Русский офицер Жилин служил на Кавказе. Как-то раз он получил письмо от своей старой матери, в котором она просила сына приехать домой повидаться с ней, быть может в последний раз. Да и невесту она ему подыскала. Жилин подумал, что и правда уж мать плоха стала. И решил взять отпуск. Тем более, что и жениться уже давно пора.

Взяв отпуск, отправился Жилин домой. В те годы на Кавказе шла война. Одному из крепости нельзя было выезжать. Татары могли в плен взять или убить. Поэтому два раза в неделю из крепости в крепость шел обоз под охраной. С одним из таких обозов и поехал герой. Но обоз шел медленно: то солдаты останавливались отдохнуть, то колесо слетит. Весь обоз останавливается тогда и ждет. Жилину надоело. До крепости всего двадцать пять верст, а за полдня пути и половину не прошли.

Решил он поехать один. Конь у него хороший был. Он сам его вырастил, купив еще жеребенком за сто рублей. Тут к нему еще один офицер подъехал. Звали его Костылин. У того ружье заряженное было. Вот и поехали они вдвоем вперед остальных без охраны. Жилин предупредил Костылина, чтобы они держались вместе, не разъезжались. Пока по степи ехали, видимость была хорошая. Но дорога пошла между двух гор. Здесь можно было на татар нарваться. Жилин и предложил въехать на гору осмотреться. Костылин стал возражать. Но Жилин все же поехал, наказав Костылину внизу под горой стоять.

Только поднялся на гору, смотрит, а там человек тридцать татар стоят. Жилин быстро коня развернул и поскакал вниз. Костылину кричит, чтобы тот ружье вынимал. Но офицер увидел, что татары за Жилиным гонятся, развернул своего коня и стал убегать от них. Тогда одна надежда у героя осталась – на коня своего доброго. Но у татар кони еще лучше. Понял Жилин, что не уйти ему. Решил тогда подороже жизнь продать – шашкой хоть одного зарубить. И поскакал навстречу татарину с красной бородой.

Но татары выстрелили и ранили коня под Жилиным. Упал он и придавил герою ногу. Не может Жилин выбраться. А тут еще и татары на него навалились. Стали прикладами его бить. Связали, на коня сзади татарина с красной бородой его посадили и повезли к себе в аул. Хотел Жилин дорогу рассмотреть, куда его везут, но кровь глаза залила. А вытереть ее не может: руки связаны.

Приехали в аул. Сняли офицера с коня. Дети татарские прибежали, стали в него камнями кидать. Взрослые их отогнали, Жилину на ногу колодку надели, чтобы убежать не смог. В сарай его отвели и заперли в нем. Всю ночь герой не мог уснуть. Как только рассвело, подобрался он к стене, расковырял щелку и стал смотреть, что вокруг делается. А самому пить очень хочется. Слышит – загремел замок. Значит, отпирают его. Пришли двое татар. Вчерашний, с красной бородой, и другой, черноватый. Они о чем-то стали говорить. Но Жилин ничего не понял.

Стал он жестами показывать, что хочет пить. Поняли его. Черный татарин крикнул что-то. В сарай пришла девочка лет тринадцати. Это была Дина, дочь черного татарина. Ему красный за долги отдал Жилина. Дина принесла воды, села на корточки напротив Жилина и стала наблюдать, как он пьет. Потом хлеб пресный принесла и снова за Жилиным наблюдала.

Вскоре повели героя в саклю к татарам. Там гости приехали. Один знал русский язык. Он сказал, что черного татарина зовут Абдул-Мурат, что он за героя заплатил деньги и теперь хочет, чтобы Жилин написал письмо домой с просьбой выкупить его. Запросили с Жилина три тысячи рублей. Но он наотрез отказался писать письмо, потому что много денег запросили. Его стали пугать, что если письмо не напишет, то его убьют. Но Жилин был смелый человек. Он рассердился и сказал, что не даст больше пятисот рублей. А если убьют его, то ничего не получат.

Абдул-Мурат был восхищен храбростью русского пленника. Но тут привели еще одного русского. Жилин узнал в нем Костылина, которого тоже поймали татары. С Костылина за освобождение потребовали пять тысяч. Написали они письма. Но Жилин адрес неправильно указал. Он знал, что матери никак не собрать таких денег. Да и он твердо решил бежать из плена во что бы то ни стало. И еще Жилин условие татарам поставил, прежде чем письмо домой писать. Он потребовал, чтобы их с Костылиным вместе держали, колодки с них сняли и кормили хорошо. Их хозяин согласился, но сказал, что колодки им только на ночь будут снимать.

Прошел месяц плена. Кормили их плохо. За это время Костылин еще одно письмо домой написал, денег просил. Он все время сидел в сарае: то дни считает, когда письмо придет, то спит. А Жилин не надеялся на выкуп. Стал он присматриваться к жизни в ауле, по аулу ходит «выпытывает, как ему бежать». Или сидит что-нибудь рукодельничает, кукол из глины делает.

Одну такую куклу в татарской одежде он на крышу сарая поставил. Увидела ее Дина, позвала других татарок. Смотрят они на куклу, смеются, а взять не решаются. Тогда Жилин поставил куклу, сам зашел в сарай и стал наблюдать за девочками. Дина подбежала, схватила игрушку и убежала с ней. А утром Жилин увидел, что кукла у девочки уже в лоскутки разные одета и качает она ее, как ребенка. Но старая татарка забрала игрушку и разбила ее.

Тогда Жилин сделал еще одну, еще лучше прежней, и отдал Дине. В благодарность девочка принесла ему вместо простой воды молока. Потом стала иногда сырные лепешки приносить. А однажды принесла ему кусок баранины в рукаве. Так прошел еще месяц. Жилина татары уважали, приносили ему то часы, то ружейный затвор починить. За лекаря его держали. А он в это время все прислушивался и присматривался, даже на гору взобрался, окрестности осмотрел, да лаз в сарае вырыл. Он ждал удобного случая, чтобы бежать.

Как-то раз татары приехали в аул злые. Один из них вез впереди себя тело убитого в стычке с русскими татарина. В ауле крик поднялся. Мужчины спорили, что с русскими пленными делать. Некоторые предлагали убить их. Но Абдул-Мурат не согласился. Он все ждал выкуп. Жилин решил, что пришло время бежать. После того, как татары справили поминки по убитому и разъехались, Жилин и Костылин убежали.

Костылин был толстый, грузный. Жилин лаз специально побольше сделал. Но тот все же задел камень, зашумел. Собаки в ауле всполошились. Но Жилин заранее хозяйского пса приручил. Успокоился он, а пленники отправились к своим. Идти было тяжело. Сапоги, которые им дали, были уже изношены. Ноги в кровь стирали. Жилин, недолго думая, снял их, босиком пошел. А Костылин все отстает да отстает. Посоветовал Жилин и ему сапоги снять. Да только это не помогло. Костылин в кровь ноги на камнях изрезал.

Стал он еще больше отставать. Просит Жилина отдохнуть. Потом вообще предложил одному спасаться, а его бросить. Но не таким был Жилин, чтобы товарища бросать. Понес он Костылина на себе. Тяжело, но идет. Татарин им встретился. Они за камнями спрятались. Когда подниматься стали, Костылин не выдержал боли, закричал. Услыхал их татарин, позвал подмогу. Поймали беглецов, избили плетьми да в яму посадили. Теперь кормить стали еще хуже. Колодки вообще не снимали и из ямы не выпускали. Костылин совсем разболелся. Целыми днями лежал, стонал или спал.

А Жилин все думал, как бы ему из ямы выбраться да к своим бежать. Попробовал он и тут подкоп делать. Но землю девать было некуда. Увидел это Абдул-Мурат и пригрозил убить пленников. Сидел как-то Жилин в раздумье, как вдруг на колени ему лепешка упала и черешни посыпались. Поднял он голову и увидел Дину. Она засмеялась и тотчас убежала. Наделал Жилин снова игрушек из глины. Но Дина не пришла. А вот голоса татарских мужчин услышал пленник. Он к тому времени уже немного понимал по-татарски. Мужчины требовали убить русских пленных, потому что неподалеку от аула расположился отряд казаков. Если в ауле найдут пленников, могут пострадать жители.

Вскоре после этого появилась и Дина. Она рассказала Жилину, что их хотят убить. Он стал просить девочку помочь ему сбежать. Но Дина не согласилась и ушла домой. Вечером герой был занят невеселыми мыслями, когда на голову посыпалась земля. Он увидел, как в яму спускается шест. Это Дина пришла, чтобы помочь своему другу. Костылин бежать отказался. Он распух весь. И Жилин решил, что с ним не уйти. Он выбрался из ямы. Попытался сбить колодку. Дина ему помогала. Но ничего у них не получилось. Тогда Жилин пошел прямо в колодке: времени у него было немного.

Он шел всю ночь. Уже близился рассвет. Ему удалось спрятаться от татар. Силы Жилина были на исходе. Но вот кончился лес. И видит Жилин, что под горой дым стелется. Там казаки сидели. Но и татары его увидели. Трое на горе стояли. А он на открытом месте, как на ладони виден. Поскакали к нему татары. А пленник из последних сил к казакам побежал. Сам кричит им, чтобы помогли. Услыхали его казаки. Человек пятнадцать на коней вскочили, навстречу ему поскакали. Увидели это татары, повернули назад. А Жилина обступили солдаты. Он им рассказал, что с ним приключилось, узнали его товарищи. В крепость доставили. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Он еле живой к тому времени был.


Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съез-дить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Косты-лина схва-тили татары. Случи-лось это по вине Косты-лина. Он должен был прикры-вать Жилина, но увидел татар, испу-гался и побежал от них. Костылин оказался преда-телем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому тата-рину. Плен-ников зако-вали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заста-вили офицеров напи-сать родным письма с требо-ва-нием выкупа. Костылин послу-шался, а Жилин специ-ально написал другой адрес, потому что знал: выку-пить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Косты-линым в сарае целый месяц. К Жилину привя-за-лась хозяй-ская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал разду-мы-вать, как им с Косты-линым бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отста-вать и ныть — ему сапо-гами ноги натёрло. Из-за Косты-лина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозя-евам залож-ников, те взяли собак и быстро догнали плен-ников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. Вместо сарая залож-ников поса-дили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отча-ялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испу-гался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попы-тался снять колодку, но у него ничего не полу-чи-лось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и запла-кала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привя-за-лась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закон-чи-лись, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские. Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пере-се-кать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, деся-тинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и броси-лись к нему. Так сердце у него и оборва-лось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!». Услы-хали Жилина казаки и броси-лись напе-ререз татарам. Испу-га-лись татары, не доехав до Жилина стали оста-нав-ли-ваться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приклю-че-ниях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Косты-лина только через месяц выку-пили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Рассказы Толстого не менее богаты по содержанию, чем его романы, поэтому их также важно правильно конспектировать, чтобы не упустить ни одной важной детали из сюжета и запомнить все основные события. Так что краткий пересказ «Кавказского пленника» от «Литерагуру» — незаменимое подспорье в обучении, как и .

На Кавказе служил один барин по фамилии Жилин. В один из дней ему приходит письмо от матери, в котором она просит сына на время вернуться домой, она чувствует себя плохо и хочет напоследок повидаться с сыном. Также она сообщает, что приглядела для него невесту.

На Кавказе в то время шла война, и дороги были небезопасны. Жилин вместе с сопровождением солдат отправляется в путь. В дороге часто случались поломки, и Жилин решает ехать дальше одному, надеясь на своего верного коня. Вместе с ним поехал другой офицер - Костылин.

Как только двое отъехали от сопровождения, их тут же настигли татары. Костылин в испуге пустился наутек, Жилин не хотел даваться живым, потому что знал, как татары обращаются с пленными русскими. Его коня подстрелили, самого мужчину привезли в аул, надели колодку и бросили в сарай.

II глава

Жилин не спал всю ночь, на утро пришли татары, они не понимали по-русски, и мужчина жестами просил принести воды. Вошла маленькая худая девочка с кувшином, она испуганно смотрела на пленника, пока тот пил.

Жилина привели в дом, там переводчик объяснил офицеру, что его не отпустят, пока за него не отдадут выкуп. Татары требовали три тысячи, но герой, вспомнив о своей бедной матери, сказал, что готов отдать только пятьсот.

В дом привели второго пленного, им оказался Костылин, он не смог скрыться от татар. Жилину сказали, что тот уже отправил письмо с просьбой о выкупе. Жилин написал записку, но таким образом, чтобы та не дошла до получателя. Он был твердо намерен сбежать.

III глава

Костылин ждал, когда же за него пришлют выкуп. Жилин не терял времени даром: днём он осматривал окрестности аула, вечерами занимался рукоделием.

Многие татары хорошо отзывались о пленном русском: Жилин починил часы одному из жителей деревни, вылечил больного, девочкам сделал красивых кукол. Худенькая девочка, что в первый день приносила кувшин с водой, стала носить ему молоко. Звали её Дина.

IV глава

Целый месяц так прожил Жилин. Дина носила ему лепешки и молоко, некоторые из татар стали опасливо поглядывать на пленного, появились слухи, что солдат хотят убить, так и не дождавшись выкупа.

Жилин сделал небольшой подкоп в сарае, днём он уговорил мальчика, который должен был за ним приглядывать, подняться на гору. Он осмотрел окрестности аула и примерно представил, в какую из сторон двинуться.

V глава

Костылин испугался побега, но всё же согласился. Дворовая собака залаяла, когда пленные вылезли из-под сарая, но Жилин уже давно прикармливал пса, и тот быстро умолк.

Долго скитались пленники по ночному лесу, Костылин совсем обессилил, он содрал ноги в кровь и уже не мог двигаться. Жилин не готов был бросать товарища и понёс его на спине.

Услышали солдаты топот копыт, и в одно мгновение настигли их татары, повязали и отвезли обратно в аул. Там пленных били плётками, один из татар сказал Жилину, что если выкуп не придёт через неделю, то его с товарищем убьют. Пленных посадили в глубокую яму и кормили как собак.

VI глава

Последней надеждой Жилина была добрая девочка Дина. Он смастерил ей новых красивых кукол, но девочка боялась их брать, она жестами показывала мужчине, что его хотят убить. Тогда он попросил принести ему длинную палку, героиня помотала головой и убежала.

Жилин думал, что девочка струсила, но в одну из ночей в яму спустился длинный шест. Костылин наказал Жилину выбираться одному, ему было не справиться. Офицер с трудом с тяжелой колодкой на ноге поднялся вверх по шесту. Дина дала Жилину еды и долго плакала. «Кто тебе без меня кукол будет делать?» - сказал ей пленник, погладил девочку по голове и скрылся в лесу.

Жилин выбрался из леса и увидел вдалеке казаков, русских солдат. Герой обернулся, а за ним во весь опор уже мчались татары. Из последних сил мужчина бросился к своим с криком: «Братцы! Братцы!». Татары побоялись нарваться на русский кордон и остановились. Казаки тут же сняли с Жилина колодку, накормили и напоили. После этого он решил остаться на Кавказе: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Через месяц еле живой вернулся и Костылин, за него всё же прислали выкуп.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Свою поэму Александр Сергеевич Пушкин посвятил генералу Н. Н. Раевскому, герою Отечественной войны 1812 года, которому был обязан своим путешествием по Кавказу. Обращаясь к Раевскому, поэт писал, что эта поэма - «свободной музы приношенье», что Кавказ стал для Пушкина новым Парнасом.

Часть I

Однажды в горном ауле сидели черкесы и говорили о своем прошлом: о бранных днях, сражениях, вспоминали «пепел разоренных сел и ласки пленниц». Но вот появляется всадник, который тащит на аркане русского пленника. Тот сначала кажется мертвым, но в полдень приходит в себя и видит кандалы на своих ногах.

Понимая, что теперь он раб, смотрит пленник на бескрайние равнины, через которые путь лежит в Россию, откуда он родом, где он познал и первую любовь, и первое предательство, где провел бурную жизнь и оставил «лучших дней воспоминанье».

Когда-то герой отправился на Кавказ, чтобы обрести желанную свободу, а обрел вечный плен, и теперь желает лишь смерти. Но под покровом ночи к нему приходит молодая черкешенка: она кажется ему лживым сном. Однако, преклонив колена, с улыбкой жалости она подносит к его губам прохладный кумыс. И пусть он ничего не понимает из ее слов, но ее появление он принимает за чудо и, собрав остаток сил, выпивает живительную влагу, после чего, обессиленный, вновь падает на землю. Девушка долго сидит рядом и плачет, так как не может передать ему своих чувств.

Каждую ночь отныне черкешенка стала приходить к пленнику, пасшему в горах стадо. Она приносит ему вино и еду, разделяет с ним трапезу, учит его своему языку. Он стал для нее первой любовью, но пленник боится растревожить свои давно забытые чувства.

Постепенно он начинает понимать нравы и обычаи горцев, его привлекают гостеприимство, кажущаяся простота их взаимоотношений. Он любуется молодыми джигитами, их воинственностью. Глядя на их подчас кровавые забавы, герой вспоминает свою казацкую удаль - свидетельство его прежних битв.

Видит пленник и мирную жизнь горцев: как они ужинают семьей, как ласково и приветливо встречают заблудившегося путника. Но все его воспоминания и раздумья не находили отражения на лице пленника, он лишь думал о своем скором конце, хотя черкесы и гордились своей добычей, но «щадили век его младой».

Часть II

А молодая черкешенка грезит даже ночью о любви молодого пленника. Она знает, что отец и «брат суровый» уже давно готовы продать ее в другой аул и выдать замуж за нелюбимого. Но она полюбила «невольника милого», оказавшегося в их ауле, и теперь готова ради него даже на смерть: найдет яд или кинжал.

Герой с «безмолвным сожалением» смотрит на влюбленную девушку, но ее слова ничего, кроме тяжких воспоминаний, не вызывают: тоска любви лежит в сердце, как свинец. Тогда юноша умоляет забыть его, не тратить на него «бесценных дней», а лучше найти другого, более достойного юношу и полюбить его. Он уверяет, что его любовь заменит печальный вид ее возлюбленного. Сам же себя герой называет жертвой страстей и сожалеет лишь о том, что не встретил милую черкешенку раньше, когда еще верил упоительным мечтам. Но сейчас поздно: в его душе, холодной и бесчувственной, живет образ другой девушки, но он для него недостижим.

Пленник признается, что этот образ с ним всегда, как тайный призрак, он повсюду бродит с ним, поэтому он просит девушку оставить его лучше в железных оковах, чем мучить его своей любовью, которую он не может разделить с ней. Девушка плача укоряет его в том, что он мог бы и пожалеть ее, воспользоваться ее неопытностью, а она бы утешала его, услаждала заботой и стерегла его сон. Герой признается, что он тоже любил безответно, а теперь его ждет единственная участь: умереть вдали от «берегов желанных» будучи забытым всеми.

На заре они расстаются, потупив взоры. С тех пор пленник бродит по аулу в одиночестве, мечтая о свободе и высматривая какого-нибудь казака, который бы пришел освободить несчастного раба. Однажды он слышит шум и понимает, что черкесы готовятся к набегу. В ауле остались женщины, дети и старики. Пленник сидит на берегу реки и мечтает о побеге, но цепь тяжела и река глубока.

Когда стемнело, к нему приходит дева гор с кинжалом и пилой. Она распиливает цепь, дает ему кинжал и уверяет, что черкесы его под покровом ночи не увидят. Юноша зовет ее с собой, но она призывает его найти свою оставленную на родине любовь, а о ее мучениях забыть. Герой целует на прощанье свою спасительницу, рука об руку сходят они к реке, и уже через минуту он плывет на другой берег. Вдруг он слышит всплеск и слабый вскрик. Выбравшись на берег, он не находит на другом берегу девушки и понимает, что она бросилась в воду от отчаянья.

Прощальным взглядом он окидывает знакомый аул, противоположный берег реки и идет туда, где сверкают в утренних лучах русские штыки и слышны крики сторожевых казаков.

  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

Пребывая в середине XIX века на Кавказе, Лев Николаевич Толстой стал участников опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». Сопровождая обоз в крепость Грозную, они с товарищем попали в западню к чеченцам. Жизнь великого писателя спасло то, что горцы не хотели убивать его спутника, поэтому не стали стрелять. Толстому и его напарнику удалось доскакать до крепости, где их прикрыли казаки.

Ключевой идеей произведения является противопоставление оптимистичного и крепкого духом человека другому - вялому, безынициативному, ворчливому и жалостливому. Первый персонаж сохраняет мужество, честь, смелость и добивается освобождения из плена. Основной посыл: не стоит ни в коем случае сдаваться и опускать руки, безвыходные ситуации есть только для тех, кто не хочет действовать.

Анализ произведения

Сюжетная линия

События рассказа разворачиваются параллельно с Кавказской войной и повествуют об офицере Жилине, который в начале произведения по письменной просьбе матери выезжает с обозом, чтобы её навестить. В пути он встречается с другим офицером - Костылиным - и продолжает путь с ним. Встретив горцев, попутчик Жилина убегает, а главного героя пленят и продают богачу Абдул-Марату из горного села. Офицера-беглеца ловят позднее и пленников держат вместе в сарае.

Горцы стремятся получить выкуп за русских офицеров и заставляют их написать домой письма, однако Жилин пишет ложный адрес, чтобы мать, у которой не возможности собрать столько денег, ни о чем не узнала. Днем пленным позволяют гулять по аулу в колодках и главный герой делает для местных детей куклы, благодаря чему завоевывает расположение 13-летней Дины, дочери Абдул-Марата. Параллельно он планирует побег и готовит подкоп из сарая.

Узнав, что жители села тревожатся по поводу гибели одного из горцев в бою, офицеры решаются бежать. Они выходят через подкоп и идут в сторону русских позиций, однако горцы быстро обнаруживают и возвращают беглецов, бросив в яму. Теперь пленники вынуждены сидеть в колодках круглые сутки, однако Дина время от времени приносит Жилину баранину и лепешки. Костылин окончательно падает духом, начинает болеть.

В одну из ночей главный герой с помощью принесенной Диной длинной палки выбирается из ямы и прямо в колодках убегает через лес к русским. Костылин остается в плену до конца тех пор, пока горцы не получают за него выкуп.

Главные герои

Толстой обрисовал главного героя честным и авторитетным человеком, который с уважением и ответственностью относится к своим подчиненным, родным и даже тем, кто его пленил. Несмотря на строптивость и инициативность, он острожен, расчетлив и хладнокровен, обладает пытливым умом (ориентируется по звездам, учит язык горцев). Он обладает чувством собственного достоинства и требует у «татар» уважительного отношения к пленникам. Будучи мастером на все руки, он чинит ружья, часы и даже мастерит кукол.

Несмотря на подлость Костылина, из-за которого Иван попал в плен, он не держит зла и не винит соседа по заточению, планирует бежать вместе и не бросает того после первой почти удавшейся попытки. Жилин - герой, благородный по отношению к врагам и союзникам, который сохраняет человеческое лицо и честь даже в самых трудных и непреодолимых обстоятельствах.

Костылин - состоятельный, грузный и неуклюжий офицер, которого Толстой изображает слабым как в физическом, так и в моральном плане. Из-за его трусости и подлости герои попадают в плен и проваливают первую попытку бежать. Он смирно и беспрекословно принимает участь пленника, соглашается на любые условия содержания и даже не верит словам Жилина о том, что можно совершить побег. Целыми днями он жалуется на свое положение, сидит, бездействуя, и все сильнее «раскисает» от собственной жалости. В итоге Костылина настигает болезнь, и на момент второй попытки Жилина бежать он отказывается, говоря, что у него нет сил даже повернуться. Еле живым его привозят из плена спустя месяц после того, как приходит выкуп от родных.

Костылин в рассказе Льва Николаевича Толстого - отражение трусости, подлости и слабости воли. Это человек, не способный под гнетом обстоятельств проявить уважение к себе и, тем более, к окружающим. Он боится только за самого себя, не помышляя о риске и храбрых действия, из-за чего становится обузой для действующего и энергичного Жилина, продлевая совместное заточение.

Общий анализ

Один из самых известных рассказов Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. Автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:

  1. Жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а Костылин - толстый, неуклюжий, грузный.
  2. Костылин богат, а Жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
  3. О строптивости Жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам Абдул-Марат. Первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег - это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
  4. Костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а Жилин рукодельничает, занимается починкой.
  5. Костылин бросает Жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.

Толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.

Важная мысль заложена и в названии произведения. Костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. Однако над Жилиным Толстой будто иронизирует - он проявил волю и вырвался из заточения, однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом. Кавказ пленит не только русских офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. В определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная Дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.