Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

Значение мимики в жизни человека

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой . Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, , голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

О чём расскажет мимика?

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST , которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье , расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок .
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой , направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи .
  11. Человек, довольный собой , выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость , человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь , люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

Заключение

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит . Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Профессор Балязин Виктор Александрович , Заслуженный врач Российской Федерации, Профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой нервных болезней и нейрохирургии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Мартиросян Вазген Вартанович

Профессор, Доктор медицинских наук, Ассистент кафедры нервных болезней РостГМУ с 1958 года, Врач невролог высшей квалификационной категории

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Фомина-Чертоусова Неонила Анатольевна, Кандидат медицинских наук, Ассистент кафедры нервных болезней и нейрохирургии, Врач невролог, эпилептолог высшей квалификационной категории

Эмоции - это форма реакций отражающих состояния нервной системы и настроение человека, возникающих в ответ на различные влияния внутренней и внешней среды организма. Эмоциональные реакции следует рассматривать как одну из форм приспособления организма к условиям существования на основе эволюционного подхода. Дарвин разработал теорию о происхождении эмоций, изучил анатомо-физиологические основы и выражения эмоций, установив при этом, какие мышцы лица и туловища принимают участие в осуществлении эмоциональных реакций. Дарвин выделил 3 основных принципа эмоциональных выражений: 1) принцип полезных ассоциированных привычек, 2) принцип антитеза, 3) принцип непосредственного влияния общего возбуждения нервной системы. Дарвин показал генез различных эмоций животных и человека с позиций теории эволюции. Нервный субстрат эмоций связан с корой головного мозга и подкорковыми образованиями (таламусом, гипоталамусом, стриопаллидарной системой), действующими в тесной взаимосвязи между собой. Отдельные подкорковые системы имеют свою специфику. Зрительный бугор дает эмоциональную окраску различного тона и степени, стриопаллидарная система участвует в осуществлении внешнего выражения эмоций, гипоталамус регулирует вегетативные, сосудистые, нейро-эндокринные функции и метаболизм при эмоциональных состояниях. Болевая эмоция вызывает приспособительные движения, предохраняющие от боли,- напряжение мышц, позу или положение туловища, плач, стон, крик и вазомоторные расстройства.

В. И. Ленин говорил, что диалектический путь познания истины, познания объективной реальности осуществляется переходом созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Такова закономерность и эмоциональных реакций при влиянии внешней среды.

Умственная деятельность поддерживается эмоциональным тонусом, что соответствует высказыванию И. П. Павлова о том, что подкорка заряжает кору. Эмоции играют большую роль в жизни человека. Эмоциональные реакции связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, мыслями, т. е. с познавательным процессом. Вот один из примеров влияния эмоций на умственную деятельность. Майер, открывший закон превращения энергии, поехал в Индонезию в качестве пароходного врача. Он писал, что с такой любовью взялся за работу по исследованию закона превращения энергии, что мало интересовался частью света, которую проезжал, и, оставаясь на борту, беспрепятственно отдавался работе, причем чувствовал такое вдохновение, какого ни раньше, ни позже этого времени не ощущал. При поведенческих реакциях эмоции проявляются двояко: 1) как формирование потребности, выражающееся в ожидании, беспокойстве, и 2) как осуществление потребности, связанное с чувством приятного, удовольствия, наслаждения. Эмоции разделяли на отрицательные и положительные. Среди эмоций выделяют печаль, испуг, тревогу, страх, страдание, смущение, гнев, разочарование, горе, радость, любовь, волнение и др. Во время эмоций изменяется тонус поперечнополосатых мышц, происходит спазм или расслабление гладких мышц, колебания артериального давления, изменения позы туловища и координации движений, расстройства обмена веществ. Эмоциональные выражения человека проявляются на ранней стадии развития организма. Так, первичные эмоции (плач, улыбка) обнаруживаются у новорожденного ребенка. У плода, преждевременно изъятого по медицинским показаниям и помещенного в благоприятные условия циркуляции и питания, наблюдаются мимические проявления. На прикосновение щетинкой к верхней губе появляется гримаса, сходная с мимическими реакциями взрослого человека, выражающая отвращение, брезгливость, чувство неприятного. У плода можно наблюдать выражение «скорби», всхлипывания. Маленький ребенок выражает свое недовольство плачем и громким криком. Постепенно ребенок начинает сдерживать свои чувства. Взрослый человек при болях стонет, плачет. Мимика с момента рождения развивается и совершенствуется. У взрослого человека плач бывает не только от боли, но и от радости. Моторика человека изменяется с возрастом. Гипоталамус, четверохолмие, ядра лицевого нерва составляют анатомический субстрат, который участвует в осуществлении мимических реакций, проявляющихся взаимосвязанно с деятельностью коры головного мозга. Экстрапи- рамидная система влияет на тонус мимических мышц, темп их деятельности, интенсивность их иннервации, а также автоматические и выразительные движения. Непосредственным выразителем мимики является мускулатура лица. Мимические мышцы, иннервируемые лицевым нервом, выполняют различные функции, что обусловливает все многообразие мимики. В мимических выражениях принимают участие также глазодвигательные нервы. В мимической деятельности важна соразмерность движений, которая обусловлена комплексными сочетаниями мозжечковой системы с вестибулярными и сенсорными механизмами.

Вольтер в стихотворении «Неудавшийся портрет (маркизе де Б.)» так выразил сочетание различных эмоциональных нюансов: «Легко ль писать с тебя портрет: строга и весела, капризна и сурова, шалуньей кажешься, но нет, себе наперекор ты благонравна снова». И. М. Сеченов в «Физиологии нервной системы» описал мимические акты, отметив роль врожденных сочетанных движений, показал, что они имеют рефлекторный характер. Всякое мимическое движение лица И. М. Сеченов рассматривает как конец рефлекса, осложненного психическими элементами.

Изучая эмоции, П. Ф. Лесгафт показал значение развития и воспитания, т. е. роль факторов внешней среды, в выражении эмоций. М. И. Аствацатуров разделил эмоции на корковые и подкорковые. Е. К. Сепп высказал положение, что сокращения мимических мышц во время эмоций имеют биологическое значение и создают благоприятные условия для мозгового кровообращения.

Кеннон считал, что физиологической основой эмоций являются нервные процессы, происходящие в зрительном бугре. По И. П. Павлову, физиологической основой эмоций служит не только подкорка, но и кора головного мозга. Во время эмоций происходят изменения дыхания, кровообращения, гормональных функций, состава крови, содержания сахара в крови, симпато-адреналовых веществ. Воздействуя на эмоциональную сферу, можно вызвать изменение физиологических функций, связанных с нашими ощущениями. Путем воображения удается реализовать внушение. Например, представьте себе, что я держу в руке лимон, у которого отрезана одна долька. Я продолжаю резать ножом, с которого капает капля лимонного сока, следующую дольку, причем кожа лимона разрезается с трудом, выжимается косточка, которая падает на блюдце с несколькими каплями сока, затем я отрезаю дольку лимона и продолжаю дальше резать лимон, а у самого при виде этого появляется ощущение кислого во рту и выделяется слюна. Разве вы не ощутили кислоты во рту, если детально воображали себе эту картину?

Многие из вас, вероятно, могли пережить эмоцию страха высоты, когда появляется боязнь, неуверенность, головокружение, иногда чувство тошноты, т. е. эмоция страха с вегетативно-висцеральными проявлениями.

Подкорковые узлы являются центрами важнейших безусловных рефлексов. Благодаря тесному взаимодействию коры головного мозга и подкорки происходит возбуждающее влияние из подкорковых узлов на клетки коры головного мозга и динамика их при ослаблении корковых функций. И. П. Павлов приводил наблюдение военного невроза, при котором бывший командир, засыпая, начинал кричать, махать руками или ногами, отдавал приказы, командовал- словом, переживал сцены войны. Нарушение соотношения между раздражительным и тормозным процессом в коре головного мозга приводит к возникновению отрицательно окрашенных эмоций. Необходимо подчеркнуть ошибочность взглядов Фрейда, который считал либидо основой эмоций. И. П. Павлов писал, что поведение животного складывается из балансирования раздражительного и тормозного процессов, приуроченных к различным агентам. Если вызвать раздражительный процесс и затем ограничивать его тормозным процессом, то животное, испытывая трудность, начинает визжать, лаять, рваться из станка. Наши чувства приятного, неприятного, ощущение легкости и трудности, радости и горя, торжества и отчаяния связаны с изменением нервной динамики в коре головного мозга и подкорке. Чувство всегда сильнее рассуждений (Моруа). Возникновение сильных контрастных переживаний, эмоциональные переживания, которые проявляются у человека при выполнении сложных задач, И. П. Павлов объяснял явлениями взаимной индукции. Эмоции оказывают влияние на способ заучивания путем использования зрительных, слуховых, кинестетических стимулов. У одних запоминается задание при включении зрительных образов, у других - при выключении. Образования и изменения динамических стереотипов, ломка их и сопровождаются эмоциональными проявлениями. При возобновлении временной связи, т. е. при воспоминании о пережитой эмоциональной реакции (обида и др.), могут вновь возникнуть волнения, измениться выражение лица и обычно появляются соответствующие вегетативные проявления на лице и во внутренних органах (сердце). П. К. Анохин создал теорию эмоций, положив в основу ее представление о целостности физиологических образований, осуществляющих эмоциональные реакции. С биологической точки зрения считается, что положительные эмоциональные ощущения закрепляются как механизм, поддерживающий организм на оптимальном уровне.

Значение второй сигнальной системы для возникновения и изменения эмоционального состояния человека, роль слова как раздражителя выявляется в экспериментальных и клинических наблюдениях. Слова - не только возбудитель эмоциональных переживаний, но и раздражитель, вызывающий вазомоторные и другие вегетативные реакции. При внушении можно выявить сосудистые реакции на лице, изменения сердечной деятельности,.. дыхания, пульса, газообмена, функций желудочно-кишечного тракта, мимики и другие проявления, наблюдающиеся при эмоциях. Процессы, происходящие в коре и подкорке, являются физиологической основой эмоций. Эмоциональные реакции осуществляются при участии ретикулярной формации мозгового ствола. Кора головного мозга получает информацию о происшедших в организме реакциях, связанных с эмоциями, в результате чего возникают ощущения приятного удовлетворения или, напротив, неудовлетворения. Разрушение подкорковых образований приводит к нарушению внешнего выражения эмоций. Гесс и сотрудники, раздражая гипоталамус, влияли на поведение животного. При удалении коры головного мозга у «таламических» и «гипоталамических» животных Бард установил, что болевое раздражение дает более отчетливое внешнее выражение ярости и гнева. Новейшими данными установлено участие в процессе эмоций амигдалярного комплекса (рис. 47, А), гиппокампа, коры поясной извилины, орбитальной коры и других областей головного мозга, в частности активирующего влияния ретикулярной формации мозгового ствола (рис. 47, Б). Эти образования являются посредниками между гипоталамусом и корой головного мозга в формировании эмоций. Импульсы к лимбической системе идут от ретикулярной формации; другой путь более сложный: от таламуса в гиппокамп, отсюда по волокнам свода в мамиллярные тела гипоталамуса и далее по мамил- ло-таламическому тракту в переднее ядро таламуса и затем в лимбическую извилину.

Амигдалярное тело связано с подкорковыми узлами и корой головного мозга и может играть роль облегчающего или

Рис. 47. Взаимосвязи коры и подкорки.

А - некоторые связи амигдалярного тела с подкоркой и корой: 1 - лобно*

теменная доля; 2 -■ височная доля; 3 - островок; 4 - амигдалярное тело;

б - хвостатое тело; 6 - гипоталамус; 7 - ретикулярная формация;

Б - влияние ретикулярной формации мозгового ствола: влияние на кору го-
ловного мозга (а), на тонус мышц (б), на сердечно-сосудистую систему (в),
на симпатико-адреналовые функции (г); В - нейро-эндокринные взаимосвязи
и их роль при эмоциях.

тормозя щего образования, способного снизить или повысить общий тонус эмоционального состояния. Лимбическая система, имеющая отношение к эмоциям и внутренним органам, получает сигналы, идущие через ретикулярную формацию и гипоталамус, и это влияет на проявление эмоционального состояния. Экспериментально при электрических воздействиях на глубинные структуры мозга можно вызвать различные эмоциональные проявления в зависимости от локализации раздражения, силы, частоты и продолжительности действия тока. При электрических раздражениях глубинных структур мозга выявляется усиление эмоционального фона или развитие патологического эмоционального состояния, не связанного с предшествующим настроением. Установлена корреляция между изменением эмоционального состояния и характером электросубкортико- граммы гиппокампа, перегородки и других структур головного мозга. К эмоциям относятся переживания сладострастных ощущений, приятные ощущения, при которых возникает влечение к их повторению. Иногда эмоции проявляются в виде «беспричинной радости», «безотчетного страха» «беспредметной тоски». Для понимания физиологических основ эмоций имеет значение учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, различных в зависимости от силы раздражительного и тормозного процессов. Лица сильного неуравновешенного типа с сильным раздражительным процессом и слабым тормозным процессом (безудержный тип) при неблагоприятной ситуации реагируют бурно, проявляют аффективные реакции с гневом и яростью. При эмоциональных перенапряжениях у них легко возникают растерянность, неуверенность в себе, отчаяние. Лица сильного уравновешенного типа с выраженным раздражительным и тормозным процессами сдержанно реагируют на случившееся и быстро находят выход из затруднительного положения. Сильный уравновешенный спокойный тип высшей нервной деятельности характеризуется достаточно хорошо выраженными раздражительным и тормозным процессами, причем тормозной процесс преобладает над раздражительным. Лица уравновешенные обдумывают каждый шаг и в результате принимают правильное, твердое и обдуманное решение. Таким образом, от типа высшей нервной деятельности зависит эмоциональная реактивность. Индивидуальные различия характера и силы переживаний связаны с особенностями взаимодействия сигнальных систем. И. П. Павлов выделил художественный, мыслительный и промежуточный типы. Одним из важных выражений эмоциональных состояний являются изменения сердечно-сосудистой деятельности. При положительных эмоциях артериальное давление вследствие увеличения работы сердца и сосудов повышается, не оставляя значительных следовых реакций. При отрицательных эмоциях (страх, горе) происходит возбуждение деятельности сердца и сосудов и остается большой след после эмоциональной реакции. Такое отличие связано с особенностями отрицательных эмоций: с генерализованным распространением возбуждения и последующей задержкой выравнивания метаболических сдвигов. При отрицательных эмоциях особенно выявляются функции гипоталамуса и

неспецифических ядер таламуса, ретикулярной формации (рис. 47, В), т. е. систем, которые участвуют в осуществлении реакции «напряжения». Адреналовая система вовлекается не только гуморальным путем, но и через ретикулярную формацию, симпатическую систему и через связи гипоталамуса с гипофизом (адренокортикотропный гормон стимулирует симпатико-адреналовую систему на периферии). Эмоциональные напряжения, волнения, «эмоциональный стресс» играют большую роль в патогенезе гипертонической болезни, висцероспазмов и дискинезий, нейродерматозов, коллагенозов, вегетативных дисфункций, неврозов. Избыточное выделение в кровь адреналина, норадреналина, адренокортикотропного гормона при отрицательных эмоциях вызывает артериальную гипертензию и может вызывать гипертонические пароксизмы и кризы. Фагоцитарная активность лейкоцитов изменяется при неврозах, болевых раздражениях и волнениях (например, у студентов во время экзаменов).

Кеннон считал, что вегетативные реакции, возникающие при эмоциональных напряжениях, направлены на мобилизацию ресурсов организма для выхода из трудного положения. В выражении эмоции участвуют респираторные функции (учащение и углубление дыхания), секреторные функции («губы пересохли» и др.), деятельность сфинктеров желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчных путей и кишечника). Эмоциональные потрясения могут вызвать повышение температуры тела (нарушение терморегуляции, осуществляемой гипоталамусом). Иногда во время эмоциональной реакции человек дрожит, иногда ощущает, что «в жар бросило». Нам нередко удается задержать внешнее выражение эмоций (мимика, речь п др.), но на вегетативные, висцеральные и гормональные (адренергические и др.) проявления трудно повлиять. Эмоции можно рассматривать в эволюционном плане как полезные приспособительные реакции.

Внешним выражением эмоций являются мимика, жесты, поза туловища, моторика. И. М. Сеченов считал, что все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному явлению - мышечному движению. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Мимические выражения очень вариабельны и по малейшим изменениям мимики можно выявить изменение настроения и эмоционального состояния человека. Первичная интеграция эмоций связана с подкорковыми образованиями и особенно с ядром лицевого нерва, при участии которого реализуются мимические выражения. Па основе связей коры и подкорки с лицевым нервом формируются различные нюансы мимики, при посредстве которой человек проявляет многообразие эмоциональных выражений. Мимика верхней части лица в основном проявляется в наморщивании лба, подъеме бровей кверху, нахмуривании. Дарвин придавал лобной мышце

характер настороженности при явлениях опасности. При напряжении внимания появляются вертикальные складки посередине лба. Нередко при аффекте у человека появляются вертикальные складки лба над переносицей. В покое эти складки разглаживаются. Изменение горизонтального или вертикального расположения бровей наблюдается при эмоциональных выражениях горя, заботы, страдания. Художник имеет также свой стиль, «почерк». Прекрасное выражение мимики страдания представлено в картине Делакруа «Резня в Хиосе», в скульптурной группе «Лаокоон», где изображается страдание в результате борьбы со змеями.

Эмоциональные выражения проявляются не только мимикой, но и состоянием глаз. В картине Веласкеса «Иннокентий X» (1650) художником отражен зловещий взгляд, выражающий хитрость, властность, проницательность, скрытность. Характер взгляда, положение бровей, величина и равномерность глазных щелей, направление взгляда (в сторону, вверх, прямо), блеск или тусклость глаз изменяются при внешних выражениях эмоций. Взгляд может быть зорким, сосредоточенным, холодным, тоскливым, печальным, задумчивым, умоляющим, радостным, лукавым, завистливым, заискивающим, укоряющим, суровым, нежным, гордым, ласковым и т. п. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстым дано большое количество оттенков выражения глаз, отчетливо передающих различное эмоциональное отношение человека. Выражение лица слепого человека застывшее, неподвижное, взгляд устремлен вдаль. Зрачки могут отражать различные нюансы эмоциональных переживаний. В глазах можно увидеть выражение испуга, печали, радости, горя, безучастия («глаза спят»). Во многих художественных произведениях можно найти яркие выражения: «по глазам прочел», «негодующий, суровый взгляд и губы плотно сомкнуты», «выражение глаз говорило». М. Горький описывал глаза: обиженные, грустные, злые, утомленные, влажные. Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» писал: «В ней всегда поражало выражение глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка, всегда переносившая Левина в волшебный мир». Шопен в дневнике писал, что «в моих глазах отражались ее глаза, теплые, страстные…». «Ее ласкающие взоры отуманили меня» (Ж. Санд).

В нижней половине лица наиболее активно мимика осуществляется в движениях рта. Плотно закрытый рот, стиснутые зубы, крепко сжатые губы выражают определенность и решимость, целеустремленность. Расслабление рта в результате снижения тонуса соответствующих мышц вызывает мимику, указывающую на снижение активности человека. Л. Н. Толстой так описал мимику при волнении: «Щеки его начали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло-шутливо, то испуганно оглядывались» («Война и мир»), Бальзак описал мимическое выражение при тревоге: «Незаметная морщинка, прорезавшая белое лицо, еле уловимое подергивание лица, слегка нахмуренные брови, почти неприметно вздрагивающие губы».

В мимических реакциях иногда угол рта принимает большое участие. Опущение угла рта Дарвин оценивал как рудимент плача. В. М. Бехтерев придавал значение для оценки тонуса состоянию углов рта: при подавленности, тоскливом настроении, депрессивном состоянии и при плаче от боли, горя, радости углы рта опущены. Обратите внимание на известную картину А. Г. Венецианова «Гадание на картах» (1842). Гадающая сосредоточенно смотрит на карты, думает, ищет разгадку, а другая с любопытством и нетерпением ждет ответа (рис. 48).

При состоянии радости, бодрости отмечается определенная собранность, хороший тонус мимических мышц и выравнивание углов рта. При смехе углы рта оттягиваются назад и кверху. Иронический смех сопровождается «искривлением» одного угла рта (функция треугольной мышцы нижней губы). Изменение положения рта может указывать на внешнее выражение эмоций, сопровождающихся насмешкой, сарказмом. Круговая мышца рта вызывает проявление мимики, сопровождающейся смехом. Смех, переживаемый внутри, проявляется закрытым ртом, радостным выражением глаз, иногда в сочетании с мелким дрожанием нижней части лица. Мимическое выражение смеха многообразно. Различают характерный, выраженный, полноценный смех (смех «от души») и абортивный, подавленный, когда человек не хочет смеяться, но из вежливости поддерживает радостное настроение, которое имеется у собеседника. Улыбка, как и смех, может быть различной. При улыбке углы рта растягиваются в сторону. Улыбка может быть торжествующая, когда человек одержал какую-то победу, нежная, добрая при виде ребенка, злобная при виде врага и т. д. Изучение эмоциональных проявлений, отмеченных у Л. Н. Толстого в романе «Война и мир», позволило выделить около 100 оттенков улыбки человека.

Прекрасное изображение эмоции радости и счастья представлено во всемирно известной картине Леонардо да Винчи «Монна Лиза». Рисуя, Леонардо заставлял развлекать Монну Лизу пением и шутками, чтобы на лице ее не было отпечатка грусти, и ему удалось запечатлеть нежную улыбку (рис. 49). И. Е. Репин дал прекрасное изображение различных эмоций в своих картинах (рис. 50, А). К таким шедеврам можно отнести его знаменитую картину «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». В картине обращает на себя внимание эмоция смеха на лицах всех изображенных запорожцев. Смех II. Е. Репин выразил различно: то в виде лукавой усмешки, то в виде громового хохота. Смех показывает уверенность запорожцев в своей мощи, и этим выражаются патриотические чувства (рис. 50, Б).

В портретной живописи знаменитых художников имеется много ярких образов, в которых отражены переживания и эмоциональные выражения. Так, на портрете старика Рембрандт изобразил лоб с глубокими морщинами как результат глубоких раздумий и забот, шдумчиво устремленный вперед взор, отражающий сосредоточенность и усталость, и характерные, натруженные руки. В общем облике показана мудрость и внутренняя сила. В. И. Суриков написал прекрасный портрет «человека с больной рукой, который замкнут.

углублен в свои переживания» («он смотрит на зрителя, но не общается с ним»). Под глазами лежит тень, выступают скулы, щеки запавшие. В. И. Суриков страдал болезнью сердца и умер через 3 года после того, как написал эту картину, в которую вложены его мысли о болезни. В портрете Ф. М. Достоевского, написанным В. Г. Перовым, раскрываются эмоциональные переживания великого русского писателя - певца униженных и оскорбленных, обладавшего огромной силой ума и чувств. Выражение лица характерное: нахмуренные брови, устремленный вперед, сосредоточенный взгляд, сжатые губы, впалые щеки, согнутая поза туловища и выразительный жест рук (пальцы охватывают колени). В этом портрете показаны страдания, мучительные переживания и напряженная работа мысли. При эмоциях имеет выражение пантомимика, т. е. сочетание движения туловища и лица. Так, при большом горе страдание выражается пантомимикой: голова и плечи опущены, спина сгорблена, руки безвольно висят вдоль туловища. Напротив, у человека в радостном состоянии повышена двигательная активность, он возбужден; больной много говорит, усиленно жестикулирует, вскакивает с места и опять садится, ходит по комнате и т. п.

В процессе жизненного опыта вырабатывается способность управлять своими чувствами, сдерживать эмоциональные реакции, человек научается владеть собой. Так, удается подавлять чувство приятного при беседе и поддерживать разговор, не выявляя своего’ отношения. Для того чтобы не расстроить близкого человека, иногда пытаются скрывать свои чувства, и лишь по выражению глаз можно заметить волнение, недовольство или раздражение. Мать В. И. Ленина М. А. Ульянова, приходя на свидание к детям, находящимся в тюрьме, держалась ровно, не выдавая волнения, глядела на детей решительно и спокойно. На свидании с Анной Ильиничной Ульяновой она не выдала горя матери и не рассказала о казни Александра.

Жесты наряду с мимикой, изменением позы туловища применяют актеры для создания у зрителей правдоподобных выражений переживаний человека. Жесты, темп, приемы разговора, манера интонации играли большую роль в истории французского театра. Шекспировский Гамлет говорил: «Не маши без толку руками, соразмеряй жесты со словами, слова с жестами для того, чтобы не насиловать благоразумной умеренности природы». К. С. Станиславский создал систему, в которую включается внутренняя и внешняя работа актера над собой и над ролью, выработка техники выражения эмоциональных состояний, позволяющие вызвать творческое самочувствие и сделать установку моторики, соответствующей передаче внутренних переживаний. Станиславский так охарактеризовал портрет дирижера А. Г. Рубинштейна, созданный Репиным: «Огонь взгляда, движения мышц лица, рук, туловища, вызывавшие бурные порывы и страстную игру оркестра».

Жесты иногда красноречивее слов. Людям, и не только музыкантам, свойственно дирижировать. «Возьмите пианиста, говорит И П. Павлов, вся его механическая выучка, все его движения осно паны на бесконечном числе временных условных рефлексов, происходящих от двигательного аппарата рук и пальцев».

Для выражения эмоций большое значение имеют голос, тон. На это обращал внимание еще В. М. Бехтерев. Эмоциональные выражения варьируют в зависимости от тембра, интонации, силы, выразительности речи. Голос может быть ласковым и, наоборот, суровым, неприветливым. Одно и то же слово изменяет свое эмоциональное значение в зависимости от выразительности, с которой оно произнесено. При неуверенности голос человека звучит робко, нерешительно. Напротив, человек, убежденный в правоте, говорит громко, четко, мягко приводит необходимые доказательства. А. С. Макаренко не случайно писал, что он сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, выработал у себя нюансы в постановке лица, фигуры, голоса. Бернард Шоу считал, что есть 50 способов сказать слово «да» и 500 оттенков слова «нет», а написать эти слова можно только одним способом.

Музыкальная речь и меняющийся тембр и ритм могут передать внутреннее переживание. Музыка играет большую роль в создании эмоциональных переживаний. Так, в опере сочетаются вокальные мелодии, инструментальная музыка, хореографическое искусство. Выразительность пения, художественность театральных образов, красота декораций создают определенные эмоции. Ритм, темп, гармония, интонация голоса, музыкальная выразительность и мелодия - все это имеет эмоционально-выразительный смысл. В операх Глинки, Чайковского, Верди и др. язык мелодий вызывает эмоциональные переживания. Впечатления от просмотра кинокартины, концерта, театрального представления зависят от воздействия на наши эмоции раздражений, влияющих на зрительный, слуховой анализаторы и специальные зоны в коре головного мозга, реализующие музыкальные эффекты при включении таламо-подкорковых центров, дающих своеобразную выразительность эмоциональным проявлениям. Художественные образы на сцене созданы Ф. И. Шаляпиным, который прекрасно владел голосом, ритмом, пластикой, дыханием, умением подать звук.

В искусстве можно найти прекрасные примеры, отражающие роль эмоций и их внешних проявлений. Выдающийся испанский живописец Гойя, основоположник реализма, открывший путь Домье, Курбе, Мане, выражал эмоции художественным приемом в «капри- чос» (рис. 51, А, Б). И. Крамской искал выразительности эмоций в картине «Неутешное горе». Многие картины художника волнуют и вызывают эмоциональные реакции. В литературе много ярких примеров описания эмоциональных состояний. Альфонс Доде (автор Тартарена из Тараскона», «Короли в изгнании»), страдавший резкими болями, так описал болевую эмоцию: «Боль вползает во все, что я вижу, в мое воображение и в мои рассуждения. Это полное насыщение человека болью». Студентам и врачам важно знать примеры преодоления отрицательных эмоций. Писатель Н. Островский, потеряв зрение и страдая резкими болями в конечностях, писал, что <41 постепенно стал так устанавливать свою психику, чтобы не заме-

Рис. 51. Картины

Гойи.

А - «Сон разума рожлает
чудовищ»;

Б яг «Сон о лжи и непо-
стоянстве»,

чать донимающих его болей, и добился того, что мог выключать боль на любом участке тела. Работая над собой, он научился переключать сознание, не обращать внимания на «крики тела».

В живописи Леонардо да Винчи выработал приемы, пользуясь которыми можно показать мимику и движения тела, характерные для различных эмоций. Большое значение имеет жест в рисунках Делакруа Соколова-Скаля, Брюлова (рис. 52, А, Б, В, Г) и др. Многие крупнейшие художники создавали образцы жеста, отражающего эмоции. Большое разнообразие жестов представлено в замечательных работах Родена, Боттичелли и др. (рис. 53). К. С. Станиславский придавал огромное значение жесту, и это запечатлено в его фотографиях в различных ролях (рис. 54).

При эмоциональных напряжениях нарушается нервная и эндокринная регуляция, изменяется состояние сердечно-сосудистой системы, дыхание, секреторные и моторные функции желудочно-кишечного тракта, температура тела и др. Роль эмоциональных потрясений и нервно-психических перенапряжений обнаруживается в генезе нарушений мозгового и коронарного кровообращения. В развитии некоторых соматических заболеваний имеют значение длительно действующие эмоциональные перенапряжения, например при гипертонической болезни, стенокардии, язве желудка, сахарном диабете, нейродермите и др.

При многих заболеваниях мимика и глаза отражают эмоциональное состояние больного. Страдания и болезни ярко переданы в произведениях многих писателей. И. С. Тургенев в рассказе «Живые мощи» талантливо описал выражение больной бронзовой болезнью: «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая кожа - ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета… Лицо не

Рис. 53. Выражение эмоций в скульптурах и картинах известных художников.

а -.«Мысль» Родена; б - «Мыслитель» Родена; в - «Ромео и Джульетта» Родена;

г - «Покинутая» Боттичелли.

Рис. 54. Жесты и поза, выражающие различные эмоции.

а - К. С. Станиславский в роли Гаева; б - доктора Штокмана; в - Фамусова;
г!- Аргона; д, е - позы рук К. С. Станиславского в связи с эмоциями.

только не безобразное, даже красивое, но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я вижу - силится… силится и не может расплыться улыбка. Голос словно испарялся из едва шевелившихся губ. Темное, неподвижное лицо с устремленными на меня светлыми и мертвенными глазами».

Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» ярко описал болезнь князя Андрея: «Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся. Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом». Нарушение мозгового кровообращения так описано Л. Н. Толстым: «С графом Безуховым сделался шестой удар. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился, из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение… В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, на выражение ужаса в лице Пьера, опять на руку, и на лице его явилась так не шедшая к его чертам слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. Неожиданно при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрогание в груди, щипанье в носу, и слезы затуманили его зрение». Реактивное состояние Наташи Ростовой описано так: «Признаки болезни Наташи состояли в том, что она мало ела, мало спала, кашляла и никогда не оживлялась. Она не только избегала всех внешних условий радости: балов, катанья, концертов, театра; но она ни разу не смеялась так, чтоб^1 из-за смеха ее не слышны были слезы. Она не могла петь. Как только начинала она смеяться или пробовала одна сама с собой петь, слезы душили ее». В романе «Анна Каренина» так описана болезнь Анны: «Она покорно легла навзничь и смотрела пред собой сияющим взглядом… Весь день был жар, бред и беспамятство. К полночи больная лежала без чувств и почти без пульса… К утру опять началось волнение, живость, быстрота мысли и речи, и опять кончилось беспамятством». Образно дана в романе характеристика физических страданий Кити Щербацкой, Алексея Вронского и других персонажей: «Исхудавшая и румяная, с особенным блеском в глазах вследствие перенесенного стыда Кити стояла посреди комнаты… Она вспыхнула, и глаза ее наполнились слезами». Л. Н. Толстой писал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Этим он показал разнообразие отрицательных эмоций. Так, у больных инфарктом миокарда в глазах можно найти выражение страха, тревоги. У Поля Сезана, который страдал сахарным диабетом, были красные воспаленные глаза, одутловатое лицо, слегка сизый нос, особое выражение лица. Расстройства моторики

Рис. 55. Мимика больных с различными формами заболеваний.

и дрожательный паралич; б -опухоль лобной доли; в - судорога взора при пар-
кпнсонизме; г - атеросклеротический паркинсонизм; д - псевдобульбарный паралич;
«* атеросклеротический гиперкинез лица; ж - герпетический менингит; з-аневризма
правой внутренней сонной артерии; и - атеросклеротическая хорея.

бывают при поражениях лобных долей (изменение мимических движений, апраксия, психомоторные нарушения). На рис. 55, 56, 57, 58, 59 показаны изменения мимики у больных с различными заболеваниями нервной системы.

Мимика нарушается у больных в коматозном состоянии. Нами установлено, что, несмотря на утрату сознания, рефлекторно могут выявляться мимические автоматизмы. Так, при нанесении чрезмерно болезненных раздражений у больного в коме возникают эмоциональные реакции, которые обычно проявляются также при сохранности сознания: расширяется зрачок, появляется мимика страдания, иногда стон. При давлении в надглазничной точке или при вытягивании вперед нижней челюсти возникает мимическая реакция. При раздражении слизистой оболочки носа ваткой, слегка смоченной нашатырным спиртом, появляются чиханье и мимическая реакция, при перкуссии по скуловой дуге возникает движение лицевых мышц на стороне раздражения. При выраженной коме лицо больного ами- мнчпое, взгляд безучастный, веки полузакрыты, зрачки узкие, <: углублением комы черты лица заостряются, взгляд становится стеклянным», зрачки расширяются, появляются вегетативные реак-

Рис. 58. Лица больных миопатией.

а, б - Ландузи-Дежерина; в. г - Эрба.

ции на лице (лицо чаще бледное, цианотичное, нередко пепельно- серое). При травмах головного мозга выпадают мимические реакции, как и при других коматозных состояниях. Динамика мимических расстройств зависит от глубины комы, степени повреждения головного мозга и локализации поражения. При опухолях головного мозга отмечается заторможенность, оглушенность, при которой на лице появляется выражение сонливости, апатии, безразличия, но при опухолях лобной доли больные бывают расторможены, склонны к шуткам, эйфоричны, некритичны к своему состоянию.

Мимические расстройства особенно наблюдаются при поражении лицевого нерва. Лицо при мимических движениях перекашивается в здоровую сторону. Кожные складки, особенно лобные, сглаживаются или исчезают на пораженной половине, угол рта опуска-

Рис. 59. Различные фазы выражения лица у больной с боле-
вым тиком при невралгии тройничного нерва.

ется, щека при выдохе отдувается в результате атонии мышц и при дыхании парусит. Глазная щель на стороне поражения лицевого нерва бывает шире (парез круговой мышцы глаза), моргание становится резким. При зажмуривании глаз на пораженной стороне глазная щель не смыкается, вследствие поражения круговой мышцы глаза (заячий глаз) остается белая полоска склеры (симптом Белла). При взгляде вверх образуется более широкая полоска склеры между нижним веком и роговицей (симптом Негро). При попытке крепко зажмурить глаз из положения с опущенными веками (при парезе) здоровый глаз закрывается, а на больной стороне верхнее веко стремительно поднимается вверх (симптом Дюпюи-Дютана). Иногда возникает парадоксальное приподнимание века на пораженной стороне при взгляде вниз и при желании крепко закрыть глаз (симптом Дюпюи-Дютана-Сестана). Активные мимические движения на стороне поражения значительно ослабевают. Появляются маскообразность половины лица, и при улыбке и смехе еще резче выявляется асимметрия лица.

Своеобразно изменяется мимика больного при лицевом гемиспазме. Судороги появляются в группе мимических мышц и постепенно распространяются на всю половину лица. Чаще спазм начинается с круговых мышц глаза, затем распространяется на другие мимические мышцы: глаз при этом зажмуривается, носогубная складка углубляется, угол рта оттягивается, кончик носа искривляется в ту же сторону, сокращаются мышцы подбородка и шеи, иногда во время спазма подтягивается кверху ушная раковина. Бровь на соответствующей стороне под влиянием сокращения лобной мышцы поднимается кверху, что в сочетании с зажмуренным глазом производит впечатление гримасы.

При лицевом параспазме судорожно сокращаются круговая мышца рта, лобные мышцы, мышцы щек, подбородка и в связи с этим резко изменяется мимика больного. В некоторых случаях голова откидывается назад, напрягаются грудино-ключично-сосковые мышцы. Эмоциональные проявления (смех, плач, пение) могут прекратить, а иногда, наоборот, спровоцировать спазм мимических мышц. При поражении паллидо-нигральной системы наблюдается акинетико-ригидный синдром, при котором гипокинезия или акинезия сочетаются с амимией. При гиперкинетически-гипотоническом синдроме в результате поражения стриатума возникают различные гиперкинезы, захватывающие мышцы лица и резко изменяющие мимику больного. Могут быть паракинезии и дискинезии. В мышцах лица отмечаются гримасничанье, тики, подергивания. Во время ги- перкинезов искажаются комплексные выразительные движения, при которых в первую очередь страдают тонкие дифференцированные проявления мимики.

Внешние выражения эмоциональных реакций при паркинсонизме следующие: лицо амимичное, маскообразное, рот часто полуоткрыт, иногда изо рта вытекает слюна; речь мало модулированная, монотонная, замедленная, без эмоциональной окраски. Эмоциональные реакции становятся застывшими, например мимика плача принимает тонический характер, продолжается значительно дольше, чем обычно, временами наступают судорожные сведения кверху глазных яблок. Поза больных приобретает характерную форму: голова и туловище согнуты, руки приведены к туловищу. При болезни Паркинсона обращает на себя внимание маскообразность лица, отсутствие выражения радости, печали, изумления и других эмоциональных проявлений. Мимические движения, возникнув, имеют тенденцию к застыванию, отмечается редкое мигание (веки при этом полностью смыкаются). Отсутствует жестикуляция, речь невнятная, тихая, монотонная без модуляций. При хорее Гентингтона нарушается эмоциональная сфера, изменяется настроение, утрачивается эмоциональная подвижность, развивается эмоциональная тупость; на этом фоне возникают порывистость, непоседливость. Отмечаются повышенная возбудимость понижение тормозных процессов, склонность к аффективным вспышкам. Выражение лица отражает эмоциональное состояние больного. Мимика изменяется в связи с выраженными гиперкинезами лица, вызывающими гримасничанье, подергивание носом, сопение, всхлипывания, вытягивание губ трубочкой. Нарушается артикуляция, речь прерывистая, голос глухой.

При миопатиях нарушение мимики проявляется в виде характерного признака (лицо миопата): отсутствие морщин, плохое смыкание век, слабость круговой мышцы рта, выпячивание губ. Из-за слабости мышц невозможны свист, надувание щек, смыкание губ. Речь становится нечеткой, смазанной, больные плохо произносят губные звуки. На лице сглаживаются складки кожи, и больные выглядят моложе своих лет. При хронической прогрессирующей офтальмоплегии лицо приобретает особый вид из-за птоза обоих век. Обычно верхние веки опущены, иногда до уровня зрачков, брови подняты кверху, на лбу из-за сокращения мышц выступают поперечные складки. Выражение лица изменяется и напоминает лицо засыпающего человека. При выраженной офтальмоплегии движения глазных яблок отсутствуют, веки опущены и больной может следить за движением предметов, поворачивая голову в сторону и вверх. Выражение лица изменяется, лицо бывает нахмуренным, иногда пробегает

улыбка при которой, как и при плаче, рот широко растягивается и у глаз образуются мелкие морщинки. Наблюдается недостаточна сосредоточенность внимания и безразличие из-за снижения

‘ аЛЭмоции влияют на течение заболеваний. Продолжительность жизни больных раком больше у тех, кто не знает о своей болезни и спокойнее относится к своему заболеванию, и короче у больных, ко торые знают о болезни и волнуются, тяжело переживая свои страда ния. Эти данные позволили Клоперу определять прогноз продолжительности жизни у больных раком.

С эмоциональной сферой связаны так называемые иатрогенные заболевания (от греческих слов «иатрос» - врач, «геннас» - произвожу). У больных могут возникнуть страх, боли в сердце после неудачно сказанного слова врача. Некоторые больные с неврогенными заболеваниями, ознакомившись случайно с медицинской Документацией начинают создавать у себя ложное впечатление болезн, эмоционально переживают и заболевают неврозом. Поэтому всегда надо предупреждать возможность иатрогении.

Большое значение имеют слова врача, и на этом построен большой раздел психотерапевтического воздействия Современные достижения науки позволяют вести решительную борьбу с «ирраци нальным» в патологии, раскрывать причинно-следственные связи в этиологии болезней и объяснять закономерности возникновения развития болезней с учетом расстройств эмоциональной сферы. l.to- ит задача о разработке нейрофизиологических и биохимического аспектов эмоций с целью тренировки нервных функции преодоления отрицательного действия на организм эмоциональных реакции и выработки путей профилактики нейрогенных заболевании.

Общепринято считать, что человек с образованием психолога или социолога видит прочих людей насквозь. Достаточно бросить один взгляд на своего собеседника, как на поверхность тут же всплывает вся его подноготная: особенности характера, привычки, слабые и сильные стороны, а может быть, даже биография вплоть до времен появления на Руси христианства. Может быть, со стороны это звучит и смешно, но именно так думает большинство обывателей, а если и не большинство, то та часть, которая ничего не знает о психологии. Об этих заблуждениях поговорим чуть позже. Сейчас мы начинаем новую серию статей на сайт, которая касается психологии, в частности, рассмотрим язык мимики и жестов человека.


Психолог – это не волшебник-экстрасенс. Качественный психолог, в первую очередь, это лекарь, а не хирург, и уж тем более не маг. Однако в каждой шутке есть доля истины, и наш с вами случай – не исключение. Правда заключается в том, что профессиональный психолог умеет наблюдать за позами и жестами людей и на основе этих наблюдений делать определенные выводы. Это необходимо для получения дополнительной информации об реципиенте. К слову сказать, данные навыки полезны не только в сфере деятельности психологии, но и в повседневной жизни (ведении переговоров, бизнесе и т.д.).

Чем именно может быть полезно умение распознавать и интерпретировать жесты и телодвижения? Во-первых, вам будет намного легче заводить новые знакомства. Во-вторых, в случае делового общения, вам легче будет договориться с собеседником, найти общий язык и облегчит путь к определенному компромиссу. Это лишь верхушка айсберга, но, чтобы окунуться намного глубже и оценить весь масштаб преимуществ, вам необходимо работать над собой, развиваться в данной области и тренировать внимание. В данной статье же мы разберем лишь самую малую часть из всех возможных: дистанцию, рукопожатие, взгляд и манипуляции с сигаретой\очками.

Все мы, наверняка, слышали о таком термине, как «личное пространство». Он отображает тот факт, что у каждого человека есть определенная зона комфорта, нахождение в которой посторонних людей вызывает у него негативные эмоции. Легко сделать вывод, что чем ближе (в физическом плане) находится к вам человек, тем лучше его отношение к вам. Бессознательное сокращение дистанции, что собеседнику комфортно в вашем обществе, и он испытывает к вам определенные симпатии. Соответственно, если он старается соблюдать дистанцию и отстраняется во время ваших попыток сократить ее, это означает, что на данный момент он не готов к сближению.


Во-первых, не стоит воспринимать данную информацию в крайней форме. Сокращение дистанции должно происходить легко и незаметно, тем более, оно должно находиться в рамках приличий. Не стоит форсировать события и «ломиться» в личное пространство человека. Это может вызвать резкую негативную реакцию, воспринять ваши движения, как угрозу, и закрыться для дальнейших контактов. Так же стоит помнить, что есть такие черты личности, как интроверты (нелюдимые и замкнутые, ориентированные на себя) и экстраверты (общительные и открытые, ориентированные на общество). У первых личное пространство может охватывать намного больший радиус, а у вторых, соответственно, меньший. Учитывайте это, старайтесь быть непринужденными, тактичными и ненавязчивыми.

Рукопожатие

Ладони способны довольно красноречиво продемонстрировать искренность человека или рассказать о его намерениях, но в данной статье мы разберем только случаи их участия в традиционном мужском приветствии. В случае, если вы впервые встретились с человеком и приветствуете друг друга рукопожатием, то оно может нести в себе одно из трех значений: превосходство, покорность и равенство.


  • Во время властного рукопожатия рука вашего собеседника захватит вашу таким образом, чтобы его ладонь была развернута вниз.
  • Во втором случае ситуация будет противоположной, ладонь собеседника будет обращена вверх. Это может означать, что он желает передать вам инициативу или отдаться вашей воле в каком-либо деле.
  • Рукопожатие с демонстрацией равенства – это классическое рукопожатие, в котором ладони находятся в одинаковом положении.
  • Рукопожатия с хрустом в пальцах, а так же при помощи не согнутой прямой руки, это признаки агрессивности человека.
  • Пожатие кончиков пальцев (не выполненное до конца рукопожатие) говорит о неуверенности и желании удержать реципиента на удобном для себя расстоянии.

Встретились со случаем властного рукопожатия, но не хотите идти на поводу у вашего оппонента? Завидев протянутую к вам руку, ладонь которой обращена вниз, сделайте следующее. Обхватите ее за запястье и с силой встряхните. Это сделает вас хозяином положения.


Если вы вошли к реципиенту, например, в кабинет, без приглашения или предварительной договоренности, то не стоит первым предлагать рукопожатие, это может пагубно сказаться на деле, так как человек может быть не рад вашему визиту. Не стоит заставлять его делать то, что он не хочет. Дождитесь, пока он сам не протянет к вам руку либо вовсе обойдитесь без данного ритуала.

Это далеко не все виды рукопожатий, а лишь наиболее часто встречающиеся. Позднее мы опубликуем полноценную статью на тему правил рукопожатия. Следите за новыми статьями.

Настоящее общение может быть устроено лишь в том случае, если вы общаетесь с собеседником «с глазу на глаз». При этом с одними людьми вы можете ощущать себя вполне комфортно, тогда как с другими будете испытывать недоверие и неудобства. Это зависит от длительности и характера взгляда, а так же от того, как долго человек может выдержать ваш взгляд.


Если человек недостаточно искренен с вами, ваши взгляды во время диалога будут пересекаться редко. Если ваши взгляды пересекаются более чем две трети от общего времени общения, то это означает одно из двух:

  1. собеседник находит вас привлекательным или проявляет к вам иной интерес (зрачки расширены);
  2. собеседник настроен враждебно и посылает вам своего рода вызов (зрачки сужены).

Чтобы расположить к себе собеседника ваши взгляды должны встречаться, примерно, 60-70% от всей длительности диалога. Во время важных переговоров не стоит надевать солнцезащитные очки, которые создадут эффект «разглядывания в упор».

Курение и очки

Практически все вспомогательные средства, используемые человеком, могут помочь понять его ход мыслей. Подобных вещей великое множество, но в данном случае мы рассмотрим только сигареты и очки.


Курение – способ подавления внутреннего напряжения

Курение – своеобразный способ подавления внутреннего напряжения и его тоже можно интерпретировать. Часто, если во время делового диалога человек закуривает, это означает, что он хочет потянуть время перед принятием решения. Помахивание сигаретой, ее покручивание и иные жесты говорят о том, что человек испытывает большее напряжение, чем обычно. Немаловажно, куда выдыхает дым курильщик. Направление символизирует его отношение к сложившимся обстоятельствам. Положительно настроенный и уверенный в себе человек будет выпускать дым вверх, а скрытный и подозрительный – вниз. Выдувание дыма из уголка рта вниз символизирует еще большее негативное отношение. Выдувание через ноздри – признак высокомерного человека.

Если человек постоянно, со своего рода маниакальным усердием, стряхивает пепел с конца сигареты, это говорит о его тяжелом внутреннем состоянии. Если человек закурил сигарету и практически сразу затушил ее, это может означать его желание завершить диалог. В этом случае будет уместно самому подвести разговор к завершению, словно это была ваша идея.

Есть мнение, что человек кладет себе в рот какие-либо предметы в том случае, когда хочет испытать то чувство безопасности, что сопровождает младенцев во время сосания материнской груди. Это правило действует как в случае с очками, так и с сигаретами.

В случае, если от человека требуется сделать определенный выбор, сосание дужки, протирание линз, а так же постоянное снимание и надевание очков может символизировать о том, что он тянет время, либо еще не пришел к окончательному решению. В данном случае стоит выждать, давая собеседнику шанс на размышления. Поигрывание очками с последующим откладыванием их в сторону символизирует о намерении завершить разговор.

В заключение

И так, мы с вами прошлись по нескольким пунктам в интерпретации жестов собеседника, но это, как я уже писал выше, лишь мизерная часть из тех знаний, которыми обладают современные психологи и социологи. В дальнейшем, мы еще больше углубимся в язык мимики и жестов, но на сегодня я с вами прощаюсь.

Берегите свое время. Всего доброго.

Человек - это настолько интересное создание, что все проявления его сущности, личности и чувств воспринимаются с интересом. Мимика лица, например, может рассказать о людях немало любопытных подробностей, даже если сами они при этом молчат. Жесты тоже способны выдать чужое состояние. Наблюдая за людьми, можно узнать много интереснейших подробностей, которые помогут разобраться с правдой или ложью, эмоциями, настроением и прочими особенностями окружающих. Психология мимики по-настоящему обширна. Чтобы изучить её полноценно, не хватит одной статьи и даже книги. Тем не менее некоторые правила и подсказки помогут научиться хотя бы элементарным психологическим «трюкам» для использования их в дальнейшем.

Общая информация и определения

Физиогномика - это искусство чтения человека по его внешним признакам, в частности по лицу, его выражению, чертам и мимике. Определить можно как внутренние качества и некоторые психологические данные, так и состояние здоровья. Этот метод нельзя назвать полностью научным, но многие им интересуются очень серьёзно ввиду его некоторой обоснованности.

Мимика - это выражение лица, при котором человек выдаёт свои внутренние ощущения, переживания, и другие душевные качества.

Жесты - это телодвижения, чаще всего рукой/руками, сопровождающие или заменяющие слова индивида, их совершающего.

Поза - положение тела. Человек сидит, стоит или лежит так, как нравится/удобно/комфортно именно ему.

Жесты, позы, мимика - всё это играет важную роль в людских жизнях. Без них не обходится ни один человек, а потому, если научиться их правильно распознавать, то жить станет проще и интереснее. Мимика и жесты в общении используются повсеместно и автоматически, не каждый в состоянии их контролировать. Благодаря этому у более наблюдательных и внимательных личностей появляется возможность изучать людей.

Лицо и мимика

Что лучше всего расскажет о человеке? Разумеется, лицо. Именно оно способно выдать человека с потрохами, когда тот испытывает какие-то эмоции, реагирует на что-то, врёт или говорит правду и т. д. Язык мимики богат и разнообразен. Бывает сложно запомнить абсолютно всё, но элементарные черты искренней радости, например, или разочарования сохранить в памяти можно. А также научиться скрывать собственные чувства.

Несмотря на то, что мимика и жесты человека вплотную взаимосвязаны, рассмотрены они будут отдельно. Итак, поехали.

Реакции

Мимика лица человека проявляется по-разному, и чаще всего её можно узреть в человеческих эмоциях. Последние, в свою очередь, показываются в реакциях. В зависимости от их проявления можно узнать, что испытывает человек от полученной информации. Сложность заключается в том, что одни боятся, другие не хотят, а третьи стесняются демонстрировать собственные эмоции. Из-за этого придётся успеть заметить быструю, непроизвольную реакцию, которая появляется самой первой. Зачастую полностью проконтролировать её почти невозможно, особенно неподготовленному человеку. Поэтому определить собеседника, которые тот уже через секунды, скорей всего, уберёт со своего лица, можно, если действовать быстро и крайне внимательно.

Эмоции

Итак, продолжим. Как уже говорилось чуть выше, мимика в общении проявляется посредством выражения эмоций, исходящих из реакции. Ниже приведены самые яркие и значимые из них, а также способы их выражения:

  • Радость, счастье . Брови и губы расслаблены, уголки последних приподняты с обеих сторон, щёки тоже приподняты, а в уголках глаз небольшие морщинки.
  • Злость, раздражение . Брови напряжены, сведены вместе и опущены, рот плотно закрыт. Зачастую зубы сведены вместе, как и губы, уголки которых при гневе или сильном недовольстве смотрят вниз.
  • Презрение . Ухмылка. Уголок рта с одной стороны приподнят и виден лёгкий прищур в глазах.
  • Удивление. Губы и лицо в целом расслаблены, глаза округлее обычного состояния, брови взметнулись вверх, а рот приоткрыт.
  • Страх. Брови и верхние веки приподняты, а нижние напряжены, как и всё лицо в целом, глаза распахнуты.
  • Печаль, огорчение. Чуть опущенные верхние веки и приподнятые брови, расслабленные губы с уголками, смотрящими вниз, а также пустой, потухший взгляд.
  • Отвращение . Напряжена и приподнята верхняя губа, брови сведены вместе, образуя небольшую складку, и немного опущены, щёки тоже слегка поднимаются вверх, а нос чуть сморщен.

Помимо прочего, разобраться с эмоциями помогут картинки. Мимика на них изображена неплохо, что наглядно демонстрирует внутренние чувства и переживания изображённых людей. Смайлы, к слову, тоже не зря придуманы. Зачастую мимика лица у них неплохая, благодаря чему они и пользуются спросом при попытке передачи эмоций через интернет. Ведь общение здесь в основном происходит буквами, которыми не всегда получается передать ощущения, испытываемые в тот или иной момент.

Состояние человека

Иногда бывает достаточно немного понаблюдать за людьми, чтобы увидеть, какие они есть. Мимика лица сказывается на человеке, причём не только «одноразово», но и на всю жизнь. Чем ярче ваш собеседник проявлял себя, тем больше вы сможете о нём выяснить.

Большой лоб чаще всего имеют умные люди. Это не значит, что их познания велики во всём. Иногда бывает, что человек знает много информации в одной области, но совершенно несведущ в другой. Если у вашего знакомого большой лоб, но никаких признаков особого интеллекта не проявляется, возможно, он ещё просто не нашёл своё дело.

Блестящие глаза и оживлённый взгляд означают увлечённость человека кем-то/чем-то. Обычно такое бывает у любопытных детишек, которым интересно всё на свете. Напротив, если взгляд человека потухший и безразличный, значит, состояние у него подавленное, возможно, близкое к депрессии.

Если при смехе в уголках глаз появляется много морщинок, это означает, что человек добрый, весёлый и жизнерадостный.

Обкусанные губы обозначают, что человек любит подумать и чаще всего нервничает при принятии решения. Иногда люди начинают автоматически так действовать прямо при собеседнике, поскольку не могут что-то решить.

Твёрдый, развитый подбородок (зачастую он квадратный) показывает сильную волю человека. Поскольку люди, когда добиваются своих целей (даже в споре), напрягают нижнюю часть лица, она начинает развиваться. При частых победах подбородок становится сильным и твёрдым, что доказывает умение человека достигать намеченных целей. Исходя из этого, в случае если нижняя часть лица у собеседника мягкая, слабая и неразвитая, можно предположить, что его легко сломить. Он не станет идти до конца, если впереди появится серьёзное препятствие.

Чем больше на лице различных выпуклостей, неровностей, «впадин», «выступов» и т. д. (впалые щёки, выпуклые скулы, например), тем эмоциональнее и вспыльчивее человек. Он запросто способен впасть в и ярко и живо выплеснуть на окружающих свои переживания.

Жестикуляция

И мимика, и жесты в общении дают понять, что и как человек говорит:

  • Открытые ладони означают доверие и открытость. Если человек периодически обнажает перед вами внутреннюю сторону кисти, значит, ему нечего от вас скрывать, и чувствует в вашем обществе он себя неплохо. Если же собеседник постоянно прячет руки в карман, заводит их за спину или совершает другие подобные «скрытные» движения, вероятно, ему не очень-то комфортно. Это может быть как неприязнь к вам, так и вина/стыд за прошлые поступки.
  • Руки, расположенные у щеки, означают задумчивость. Обычно в такие моменты человек усиленно размышляет о чём-то, пытается сообразить, как поступить в данной ситуации и пр.
  • При нервозности или, что вероятнее, неуверенности в себе человек начинает дотрагиваться либо до шеи, либо до находящихся на ней объектов вроде кулона, цепочки и т. д. Помимо этого, он может начать грызть ручку.
  • Кивок головы знаменует согласие. Порой люди бесконтрольно кивают, сообщая тем самым на подсознательном уровне, что чужое мнение им по нраву. Мотание головой, наоборот, означает, что человек с вами не согласен. Так же как и кивок, иногда это происходит автоматически.

Позы

Открытая мимика и жесты в общении - это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и про позы человека, которые тот принимает во время разговора:


Как распознать правду и ложь по человеку

Вот почему многих интересуют подробности нашей статьи - все хотят знать, как читать мимику лица человека, как видеть, когда вам нагло врут, а когда говорят чистую правду. Некоторые способы разоблачить лгуна приведены ниже, но помните, что, возможно, врунишка о подобных фокусах уже давно и прекрасно знает, а потому пользуется ими умело и ловко, обманывая окружающих так, что

  1. Когда человек говорит неправду, его зрачки непроизвольно сужаются. Если вы предварительно успели заметить исходное состояние глаз собеседника, то вы поймёте, что он лукавит, после уменьшения зрачков.
  2. Когда человек лжёт, он отводит взгляд. Происходит это из-за того, что подсознательно ему стыдно за неправдивую информацию, которую он говорит.
  3. Когда человек врёт и знает о предыдущем способе, он пристально смотрит в глаза. Чаще всего он настолько «заигрывается», что даже почти не моргает. Это тоже способно выдать лжеца.
  4. Взгляд врущего человека перемещается с одного предмета на другой, не задерживаясь на чём-то одном. Иногда это просто признак нервов, но чаще всего - лжи.
  5. Благодаря сжатию скуловых мышц у врущего человека на лице появляется некое подобие полуулыбки-полуухмылки.
  6. Направление взгляда также скажет, правду или ложь вам приходится слышать от собеседника. Если человек смотрит вправо, вероятнее всего, вам преподносят ложь, если влево - правду. Однако это правило действует при условии, что говорящий правша, в противном случае читать наоборот.

Особенности заграничного языка мимики и жестов

Не везде общаются теми же способами, что и у нас. Разумеется, имеется в виду не человеческий язык, а язык жестов, поз и мимики. Приведённый ниже список с указанием конкретных стран и некорректных действий поможет не попасть в просак при иностранцах.

Азия. Следите за руками и ногами. Первыми нельзя прикасаться к чужой голове и волосам, поскольку для азиатов это самое святое, что есть в человеке. Ноги, в свою очередь, тоже не надо распускать, правда, вообще. Даже случайное прикосновение (к любой части тела) может вызвать панический ужас, а то и злость со стороны азиатов. Всё потому, что, в отличие от головы, ноги считаются самым «низким», что есть в человеческом теле.

Ближний Восток. Поднять вверх большой палец - это всё равно, что послать человека в зад. Дети, правда, показывают этот жест частенько, пытаясь тем самым раздразнить окружающих.

Бразилия. Жест «всё О’кей» (большой палец соединён с указательным, образуя ноль, а остальные пальцы торчат «наружу») здесь имеет примерно тот же смысл, что у нас средний палец.

Венесуэла. Жест «всё О’кей» здесь обозначает гомосексуальную принадлежность.

Италия. Жест «Коза» из рок-музыки обозначает здесь измену и неудачливость. Т. е. если вы покажете кому-нибудь этот знак, вы намекнёте, что считаете его полным лохом, которому изменяет вторая половина. На севере Италии нельзя также прикасаться к подбородку, поскольку это означает, что вы как будто показываете человеку средний палец.

Фиджи. Рукопожатие считается фирменным знаком республики, из-за чего не надо пугаться, если собеседник будет крепко и долго держать вашу руку в своей. Это лишь признак вежливости, и длиться он может действительно немалое количество времени, вплоть до конца разговора.

Франция. Жест «всё О’кей» здесь обозначает гомосексуальную принадлежность, а почёсывание подбородка - тот же самый средний палец.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, какую роль в жизни человека играет мимика лица, а также жесты, позы и прочие физиологические особенности, которые сложно контролировать. Конечно, профессионалы вроде агентов ФСБ или ФБР не проявят себя в щекотливых ситуациях, но если ваше окружение не состоит из настолько "крутых" знакомых, то вы всегда сможете «прочитать» человека и узнать о нём много нового.

Психология мимики, язык мимики

В психологии давно известно, что чем чаще человек , тем сложнее это различить, понять и увидеть! Но, все же есть особый язык жестов и мимики, о котором нужно знать.
Человек, разговаривающий с вами и передающий ложную информацию, в любом случае испытывает волнение. Обратите внимание на взгляд, движения и голос собеседника. Вы увидите, как поменяется его речь, поведение и движения. При изучении языка мимики и жестов особое внимание стоит обратить на темп, тембр и другие особенности голоса собеседника.

Когда человек произносит ложную информацию, у него сразу меняется интонация, происходит заметное замедление или ускорение, бывает растягивание речи. Тембр голоса меняется, появляются высокие ноты или наоборот понижение голоса, вплоть до хриплости. У человека может даже задрожать голос или неожиданно появиться заикание.

Взгляд

У человека бегающий взгляд - человек неискренен с вами, так трактуется этот возможный признак психология мимики. Иногда это признак растерянности, стеснительности, неуверенности, но определенно, это признак того, что достоверность информации этой сомнительна и ее стоит проверить. Человек всегда прячет и отводит глаза, когда он испытывает неловкость и стыд от своей лжи. Хот, если ваш собеседник смотри на вас слишком пристально, как бы наблюдая за вашей реакцией, то стоит насторожиться. Возможно, вам лгут. Человек, говорящий неправду, контролирует, как воспринимается его неверная информация, сомневается собеседник или все же, верит?

Улыбка

Для того чтобы научится с помощью психологии мимики видеть неискренность человека, очень важно обращать внимание на его улыбку! Многих людей, которые врут, выдает на лице легкая улыбка. Это не касается людей, которые веселы и жизнерадостны всегда, у них такой стиль общения. Именно улыбка, которая неуместна в разговоре, должна вас насторожить. Часто, посмеиваясь, человек пытается скрыть свое внутреннее переживание, когда он говорить неправду.

Для того чтоб распознать по мимике ложь, вам необходимо внимательно смотреть на собеседника. Вы увидите, как у лжеца немного напряжены лицевые мышцы. Такое напряженное может длиться от нескольких секунд, либо даже на протяжении всего разговора. Американские исследователи утверждают, что мгновенное напряжение лицевых мышц это самый верный признак неискренности вашего собеседника.
Непроизвольная реакция разных частей лица, а также кожного покрова, которые человек не может контролировать, также могут многое сказать вам об искренности вашего собеседника. Постоянное моргание глаз, изменение цвета кожного покрова (бледности или покраснение), дрожь губ, расширенные зрачки могут служить сигналами неискренности.

Как с помощью языка жестов и мимики распознать «улыбку обмана»?

Губы, будто оттянуты слегка назад от верхних и нижних зубов, образуется продолговатая линия губ, в итоге улыбка неглубокая, она неискренняя и не красивая.

Глаза

Как по глазам понять, что человек обманывает? Если человек искренен с вами, две трети времени вашего общения он будет смотреть вам в глаза. Если человек лжет, он будет пересекаться взглядом с вами всего лишь одну треть времени вашего общения. Когда врет мужчина, он рассматривает пол, женщины обычно разглядывают потолок.
Несогласованность в работе мышц лица также признак лжи собеседника. Если одна сторона лица выглядит искренней, а на второй стороне искренность выражена слабее, то можно предположить, что человек врет.

Психология жестов

Многие люди могут подсознательно выдавать языком жестов свою ложь и, порой, вы сможете уличить во лжи профессионального мошенника, политика, или грамотного руководителя, наблюдая за ними, потому что эти люди прекрасно осведомлены об этих тонкостях. Они постоянно контролируют свою мимику и жесты.

Чешет нос

Человек, который пытается вас обмануть, может во время разговора почесывать и потирает мочки ушей, а также почесывать нос. Но не забудьте, что нос может часто и просто так.

Собеседник держится за что либо, приводит себя в порядок

При разговоре человек постоянно трогает свои волосы, держится за что-то, стоящее рядом, например, стул или стол.
Ни с того, ни с сего человек начинает наводить порядок, раскладывать бумаги на столе или перекладывать в другие места. За этими суетливыми действиями он пытается скрывать ложь.

Прикрывает рот, уклоняется

Собеседник старается прикрыть свой рот, или держит руку у горла или рта. Этот жест сигнал, того, что человек врет. Туловище человека уходит назад, он как бы внезапно уклоняется. Если же человек кусает ногти или губы, задумайтесь о правдивости услышанных историй!

Дрожь

У собеседника, странная непонятная дрожь, он ее пытается сдержать, а она все не прекращается. Сегодня очень часто, можете увидеть, как человек при разговоре, поправляет воротничок, или шнурки. Иногда рука может неосознанно оказаться возле паховой области. Человек во время разговора может часто менять позу, складывается впечатление, что он никак не может удобно расположиться на стуле или диване.

Частый кашель и затяжки

Частый кашель говорящего человека также говорит о неискренности. Человек говорит так, словно что-то или кто-то не дает ему говорить, мешает и отговаривает его ото .
Если же ваш собеседник курящий человек, обратите внимание на то, как часто он делает затяжки. Если курильщик затягивается слишком часто и шумно, особенно, если это не его манера курения, то значит, человек лжет.

Закрытые позы

Закрытые позы выражаются в том, что человек скрывает и прячет свои руки, складывает их перед собой на груди. Во время разговора собеседник может делать небольшие шажки, переминается с одной ноги на другую, словно мерзнет. Еще одна закрытая поза – скрещенные руки и ноги, наклоны головы вниз и назад. Человек отгораживается от вас, прячется, закрывается.

Задержка дыхания

Мужчинам свойственно во время обмана задерживать свое дыхание. Собеседник может сидеть с полузакрытыми или закрытыми глазами, так как он испытывает очень большое чувство вины. Но не путайте, это с состоянием усталости, когда человек хочет спать, и с трудом удерживает внимание.

Смена тона речи

Человек, говорящий неправду, вначале говорит тихо, как будто шепчет, после чего, удивляя всех присутствующих, говорит чересчур громко.

Капельки пота

На лице человека, который врет, могут выступать капельки пота. Может появиться характерное движение – человек отодвигает воротник. Этот же жест часто сопровождает состояние сильного гнева или огорчения.

Осторожно читайте язык жестов и мимики.
Мимика и жесты лжи, по мнению специалистов, разительно отличаются от тех легких и незаметных мимических движений и жестов, которыми мы пользуемся каждый день.
Женщинам свойственно маскировать свои жесты, иногда это выглядит как заигрывание или поправление макияжа. Именно поэтому женщинам чаще ввести собеседника в заблуждение.
Иногда сложно разобраться в истинных мимике и жестах и можно ошибиться в их трактовке. Но все же, если вы знаете человека давно и хорошо, то распознать ложь вам будет несложно.