В результате разделения понятий био­логического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер».

Гендер понимается как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Однако не пол, а нормы социальной культуры определяют мужские и женские психологические качества, модели пове­дения, виды деятельности, профессии. Быть в обществе мужчиной или женщи­ной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особен­ностями - это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

Гендер создается или конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин и определяет их положе­ние (статус) и роль в обществе и его институтах - семье, политике, эконо­мике, образовании, СМИ и др. Он выс­тупает как система, создающая различия в положении женщин и мужчин в соци­уме через соотношение власти и подчи­нения.

Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представи­тели того или иного пола мужчинами или женщинами.

По мере развития научных исследо­ваний стало ясно, что единственное чет­кое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заклю­чается в их роли в воспроизводстве по­томства. «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям меж­ду мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Гендерная социология - это специаль­ная социологическая теория, которая изу­чает процессы развития и социального вза­имодействия двух гендерных общностей: мужской и Формирование гендера происходит с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. С маль­чиками и девочками родители обраща­ются совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рождения человек становится объектом воздействия гендер­ной системы: в зависимости от пола ре­бенка выбирается цвет коляски, одежды, набор игрушек. В процессе социализа­ции семья (родители и другие родствен­ники), система образования (воспитатели дошкольных учреждений, учителя), куль­тура в целом (книги и средства массо­вой информации, театр, кино и пр.) вне­дряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила пове­дения и создают представления о «насто­ящем мужчине» и «настоящей женщи­не». Внедренные в сознание индивидов гендерные нормы поддерживаются куль­турными механизмами, например, через гендерные стереотипы в СМИ.

Устойчивые представления о долж­ном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательном скла­дываются из устойчивых представлений, но имеют свойство меняться с течением времени. Гендерные стереотипы в СМИ представляют «хороших» и «плохих» муж­чин и женщин, показывают исполняемые ими социальные роли и особенности взаимодействия друг с другом.


Идеальные стереотипы мужествен­ности (маскулинности) и женственности (фемининности) существенно отличают­ся друг от друга в зависимости от исто­рически сложившихся стереотипов той или иной культуры. Для аграрных об­ществ характерен идеал женщины-матери, хозяйки в доме, хранительницы очага, богобоязненной и почитающей мужа жены.

В советский период идеальным ста­новится образ работницы и матери, ак­тивистки, строящей счастливое будущее и готовой на любые жертвы во благо стра­ны, а равноправие женщины понимается как обязанность работать вне дома, так как зарплаты мужчины не хватает для нор­мального существования семьи, и одно­временно исполнять обязанности хозяй­ки дома, жены и матери.

В постсоветский период стала доми­нировать идея «естественного предназна­чения женщины» как матери и жены. Контент-анализ публикаций в газетах за пять лет, проведенный российской ассо­циацией журналисток в 2000 г., показал, что в СМИ доминируют преимуществен­но два типа женщин: это сексуальный объект и счастливая домохозяйка - под­руга мужчины. Стереотипно представлен и образ мужчины, его ролевая модель - это, как правило, удачливый бизнесмен, претендующий на звание супермена во всем.

Базовым элементом конструирова­ния являются гендерные установки, они состоят из трех компонентов. Первый - когнитивный компонент - представле­ния молодого человека о своем поле, осознание себя субъектом гендерных отношений: кем, как, для чего и почему он или она должны быть; знания, убеж­дения и суждения о разных полах, сово­купность взглядов на гендерные отно­шения в обществе и определение своего места в этих отношениях. Второй - эмо-тивный (аффективный) компонент - эмоциональная оценка чувств, связан­ных с гендерной принадлежностью, от­ношением к своему и противоположно­му полу, чувства, которые испытываются к условиям и изменениям в гендерных отношениях. Третий - поведенческий (конативный) компонент - последова­тельное гендерное поведение молодого человека, т.е. предрасположенность к ре­альным положительным или отрицатель­ным действиям в отношениях между полами, общая направленность деятель­ности в соответствии со своей гендерной принадлежностью, включая формирова­ние и путь достижения своих жизненных планов, целей.



Существуют также гендерные стерео­типы как особые социальные установки - простые по форме, примитивные и не­точные по содержанию, сопровождаемые преувеличенной чувственной оценкой представления о мужчинах и женщинах, их ролях и статусе. Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Ген­дерные системы различаются в разных обществах, но в любом обществе эти си­стемы асимметричны. Асимметрия про­является в том, что все мужское (мас­кулинное) - черты характера, модели поведения, профессии - считается зна­чимым, а женщины и все женское (фе-минное) определяется как вторичное, под­чиненное и незначительное.

Гендерная асимметрия означает дисп­ропорцию удельного веса мужчин и жен­щин в конкретной сфере жизнедеятель­ности общества (экономике, политике, образовании и т.д.) и отражает явное или скрытое неравенство по признаку пола в этой сфере. Понимается как непропор­циональная представленность соци­альных и культурных ролей обоих полов, а также представлений о них, в различ­ных сферах жизни.

Анализ проблем гендерной социоло­гии тесно связан с рассмотрением тако­го явления, какфеминизм. Что касается феминистских теорий, то все они осно­ваны на утверждении, что путь освобож­дения женщины лежит через изменение ее сознания - освобождение от устарев­ших стереотипов поведения. Феминизм позиционируется как социальное движе­ние с более чем 150-летней историей, выступая за ликвидацию всех форм дис­криминации женщин.

Первая волна феминизма приходит­ся на XIX - первую половину XX в., характеризуется максимальным сосредо­точением усилий на достижении юри­дического равноправия полов. В сере­дине XX в. начинается вторая волна феминизма - борьба за фактическое ра­венство женщин и мужчин. В конце 1980-х годов активизируются такие на­правления в феминизме, как феминизм цветных, постколониальный феминизм, культурный феминизм. На третьей вол­не феминизма происходит усложнение и дробление современного феминист­ского дискурса (И.Н. Тартаковская, 2005). Между различными феминистскими на­правлениями (радикальным, либераль­ным, неофеминизмом и другими) и даже внутри них существуют концептуальные разногласия. Однако можно выделить основные феминистские идеи. Сторон­ники феминизма, рассматривая личную жизнь мужчин и женщин, считают, что наши представления о себе (гендерная идентичность), наше поведение (гендер­ные роли) и социальное положение пола (гендерная стратификация) обусловлены обществом, в котором мы живем.

Феминизм как общественно-полити­ческое течение указывает на важность изменений в современном обществе. Его сторонники критикуют существующее положение вещей и добиваются изме­нений, направленных на достижение реального социального равенства жен­щин и мужчин. Феминистки считают, что культурные гендерные представле­ния делят весь спектр человеческих ка­честв на две противоположные группы: женский мир эмоций и сотрудничества и мужской мир рациональности и со­перничества. В качестве альтернативы они предлагают «реинтеграцию человечества», которая означает дозволенность прояв­лений всех свойств и качеств личности как мужчинам, так и женщинам.

Феминизм, выступающий за искоре­нение гендерной стратификации, пред­полагает равные возможности женщин на получение образования, доходов и ра­боты. Прекращение сексуального насилия позволит преодолеть последствия патри­архата в семье и обществе, ибо он иска­жает отношения между мужчиной и жен­щиной, поощряет жестокое обращение, сексуальное преследование. Современ­ное женское движение ставит своей це­лью сделать невозможным сексуальное насилие. Но одновременно выдвигается лозунг содействия сексуальной свободе. Женщины сами должны контролировать свою сексуальность и рождаемость, не позволять мужчинам контролировать их репродуктивные функции.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ (от англ. gender - пол, род; греч. … - происхождение, род, рождающийся) - отрасль социологии, изучающая закономерности развития и взаимодействия социального гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их статусов социальных, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культ, традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола.

Термин «гендер» стал утверждаться преимущественно в англоязычных странах в 60-х годах 20 века в интерпретации «социальный пол»; однако в Великобритании, во Франции, многих восточноевропейских странах этот термин не заменил активного применения традиционного понятия «women"s studies». Начало активного развития гендерных исследований в Западной Европе, США и Великобритании относится к концу 1970-х годов. Различия понятий «пол» и «гендер» - предмет длительных дискуссий. Первая попытка развести понятия «пол» и «гендер» принадлежит американскому психологу Р. Столлеру (1968). В качестве компонентов «гендера» западной психологи (Р. Унгер, Г. Рабин, А. Рич) выделяют гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные роли и гендерную идентичность. При этом акцент делается на биологических, психологических, культурологических различиях полов при недооценке влияния социально детерминирующих их факторов. IV Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995) в полной мере институционализировала использование в научной и общественно-политической лексике термина «гендерный» как отражения биологической принадлежности к мужскому и женскому полу, ввела в широкий оборот такие понятия, как «гендерный фактор», «гендерные исследования», «гендерная политика», «гендерные аспекты», «гендерные различия», «гендерный анализ» и т.д.

В зарубежных исследованиях особенностей психологии пола, а также индивидуального поведения мужчины или женщины широко применяются: теория бихевиоризма социального - одного из направлений социологического психологизма, позволяющего изучать поведение индивида посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них (по схеме «стимул - реакция»); психоанализ 3. Фрейда; концепция «коллективного бессознательного» Э. Фромма; принципы феноменологической социологии, рассматривающей общество как явление, созданное и воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов разного пола; теория интеракционизма символического (Дж. Мид, П. Бергер, Т. Лукман). Современные западные гендерные теории: социального конструирования гендера, гендер (пол) как культурная метафора, гендер как стратификационная категория - трактуют гендер как «социополовую роль» или как организованную модель отношений социальных между мужчинами и женщинами, характеризующую их межличностные связи и взаимодействия в семье, определяющую их социальные отношения в основных институтах общества (Унгер, Рабин, К. Уэст и др.).

В России социология гендерная начала формироваться в самом начале 1990-х годов. Исходной базой ее развития стала «социология пола». Исследования в области «социологии пола» сводились преимущественно к изучению положения женщин в быту и на производстве. Предмет отечественной социологии гендерной - социальный статус мужчин и женщин как гендерных общностей и его эволюция под влиянием конкретных социальных условий. Объект социологии гендерной - мужчины и женщины как крупные гендерные общности в структуре социальной населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Преобладающим вниманием в российской социологии традиционно пользуется женский социум. Его состояние характеризуется уровнем решения «женского вопроса». Мужская гендерная общность в современной российской социологии изучается слабо.

Исследования в области социологии гендерной условно можно разделить на две типологические группы: социогендерные (СОГИС, имеющие основополагающее значение для развития социологии гендерной как частной социологической дисциплины) и гендерные (ГИС - составной элемент гендерной теории). СОГИС отличаются от гендерных рядом типологических признаков: 1) социальным масштабом изучаемого объекта. В ГИС объект преимущественно микромасштабный: мужчина и женщина как индивиды, имеющие разную биологическую природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символическую функцию (маскулинное и фемининное начало). В СОГИС объект макро-масштабный, им является женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие гендерную структуру общества, являющуюся важнейшим элементом социальной структуры общества в целом; 2) ведущим научно-методологическим подходом. В СОГИС им являются социологический или социолого-психологический, опирающиеся на общесоциологические законы и принципы социального детерминизма. В ГИС - философский или историко-культурный, базирующиеся на конкретных теориях феминизма;

3) значимостью социальных выводов, вытекающих из анализа объекта и предмета социологического исследования. Выводы СОГИС характеризуют социальные явления и процессы, в которых участвуют крупные социогендерные общности и отражают состояние «женского вопроса» на данном этапе общественного развития, качество и стиль жизни гендерных общностей, их ценностные ориентации и установки социальные. Основанием для таких выводов являются результаты масштабных социологических исследований, базирующихся на крупных совокупностях выборочных (выборках) респондентов. Выводы ГИС имеют ограниченный характер, т.к. опираются на исследования в малых группах, выявляют биологические и психические особенности женщин и мужчин, обусловленные их гендерной принадлежностью;

4) методами сбора первичной информации и видами исследований. Социогендерные исследования - это, как правило, макроисследования, в проведении которых могут быть использованы разнообразные методы сбора первичной социологической информации: массовые опросы общественного мнения в форме раздаточного анкетирования; экспертные; почтовые, прессовые, электронные опросы; контент-анализ текстов документов и т.д. ГИС опираются преимущественно на микроисследования психологической направленности, использующие методы микроинтервью (чаще всего свободного), тестирования, психодиагностики и психоанализа. В познании социальных закономерностей развития гендерных общностей и их влияния на преобразование обществ, отношений целесообразно сочетать макро- и микросоциологические исследования.

Две типологические группы исследований присущи принципиально разным научным школам изучения положения женщин, сложившимся в России в 90-х годы 20 века. Первая (Г.Г. Силласте и др.) развивает социологический подход к изучению положения женщин в системе социальных отношений. С позиций этого подхода женщины и мужчины - крупные социогендерные общности, интегрированные в систему социальных отношений во всех сферах жизни общества и оказывающие влияние на развитие процессов социальных, институтов, явлений, групп и общностей. Мужская и женская общности образуют гендерную структуру общества. Гендерные общности рассматриваются как социумы, стремящиеся к взаимодействию социальному, взаимопониманию, сотрудничеству и гендерному паритету. Другая школа (С.И. Воронина и др.) базируется на ортодоксально-феминистском подходе к изучению места и роли женщины в социуме, биодетерминистских позициях при анализе биол. и психических различий между мужчинами и женщинами, их противопоставлении друг другу.

Перспективными направлениями исследований в области социологии гендерной являются: эволюция гендерной структуры общества и ее социальные последствия, гендерная асимметрия как социальные явление; феминизация бедности; экономического поведение гендерных общностей; гендерные особенности политики и управления; гендерный фактор в электоральных ориентациях и установках населения; гендерные стратегии выживания и адаптации социальной, духовные трансформации в гендерном измерении; социальной безопасность женщин и детей; гендерные аспекты насилия и терроризма; демографический кризис и репродуктивное поведение гендерных групп; социальная дискриминация как явление и его гендерные проявления в рыночной экономике; сегрегация и гендерная справедливость; гендерная стратификация общества и ее межстрановые особенности.

Принципы социологии гендерной используются в российской политике и социальной практике при разработке законодательных актов и других официальных документов по вопросам положения женщин, семьи, демографии, молодежи и детства; в проведении гендерной экспертизы законопроектов, в формировании государственной семейной политики, а также в сфере управления.

Г.Г. Силласте

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 438-440.

Литература:

Силласте Г.Г. Демократия без женщин - не демократия! Социол. очерки. М., 1991; Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 1995; Гидденс Э. Соц-я. М., 1999; Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных иссл-й. М., 1999; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я как частная социол. теория // Социол. иссл-я. 2000. № 11; Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских иссл-ях // Пол. Гендер. Культура. М., 2000; Теория и методология гендерных иссл-й. М., 2001; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я: состояние, противоречия, перспективы // Социол. иссл-я. 2004. № 9; Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005; Women"s Studies Encyclopedia. N.Y., 1991.

Введение

Существовавший в советский период отечественной истории гендерный порядок, при котором государство активно проводило политику эмансипации женщин и поддержки материнства, сменился свободными рыночными отношениями, обострившими многие социальные проблемы, в том числе и гендерные. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (Становление теории) / Е.В. Бондаревская// Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2014. - Выпуск VI. - С. 35 В первую очередь это коснулось женщин, которые потеряли свои позиции в области занятости и оплаты труда, общественной и политической жизни, снизилась социальная защищенность женщин, имеющих детей. Трансформационные процессы способствовали также и кризису маскулинности, выразившемуся в ограниченности, часто и в невозможности исполнения традиционных мужских ролей в различных сферах, включая семейную. Корякина А. Мальчики становятся мужчинами/ А. Корякина // Воспитание школьников. - 2014. -№2.- С. 24 Современные гендерные процессы в стране характеризуются трансформацией гендерно-дифференцированных моделей и сфер ответственности в производстве, общественной жизни, а также в семье и домашнем хозяйстве.

В свете этих положений актуальность темы данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения гендерной социологии как значимой проблемы для современного общества.

Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания теоретических и практических аспектов гендерной социологии.

Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством решения следующих задач:

1. Рассмотрение теоретических основ изучения гендерной социологии,в т.ч. процесса становления гендерной социологии;

2. Рассмотрение практики эмпирических исследований в области гендерной социологии

3. Изучение социальных факторов формирования гендерных стереотипов студенческой молодежи.

4. Анализ результатов исследования гендерных стереотипов современной студенческой молодёжи.

Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.

Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.

Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования вопроса и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Теоретические основы изучения гендерной социологии

Понятие гендера в современной социологии

гендер социология студенческий молодежь

Понятия гендера и пола в социологии являются одними из фундаментальных. Для того чтобы отличать изучение пола в социологии (то есть в контексте социальных отношений и процессов), принято использовать понятие «гендер», впервые введённое в социологию сексологом Джоном Мани. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

пол - совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога / Г.Г. Силласте // Высшее образование в России. - 2011. - №2. - С. 11

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью и возникают во взаимодействии с другими людьми.

Подтверждается мнение Л.Н. Пушкарева, выделившего два подхода к определению гендер: Котовская М.Г. Анализ феномена мачизма / М.Г. Котовская, Н.В. Шалыгина// Отечественные науки и современность. -2013.- №2.- С. 47

1. гендер как мыслительная конструкция, новая научная дефиниция, определяющая социальные и культурные функции представителя того или иного пола;

2. гендер как исконно присущее человеку качество, в котором половые (женские либо мужские) свойства и особенности теснейшим образом не только связаны, а сплавлены воедино с предписанными обществом нормами, стереотипами, взглядами, суждениями и т.д.

Из второго подхода, описанного Л.Н. Пушкаревым, видно, что термин «гендер» актуализировал проблему соотношения биологического и социального.

Анализ работ, посвященных гендеру, показывает существование биологического и социокультурного подходов в объяснении половых различий.

Т.В.Бендас отмечает, что биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Ярким примером данного подхода является эволюционная концепция дифференциации полов В. А. Геодакяна, которая показывает, что дихотомия мужского и женского - это дихотомия изменчивости и наследственности, оперативной и долговременной памяти вида, качества и количества потомства, эволюции и консервативности, зрелого и ювенильного. Каменская Е.Н. Гендерный подход в социологии / Е.Н. Каменская// Известия ТРТУ. -2013.- Специальный выпуск.- . С. 92

Концепция В.А. Геодакяна заключается в том, что генетическая обусловленность признаков у мужчин и женщин является определяющей в половых различиях и подтверждается множеством фактов. В.И. Кухаренко отмечает, что на 100 зигот женского типа приходится 120-150 зигот мужского типа. К рождению, отмечает Э. Бауст, соотношение полов составляет уже 103-106:100. Д.В. Колесов и Н.Б. Сельверова подчеркивают, что повышенная смертность особей мужского пола характерна для животных и человека. У животных она связывается с более рискованным поведением самца, а у человека - с опасными профессиями. Более высокую смертность представителей мужского пола. В.А. Геодакян рассматривает как выгодную для популяции форму контакта со средой. Он считает, что женский пол реализует преимущественно тенденцию стабилизирующего отбора, а мужской пол - движущую. Иными словами, поток информации от среды к популяции реализует преимущественно мужской пол, а от поколения к поколению - женский. При этом оказывается, что более высокая смертность представителей мужского пола не наносит ущерба численности популяции, так как она лимитируется в первую очередь числом представителей женского пола и их репродуктивной способностью. Горлач М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса / М.Г. Горлач.// СОЦИС. - 2012. - №1. - С. 26

Анализ биологических и социокультурных концепций гендера, показывает, что понятие «гендер» синтезирует биологический и социокультурный подходы. Среда образует условия для развития в онтогенезе врожденных программ, которые в свою очередь, являются необходимым условием превращения определяемых средой возможностей в действительность: гендер есть биосоциокультурное единство. Считается, что понятие гендер является многомерным и иерархичным, а формирование его необходимо понимать, как последовательное, преемственное и согласованное действие биологических и социокультурных детерминант.

Таким образом, можно заключить, что гендер состоит их двух половин: пола биологического и пола социокультурного, в неразрывном единстве и можно дать следующее определение: гендер - система социокультурных половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества.

В научный оборот многих общественных наук вошли прилагательные от понятия «гендер» - гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные идентичности и т.д., которые все в совокупности были названы Е.Гоффман «гендерным дисплеем», т.е. многообразием проявлений пола в общественных нормах и требованиях, в стереотипах и представлениях, в путях социализации и идентификации. Для педагогической науки данные категории также имеют важное значение, так как раскрывают сущность гендерного развития ребенка и являются началом разработки гендерного понятийно-категориального аппарата.

В социологическом словаре, под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского отмечается, что для обозначения культурно-символического смысла «женского» и «мужского» используют термины «фемининный» и «маскулинный», которые обозначают нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Т.В.Бендас дает следующее толкование понятий маскулинность и фемининность: Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 2012. - С. 44

Маскулинность (лат. masculinus - мужской) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.

Фемининность (лат. femina - женщина) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.

Также представляется плодотворной концепция взаимодополняемости полов Т. Парсонса - Р. Бейлза, согласно которой, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина - инструментальную. Экспрессивная роль проявляется в сфере домохозяйства и вменяется исключительно в ведение женщины. Инструментальная роль мужчины заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль добытчика и защитника. Т. Парсонс считает, что роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина - это экспрессивный (эмоциональный) лидер. Т. Парсонс аргументирует такое распределение ролей природной способностью женщины к деторождению, что влечет за собой отстранение мужчины от функции заботы о ребенке и способствует его развитию в инструментальном направлении. Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике / Е.В.Бондаревская // Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2011, - выпуск III.- С. 78

В качестве основной и превалирующей женской роли Т. Парсонс видит роль жены, матери, домохозяйки. Занятие мужчины профессиональной деятельностью, оценивается как социально ценная функция мужчины, определяющая его доминирующее положение в семье, а домашний труд женщины, не являющийся занятостью, определяет ее подчиненную роль. Данное разделение способствует снижению внутрисемейной конкуренции за власть, статус, престиж, что является основой функционального разделения семейных ролей. Т. Парсонс утверждал, что замужняя женщина может позволить себе работать, если такая работа не способствует построению карьеры для женщины, не приносит существенный доход. То есть вследствие такого разделения не происходит соревнования с мужем, что не подрывает его экономическую функцию и социальный авторитет. Хотя, с точки зрения Т. Парсонса, любая занятость женщины может вызвать нестабильность брака.

В настоящее время наблюдается противопоставление традиционной теории гендерной социализации теорией конструирования гендера, в которой подчеркивается деятельный характер усвоения опыта и неравенство гендерных отношений мужчины и женщины.

Также выделяется подход социального конструкционизма (П. Бергер, Т. Лукман), согласно которому «гендерная личность» конструируется в межличностных отношениях, «делающих» гендер в практиках обыденной жизни, где гендер становится основой и результатом общественных отношений, средством легитимизации одного из самых фундаментальных разделений в обществе. Разрабатывается теория «социального конструирования гендера», рассматривающая гендер как естественную сторону социального взаимодействия, являющуюся в то же время социально обусловленным достижением.

Теории социального конструктивизма преобразуют теории социализации с точки зрения конструирования гендерной идентичности субъектом, путем идентификации себя с определенным социальным полом. Особенностью данных теорий является социальная обусловленность гендера, выражающаяся в построении определенного типа социальных отношений, имеющих ценностное значение для поддержания конкретного общественного порядка. Можно отметить, что, гендер конструируется на стыке этнических, классовых, культурных характеристик социального взаимодействия, и может быть использован для определения основных сущностных закономерностей и процессов существующей социальной реальности.

Таким образом, конструктивистские теории способствовали углублению научных представлений о гендере и отделению биологически детерминированных качеств от качеств, конструируемых самим субъектом, что является неоспоримым достоинством конструктивистских теорий и в определенной мере подтверждается примерами современного социума.

Что изучает гендерная социология

В чем проявляются различия социальных ролей мужчин и женщин

Под влиянием каких факторов формируются гендерные стереотипы

18.1. Суть гендерной социологии и и категориальный аппарат

Тендерные исследования начались в западноевропейских странах, США и Канаде с середины 70-х годов XX в. Начиная с этого времени, проблеме половых различий в мировой литературе посвящается до 1,5 тыс. Научных публикаций ежегодно.

Само понятие «гендер» в современном понимании означает "соотношение людей разного статьи", а на украинском языке дословно "род" (мужской, женской, средний). Сегодня термин «гендер» применяют для описания различных преобразований в обществе и государстве, поскольку они происходят под влиянием личности мужчины и женщины и их отношений.

"Гендер" отличается от понятия "пол" (на английском "sex"), который используется для обозначения физиологических различий человек. Если пол задается естественно, то гендер - социально и обусловлен культурой общества в конкретный исторический период. В широком смысле гендер можно определить как смоделированную обществом и поддерживается социальными институтами систему ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мыслей, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими в процессе социализации.

В общем, гендер достаточно сложное понятие. В научных литературе оно употребляется в нескольких значениях:

Как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и модели поведения мужчины и женщины, в отличие от биологического;

Как приобретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женской или мужской статей;

Как политика равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов по ее реализации.

Считается, что термин «гендер» впервые был введен в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлер в работе "Пол и гендер: о развитии мужественности и женственности" (1968). "Гендер" он рассматривал как понятие, выражающее биологические, социальные, культурные особенности, независимые от тех, что понимается биологический пол. Поэтому не обязательно связывать бытие женщины с женственностью, а бытие человека с мужественным поведением. Такой подход поддержало многие социологи, особенно женского направления. Именно этот подход начал новое направление социальных исследований - тендерных.

Гендерная социология - отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей, половые различия на всех уровнях и их влияние на человеческое существование, сосуществования, особенности социальной организации, специфику мужской и женской социальных общностей.

Главным интересом гендерной социологии? проблематика, которая ранее считалась второстепенной: сфера повседневного, интимного (гендерные роли, домашние обязанности, брак и т.д.). Значительное внимание сосредоточено на теоретическом анализе неравновесия, несбалансированности положений женщины и мужчины и их возможностей и шансов в самореализации, самоутверждении и саморазвитию.

Основная задача тендерной социологии заключается в осмыслении радикальных изменений положения женщины, укрепление и расширение женского начала в обществе. Однако тендерные исследования не являются чисто женскими. Они изучают социальную жизнь обоих полов, их поведение, роли, характеристики, общее и отличное между ними, социальные взаимоотношения полов.

Тендерные исследования - исследование социальных и социально-психологических особенностей женщин или мужчин. Это исследование средств отображения социального понимания половых различий.

Сегодня тендерные исследования получили статус академической дисциплины в американских и европейских университетах. Например, исследования по проблемам женщин стали частью образовательных и исследовательских программ в США, Франции, Великобритании, Канаде и других странах. Научное исследование и изучение тендера все больше распространяется в академических центрах Украины, в которых изучение тендерной проблематики было начато в 1990-е годы. За период своего существования центры женских и тендерных исследований подготовили литературу по женской и тендерной проблематике. Среди них работы Т. Мельник "Тендерная политика в Украине", Л. Лавриненко "Женщина: самореализация в семье и обществе (тендерный аспект)", Л. Смоляр "Гендерная демократия - стратегия XIX в.", К. Левченко "Права женщин: содержание, состояние и перспективы развития "и другие.

Понятие "тендер" означает ролевые социальные ожидания от представителей каждой статьи. Но в отличие от понятия "пол", оно касается не биологических особенностей, по которым различаются мужчины и женщины, а социально сформированных рис. То есть если с полом связаны только физические различия строения тела, то с тендером - психологические, социальные, культурные различия между мужчинами и женщинами.

Понятие "маскулинность" (лат. Masculinus - мужской, здесь - мужество, сила) и "феминность" (лат. Femina - женщина, самка, здесь женственность). Они обозначают отличные психологические характеристики, исторически сложившиеся особенностями культуры данного общества. Маскулинность рассматривают как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих любому мужчине от рождения. Так, масуклиннисть ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью и тому подобное. Феминность - это характеристики связаны с женским полом, охватывающих: пассивность, мягкость, кротость, чуткость, эмоциональность и т.д., а также характерные формы поведения в каждом конкретном обществе. Высший уровень родства рис маскулинности и феминности, достигнутый одним лицом, свидетельствует о ее андрогинность (греч. Androgynos - двуполый). Она означает индивидуальную способность лица в зависимости от конкретных ситуативных условиях действовать одновременно по-женски и по-мужски. Понятие "андрогинность" появилось в литературе в 70-х годах. Американский психолог Сандра Бем была первой, кто разработал опросник по измерению андрогинности. Ее исследования показали, что почти треть взрослых людей имеют высокие показатели одновременно феминности и маскулинности. Также оказалось, что андрогинный люди более гибкие и легче адаптируются к окружающей среде, чем те, чьи показатели были изменены в сторону маскулинности. Например, люди, которые демонстрируют традиционные нормы маскулинной поведения, склонны к агрессивному поведению и не подвержены сопереживаний и нежности. Те, кто ведет себя в традиционно феминной манере свободно проявляют теплые чувства, сопереживание и нежность, однако они менее склонны к демонстрации настойчивости и независимости. Андрогинный люди могут быть независимыми и сильными и одновременно мягкими и добрыми, в зависимости от ситуации.

В отличие от андрогинными, маскулинный тип тендерной роли приводит к негативным общественным явлениям. Из исследований Украинской социолога Н. Лавриненко видно, что доминирование "мужского" в культуре приводит к культу силы в общественных отношениях. Принцип насилия, присущий маскулинном мировоззрения, переносится на взаимоотношения человека и природы, родителей и детей, женщин и мужчин.

Сексизм (лат. Sexus - пол) - дискриминация людей по признаку пола.

Патриархат определяется как семейная, социальная, идеологическая и политическая система, в которой женщина и женское всегда подчинено мужу и мужском. Данная категория является одной из наиболее употребляемых в феминизме. В отличие от патриархата, биархат является формой общественного устройства, при котором мужчины и женщины имеют равное положение в обществе.


ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, раздел социологии, в котором рассматривается, как связаны отношения между людьми в группах с их принадлежностью к определённому полу. Пол при этом понимается не как биологическая характеристика человека, а как совокупность социальных признаков, которые приписываются полам в разных культурах на разных этапах их развития (смотри Гендер). Принципиальная теоретическая посылка гендерной социологии заключается в том, что гендерные отношения образуют систему, или порядок, основанный на власти и иерархии. Предметом гендерной социологии являются различия социальных ролей разных полов, называемых гендерными группами или гендерами, а также смыслов и значений, которые с этими ролями связаны.

Гендерная социология начала формироваться в 1970-е годы в Великобритании, США, а затем и в других странах Запада. В конце 1980-х - начале 1990-х годов она вошла в научную практику России. Социальной предпосылкой развития гендерной социологии явилось развитие женского движения - так называемого феминизма 2-й волны. С этой точки зрения гендерная социология, наряду с другими областями гендерных исследований, является когнитивной (познавательной) практикой движения женщин за равенство прав и возможностей. Поэтому первоначальным предметом анализа гендерной социологии выступали женщины.

Исходными теоретическими понятиями гендерной социологии и гендерных исследований в целом явились понятия патриархата, разделения публичного и приватного и половой роли. Патриархат в традиционном обществе - власть главы расширенной семьи над женой, младшими мужчинами, детьми и другими домочадцами. Глава современной нуклеарной семьи существует в сфере публичного и обеспечивает её связь с внешним миром, то есть выполняет роль добытчика и кормильца. Роль женщины в этой системе ограничивается сферой приватного. Она принимает на себя функцию заботы, эмоциональной поддержки и воспроизводства рабочей силы. В первой исторической форме гендерной социологии, в американском структурном функционализме 1940-50-х годов (Т. Парсонс, Р. Бейле), подобное разделение половых ролей рассматривалось как необходимое условие социального порядка. В 1950-60-е годы в работах учёных М. Комаровски (США) и В. Клейн (Великобритания) эта теоретическая посылка была подвергнута системной критике. Они (так же как их единомышленники 1970-1980-х годов - английские исследователи С. Уайз, Х. Вайнрайх, Л. Стэнли и др.) указывали, что в этой посылке не предусматриваются возможности изменения половых ролей, конфликты между предписываемыми и реально осуществляемыми ролями, а также между одновременно выполняемыми ролями. Анализ этих недостатков функционалистской модели вылился в разработку гендерной версии аналитической теории конфликта (американская исследовательница Дж. Чафиц и др.).

Критика ограничения социального пространства женщин сферой приватного приводит к пересмотру традиционной концепции стратификации. Основываясь на марксистской модели капиталистической эксплуатации, гендерные социологи отмечают, что женщины принимают участие в воспроизводстве рабочей силы, но их труд в домашней и неформальной экономике не оплачивается. Поэтому они как класс оказываются социально невидимыми: их социальный статус определяется по статусу отца, мужа или старшего мужчины в семье [смотри об этом в трудах К. Дельфи (Франция), Х. Хартман (США), С. Уолби (Великобритания)].

Несмотря на высокий уровень занятости женщин в публичной сфере и рост технической оснащённости производства, концепция традиционных половых ролей сказывается на гендерной сегрегации и стратификации профессий и их разделении на «мужские» и «женские». В гендерной социологии отмечается более низкий статус «женских» профессий и сфер занятости, гендерное неравенство в оплате труда, устойчивость феномена так называемого стеклянного потолка, то есть неформальных ограничений социальной мобильности женщин в рамках данной организации. Гендерная социология тесно связана с гендерной экспертизой трудового законодательства, работой по его совершенствованию с точки зрения равноправия гендерных групп и контролем за его исполнением.

Устойчивость гендерного неравенства, сохраняющегося вопреки проведению антидискриминационных мер, приводит к необходимости поиска причин этой устойчивости в сознании людей и практике социальных взаимодействий. Теоретико-методологическими основаниями этих исследований послужили этнометодология (Х. Гарфинкель) и символический интеракционизм (И. Гофман), которые изучают социальное взаимодействие как процесс переговоров и согласования смыслов. Категоризация обсуждаемых смыслов с помощью слов естественного языка и их последующее овеществление называется социальным конструированием. В этнометодологическом направлении гендерной социологии гендер понимается как поведение дееспособного индивида, отвечающего перед обществом за соответствие нормативным концепциям мужественности или женственности. Понимаемый таким образом гендер отличается от пола как отнесения человека либо к мужчинам, либо к женщинам на основании биологических признаков и от половой категоризации, то есть социальной идентификации индивида как мужчины или женщины. Пол человека не должен обязательно соответствовать той половой категории, к которой его относят, тогда как гендер должен обязательно ей соответствовать. Именно этим обстоятельством объясняются сложности освоения мужчинами «женских» сфер занятости, а женщинами - «мужских». Так, мужчина, занятый в столь гендеризованной области, как уход за детьми, должен найти способ разрешения противоречия между выполняемой им гендерной функцией заботы, которая приписывается женщинам, и принадлежностью к своей половой категории.

Формирование и воспроизводство гендерной системы, согласно этнометодологам (американские учёные К. Уэст, Д. Зиммерман и др.), происходит не в силу усвоения заданных гендерных ролей, а в силу того, что в процессе взаимодействия человек обязан соответствовать той половой категории, к которой его относят. Именно этим механизмом объясняются неравное распределение домашних обязанностей в ситуации равной занятости обоих супругов и так называемый двойной гнёт, который падает на плечи занятых в общественном производстве женщин.

Последователей символического интеракционизма интересуют самые разнообразные символические ресурсы конструирования гендерных отношений. Помимо конкретных ситуаций социального взаимодействия они анализируют также тексты, зрительные образы и фильмы, которые рассматриваются как орудия контроля и власти.

Исследования гендера как социального конструкта осуществляются с помощью качественных методов, таких как включённое наблюдение, глубинное интервью, дискурсивный анализ и др., что роднит их с классической этнологией, с одной стороны, и с постструктурализмом - с другой.

В последовательных формах конструктивистского подхода в гендерной социологии (например, американской исследовательницы С. Кесслер, У. Макенна) было пересмотрено исходное противопоставление пола гендеру как биологическому социальному и показано, что даже те сферы взаимодействия полов, которые первоначально считались биологически детерминированными, а именно телесно-эротические контакты людей (сексуальность), также являются социальными конструктами. Это способствовало расширению предмета гендерной социологии - стали исследоваться особенности сексуальности и эротизма в условиях модерна и постмодерна (3. Бауман, Э. Гидденс и др.). Наряду с нормативными сценариями сексуального поведения изучаются отклоняющиеся формы (инцест, сексуальная эксплуатация, сексуальное насилие, порнография как форма доминирования).

Отмеченные изменения в подходах гендерной социологии синтезированы в дефиниции гендера, которую даёт один из ведущих гендерных социологов - австралийский учёный Р. Коннелл. Согласно этому определению, гендер - структура социальных отношений, стержнем которой является репродуктивная сфера человека, и множество управляемых этой структурой практик, привносящих репродуктивные различия между телами в социальные процессы.

Отечественная гендерная социология формировалась на фоне множественности подходов и концепций, которые уже сложились на Западе, а также традиции исследования отношений между полами, заложенной русскими философами (Н. А. Бердяев, В. В. Розанов) и теоретиками и практиками решения «женского вопроса» (А. М. Коллонтай и др.). Поэтому российская гендерная социология с самого начала отличается множественностью представленных в ней научных парадигм.

Тематически гендерная социология в России определяется специфическими проблемами, связанными с изменением гендерной системы в условиях трансформации социально-экономических отношений, начавшейся в 1990-е годы. Сюда относятся такие проблемы, как поведение разных гендерных групп в новых экономических условиях, изменение так называемого социального контракта «работающей матери», характерного для советского времени, роль СМИ в конструировании новых идеалов мужественности и женственности, изменение сценариев сексуального поведения, гендерные аспекты общественных движений.

Лит.: Connell R. W. Gender and power: society, the person and sexual politics. Camb., 1987; Abbott Р., Wallace С. An introduction to sociology: feminist perspectives. L.; N. Y., 1990; Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. №6; Хрестоматия феминистских текстов / Под редакцией Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. СПб., 2000; Ярская-Смирнова Е. А. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследований. М., 2001; О мужественности. Сб. ст. / Сост. и редактор С. А. Ушакин. М., 2002; Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. М.; СПб., 2002. Главный 9; Gender. А sociological reader / Ed. by S. Jackson, S. Scott. L., 2002; Социология гендерных отношений / Под редакцией 3.М. Саралиевой. М., 2004; Кон И. С. Сексуальная культура в России. 2-е изд. М., 2005; Тартаковская И. Н. Социальное положение женщин и мужчин: гендерные проблемы современной России // Социальные трансформации в России: Теории, практики, сравнительный анализ / Под редакцией В. А. Ядова. М., 2005.