Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны - не случайное явление; они не бессмысленны и не беспорядочны, а представляют собой способ исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного, сновидения служат хорошим материалом для психоанализа. Фрейд различал явное и скрытое содержание сна. Явное - это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое - то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновидение, - пишет Фрейд, - теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту».

Фрейд выделял такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений.

Работа сновидений есть перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, напротив, - попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того, чтобы грамотно толковать сновидения, необходимо знать основные закономерности их работы. Среди разнообразных закономерностей работы сновидений в качестве наиболее важных Фрейд отмечает три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы.

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего. Смещение - это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения отдельными намеками и символами. Наконец, третий результат работы сновидений - это регрессивное превращение мысли в зрительные образы.

Главный метод исследования сновидений - метод свободного ассоциирования. При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила.

1. Не следует обращать внимание на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или же кажется абсурдным, ясным или путаным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2. Сновидения следует разбивать на элементы,- каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, то есть свободно ассоциировать. «Если я прошу кого-то сказать, - пишет Фрейд, - что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто, подобное «ассоциативному эксперименту», с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, то есть из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» - представлений, которые дают возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».

При анализе сновидения аналитик наталкивается на сопротивление, особенно когда речь идет о вещах, с точки зрения пациента малозначительных, не относящихся к делу, или о предметах, о коих говорить неприлично. Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент обычно пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее значимыми для раскрытия содержания бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там что-то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

Ключом к расшифровыванию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы, по его мнению, глубоко уходящие своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и^имеющие свои «устоявшиеся переводы», то есть в какой-то степени унифицированные и пригодные для расшифровки любых сновидений у разных людей. Символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин; дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, например, как палки, зонты, шесты, деревья, обозначают мужской половой член. «Женские половые органы, - утверждает Фрейд, - изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, то есть при помощи шахт, щелей, пещер, сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, ящиков, карманов и т. д. Судно также относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и, прежде всего, комната. Символика комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».

Подобная пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже самых близких учеников Фрейда - А. Адлера и К. Юнга. Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений, отмечают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, заслуживает критического к себе отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное - ни в коей мере не умаляет значения разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.

Как грамотно анализировать сны и быть убежденным в правильности толкования? На этот вопрос ответит психоанализ. Его родоначальником был Зигмунд Фрейд, разработавший свою систему анализа снов , являющихся частью бессознательной сферы человека. Теорию Фрейда мы примем за основу интерпретации сновидений.

«Но отчего недостаточно сонника? – удивитесь Вы. – Можно раскрыть его на определенной странице – и вот, пожалуйста: «Лук во сне предрекает Вам ненависть и зависть, с которыми Вы столкнетесь, когда добьетесь успеха»». Сон – это элемент персональной бессознательной жизни индивида, которая таит в себе его психологические проблемы, страхи, значимые события жизни, мотивы – его и только его.

Отдельные части сновидения имеют отношение ко вполне определенным моментам нашего прошлого, разве может об этом иметь представление сонник? Он может знать о тонкостях наших взаимоотношений с родителями, о проблемах с близкими, о том, в связи с какими действиями нашего прошлого мы испытали чувство вины? Разумеется, нет. Толкование сонников весьма ограничено, если не сказать «неправильно».

Какие шаги сделать, чтобы осознать скрытый смысл сна и не ошибиться, навешивая стандартные ярлыки?

Первый этап. Поэлементный анализ сна.

Имеет смысл приступить к анализу сна с деления целого сюжета на части. Спросите сновидца о конкретных элементах сновидения и их отношениях к последним событиям его жизни. Так Вы сможете отбросить детали, втянутые в сон впечатлительностью психики на события ближайшего дня. Непременно зафиксируйте все тонкости толкуемого сна, т.к. даже незначимые, на первый взгляд, элементы для толкования могут стать самыми главными. Так функционирует наше бессознательное.

Второй этап. Сновидение как реализация желания.

Одной из функций сна, согласно представлению Фрейда, обнаруживается реализация желания. У ребенка, психика которого еще не нагружена бесчисленными психологическими защитами, исполнение желания совершается явно: во сне он съедает запрещенный мамой продукт или одерживает победу над противником.

Бессознательное взрослого индивида осуществляет огромную работу по зашифровке смысла сна. Ведь в эту часть нашей психики помещены непроработанные психологические проблемы, незаконченные дела, страхи, конфликты. Такое вытеснение в бессознательное предохраняет психику от «перегрева», от нестерпимой тревоги за свои проблемы, которых у любого из нас несметное количество. Вообразите, что было бы, если бы все психологические проблемы, приобретенные за жизнь, одновременно набросились на наше сознание? Это убило бы любого, даже самого сильного. Однако поштучно такие проблемы извлекать надо, ведь чтобы справиться с ними, необходимо хотя бы иметь представление о них.

Таким образом, у взрослых людей реализация желания совершается во сне неявным образом. Так, молодой человек, влюбленный в девушку и ощущающий ревность к ней, в своем сновидении делает ее парня только другом, чтобы косвенно реализовать собственное желание быть рядом с ней. А что приносит Вам ситуация, сформировавшаяся во сне? Даже если это чья-то смерть, то какие новые возможности она могла бы Вам обнаружить (что Вам «мешает» этот человек осуществить в реальности)?

Основное здесь – отмести этические нормы и взглянуть правде в глаза. Не опасайтесь осознать свои низменные, враждебные или тяжкие бессознательные желания. Примите это как часть себя самого. Не каждый человек решится признаться себе в аналогичном, а ведь такое признание – шаг на дороге плодотворных трансформаций, которые Вы способны реализовать в себе.

Третий этап. Свободные ассоциации как обязательный элемента анализа.

На всякий элемент сна мы просим сновидца дать те ассоциации, которые появляются в отношении его. Необходимо сделать акцент на следующем: сообщать нужно совершенно все, что приходит на ум, не исключая того, что выглядит непристойным, безнравственным, неприглядным. Чаще всего как раз в этом источник проблемы сновидца.

Как предъявлять вопросы и помочь сновидцу инициировать поток ассоциаций? Скажем, снится какой-то человек. Необходимо узнать, что это за человек, какие у него взаимоотношения со сновидцем, что для него этот человек воплощает, какие события прошлого, связанные с ним, приходят на ум и т.д. Или во сне приходит обычная квартира. Кто ее хозяин по логике сна, чем это место не похоже на реальное, как передвинута мебель, где получается в процессе сновидения побывать в данной квартире. Все, что Вы получили, необходимо зафиксировать для того, чтобы не вылетела из головы ни одна деталь. Если Вы интерпретируете свой сон, то фиксируйте на бумаге детально каждую являющуюся Вам мысль, а потом стремитесь рассматривать их беспристрастно, как бы «позабыв» временно, что интерпретируете собственный сон.

Четвертый этап. Чувства, приходящие во сне.

При толковании снов я полагаю значимым учет эмоций и чувств, которые переживал сновидец в процессе сна. В особенности это имеет отношение к тем случаям, когда эмоция не отвечает сюжету сновидения. Например, сновидец опечален, плачет, но ничего ужасного во сне не совершается. Или погибает кто-то из близких людей, а сновидец не чувствует грусти – словно его этот факт не волнует. За подобными несоответствиями способны скрываться тяжелые психологические проблемы, отчего на эти составляющие сна в особенности необходимо обратить внимание при толковании.

Пятый этап. Общий анализ и интерпретация полученного материала.

Составленный материал, на первый взгляд, многообразен и не имеет общих точек соприкосновения. Действительно, что может общего иметь комната, в которой на месте двери теперь стоит диван; теплая, влажная спокойная по описанию сновидецы яма; подарок любимому человеку, сделанный его новой девушкой, который теперь весит на его шее; мудрая и добрая женщина (родственница), которая никогда в своей жизни не рожала детей и дает совет сновидице не рожать? За всеми этими элементами кроется страх родов на фоне их кажущейся сновидице необходимости (ребенок ею воспринимается как связующий пару элемент, который принесет девушке уверенность в том, что «теперь он не уйдет»).

Давайте посмотрим на эти элементы внимательнее, чтобы увидеть, как их связывает эта тема. В комнату через дверь входят, а диван – это препятствие, он не даст никому войти. И тогда ребенка зачать не получится. Первая теплая, влажная и спокойная «яма» в жизни каждого человека – это матка. Что может подарить «самодельного» молодому человеку другая, чего опасается каждая женщина и что теперь «повиснет на его шее»? Метафоричность сна изумляет своей чуткостью и прямотой. Еще отчетливее тема родов проявляется, когда заявляется во сне в речи пожилой мудрой родственницы и в ассоциациях сновидецы.

Любой фрагмент сна, считал Фрейд, имеет отношение к одной и той же теме. От любого элемента мы способны через ассоциации прийти к этой теме. Толкование считается грамотным, если мы способны интерпретировать все элементы сновидения одной и той же темой. Чтоб узреть подобные системы, надо владеть метафорическим мышлением, уметь размышлять синтетично. Формируйте у себя этот тип мышления, и толкование снов станет для Вас проще!

Ваш психолог Мария Минакова.

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп” .

Метафоры “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана” .

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “ полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп” .
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана” .

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Стандартный будильник в мобильном телефоне - это уже не модно. Прошло то время, когда от будильника было достаточно того, что он вовремя звонит и даже, ах-ах, позволяет установить на звонок любимую мелодию.

Современные приложения для сна в большинстве своём платные, но они умеют делать умные вещи. Например, анализируют фазы сна и будят человека в тот момент, когда просыпаться ему легче всего. Или устанавливают взаимосвязь качества сна с другими факторами - выпивкой, стрессом и даже лунными фазами.

В настоящее время в аппсторах зарегистрированы уймы приложений для сна и умных будильников. Отличаются они качеством анализа сна, то есть, технологиями.

Пользователям с серьезными нарушениями сна следует быть осторожнее с коммерческими приложениями: реальное качество сна и фазы можно анализировать только с помощью анализа мозговых волн, альфа и сигма-ритмов. Данные, которые можно получить с помощью акселерометра, по нашим оценкам, дают погрешность в 20%.

- Hawley Montgomery-Downs, профессор и исследователь сна в Западном университете Вирджинии

Технологии анализа сна

1. Анализ издаваемых звуков

Пожалуй, лучшим приложением в этом сегменте является SleepCycle , обладающий патентованной технологией анализа движений и глубины сна по звукам, издаваемым вами в постели.

Самое интересное, что двое людей, которые спят в одной кровати, тоже могут пользоваться приложением в специальном групповом режиме: благодаря синхронизации, звуки от одного человека отделяются от звуков другого.

2. Анализ с помощью акселерометра

Технология использует встроенный в смартфон датчик акселерометра и позволяет анализировать ваши движения, определяя таким образом фазу сна.

Этот метод является наиболее популярным на рынке умных будильников, но реального качества добился только Sleep As Android , оставив позади всех конкурентов.

3. Специальные устройства

Для улучшения качества анализа сна применяют умные часы(например, Sleep As Android прекрасно работает с Pebble),
специальные настольные устройства записи звука и подматрасные накладки(последние наиболее популярны, потому что вы их никак не чувствуете).

Наиболее популярными устройствами этой серии являются Beddit от Misfits, Aura от Withings, Sense от Hello.is и Jawbone UP3 .

Одно из самых интересных устройств на рынке - Sence. Маленький датчик крепится к подушке, а симпатичный умный светильник анализирует освещение, температуру и звуки сна. Перед тем, как вы ложитесь спать, он подскажет, что стоит проветрить помещение.

Набор для сна от Withings Aura включает в себя накладку под матрас для трекинга и супер-лампу, которая управляет освещением, включает разные звуки, собирает данные и помогает вам настраивать свой сон.

Особого внимания заслуживает интеграция с приложением Spotify и полная открытость платформы с точки зрения обмена данными.

Если вы хотите проанализировать свой сон, начните с приложений. Они стоят гораздо дешевле устройств, а многие из них имеют бесплатную версию.

Если у вас iPhone, то есть несколько вариантов: Sleep Better, Sleep TIme, MotionX и Sleep Cycle. Они не слишком отличаются, но все, кроме SleepCycle, используют акселерометр и из-за этого не так удобны (их нужно брать с собой в кровать), а телефон с запущенным SleepCycle можно поставить на зарядку и положить рядом на тумбочку.

Если у вас Android, то здесь без вариантов: Sleep As Android - действительно лучшее приложение на рынке. Несмотря на то, что оно использует акселерометр, его качество лучше, чем у аналогичных приложений для iPhone. Создатели приложения на вопрос о том, почему их нет для iPhone, отвечают, что не так легко добиться там аналогичного уровня качества. Видимо, либо датчики на Android лучше, либо, что наиболее вероятно, они просто доступны для разработчиков на более глубоком уровне.

Итак…

Во сне мы проводим треть своей жизни, лет 25. Именно качество нашего сна определяет качество нашего дня. Во время глубокого полноценного отдыха перезаряжается мозг, восстанавливаются клетки, вырабатываются гормоны, находятся решения для нерешенных проблем.

Взрослому человеку нужно спать в среднем восемь часов. В этом мы существенно отличаемся от жирафов, которые непонятным образом обходятся всего двумя.
Сон для нас даже важнее, чем еда. Без еды можно прожить две недели, а без сна - нет. Поэтому сон заслуживает больше внимания, чем тренировки или диета.

Мы собираем группы людей, которым интересно улучшить свой образ жизни, используя современные технологии. Бессонница - одна из распространённых проблем, поэтому мы уделяем ей внимание. Если вам нужна профессиональная помощь в анализе сна, присоединяйтесь к исследованию Welltory. Мы объясним вам, как настроить приложение для сна и собирать данные о самочувствии, режиме труда и отдыха. А затем, проанализировав их, постараемся выявить те факторы, которые влияют
на ваш сон.

Люди третью часть своей жизни проводят во сне. Большинству из них снятся сны, некоторым даже по несколько за одну ночь. Как происходит процесс засыпания, наука давно объяснила, а вот о психологии снов ученые не любят говорить, ссылаясь на то, что это не их епархия. Исследователи снов и психологи пока не пришли к единому мнению о причинах возникновения образов сна и их интерпретации.

Более того, в культурах разных стран суеверия и приметы, связанные со снами, довольно различны, что еще больше затрудняет понимание возникновения снов и психологии образов, которые они передают.

Что такое сон?

Понятия сна среди людей разного склада ума, верования и образа жизни существенно различаются:

Наука объясняет сон как пониженную реакцию на внешние воздействия, когда тело и сознание «отключаются» и отдыхают, восстанавливаются, а мозг в процессе сна проходит четыре различных стадии, и во время фазы БДГ (быстрого движения глаз) человек видит образы, которые являются следствием прошедшего дня, переживаниями и разного рода впечатлениями.

С точки зрения эзотерики во время сна человек покидает свою физическую оболочку и может путешествовать с помощью астрального тела, а сны - это события, которые с ним происходили во время этих путешествий.

Древние египтяне верили, что во передает людям свою волю (именно они создали первый толкователь снов), которую потом жрецы-толкователи доносили до остальных.

Сны с точки зрения психологии

По мнению психологов, сон - это реакция ума на события жизни, внутренние переживания, стрессы и скрытые желания. Во сне подсознание через образы сна указывает на проблему и возможный способ ее устранения. Недаром все мощно воздействующие техники работы с подсознанием (гипноз, медитация) близки по своему состоянию ко сну. Только в последнем случае состояние ума полностью контролируемо, а во сне, наоборот, полностью свободно.

Некоторые ученые относят эффект «дежавю» тоже к снам: некогда увиденное во сне, но забытое событие или место через период времени действительно имеет место в жизни человека и кажется повторяющимся.

Автор «Психологии снов»

Трактовку снов довольно обширно исследовал Зигмунд Фрейд, считая сны подавленными желаниями и подавленным либидо, проявляющимися в виде образов.

Эту концепцию австрийский психотерапевт подробно описал в своей книге «Психология сновидений», тщательно описывая разные случаи применения психоанализа сна, какими могут быть связи образов и реальной жизни человека, его прошлого и скрытого. Теория объяснения сути сновидений Зигмунда Фрейда разделяет все на два типа:

Сексуальное влечение (любовь, инстинкт самосохранения и размножения);

Влечение к смерти (стремление к гармонии в жизни, правильный уклад жизни, цикличность).

При этом автор делает акцент на том, что главный образ сна - это не обязательно что-то архиважное, случается, что мелкая, незначительная деталь куда сильнее влияет на бессознательное, чем ключевой момент. Особенность метода Фрейда в том, что осмыслить образы, связать с другим объектом или ситуацией и сделать вывод может только сам пациент, отталкиваясь от глубинных переживаний и эмоций, а психолог только направляет его.

Также его теория основывается на том, что самая первая ассоциация к анализируемому образу зачастую самая точная, поэтому первое, что пришло в голову при пробуждении, часто самое точное трактование.

Архетипы Юнга

Юнг (ученик Фрейда) является основным его оппонентом в науке исследования природы сна. Его позиция в трактовке психологии снов более обширна, не являясь категорично привязанной к сексу и его проявлениям. Юнг считал, что образы сна - это нечто действительно важное и переживаемое в процессе жизни, а смешивать сны шизофреника со снами человека с Эдиповым комплексом просто глупо.

В своей теории трактовки снов Карл Густав придерживался связи образов с архетипами (психологический образ, присущий коллективному бессознательному), семь из основных он использовал постоянно. Анимус и Анима (мужское и женское начало), Самость Мудрец (символ абсолютного знания) и Тень (хаос, пороки и недостатки). Взаимосвязь таких образов и их влияние на сознание человека ярко прослеживается во время всех исследований Юнга и дает понимание человеческой сути с более обширной стороны.

Сделанный вывод дает понять, что Фрейд использовал низменные инстинкты, в то время как Юнг уповал на духовность.

Как интерпретировать образы из сна?

Чтобы понять сигналы подсознания, нужно сделать следующее:

Записать сон сразу по пробуждении, чтобы не забылись мелкие детали. Описывать как можно четче и подробнее.

Возникающие спонтанные ассоциации с образами сразу прописывать, не анализируя. Иногда активная работа мозга и попытки логических умозаключений сводят на нет важные глубинные образы. Со временем умение объяснить сон будет совершенствоваться, и можно будет с легкостью управлять событиями жизни и внутренними состояниями.

Если своих ассоциаций нет, воспользоваться авторитетным толкователем снов.

Для более глубокого анализа сновидений психологи рекомендуют вести дневник, в который записываются сновидения, их трактовки и если сны вещие, то период времени, через которое сон сбылся.

Вещие сны - это вестники судьбы?

Принято считать, что вещий сон предугадывает будущее, дает подсказку на предстоящие события, при этом действительно сбываясь в ближайшем времени. Обычно такие сны снятся людям с повышенной чувствительностью и особым психологическим настроем (накануне важного экзамена, свадьбы), хотя бывает и без причины. По приметам старожилов, вещие сны чаще могут присниться в день именин, в Святочную неделю (между Рождеством и Крещением) и в ночь с четверга на пятницу (самые судьбоносные сны снятся именно в этот день, но их труднее запомнить).

Что такое сонник?

Сонник - это толкователь образов, которые человек видит во сне. Самыми популярными считаются сонник Густавуса Миллера, Зигмунда Фрейда и сонник Ванги, также молодежь часто прибегает к услугам онлайн-толкования, не углубляясь в тонкости трактовки. Среди любителей эзотерики пользуется спросом «Толкование снов и сновидений» Нострадамуса, а также сонник Менегетти.

Для удобства поиска зачастую в толкователе символы сновидений написаны в алфавитном порядке. Чтобы понять психологию сна и что он хочет донести до сознания, вспоминают образы из сна, далее нужно отыскать в толкователе и прочесть объяснения образов и из всех попытаться создать общую картину. Это и будет трактовка.

Если один и тот же сон снится несколько раз

Бывает, что людям в течение длительного периода времени периодически снится один и тот же сон: с теми же образами, ситуациями и действиями. Иногда сюжет незначительно меняется, но чаще совпадает на 100 %.

С точки зрения психологии повторяющиеся сны - это попытки бессознательного указать на одни и те же ошибки в жизни либо привычки, которые человек не меняет в себе. Это будет повторяться до тех пор, пока человек не решит проанализировать сигналы, обратится к специалисту по толкованию снов и сновидений и сделает сопутствующие выводы.

Также иногда во сне человек видит трагедии прошлого, в которых он был невольным участником или зрителем: автомобильные аварии, сцены насилия, война или случаи суицида. От сильного эмоционального шока увиденное отпечатывается на подсознании и через сны периодически о себе напоминает, заставляя очевидца снова испытывать страдания. В таких случаях также рекомендуется обратиться за помощью к психотерапевту.

Суеверия, связанные со снами

В каждой культуре мира, практически в каждой народности существуют свои суеверия, связанные с увиденным во сне.

Славяне верили, что нельзя рассказывать страшный сон до рассвета, иначе он сбудется. Нужно, глядя в окно, трижды повторить: «Куда ночь, туда и сон» (некоторые советовали такие же слова сказать проточной воде, заменяя «ночь» на слово «вода»).

Если в праздничный день (церковный), то он должен был исполниться не позже обеда следующего дня, поэтому считался очень хорошей приметой.

Если младенец смеялся во сне, запрещалось его будить - считалось, что с ним играет ангел.

Во сне наступить или вымазаться в экскременты считалось огромной удачей, к деньгам и везению.

Об умерших людях, приходящих во сне, есть целая система интерпретаций. Если покойник просто виделся во сне - это предвещало непогоду, а если звал за собой, то предвещало скорую смерть тому, кто пойдет за ним. В таких случаях старые люди рекомендовали пойти в церковь и поставить свечу за упокой. Считалось, что вообще лучше не отзываться во сне на «зов», даже если приснившийся человек был жив - это было к несчастью, неудачам и болезням.