Смирение - как научиться принимать

Смирение - это в первую очередь жить с миром в Душе! В ладу с собой, в гармонии с окружающим миром и Богом. Смирение – это внутреннее принятие ситуаций, которые происходят с нами. Любых ситуаций, каких бы сфер жизни это не касалось.

Например Аюрведа – ведическая медицина, считает, что заболевший человек не имеет шансов исцелиться, если он не принял свою болезнь. Вылечить можно практически любую болезнь, но только тогда, когда человек её внутренне принял, смирился, понял для чего пришла в его жизнь болезнь, проработал те задачи, которые перед ним ставит болезнь. Так же и все жизненные сложные ситуации – пока не примешь, не изменишь.

Как понять – принимаю я ситуацию или нет. Если принимаю – внутри меня спокойствие, меня ничего не цепляет, не напрягает по ситуации. Я о ней думаю и говорю спокойно. Внутри полный штиль и расслабление. Если не принимаю – то внутри напряжение, внутренний диалог, претензии, обиды, раздражение и т.д. Боль. Чем больше боли – тем больше неприятия. Как только принимаем – боль уходит.

Многие под словом принятие или смирение понимают слабость, униженность. Мол смирился, значит сижу сложа руки и будь, что будет, пусть все об меня вытирают ноги. На самом деле истинное смирение дарит человеку достоинство. Смирение и принятие они внутри - это внутренние качества, а на внешнем уровне я предпринимаю какие то действия.

Рассмотрим несколько примеров:

1. Часто с трудностями мы сталкиваемся в личных отношениях. В нашей голове другая картинка отношений с любимым, чем та, которую мы получаем в реальности. В нашей голове и образ, и поведение любимого человека другое, чем то, которое мы получаем по факту. Именно несоответствие желаемого и действительного доставляет нам страдания и боль. Часто корень наших бед мы видим не в себе, а в другом. Вот он изменится и я перестану страдать. Запомните, причина бед не в другом человеке или его поведении, причина в нас и в нашем отношении к близкому человеку.

В первую очередь мы должны принять реальность такой, какая она есть. Наша реальность создаётся нашими подсознательными программами и Богом. Мы на самом деле получаем не то, чего хотим, а то, что заслуживаем. Так работает закон кармы – что посеешь, то и пожнёшь. Нынешняя реальность посеяна нами, какими то нашими действиями в прошлом - в этой или прошлой жизни. Протестовать и страдать, глупо и не конструктивно! Гораздо конструктивней внутренне принять реальность такой, какая она есть. Принять любимого человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, со всем его отношением к нам. Принять ответственность за всё что происходит в нашей жизни – за события,за людей, за их отношение к нам – на себя! Только я несу ответственность за то, что происходит в моей жизни.

Это мы сами всё себе «притянули». Это мои какие то действия и энергии заставляют второго так действовать по отношению ко мне, как мне может не совсем приятно. Через близких к нам приходит наша собственная карма. И дальше, засучив рукава нужно начать внутреннюю работу. Всё что с нами здесь происходит – это уроки. Наши близкие – это наши самые главные Учителя. Каждая трудная ситуация послана нам не для борьбы с ней, а для нашего обучения. Благодаря этой ситуации мы можем глубже понять жизнь, что то в себе изменить в лучшую сторону, развить безусловную любовь, подняться на новый уровень развития, получить некий необходимый нашей Душе жизненный опыт, отдать свой кармический долг.

Только приняв ситуацию, наконец можно начать думать о том – а чему собственно обучают. Для чего нам послана эта ситуация? Каким своим поведением и мыслями мы привлекли эту ситуацию в жизнь?! Может мы не справляемся со своей ролью мужчины или женщины, развиваем в себе чуждые своей природе качества? Значит мы должны идти и получать знания, как правильно выполнять свою роль. Как в этом мире должен действовать мужчина и как должна действовать женщина, что бы это было в гармонии с законами Вселенной. Я всегда говорю о том, что для того, что бы быть мужчиной или женщиной не достаточно родиться в мужском или женском теле. Мужчиной или Женщиной надо стать – это большая жизненная задача. И с реализации этой задачи начинается наше предназначение в мире.

Но это не единственная причина проблем в отношениях, хотя она конечно самая глобальная и именно от неё рождаются все остальные проблемки в отношениях полов. Опять таки каждый случай конечно очень индивидуален. Может эта ситуация учит нас самоуважению и мы должны сказать нет отношениям. Или может нам надо научиться постоять за себя, не давать другому человеку себя оскорблять, унижать и не дай бог бить. Т.е. внутренне приняв ситуацию я уже себя защищаю не на эмоциях обиды и раздражения, а на эмоции любви к себе и к другому, на эмоции принятия. Т.е. внутренне у нас полное спокойствие – а внешне мы возможно говорим довольно жёсткие слова, принимаем какие то меры, не позволяем себя оскорблять, жёстко ставим второго человека на место. Т.е. мы действуем на внешнем уровне не вовлекаясь в эмоцию, не с позиции Эго и обиды - мы действуем с позиции Души.

преп.
  • (из жития прп. )
  • прот.
  • прот. В. Тулупов
  • А. М. Леонов
  • Энциклопедия изречений
  • Ю.В. Коренева
  • Смире́ние -
    1) христианская добродетель; то же, что ;
    2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради );
    3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).

    Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.

    Смирение это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к , людям и самому себе . Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

    • Смирение по отношению к Богу – это видение своих , надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» ().
    • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
    • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе , не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

    Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным.

    В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться ().

    Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских . «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный . Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

    Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя ()

    Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. , он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

    Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.

    Отметим, что слово «мир» является частью корня слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол () . Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей () . Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию.

    Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

    Под смирением часто имеют в виду – унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.

    Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?

    Подлинное смирение подразумевает должное отношение христианина к Богу и созданному Им миру, должное отношение к себе.

    В отличие от тщеславного гордеца, имеющего искаженное, чрезвычайно завышенное представление о своей личности, роли и месте в жизни, смиренный человек правильно и ответственно оценивает свою жизненную роль.

    Прежде всего он сознаёт себя , желающим и готовым безропотно исполнять Его . Более того, он не просто признаёт свою зависимость от Творца (что бывает свойственно и эгоистам, и гордецам), но питает к Нему высочайшее доверие как к Благому и Любящему Отцу; он бывает благодарен Ему даже тогда, когда пребывает в и .

    Без смирения невозможно выстраивать богоугодные отношения ни с Создателем, ни со своими ближними. не подразумевает искренней, бескорыстной любви к Богу и людям.

    Положим, человек гордый готов в чём-то слушаться Бога, например, когда Божьи замыслы соответствуют его личным расположениям и амбициям. В случае же, если Божественное повеление идёт вразрез с его персональными планами, он может его «не заметить» или даже открыто проигнорировать.

    Так, ветхозаветный военачальник Ииуй радостно и незамедлительно отреагировал на Божественное произволение о помазании его в царя над Израилем (). Недюжинную послушность Божественной он выказал и по части истребления дома Ахава ().

    В данном случае Ииуй служил орудием Божьего гнева и суда Правды над нечестивцами. Однако там, где от него требовалось проявить подлинное религиозное смирение, он уже не был столь ревностным и послушным.

    Во время земного служения Сына Божьего многие из представителей Израиля, главным образом фарисеи, проявляли по отношению к Богу формальную покорность: всенародно молились, постились, исполняли обряды и требовали их исполнения от соплеменников. Внешне они вполне могли бы сойти за смиренных людей, послушных Божественному Провидению.

    Однако, гнездившиеся в их сердцах гордость и эгоизм смежали их духовные очи, препятствовали распознать во Христе Всемогущего Бога, Того Самого, смиренного и кроткого Помазанника, о котором оповещали «почитавшиеся» ими Священные Книги, и подготовке к встрече с Которым посвящался «соблюдаемый» ими закон. Впоследствии гордость и зависть толкнули их на куда более страшное преступление: богоубийство.

    Имей они хотя бы такое смирение, какое имела женщина Хананеянка, правильно воспринявшая слова Искупителя о неуместности отбирать хлеб у детей и бросать его псам (), или такое, какое имел грешный мытарь, взывавший к Божественной милости (), им было бы легче принять Искупителя, примкнуть к Его ученикам, а затем, наложив на себя узы жертвенного служения, оставить всё и способствовать распространению .

    …Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ().

    Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ().

    Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ().

    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().

    Наше несчастье в том, что мы всегда хотим найти в себе вместо смирения.
    преп.

    Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.
    архимандрит

    Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
    св.

    Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
    преп.

    Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
    Н.А. Бердяев

    Вопрос психологу:

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как смириться с тем, что из жизни ушёл смысл, в жизни ничего не удалось ни создать, ни сделать, в каждой сфере жизни неудачи. Я долгое время училась и в итоге по выбранной профессии я работать не могу. 7 лет ушли напрасно. Работаю на такой работе, ниже которой не придумаешь. На заводе. Родители мной разочарованы и перестали верить, что у меня хоть что то ещё может получиться. Детей я не хочу, поскольку ничего не смогу им дать, не смогу воспитать. С мужчинами я общаться не умею. Уже несколько лет у меня не было отношений. Я встречалась с женатым мужчиной и закончилось все крахом. Он уже почти год, как бросил меня, завёл ребёнка с другой женщиной, завёл новую любовницу. А я не могу это пережить. Здоровье тоже стало ухудшаться. На нервной почве я стала терять зрение. Все плохо в моей жизни. И я не понимаю, как люди живут!? Чему можно радоваться? Чем занимать свою жизнь? У меня нет совершенно никаких интересов. Мой день проходит как у 90 летней старушки: я сплю и смотрю сериалы. Как смириться с тем, что я ничего не могу изменить? И хочу спокойно прервать свою жизнь и не мучить себя и окружающих. Как успокоиться и перестать вообще что то делать, чтобы не стало ещё хуже?

    На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.

    Здравствуйте, Анна! У Вас произошла череда стрессовых ситуаций, ожидания не оправдались, что и привело к такому упадническому состоянию. Но, скажите честно, Вы знаете хоть одного человека, у которого на протяжении жизни ни разу не было никаких неудач, неурядиц, а только лишь радостные события? Негативные ситуации - часть жизни любого человека. Но каждый реагирует на них по-разному.

    Вы пишете, что хотите смириться, спрашиваете, как это можно сделать. Но, может быть, неспроста внутри у Вас все протестует смирению? Вы пишете, что ничего не удалось создать и сделать. Анна, Вам 26 лет. Знаете ли Вы, что, например, автор "Гарри Поттера" Джоан Роулинг жила в нищете до 32 лет, пережила смерть матери и тяжелый развод, нечем было кормить ребенка до того, как она написала и опубликовала свою первую книгу. Ей было 32 года, когда жизнь стала налаживаться. Мне очень нравится высказывание известной американской художницы Анны Марии Робертсон "Жизнь такая, какой мы ее делаем". А она жила очень бедно, работала на тяжелых работах "в полях", была безграмотна, и лишь когда в 75 лет ей подарили краски она начала писать картины, они стали известны. Прожила она до 102 лет, занималась любимым делом и стала счастливой и очень обеспеченной женщиной.

    Таких историй успеха после череды неудач немало.

    И, к примеру, в китайском и японском языках слово "катастрофа" имеет двойное значение. Первое - неудача и второе - возможности.

    У Вас сейчас жизненный кризис, кажется. что это тупик. Но именно кризисное состояние - отличный толчок к новому, к развитию.

    У Вас есть крыша над головой, есть образование, Вы относительно здоровы, есть, в конце концов, доступ в интернет.)

    Анна, вспомните, пожалуйста, чем Вы любили заниматься в детстве? Кем хотели стать?

    Сейчас масса возможностей заниматься разной деятельностью удаленно, через интернет. Можно знакомиться, общаться с людьми из разных стран, с разными интересами. Подумайте, насколько приемлем для Вас такой вариант.

    У Вас были неудачные отношения, но и этот опыт полезен. Ведь если бы Вы с этим мужчиной не расстались тогда, что бы Вы имели на сегодняшний день? Роль любовницы при женатом мужчине. При мужчине, который не учитывает интересов женщин, думая лишь о себе. Принесло бы Вам это счастье? Это было бы тем, чего Вы хотели?

    Нет ни одной причины, кроме ваших собственных убеждений, для того, чтобы не начать со временем новые отношения, которые будут прочными, построенными на уважении и любви.

    Но для того, чтобы Вы были готовы к отношениям, важно пережить этот кризисный период, найти и принять себя. Смысл жизни - это каждый ее день, то, чем Вы его наполните, именно Вы выбираете, каким он будет.

    Рекомендую Вам уделять каждый день хотя бы по 15-30 мин. для улучшения своей жизни. Недавно в видео-выступлении одного военного услышала прекрасную фразу: "Если вы хотите изменить мир, сначала заправьте свою кровать". Действительно, перемены начинаются, зачастую, с мелочей, с изменения бытовых привычек, с того, чтобы в своем жилье все радовало. Поэтому каждый день улучшайте свою жизнь в мелочах. Возможно, это будет какая-то перестановка дома, возможно, Вы приобретете растение, которое будет радовать Вас каждый день или какое-то новое занятие. Заведите себе дневник и записывайте туда то, что вы сделали для улучшения своей жизни.

    Следующее - выражайте свои чувства и эмоции. Боль, обиду, отчаяние, злость... Все, что накопилось. Вы пишете, что стало ухудшаться зрение. Да, часто организм реагирует на стресс ухудшением функциональности разных органов. Поэтому не держите в себе негатив. Каждый из нас может быть творцом. Вы можете написать стихи, рассказ, сказку о том, что Вас беспокоит, о своих чувствах, можете рисовать, лепить все, что угодно, что Вам подсказывает ваша интуиция. Не стесняйтесь выражать в своем творчестве все, что накипело.

    Знакомьтесь и общайтесь. Каждое знакомство - это новые возможности. Общение с разными людьми дает возможность посмотреть на что-то привычное иначе, расширяет кругозор, можно найти моральную поддержку, новые идеи занятости, дружбу... Rating 4.25 (18 Votes)

    Порой мы сами себе кажемся смиренными, но на поверку это оказывается не так. Как обрести настоящее смирение и по каким признакам его определить? Размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

    (Перевод старшего преподавателя кафедры теории и истории языка филологического факультета ПСТГУ, кандидата филологических наук )


    Когда в человеке нет смирения, то даже его добрые дела никому не нужны. И это страшно! С тобой могут здороваться на приходе, потому что ты пожертвовал крупную сумму денег; люди говорят тебе: «Молодец!», – потому что ты удачно провел какое-нибудь мероприятие; тебя хвалят за то, что у тебя все хорошо – прекрасная семья, много детей и т.д. Но Бога интересуют мотивы наших добрых дел.

    Здесь важна и обратная сторона. Если у человека есть смирение, то в таком случае, даже при всех своих грехах и слабостях, он симпатичен Богу. Бог любит его и дает ему прощение. Таким образом, имея смирение, мы привлекаем к себе милосердие Божие.

    По этой причине один святой, на вопрос, кого бы ему хотелось увидеть больше – добродетельного эгоиста или смиренного грешника, – ответил: «Смиренного грешника».

    Некоторые люди курят, или имеют какие-то другие слабости – душевные или телесные; у них не получается бороться со своими страстями, но при этом они обладают смирением и оплакивают свои грехи, не гордясь собой.

    И я верю (да и Церковь говорит то же самое), что Господь любит таких людей. Он человеколюбив по отношению к ним. И не потому, что одобряет их грехи, а потому, что Его трогают их смирение и покаяние. Вспомним: фарисеи внешне были совершенны, но у них не было смирения, и они потеряли все.

    В этом весь секрет. Ни пост сам по себе не может помочь нам, ни деревянный одр, ни ночные бдения. Только смирение: «Я смирился, и Господь спас меня» (Пс. 114:5).

    Не хочется говорить об этом, но надо принять такой неоспоримый факт. Иногда и мы, церковные люди – строгие к самим себе, духовные, постящиеся – не смиряемся. То есть наше сердце не становится мягче. Думали ли вы когда-нибудь о том, что иногда мы совершаем все эти духовные подвиги из обычного эгоизма? И поэтому не становимся такими, какими хочет видеть нас Бог.

    Доказательство тому очень простое. Люди, которые находятся рядом с нами – дети, соседи, друзья, – не видят нашего смирения, не чувствуют его. Почему? Все очень просто. Наш дух не в состоянии смириться.

    Человек идет в храм, долго молится, затем исповедует свои грехи, а вернувшись из церкви, начинает осуждать, обсуждать и комментировать. И ведь как приятно искать и находить чужие ошибки! Но как же служба, как же храм, откуда мы вернулись? Значит, посещение церкви не прибавило нам смирения?

    А вместо этого мы смотрим на ошибки других. Например, я пощусь без растительного масла. И люди, которые в состоянии делать то же самое, должны так поступать, потому что этому учит Церковь.

    Но этого недостаточно. Нужно, чтобы и наша душа изливала елей милосердия на тех, кто не постится. А мы судим и осуждаем. Нам нравится узнавать о ссорах, скандалах, мы любим говорить об этом и сплетничать. Это что, смирение? Это эгоизм.

    Однажды я слушал интервью с Константиносом Ганотисом (греческий футболист – прим. перевод.), и в конце беседы кто-то спросил его:

    – Можете прокомментировать скандальную историю с таким-то человеком?

    А Ганотис задал этому слушателю встречный вопрос, который целиком изменил ход разговора:

    – Сколько времени вы молились об этом человеке?

    Слушатель не понял, и сказал:

    – Но я спрашиваю вас о скандале!

    Я понял ваш вопрос. Так вот, сколько слез вы смиренно пролили о том, кого хотите сейчас обсудить? Сколько поклонов положили? Сколько раз прочитали за него канон ко Пресвятой Богородице?

    И этот слушатель не знал, что ответить. А ведь именно так Церковь учит нас относиться к проступкам других людей – со смирением. Не быть эгоистами по отношению к ближним – какими бы они ни были. Ведь мы несем ответственность только за свои поступки. А если эгоистично судить других, то придет час, когда Бог отвернется от нас и мы впадем в точно такие же грехи.

    Если женщина с осуждением сплетничает о замужестве соседской девушки (и выбор неудачный, и свадьба не такая, и т.д., и т.п.), то наступит время, и в ее семье произойдет то же самое. Может быть, это случится через пять лет, может, – через десять, но она на собственном печальном опыте вспомнит о том, как осуждала других. Поэтому будем смиренно относиться к своим ближним, никого не осуждая.

    Бесы не могут подражать этой добродетели. Они не могут даже слышать этого слова – смирение. И мы, когда упорствуем в своей гордости, не желая смириться, черпаем «вдохновение» у злых духов.

    Может быть, вы обращали внимание на то, как изображаются ангелы рядом с Распятием? Они закрывают свои лики в благоговейном страхе. Святые отцы говорят, что до того момента, как Христос был распят, ангелы могли свободно выбирать между добром и злом.

    Конечно, они при этом не грешили, не делали никакого зла, но теоретически – могли согрешить. А когда они увидели Распятого Христа – в момент Его наивысшего смирения, – то, содрогаясь от ужаса, поражались, как может Тот, Кто есть Господь Славы, так унизиться, чтобы потерять все. Разве Бог может потерять все? А Он потерял – Свое учение, Своих учеников, Свою жизнь. Все рухнуло. Господь умер, и теперь само Имя Его будет предано забвению.

    Но когда ангелы увидели последовавшее за Распятием Воскресение, то они окончательно уверовали, что путь к настоящей славе лежит через смирение. А слова лукавого змея, сказанные когда-то людям в Раю, – о том, что обожение и слава человека подразумевают бунт и восстание против Бога, – откровенная ложь.

    Поэтому святые отцы и говорят, что с момента Распятия и Воскресения ангелы уже непреклонны, постоянны в своей святости. Ведь теперь они твердо знают, что только рядом со Христом можно обрести настоящее счастье и блаженство. И, оставаясь по-прежнему свободными в своем выборе, они никогда не сделают его в пользу зла – потому что всегда помнят о том, что открылось им в момент Распятия и Воскресения.

    Смирению хорошо учит то, что мы c вами делаем в настоящий момент: сидим все вместе и слушаем друг друга. Святой Иоанн Лествичник говорит, что когда конь скачет один, с громким ржанием, развевающейся гривой, то ему кажется, что он – самый лучший и быстрый скакун на свете. Но когда его запускают в табун и он оказывается среди других лошадей, то, сравнявшись с ними, он начинает понимать, что остальные кони ничуть не хуже его – они так же быстро скачут и так же красивы.

    Так и мы. Когда человек один, ему кажется, что он очень хороший. Сидя дома, мы считаем себя настоящими христианами. Но придя в церковь и молясь все вместе, мы смотрим друг на друга и видим, как кто-то смиренно погружается в молитву, кто-то стремится поговорить со священником, кто-то с благоговением и смирением приступает к Святой Чаше. И тогда мы понимаем, что есть христиане и получше нас.

    «Не будем оставлять собрания своего» (Евр. 10:25). Апостол Павел сказал так потому, что совместная молитва учит смирению. Мы смотрим на то, как молятся другие, и, смиряясь, исправляемся. А святой Исаак Сирин даже так говорил монахам-затворникам, подвизавшимся в пустыне: «Время от времени нужно выходить из своей кельи и общаться с другими подвижниками, потому что так можно увидеть, чего ты достиг».

    В одиночестве мы кажемся себе очень хорошими, духовными людьми. Но, сравнив себя с другими, мы видим, удалось ли нам достичь чего-то на самом деле. И после этого можно вновь двигаться вперед.

    Многие женщины (а иногда и мужчины) часто говорят на исповеди: «Когда я дома одна, то все прекрасно: я не сержусь, не раздражаюсь, мне хочется молиться. Но когда приходят дети, или муж возвращается с работы, cо мной начинает твориться что-то непонятное. Я становлюсь как одержимая». Нет, ты не в этот момент становишься одержимой. Ты была ею и раньше, просто в такие минуты все выходит наружу. И это должно помочь тебе понять свои немощи и страсти.

    Одно дело – молиться у себя дома, а другое – придти в храм и, увидев соседа, которого терпеть не можешь, не притворяться, будто не замечаешь его, а поздороваться с ним, сказать ему «Здравствуй!», сделать первый шаг. Так, через дружеское приветствие, мы начинаем смиряться и исправляться.

    Мне приходилось видеть, как ученые, образованные люди, которые сами могли поучать других гораздо лучше какого-то там проповедника, приходили на духовные беседы – потому что хотели смирить свой дух. Они были готовы превратиться в учеников и узнавать что-то новое от человека, который знал гораздо меньше их, потому что их целью был не диплом, а смирение.

    И мы все собрались здесь не для того, чтобы услышать что-то новое. Мы знаем практически все. Но сегодня утром Бог видел, как мы встали и сказали себе: «Господи, я пойду на эту беседу и постараюсь вынести оттуда что-нибудь для себя. Может быть, из пятидесяти мыслей я возьму только одну, но эта мысль укрепит меня». И такое намерение помогает гораздо больше, чем то, что мы слышим на этих беседах.

    Первый признак того, что человек становится смиренным, – это когда он перестает гордиться своими врожденными талантами и способностями. Следующий этап – когда он не гордится своими достижениями в духовной жизни. И наконец, последний – когда он не гордится вообще ничем, а только любит Бога. Любя Господа, мы прославляем Его, и тогда в сердце не остается места для похвалы самому себе, своим собственным талантам.

    Например, когда красивый человек не говорит и не думает о своей красоте, это признак смиренного отношения к собственной внешности. То же самое, когда человек обладает прекрасным голосом, или владеет ораторским искусством, или является хорошим писателем – т.е. имеет талант от Бога, и при этом говорит: «Раз эта моя способность – врожденная, значит, она не принадлежит мне, а является даром Божиим. Это Бог подарил мне такой талант, он – не мой. А раз этот дар - от Бога, то им нельзя гордиться».

    Ну, а когда человек гордится своей красотой, то хочется спросить его: «А в чем здесь твоя заслуга? Разве ты сам сделал свои глаза, свое лицо и тело красивыми? Нет, ты здесь ничего не делал. Тебя создал таким Бог».

    Итак, первый шаг на пути к смирению, – это перестать гордиться тем, что дал нам Господь.

    Смиренный человек не порицает, не осуждает других и не стремится занять первое место. Наоборот, он хочет быть в последнем ряду, старается встать позади всех в очереди к Чаше, и в храме стоит в самом конце, чтобы на него не смотрели. Ему не нравится быть на виду у всех.

    А есть матери, которые никогда не позволяют себе съесть самый вкусный кусочек. Они всегда оставляют его детям. И это тоже смирение. Человек смиряется таким образом. Если любишь, то смиряешься и радуешься, что ешь не ты, а твой ребенок. Вот что такое смирение материнства. И такому смирению нам следует научиться во всех сферах жизни

    В обществе почему-то то ли принято избегать разговоров о смерти, то ли считают эту тему нигде неуместной и неприятной. Тема смерти обходится стороной и некоторые даже крестятся всякий раз, когда разговор касается ритуалов или покойников. Почему так происходит? Почему в нас живёт такой страх перед лицом смерти? Для большинства людей смерть - это самое страшное, что может произойти на нашей планете. Нас даже с детства пугают смертью. В детстве нам боятся сказать правду о том, что наш любимый питомец не ушёл и не испарился, а умер.

    Всё же, бояться смерти - это неправильная позиция. Если разобраться, то смерть - это не нечто в чёрной робе и с косой. Смерть - это всего лишь процесс. Физиологический процесс. Другое дело, наступает ли этот процесс естественным путём или нет. Тогда просится вывод, что бояться стоит не самой смерти, а того, как она нас настигнет. Но ведь мы люди и мы не бессмертны, поэтому жить всю жизнь в страхе тоже неправильно, ведь рано или поздно смерть найдёт каждого и мы все равны перед ней!

    На самом деле нас пугает неизведанность. Что же будет дальше, после смерти... Буду ли я чувствовать боль? Попаду ли я в какое-то другое царство? А если рай и ад действительно существуют? А вдруг я попаду в ад? Все эти вопросы нас пугают.

    Однако, когда умирает кто-то близкий для нас, мы думаем совсем о другом. Нам больно. Мы не можем отпустить человека и его душу. Мы привязаны к нему и мы представить не можем того, что он только вчера был, а теперь нужно жить без него... Мы проходим разные стадии. Есть даже такая стадия, когда хочется "уйти" вслед за своим близким, который погиб. И в такие моменты очень важно, чтоб кто-то был рядом. Обычно нравоучения и разные заумные фразы из кино не помогают, когда у человека такое горе. Нужно просто дать этому человеку понять, что он не один. Дать понять, что его жизнь продолжается, но лучше не говорить саму эту фразу ему. Ведь в момент такой тоски он, вероятнее всего, даже не услышит в ней смысла.

    Когда умирает дорогой и любимый человек, мы впадаем в уныние. Мы не можем смириться с тем, что смерть забирает лучших и важных нам людей. Мы не можем смириться с самой смертью. Мы ненавидим смерть! Во всём виним её! Но кого - её? Ведь это не какой-то человек. Это нечто нематериальное. Зачем вообще винить кого-то? К тому же, винить то, что по сути своей является естественным.

    Странно, но мы знаем, всегда знаем и осознаём, что люди умирают. Мы можем даже равнодушно воспринимать новости о гибели каких-то посторонних людей, потому что это естественный процесс, к которому мы все привыкли, но когда умирает близкий человек, мы будто впервые узнаём о том, что жизнь не бесконечна. Словно время останавливается и приходит осознание собственной беспомощности и скоротечности времени. Мы начинаем понимать, что все "уходят" и когда-то придётся "уйти" самому.

    Как же смириться со смертью родного человека?

    Как смириться со смертью человека вообще? Разве можно смириться с этим? Это больше риторические вопросы, ведь нельзя просто выработать определённый алгоритм "смирения со смертью". Нельзя просто открыть инструкцию, прочесть её и смириться.

    Всем нам известна одна простая фраза: "время лечит". На самом деле оно, конечно, не лечит и оставляет шрамы в виде памяти. Оно не способно до конца исцелить боль утраты, но оно постепенно помогает найти то самое смирение! Мы каждый день живём и привыкаем делать это без близкого, который уже ушёл в мир иной. Мы смиряемся не с самой смертью. Мы находим в себе силы и привыкаем жить без этого человека.

    Как смириться со смертью мужа или жены.

    Рано или поздно наступит момент, когда захочется жить дальше полноценной жизнью. Нужно оплакать свою вторую половинку и идти дальше! Есть даже в религиях, да и просто в традициях, такое правило, что овдовевшему человеку нужно год держать траур и оплакивать супруга. А дальше, время... Со временем придёт осознание, такое отрезвляющее осознание действительности и того, что нужно жить, а не существовать в трауре и унынии.

    Как смириться со смертью мамы или отца.

    Это очень долгий процесс. Смирение приходит со временем, но осадок остаётся навсегда. С этим осадком просто нужно научиться жить. Смириться со смертью невозможно, но когда-то приходит смирение, относительно того, что твоя мама или твой отец умер.

    С этим можно научиться жить и даже иногда чувствовать себя полноценным, но мать и отец всегда будут самыми близкими в мире людьми, поэтому их всегда будет не хватать. Мысль о том, что у тебя нет мамы или папы всегда будет причинять боль. С этой болью, правда, можно жить полноценно. Просто воспринимая ее как данность.

    Как смириться со смертью близкого человека.

    Верующие люди спасаются от уныния и невыносимого горя в церкви. Они пребывают в неустанной молитве. Нет, это не поможет смириться со смертью, но однозначно облегчит душевную боль. Вера вообще помогает не впадать в уныние, ведь само уныние - грех. А религия даёт очень много надежд. Каждому христианину, например, известно, что душа живёт вечно и когда человек умер, не нужно долго горевать, ведь душа ушла в лучший мир и нужно лишь смириться, что человека нет рядом. Но он там, где ему хорошо! Верующий человек знает, что смерть наступает тогда, когда это угодно Богу и значит, что пришло его время!

    Облегчить душевную тягость поможет добро. То есть совершение добра по отношению к другим. Можно помогать нуждающимся и чувствовать благодать от того, что горе порождает что-то хорошее и новое, а не уводит в мир теней и депрессий. Нужно направлять всю свою энергию к лучшему. Пускай смерть порождает жизнь и добро!

    Можно облегчить себе страдания каким-то любимым делом. Или, например, сделать какое-то дело, которое хотел сделать при жизни ныне покойный близкий Вам человек. Возможно, Вы хотели сделать какое-то дело вместе, но не успели. Вам станет гораздо легче, если Вы найдёте в себе силы и доведёте это дело до конца или вообще начнёте! Вы можете быть уверены, что душа Вашего близкого будет радоваться! И от этого станет легче Вам!

    Мы слишком много думаем о смерти, хотя при этом с лёгкостью тратим своё время на какую-то ерунду, на какие-то бесполезные дела. Часто знаем, что могли бы сделать что-то хорошее, но над нами довлеет лень. Бывает, что мы и на близких не находим времени. Редко говорим им то, что чувствуем. Редко обнимаем, редко позволяем им себя любить. А главное, не всегда ценим то, что они для нас делают. Мы не всегда честны перед ними и чаще закрыты для них. А ценить начинаем только после того, как потеряем...

    Наверное, каждый человек когда-то испытывал или испытает чувство, когда его близкий "уходит". И это очень важный момент. Ведь тогда начинаешь смотреть на жизнь иначе. В этом мире всё настолько взаимосвязано и всё не просто так. Все горести даны нам для того, чтобы мы учились ценить жизнь и то, что у нас есть. Как бы больно не было от потерь, а именно они являются самыми главными уроками человечности. И даже детям стоит говорить правду сразу. Правду о том, что их дедушка или бабушка, кошечка или хомячок умер, а не, например, превратился в птичку и улетел. Тогда у ребёнка будет возможность оплакать близкого вместе с вами и так, как это нужно. Без лжи. Нужно с детства прививать понимание того, что жизнь не вечна, что она одна и её нужно ценить. И нет ничего плохого в том, чтоб ребёнок понимал, что такое потеря. Самое главное - как это преподнести. Ну а преподносить лучше сразу, потому что ребёнок итак чувствует, что что-то не так и пускай он лучше сразу будет понимать, что произошло, чем вокруг него будут строиться иллюзии ради сохранения мнимого безоблачного детского мирка.

    Не нужно пытаться смириться со смертью. Нужно лишь осознать то, что это не что-то плохое или хорошее. Она просто есть, как и жизнь! И у всего есть свой срок. А мы просто должны ценить друг друга, уважать и помогать! Ну и, конечно, не "прожигать" свою жизнь, а стараться принести как можно больше пользы, стараться больше радоваться самой жизни и тому, что нам дано.

    Как пережить утрату близкого.

    Смерть близкого человека – тяжелейшее жизненное испытание, на которое невозможно повлиять никаким образом. В этот момент человек теряет эмоциональную связь и испытывает бесконечное чувство вины перед умершим. Эти ощущения могут свести с ума. Как же пережить смерть близкого человека? Как не сломаться и научиться жить дальше?

    Поддержка – важнейший аспект при утере близкого.

    Ни в коем случае не стоит запрещать жалеть себя, ведь помощь близких людей на данный момент бесценна. Не отторгайтесь, позволяйте обнимать себя, целовать и прикасаться.

    Не стоит также оставаться одному, ведь в ночное время чувства и эмоции значительно обостряются, а ночные кошмары ещё никто не отменял.

    Не бойтесь эмоций.

    Вам очень плохо, состояние подавленности гнетёт и доводит до безумия? Не бойтесь выплескивать накопившиеся эмоции. Хотите разбивать тарелки – разбивайте, хотите рыдать – рыдайте, хотите кричать – кричите, что есть мочи. Дайте волю эмоциям, иначе накопившиеся чувства могут поглотить душу и оставить неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь.

    Не вините себя.

    Агрессия и негативные чувства к себе? Не стоит! В данном случае необходимо осознать, что смерть – это то, что предначертано каждому свыше. Не следует также срывать свою злость на родных и, тем более, детях. Им сейчас необходима поддержка не меньше вашего.

    Смириться, но не забыть.

    Не следует думать, что происходящее - это сон. Старайтесь принять смерть близкого наяву. И чем быстрее вы это сделаете, тем скорее смиритесь с утратой.

    Очень действенной терапией в данном случае является разговор с умершим. Кричите, как вам тяжело, говорите вслух о своих переживаниях, чувствах, эмоциях. Да, это довольно тяжело, но уже через некоторое время вы сможете понять, что это человека вы больше никогда не увидите. Смиритесь, но не забывайте – это основное правило!

    Сопереживание.

    Если ваша жизнь напоминает сплошные страдания, горе, жалость, чувство вины – попробуйте переключиться на состояние других людей.

    Неподдельный человеческий интерес к чужим проблемам отвлечёт ваше внимание от сопутствующего горя.
    Если у вас не получается перестроиться на чужие трудности, постарайтесь хотя бы общаться с теми, кто с удовольствием пожелает рассказать о своей тяжёлой жизни. Такое общение поможет вам посмотреть на сложившуюся ситуацию по-другому.

    Внутренне желание.

    Когда человек обладает внутренним желанием преодолеть горе и пронзающую боль, его бушующие эмоции в скором времени сменятся на более спокойное и уравновешенное восприятие произошедшего, а вместо отягощающего чувства придёт лёгкая грусть и задумчивость.

    В заключение…

    К сожалению, наш мир устроен так, что ни один живущий в нём человек, не думает о том, что потеряет своего близкого. Больно и скорбно осознавать, что уже никогда не сможешь лежать с этим человеком, обнимать его, обсуждать прошедший день, просить купить хлеб в магазине. С этого момента жизнь переворачивается с ног на голову, и кажется, что на этом всё закончено. И именно в это время начинаешь ценить то, что уже не вернёшь. Время – бесценно.