Проблема социальной адаптации и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями существует в стране давно – легально работает лишь каждый четвертый инвалид, способный к труду. По этой причине многие чиновники резко критикуют существующий в стране механизм квотирования рабочих мест для таких людей – мол, он существует лишь на бумаге, а в реальности работодатели обходят требования. В Минтруде, например, настаивают, что он требует немедленной модернизации. Похожую инициативу в начале марта высказал и премьер-министр Дмитрий Медведев, призывая работодателей повысить число трудоустроенных инвалидов в среднесрочной перспективе.

Чтоб заставить работодателей выполнять требования закона, в Минтруде предлагают обязать те компании, которые не имеют соответствующих рабочих мест и не в состоянии обеспечить инвалидов рабочими местами, уплачивать компенсационные взносы . Их, по словам главы ведомства, не следует рассматривать в качестве наказания – это якобы «гибкий механизм», позволяющий избежать дополнительной нагрузки на работодателей. Карьерист.ру выяснял, насколько это может быть эффективно, и чем эти выплаты будут отличаться от существующих сегодня штрафов.

«Гибкая» финансовая мотивация

На прошедшем на днях заседании правительства, премьер Дмитрий Медведев призвал чиновников принять меры, дабы удвоить численность трудоустроенных инвалидов. Дедлайн – 2020 год . Для этого, по мнению чиновника, необходимо модернизировать систему квотирования и законодательно обеспечить особое право инвалидов на труд. Проблема действительно существует – по словам чиновников, в России более 3,7 млн людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, а работают не более 1 млн. Чтоб повысить долю занятости среди этой категории граждан, не обойтись без комплексных решений, направленных на налоговое стимулирование работодателей и создание необходимой инфраструктуры. По словам Медведева, к 2020 году необходимо достичь условий, когда не меньше половины инвалидов смогут беспрепятственно трудоустроиться.

Более подробно ситуацию очертил министру труда Максим Топилин, по словам которого, существующая сегодня система квот для инвалидов существует лишь де-юре, по факту какой-либо взаимосвязи между выделяемыми рабочими местами и квалификацией имеющихся соискателей с ограниченными возможностями не существует. В связи с этим Минтруд готовит поправки в законодательство, которыми планируется сделать систему квотирования «более гибкой» для работодателей. В частности, если существующие на предприятии технологические особенности не позволяют принимать инвалидов или те сами не имеют потребности в трудоустройстве на предприятие, предлагается «подумать о механизме компенсационных выплат».

По концепции, предлагаемой Топилиным, собранные деньги вполне могли бы быть направлены на целевые мероприятия по трудоустройству, в том числе создание адаптированной среды, переоборудование рабочих мест, образовательные программы, персональные профориентационные программы и т.д. В результате Минтруд планирует достигнуть 800 тыс. квотируемых рабочих мест, занятых инвалидами. Отметим, что по официальной информации ведомства на 2016 год, в России существовало около 350 тыс. рабочих мест для инвалидов, из которых занято лишь 65%. Более того, в результате предлагаемых изменений планируется повысить количество вакансий для людей с ограниченными возможностями в службах занятости: если сегодня их не больше 70 тыс., то к 2020 году количество предложений должно вырасти до 250 тыс.

Отметим, что сегодня, в случае нарушения квотного принципа и отказа в трудоустройстве инвалида, работодателя можно привлечь к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП, что влечет наложение на должностное лицо штрафа в размере 5-10 тыс. рублей . Механизм компенсаций, по сути, будет выглядеть аналогичным образом. Единственная адекватное оправдание – способность целевого перераспределения средств.

Принуждение – не выход

Совершенствование системы квот, безусловно, необходимо, ведь безрезультатность существующего механизма очевидна – без создания новых, адаптированных рабочих мест не обойтись. Другой вопрос, что каждая из таких точек должна реально решать проблемы трудоустройства инвалидов – какой толк от того, что сегодня мы уже имеем треть невостребованных рабочих мест? С другой стороны, очевидно, что иной механизм, кроме системы квотирования, будет нежизнеспособен – насильно обязать к найму инвалидов можно лишь государственные структуры, частный бизнес, если не будет в этом заинтересован, найдет лазейки и обойдет требования закона. Например, нанимая таких людей лишь формально.

Как говорит Сергей Смирнов из НИУ ВШЭ, чьи слова приводит «Газета.ru», реальная помощь людям с ограничениями по здоровью лежит в иной плоскости. По мнению эксперта, куда правильнее было бы решать эти проблемы, внедряя масштабные программы и создавая предприятия, где использовался бы исключительно труд инвалидов. Мотивировать работодателей, как считает Смирнов, можно лишь точечно. В рамках же государственной политики нужны более масштабные и действенные меры. Существуют, в частности, прекрасные отраслевые решения. Например, в «Бауманке» готовят высококвалифицированных специалистов в группах для слабослышащих, которые, из-за своих проблем со слухом, востребованы на предприятиях с повышенным уровнем шума.

Наиболее яркий пример таких решений – Всероссийское общество слепых, на предприятиях которого работает около 6 тыс. инвалидов по зрению. Хотя в 90-х количество сотрудников превышало 50 тыс. человек. Причина «проседания» – отсутствие государственных заказов, а в рамках открытой конкуренции такие предприятия явно уступают китайским производителям, рассказал «Русской службе ВВС» Константин Лапшин и з аппарата управления обществом.

Хотя, такую позицию разделяют далеко не все.

Представители бизнеса сетуют, что работодатели недостаточно мотивированы и заинтересованы, чтоб брать на работу людей с ограничения по здоровью и трудоспособности. Существует ряд объективных причин, по которым работодателей не интересует труд инвалидов: низкая продуктивность их труда, необходимость предоставления льгот и поблажек и т.д. Но если бы государство компенсировало возникающий «дискомфорт», тем самым стимулируя бизнес, работодатели посмотрели бы на таких сотрудников с другой стороны.

Ответить некому

Эксперты из «Деловой России» отмечают существенное снижение занятости среди трудоспособных инвалидов, что наблюдается, начиная с 2012 года. Связано это с отменой льготных ставок по страховым платежам, которые ранее имели работодатели, устраивающие на работу лиц с инвалидностью. Сегодня же предприятия платят одинаково и за всех. Как утверждает Александр Лысенко из «Деловой России», одной только системы квот для решения проблемы недостаточно, по его мнению, чиновникам нужно разработать целый комплекс стимулов для работодателей, который бы включал в себя как меры налогового послабления, так и мотивационные программы, например, предоставление государственных заказов. При этом чиновникам следовало бы взять ситуацию под жесткий государственный контроль, поскольку вакансии для людей с ограничениями лишь в исключительных случаях соответствуют их квалификации. В итоге их зарплата, как правило, в 3 раза ниже средней по субъекту федерации.

Препятствует нормальному развитию и тот факт, что на федеральном уровне сложно отыскать ответственных за всю эту политику лиц. В Минтруде существует Департамент по делам инвалидов, в прямые функции которого, правда, не входит обеспечение занятости подопечных. Следуя логике, этим должен заниматься Департамент занятости, но у него и с трудоспособными особых успехов нет, что говорить про людей с ограничениями.

Существующая сегодня система квот распространяется на всех работодателей, штат которых превышает 30 сотрудников. Таким образом, инвалиды должны работать на каждом среднем предприятии, но предпринимателям гораздо выгоднее уплатить установленный законом административный штраф и попросту не заморачиваться с трудоустройством сотрудников с ограничениями. В конце концов, что такое 10 тыс. (максимальный штраф) для предприятия со штатом в 30 человек? Вероятно, обсуждаемые в Минтруде компенсационные выплаты будут заменять штраф, но их размер на данном этапе неизвестен.

Если высвобожденные за этот счет средства действительно пойдут на трудовые программы для инвалидов – это поможет снять множество существующих сегодня барьеров между такими людьми и полноценным трудом. Множество, но далеко не все, ведь ключевая проблема – это мотивация работодателей. Возможность «откупиться» от трудоустройства инвалидов едва ли может быть стимулом для них. Скорее даже, наоборот.

Я упомянула о том, что государство устанавливает квоты в организациях для приема на работу «неудобных» для работодателей работников нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Как и обещала, рассмотрим вопрос подробнее.

Давайте начнем с основных понятий. Определения и основания
  • Квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить.
  • Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников) в соответствии с установленной квотой. Квотирование рабочих мест производиться вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности и в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.
  • Невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, либо непредставление организацией информации о выполнении квоты.
Это значит, что работодатель, в зависимости от среднесписочного числа сотрудников, должен принять на работу определенное число работников из категорий граждан, установленных государством. Причем, органы, уполномоченные законом, могут направлять этих граждан для устройства на работу в организации. Об этом говорит . Принципы существования такой системы квотирования исходят из других нормативных актов. Так, часть 1 статьи 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Основанием для введения квотирования рабочих мест является закон «О занятости населения в Российской Федерации». В статье 13 этого закона сказано: «Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами». Перечень категорий граждан, нуждающихся, в дополнительной защите, менялся и продолжает меняться в зависимости от экономической и политической ситуации в стране. При этом, квотирование рабочих мест регулируется отдельно в каждом субъекте Российской Федерации. Субъекты РФ сами определяют, для кого вводить квоты, какая должна быть среднесписочная численность работников и т.п. Впрочем, квотирование рабочих мест для инвалидов поставлено федеральным законодательством в определенные рамки, которых должны придерживаться все субъекты РФ. Начиная с первых декретов советской власти (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от «О социальном обеспечении инвалидов») и по сей день (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») забота об инвалидах всегда декларировалась в качестве приоритетной задачи государства. А как у них В международной практике существуют две модели законодательства, регулирующего сферу поддержки инвалидов:
  • законодательство на основе квот или выплат – государство вынуждает работодателей выделять рабочие места для отдельных категорий граждан, или выплачивает пособия.
  • антидискриминационное законодательство – запрещение отказывать в праве на работу инвалиду по причине его инвалидности.
Антидискриминационное законодательство в «чистом» виде применяется, например, в Соединенных Штатах, Австралии и Канаде. Там узаконить систему квот для инвалидов политически невозможно без введения квот для других групп населения, которые также сталкиваются с трудностями на рынке труда. Система квотирования используется европейскими странами и чаще всего дополняется выплатами и субсидиями. Переходя к практике Государство, выделяя квоты для трудоустройства незащищенных категорий граждан, обеспечивает их занятость. Что, безусловно, можно признать полезным. Однако в сфере применения такой системы, естественно. Не все проходит идеально. Например, принятый в счет квоты инвалид может столкнуться с негативным отношением работодателя. Такое отношение вполне объяснимо. Например, в статье « Несовершеннолетние и инвалиды. Право на труд » я подробно описала послабления, существующие в законодательстве для данных категорий граждан. Конечно же, работодателю проще принять на работу сотрудника, для которого не нужно делать исключений и устанавливать особый режим работы. Работодатели идут на различные уловки, чтобы и закон соблюсти, и себя не обделить. Думаю, что в данном случае хорошо бы работал метод «кнута и пряника». «Пряником» могли бы стать налоговые и другие льготы для работодателей, в штате которых присутствуют работники, защищаемые государством. Иными словами, нужно сделать так, чтобы работодателю такие сотрудники были выгодны. Регионы: от двух до четырех Теперь подробнее рассмотрим региональное законодательство в сфере квотирования. В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 21) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). То есть, на каждую сотню работников, в организации должно быть предусмотрено от двух до четырех рабочих мест для инвалидов. Сколько именно – решается в конкретном субъекте РФ самостоятельно. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Для примера рассмотрим порядок квотирования рабочих мест на примере Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. МОСКВА Документ Квотирование рабочих мест по Москве регулируется законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест ". Для кого
  1. Инвалиды
  2. Молодежь следующих категорий:
    • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
    • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
    • выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет;
    • выпускники высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Среднесписочная численность и выделяемая квота Согласно закону, для всех работодателей на территории Москвы, устанавливается квота в размере 4 процентов, на каждые 100 сотрудников: 2 процента рабочих мест работодатель обязан выделить для инвалидов, и 2 процента - для молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, уменьшается на соответствующую величину. Иными словами, если в организации, при среднесписочной численности 100 человек, работает 3 инвалида, значит, для молодежи остается только одно рабочее место. При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения. Например, при среднесписочной численности в 155 чел., квота для инвалидов составит 3,1 рабочих места. Что округляется до 3. Выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней. Что касается молодежи, тут у работодателя есть выбор.
  1. Первый вариант - трудоустройство сотрудника из категорий молодежи, перечисленных выше, подтвержденное трудовым договором сроком действия не менее 15 дней.
  2. Второй вариант - «откупиться», то есть уплачивать ежемесячно в бюджет города Москвы компенсацию в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждое квотируемое рабочее место.
Отчет о выполнении Работодатели обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной власти города Москвы, координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты. Ответственность за невыполнение Невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях. В данный момент это - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Также за нарушение выполнения квот работодателя можно привлечь к ответственности и по федеральному законодательству, о чем я расскажу ниже. МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Документ Квотирование рабочих мест по Московской области регулируется законом от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" Для кого квоты
  1. инвалидов;
  2. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  3. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
  4. лиц, освобожденных от отбывания наказания в воспитательных колониях, в возрасте до 22 лет;
  5. лиц из числа выпускников специальных общеобразовательных школ закрытого типа, специальных профессиональных училищ закрытого типа, специальных (коррекционных) образовательных учреждений закрытого типа, в возрасте до 19 лет;
  6. лиц из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые.
Среднесписочная численность и выделяемая квота Среднесписочная численность для Московской области установлена такая же, как и по г. Москве – 100 человек. И квота для инвалидов такая же – 2 процента. А вот для перечисленных категорий молодежи квота составляет всего 1 процент. При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения, как и по Москве. Невыполнением квоты считается отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, либо непредставление организацией в установленном законодательством порядке информации о выполнении квоты. Отчет Отчитываться по выполненным квотам для инвалидов работодатели обязаны ежемесячно, а по квотам для молодежи – ежеквартально. Ответственность за невыполнение За нарушение установленной законом обязанности по квотированию рабочих мест работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. В первую очередь, за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (). Также работодателя можно привлечь по статье 5.27 КоАП за нарушение законодательства о труде и об охране труда. По этой статье предусмотрено наложение штрафа:
  • на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если законодательство о труде и об охране труда нарушается должностным лицом не первый раз, и указанное лицо уже было ранее подвергнуто наказанию за аналогичное административное правонарушение, - это влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Вышеперечисленные статьи КоАП могут быть использованы и для привлечения к ответственности работодателей-нарушителей на территории Москвы. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Документ В Санкт-Петербурге существует квотирование рабочих мест только для инвалидов. Регулируется оно двумя документами:
  1. законом Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге ".
  2. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О реализации закона Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге».
Среднесписочная численность и выделяемая квота Согласно вышеупомянутому закону, квоты устанавливаются для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек. Квота предусмотрена в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников. Честно говоря, не совсем понятно, почему именно 2,5, а не 3 или 2. Ведь 2,5% от 100 работников – это 2,5 работника. И если в Москве и МО сказано, что при расчете квот, производится округление в сторону уменьшения, что по Санкт-Петербургу просто сказано, что нужно применять округление. Но в какую сторону, не уточняется. Квота считается выполненной, если на все выделенные и созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Отчет Организации, которым установлена квота, ежемесячно представляют информацию о квотируемых рабочих местах. Информация представляется в двух экземплярах не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Комитетом по занятости населения Санкт-Петербурга. Ответственность за невыполнение В случае невыполнения или невозможности выполнения закрепленной за организациями квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет Санкт-Петербурга обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, равную величине прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге за предшествующий квартал для трудоспособного населения, в пределах установленной квоты. Кроме того, организации, нарушившие условия квотирования рабочих мест, несут ответственность в соответствии с действующим федеральным законодательством. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ Документы В Ленинградской области квотирование рабочих мест регулируется двумя отдельными законами:
  1. Областной закон Ленинградской области " О квотировании в ленинградской области рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области ",
  2. Областной закон Ленинградской области " О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области ".
Также существует положение «О порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области». Кому и для кого Согласно закону №193-оз, квотирование рабочих мест устанавливается в первую очередь для лиц из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к которым относятся следующие категории граждан:
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными;
  • дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей;
  • дети из неполных семей;
  • дети из семей, потерявших кормильца.
Не слишком понятно, о ком идет речь в законе. Кого считать детьми? Всех выпускников? Или только тех, кто не достиг возраста 18 лет? Квота устанавливается в отношении граждан РФ, проживающих на территории Ленинградской области. Квоты для вышеперечисленных категорий граждан устанавливаются работодателям Ленинградской области независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 30 человек, за исключением следующих организаций:
  • общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
  • территориальных органов, федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и находящихся в их ведении организаций;
  • организаций, признанных в установленном порядке несостоятельными (банкротами) или по которым вынесено решение о назначении внешнего управления, санации уполномоченным на то органом;
  • организаций, осуществляющих или планирующих массовые высвобождения работников;
  • организаций, в которых запрещен труд молодежи в соответствии с законодательством РФ.
Квоты для инвалидов, согласно закону № 74-оз, устанавливаются всем организациям, кроме общественных объединений инвалидов и созданных ими организации, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Среднесписочная численность и выделяемая квота Квоты рабочих мест для детей устанавливаются работодателям не менее чем на один год с учетом ситуации, сложившейся на рынке труда Ленинградской области, и потребности в рабочих местах для данной категории граждан в размере:
  • одного рабочего места - при численности работников от 31 до 100 человек;
  • двух рабочих мест - при численности работников от 101 до 200 человек;
  • не менее 1,5 процента от среднесписочной численности работников - при численности работников свыше 200 человек.
Квоты для инвалидов устанавливаются в размере 3 процентов для организаций, среднесписочная численность которых составляет более 100 человек. Отчет Организация в месячный срок со дня получения уведомления об установлении квоты и далее ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области и центр занятости населения сведения о выполнении квот для инвалидов. Организация в течение десяти дней должна уведомить комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области и центр занятости населения об изменениях, которые могут повлиять на выполнение квоты, Для этого нужно представить соответствующие документы для корректировки квоты. Ответственность за невыполнение За невыполнение квот организации Ленинградской области несут ответственность, согласно законодательству РФ. ИТОГИ Итак, как мы видим на примере четырех субъектов РФ, квотирование рабочих мест это обязательная мера, за неисполнение которой организация несет административную ответственность. Принципы квотирования рабочих мест одинаковы. Однако для кого и сколько рабочих мест выделить решает отдельно каждый отдельный субъект, исходя их состояния рынка труда на своей территории. Но как я уже сказала, принуждение работодателей брать на работу «неудобных работников», не выход. Необходимо создавать условия для того, чтобы работодатели хотели принимать на работу таких сотрудников. И тогда все останутся в выигрыше.

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2019 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

Первоначальные данные

Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов.

Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в Москве подчиняется отдельному местному закону. Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью. Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности.

Основные понятия

Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан. По сути, это аренда в организациях рабочего места
Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья
Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости
Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией
Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина

Перечень организаций

Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов.

К таким относятся следующие организации:

  1. У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек. Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
  2. Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  3. Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.

Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны.

В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

Нормативная база (Положение)

Изначально следует обратиться к Федеральному закону России №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Именно этот документ определяет, каким образом будет проходить распределение квот. Об этом говорится в статье 21.

Согласно Федеральному закону №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, работодатель должен оповещать Центр занятости о том, насколько выполнена программа по квотированию на его предприятии. Положения по этому поводу находятся в статье 25 ФЗ.

По городу Москва установлены правила по квотированию в дополнительном законодательном акте “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве” №742-ПП.

Это же постановление говорит о той отчетности, которую предоставляет работодатель о проведенном квотировании. Такой же закон есть и в Санкт-Петербурге — под номером 280-25 “О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге”.

Чтобы узнать точное количество квот, стоит обрабатывать именно эти документы. Поскольку в Москве эти показатели будут более высокими, чем в других областях страны.

Как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов по закону

В данном случае действует простой алгоритм того, как оформить инвалида на рабочее место. Ведь изначально государство устанавливает количество мест, на которые работодатель должен трудоустроить граждан с инвалидностью.

Эта процедура может быть осуществлена такими способами:

  1. Инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места.
  2. Работодатель разместил объявление о поиске такого сотрудника и трудоустроил его.
  3. Предприятие направило запрос в Центр занятости населения и уже эта организация направила специалиста.
  4. Получение специалиста возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Все эти варианты трудоустройства возможны и дальнейший алгоритм оформления гражданина на должность будет стандартным.

Кто обязан соблюдать нормы

Законодательство России говорит о том, что основным субъектом квотирования становится организация, в которой официально трудоустроено более 100 человек .

Для таких компаний местные власти будут устанавливать проценты квот, которые они должны будут выполнить и отчитаться перед контролирующими органами.

Если же на предприятии работает от 35 до 100 человек, государство устанавливает норму по квоте, которая не должна превышать 3 процента от числа сотрудников.

Для тех же, у кого количество рабочих менее 35 человек подобных норм не установлено. Не входит в систему та организация или предприятие, в котором уставный капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Как устроиться на работу (Центр занятости)

Для того, чтобы получить рабочее место по квоте, следует обратиться в Центр занятости. Но таким вариантом может воспользоваться только тот гражданин, у которого установлен статус инвалида третьей группы.

Иначе официально стать на учет не получится и искать работу придется используя другие методы. В данном же случае гражданин будет зарегистрирован и в случае наличия у него образования, ему будут подбирать вакансии.

Здесь возможно и понадобится прохождение переквалификации в связи с заболеванием или же получение соответствующего образования.

Посредством запроса работодателя в Центр занятости, гражданин и получает возможность попробовать свои силы на собеседовании. Если он подойдет в плане квалификации, то его будут трудоустраивать официально.

Порядок трудоустройства

В случае с инвалидом работодателя обязывают принимать гражданина на работу сразу. Испытательный срок к ним применяться не может.

Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

  • прохождение собеседования;
  • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
  • снятие с учета в Центре занятости;
  • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.

В каком размере устанавливается

Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

Но данные показатели должны быть в пределах диапазона от 2 до 4 процентов от среднего количества работников на предприятии:

В некоторых областях устанавливают нормы не в процентах, а числах сотрудников. В Мурманске и области действуют такие показатели:

Составление приказа (образец)

Этот документ призван издать положение о создании рабочего места и условий для совершения трудовой деятельности гражданина. Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов можно .

В тексте документа стоит указать такие моменты:

  1. Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
  2. Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
  3. Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
  4. В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять. Обязательно указание даты и подписи.

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест . Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек .

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.
Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание . В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты


Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости


Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер . Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости


В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований


Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации - от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица - от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Достаточно часто нашими клиентами задается вопрос о необходимости внесения платежей за невыполнение квот и о возможности признания данных платежей в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Предлагаем Вашему вниманию позицию КОРПУСА ПРАВА по данному вопросу.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд без какой бы то ни было дискриминации и право на защиту от безработицы. Те категории граждан, которым наиболее сложно реализовать свое право на труд пользуются особой социальной защитой государства. Одним из способов обеспечения государством дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе инвалидам, является установление квоты для приема на работу инвалидов. 1 Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики в области занятости населения и способствовать реализации конституционных прав граждан, то есть обязаны соблюдать установленную квоту для трудоустройства инвалидов и предоставлять в органы социальной защиты информацию о наличии вакантных рабочих мест и о выполнении квоты. 2 Механизм установления квоты, а также размер и порядок внесения платы за невыполнения квоты устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации 3 .

На территории г. Москвы порядок квотирования рабочих мест инвалидов установлен Законом г. Москвы от 12.11.1997 г. № 47 "О квотировании рабочих мест инвалидов в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 г. № 125 - ПП "Об утверждении положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Согласно статье 2 Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", работодатели обязаны организовать рабочие места для инвалидов в пределах квот или внести в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого неустроенного инвалида в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Платежи должны вноситься ежемесячно, в соответствии с пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Таким образом, квоты для приема на работу инвалидов, введены на территории г. Москвы надлежащим образом. Однако, правовая природа платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты неоднозначна. Указанные платежи не признаются, в соответствии с Законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", мерой ответственности за нарушение закона. Также, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты не может быть признана налоговым платежом или сбором, так как не указана в перечне налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации 4 . Согласно пункту 1.5 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", квота считается выполненной в случае трудоустройства инвалида или уплаты суммы за нетрудоустройство, следовательно, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты является альтернативным способом исполнения закона, предусмотренным самим законом.

В случаях, когда для выполнения квоты работодатель создает рабочие места в рамках специального проекта, утвержденного, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы заключаются договоры на создание рабочих мест и получение субсидий. В этой ситуации между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы возникают гражданские правоотношения, и плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты может быть квалифицирована как альтернативное обязательство 5 или как санкция за нарушение обязательств, в зависимости от условий договора.

В связи с тем, что правовая природа этих платежей не определена, их взимание со стороны государственных органов фактически не контролируется. Обусловлено это следующим:

  1. работодатель несет гражданско - правовую ответственность за уклонение от уплаты сумм за нетрудоустройство, только если между ними заключен договор на создание рабочих мест, в пределах, предусмотренных договором;
  2. налоговой ответственности, работодатель не несет, так как плата за непредоставление рабочих мест в пределах квот, как отмечалось выше, не является налогом или сбором, следовательно, если работодатель не уплачивает данные платежи, он не совершает налогового правонарушения 6 ;
  3. уголовной ответственности за невнесение данных платежей не возникает, так как уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не попадает ни под один состав преступления 7 ;
  4. работодатель может быть привлечен к административной ответственности, однако следует иметь в виду, что работодатель привлекается к административной ответственности за нетрудоустройство, а не за уклонение от внесения платежей.
За непредоставление рабочих мест в пределах квоты, на работодателя могут быть наложены следующие санкции:
  • штраф от 5 до 50 МРОТ за нарушение законодательства о труде 8 (риск наложения этого штрафа наиболее велик);
  • штраф от 20 до 30 МРОТ за отказ в приме на работу инвалида в пределах квоты 9 (избежать этого штрафа возможно, отказав, например инвалиду не по причине отсутствия рабочих мест, а по тому, что его квалификация не соответствует требуемой; кроме того, большинство отказов в приеме на работу производиться устно, следовательно, доказать факт отказа будет сложно);
  • штраф от 30 до 50 МРОТ за непредставление сведений о наличии рабочих мест для инвалидов 10 (избежать этого штрафа можно, предоставляя необходимую информацию, так как положения закона о внесении платежей за невыполнение квот и о предоставлении информации - это два самостоятельных требования, таким образом, работодатель, может не вносить платежи, но предоставлять при этом информацию).
Следовательно, государственные органы не могут привлечь работодателя к ответственности за уклонение от внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот, а указанные выше штрафы могут быть наложены независимо от их внесения.

Кроме того, проверка правильности исчисления, уплаты и взыскание данных платежей напрямую не отнесены к компетенции какого - либо государственного органа. Налоговые органы не вправе проверять работодателей на предмет внесение платы за невыполнение квот, доначислять невыплаченные суммы, пени и взыскивать штрафы, так как налоговые органы могут следить только за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов 11 . Инспекция труда осуществляет только контроль за исполнением работодателями законодательства о труде 12 , которым является нетрудоустройство инвалидов, но не уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты, следовательно, Инспекция труда вправе только налагать штрафы, но не взыскивать неуплаченные суммы. В функции Министерства здравоохранения и социального развития и Городской комиссии по квотированию г. Москвы взыскание данных сумм также не включено.

Таким образом, любые действия государственных органов по взысканию платежей за невыполнение квот или любые предписания государственных органов, обязывающие работодателей уплатить указанные платежи, можно обжаловать как ненормативные акты или незаконные действия государственных органов 13 .

Если работодатель все-таки вносит платежи за невыполнение квот, у него возникают вопрос с их признанием в качестве расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль. По мнению налоговых органов г. Москвы, указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, так как не являются налогами и сборами, а представляют собой санкцию, наложенную государственными органами 14 . Однако, как рассматривалось выше, данные платежи не являются санкцией за нарушение закона, и, следовательно, могут быть признаны расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, как другие обоснованные расходы 15 . Подтверждением их обоснованности будут непосредственно Закон г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве" и Постановление Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", то есть нормативные акты органов местного самоуправления, которые, в соответствии с прямым указанием федерального закона, устанавливают условия, размер, сроки и порядок внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот. Аналогичная позиция высказывается и в последних разъяснениях МНС РФ 16 и Минфина РФ 17 .

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Наличие обязанности по уплате платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не корреспондирует с наличием установленного законом механизма их принудительного взыскания, а также отсутствием ответственности за их неуплату;
  2. В случае взыскания этих платежей с работодателя государственными органами, он может оспорить действия государственных органов, основываюсь на том, что взыскание не относится к компетенции этих органов;
  3. Неуплаченная сумма платежей может быть взыскана с организации только по решению суда и только в размере суммы долга, пени и штрафы взысканы быть не могут;
  4. В случае внесения работодателем указанных платежей, уплаченные им суммы будут учитываться при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Ирина КОЧЕРГИНСКАЯ,
старший юрист Центра налогового планирования
"Корпус права"

  1. Пункт 1 статьи 13 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", подпункт 15 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 20 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  2. Пункт 1, 3 статьи 25 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской федерации"
  3. Статья 21 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  4. Статьи 18-20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
  5. Статья 320 Гражданского кодекса РФ
  6. Пункт 1 статьи 114, статья 106 Налогового кодекса РФ
  7. Часть вторая Уголовного кодекса РФ
  8. Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  9. Статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  10. Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  11. Пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ
  12. Пункт 6 Положения "О федеральной инспекции труда", утвержденного Постановлением правительства № 78 от 28.01.2000 г.
  13. Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2001 г. № КА - А 40 /1427-01
  14. Письмо УМНС по г. Москве от 27.04.2002 г. № 26-12/204833, Письмо УМНС по г. Москве от 31.12.2003 г. № 26-12/72532
  15. Статья 252, подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
  16. Письмо Департамента налогообложения прибыли МНС РФ от 06.02.2004г. № 02-3-07/ 17
  17. Письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 16.06.2004 г. № 03-02-05/1/55