Очень хотелось бы узнать мнение участников сообщества по вопросу поднятому Александром Плясовских.

Саакашвили побеждает Россию
Плясовских Александр д.т.н.

Россия уже много лет борется с коррупцией. Саакашвили тоже борется с коррупцией в Грузии. Судя по результатам, в этой борьбе Саакашвили выигрывает, опережает, побеждает Россию.

Сразу скажу, что я уважаю Президента России Медведева за его мужество: он взялся за решение невероятно сложной задачи, принялся бороться с коррупцией в условиях, когда власть насквозь пропитана этим злом. К Саакашвили же, по выражению героя известного фильма «я такой личный неприязнь испытываю…».

Не смотря на это, я поражен результатами борьбы с коррупцией в Грузии: в грузинской полиции, в том числе в дорожной полиции (ГИБДД по-нашему), например, коррупции нет вообще! Всего за несколько лет, в бывшей одной из самых коррумпированных республик СССР, удалось уничтожить коррупцию в полиции, удалось во много крат уменьшить уровень коррупции в других сферах государства. По оценке международной организации Transparent International, «ни одна страна не достигла таких успехов в борьбе с коррупцией, как Грузия» (http://www.rosbalt.ru/2011/01/14/808464.html).

Как Саакашвили удалось уничтожить коррупцию в полиции? Он реализовал несколько простых ключевых идей.

  1. В Грузии почти полностью был обновлен личный состав. В течение двух лет из 85 тыс. старых сотрудников МВД были уволены 75 тыс.. Весь состав ГАИ - 14 тыс. человек уволили в один день. В течение некоторого времени в МВД оставались немногие из профессионалов, занятых непосредственно расследованием преступлений и преподаватели, обучающие новых сотрудников, теперь уже полицейских.
  2. Одновременно с этим Саакашвили установил драконовскую ответственность за коррупцию - за взятку в 50 долларов полицейскому грозит 10 лет тюрьмы.
  3. Организован постоянно идущий процесс провоцирования полицейских на взятку сотрудниками службы собственной безопасности.
  4. В несколько раз повысил им зарплату, доведя ее до уровня гораздо выше среднего по стране.
  5. В назидание другим видеозаписи коррупционных дел крутили по телевидению.

Одновременно с приятием этих мер в Грузии проводилась широкая кампания по популяризации реформированной полиции среди грузинского народа.

Такие простые меры привели к тому, что быть честным полицейским в Грузии стало в тысячи раз выгоднее, почетнее, престижнее, чем быть взяточником в погонах. Честная работа в полиции обеспечивает достойную жизнь, уважение и почет, а нечестная - тюрьму на 10 лет и разрушение всего будущего.

Все просто!

Почему бы и в России не ввести эти простые меры?

ОО «Россия без коррупции»

Во времена СССР Грузия считалась одной из самых коррумпированных республик, поэтому тогда часто полушутя-полусерьезно говорили о том, что в Грузии нет Советской власти. Но и в постсоветский период - до 2003 года - Грузия по всем показателям занимала одно из первых мест в мире по уровню взяточничества и бюрократизма в органах власти. Особенно сильно взяточничество распространилось в дорожной полиции, системе высшего образования, в сфере таможни, энергетики и судопроизводства.

В 90-е годы и в период до "революции роз" (ноябрь 2003 года) в период правления Эдуарда Шеварднадзе были кампании против коррупции, но они носили эпизодический и порой показной характер. Расцвет коррупции и тяжелые экономические условия в период экономических трудностей 90-х годов стали факторами, приведшими к массовому отъезду из республики сотен тысяч жителей в РФ, Украину, Грецию, Израиль, Германию, США и другие страны.

После "революции роз" и президентских выборов января 2004 года новые власти во главе с президентом Михаилом Саакашвили объявили политику "нулевой толерантности" к коррупции и преступности. За год-два были проведены реформы - сокращено число министерств и госслужащих, обновлены и "омоложены" профессиональные кадры. Вместе с тем, в 10-15 раз были повышены зарплаты госслужащим. Этот процесс, осуществленный методом "шоковой терапии", вызвал недовольство той части госслужащих, которые попали под сокращение, но это не привело к каким-либо масштабным акциям протеста. Более того, у немалой части населения подобные меры властей вызвали одобрение.

В рамках борьбы с коррупцией в 2004-2005 годы был принят ряд законодательных актов, которые упрощали процедуру задержания чиновников, подозреваемых в коррупционных действиях, и предусматривали конфискацию их собственности, если они не могли доказать законность ее приобретения. Были произведены аресты ряда бывших и действующих высокопоставленных госчиновников. После заключения процессуальной сделки многие из них были освобождены из-под стражи, выплатив определенные средства в бюджет. Часть арестованных была осуждена. Правда, часть оппозиции заявляла о том, что эти действия носили выборочный характер.

Реформы проводились в течение последних 5-7 лет, в частности, в системе МВД, службах государственного и гражданского реестра, и особенно в системе образования. Реформа одной из самых коррумпированных систем в Грузии - дорожной милиции - была осуществлена мгновенно и радикально - летом 2004 года в один день из рядов тогдашней дорожной полиции (бывшее ГАИ) было уволено более 15 тысяч работников и создана совершенно новая структура - патрульная полиция. Отбор сотрудников в эту структуру проводился очень тщательно. Полиция получила самую современную технику, ее сотрудники были обеспечены хорошей по местным меркам зарплатой - в 5-6 раз больше, чем прежде. В МВД была создана генеральная инспекция, занимающаяся внутренним служебным расследованием фактов взяточничества.

Была развернута борьба с организованной преступностью за искоренение института "воров в законе": в советское время и до 2003 года почти половина от общего количества "воров в законе" в бывшем СССР составляли уроженцы Грузии. Десятки криминальных авторитетов были арестованы, часть "воров в законе" перебралась в страны СНГ или в Западную Европу. Были приняты законы, в соответствии с которыми "воров в законе" можно привлекать к ответственности не только за конкретные преступления, но и за то, что они публично признают себя "ворами в законе". Эти меры оказали положительное влияние на молодежь, способствуя искоренению у части молодежи моды на т.н. "воровские понятия" и тяги к "воровской жизни".

Реформы позволили создать профессиональную полицию, ориентированную на оказание услуг гражданам, что существенно повысило доверие населения к стражам порядка. Опросы и исследования, проведенные в Грузии некоторыми международными организациями, показали, что полиции доверяет 87% населения страны, и что Грузия является одной из самых безопасных стран в Европе. Согласно этим исследованиям, по уровню доверия населения к полиции Грузия заняла первое место среди стран Восточной Европы, а среди всех европейских стран - третье. Оказалось также, что 87% населения Грузии довольны работой правоохранительных органов и выражают им доверие, 96,4% жителей чувствуют себя защищенными от преступлений, а 60% готовы сотрудничать с правоохранительными органами, если окажутся свидетелями преступления.

Важным шагом в борьбе с коррупцией стало введение практически во всех структурах принципа "одного окна", что уменьшило до минимума бюрократические барьеры и проволочки. Этот принцип действует, в частности, в Агентстве обслуживания МВД Грузии, которое выполняет множество различных функций, таких как прием жалоб от населения, выдача водительских удостоверений и различных справок, а также постановка на учет автомобилей. Получить права, переоформить автомобиль теперь можно за считанные минуты. В 2008 году начала действовать программа электронного документооборота, что дало возможность гражданам страны в максимально сжатые сроки получать все необходимые документы - от свидетельства о рождении и удостоверения личности до сертификата о регистрации предприятия.

Реформы были проведены и в таможенном ведомстве, где до 2004 года был очень высок уровень коррупции. В 2004-2005 гг. в этой системе были произведены многочисленные кадровые перестановки, аресты сотрудников, причастных к правонарушениям, что широко освещалось в СМИ. Были случаи, когда в ряде пунктов таможенного контроля были уволены практически все сотрудники, значительную часть их арестовали и предали суду.

Подверглась реформе также система образования - взяточничество там было искоренено. Вместе с тем, положение дел в образовании устраивает далеко не всех. Значительная часть общественности, признавая успехи в борьбе с коррупцией, вместе с тем, считает, что цены на обучение в вузах непомерно высоки и недоступны для значительной части семей. Приходится либо брать кредиты и влезать в долги, либо бросать учебу.

То же самое касается и отношения общественности к реформам в энергетике и газоснабжении: признаются эффективные действия властей в борьбе с коррупцией и одновременно звучит критика в их адрес в связи с очень высокими расценками на электроэнергию и газ для населения. По мнению многих в Грузии, успехи в борьбе с коррупцией отнюдь не следует считать свидетельством того, что жизнь большинства населения улучшилась.

29 февраля представители оппозиционных фракций парламента обвинили президента Михаила Саакашвили и членов его политической команды в коррупции. Депутат-оппозиционер Георгий Цагареишвили с трибуны парламента передал Саакашвили фотографии роскошных домов, которые, по его словам, "принадлежат разбогатевшим министрам нынешнего правительства". Цагареишвили заявил, что в 2001 году, будучи министром юстиции, Саакашвили на заседании правительства передал тогдашнему президенту Эдуарду Шеварднадзе фотографии фешенебельных домов министров правительства. "А теперь я показываю вам дома разбогатевших членов вашей команды", - сказал Цагареишвили и передал президенту фотографии, на которых по его словам, запечатлены дома нескольких нынешних высокопоставленных лиц.

Оппозиционный депутат Джонди Багатурия на сессии представил декларацию об имуществе и доходах Михаила Саакашвили, заполненную им в феврале 2004 года - через месяц после первого избрания на пост президента. Багатурия сказал, что "тогда у Саакашвили была очень скромная собственность". "Сейчас Саакашвили и члены его семьи являются очень богатыми людьми, которые контролируют нефтяной бизнес, золотодобычу, владеют рядом СМИ, несколькими бальнеологическими курортами и вузами, все это происходит на фоне роста нищеты в стране", - утверждал Багатурия.

В ответ на это прямо в ходе сессии Саакашвили заявил, что "эти обвинения носят лживый характер и являются попыткой любой ценой дискредитировать нынешние власти". Он сказал, что "никто из министров нынешнего правительства не построил для себя дома, как это делали члены правительства Шеварднадзе".

"Члены нынешнего правительства Грузии богаты тем, что под их руководством и в результате их работы строятся новые объекты для страны, благоустраиваются города и курорты Грузии", - отметил он. Несмотря на это, представители оппозиции продолжают утверждать, что в стране имеют место многочисленные факты элитной коррупции и обогащения высокопоставленных должностных лиц. Оппозиция считает, что реформы антикоррупционного характера реально не привели к улучшению жизни населения.

Политические баталии на эту тему будут особенно острыми во время предвыборной кампании (выборы в парламент Грузии намечены на октябрь). Оппозиция обещает в случае смены власти исправить положение. Однако правящая партия "Единое национальное движение" также тщательно готовится к выборам, заявляя о своей уверенности в победе.

Проблема тотальной коррупции продолжает оставаться актуальной для Украины и России. Системные изменения в стране отсутствуют, и шансы на их проведение катастрофически мизерные учитывая качественное состояние нашей властной элиты.

Ситуация выглядела бы совсем безнадежной, если бы не ряд примеров современности, которые показательно доводят: даже очень больное коррупцией общество можно вылечить только за несколько лет. Яркое доказательство – успешное преодоление этого позорного явления в Грузии.

Представители нашего политического бомонда любят прибегать к философско-социологическим рассуждениям о чрезвычайной сложности борьбы с этой социальной болезнью. Государственные власть предержащие, и в прошлом, и теперь, утверждают о специфических условиях Украиныт России, особенности ментальности общества и выдумывают еще сотню причин, не называя основной. Главная причина коррупции – они сами.

На время провозглашения Саакашвили президентом Грузии в январе 2004 года состояние дел в этой кавказской стране было катастрофическим. Коррупционная гидра тесно переплеталась с господством «воров в законе» и развалом экономики страны. Страна находилась на грани развала. Государственные службы на всех уровнях занимались покупкой-продажей своих услуг и массовым сбором взяток. Преступный мир тесно сотрудничал с властью и милицией и ни в коей мере не боялся наказаний правоохранительных органов. А люди за решением проблем обращались не к судам, а к авторитетам криминального мира. Опрос тех времен показал, что 75% учеников мечтали в будущем стать «ворами в законе» или выйти замуж при криминальном авторитете.

Общественное сознание страны находилось в, казалось бы, неизлечимом состоянии. Граждане полностью смирились с таким состоянием дел и потеряли веру в государственные институты. Наследство, которое получило 2004 года Михаил Саакашвили в Грузии, было несравненно тяжелее, чем Виктор Ющенко в 2005 г. Однако результаты правления двух президентов и кумовьев оказалось совсем противоположным.

Грузия славилась своими традициями взяточничества еще с советских времен. Именно это заставило молодого Саакашвили, который уже тогда отмечался большой антипатией к коррупционным деяниям, получать высшее образование в Киевском университете им. Шевченко на Институте международных отношений, куда в то время можно было попасть без денежной протекции. Еще несколько лет будущий президент провел в Западной Европе и США, совершенствуя и углубляя свои знания, а затем вернулся на родину.

В начале 2000-х годов в Грузии сформировалась молодая элита, не связанная с номенклатурным советским прошлым, которая и пришла к власти в результате революции роз.

Придя к власти, Саакашвили тзначально не считал целесообразным идти на любые компромиссы с преступниками и своей совестью и расточать время на морально философские проповеди. Уже теперь, анализируя причины успеха реформ в Грузии и их провал в Украине, он скажет такое: «Необходимым условием успешных реформ является охватывание ими всех без исключения сфер то изменение ментальности общества. Одиночные реформы будут безрезультатными и со временем нивелируются не уничтоженной системой. Кроме того, реформы должны проводиться быстро и радикально и не растягиваться во времени».

Грузинские лекарства от коррупции

Лечить грузинское общество от коррупции Саакашвили начал с правоохранительных органов. Такой шаг был абсолютно правильным. Ведь любая борьба с коррупционерами будет безрезультатной, когда вирусом взяточничества поражены те элементы системы, которые и должны вести с ним борьбу.

В этом аспекте коррупция как социальное явление чем-то напоминает СПИД. Проникнув в правоохранительную систему, она подчиняет ее собственному влиянию и оставляет общество без защиты. Когда милиция, прокуратура, суды должным образом не выполняют свои функции, значит они инфицированы и работают против государства и принципов справедливости и права.

Методы лечения Саакашвили были радикальными и чрезвычайно эффективными. Сразу же после прихода к власти было освобождено руководство всех силовых структур, невзирая на их лояльность к революции роз. С первых дней президентства Саакашвили взялся за ГАИ, которую считал феодальным сбирателем денег на дорогах. Президент Грузии официально объявил ультиматум гаишникам: или они прекращают брать взятки, или будут освобождены все без исключения. Поскольку выполнить пожелание Саакашвили было нереально, через две недели страна очутилась без автоинспекции.

За новым законом «О патрульной полиции», образовывалась патрульная полиция, которая выполняла функции борьбы с правонарушителями и надзора за дорожным движением. Параллельно с ней был создан отдел криминальной полиции. Кроме того, было освобождено почти 90% всех сотрудников прежней милиции (около 75 тыс.), а количество вновь созданной полиции сокращено до 30 тысяч.

На место милиционеров, пораженных болезнью коррупции, Саакашвили набрал людей, необходимым условием трудоустройства которых было отсутствие опыта работы в правоохранительных органах. Грузинские реформаторы пошли логическим путем. Они замечательно понимали простую истину: человек с ментальностью взяточника не сможет стать честным полицейским или госчиновником, даже если будет получать высокую зарплату. А времени на перевоспитание десятков тысяч лиц просто не было.

Новым полицейским, которые были набраны и научены всего за несколько месяцев, повысили зарплату в 10 – 20 раз (в настоящий момент грузинский полицейский получает в среднем 700 долларов плюс медицинская страховка, премии и ряд других льгот). Однако сурово предупредили: за нарушение закона и коррупционные деяния помилования не будет.

Ради выявления в полиции и в других сферах потенциальных коррупционеров и слабых ланок была образована Генеральная инспекция, которая занимается выловом «изменников» из системы. Еще в начале работы новой полиции таким способом обезвредили несколько сотен сотрудников, которые не смогли отказаться от искушения совершить неправомерные действия. Видеосюжеты с полицейскими, которые попали на крючок псевдовзяткодателя, широко демонстрировали в эфире национальных телеканалов. Доносы на коллег, которые пытались совершить противоправные действия, стали обычным явлением.

Дело в том, что грузинский полицейский патруль состоит из двух сотрудников, которые исполняют служебные обязанности, находясь в специальном автомобиле, оснащенном среди другой техники видеокамерами наблюдения с передачей видеоизображения и звука в центральный сервисный центр. За пределами видимости видеокамеры полицейские не имеют право выписывать штрафы или осуществлять другие действия. Состав патрулю непостоянен, что мешает формированию стойких пар. Потенциально каждый из временных напарников может оказаться сотрудником спецслужбы.

Грузинские полицейские обязаны доносить на своего напарника, если тот поступил или провоцирует на совершение правонарушение. В противоположном случае, тому, кто пытался скрыть этот факт, угрожает немедленное освобождение и привлечение к криминальной ответственности.

Агенты Генеральной инспекции также активно работают в других сферах. Они настойчиво трудятся с целью выдумать наиболее производительные приемы выявления в обществе граждан, которые склонны к коррупционным деяниям. Например, отец ребенка, который просит преподавателя университета посодействовать ей при вступлении, запросто может оказаться сотрудником спецслужбы. Это же касается и проверки чиновников.

В Грузии широко известен случай, когда один полковник-агент спецслужб ездил страной, в нарушение правила дорожного движения и пытался решить проблемы с патрульными с помощью взятки. Однако новые полицейские оказались стойкими к такому искушению и были потом награждены тем же полковником за стойкость своего духа.

Один из агентов Генеральной инспекции в ответ на упреки о том, что он подставляет своих коллег, провоцирует их на правонарушение, а затем еще и сажает за решетку, с гордостью ответил: «Я очищаю нашу систему от изменников». Вследствие этого факты, когда руководство или товарищи по работе скрывают преступные действия своего коллеги, почти исчезли.

Символом новой полиции стали участки из стекла как свидетельства открытости стражей порядка. Теперь каждый человек на улице может увидеть, чем занимаются полицейские на работе. В таких участках нет закрытых помещений, где есть возможность выбивать свидетельство из задержанного.

За современной концепцией, полиция в Грузии воспринимается как сервисная служба, призванная предоставлять услуги населению. У нее отсутствует понятие плана, потому сотрудники совсем не гонятся за вымышленными преступниками. По такому же принципу действует, например, система получения водительских прав, которая занимает всего несколько минут. Возможность дать взятки здесь также возведена к минимуму. Водитель, который хочет иметь престижные номера, может их просто купить в магазине по цене в несколько десятков тысяч долларов. Под страхом освобождения запрещено первоочередное обслуживание чиновников, независимо от их ранга.

Ликвидация коррупции в Грузии была бы невозможна без действенной борьбы с институтом «воров в законе». К приходу Саакашвили криминальный мир безнаказанно господствовал в стране и был тесно связан с властью. Раньше прогнила и коррумпированная милиция сама сотрудничала с криминальными авторитетами. Однако с появлением полиции нового образца ситуация кардинально изменилась.

Для молодой полиции Саакашвили и его не менее молодой команды не существовало авторитетов. Быстро было арестовано несколько криминальных авторитетов и конфисковано их имущество. Парламент страны принял беспрецедентный акт, который позволял осуждать на 5-10 лет заключение лиц, которые признавали свою причастность к преступному миру как «вора в законе». Это заставило прежних реальных руководителей страны убегать за границу. Те, же которые были арестованы, отбывают наказания в специальной тюрьме под зданием МВД в полной изоляции без права на мобильную связь. Попытка же восстания «воров в законе» в марте 2006 года была жестко придушена.

Результаты мероприятий

Об эффективности реформирования грузинской полиции свидетельствуют цифры. Количество тяжелых преступлений сократились на 35%, вооруженных ограблений – на 80%, убийств – на 50%. За полгода в Грузии был похищен лишь один автомобиль. Свыше 80% граждан доверяют своей полиции, которая почти равняется уровню доверия к церкви. Лишь 2% грузин отметили, что последнего года они или их родственники имели дело с проявлениями коррупции.

Успех борьбы с коррупцией был бы неполным без нанесения удара по коррумпированным чиновникам старого режима. Параллельно с налаживанием работы органов, призванных обеспечивать верховенство права, за личным настоянием Саакашвили, был принят жесткий, но чрезвычайно действенный закон о борьбе с коррупцией.

В частности, по новому грузинскому законодательству, взяткодатель, который сообщит о взяткополучателе в правоохранительные органы, освобождается от криминальной ответственности. Любое лицо, против которого нарушено уголовное дело за должностное преступление, может быть освобождено от ответственности, если сообщит следствию достоверную информацию о более тяжелом преступлении, осуществленном ее руководством.

Окончательно сломать позвоночник коррупционным монстрам прошлого помогли поправки в криминально-процессуальный кодекс. За одной из них, должностное лицо, которое скрывается от следствия, может быть осуждено заочно с полной конфискацией имущества. Также в случае возбуждения уголовного дела против должностного лица прокурор может выдвинуть иск о конфискации незаконно нажитого имущества, и оно может быть конфисковано в интересах государства, если чиновник не сможет доказать, что имущество было добыто на законных основаниях.

В результате действия таких законов было очищено от коррупционеров чиновнический аппарат, который, к тому же, значительно сократился численно, но стал работать эффективнее.

Саакашвили, в отличие от Ющенко, в свое время не простил разворовывание государственного имущества и других преступлений прошлого и не побоялся задержать около 450 высокопоставленных должностных лиц, из которых было 6 екс-мінстрів , свыше 40 судей. Количество заключенных в стране существенно выросли за счет прежних взяточников и ненаказанных преступников. Но даже в пенитенциарной системе Грузии заметные веяния новых суток в виде «тюрем европейского типа».

По словам Саакашвили, не существует никаких особенных стран, особенных условий или особенного общества для осуществления демократических преобразований, развития государства и преодоления коррупции. Для достижения успеха нужна лишь политическая воля руководства и искреннее желание изменить страну.

Петр Герасименко для ZA XID.NET

Пётр Старобинец

Грузинские реформы для общества были электрошоком, а вот политкорректностью никто не озадачивался. И что из всего этого вышло?

Тбилиси встречает теплом, солнцем и новым зданием аэропорта. Старое, в стиле сталинского ампира с традиционным шпилем, тут же, неподалеку. Но с его реконструкцией решили не связываться, и вместо этого выстроили рядом новый современный аэровокзал. Это, как выяснилось позже, очень по-грузински. Переделками и перепланировками тут не заморачивались. Основной подход – «до основанья, а затем...» – прямо как в знаменитом когда-то гимне.

Твои впечатления о Грузии будут зависеть от того, кто будет тебе рассказывать о нашей стране, – предупредил меня профессор Государственного университета Илии Олег Панфилов. – Если уволенный из МВД полковник – будет одна страна. Если сторонник реформ – совсем другая.

Справедливость этого утверждения я быстро прочувствовал на себе. В Грузии реформы прошли во многих сферах – в госуправлении, образовании, здравоохранении, МВД, армии, целый комплекс экономических реформ. И отношение к этим реформам и к самим реформаторам разное. Даже в экспертном сообществе, не говоря уже о рядовых жителях страны. Судить кто прав не мне – мое дело рассказать о фактах и наблюдениях. Ну а делать выводы вы будете сами, ладно?

Основная статья доходов Грузии - автомобили. Хотя здесь их не производят

Первое впечатление о любой столице – автомобили. Автопарк на стоянке перед аэропортом разнообразен и в большинстве своем современен. Кстати, старых советских автомобилей и нынешних российских (рука не поднимается написать слово «современных») за четыре дня на улицах Тбилиси я насчитал всего три – одну «Волгу» и двое «Жигулей». Все остальное – вполне себе европейские авто. Немало праворульных машин – то ли из Японии, то ли, что скорее, из Великобритании.

А вот столько «Мерседесов» всех марок и модификаций я не видел, пожалуй, нигде. «Мерседес» – мечта любого настоящего грузинского автомобилиста, это вам здесь подтвердит любой. Машина может быть не новой, но трехлучевая звезда над радиатором автоматически поднимает ваш статус на порядок. Нет, BMW и Audi тоже хорошие машины, но «Мерседес»... Хотя и новых «Мерседесов» в грузинской столице очень даже немало.

Причина наличия неплохого автопарка на поверхности: растаможка автомобиля 2005 года выпуска с бензиновым двигателем объемом 2.0 обойдется всего-то в 800 долларов с оформлением всего пакета документов, включая номера.

Как думаешь, какая основная статья доходов Грузии? - спросил у меня Олег Панфилов , профессор Государственного университета Илии. Я начал лепетать что-то про вино и «Боржоми», но был осмеян. Основная статья – автомобили. При этом Грузия их не производит.

Олег Панфилов

У нас самый большой авторынок на постсоветском пространстве, - поясняет Олег Панфилов. – Сюда машины приходят морем из всех стран Европы и не только. Процесс таможенного оформления занимает пятнадцать минут. Создана система одного окна, и уже через четверть часа ты получаешь номер и все необходимые документы.

Кстати, если вы хотите купить особый номер - с определенной комбинацией цифр, со своим именем - пожалуйста. Набираете в платежном терминале требуемую комбинацию, и, если номер свободен, сразу видите сумму оплаты. Заплатил – получил. Чиновники не заведуют номерами. Как, впрочем, не заведуют они в этой стране уже многим.

Ну а закупаются на грузинском авторынке все многочисленные соседи – и армяне, и азербайджанцы, и казахи. Мне же оставалось лишь в очередной раз тяжело вздохнуть. С нашими пошлинами мы, лет через десять, когда развалится и сгниет все, завезенное в страну до 2010 года, будем ездить, как на Кубе, подставляя вместо сидения ящик из-под бананов.

Таксистов в Тбилиси тьма. В аэропорту они наперебой предлагают свои услуги. Таксовка для многих – способ заработать на жизнь. Безработица – одна из основных грузинских проблем. Но власти дают возможность заниматься извозом всем желающим: чтобы стать таксистом в Грузии, не нужны ни лицензии, ни любые другие бумажки. Купи себе плафон с шашечками на крышу – стоит он 2 лари, это без пары центов евро – и валяй на улицы города. Дальше все в твоих руках, хотя конкуренция, конечно, велика. Тарифов нет, повезут, «за сколько договоришься».

Дешевле вызывать машину по телефону, заранее узнав у оператора стоимость поездки. Разница в цене между машиной по вызову и пойманной на улице может быть весьма ощутимой: от 6 до 30 лари за поездку на одно и то же расстояние. Сразу поясню, чтобы впоследствии не возникало вопросов, и вы могли высчитывать цены самостоятельно: курс лари – 1,6 к доллару и 2,2 к евро. С копейками на конце, которые тут называются тетри. Хотя копейки эти вполне себе ходовые – 50 тетри стоит одна поездка в маршрутке или в метро.

Техосмотр в Грузии отменили в свете борьбы с коррупцией

А теперь лучше присядьте, если читаете стоя. В Грузии нет понятия «обязательный гостехосмотр автотранспорта». Вообще нет. Его отменили в свете борьбы с коррупцией. Вот так, ни больше, ни меньше. Наверное, можно было изобретать другие методы борьбы – ставить камеры слежения на станциях, заводить системы контроля, но тут к решению проблемы подошли кардинально. Видимо, поняли, что все равно водители найдут возможность сунуть условному дяде Резо на станции десятку лари, и тот закроет глаза на недостатки.

А вот к катастрофе отмена гостехосмотра не привела. Наоборот, по статистике число погибших в ДТП в расчете на 1000 автомобилей снизилось с 1,79 в 2003 году (до отмены техосмотра) до 1,05 в 2010 году. Разваливающихся на ходу машин я тоже на улицах не видел. Хотя с такой ценой на растаможку чего им разваливаться...

Движение в городе имеет свою специфику – понятия пешеходный переход здесь, кажется, нет в помине. Вообще, пешеход в Тбилиси – это жалкая и ничтожная личность. Преодолевать проезжую часть в шесть полос приходится резвой трусцой после глубокого вдоха. Но к этому быстро привыкаешь и уже на второй-третий день походы поперек тбилисских улиц не вызывают особых трудностей. Полиция на бегунов смотрит равнодушно: ну а что, «здэсь все так ходят...».

Из полиции выгнали всех

А вот скорость превышать не принято – штраф ощутимый, 150 лари. И откупиться от полицейского вам не удастся. Никак и никогда. Попробуете – вам наденут наручники, так что лучше даже и не пытайтесь. Это – результат местной реформы МВД.

Проводилась она довольно просто. Из полиции взяли и уволили всех, кто там служил. Единомоментно. Раз и навсегда. Правда, при ближайшем изучении предмета выясняется, что уволили не всех, небольшую часть технических специалистов, криминалистов, все же оставили. Процентов пять от личного состава. Остальных безжалостно выставили на улицу. И набрали новых.

Реформа МВД тоже была напрямую увязана с борьбой с коррупцией.

В Грузии вам любой расскажет, что десяток лет назад коррупция в МВД была на всех уровнях: дорожные полицейские останавливали машины и в прямом смысле клянчили по пару лари, – рассказывает руководитель Института стратегии управления, экс-глава аппарата Государственной канцелярии Кабинета Министров Грузии Петре Мамрадзе . – Если у водителя были лишь крупные купюры – брали свои два лари и давали сдачу. За взятку можно было закрыть уголовное дело, «замять» ДТП, выкупить задержанного, на что порой скидывались всей родней...

Петре Мамрадзе

В общем, выгнали из полиции всех. Набрали новых, молодых, провели для них курс обучения. Дали полицейским новую форму, подняли зарплаты, обеспечили новейшими техническими средствами.

Скажем, у грузинских полицейских нет понятия «лимит топлива». Принцип работы – по схеме, принятой в США. Это когда экипаж полицейской машины контролирует определенный район, отвечая на все вызовы – от ДТП до тяжких преступлений. Машина в районе дежурит, понятное дело, не одна.

Вообще, полиции в Тбилиси много. Сразу напрашиваются сравнения с нашей милицией. Но наши часто почему-то смотрят так, словно ты уже что-то «скоммуниздил» или готовишь диверсию. Такого взгляда я у грузинских полицейских не видел. Эти похожи на средневековых рыцарей – столько в глазах гордости и преданности делу. Ну а что – полицейская служба здесь в большом почете. По уровню доверия населения полиция на третьем месте после церкви и армии.

Но если вы думаете, что все вновь набранные сотрудники не стремились брать взятки, то это не так. Кое-кто пытался, конечно. Но для проверки чистоты рядов к ним подсылали специальных агентов, одетых по гражданке. Агенты предлагали деньги. А дальше все просто. Взял взятку? Получи десять лет тюрьмы. Десять лет. За 50 лари взятки. Сурово? Сурово. А права человека, спросите вы? Зато за несколько волн посадок полиция очистилась от взяток. Полностью. Так-то.

Хотя у любой медали, как говорится, есть две стороны. Вот в такси вез меня бывший начальник отдела полиции одного из районов Тбилиси. Говорит, уволили его за то, что учился он не в США, как сейчас модно в Грузии, а в Харьковском институте МВД. Понятное дело: в его годы и выбора-то не было. Что ж, может, и так. Электрошок, одним словом.

Чем Саакашвили похож на Муссолини

Не менее жестко разобрались тут с ворами в законе. Схема такова: по воровским понятиям вор не может сказать, что он – честный человек, потому что его свои же «раскоронуют». Этим и воспользовались. Причем показательно, на телекамеру:

– Ты вор?

– Тогда получи срок.

Несколько десятков воров посадили всерьез и надолго. Остальные разбежались подальше от суровой родины.

Ужесточением наказания тут боролись со многими преступлениями – сажали, к примеру, в тюрьму не только наркоторговцев, но и наркоманов. В результате почти полностью победили наркоманию – самую страшную грузинскую беду, доставшуюся в наследие от позднего СССР и гражданской войны первых лет независимости.

Почти полностью извели уличную преступность – гулять по Тбилиси стало безопасно в любое время суток. Кстати, в Грузии действует американская «накопительная» система: сроки наказания суммируются, так что в итоге даже по пустяковым статьям может выйти очень немало...

За победу над преступностью президента Михаила Саакашавили здесь порой сравнивают с Муссолини – в свое время дуче практически теми же методами угомонил мафию в Италии. Впрочем, имена этих персонажей звучат в Грузии вместе и не только поэтому...

Материал подготовлен в рамках инициативы «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» при поддержке фонда DANIDA

Вопрос опыта борьбы с коррупцией в Грузии в последнее время стал особенно актуальным – как с точки зрения внутриполитической борьбы, так и ситуации в Украине, где на «грузинскую команду» реформаторов возлагают определенные надежды.

Обсуждать борьбу с коррупцией в той или иной стране, ее результаты, успехи или поражения невозможно без соответствующего инструмента, которым можно было бы измерить уровень коррупции и его изменения. К сожалению, стопроцентно надежного и достоверного инструмента на данный момент не существует.

Однако наиболее достоверным и всеобъемлющим на сегодняшний день считается индекс восприятия коррупции (CPI), каждый год публикуемый международной организацией Transparency International. Согласно рейтингу на 2015 год, Грузия с 52 баллами находится на 48-м месте среди исследуемых 168 стран. В этом случае, чем менее коррумпирована страна, тем выше ее место. На первых местах оказались Дания, Новая Зеландия и Финляндия.

Что означает показатель Грузии и много это или мало? Для того чтобы это понять, мы можем посмотреть на рейтинги соседних постсоветских стран и сравнить их показатели. Россия в этой рейтинге находится на 119-м месте, наравне с Азербайджаном, Украина на 130-м, Армения – на 95-м. В общем, согласно индексу, Грузия является наименее коррумпированной страной постсоветского пространства, исключая страны Балтии.

Хотя грузинские чиновники одно время оспаривали и эти показатели – указывая на неточную методологию и субъективные оценки, они утверждали, что место Грузии в этом рейтинге на самом деле намного выше.

Для сравнения нужно отметить, что до начала реформ в Грузии, в 2003-м году, страна находилась в самом хвосте рейтинга, на 127 месте. И если судить по индексу, Грузия сделала качественный скачок – до 51-го места в 2012 году, благодаря реформам, проведенным прошлой властью.

Уже при правительстве «Грузинский мечты», в 2013 году рейтинг Грузии временно упал и она оказалась на 55 месте. Тогда местные НПО связывали это с ростом непотизма и кумовства.

Еще одним инструментом измерения коррупции служит периодически проводимое той же самой организацией исследование Глобальный барометр коррупции, которое проводится путем непосредственного опроса граждан разных стран.

Самое последнее исследование, доступное на сайте TI, это барометр 2013 года. Согласно опросу, 4 процента в Грузии утверждали, что давали взятку за последний год. В исследовании нет данных за тот же год по Азербайджану и России, в то же время в Украине 37 процентов утверждали, что давали взятки, в Армении 18, а в Турции 21 процент.

Глобальный барометр коррупции организации Transparency International поставил Грузию в 2010 году на первое место в мире по показателю относительного сокращения уровня коррупции и на второе по восприятию населением эффективности правительства в борьбе с коррупцией. В 2010 году всего лишь 2 процента населения ответили положительно на вопрос о даче взятки за последние 12 месяцев. То есть, по сравнению с 2010 годом коррупция все же возросла.

Как отразилась на стране борьба с коррупцией и реформы, о которых мы расскажем ниже? Цифры говорят сами за себя – согласно данным Всемирного банка, ВВП Грузии на душу населения в 2003 году составлял 922 долл. США. В 2013 году он равнялся 3600 долларам. Очень скромная цифра конечно, но налицо рост более чем в три раза для страны, не имеющей энергоносителей и в очень нестабильном положении, и пережившей, в том числе, войну. По данным того же источника, ВВП на душу по паритету покупательской способности составлял 3460 в 2003-м и более 9 тысяч долл. в 2014 году.

Согласно данным Всемирного банка, в 2003 году налоговые поступления официально составляли всего лишь 14 процентов ВВП, а на самом деле (после различного рода взаимозачетов) и того меньше — около 12 процентов ВВП. Бюджет предусматривал поступления из всех источников в размере 1 миллиарда лари, при этом в бюджет поступило лишь 400 миллионов лари. На 2016 год бюджет Грузи составляет 8,5 миллиардов лари.

Как это было достигнуто? Буквально с самых первых дней после революции Роз начались аресты лиц, подозреваемых в коррупции. Были арестованы в том числе бывший глава налоговой службы, действующий министр транспорта, бывший министр энергетики, действующий гендиректор железной дороги и т. д. Законодательно был введен институт процессуального соглашения, оспариваемый правозащитниками до сих пор. Однако он давал возможность обвиненным в коррупции компенсировать ущерб государству и избежать тюремного срока. Большинство обвиняемых так и поступили.

Кроме того, учитывая крайне низкий уровень зарплат в Грузии, был создан внебюджетный фонд, частично финансируемый за счет Института открытого общества, Программы развития ООН, а также добровольных взносов компаний и бизнесменов, что позволило доплачивать надбавки ключевым сотрудникам государственных органов. Вначале реформаторы считали, что такое финансирование потребуется на протяжении двух лет, пока не улучшится ситуация со сбором налогов. Однако уровень государственных доходов рос намного быстрее, чем предполагалось, и это позволило правительству уже через полгода отказаться от этого фонда.

Следует отметить, что в Грузии, в отличие, к примеру, от нынешней Украины, не было создано специального независимого органа по борьбе с коррупцией и отдельного органа для разработки антикоррупционной политики. Созданный в 2008 году Антикоррупционный совет для координации и мониторинга антикоррупционной деятельности — всего лишь совещательный орган без бюджета и полномочий. То есть, борьба с коррупцией осуществлялась в рамках уже существующего законодательства и существующих органов.

Одной из первых наиболее эффективных реформ в Грузии стала реформа полиции. В 2004 году за одни сутки было уволено 16 тысяч дорожных инспекторов, которых за несколько месяцев заменили 2,3 тысячами новых дорожных патрульных. Согласно исследованию «Борьба с коррупцией в сфере государственных услуг — Хроника реформ в Грузии», опубликованному Всемирным банком в 2012 году, личный состав всех правоохранительных органов Грузии сократился с 63 тысяч в 2003 году до 27 тысяч в 2011. До реформы на 21 гражданина Грузии приходился один полицейский; в 2012 году это соотношение понизилось до уровня одного полицейского на 89 граждан.

При этом в течение нескольких лет резко сократилась преступность. Согласно исследованию, проведенному Международным бюро по изучению общественного мнения Грузии в 2011 году, уровень преступности в стране резко снизился и достиг самого низкого показателя в Европе.

Резкому снижению преступности способствовало также то, что в конце 2005 года вступил в силу закон о борьбе с организованной преступностью и рэкетом, который в первую очередь был направлен против воров в законе. Согласно закону, статус вора в законе сам по себе наказывался тюремным сроком.

Была быстро и эффективно реформирована сфера энергетики. В 2003 году население получало электроэнергию не больше семи-восьми часов в сутки. Сегодня все проблемы с эелектроснабжением ушли в прошлое, и страна даже экспортирует электроэнергию. Официальный уровень сбора платежей за электроэнергию, который в 2003 году составлял всего лишь 30 процентов, ныне достиг 100 процентов.

В Грузии также была проведена масштабная дерегуляция бизнеса. В 2005 году министр экономики Каха Бендукидзе приступил к широкомасштабной реформе по радикальному сокращению количества лицензий и разрешений, а также упрощению процедур, чтобы сделать Грузию привлекательной для внутреннего и иностранного инвестора. В 2003 году требовалось получение 909 различных разрешений и лицензий, многие из которых можно было попросту купить. К 2011 году количество требуемых разрешений и лицензий снизилось до 137. За период с 2003 по 2011 год количество дней, не обходимых для получения разрешения на строительство было сокращено со 195 до 98, а количество процедур снизилось с 25 до 9. Реформаторы закрыли целые государственные агентства, которые не приносили никакой пользы, а только брали взятки с населения.

Параллельно с дерегулированием бизнеса правительство освобождало его от лишней налоговой нагрузки. Было резко сокращено количество налогов (с 22-х до 5-ти), и снижены ставки оставшихся, в налоговой службе и таможне были произведены кадровые и структурные изменения. В 2003 году налоговая база Грузии состояла всего лишь из 80 тысяч налогоплательщиков, а сбор налогов составлял лишь 12 процентов ВВП. К 2010 году база подоходного налога выросла до 252 тысяч налогоплательщиков, а сбор налогов составил уже 25 процентов ВВП.

В рейтинге 2012 года по показателям условий для ведения бизнеса Грузия поднялась на 16-е место, попав в одну группу вместе со многими развитыми странами. Успехи страны привели к тому, что журнал «Экономист» назвал происходящее «революцией менталитета», развеяв миф о том, что коррупция в Грузии являлась составной частью культуры («Экономист», 2010 год).

Введение единого вступительного экзамена, внедрение системы прозрачного конкурсного отбора позволили устранить коррупцию при поступлении в вузы и улучшили доступ для многих перспективных студентов, особенно из бедных сельских семей.

В Грузии также была создана сеть домов юстиции – госучреждений, где граждане могут получить все документы, паспорт, удостоверение личности и т.д., а также зарегистрировать бизнес, сделку с недвижимостью и т.д. Фактически, все государственные услуги были размещены под одной крышей.

В период реформ в Грузии также была введена полная прозрачность имущественных деклараций чиновников, которые через интернет доступны фактически каждому. Также доступной стала информация о госзакупках и тендерах, чем часто пользуются журналисты и НПО.

После смены власти в 2012 году новые власти оставили в силе законодательство, принятое с целью борьбы с коррупцией предыдущим правительством. Также был расширен перечень чиновников, которые обязаны публиковать свои имущественные декларации. Также на странице электронной системы госзакупок начала публиковаться информация о прямых и мелких закупках.

В 2013 году в рамках реформы МВД было создано антикоррупционное агентство в составе Службы национальной безопасности. Сотрудники агентства уличили нескольких чиновников, в основном из местного самоуправления, в получении взяток и других злоупотреблениях.

Однако, в июне 2015 года TI-Грузия выступила с заявлением, что антикорупционное агентство не расследует явные случаи нарушений, которые были обнаружены представителями НПО при изучении деклараций.

Представители новой власти регулярно обвиняли бывших членов правительства Саакашвили и самого бывшего президента в коррупции. Бывший премьер-министр Вано Мерабишвили, а также бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава были осуждены за превышение служебных полномочий, выражавшееся в том, что они брали на работу за государственный счет партийных активистов, которые выполняли партийную работу. Однако оппозиция считает эти обвинения политически мотивированными, а Мерабишвили и Угулава – политзаключенными.

По делу против бывшего министра обороны Кезерашвили, обвинявшегося в получении взятки, судом был вынесен оправдательный приговор.

В августе 2014 года было возбуждено дело против Михаила Саакашвили за растрату бюджетных средств на сумму 8 миллионов лари. В деле фигурировали закупки пиджаков и пальто, ужин в суши-баре, услуги массажистки за госсчет и т.д. Следствие по этому делу продолжается, Саакашвили объявлен в Грузии в розыск.

В октябре 2014 года были задержаны 5 высокопоставленных сотрудников министерства обороны, по обвинению в растрате 4 миллионов лари. Дело касалось контракта на оборудование интернет-коммуникаций для министерства. Министр обороны Ираклий Аласания тогда заявил, что задержанные невиновны и подал в отставку. Подозреваемые были освобождены под залог после 9-месячного предварительного заключения, однако в середине мая Тбилисский городской суд приговорил обвиняемых к 7 годам тюрьмы.

В качестве заключения можно отметить, что антикоррупционная политика и реформы, проведенные в Грузи начиная с 2003 года, определенно дали свои плоды и новое правительство смогло достигнутое более или менее сохранить, хотя существуют определенные опасения — настолько устойчивой в условиях новой власти окажется система, созданная в предыдущие годы.

Дмитрий Авалиани