакиаде работников образования Кежемского района.
Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда
Курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ ……………….……………………………………………...…… 3
1. ИЗУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ ………………………………………………........ 5
1.1. Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности …………………………………………………………………..… 5
1.2. Понятие «Я-концепции» и её формирование ……………………...….... 8
1.3. Профессиональная «Я-концепция» педагога …………………….…... 26
1.4. Рефлексивность и самопознание в структуре личности ……………... 28
1.5. Педагогическая рефлексия и её виды ……………………………..…... 33
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...… 40
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ………………………………………………...…... 41
3.1. Изучение потребности учителей-логопедов в изучении учащихся..... 41
3.2. Контент-анализ педагогической рефлексии …………………….....…. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..…. 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………..…...... 53
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………..…........ 56
Введение
Актуальность. Проблема педагогической деятельности и её продуктивности является одной из актуальных для педагогической психологии. Учитель-логопед является ключевой фигурой в коррекционно-педагогическом процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Он устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями, а так же взаимодействует со своими коллегами и руководством. Однако не каждому учителю-логопеду достаёт сформированности личностных качеств в доведении индивидуальной работы с трудным ребёнком до логического завершения. Здесь важным выступает сформированность рефлексивной готовности учителя-логопеда. Исследуемая в курсовой работе тема способствует пониманию самосознания учителя-логопеда; помогает понять степень сформированности рефлексии у учителей-логопедов; помогает увидеть сформированность функции анализирования, оценивания, понимания себя и индивидуального своеобразия своих учеников. Исследование профессионального мировоззрения учителя-логопеда важно для осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в их социальной и духовной жизни. Сформированность рефлексии учителя-логопеда проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия и к нормальному большинству общества – среде, в которую должны включаться воспитанники учителя логопеда.
Цель исследования – изучить степень сформированности рефлексивности как профессионально значимого личностного качества учителя-логопеда.
Объект исследования – педагогическая рефлексия.
Предмет исследования – рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителей-логопедов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические исследования по теме работы.
2. Выявить сформированность рефлексивности у учителей-логопедов.
Методы исследования:
Анализ научно-методической литературы.
Опросные методы – анкетирование.
Контент – анализ.
Гипотеза исследования. Рефлексивность является профессионально значимым личностным качеством учителя-логопеда. Источниками самосознания и рефлексии учителей-логопедов является субъекты коррекционно-образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители, руководство). В педагогической рефлексии отражены взаимоотношения логопеда с учащимися и их педагогическая позиция.
Научно-теоритические основы работы: составили научные исследования таких учёных как Л.М. Митина, Р. Бернс, У. Джемс, И.С. Кон, К.Р. Роджерс, И.И. Чеснокова и др.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (33) и приложения.
1. ИЗУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ
1.1. Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности
Профессия Учителя одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы - Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.
Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект - носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.
Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение
других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо
помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д. (11) Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.
Для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек-Человек», существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. Противопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, как это ни печально, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку - интереса «просто так». Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек-Человек». Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых основные - профессиональная компетентность и дидактическая культура.
Еще в начале века П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» (10) . П.Ф. Каптеревым были отмечены «специальные учительские свойства», к которым он отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».
Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом - в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство - субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. Второе включает педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство. Учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.
Все современные исследователи отмечают, что любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми (5) . Но также большое значение для учителя имеет желание самосовершенствования, саморазвития, так как точно еще отметил К.Д. Ушинский: «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.
П.Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные свойства, факторы, наметил их иерархию. В общем виде она может быть представлена следующим образом:
Свойства учителя:
Специальные: объективные (научная подготовка учителя) и субъективные (личный учительский талант)
Личностные: нравственно-волевые качества.
1.2. Понятие «Я-концепции» и её формирование
Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:
а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Виды профессиональной деятельности учителя - логопеда
Виды деятельности | Типовые задачи |
---|---|
Учебно - воспитательная деятельность | Осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой. Планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом. Использование совеременный научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий. Применение современных средств оценки результатов обучения. Формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода. Применение современных педагогических технологий. Организация и проведение внеклассных мероприятий. |
Диагностико - аналитическая деятельность | Проведение дифференциальной диагностики для определения типа речевого нарушения. Проведение психолого - педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам. |
Коррекционно - развивающая деятельность | Коррекционное обучение учащихся начальных классов с нарушениями речи. Реализация личностно - ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию учащихся с нарушениями речи. Осуществление профилактики речевых нарушений. |
Социально - педагогическая деятельность | Планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания. Установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в дальнейшей автоматизации приобретенных коммуникативных умений. Оказание помощи в социализации учащихся. |
Научно - методическая деятельность | Выполнение научно - методической работы, участие в работе научно - методических объединениях. Анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации. |
Консультативная деятельность | Консультирование учащихся с ограниченными возможностями здоровья ((далее ОВЗ)) (тяжелые нарушениями речи) ((далее ТНР)), их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного самоопределения. Проведение профилактической работы, направленной на создание балгоприятного психологического климата в образовательном учреждении (далее ОУ), семье. |
Культурно - просвятительская деятельность | Формирование общей культуры учащихся. |
Организационно - управленческая деятельность | Рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья младших школьников. Введение школьной и классной документации, речевых карт. Организация контроля за результатами обучения и воспитания. Управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ. Организация внеурочной деятельности. Выполнение правил и норм охраны т руда, техники безопасности и противопожарной защиты. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
по взаимодействию с субъектами
коррекционно – педагогического процесса
на 2017 – 2018 учебный год
Взаимодействие субъектов коррекционно – педагогического процесса |
|
Форма работы | Тематика |
Сентябрь |
|
Консультация для учителей | «Развитие мотивационной сферы обучения как одно из важнейших направлений коррекционной работы специального образовательного учреждения» |
Мастер – класс для воспитателей | «Организация и проведение логочаса в начальных классах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Правила заполнения тетради взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателем» |
Выступления на МО и ПМПК | «Медико – психологический анализ документов (протоколы ПМПК, медицинские карты). Результаты логопедического обследования обучающихся 1-ых классов» |
Октябрь |
|
«Особенности речевого развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» |
|
«Психологическая и интеллектуальная готовность учеников к школьному обучению» |
|
Выступления на МО и ПМПК | «Результаты логопедического обследования обучающихся 2- 4 классов. Направления коррекционной работы на 1 триместр.» |
Ноябрь |
|
Практикум для педагогов | «Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекции недостатков чтения у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями» |
Семинар для воспитателей | Развитие графомоторных навыков у школьников с недоразвитием речи и интеллекта» |
Выступления на МО и ПМПК | «Уровень речевого развития обучающихся на конец 1 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 2 триместр.» |
Декабрь |
|
Семинар для учителей начальных классов | «Коррекционная работа, направленная на исправление недостатков дикции у детей с Дизартрией» |
Консультация для воспитателей | «Причины неуспеваемости учеников начальных классов в школе. Роль воспитателей в воспитании правильной речи» |
Январь |
|
Индивидуальная беседа с педагогом – психологом | «Динамика развития психических процессов у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями» |
Индивидуальная | «Динамика развития общей моторики у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями» |
Выступления на МО и ПМПК | «Итоги 1 полугодия. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец 1 полугодия и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 3 триместр.» |
Февраль |
|
Круглый стол для педагогов | «Инновации в работе по развитию речи: знакомство с компьютерными логопедическими играми» |
«Проведение комплекса ЛФК для учащихся начальных классов с речевыми нарушениями» |
|
Март |
|
«Использование логоритмики на уроках музыки: Веселая логоритмика» |
|
Беседа с воспитателями | «Необходимость контроля за правильным звукопроизношением учеников на занятиях, во время режимных моментов и в спонтанной речи» |
Выступления на МО и ПМПК | «Итоги 3 четверти. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец 3 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы.» |
Апрель |
|
Семинар – практикум для учителей начальных классов и воспитателей | «Особенности работы со специализированными систематизированными карточками для проведения анализа звукового, слогового состава слова и анализа предложений» |
Беседа с учителями начальных классов | «Усвоение слоговой структуры слова: прием Кошки - собаки»» |
Май |
|
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе в условиях работы специального образовательного учреждения» |
|
Круглый стол для учителей начальных классов и воспитателей | «Итоги коррекционно – развивающей и воспитательной работы: успехи и трудности» |
Анкетирование педагогов | |
Выступления на МО и ПМПК | «Итоги учебного года. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец учебного года и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы за… учебный год.» |
Предварительный просмотр:
Перспективный план учителя – логопеда
по просвещению педагогической культуры родителей младших школьников на 2017 – 2018 учебный год
Форма работы | Тематика |
Сентябрь |
|
«Результаты логопедической диагностики на начало учебного года» |
|
Анкетирование родителей | «Речевой анамнез» |
«Речь и мелкая моторика», «Упражнения для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с движениями кистей рук – биоэнергопластика» |
|
Оснащение «Речевого уголка» | «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики» |
«Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы» |
|
Октябрь |
|
«Речевая готовность к школе», «Советы родителям по формированию правильной речи» |
|
Изготовление информационных папок - передвижек | «О правильном дыхании», «Дыхательная гимнастика» |
Ноябрь |
|
Изготовление информационных папок - передвижек | «Чтобы лучше говорить, нужно с пальцами дружить», «Чтобы красиво нам писать, учимся волчок пускать» |
Декабрь |
|
Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей» | «Особенности развития речи у мальчиков и девочек», «Речевое дыхание – основа жизни!» |
Изготовление информационных папок - передвижек | «Автоматизация звуков с помощью игровых приемов», «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным?» |
Оснащение «Речевого уголка» | «Игры на развитие фонематического слуховосприятия» |
Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда» | «Логопедический самомассаж мышц лица и губ» |
Январь |
|
Тематическое родительское собрание | «Мониторинг речевого развития на середину учебного года» |
Анкетирование родителей | «Эффективность и результативность работы учителя – логопеда на середину учебного года» |
Изготовление информационных папок - передвижек | «Дидактические игры и упражнения по развития слухового восприятия», «Речевые игры с детьми (развитие фонематического слуха)» |
Февраль |
|
Изготовление информационных папок - передвижек | «Формирование слоговой структуры слова», «Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией» |
Март |
|
Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей» | «Факторы, которые влияют на развитие речи детей», «Слово – основная значимая единица языка» |
Изготовление информационных папок - передвижек | «Обогащение словаря младших школьников», «Практическое овладение логико – грамматическими отношениями младшими школьниками с отклонениями в развитии» |
Оснащение «Речевого уголка» | «Упражнения с карандашом на развитие мелкой моторики» |
Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда» | Упражнения для расслабления органов артикуляции, самомассаж языка» |
Апрель |
|
Изготовление информационных папок - передвижек | «Речь и ее виды», «Развитие речевой деятельности младшего школьника» |
Май |
|
Тематическое родительское собрание | «Результаты логопедической диагностики на конец учебного года» |
Анкетирование родителей | «Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год» |
Изготовление информационных папок - передвижек | «Особенности работы учителя – логопеда по преодолению нарушений письма у учащихся начальных классов», «Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся начальных классов» |
Предварительный просмотр:
Возможный план воспитательных и спортивных мероприятий, проводимых учителем – логопедом
Сентябрь |
Торжественная линейка «Путешествие в страну знаний» |
Октябрь |
Праздник «Правильная речь» |
Ноябрь |
Утренник «Всемирный день логопеда» |
Декабрь - Январь |
Фотоконкурс «Как я провел зимние каникулы» |
Февраль |
Праздник ко дню Защитника Отечества «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Март |
Конкурс чтецов «Любимый уголок родной земли» |
Апрель |
День здоровья «Апрельские соревнования» |
Май |
Сказка – театрализация «Сказка ложь, да в ней намек» |
Предварительный просмотр:
План взаимодействия учителя – логопеда
с субъектами коррекционно – педагогического процесса
на 2018 – 2019 учебный год
Сентябрь |
|
Консультация для педагогов «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов.» |
|
Изготовление памятки «Письмо без ошибок.» |
|
Беседа с воспитателем «Организация и проведение логочаса в начальных классах для детей с ОВЗ (ТНР). Правила заполнения тетради взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателем.» |
|
Октябрь |
|
Индивидуальная беседа с педагогом – психологом «Психологическая и интеллектуальная готовность учеников к школьному обучению.» |
|
Выступление на МО «Результаты логопедического обследования обучающихся 3 класса. Направления коррекционной работы на 1 триместр.» |
|
Ноябрь |
|
Семинар - практикум для учителей начальных классов «Особенности обучения младших школьников, имеющих специфические нарушения письма и чтения различной этиологии и симптоматики.» |
|
Выступления на МО и ПМПК «Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец 1 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 2 триместр.» |
|
Декабрь |
|
Семинар для педагогов «Использование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи.» |
|
Январь |
|
Беседа с педагогом – психологом «Динамика развития психических процессов у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями.» |
|
Беседа с инструктором по физической культуре «Динамика развития общей моторики у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями.» |
|
Выступления на МО и ПМПК «Итоги 1 полугодия. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец 1 полугодия и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 3 триместр.» |
|
Февраль |
|
Круглый стол для педагогов «Способность к овладению навыками чтения. Коррекция дисграфии.» |
|
Беседа с инструктором по физической культуре «Проведение комплекса ЛФК для учащихся начальных классов с речевыми нарушениями.» |
|
Март |
|
Консультация для музыкального руководителя «Использование логоритмики на уроках музыки: логопедические распевки.» |
|
Выступления на МО и ПМПК «Итоги 3 четверти. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец 3 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы.» |
|
Апрель |
|
Семинар – практикум для педагогов «Коррекция нарушений чтения у младших школьников (таблицы М.Л.Лукашенко)» |
|
Май |
|
Анкетирование педагогов «Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год.» |
|
Выступления на МО и ПМПК «Итоги учебного года. Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец учебного года и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы за 2018 – 2019 учебный год.» |
Предварительный просмотр:
Перспективный план учителя – логопеда по просвещению педагогической культуры родителей, чьи дети посещают 3 класс на 2018 – 2019 учебный год
Формы работы с родителями | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
|
Коллективная | ||||||||||
Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей» | ||||||||||
Индивидуальная | Анкетирование | |||||||||
Индивидуальные беседы - практикумы и консультации | Проводятся по желанию родителей и по усмотрению учителя – логопеда |
|||||||||
Тетрадь домашних заданий | В течение всего учебного года |
|||||||||
Наглядная | Изготовление информационных папок – передвижек | |||||||||
Оснащение «Речевого уголка» | ||||||||||
Введение «Экрана звукопроизношения» | В течение всего учебного года |
|||||||||
Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда» |
Тематические родительские собрания
Тема: Результаты логопедической диагностики на начало учебного года.
Цель: Характеристика речи учеников на начало учебного года по результатам диагностики; ознакомление родителей с планом коррекционно – развивающей логопедической работы на год.
Тема: Мониторинг речевого развития на середину учебного года.
Цель: Подведение итогов коррекционно – развивающей логопедической работы за первое полугодие; анализ трудностей.
Тема: Результаты логопедической диагностики на конец учебного года.
Цель:
Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»
Тема: Мама – логопед: правила проведения занятий.
Цель: Повысить эффективность проведения домашних логопедических занятий.
Цель: Уточнить направления организации коррекционной работы дома.
Тема: Совместная творческая деятельность родителей и детей с системными нарушениями речи.
Цель: Обогатить педагогические знания и умения родителей через совместную творческую деятельность.
Анкетирование родителей
- «Определение рейтинга учителя – логопеда среди родителей».
- «Развитие мелкой моторики».
- «Развитие фонематического слуха в системе работы по коррекции нарушений письма у младших школьников».
- «Упражнения по развитию голоса».
- «Развитие словообразования у младших школьников с ОНР».
- «Виды речевой деятельности».
- «Развитие техники чтения у школьников с ТНР».
- «Использование зрительно – моторных координаций учащихся с ОВЗ».
Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»
- «Что делать родителям, если у ребенка появилось заикание, запинки?».
- «Физиологические итерации. Сходство и различия запинок несудорожного и судорожного характера».
- «Как родители могут помочь своему ребенку преодолеть заикание?».
Предварительный просмотр:
№ п/п | Форма работы | Тематика |
Сентябрь |
||
Консультация для педагогов | «Почему учащиеся правила знают, а пишут с ошибками». |
|
Изготовление памятки | «Как научить ребенка грамотно писать?» |
|
Беседа с воспитателем | «Организация и проведение логочаса в 4 классе для детей с ОВЗ (ТНР). Правила заполнения тетради взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателем». |
|
Октябрь |
||
Консультация для педагогов | «Формирование орфографического навыка у учащихся с дизорфографией». |
|
Выступление на МО | «Результаты логопедического обследования обучающихся 4 класса. Направления коррекционной работы на 1 триместр». |
|
Ноябрь |
||
Беседа с педагогами школы | «О начальном этапе формирования орфографической зоркости у младших школьников с ОНР». |
|
Выступления на МО и ПМПК | «Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец 1 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 2 триместр». |
|
Декабрь |
||
Семинар - практикум | «Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи». |
|
Январь |
||
Открытое логопедическое занятие для учащихся 4 класса | «Прописная буква в именах собственных и названиях». |
|
Консультация для педагогов | «Формирование операций контроля при коррекции дисграфии». |
|
Выступления на МО и ПМПК | «Итоги 1 полугодия. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец 1 полугодия и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 3 триместр». |
|
Февраль |
||
Круглый стол для педагогов | «О некоторых видах логопедической работы при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников». |
|
Беседа с инструктором по физической культуре | «Проведение комплекса ЛФК для обучающихся 4 класса с ОВЗ (ТНР)». |
|
Март |
||
Консультация для музыкального руководителя | «Использование элементов логопедической ритмики на индивидуальных логопедических занятиях». |
|
Выступления на МО и ПМПК | «Итоги 3 четверти. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец 3 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы». |
|
Апрель |
||
Семинар – практикум для педагогов | «Обучение младших школьников с дисграфией написанию возрастных глаголов». |
|
Май |
||
Анкетирование педагогов | «Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год». |
|
Выступления на МО и ПМПК | «Итоги учебного года. Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец учебного года и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы за 2019 – 2020 учебный год». Май Тема: Результаты логопедической диагностики речевого развития обучающихся 4 класса на конец учебного года. Цель: Подведение итогов коррекционно – развивающей логопедической работы за прошедший учебный год; рекомендации на летний период. Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей» Октябрь Тема: Учет особенностей восприятия информации младшими школьниками в процессе обучения. Цель: Определить ведущий канал восприятия получаемой младшим школьником информации. Декабрь Тема: Особенности произвольного запоминания вербального материала у младших школьников с ОНР. Цель: Определить наиболее оптимальный и эффективный путь коррекционного обучения обучающихся с ОНР. Март Тема: Развитие внимания младших школьников на логопедических занятиях. Цель: Знакомство родителей с наиболее эффективными методами развития внимания, которые использовались в коррекционной работе с детьми с нарушениями письма. Анкетирование родителей «Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год». Информационные папки – передвижки Сентябрь «Игры для детей с ТНР». Октябрь «Упражнения для максимального развития незадействованных или мало используемых каналов восприятия». Декабрь «Развитие зрительной памяти на логопедических занятиях дома и в школе». «Упражнения и игры на развитие речевого дыхания». Март «Речевые игры на развитие внимания». Май «Игры, развивающие речь и мышление». Оснащение «Речевого уголка» Ноябрь «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей». Январь «Леворукий ребенок». Февраль «Развитие зрительного восприятия и узнавания у леворукого ребенка». Апрель «Использование вектора на логопедических занятиях с леворукими детьми». Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда» Сентябрь «Нарушение онтогенеза плавности речи». Декабрь «Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся». Март «Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимся школьником». Предварительный просмотр:Доклад «Ранее выявление предпосылок к нарушению чтения у младших школьников» Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания прочитанного материала. Нарушения процесса чтения отрицательно влияет не только на процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка в целом. При разработке программы были использованы методики А.Н.Корнева, Т.А.Фотековой, И.Ф.Марковской. Программа обследования включает несколько этапов: 1 этап – выявление детей, предрасположенных к дислексии; 2 этап – выявление особенностей речевого развития; 3 этап – исследование высших психических функций. Результаты исследования устной речи и психических процессов позволят сделать заключение о наличии или отсутствии предрасположенности у ребенка к возникновению дислексии, о структуре речевого дефекта, особенностях ВПФ. I этап – выявление детей, предрасположенных к дислексии Обследование не требует специального оборудования и не занимает много времени, примерно 5 – 8 минут.
Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». Примечание: при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Примечание: если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают.
Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Примечание: экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку. При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.
Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!». Примечание: При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходит к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания.
Инструкция: «Подними левую руку – покажи правый глаз, левую ногу». Примечание: если задание выполнено правильно, переходят к следующему, если нет – прекращают.
Инструкция: «Посмотри! На этих картинках изображен маленький рассказик. Расскажи про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам». Примечание: возможно использование наводящих вопросов. II этап – выявление особенностей речевого развития детей В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В.Мальцевой (1991г.). методика включает четыре серии заданий. Серия I. – Исследование сенсомоторного уровня речи включает четыре группы заданий:
Серия II. – Исследование грамматического строя речи. Серия III. – Исследование словаря и навыков словообразования. Серия IV. – Исследование связной речи. Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием. Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей с задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи. Успешность выполнения речевых проб, соответствующая второму уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходима комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается у детей с ЗПР. Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию. III этап – исследование высших психических функций Нарушения чтения обычно сопровождаются отставанием ряда психических функций. С большим постоянством у детей с дислексией выявляются симптомокомплексы, включающие три дефицитарные функции, что проявляется в неспособности выполнить соответствующие задания или низком качестве их выполнения. Обнаружение этих симптомокоплексов перед началом обучения в школе может расцениваться как достоверное свидетельство высокого риска возникновения дислексических расстройств у детей. Задания, выявляющие неполноценность психических функций, входящих в симптомокомплексы, могут быть использованы как основа для создания скринирующей методики. Для исследования психических процессов были взяты следующие задания:
Цель: выявление уровня восприятия. Ребенку показывается таблица с изображением 10 четырехугольников, среди них 5 одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от них. Ребенку предлагается отыскать на таблице все квадраты.
Цель: выявление объема, концентрации и устойчивости внимания. Ребенку дается бланк с каким – либо текстом, где отмечены 2 какие – либо буквы (одна зачеркнутая, другая обведена кружочком). Ребенку предлагается также вычеркивать и обводить в кружок заданные буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.
Цель: проверка уровня развития слуховой памяти. Ребенку предлагается послушать слова, а затем повторить те, которые он запомнил.
Цель: оценка сформированности операций зрительно – пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно – образного мышления. Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью. Ребенку по очереди предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время. Проведенное обследование по методике раннего выявления предрасположенности к возникновению дислексии, позволило выявить в начальных классах 46,6% первоклассников, испытывающих различные трудности при выполнении предложенных им заданий. Таким образом, на основании проведенного обследования по предложенной нами программе, учитель – логопед имеет возможность спрогнозировать возникновение дислексии у ребенка и разработать адекватную программу коррекционно – развивающего обучения для профилактики нарушений чтения. Коррекционно – профилактическая работа должна включать следующие направления:
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, с учетом индивидуального, дифференцированного подхода. Особенно актуальной является совместная деятельность логопеда и учителя начальных классов, которые должны обмениваться опытом, знаниями, объединять все усилия для поиска и реализации наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения. Большую роль в этой работе играет деятельность психолога, который должен проводить направленную работу по развитию ВПФ у детей, а также активное участие родителей в судьбе ребенка. |
Профессия логопед – довольно специфическая и мало распространенная. Специалисты данной области занимаются исправлением речи у взрослых и детей, помогают научиться правильно произносить слова, убрать дефекты произношения.
Составить резюме на должность логопеда довольно просто, только если вы соответствуете основным требованиям к данной деятельности – имеете соответствующее образование (высшее образование по специальности «Логопед»), а также имеете большое доброе сердце. Сконцентрируйте внимание на ваших личных качествах (терпение, доброжелательность), умении найти подход к пациенту, способности подобрать наиболее эффективное лечение. Хорошо если у вас есть собственная методика – это зарекомендует вас как хорошего специалиста, покажет, что вы глубоко вникаете в суть проблем, придаст вам больше шансов получить работу.
Если вы хотите найти подработку логопедом, то укажите также время, когда вы сможете заниматься, и возможность выезда на дом.
Смотрите также другие примеры резюме:
Скачать образец резюме логопеда:
Пономаренко Любовь Петровна
(Lubov P. Ponomarenko)
Цель: Замещение должности логопеда.
Образование:
сентябрь 1990 г. – июнь 1996 г. Московский государственный педагогический университет, факультет «Логопедии и дефектология», специальность – «Логопедия», диплом специалиста (очно-заочное отделение).
Дополнительное образование:
август 2007 г. – Курсы Логомассажа, г. Москва.
март 2010 г. – Курсы повышения квалификации, Национальный медицинский институт им. Драгоманова.
май 2015 г. – Тренинг «Работа логопеда. Психология и педагогика», г. Москва.
Опыт работы:
Логопед
июнь 2003 г. – май 2008 г. ДНЗ «Малятко», г. Москва.
Функциональные обязанности:
— индивидуальная работа с детьми от 3-х лет;
— постановка речи;
— логомассаж.
Логопед
сентябрь 2008 г. – август 2015 г. Школа-сад «Радуга», г. Москва.
Функциональные обязанности:
— работа с детьми от 4-х лет
— исправление нарушения речи;
— логопедический массаж;
— постановка речи.
Логопед (по совместительству)
сентябрь 2010 г. – настоящее время, Городская поликлиника №5, г. Москва.
Функциональные обязанности:
— проведении приема в кабинете логопеда;
— диагностика и консультация больных.
Профессиональные навыки:
— Индивидуальный подход;
— Логомассаж;
— Знание методик исправления речи;
— Высокий уровень ответственности;
— Языки: русский — свободно; английский – со словарем.
Личные качества:
Доброжелательность, терпение, любовь к детям.
Внимательность, честность, организованность.
Дополнительные сведения:
Семейное положение: замужем.
Дети: есть.
Возможность командировок: нет.
Возможность выезда на дом: да.
Надеемся, что составленный нами пример резюме на должность логопеда, помог вам в создании своего резюме на работу. Вернутся в раздел ..
Выступление на РМО учителей – логопедов и педагогов – дефектологов.Тема: Характеристика личных качеств учителя – логопеда.
В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформирования системы образования, возрастают требования и к учителям – логопедам. За основу профессионализма учителя – логопеда авторы Коломинский, Кузьмина, Маркова, Мудрик, Сластёнин, рекомендуют такие черты личности человека, как:
Ответственность
Гибкость
Творческий подход
Адекватная самооценка.
К личным качествам относят:
1. Гуманистическая направленность и человеколюбие. Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям “не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных.
2. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность.
3. Увлеченность профессией, терпение. "Терпение - дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
4. Целеустремленность, выдержка и самообладание.
5. Социальная активность, решительность, настойчивость.
6. Развитое самосознание и адекватная самооценка.
По мнению профессора Колумбийского университета М. Грина, педагогу недостаточно иметь лишь теоретическую подготовку. Учитель - логопед вовлечен в процесс обучения детей как личность, «… все, что происходит в коллективе детей, несет на себе отпечаток его присутствия, его настроения и внешнего поведения, ожиданий и объяснений, его реакций по отношению к детям» . Поэтому так важно определить те личностные и профессиональные качества, которые необходимы для успешного взаимодействия с детьми – логопатами.
Исследователь Р. Бернс выделяет личностные качества учителя – логопеда:
- стремление к максимальной гибкости;
- умение придать личную окраску воспитательно – образовательному процессу;
- владение стилем неформального общения с детьми, теплые, эмоциональные отношения с воспитанниками, проявление симпатии к ним, умение принимать во внимание их нужды. Детскому саду противопоказаны равнодушные, язвительные люди. Они подрывают познавательную активность, сковывают творческие силы детей и их потенциальные возможности, отрицательно влияют на самоуважение воспитанников.
В заключении хотелось бы отметить, что профессия учителя – логопеда требует постоянной работы в совершенствовании личных качеств.
Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентоспособного специалиста образовательного пространства дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....
психолого - педагогическая характеристика детей, посещающих занятия логопеда
Психолого - педагогическая характеристика воспитанников, посещающих занятия логопеда (материал для аттестации)...
Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.
Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....
Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.
ЦЕЛЬ: 1. Дать понятие о каждом из типов предложений, указанных в теме; о способах выражения главного члена в форме сказуемого;2. Научить отличать неопределенно-личные от о...