Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и инвалидов (Кузнецова В.А.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Определенная категория работодателей должна соблюдать требования о квотировании рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних. Предприятия общественного питания не являются исключением. Несоблюдение данных правил приведет к ответственности в виде предупреждения или штрафа. Рассмотрим, кто должен выполнять установленные правила и чем грозит их невыполнение.

Федеральное законодательство

Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).
Для инвалидов. В силу ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Расчет квоты осуществляется без учета филиалов и представительств, расположенных на территориях других муниципальных образований (Определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12 по делу N А32-13713/11).
Исходя из установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели согласно ст. 24 Федерального закона N 181-ФЗ обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Обратим внимание, что работодатель должен обеспечить рабочие места для инвалидов на полный рабочий день, а не по совместительству (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 N 09АП-36837/2013-АК по делу N А40-49248/13). При этом судьи отмечают, что допустимо принимать инвалидов на работу по совместительству в рамках законодательства о квотировании, но работодатель должен представить доказательства наличия у инвалидов основных рабочих мест.

Законодательство субъектов РФ

Так, например, на основании ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон г. Москвы N 90) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота устанавливается в размере 4%: 2% - для трудоустройства инвалидов и 2% - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 названного Закона. В данной норме поименованы:
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
- выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Квота рассчитывается исходя из среднесписочной численности, определяемой по правилам статистики, и количество работников, трудоустроенных за счет квоты, округляется в сторону уменьшения до целого числа.
Если количество инвалидов, принятых на работу, составляет более 2%, количество квотируемых рабочих мест для несовершеннолетних уменьшается на соответствующую величину.
Согласно ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.
В силу ст. ст. 3, 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 N 191-З "О квотировании рабочих мест" квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек (в % к среднесписочной численности работников с учетом работающих в организации граждан, трудоустроенных ранее в соответствии с установленной квотой): для инвалидов - в размере 2%; для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1%.
При расчете количества рабочих мест для несовершеннолетних учитываются рабочие места с тяжелыми работами и работами с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Работодателям, численность работников у которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 1% среднесписочной численности работников, но не менее 1 рабочего места.

Сведения в службу занятости

Исходя из п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены порядок и свои сроки представления таких сведений. Например, согласно п. 4 ст. 4 Закона г. Москвы N 90, п. 2.9 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" работодатели, отвечающие требованиям по численности работников, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты по форме 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 29.08.2013 N 449.

Расходы в виде ежемесячной компенсации стоимости квотируемого рабочего места

В отношении инвалидов и несовершеннолетних выполнением квоты для приема на работу считается их трудоустройство, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы N 90). Для несовершеннолетних предусмотрена также альтернатива трудоустройству - уплата ежемесячно в бюджет Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в Москве на день ее уплаты.
Так, величина прожиточного минимума в Москве за IV квартал 2013 г. для трудоспособного населения Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 N 81-ПП установлена в размере 12 452 руб.
Заметим, что при признании этих расходов при расчете налога на прибыль возможны споры с контролирующими органами. В отношении данных затрат позиция чиновников следующая: поскольку финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами (Письмо Минфина России от 07.04.2014 N 03-03-06/1/15504).
Обосновывается вывод тем, что на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель якобы добровольно уплачивает компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.
Судьи на этот счет придерживаются другой точки зрения. Например, в Постановлении ФАС МО от 25.01.2013 по делу N А40-134004/11-129-555 арбитры признали несостоятельной ссылку налогового органа на добровольность уплаты работодателем компенсации на основании трехсторонних соглашений, поскольку данные соглашения не отменяют норм Закона г. Москвы N 90 о квотировании, который имеет большую юридическую силу, и не переводит платежи из категории обязательных в добровольные. Кроме того, судьи отметили, что соглашение распространяется только на юридических лиц, которые входят в объединения работодателей, подписавших названное соглашение. В связи с этим затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места признаны экономически обоснованными, и, следовательно, общество правомерно учло их при определении налогооблагаемой прибыли согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как другие обоснованные расходы.
Аналогичные выводы озвучены в Постановлении ФАС МО от 22.01.2013 по делу N А40-60377/12-91-338.

Ответственность

В силу ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.
Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, является одной из мер, принимаемой по результатам проведения проверок (пп. 3 п. 19 Приказа Минтруда России от 30.04.2013 N 181н).
Непредставление сведений, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения, грозит ответственностью в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: должностному лицу - в размере от 300 до 500 руб., юридическому лицу - в размере от 3000 до 5000 руб.
Кроме того, административная ответственность за нарушения норм квотирования рабочих мест может быть предусмотрена и на региональном уровне. Так, согласно ст. 5 Закона г. Москвы N 90 невыполнение работодателем установленных данным Законом обязанностей влечет ответственность по ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - Закон г. Москвы N 45) в виде штрафа:
- должностным лицам - в размере от 3000 до 5000 руб.;
- юридическим лицам - от 30 000 до 50 000 руб.
Исходя из преамбулы к Закону г. Москвы N 45 этот документ устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению РФ, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Москве.
Иначе говоря, в Москве за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов должностные лица будут нести ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, а за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних - по ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (Решение Московского городского суда от 20.06.2013 по делу N 7-1390).

Итак, чтобы не быть привлеченным к ответственности, необходимо соблюдать требования законодательства субъектов РФ, устанавливающие квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних лиц. Как правило, данная обязанность касается работодателя при наличии у него численности работников не менее 35 человек (в отдельных субъектах - более 100 человек). Квота устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников предприятия.
В установленные сроки также нужно отчитываться перед службой занятости о наличии рабочих мест, о выполнении требований по квотированию рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних лиц.
В некоторых субъектах вместо трудоустройства несовершеннолетних лиц работодателям предлагают уплатить компенсацию. Чиновники относятся отрицательно к признанию этих сумм в составе налоговой базы по налогу на прибыль, но судьи, как правило, принимают сторону работодателя, и при возникновении спора можно попытаться найти поддержку в суде.

Достаточно часто нашими клиентами задается вопрос о необходимости внесения платежей за невыполнение квот и о возможности признания данных платежей в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Предлагаем Вашему вниманию позицию КОРПУСА ПРАВА по данному вопросу.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд без какой бы то ни было дискриминации и право на защиту от безработицы. Те категории граждан, которым наиболее сложно реализовать свое право на труд пользуются особой социальной защитой государства. Одним из способов обеспечения государством дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе инвалидам, является установление квоты для приема на работу инвалидов. 1 Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики в области занятости населения и способствовать реализации конституционных прав граждан, то есть обязаны соблюдать установленную квоту для трудоустройства инвалидов и предоставлять в органы социальной защиты информацию о наличии вакантных рабочих мест и о выполнении квоты. 2 Механизм установления квоты, а также размер и порядок внесения платы за невыполнения квоты устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации 3 .

На территории г. Москвы порядок квотирования рабочих мест инвалидов установлен Законом г. Москвы от 12.11.1997 г. № 47 "О квотировании рабочих мест инвалидов в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 г. № 125 - ПП "Об утверждении положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Согласно статье 2 Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", работодатели обязаны организовать рабочие места для инвалидов в пределах квот или внести в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого неустроенного инвалида в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Платежи должны вноситься ежемесячно, в соответствии с пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Таким образом, квоты для приема на работу инвалидов, введены на территории г. Москвы надлежащим образом. Однако, правовая природа платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты неоднозначна. Указанные платежи не признаются, в соответствии с Законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", мерой ответственности за нарушение закона. Также, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты не может быть признана налоговым платежом или сбором, так как не указана в перечне налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации 4 . Согласно пункту 1.5 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", квота считается выполненной в случае трудоустройства инвалида или уплаты суммы за нетрудоустройство, следовательно, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты является альтернативным способом исполнения закона, предусмотренным самим законом.

В случаях, когда для выполнения квоты работодатель создает рабочие места в рамках специального проекта, утвержденного, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы заключаются договоры на создание рабочих мест и получение субсидий. В этой ситуации между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы возникают гражданские правоотношения, и плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты может быть квалифицирована как альтернативное обязательство 5 или как санкция за нарушение обязательств, в зависимости от условий договора.

В связи с тем, что правовая природа этих платежей не определена, их взимание со стороны государственных органов фактически не контролируется. Обусловлено это следующим:

  1. работодатель несет гражданско - правовую ответственность за уклонение от уплаты сумм за нетрудоустройство, только если между ними заключен договор на создание рабочих мест, в пределах, предусмотренных договором;
  2. налоговой ответственности, работодатель не несет, так как плата за непредоставление рабочих мест в пределах квот, как отмечалось выше, не является налогом или сбором, следовательно, если работодатель не уплачивает данные платежи, он не совершает налогового правонарушения 6 ;
  3. уголовной ответственности за невнесение данных платежей не возникает, так как уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не попадает ни под один состав преступления 7 ;
  4. работодатель может быть привлечен к административной ответственности, однако следует иметь в виду, что работодатель привлекается к административной ответственности за нетрудоустройство, а не за уклонение от внесения платежей.
За непредоставление рабочих мест в пределах квоты, на работодателя могут быть наложены следующие санкции:
  • штраф от 5 до 50 МРОТ за нарушение законодательства о труде 8 (риск наложения этого штрафа наиболее велик);
  • штраф от 20 до 30 МРОТ за отказ в приме на работу инвалида в пределах квоты 9 (избежать этого штрафа возможно, отказав, например инвалиду не по причине отсутствия рабочих мест, а по тому, что его квалификация не соответствует требуемой; кроме того, большинство отказов в приеме на работу производиться устно, следовательно, доказать факт отказа будет сложно);
  • штраф от 30 до 50 МРОТ за непредставление сведений о наличии рабочих мест для инвалидов 10 (избежать этого штрафа можно, предоставляя необходимую информацию, так как положения закона о внесении платежей за невыполнение квот и о предоставлении информации - это два самостоятельных требования, таким образом, работодатель, может не вносить платежи, но предоставлять при этом информацию).
Следовательно, государственные органы не могут привлечь работодателя к ответственности за уклонение от внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот, а указанные выше штрафы могут быть наложены независимо от их внесения.

Кроме того, проверка правильности исчисления, уплаты и взыскание данных платежей напрямую не отнесены к компетенции какого - либо государственного органа. Налоговые органы не вправе проверять работодателей на предмет внесение платы за невыполнение квот, доначислять невыплаченные суммы, пени и взыскивать штрафы, так как налоговые органы могут следить только за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов 11 . Инспекция труда осуществляет только контроль за исполнением работодателями законодательства о труде 12 , которым является нетрудоустройство инвалидов, но не уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты, следовательно, Инспекция труда вправе только налагать штрафы, но не взыскивать неуплаченные суммы. В функции Министерства здравоохранения и социального развития и Городской комиссии по квотированию г. Москвы взыскание данных сумм также не включено.

Таким образом, любые действия государственных органов по взысканию платежей за невыполнение квот или любые предписания государственных органов, обязывающие работодателей уплатить указанные платежи, можно обжаловать как ненормативные акты или незаконные действия государственных органов 13 .

Если работодатель все-таки вносит платежи за невыполнение квот, у него возникают вопрос с их признанием в качестве расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль. По мнению налоговых органов г. Москвы, указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, так как не являются налогами и сборами, а представляют собой санкцию, наложенную государственными органами 14 . Однако, как рассматривалось выше, данные платежи не являются санкцией за нарушение закона, и, следовательно, могут быть признаны расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, как другие обоснованные расходы 15 . Подтверждением их обоснованности будут непосредственно Закон г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве" и Постановление Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", то есть нормативные акты органов местного самоуправления, которые, в соответствии с прямым указанием федерального закона, устанавливают условия, размер, сроки и порядок внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот. Аналогичная позиция высказывается и в последних разъяснениях МНС РФ 16 и Минфина РФ 17 .

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Наличие обязанности по уплате платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не корреспондирует с наличием установленного законом механизма их принудительного взыскания, а также отсутствием ответственности за их неуплату;
  2. В случае взыскания этих платежей с работодателя государственными органами, он может оспорить действия государственных органов, основываюсь на том, что взыскание не относится к компетенции этих органов;
  3. Неуплаченная сумма платежей может быть взыскана с организации только по решению суда и только в размере суммы долга, пени и штрафы взысканы быть не могут;
  4. В случае внесения работодателем указанных платежей, уплаченные им суммы будут учитываться при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Ирина КОЧЕРГИНСКАЯ,
старший юрист Центра налогового планирования
"Корпус права"

  1. Пункт 1 статьи 13 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", подпункт 15 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 20 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  2. Пункт 1, 3 статьи 25 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской федерации"
  3. Статья 21 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  4. Статьи 18-20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
  5. Статья 320 Гражданского кодекса РФ
  6. Пункт 1 статьи 114, статья 106 Налогового кодекса РФ
  7. Часть вторая Уголовного кодекса РФ
  8. Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  9. Статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  10. Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  11. Пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ
  12. Пункт 6 Положения "О федеральной инспекции труда", утвержденного Постановлением правительства № 78 от 28.01.2000 г.
  13. Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2001 г. № КА - А 40 /1427-01
  14. Письмо УМНС по г. Москве от 27.04.2002 г. № 26-12/204833, Письмо УМНС по г. Москве от 31.12.2003 г. № 26-12/72532
  15. Статья 252, подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
  16. Письмо Департамента налогообложения прибыли МНС РФ от 06.02.2004г. № 02-3-07/ 17
  17. Письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 16.06.2004 г. № 03-02-05/1/55

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев надзорную жалобу защитника ФГУП "Почта России" Журавлевой М.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенные в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., оставленным без изменения решением судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., ФГУП "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В надзорной жалобе, поданной в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Журавлева М.В. просит об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решения судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановления заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенных в отношении ФГУП "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", ссылаясь на отсутствие в действиях указанного предприятия состава административного правонарушения.

Изучив истребованное из судебного участка N 143 Самарской области дело об административном правонарушении, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г. подлежащими отмене, а производство по данному делу - прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" неисполнение организацией обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановлением от 18.11.2011 г. прокурора Красноармейского района Самарской области в отношении ФГУП "Почта России" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", согласно которому в ходе проверки соблюдения квоты для приема на работу инвалидов, проведенной прокуратурой Красноармейского района Самарской области в обособленном структурном подразделении Красноармейский почтамт Управления федеральной почтовой связи Самарской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - ОСП Красноармейский почтамт) установлено, что среднесписочная численность работников ОСП Красноармейский почтамт составляет 141,63 ед., количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов - 3, при этом в указанном обособленном структурном подразделении только на одном рабочем месте работал инвалид (л.д. 3-4).

Привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности, мировой судья в постановлении от 20.12.2011 г. указал о наличии в действиях названного предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", поскольку в ОСП Красноармейский почтамт не была выполнена квота для трудоустройства инвалидов.

Указанные выводы обоснованными признаны быть не могут.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе, на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Квота для приема на работу инвалидов (далее - квота) - минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в данной организации, включающее количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды у данного работодателя (ст. 1 Закона Самарской области от 26.12.2003 г. N 125-ГД "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области" (далее - Закон о квотировании рабочих мест)).

Согласно ст.ст. 3 , 4 Закона о квотировании рабочих мест квота устанавливается организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенной на территории Самарской области, численность работников которой составляет более 100 человек, в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.

Положениями ч. 2 ст. 7 Закона о квотировании рабочих# на работодателя возложена обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, предусмотрев при необходимости специальное оборудование данных рабочих мест, а также создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения).

Квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (ч. 3 указанной статьи).

10.10.2011 г. и 10.11.2011 г. в ГУ Центр занятости населения муниципального района Красноармейский начальником ОСП Красноармейский почтамт направлялась информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, согласно которой среднесписочная численность работников ОСП Красноармейский почтамт составляет 141,63 ед., количество рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов - 3, количество работающих инвалидов на 10.10.2011 г. - 0 чел., на 10.11.2011 г. - 1 чел. (л.д. 13, 14).

Согласно объяснениям начальника ОСП Красноармейский почтамт в указанном подразделении выделено для трудоустройства инвалидов 3 рабочих места, в штате работает 1 сотрудник-инвалид. Остальные рабочие места остаются вакантными, поскольку граждане данной категории в ОСП Красноармейский почтапмт по вопросу трудоустройства не обращались (л.д. 15).

Сведений, указывающих на наличие случаев отказа лицам указанной категории в трудоустройстве в ОСП Красноармейский почтамт, материалы дела не содержат.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОСП Красноармейский почтамт выполнялась, возложенная Законом о квотировании рабочих мест, обязанность по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

При этом, Законом о квотировании рабочих мест на работодателя не возложена обязанность по поиску работников указанной категории для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для трудоустройства инвалидов.

Незаполнение организацией рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине необращения лиц такой категории по вопросу трудоустройства свидетельствует об отсутствии вины организации, не может быть квалифицировано как невыполнение обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 названного Кодекса, выноситься решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

Следовательно, постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенные в отношении ФГУП "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:

надзорную жалобу защитника ФГУП "Почта России" Журавлевой М.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенные в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта Росси" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области"

Организации, находящиеся в некоторых субъектах РФ, обязаны производить отчисления по квотированию рабочих мест. Конечно, при условии, что они не принимают на работу лиц определенных категорий в пределах установленных квот. Л.П. Фомичева, аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ рассказывает о том, как учесть эти отчисления в налоговом и бухгалтерском учете.

Статус отчислений по квотированию рабочих мест

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов (ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Величина ее может составлять от 2 до 4 % включительно от среднесписочной численности работников.

Это следует из части 1 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ).

Отказаться от приема на работу инвалида в пределах установленной квоты организация не может. В соответствии с пунктом 1 статьи 5.42 КоАП РФ это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Раньше в случае если работодатель не выполнял или не мог выполнить установленную квоту для приема на работу инвалидов, он должен был ежемесячно вносить в бюджет субъекта РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размер и порядок внесения работодателями обязательной платы должны определить органы государственной власти субъектов РФ. Данные положения были предусмотрены частью 4 статьи 21 Закона № 181-ФЗ.

Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ часть 4 статьи 21 Закона № 181-ФЗ была признана утратившей силу с 1 января 2005 года. Поэтому в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 181-ФЗ вопрос об установлении квоты полностью передан на уровень субъектов РФ в рамках тех параметров, которые уже установлены в данном законе.

После признания части 4 статьи 21 Закона № 181-ФЗ утратившей силу основная часть субъектов федерации исключила норму об обязательных платежах. Исключение составляют всего несколько субъектов, среди них Москва, Санкт-Петербург, Иркутская область.

В частности, Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон № 90) устанавливает основы квотирования рабочих мест в Москве для приема на работу, в том числе таких категорий граждан, как: инвалиды; несовершеннолетние; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

Квотирование распространяется на работодателей с численностью штата организации более 100 человек (ст. 3 Закона № 90).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 90 выполнением квоты для приема на работу данных категорий граждан также признается уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер ее установлен равным величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в Москве на день ее уплаты. Если организация не может выполнить условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, она обязана производить выплаты в целевой бюджетный фонд.

По решению Московского городского суда от 16.05.2005 ежемесячная оплата стоимости квотируемого рабочего места была отменена как противоречащая законодательству. Выполнением квоты считался только прием на работу инвалидов, несовершеннолетних, сирот, выпускников профтехучилищ.

Однако Верховный Суд РФ в Определении от 10.08.2005 № 5-Г05-45 признал эту плату недействующей только в отношении инвалидов. То есть их нужно обязательно принимать на работу.

И заменить эту обязанность выплатой стоимости квотируемого рабочего места нельзя. Суд также признал, что фактически данная плата является региональным налогом, не предусмотренным НК РФ.

Что касается выполнения квоты в отношении несовершеннолетних лиц, сирот и выпускников профтехучилищ, то ею считается либо прием этих лиц на работу, либо возмещение стоимости одного такого рабочего места в размере прожиточного минимума.

Налог на прибыль c отчислений по квотированию рабочих мест

Платежи в счет квоты не вписываются в понятие налога и сбора, предусмотренного статьей 8 НК РФ, так как у данных платежей нет признаков обязательности и безвозмездности.

Это, по сути, альтернативные платежи для работодателей взамен невыполнения квоты.

Вопрос о том, можно ли учесть платежи по квотированию для целей налогообложения, волнует бухгалтеров организаций, находящихся в тех субъектах РФ, в которых эти платежи обязательны. Поскольку статус платежей не вполне понятен, налоговые и финансовые органы в различные периоды давали противоположные ответы на этот вопрос.

Так, раньше подобные платежи нельзя было учесть при исчислении налога на прибыль.

Об этом идет речь в письмах Минфина России от 30.07.2007 № 03-02-07/1-353 и 24.03.2006 № 03-03-04/1/274, ФНС России от 05.09.2006 № 02-1-08/182@ и 28.07.2006 № 02-1-07/65, УФНС России по г. Москве от 21.12.2006 № 20-12/115154.

Однако недавно появилось письмо Минфина России от 31.01.2008 № 03-03-06/1/64. В нем сказано, что выплаты в части квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения можно учесть в размере, установленном законодательством субъекта РФ, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Бухгалтерский учет отчислений по квотированию рабочих мест

Компенсационную стоимость рабочих мест, добровольно уплачиваемую в целевой бюджетный фонд за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов, можно включить в состав прочих расходов. Это следует из пунктов 4 и 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) прочие расходы учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчете 91-2 "Прочие расходы".

Заметим, что Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено отражение указанных расходов на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

В соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации" в отчете о прибылях и убытках организации должны признавать расходы независимо от их признания для целей расчета налогооблагаемой базы.

Компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест не учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли.

А значит, она образует постоянную разницу, приводящую к возникновению постоянного налогового обязательства (пункты 4 и 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль").

Постоянные налоговые обязательства учитываются по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" (на отдельном субсчете) в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Если же организация решит учесть выплаты в части квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения для целей исчисления налога на прибыль, то в их части разницы отражать не следует.

1. Что такое квотирование рабочих мест?

Квотирование рабочих мест является важнейшим средством содействия занятости граждан, которые испытывают трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест – это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и молодежи квотируемых категорий.
Трудоустройство на квотируемые рабочие места создает благоприятные условия для профессиональной реабилитации инвалидов, а у молодежи появляется возможность проявить себя в работе, использовать свои возможности и потенциал, обеспечить свою материальную независимость.

2. Какие организации обязаны выполнять квоты для инвалидов и молодежи?

Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, работодатели организуют в городе Москве квотируемые рабочие места. Рабочие места работодатель организует за счет собственных средств.

3. Какими нормативно-правовыми актами регулируется квотирование рабочих мест Москве?

В первую очередь мы руководствуемся такими федеральными законами как Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими.
В настоящее время вопрос содействия в трудоустройстве слабозащищенным категориям граждан, а именно инвалидам и молодежи, регулируется Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 г. № 90 (в ред. от 08.04.2009 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Москве.
Также действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т.д.).

4. Для каких категорий граждан предусмотрены квоты для приема на работу?

По Закону № 90, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для следующих категорий молодежи:

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;
  • выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
5. Размер квоты. Как рассчитать количество квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи?

Квота для приема на работу инвалидов и молодежи устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты составляет 4% от среднесписочной численности: 2 % - для трудоустройства инвалидов и 2 % - для трудоустройства молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотированные рабочие места составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину. Уменьшение квоты в отношении инвалидов не допускается.
Квота рассчитывается организацией самостоятельно.

6. В каком случае квота считается выполненной?

  1. в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
  2. в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
7. Каким образом происходит трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

* Самостоятельно инвалидом
* Самостоятельно работодателем
* По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя
* На специализированных ярмарках вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья

8. Какую ответственность несет работодатель, не трудоустраивающий инвалидов и молодежь по обязательной квоте?

Невыполнение работодателем установленной обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного законом г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45, административный штраф за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест составляет:

  • для должностных лиц от 3 000 до 5 000 руб.
  • для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

9. Каким образом производится постановка на учет и снятие с учета по квотированию? Предоставление отчетности по квотированию.

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальное подразделение Отдела квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН в соответствии со своим юридическим адресом.
При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку по Форме К-1 «Сведения о регистрации работодателя» (карточка должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером, заверена печатью организации) и предъявляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

  • копии Устава/Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза)/решения собственника (для учреждения);
  • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;
  • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдает форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).
В рамках межведомственного взаимодействия при постановке работодателя на учет ДТСЗН самостоятельно запрашивает:
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации – сняться с учета.
Для снятия работодателя с учета в территориальное подразделение Отдела квотирования представляется один из следующих документов:
  • заявление работодателя о снятии с учета;
  • решение собственника или судебных органов о ликвидации.
В рамках межведомственного взаимодействия при снятии работодателя с учета ДТСЗН самостоятельно запрашивает:
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • информационное письмо о снятии с учета в налоговых органах в качестве налогоплательщика.
Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Работодатели предоставляют в территориальное подразделение Отдела квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств», утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, координирующим работу по квотированию рабочих мест в городе Москве, и согласованной с Мосгорстатом.
В связи с запуском Интерактивного ГКУ ЦЗН с 01 сентября 2016 года у работодателей появилась дополнительная возможность предоставлять форму № 1-квотирование через ИАП ЦЗН ().
Для того чтобы сдавать отчетность через «Личный кабинет» Интерактивного портала работодателям необходимо обратиться в территориальное подразделение Отдела квотирования для получения доступа для регистрации. Код активации высылается на адрес электронной почты, указанной в карточке организации, а также выдается на руки под подпись сотрудником территориального подразделения Отдела квотирования. После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые поля формы № 1-квотирование. В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Инструкция по предоставлению формы № 1-квотирование через Интерактивный портал размещена на .

10. Какие меры экономической поддержки предусматриваются для работодателей в городе Москве, которые готовы трудоустроить граждан с ограниченными возможностями сверх квоты?

В 2017 году планируется проведение Эксперимента по экономической поддержке работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Субсидии будут предоставляться юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям (далее – работодатели) в целях возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных затрат, связанных с осуществлением мероприятий по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов и трудоустройству инвалидов, к которым относятся:

  • затраты на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленных в связи с созданием рабочих мест для инвалидов на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на заработную плату трудовых кураторов инвалидов, трудоустроенных на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное образование инвалидов.