Основные законы диалектики.

1)Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития , отвечает на вопрос, почему оно происходит.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ...

Понятие «тождество » обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными .

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию .

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться .

Основные формы разрешения противоречий:

Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

Победа одного и уничтожение другого,

Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

[* Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.

Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].

2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон определяет механизм развития , отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.

Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.

Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.

Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.

[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]

Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,

Изменение скорости движения,

Изменение объема информации,

Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)

В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок ».

(Пример: в границах 0 - 100 0 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства - температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 100 0 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)

Существуют различные виды скачков:

-постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);

-мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.

Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

3)Закон отрицания отрицания.

Этот закон определяет направленность развития , выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания , или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез . Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.

(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)

Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией .

. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания .

Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача.

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

На уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз » (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

На уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

На уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

Позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

Связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

Связан с процессом смены научных теорий.

1. Общее понятие диалектики и развития.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания;

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

6. Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

вечность неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

сущность и явление;

причина и следствие;

единичное, особенное, всеобщее;

возможность и действительность;

необходимость и случайность.

Введение.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели проблемы диалектики. Выяснили, что диалектика, как наука представляет собой систему принципов, законов, категорий. Принципы всеобщей связи и развития, законы ЕБП, ОО, ВКК нами изучены и включены в наш философский оборот. Всякое иное рассмотрение возможно. Но методическом и методологическом плане сегодня перед нами встает необходимость изучения системы категорий диалектики, которая как бы оформляет эту систему в науку, и завершает лекционный материал по проблемам диалектики.

Диалектика

1. Общее понятие диалектики и развития .

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Общее понятие законов диалектики .

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики :

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания;

3. Закон единства и борьбы противоположностей .

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

6. Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

вечность неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

сущность и явление;

причина и следствие;

единичное, особенное, всеобщее;

возможность и действительность;

необходимость и случайность.

2.12. Законы диалектики

Еще в рамках мифологического мировоззрения, а затем в философии Древнего мира проводилась мысль о том, что изменения в мире связаны с борьбой противоположных сил. По мере развития философии признание или отрицание объективных противоречий становится одним из важнейших признаков, разделяющих диалектику и метафизику. Метафизика не видит объективных противоречий, а если они есть в мышлении, то это сигнал ошибки, заблуждения.

Конечно, если объекты рассматриваются вне их взаимосвязи, в статике, то мы не увидим никаких противоречий. Но как только мы начинаем рассматривать объекты в их взаимосвязях, движении, развитии, мы обнаруживаем объективную противоречивость. Гегель, которому принадлежит заслуга теоретического обоснования законов диалектики, писал, что противоречие «есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно».

Мы употребляем понятия «противоположность » и«противоречие». Но что они означают? Маркс писал, что диалектические противоположности – «соотносительные, взаимно друг друга обусловливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие… крайности, т. е. полюсы одного и того же». Для пояснения рассмотрим следующий пример. От точки 0 в противоположных направлениях (+x и – x) движутся объекты. Когда мы говорим о противоположных направлениях, то имеем в виду, что:

1) эти два направления взаимно предполагают друг друга (если есть движение в направлении +x, от обязательного существует и движение в направлении – x);

2) эти направления взаимно исключают друг друга (движение объекта в направлении +x исключает его одновременное движение в направлении – x, и обратно);

3) +x и-x тождественны как направления (ясно, что, например, +5 км и -5 км – противоположности, а +5 кг и -5 км не являются противоположностями, так как они различны по своей природе).

Диалектическое противоречие предполагает противоположности. Противоположности в диалектическом противоречии не просто одновременно сосуществуют, не просто как-то взаимосвязаны, а воздействуют друг на друга. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположностей.

Взаимодействие противоположностей образует в объектах внутреннее «напряжение», «противоборство», внутреннее «беспокойство». Взаимодействие противоположностей определяет специфику объекта, предопределяет тенденцию к развитию объекта.

Диалектическое противоречие рано или поздно разрешается или «победой» одной из противоположностей в конфликтной ситуации, или сглаживанием остроты противоречия, исчезновением данного противоречия. В результате объект переходит в новое качественное состояние с новыми противоположностями и противоречиями.

Закон единства и борьбы противоположностей: все объекты содержат в себе противоположные стороны; взаимодействие противоположностей (диалектическое противоречие) определяет специфику содержания и является причиной развития объектов.

В материальных объектах происходят количественные и качественные изменения. Категория меры отображает единство качества и количества, заключающееся в существовании некоторого ограниченного интервала количественных изменений, в рамках которого сохраняется определенное качество. Так, например, мера жидкой воды – это единство определенного качественного состояния ее (в виде ди– и тригидролей) с интервалом температур от 0 до 100 °C (при нормальном давлении). Мера – это не просто некоторый количественный интервал, а взаимосвязь определенного интервала количественных изменений с определенным качеством.

Мера лежит в основе закона взаимосвязи количественных и качественных изменений. Этот закон отвечает на вопрос о том, как происходит развитие: количественные изменения на определенном этапе, на границе меры приводят к качественным изменениям объекта; переход к новому качеству имеет скачкообразный характер. Новое качество будет связано с новым интервалом количественных изменений, иными словами, будет мера как единство нового качества с новыми количественными характеристиками.

Скачок представляет собою перерыв непрерывности в изменении объекта. Скачки, как качественные изменения, могут происходить как в форме разовых «взрывных» процессов, так и в форме многоступенчатых процессов.

Развитие происходит как отрицание старого новым. Понятие отрицания имеет два значения. Первое – это логическое отрицание, операция, когда одно высказывание отрицает другое (если высказывание P истинно, то его отрицание не-P будет ложным и наоборот, если P ложно, то не-P будет истинным). Другое значение – диалектическое отрицание как переход объекта в нечто другое (другое состояние, другой объект, исчезновение данного объекта).

Диалектическое отрицание не следует понимать только как деструкцию, уничтожение объекта. Диалектическое отрицание включает в себя три стороны: исчезновение, сохранение и возникновение (появление нового).

Каждый материальный объект в силу его противоречивости рано или поздно отрицается, переходит в нечто иное, новое. Но это новое, в свою очередь, также отрицается, переходит в другое. Процесс развития может быть охарактеризован как «отрицание отрицания». Смысл «отрицания отрицания» не сводится к простой последовательности отрицаний. Возьмем пример Гегеля: зерно – стебель – колос. Здесь отрицания идут как естественный процесс (в отличие, скажем, от случая: зерно – стебель – механическое повреждение стебля).

Что же обнаруживается в отрицании отрицания, когда идет естественный процесс? Во-первых, сохранение элементов старого вместе с появлением нового определяет поступательность процесса отрицание отрицания. Но было бы упрощением рассматривать развитие объекта как прямолинейное поступательное изменение. Наряду с поступательностью в процессе развития есть повторяемость, цикличность, тенденция возврата к старому состоянию. Эта ситуация отражается в законе отрицания отрицания. Дадим формулировку этого закона: в процессе развития (отрицание отрицания) объективно существуют две тенденции – поступательного изменения и возврата к старому; единство этих тенденций определяет «спиралевидную» траекторию развития. (Если поступательность изобразить в виде вектора, а возврат к старому – в виде круга, то единство их принимает форму спирали.)

Результат отрицания отрицания, завершая определенный «виток спирали», в то же время является исходной позицией для дальнейшего развития, для нового «витка спирали». Процесс развития неограничен; не может быть какого-то последнего отрицания, после которого развитие прекращается.

Отвечая на вопрос о том, куда идет развитие, закон отрицания отрицания вместе с тем выражает сложный интегральный процесс, который может быть и не обнаружен в малые временные интервалы. Это обстоятельство является основанием для сомнений во всеобщности этого закона. Но сомнения снимаются, если проследить достаточно большие интервалы развития материальных систем.

Подведем некоторые итоги. Материальный объект представляет собой единство явления и сущности. Явление включает в себя атрибуты: качество и количество, пространство и время, движение; сущность – атрибуты: закон, действительность и возможность, необходимость и случайность, причинность и взаимодействие. Атрибутивное понимание материи продолжается в диалектической концепции развития.

Диалектика и её основные законы.

    Понятия диалектики: объективная и субъективная диалектика. Связь и развитие- основные принципы диалектики. Понятие закона.

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

    Закон единства и борьбы противоположностей.

    Закон отрицания.

Диалектика в переводе с древнегреческого означает- вести беседу, спор, рассуждения. С развитием философии, науки и практики изменилось содержание и предмета философии. Понятие диалектика ввел Сократ, который обозначил им искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений. Платон понимал под диалектикой логический метод, с помощью которого осуществляется познание мира идей. Гераклит (античный философ) считал диалектикой развитие предмето-чувственного мира природы по объективным законам, на основе единства и борьбы противоположностей. Школа софистов придавала диалектике дурной оттенок. Они стремились представить несущественные признаки предмета за существенные и наоборот. Гегель понимал под диалектикой учение о развитии духа. Современная философия понимает под диалектикой учение о всеобщей связи и развитии предметов природы, общества и человека. Современная философия признает существование объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика- связь и развитие, царящие в обществе и природе (не связана с сознанием человека). Субъективная диалектика- учение о развитии связей предметов и явлений материального мира, т.е. она существует в сознании человека. Поэтому субъективная диалектика- есть отражение объективной диалектики в сознании человека. Основные принципы диалектики:

    Принцип всеобщей связи.

    Принцип развития.

В мире нет ни одного явления обособленного от других. Любой предмет- это звено в бесконечной цепи, соединённой отношениями. Бесконечная цепь объединяет все явления и предметы мира в единое целое- связь носит универсальный характер. В неорганической природе существуют механическая, физическая и химическая связи между явлениями, а также полевые связи. В живой природе существуют межвидовые биологические связи. Существуют бесконечно разнообразные связи между людьми, государством, народами, нациями, семьями. Связь- это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Любая связь имеет свое основание- это материя, объективная реальность. Благодаря этому и возможна любая связь. Но философия изучает не все бесконечное многообразие связей в мире, ее интересуют такие связи, как единичное и общее, возможное и действительное, необходимое и случайное, между формой и содержанием, между сущностью и явлением. Знание принципов связи имеет большое практическое значение. Игнорирование связи и взаимодействия пагубно сказывается в природных процессах: вырубка лесов, обмеление рек, ухудшение здоровья человека. Предметы находятся не только в единстве, но и в развитии. Развитие- это определенно-направленное изменение объекта к новому качеству:

    Развитие- это необратимый процесс: через одно и тоже состояние проходит все однажды.

    развитие- это противоречивый процесс, в нем уничтожаются старые качества и одновременно распознаются новые.

    развитие- это процесс, в котором накапливается качественные изменения, который приводят к гибели старого предмета и рождения нового.

    развитие- это закономерный процесс, в основе которого лежит изменение внутренней сущности объекта, которая носит необратимый характер.

Развитие включает 2 направления: прогресс и регресс. Прогресс- это изменение явления к новому качеству, превосходящему старое.

Регрес с- это изменение явления, ведущее к деградации. Альтернативой диалектики явл адиалектика, которая существует в форме релятивизма, догматизма, софистики и эклиптики. Релятивизм - это адиалектический способ мышления, который преувеличивает изменчивость наших знаний и отрицает в них момент устойчивости. Релятивизм опасен для практики, он ведет к разрыву связей в обществе.

Догматизм – это адиалектический способ мышления, который преувеличивает устойчивость наших знаний и отрицает их изменчивость. Он также опасен для практики, ибо стоит за сохранение всего старого, мешает прогрессу.

Софистика- это адиалектический способ мышления, основанный на подмене понятий: он выдает несуществующие признаки явления за существующие, уводя человека от истины.

Эклиптика- адиалектический способ мышления, основанный на бес принципиальном соединении элементов диалектики и адиалектики, материализма и идеализма.

Практика и наука убеждают нас в том, что в мире существует порядок. Вселенная имеет кодекс своих законов, явления в мире развиваются закономерно. В философии нет единого мнения о источнике законов:

    объективные идеалисты(Платон, Гегель) видят источник закона в мировом разуме и мире идей. Мировой разум вносит порядок в природу и общество.

    субьективные идиалисты(Беркли, Кант, Мах) рассматривают источник законов в сознании человека, который вносит в природу и общество закономерный порядок.

    с точки зрения религиозной философии(патристика, схоластика, неотомизм) источник законов находится в боге, который вносит порядок в мир природы и общества- это провиденциализм.

    с точки зрения диалектического материализма философии, источник законов находится в самом материалистическом мире, а именно во взаимодействии явлений друг с другом, которые согласно эффекту сборки, образуют некую независимую тенденцию- закон.

Законы - это объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи между явлениями, которые вырожают направленность их развития.

Признаки:

    закон- это обьективная связь, которую чел не может отменить по своей воле.

    закон- это существующая внутренняя связью.

    закон- это необходимая связь, без которой явление существовать не может.

    закон- это повторяющаяся общая связь, просматривующаяся во множестве явлений.

Современная философия и наука разделяют закон на динамический и статистический.

Динамический закон - это такая форма причинна следственной связи, прикоторой начальное состояние однозначно определяет ее конечное состояние(в природе).

Статистический закон - это такая форма связи, которая выявляет тенденцию в массе случайных явлений и характеризует их как целое.

Эти законы господствуют в обществе. Законы классифицируются по сфере их действия. На основе данного критерия выделяют 3 типа:

    универсальные законы- это те, которым подчиняются все явления материального и духовного мира. Это законы диалектики.

    частные законы- это те, которым в своем развитии подчиняются большие группы явлений. Законы движения материи(механические, физические, химические).

    спицефические законы- это те, которым подчиняются отдельные явления.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как происходит развитие и скрывает его общий механизм. Содержание этого закона раскрывается с помощью таких философских категорий как: качество, количество, свойства, мера, скачек. В материальном мире существует бесконечное множество явлений, которые отличаются по своему качеству.

Качество - это внутренняя определенность предметов, которая отличает их.

Признаки:

    оно обьективно, изменчиво, относительно.

    качество определяется внутренней структурой явлений

    качество соотносится с конечностью вещи. Оно тождественно с нею, так как за пределами его лежит другое качество.

    качество всякого явления обнаруживается в единстве его свойств.

Свойство - это способность проявления определенной стороны качества объекта при его взаимодействии с другими телами .

Свойства во многом зависят от того объекта, с которым взаимодействует. Свойство предметов не только проявляется, но и изменяется в зависимости от характера отношения явлений в процессе взаимосвязей с другими предметами, обнаруживая многообразие своих свойств. Явления отмечается и по коллективным признакам.

Количество –это внешняя сторона объекта, характеризующая его пространственно временные признаки и степень интенсивности развития.

Количество менее чем качество связанно с существованием явления: можно на сотни градусов повышать температуру металлов, но они не изменять своего качества, но изменят количество.

Мера - это такое отношение количества и качества, при котором количественное изменение не вызывает качественных.

Мера это барьер. Все в мире имеет свою меру, т.е. гармонию между количеством и качеством. Данный закон показывает, что количество и качество в явлении существуют в единстве и развитии. Количественные изменения, переходя границу меры, приводят к качественным изменениям явлений, в этот момент старое качество заменяется новым и происходит развития, обновления существующего. Этот закон показывает, что качественные изменения порождают новые количественные параметры. Переход количественных изменений в качественное совершается по средствам скачка.

Скачек - это коренное качественное изменение явления, в результате качественных изменений перешедших границу меры.

В мире существует бесконечное множество скачков, но философия разделяет их на 2 типа:

    мгновенный скачек- при котором резко и целиком изменяется все качество вещи(закепание воды).

    медленный скачек- при котором существенные признаки явлений изменяются медленно, постепенно(возникновение голоса).

Скачек различается и по глубине производимых им в явлении изменений:

    скачек - революция, при котором изменяется структура вещи или явления.

    скачек – эволюция, при котором изменяется лишь состояние вещи, но в рамках прежней сущности(изменение агрегатного состояния вещества).

Методологическое значение закона.

    он показывает, что сущность любого явления можно познать лишь путем исследования его качественных и количественных характеристик в их единстве.

    этот закон показывает, что количественное накопление в обществе противоречит, обуславливает его кризисное состояние и ведет к социальной революции.

    знание этого закона обязывает помнить каждого человека о том, что он должен помнить в своем поведении меру.

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон вскрывает причину, движущую силу развития, его источник и отвечает на вопрос: почему оно происходит? Этот закон раскрывается с помощью таких категорий как: тождество, различие противоречий и адиалектические противоречия. В следствии развития движения, каждое явление не бывает равно само себе, а выступает как внутреннее противоречие. Именно это составляет источник развития явлений.

Тождество - это равенство предмета самому себе, а также одинаково противоположно самому себе, т.к. явления постоянно развиваются, то абсолютного тождества нет, тождество всегда относительно.

Тождество в явлениях прослеживается и существует потому, что противоречивые стороны в явлениях имеют целы ряд одинаковых свойств, образуя единое качество.

Различие - это отношение между противоречивыми сторонами в явлениях, направление в развитии которых совпадает.

Различие- это противоречие в себе не раскрывается.

Противоположности - это стороны данных противоречий, которые взаимно предполагают и в тоже время отрицают друг друга. Все вещи и явления противоположны.

Противоположности в диалогическом противоречии существуют в единстве и борьбе.

Борьба - это столкновение противоположностей в предмете, при котором одна из сторон стремится выиграть в процессе развития.

Диалектические противоречия- это отношения между противоположными сторонами в предмете, который существуют в единстве и борьбе.

Сущность закона состоит в том, что понимание развития, как разделение единого на взаимно исключающие противоположности, борьба которых оставляет внутренний источник саморазвития явлений. Источником развития любого предмета являются диалектические противоречия. Диалектические противоречия в предмете находятся в развитии, не одно явление не возникает в готовом виде, оно подготавливается всеми предшествующими процессами развития и по тому диалектические противоречия проходят несколько этапов развития.

Этапы. Диалектические противоречия начинают свое развитие с тождеством(момент нападения микроба).

      тождество, предметность(нападение микроба)- 2) несущественное различие(некое недомогание)- 3) существенное различие(отчетливые признаки болезни)- 4) конфликт, равновесие противоположности(кризис болезни)- 5) тождество противоположности, переход их друг в друга(выздоровление).

Единство и борьба противоположностей, как стороны диалектических противоречий, занимает в нем не одинаковое положение. Так единство противоположности относительно, а их борьба абсолютна. Относительность единства противоположностей проявляется в том, что единство времени конкретных предметов имеет начало и конец. Относительность проявляется так же во временном характере равновесия противоположностей. Абсолютность борьбы проявляется в том, что именно она разрушает равновесие противоположности, а также в том, что борьба, как и движение, существует на всех этапах бытия явления. Этот закон все бесконечное множество диалектических противоречий классифицирует не следующие типы:

    внутренние и внешние.

    основные и не основные

    главные и не главные

    атогонистические и неатогонистические

    внутренние противоречия- это отношение между противоречиями сторон внутри системы, выражающие её состояние как целое. Именно внутренние противоречия есть источник развития явлений. При внутреннем противоречии одна сторона не может существовать без другой. Каждая система как часть, входит в другую. Между ними складываются внешние противоречия- это отношения между различными системами. При внешних противоречиях определенная сторона может существовать без определяемой.

    основными противоречиями называются отношения между внутренними противоречиями, составляющими структуру явлениями. Они определяют сущность предмета, его бытие. Основные противоречия порождают целый аспект не основных противоречий.

    в каждой материальной системе существуют главные и не главные противоречия. Главным противоречием явл то, которое определяет сущность конкретного этапа развития явлений. Главное противоречие как правило порождают целые ряд не главных противоречий.

    в обществе существуют антагонистические и не антагонистические противоречия. Антагонистическими называются отношения между социальными силами в обществе, коренные интересы которых не совпадают. Не антагонистические- это такие отношения между соц силами в обществе, чьи коренные интересы совпадают. Между антагонистами и не антагонистами нет абсолютного развития. При неправильной субъективиской политикой правительства не антагонисты(антагонисты) могут обрести черты враждебности. Знание этого закона имеет большой методологический смысл:

    ориентирование на изучение внутренних противоречий в явлении, что бы вскрыть источник само разбиений.

    он учит отличать главные и не главные противоречия в системе, особенно в обществе.

    он предостерегает политиков от субъективизма в их деятельности и не позволяет им допустить перерастания неантагонистических противоречий в антагонистические, принимать систему мер, нейтрализующую враждебные силы в обществе.

Закон отрицания показывает направление развития и отвечает на вопрос: «куда оно идет?». Этот закон раскрывается с помощью категорий. Любое явление в процессе своего развития достигает стадии собственного отрицания, т.е. становится качественно иным. Без отрицания старого не возможно рождение нового, следовательно. Отрицание -это закономерный момент в развитии. Диалектическое отрицание (признаки):

    оно объективно, а выступает как необходимая стадия развития самого предмета.

    диалектическое отрицание- это само отрицание, которое порождено развитием самого предмета. Это значит, что само явление содержит свое собственное отрицание.

    диалектическое отрицание всегда конкретно:

А. Это означает конкретность способа отрицания каждого явления.

Б. Конкретные отрицания обозначают единство разрушения и сохранения качества всех положительных, жизнеспособных моментов, составляющих основу дальйшего развития.

Не полное отрицание не абсолютно. Отрицание- как момент связи, как момент развития с удерживанием «плюса » качества. Адиалектическое отрицание предполагает полноое уничтожение явления, прекращения его дальнейшего развития. Согласно этому закону отрицание явлений идет циклами. Каждые цикл состоит из 3 стадий:

    исходное состояние явления- посев зерна в землю.

    его превращение в свою противоположность, т.е. его отрицание- отрицание зерна растением.

    превращение этой противоположности в свою противоположность, т.е. отрицание- отрицание растения плодом.

    смысл диалектического отрицания состоит в том, что бы создать условия для дальнейшего развития явлений.

    диалектическое отрицание характеризуется двумя возможностями: оно есть условие, момент развития и оно есть момент связи старого качества с новым.

« Мир, каждый его момент есть плод будущего. Настоящие вбирает в себя положительные моменты прошлого, а будущее носиться под настоящим, что бы взять из него нити на свою ткань». (Герцен). Развитие есть там, где новое прекращает существование старого, убирая из него. Диалектическое понимание преемственности не означает простого заимствования положительных элементов старого качества. Преемственность в развитии предполагает переработку прежнего качества, изменяя его к новому качеству. Преемственность существует в неживой природе, т.к. химическая форма включает в себя механическую и физическую. Процессы преемственности есть и в органическом мире. Например, в человеке существуют элементы наследственности и изменчивости. Наследство проявляется и в жизни общества: новая ступень исторического развития всегда наследует от прошлого все лучшее (наука, культура). Преемственность существует и в науке, каждое новое открытие основано на достижениях науки прошлого. Процесс развития с точки зрения данного закона идет по спирали. Спиралевидное развитие характеризуется:

    в спирали причудливо сочетаются поступательное и круговое движение, т.к. здесь происходит как бы повтор старого, но на более высокой ступени.

    спираль интерпретирует непрерывное развитие и в тоже время качественное обновление предмета, в ней есть единство, разумные традиции.

    спираль выражает прогрессивный характер развития, так как каждый последний виток не есть простое повторение старого, а качественное обновление предмета через развитие его положительных сторон в новом условии.

    в спирали выражено неодолимость нового в противоборстве со старым, так как возникающее в процессе отрицания системы, обладает более

    по мере перехода от низжих форм материи к высшим, ускоряется темпы развития системы.

Знание этого закона имеет большое значение в жизни человека и общества:

    он показывает, что ничего вечного в жизни нет и потому поощряет критическое отношение к ним

    он учит, что любые новые формы в жизни могут быть устойчивы, когда они сохраняют лучшие традиции прошлого.

    он продостерегает от адиалектических отрицаний

    он показывает, что магистральная линия развития- прогресс.