Страница 1

Инвалиды, как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:

Находящихся в домах- интернатах;

Проживающих в семьях.

Указанный критерий - место проживания - не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах-интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах-интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Задачами этого дома-интерната являются:

Создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;

Организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга;

Организация трудовой занятости инвалидов.

В соответствии с основными задачами дом- интернат осуществляет:

Активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;

Бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

Организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;

Диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;

Обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно- ортопедическими изделиями и кресло-колясками;

Реабилитация - это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.

Виды Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания. Все другие формы реабилитации проводятся наряду с медицинской.

Психологическая форма реабилитации - воздействие на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагогическая реабилитация - мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация - целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т.п.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Трудовая терапия играет большую роль при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов). Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.

Бытовая реабилитация - предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к более слабому слабому, корректировать гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.



Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель - восстановление личного и социального статуса инвалида - и учитывать метод взаимодействия с ребенком, предполагающий:* апелляцию к его личности;* разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности ребенка-инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;* единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия) факторов;* определенную последовательность - переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде.

Основные средства компенсации и замещения. Роль социального работника в ее проведении.

Социальный работник совместно с медицинскими работниками оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.

Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:

Находящихся в домах- интернатах;

Проживающих в семьях.

Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально- психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно- характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально- бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.

Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально- психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1.ПОНЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 5 1.1 Понятие инвалидности 5 1.2. Понятие социальной реабилитации 10 Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ 15 2.1.Дома-интернаты 15 2.2.Роль социального работника 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Введение

На сегодняшний день процесс социальной реабилитации - предмет исследования специалистов многих отраслей научного знания. Философы, психологи, социологи, социальные психологи, педагоги и т.п. вскрывают разные аспекты данного процесса, исследуют этапы, механизмы, факторы, стадии социальной реабилитации. По сведениям ООН, в мире насчитывается около 450 миллионов людей с нарушениями физического и психического развития. Это составляет 1/10 часть жителей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% . Нетрудоспособные граждане - предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла деятельности. Основная забота государства по отношению к инвалидам - их материальная поддержка (льготы, пособия, пенсии и т.п.). Но нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной организационной, психологической, физической и другой помощи. Инвалидность - социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно своим возможностям, приоритетам и уровню развития формирует экономическую и социальную политику в отношении инвалидов. Масштаб инвалидности зависит от множества факторов; социально-экономическое развитие, развитие системы здравоохранения, состояние здоровья нации. В РФ все из перечисленных факторов имеют негативную ярко выраженную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. Объект курсовой работы - социальная реабилитация инвалидов. Предмет курсовой работы – социальные сотрудники реабилитации инвалидов. Цель курсовой работы - определение роли социальных работников в реабилитации инвалидов. Задачи курсовой работы: - рассмотреть понятия инвалидности и социальной реабилитации - определить роль социальных работников в реабилитации инвалидов. В курсовой работе применялись методы теоретического прогнозирования и моделирования; методы системного подхода; метод диалектической оценки эмпирических данных. В понимании проблемы инвалидности как социального феномена важное место занимает понятие социальной нормы, которая с разных сторон изучалась Р. Мертоном, М. Вебером, Т. Лукманом, А.И. Ковалевой, В.Н. Кудрявцевым и др. Вопросы социальной реабилитации инвалида в разных аспектах, проблемы его статуса в обществе рассматриваются в трудах таких исследователей, как В.П. Белов, П.К. Анохин, А.А. Дыскин, Н.Ф. Дементьева, В.И. Лагункина, Е.И. Ким, А.И. Осадчих, А.И. Мухлаева, Л.П. Храпылина и т.д.. В методологическом плане важными являются труды по проблемам социальной помощи инвалидам как социально-уязвимой категории населения таких ученых, как В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, И.А. Зимняя, Л.Г. Гуслякова, A.M. Панов, А.В. Мартыненко, Е.Р. Смирнова-Ярская, М.Н. Реуш, Е.И. Холостова, В.Н. Шабалин, Б.Ю. Шапиро и т.д.

Заключение

Инвалидность – это состояние индивида с умственными, психическими или физическими отклонениями, при которых возникают препятствия к продуктивному труду. Данный статус устанавливается специальными учреждениями медико-социальной экспертизы. Первая группа ограничения здоровья. В данной категории инвалидность – это сильно выраженная социальная недостаточность, при которой человек нуждается в помощи. Инвалиды второй категории имеют средне выраженное ограничение жизнедеятельности. Зачастую они могут самостоятельно ухаживать за собой и вести относительно независимый образ жизни, но нуждаются в защите социальными службами и помощи окружающих. Третья группа назначается людям, практически полностью самостоятельным, которым не мешает работать и учиться инвалидность. Реабилитацией специалисты называют процесс восстановления здоровья и трудоспособности, которые были нарушены болезнью, травмой, физическими или социальными факторами. Ее целью является быстрое и эффективное возвращение больного в общество, к трудовым и бытовым обязанностям. Социальная реабилитация представляет собой процесс восстановления в обществе статуса человека, утраченного им вследствие проблем или трудных жизненных ситуаций. К ним можно отнести наступление инвалидности, миграцию, лишение свободы, безработицу и т. д. Социальная реабилитация - это комплекс мероприятий для более тесного взаимодействия личности с обществом. Она, с одной стороны, включает в себя метод передачи индивидам социального опыта и способ включения его в систему отношений, а с другой стороны - личностные изменения. Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной поддержке, помощи, защите В домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах-интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах с физическими недостатками и для умственно отсталых. Деятельность социального работника определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления деятельности социального работника в домах-интернатах нужно знание особенностей функций и структуры этих учреждений. Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Список литературы

1.Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации (для ссузов). ФГОС, Издательство: Кнорус. Год: 2016. 2.Кузина И.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие Издательство: Проспект. Год: 2016 3.Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2016. - 510 c. 4.Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. –. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2015. - 328с 5.Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Ю риспруденция» / [Р.А. Курбанов и др.]; под ред. Р.А. Курбанова, К.К. Гасано¬ ва, С.И. Озоженко. - М.: Ю НИТИ-ДАНА, 2014. - 439 с 6.Право социального обеспечения: учебник / коллектив авторов; под ред. В.Ш. Шайхатдинова. - М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. - 552 с. 7.Право социального обеспечения: учебное пособие / Т.К. Миронова. - М. : КНОРУС, 2016. - 312 с 8.Самыгин С.И, Циткилов П. Я., Тумайкин И.В.. Теория социальной работы для бакалавров. Учебник. ФГОС, Издательство: Феникс. Год: 2016 9.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие Издательство: Кнорус. Год: 2016. 10.Тучкова Э. Г., Акатнова М.И, Васильева Ю.В. Право социального обеспечения России. Практикум. Учебное пособие, Издательство: Проспект. Год: 2016.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

## #### # ## ####
# # # ## # #
# # # # ### #
# # #### # # #
# # # # # #
#### # # ## #

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 05.04.2008

    Социальные проблемы инвалидов по слуху. Основные принципы, специфика и особенности социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко. Образование, профессиональная ориентация и трудоустройство.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2013

    Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности. Сущность, понятие, основные виды социальной реабилитации. Помощь инвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения. Задачи дома-интерната общего типа.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2015

    Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Особенности и социальные аспекты реабилитации в России и мире. Этапы развития социальной реабилитации. Гипокинетическая болезнь, ее особенности и течение. Физическое воспитание инвалидов, задачи, приемы, формы. Организационные методы занятий с инвалидами.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2010

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Основы организации работы бюро медико-социальной экспертизы. Формирование, контроль и коррекция индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Определение нуждаемости инвалида в технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011