Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет»

Кафедра педагогики

Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ от 24 декабря 2009 года, протокол № 39

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, заместитель руководителя исполнительного комитета Елабужского муниципального района по социальным вопросам Е.Е. Соловьева

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Елабужского муниципального района А.Н. Остроумов

Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие. – Елабуга, 2009. – 158 с.

В учебном пособии рассмотрены вопросы учебной дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании», целью которой является обучение методам и технологиям управления ОУ для обеспечения его развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализа­ции новшеств в сфере образования.

Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики

1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества (экономической, социальной, политической, культурной) не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений (далее - ОУ).

Понимание необходимости реформирования и модернизации системы образования приводит на практике к неизбежности включения ОУ в инновационные процессы, постоянного нахождения ими в своем «инновационном поле» поля созидания и, самое главное, освоения конкретного новшества.

Это особенно актуально для нашего времени, так как инновационная деятельность является и условием выживания ОУ, и условием обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива.

По данным социологических исследований, более 90% ОУ РФ охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм учебно-воспитательной деятельности. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Это количественная статистика.

Вместе с тем качественный анализ показывает, что часто инновационные процессы разрозненны, малоуправляемы, плохо продуманы и неподготовлены. Учреждения образования, вследствие приказа сверху или моды, берутся за разработку и внедрение разнообразных новшеств, органично никак не связанных с жизнедеятельностью конкретного ОУ. В итоге получается либо традиционный «план мероприятий», либо сложное «произведение искусства», созданное руководителем, непонятное, чуждое для коллектива и, как следствие этого, отторгаемое им. В итоге массовость заявленных инновационных проектов никак не подтверждается количеством успешно освоивших то или иное новшество.

Одной из основных причин такого несоответствия является отсутствие системы управления инновационными процессами в конкретном ОУ. На практике это выражается в том, что, осваивая те или иные новшества, ОУ решает какие угодно и чьи угодно проблемы, только не собственные. Т.е. нововведения не являются средством решения проблем конкретного ОУ и, как следствие, средством его развития. Мало того, эти проблемы не всегда толково и понятно могут быть сформулированы руководителями этих учреждений. И в результате сами учителя игнорируют проблемы, над которыми должно работать ОУ. Главными мотивами обновления работы многих учителей являются их стремления опробовать новые методы, приемы работы (39%) и сделать учение интересным для детей (36%) и др., а не стремление решать кардинальные проблемы ОУ, мешающие ей развиваться, двигаться вперед.

Выдвигаясь в число решающих факторов эффективности учебного процесса, образовательные нововведения (ОН) требуют специального изучения, действенной организации и управления, в связи с чем возникает настоятельная необходимость фундаментальной инновационной подготовки менеджеров образования, преподавателей и других специалистов–разработчиков многообразных ОН. При этом встает задача синтеза научно–учебного материала, накопленного в рамках дисциплины «Инновационный менеджмент» (ориентированной сегодня главным образом на производственную сферу экономики) и научно–учебной информации по дисциплине «Менеджмент в образовании». Использование ряда достижений управления производственно–технологическими инновациями в сфере управления образовательными новшествами важно потому, что в условиях развития рынка и инновационной экономики современные ОУ в определенной степени приобретают черты своеобразных предприятий (организаций) по подготовке и выпуску творчески мыслящей молодежи, способной адаптироваться и трудиться в динамично изменяющемся мире, в обществе знаний (информаций).

Целью дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» является обучение методам и технологиям управления ОУ для обеспечения его развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализа­ции новшеств в сфере образования.

Дисциплина «Инновационный менеджмент в образовании» предназначена для подготовки будущих учителей к организации и управлению разработ­кой и внедрением нововведений на всех стадиях жизненного цикла педагогической инновации: от научных исследований до маркетинговой под­держки и сопровождения.

Задачи дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании»:

Усвоение теоретических и практических зна­ний в области инноватики, управления инновационным процессом, организации и финанси­рования инновационной деятельности в ОУ, управления рисками;

Выработка практических навыков и приемов принятия и обоснования реше­ний об организации разработки, внедрения, финансирования инновационных проектов, а именно:

а) определение тенденций развития инновационного про­цесса в конкретном ОУ;

б) организация управления развитием ОУ;

в) определение перспективных направлений инновационной деятельности педагогического коллектива;

г) оценка эффективности инновационных процессов;

д) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;

е) разработка проектов внедрения нововведений;

ё) создание системы управления инновациями;

ж) формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;

з) принятие решений, направленных на стимулирование ин­новационной активности коллектива ОУ;

и) обоснование инновационных решений в условиях неопреде­ленности и риска.

Предметом изучения дисциплины «Инновационный ме­неджмент в образовании» является процесс управления созданием и использованием педагогических инно­ваций.

Основные понятия дисциплины: а) новация (новшество); б) инновация (нововведение); в) инновационный процесс; г) инноватика; д) образовательное учреждение; е) управление; ё) менеджмент; ж) менеджер; з) менеджер учебно-познавательного процесса; и) менеджер образовательного процесса; й) рынок образовательных услуг; к) организация; л) инновационный менеджмент (см. глоссарий).

Современные подходы к управлению инновационным процессом

Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский) Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова).

Определим базовые понятия, имеющие место в публикациях, посвященных управлению образованием.

«Новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования»(Э.М. Роджерс) .

Инновация - специальное новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации систематических целей» (Дж.Майлс).

«Инновация» (лат. novus - новый). «Нововведение (инновация) - целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы» (С.Д.Поляков).

«Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств» (О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, Л. В. Лоренсов).

«Педагогические нововведения , как и в целом нововведения, должны быть увязаны с социально-экономическими особенностями развития страны, общественными отношениями и культурой народа» (М. М. Поташник).

Педагогическое новшество – новое в практике обучения, воспитания, управления педагогическими процессами.

Новация - первая полная реализация новшества в образовательном учреждении.

Нововведение - новшество, вводимое в данной школе, училище, данной местности, ориентированное на уже состоявшуюся новацию как на образец.

Инновационная деятельность- комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.

Инновационный процесс в образовании - это процесс управления изменениями в образовании.

Ученые считают (Т.И. Шамова, М.М. Поташник, Н.П. Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

Работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно - педагогической деятельности;

Работу с учащимися, предполагающую изучение и учет интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

Работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

Совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

Осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

Осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

Осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии – целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С.А. Репин).

В стратегии преобразований образовательного пространства излагаются общие установки, в которых находят отражение концептуальные подходы к управлению развитием образовательной системы. Поташник М.М., Лазарев В.С. выделяют следующие основные группы стратегий развития школы:

1. Стратегию локальных изменений, предполагающую улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности школы, достижение частных результатов

(например, освоение новых методик преподавания по отдельным предметам).

2. Стратегию модульных изменений, которая ориентируется на осуществление нескольких комплексных изменений. Данная стратегия образует модуль, в котором может возникать необходимость координации действий многих исполнителей. Данная стратегия охватывает многие участки жизнедеятельности школы, следовательно, вовлекает в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет процесс ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая.

3. Стратегию системных изменений, которая предусматривает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивает все компоненты деятельности (цели, содержания, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки. Она осуществляется либо при изменении статуса школы, либо как путь радикального обновления школы, находящейся в состоянии глубокого кризиса, стагнации. Эта стратегия позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.

Различают два типа инновационных процессов в системе образования:

Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания участниками инновации системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.

Второй тип - инновации в системе образования, которые являются продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер. Как правило, разработчиками и организаторами таких инноваций являются различные специалисты в области образования - ученые, эксперты, руководители учебных заведений и др.

Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер, выражающийся в определенной структуре этапов, которые проходит нововведение.

Полный жизненный цикл нововведений включает следующие стадии:

    возникновение,

    зрелость,

    освоение,

    распространение,

    насыщение,

    рутинизацию,

  1. завершение.

Иногда структуру инновационного процесса изображают в свернутом виде, например, включающем четыре этапа, каждый из которых состоит из подэтапов (В.С.Лазарев и др.)

1. Создание новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;

Проектирование новшеств;

Экспериментальное апробирование новшеств;

Экспертиза новшеств.

2. Распространение новшеств:

Подготовка к распространению;

Информирование о новшествах;

Поддержка освоения новшеств;

Анализ распространения и освоения новшеств.

3. Освоение новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности изменениях;

Поиск новшеств;

Оценка и выбор новшеств;

Проектирование желаемого будущего образовательной системы;

Внедрение новшеств;

Анализ и оценка результатов изменений;

Институализация нововведений.

4. Образовательная деятельность.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово- экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

Разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающая описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

Определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

Разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

Подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

Обновление структуры внутришкольного управления;

Создание инновационного совета школы, инновационных экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

Обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

Внедрение личностно-адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

Реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

Осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

Внедрение методики экспертизы инноваций;

Разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

Внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе.(10,с184)

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса- лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы. Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самоанализ.

Т.И. Шамова указывает, что педагогический коллектив, вступающий в инновационный процесс, как правило, проходит следующие стадии: робость – кликушество – стабилизация – сотрудничество – зрелость.

Стадия «инновационной робости» характеризуется настороженным отношением к новому, неуверенностью в целесообразности и успешности его внедрения в практику своей работы. Члены коллектива сдержаны в оценках инновации, не обладают для данной инновационной деятельности компетентностью.

Стадия «инновационного кликушества» связана с первыми успехами в освоении нового. Для неё характерны стремление быстрей заявить о своих достижениях, неглубокий анализ, поверхностные оценки, преобладание формальной новизны, чрезмерное увлечение внешними проявлениями инновационной деятельности. Качество инновационных проектов при их тиражировании, многократном воспроизведении на этой стадии снижается.

На стадии «инновационной стабилизации» новое глубоко осмысливается. Многократное воспроизведение приводит не к снижению, а к повышению качества.

Стадия «инновационного сотрудничества» в педагогическом коллективе – это стадия, на которой в школе складывается особая инновационная среда, включающая единое информационно-педагогическое пространство, благоприятный социально-психологический климат, систему управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов и т.д. На этой стадии в целенаправленный поиск и освоение нового включается весь педагогический коллектив школы, инновационный процесс охватывает родителей, представителей общественности.

Стадия «инновационной зрелости» коллектива - это стадия, на которой в школе сформирована инновационная среда. Непрерывно протекающий инновационный процесс обеспечивает постоянное развитие школы, совершенствование осуществляемой в ней учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив, достигший инновационной зрелости, обладает высокой адаптивностью, способностью к групповой самоорганизации и саморегуляции.

Результат инновационной деятельности - конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

Критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

Критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

Критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувсвия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

    Уровень информированности членов педагогического коллектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

    Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

    Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

    Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

    Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

    Заинтересованность пед. коллектива школы в освоении нового.

    Контролируемость инновационных процессов в школе.

ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней системы.

Вывод.

Управление инновационным процессом многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации. Можно с полным основанием сказать, что инновационная деятельность является стержневой задачей выживания организации, залогом ее успеха в борьбе за прибыль.

инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно, ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям, появляются авторские концепции, новые модели школ; разрабатываются программы развития ОУ; активно обновляется содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход ОУ из режима функционирования в режим развития и саморазвития.

Литература

    Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент/ В.А.Абчук, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицин. Учебник. – 2-е изд.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 483 с.

    Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов – на Дону: НМД «Логос», 1999. – 136 с.

    Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.Г. Корзникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

    Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Педагогический поиск, 1993.

    Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – М.: Педагогический поиск, 2007, 167 с.

    Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/ Вступит. ст. В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1996. - 320с.

    Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М., 1989. – С.39-48

    Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

    Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005.

    Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 285 с.

К вопросу об управлении инновациями в образовательном процессе - страница №1/1

Косолапова Ольга Ивановна

директор

УНПО Профессиональное училище№21

Новгородский район

К вопросу об управлении инновациями в образовательном процессе

Что такое инновация?

Инновация – это содержание и организация нового.

«Инновация – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.»

Новшество - это явление несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации и содержания нового.

Нововведение – это только организация нового.

Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Применительно к образованию инновация означает введение нового в цель, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащегося в экономику образования, в организацию образовательного процесса и управление.

Инновационная деятельность в образовании

Главной характеристикой глобальных процессов, идущих в современном образовании, является его модернизация, основанная цель которой – достижение высшего качества массового образования.

Российское образование развивается в русле общемировых тенденций. Документы последних лет: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2002 г.), Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (2005),- определяющие государственную политику на ближайшую перспективу, направлены на модернизацию обучения и воспитания, целью которой является устойчивое развитие системы образования.

Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.

Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных учреждений.

В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инновации


  • требование гуманизации образовательного процесса

  • высокий уровень требований к качеству образования и развития детей

  • ориентация на культурно- нравственные ценности

  • конкурентные отношения между образовательными учреждениями

Управление инновациями в образовательном учреждении

Любое образовательное учреждение проходит три этапа обновления:

  • становление (при создании нового ОУ, и нового коллектива, или при обновлении большей части коллектива)

  • функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий)

  • развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиям ОУ, потребностями личности воспитанников и общества).
Развивающиеся ОУ, работающие в поисковом режиме, значительно отличаются от тех ОУ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти признаки отличия накладывают

определенный отпечаток на целостную систему управления. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы не позволяют достичь новых желаемых результатов при работе в инновационном режиме.

Основным субъектом инновационной деятельности, осуществляемой ОУ, является педагог.

Объектом управления в ОУ является учебно-воспительный процесс. В развивающемся ОУ предметом управления становятся его цели, содержание, методы и формы.

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети. Задача исследователей и руководителей ОУ – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс в ОУ подлежит управлению.

Инновации, новшества и нововведения в цикле своего развития имеют определенные жизненные стадии:


  • зарождение идеи;

  • целеполагание;

  • разработка идеи нового;

  • реализация нового;

  • распространение;

  • рутинизация (отмирание).
Жизненные стадии инноваций тесно связаны со стадиями развития коллектива, осваивающего новое.

Поташник выделяет пять путей появления инноваций в образовательном учреждении:


  1. Разработка собственного опыта.

  2. Использование чужого опыта.

  3. Апробация научных разработок.

  4. Эксперимент.

  5. Путь проб и ошибок.
В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения всех участников учебно-воспитательного процесса как педагога так и воспитанника. Это отражается на характере взаимоотношений людей. Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило несколько стадий своего развития: робость- кликушество- стабилизация «сотрудничество»- зрелый коллектив. Последние две стадии – стадии высокого осознания коллективом инновационного процесса. Они характеризуются прохождением каждой личностью всех этапов рефлексии.

Развитие коллектива от стадии робости к стадии зрелого коллектива зависит от скорости смены инновационных циклов.

Первая задача руководителя при управлении инновационным процессом – определение отношения к инновации, сбор альтернативных мнений о ней. Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой системы отношений к нему.

По выборочным статистическим данным, на стадиях зарождения идеи нового и целеполагания члены коллектива ОУ по степени мотивации к инновации разделяются, примерно, следующим образом (в процентах): 1 группа- лидеры -1-3, 2 группа- позитивисты-50, 3 группа – нейтралы- 30, 4 группа –негативисты-10-20.

Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. Практика показывает, что позитивные результаты меняют отношение людей к новшеству. Кроме того, установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности, типа нервной системы, степени рефлексии, тревожности, креативности, компетентности, самооценки и др.

Задача управляющего процессом – перевести людей из 3 и 4 групп в зону повышенной мотивации. Поэтому гласность и инструктаж при нововведении занимают ведущее место, чтобы каждый человек понимал свою миссию. А если человек осознает свою миссию, начинаются самоопределение, самовыражение, самореализация, изменяется его стереотип, происходит саморазвитие.

Управленческое консультирование выступает как главенствующее. Оно несет в себе целеполагание, анализ, планомерные шаги, педагогические технологии, организацию нового, экспертный контроль, т.е. все элементы управления. При этом следует добиваться, чтобы самоконтроль и самокоррекция занимали больше места, чем регулирование со стороны. Управляя инновационным процессом, можно управлять развитием коллектива.

Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и программы инновационного апробирования. Эту программу составляет экспериментатор. Ее необходимо подвергнуть экспертному анализу. В рецензии на нововведение должны как минимум, оснащены следующие позиции: целостность содержания программы; структурные взаимосвязи ее частей и блоков, их последовательность, логичность, конструктивность; ошибки, недостатки, недочеты; обоснованные предложения и дополнения к программе, экспертное заключение (рекомендуется к реализации или необходима доработка по отмеченным замечаниям).

После того как определена программа инновационной деятельности ОУ и спрогнозированы ключевые результаты, руководители ОУ совместно с инициативной группой приступают к разработке комплексно-целевой программы, которая состоит из этапов организации и реализации инновации.

Комплексно-целевая программа «Управление инновационными процессами в ОУ (этап организации Нововведения)»

Цель: выявить и создать условия для формирования и развития инновационных процессов в ОУ, разработать модель и технологию системы работы ОУ в условиях нововведения.

система целесообразных форм и мер организации:

1.Организация работы с кадрами

1.1.Совещания при руководителе. Цель: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций

1.2.Педсовет. Цель: принятие решения об организации эксперимента, мотивация членов коллектива на создание условий для развития нововведений.

1.3. Производственное совещание

1.4. Заседания творческих групп

1.5. Работа по самообразованию

2. Работа с родителями. Цель: ознакомить с целями и содержание эксперимента, привлечь к совместной работе по его организации и проведению.

3. Совет ОУ. Цель: принять постановление о начале экспериментов.

4. Связь с базовыми учреждениями и организациями

5. Контроль, анализ и регулирование. Цель: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента.

6. Информационное обеспечение. Цель: сбор информации для управления процессом внедрения нововведений.

Комплексно-целевая программа «Управление инновационными процессами в ОУ (этап внедрения нововведения)»

Цель: формирование и развитие целостной системы управления ОУ в режиме внедрения нововведения.

1.Организация работы с кадрами.

1.1.Совещания при руководителе. Цель: стратегия и тактика обеспечения внедрения инноватики.

1.2.Заседание творческих групп. Цель: координация и коррекция деятельности специалистов по реализации новых программ и комплекса; диагностика ЗУН по нововведениям

1.3.Педсовет. Цель: разработка тактики и стратегии внедрения нововведения в практику работы в ОУ. Обобщение и регулирование результатов работы по нововведениям

1.4.Производственные совещания. Цель: стимулирование пед.коллектива к нововведениям, защита прав педагога на внедрение инноваций

1.5.Другие формы повышения квалификации. Цель: создать условия для овладения каждым участником нововведений содержанием и технологией эксперимента

2.Организация работы с родителями, общественностью и советом ОУ. Цель: работа с родителями по результатам эксперимента. Создание условий для внедрения новых педагогических технологий при участии родителей

3.Организация работы с базовыми предприятиями, спонсорами. Цель: развитие учебно-материальной базы для реализации нововведений

4.Контроль, регулирование. Цель: сбор информации, анализ и регулирование процессов нововведения.

5.Информационное обеспечение. Цель: сбор необходимой информации для управления процессом нововведений.

Цели и задачи программной деятельности коллектива строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в ОУ, с одной стороны, и из прогнозов его развития – с другой.

Отобранные цели и задачи в комплексно-целевой программе должны быть согласованы во всех звеньях, одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль.

При управлении инновационными процессами в ОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально.

Формирование инновационного банка

Чтобы управлять нововведениями, необходимо сформировать банк инноваций. Для этого на каждое новшество инноватором заводится специальная карточка. Лучше всего это делать в начале учебного года.

Пункты карточки:

1. Проблема

Необходимо продумать, какие противоречия в практике воспитания и обучения заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, или из каких потребностей вытекает необходимость данной инновации.

2. Цель инновации, нововведения

Чтобы справиться с формулировкой цели, надо обратить внимание на вторую часть проблемы и ответить на вопрос: что желательно создать в итоге работы?(разработать и освоить)

3. Сущность инновации, нововведения

Сущность нововведения - это развернутая цель, комплекс взаимосвязанных задач, которые надо решить.(Разработать и внедрить)

4. Прогнозируемый результат нововведения

Прогнозируемый результат должен нести в себе показатели достижимости, прогнозируются: возможные положительные результаты; возможные потери, негативные последствия; компенсационные меры по их устранению

5. Классификация инновации, нововведения по области применения знаний

Требуется подчеркнуть какими областями знаний соответствуют вопросы, затрагиваемые нововведением.

6. Инноватор

Вносятся сведения о том, кто вводит данную инновацию. Необходимо подчеркнуть, кем он является по отношению к данной инновации(разработчик, пользователь, распространитель)

7. Нововведение прошло стадии (1. формирование идеи; 2.целеполагания; 3.разработки; 4. освоения на стадии опытного внедрения или эксперимента; 5. распространения; 6. рутинизации (реализации в сложившихся структурных единицах)

8.Нововведение прошло экспериментальную проверку

Указать кратность проверок после прохождения полного цикла учебного года.

9. Инновационный эксперимент

Констатирующий - отслеживание процесса, констатация результатов.

Уточняющий – корректировка гипотезы в соответствии с результатами.

Формирующий – оформление и описание педагогической технологии и ожидаемых результатов.

Активный эксперимент носит лабораторный, производственный характер.

Пассивный эксперимент- педагогическое наблюдение.

10. Препятствия на пути разработки и внедрения.

Это те проблемы, которые мешают внедрению инновации.

11. Экспериментальный контроль осуществляется…

Экспериментаторами могут быть специалисты- педагоги –коллеги, опытные руководители других ОУ, методисты, ученые и др.

12. Оценка инновации.

13. Какие еще проблемы предстоит решить.

14. Особые замечания о значении инновации.

Заполняется по результатам экспертизы программы инновации и нововведения.

После создания банка инноваций, требуется тщательный анализ результатов. Только в этом случае руководителям можно будет осуществить программу по регулированию и коррекции инновации

Экспертиза инновационной деятельности

Экспертиза инноваций в образовании – это механизм управления развитием образования, педагогической практики и педагогической инициативы.

«…экспертиза в образовании понимается как механизм проявления и поддержки ненормы», «в особых случаях педагогического прецедента», это «проявление различий инициативного и типового образовательных пространств»…

Экспертиза в образовании – это совокупность процедур, необходимых для исследования и оценки всех составляющих образования, для получения профессионального заключения о возможности и прогнозе эффективной организации образовательного процесса.

Целями экспертизы инновационных разработок в сфере образования являются:


  • оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям) по совокупности общих, специальных или частных критериев;

  • выяснение авторского замысла и проектной идеи: ее мирровозренческого контекста, целевых ориентаций и его ценностно- смысловых оснований;

  • оценка проектировщиков по степени проработки инновационного проекта, их профессионализму (потенциалу участников) и степени реализации проекта.
Ф.В.Сухушин указывает на то, что экспертиза необходима там, где возникает феномен нового, где практика стремиться быть инновацией. Эффективность инновационных процессов зависит от своевременно проведенной экспертизы, где результат «измеряется» позитивными изменениями, наблюдающими в ходе образовательных процессов: в их содержании, организации, качестве и, наконец, развитии детей.

Эксперты инновационной деятельности в образовании оценивают состояние, выявляют общественную значимость инновации, ее потенциал, особенность включения инновации в в практику.

Предметом экспертизы инновационной деятельности могут стать такие направления:


  • управление образованием (организационно-управленческая деятельность);

  • материально- техническая база образования;

  • кадры;

  • учебно- методическое обеспечение;

  • образовательные технологии;

  • среда учебного заведения.

Контроль, анализ и регулирование инновационных процессов

При управлении инновационными процессами главное место занимает контроль за результатами. Его назначение и задачи: констатация, экспертная аналитическая оценка достигнутых результатов и соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности; оценка всех участников образовательного процесса, их конкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива; оценка результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой и соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий; формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса.

Педагогический коллектив и каждый инноватор в отдельности, ориентированные на конечный результат инноваций и нововведений, способны при анализе полученных данных оперативно определить причину отклонений от запрограммированного результата.

Контроль за результатами инноваций осуществляется порубежно. Как правило, это выборочный контроль по результатам полугодия или целостный по итогам учебного года. Очень важно правильно оценить достигнутый результат и сделать соответствующие выводы. Для контроля результатов инновации предлагается карта, в которой выделены два блока показателей:

1. Отражающие результаты учебно- воспитательного процесса.

2. Отражающие процесс управления.

Экспертная оценка осуществляется по бальной системе: 0- критический уровень, 1- низкий уровень, 2- допустимый уровень, 3- оптимальный уровень. Вычисляется средняя вариативная оценка по всем показателям, затем суммируются все оценки и делятся на число показателей по каждому блоку. Показатель 75% и выше – оптимальное значение, 50% и выше – допустимое значение; 40% и выше – критический уровень. Для анализа результатов инновационной деятельности по показателям строятся диаграммы. По диаграмме выявляются тенденции и принимаются управленческие решения по коррекции.

По итогам экспертного контроля и анализа проводится заседание педагогического или методического совета ОУ. На нем должна быть принята программа по регулированию и коррекции инноваций.

Условия развития инновационного потенциала педагогического коллектива


  1. Психолого - педагогические условия.

    • отсутствие строгого регламентирования деятельности, излишних указаний педагогам, жестко заданных норм;

    • предоставление им свободы выбора содержания и форм профессиональной деятельности в соответствии с их личными потребностями и возможностями;

    • ориентация педагогов на кооперацию, а не на конкуренцию; формирование у них отношений, предполагающих доступность собственного опыта для других и открытость их опыта для себя;

    • создание для педагогов ситуаций профессионального успеха.

  2. Организационно- педагогические:

  • наличие достойной, интересной, общественно значимой цели, которая становится ядром творческой деятельности коллектива;

  • диагностика инновационной деятельности педагогов как по процессу, так и по результату, акцент на положительных промежуточных результатах;

  • создание группы единомышленников: учащихся, педагогов, администрации, родителей, связанных общностью целей, интересов, установок.

  • привлечение к организации образовательного процесса потенциала научных кадров высших заведений;

  • эффективная организация и непрерывное совершенствование системы научно-методической работы;

  • организация управленческой деятельности, мотивирующей и оптимизирующей творчество педагогов: вовлечение их в совместную деятельность по планированию образовательного процесса, гарантии свободы творческой деятельности, обобщение и распространение передового педагогического опыта, материальное стимулирование, наличие демократических начал в управлении и социальная защищенность членов педагогического коллектива.
Реализация в образовательном процессе психолого-педагогических и организационно- педагогических условий обеспечит развитие инновационного потенциала ее педагогического коллектива.

КУРСОМ РЕФОРМ

т.тротнл, философ**, управление

О. МОЛЧАНОВА, доктор экономических наук инновациями в

А. АБРАМЕШИН, кандидат социоло- .

гических наук сфере образования

Понятие «инновация» в российской и в зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различий методологических подходов, среди которых можно выделить два основных:

1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

До недавнего времени по поводу этих версий шли горячие дискуссии, но в последнее время дебаты приутихли в связи с принятием своеобразного международного стандарта. Именно он взят за основу при выработке нормативно-правовой базы и при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности: инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Это значит, что если, например, раз-

работана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере, а на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея не является инновацией.

Итак, основными свойствами (критериями) инновации являются:

научно-техническая новизна; практическая воплощенность; коммерческая реализуемость.

Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс».

В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом. Первый компонент инновационного процесса - новации, т.е. новые идеи, знания, - это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.

Таким образом, инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения (Схема).

держки практической реализации новых идей, получение и сохранение конкурентного преимущества в результате быстрого выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами.

Анализ понятия инновационного

Схема. Основные компоненты инновационного процесса

Новация - новая идея, новое знание Результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические достижения.

Нововведение = Инновация (от англ. innovation - введение нового) Результат внедрения нового знания, его реализации в новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности.

Диффузия инновации Процесс распространения уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях.

Одним из фундаментальных вопросов, касающихся динамики инновационного процесса, является сокращение временного интервала, лага между появлением нового знания и его использованием, внедрением, т.е. инновацией. Можно привести массу примеров из практики, когда научные результаты, обладающие огромным потенциалом практического применения, годами и десятилетиями «пылились на полках», дожидаясь внедрения.

Почему новым идеям> как правило, требуется много времени, чтобы воплотиться в конкретных продуктах, услугах, технологиях, достичь потребителя, рынка? Почему такой важный ресурс инновационных процессов, как время, используется часто неэффективно? Какие факторы влияют на временной лаг между появлением нового знания, новации и его применением, инновацией? Эти вопросы в настоящее время очень важны, поскольку от скорости воплощения нового знания в практику деятельности существенно зависит успех всего инновационного процесса. Поэтому эффективное управление инновациями предполагает преодоление барьеров, вызывающих за-

процесса и его основных компонентов позволяет понять суть инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами.

Другими словами, инновационный менеджмент как самостоятельная об ласть экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии. Это определяет место инновационного менеджмента в системе управленческих дисциплин (рис.).

В последнее время стали быстро развиваться такие отраслевые дисциплины инновационного менеджмента, как управление инновациями в образовании, банковском деле, транспорте, связи и других наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Эти управленческие дисциплины, возникшие как бы на пересечении функционального и отраслевого разрезов теории управления, исследуют специфику методов и инструмен-

Рисунок. Место инновационного менеджмента в системе управленческих дисциплин

тов управления инновационными процессами в отдельных отраслях.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. Другими словами, характер, скорость и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики и сферах деятельности существенно зависят от характера и эффективно-сти инновационной деятельности в сфере образования.

Кроме того, поскольку ключевым ресурсом отдельного предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, являются знания, опыт и навыки его персонала, постольку и на уровне организации сфера образования играет решающую роль.

В ходе осуществления и распро-стра-

нения инноваций в сфере образования формируется и развивается современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

Производственных инноваций в сфере образования, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций);

Управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации).

В основе развития новой образовательной системы лежат современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии - технологические инновации. Примене-

ние этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и обучающихся, в экономических механизмах и даже в теории и методологии современного образования. На сегодняшний день арсенал технологических средств современного образования достаточно многообразен, и при этом он расширяется чрезвычайно быстро.

В качестве основных типов технологий можно выделить Интернет-техно-логии, технологию электронной почты, компьютерные обучающие программы, \^еЬ-технологии и другие.

Технология электронной почты используется для поддержания учебных взаимодействий как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися. Различаются мо-дерируемые и немодерируемые, открытые и закрытые почтовые конференции. Причем к закрытым компьютерным конференциям (т.е. конференциям, участие в которых не является общедоступным) относятся не только платные, но и бесплатные конференции, предназначенные для специалистов определенного профиля или уровня.

Необходимо отметить, что в большинстве учебных почтовых конференций целесообразно управлять и координировать дискуссии, т.е. большинство из них модерируемые. Эффективность применения данной технологии в учебном процессе во многом определяется квалификацией модератора (специалиста, ведущего учебную конференцию), его умением управлять дискуссией так, чтобы цели учебного курса достигались в наибольшей степени.

Активно внедряется в учебные процессы и такая технология, как компьютерные обучающие программы, в том числе гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и другие. Обычно они предоставляют возможность обу-

чения в двух основных режимах - информационно-справочном и контрольно-обучающем.

В настоящее время стало возможным говорить о том, что использование Web-технологий для разработки и доставки учебных курсов ведет к развитию новой модели, парадигмы обучения. К основным типам Web-техноло-гий, применяемых в инновационном обучении, можно отнести следующие:

Интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web технологии. Среди них можно отметить такие, как пакет WebCT (предназначен для построения карт обучающих курсов, для совместного использования информационных ресурсов, проведения конференций, тестирования и оценивания), пакет Interactive Learning Network (предлагает инструментальные средства оценивания обучения, создания базы данных успеваемости, интерактивного ассистирования,дискуссий в реальном времени, группового дистанционного обучения), пакет The Internet Classroom Assistant (нацелен на проведение обучающих конференций, совместное использование информационных ресурсов и связей в различных учебных средах) и другие.

Асинхронные компьютерные конференции. В настоящее время активно разрабатываются такие инструментальные средства, как W3 Interactive Talk (WIT), WebBoard, Big Mouth Lion, NetForms, NetForum и другие. Они позволяют осуществлять сортировку и архивирование посланий, удаленное управление дискуссией, структурирование форума и организацию дискуссий по подтемам (threaded discussion), многоуровневую иерархию посланий, строить дерево посланий.

Синхронные учебные конференции. Инструментальные средства Соп-ferenceRoom, HoneyCom, PowWow,

PeopleLink и другие позволяют организовать интерактивное обучение на основе синхронных взаимодействий обучающихся, т.е. использовать в учебном процессе системы интерактивного диалога в реальном времени.

Дистанционная совместная групповая работа. В последнее время особую актуальность имеет применение специального программного обеспечения - «группвера» («groupware») - для организации дистанционной совместной групповой работы обучающихся. Использование таких стандартных возможностей систем группвера, как хранение информации, управление и поиск в базах данных, позволяет разрабатывать совместные проекты в ходе инновационного обучения. Среди популярных инструментальных средств можно отметить такие, как SuperTCPSuite (совместная работа над документом, поиск и управление информацией, дискуссионные группы), TeamWARE Office (составление учебных графиков, дискуссии, хранение и поиск документов), TEAMate (сотрудничество в разработке и использовании документа, система управления процессом решения групповой задачи), WebShare (дискуссии, поиск и хранение информации, составление учебных графиков) и другие.

Быстрое развитие технологических инноваций в сфере образования превращает проблему выбора технологий для осуществления учебного процесса в одну из ключевых проблем инновационного менеджмента. В качестве основных принципов эффективного выбора и использования технологий в инновационном учебном процессе можно выделить следующие положения:

Важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей.

Более дорогостоящие и современные технологии не обязательно обеспе-

чивают наилучший образовательный результат. Наоборот, часто более эффективными оказываются достаточно привычные и недорогие технологии.

При выборе технологий учитывать максимальное соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.

Наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа подход, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия.

Технологические инновации приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, к педагогическим инновациям, которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности.

Всю совокупность методов преподавания и обучения на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий условно можно разбить на четыре основные группы -по типу коммуникации между обучаемыми и преподавателем.

О Методы самообучения. Если в традиционной системе самообучение происходит путем чтения книг, то новые технологии приводят к методам, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых.

О Педагогические методы индивидуализированного преподавания и обучения развиваются сегодня не только на основе очного учебного взаимодействия, но и посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Особенно важным является развитие теленаставничества, опосредованного компьютерными сетями.

О Преподавание, в основе которого

лежит представление учебного материала в виде лекции. В традиционной образовательной системе обучаемые не играют активной роли. На базе инновационных технологий лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются так называемыми «элекциями» (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям.

О Педагогические методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографи-ческих и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность. Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, метод Дельфи, метод номинальной группы, форумы, проектные группы и другие.

Быстрое инновационное развитие технологической и педагогической составляющих учебного процесса приводит к формированию новой образовательной среды. В качестве основных

тенденций здесь можно выделить следующие:

О Совершенствование содержания обучения в результате того, что новые информационные технологии предоставляют средства для:

Организации и структурирования содержания образования,

Связи элементов содержания образования,

Использования различных видов информации,

Модульности и доступа к фрагментам содержания,

Представления курса как совокупности уроков (тем),

Разработки урока как системы образовательных действий,

Представления образовательного действия как совокупности простых действий,

Разработки последовательности изучения материала,

Адаптации содержания учебного материала к особенностям обучаемых,

Развития содержания образования на разных уровнях: авторов курсов, преподавателей, методистов,учеников,

Ориентации в материале,

Использования профессиональных дискуссий в учебных целях и ряд других.

О Интенсификация интерактивности образовательной среды, основными путями которого являются:

Развитие методов информационного ресурса на базе технологий гипертекста, гипермедиа, мультимедиа и др. Исследования методов обучения, используемых в педагогической практике, показывают, что преподаватели часто не столько наставляют и контролируют обучаемых, сколько стараются сориентировать их в море информации, помогают им анализировать и синтезировать учебный материал. Для этих аспектов обучения, связанных с представлением, хранением и поиском ин-

формации, новые технологии предоставляют современную основу. Метод информационного ресурса предполагает сбор, хранение и организацию огромной текстовой, графической, звуковой, видеоинформации. Преподаватели, разработчики обучающих программ на основе этого метода устанавливают различные связи между разными фрагментами информации. Чем более разветвленная и богатая структура связей заложена в программу разработчиком-преподавате-лем, тем больше различных вариантов процесса обучения, выбираемых по своему желанию обучаемым, тем больше интерактивность среды обучения.

Развитие интерактивных обучающих сред на базе телекоммуникационной сети, которые должны поддерживать групповую работу и дистанционный доступ к обучающим материалам.

Использование спутниковой связи в процессе дистанционного обучения.

Сочетание телекоммуникационной сети, спутниковой связи и других телекоммуникационных технологий.

Э Стимулирование активности обучаемого в учебном процессе, что предполагает:

Оптимальное сочетание активных действий обучаемого с автоматизированным управлением учебным процессом. Наиболее ответственный момент - правильно распределить познавательную активность между учеником и обучающей программой (системой). Очевидно, что программа, поскольку она является обучающей, а не просто информирующей, должна проявлять определенную активность в отношении того, какая информация должна быть представлена обучаемому в данный момент, т.е. на определенном шаге обучения. Свое решение система должна выносить на основе анализа хода обучения, индивидуальных особенностей обучаемого, т.е. должна быть адаптивной. Но даже совершенная с позиций принципа адаптивности программа,

которая прекрасно автоматически приспосабливается к особенностям обучаемого, будет вызывать нарекания с педагогической точки зрения, если оставляет слишком мало простора для активных самостоятельных действий ученика по формированию собственного учебного процесса. Так происходит, например, в случае традиционных компьютерных обучающих систем, которые часто упрекают в слишком жесткой регламентации учебного процесса. Обучающие программы, разработанные на базе гипермедиа технологий, наоборот, иногда обвиняют в том, что они создают слишком большой простор для активных самостоятельных действий обучаемого. Иногда высказывается мнение о том, что создание аморф-ной сети узлов и связей, в которой обучаемый либо пан, либо пропал, может быть даже менее эффективным, чем жесткий режим программированного обучения. То есть предоставление очень большой возможности выбора для обучаемого в организации своего обучения может только перегружать и запутывать его, снижая эффективность учебного процесса.

Установление равноправного партнерства преподавателей и обучающихся в ходе учебного процесса. Особое значение оно имеет при дистанционном обучении. В этом случае обучаемый основную часть времени находится на большом расстоянии от преподавателя, и коммуникация происходит посредством учебных материалов в печатном и электронном видах. Это часто приводит к тому, что в качестве одной из центральных проблем рассматривается проблема организации надлежащего контроля над ходом освоения учеником учебного материала. Для ее решения разрабатывается сложная система методов обучения и контроля, в которой детально регламентируется режим занятий, упражнений, тестирований и т.п. С этой точки зрения удаленность обучаемого от преподавателя и соответственно его значительная независимость рассматриваются как

основные неудобства, которые должны быть преодолены путем детальной специальной разработки обучающей среды. Однако на протяжении последних двух десятилетий все чаще отстаивается другой взгляд на данные особенности дистанционного обучения. Независимость обучаемого от преподавателя с этих позиций рассматривается не как зло, которое нужно по возможности устранить или хотя бы уменьшить, а как ценный источник повышения качества обучения. Вместо представлений о довольно пассивных учениках, которых обучают с помощью чрезвычайно изощренных преподавательских средств, развивается концепция дистанционного обучения как открытого партнерства учителей и самостоятельно обучающихся учеников, которые во многом сами направляют и контролируют свой учебный процесс.

Развитие активности дистанционных групп. Субъектом дистанционного обучения в некоторых случаях выступает не индивид, а группа равных в определенных отношениях обучающихся. Применение технологий учебных телеконференций также предоставляют возможности телесвязи преподавателя с группами обучаемых. При этом учебные группы могут быть как реальными объединениями учеников, находящихся в одной аудитории перед аудио-, компьютерной и видеоаппаратурой, так и виртуальными группами обучаемых. Главная педагогическая проблема заключается в том, чтобы вовлечь дистанционную группу в определение целей обучения и их реализацию. Для ее решения может предлагаться, например, такой сценарий обучения, когда каждая группа, входящая в виртуальный класс, сама выбирает тему для обсуждения в классе. Таким образом в ходе проектирования обучения каждая группа развивает определенный учебный модуль, который она преподает всем другим в классе (естественно, под общим руководством препо-

давателя), а дистанционные группы вступают между собой в сложные взаимоотношения. Они отстаивают себя, борются за проведение своих идей, иногда ошибаются, исправляют свои ошибки и т.д. Важно, чтобы в ходе таких учебных взаимоотношений между группами, а также с преподавателем дистанционная группа вела себя как можно более активно.

О Организация адаптивного учебного процесса, что предполагает реализацию принципа гибкости на всех этапах разработки учебного материала - при создании архитектуры компьютерных обучающих систем, построении прикладных обучающих программ, при формировании конкретного учебного процесса путем сочетания различных способов и средств обучения. Учебный материал, развитый на базе этого принципа, позволяет адаптировать обучение к уровню знаний, умений обучающегося, его психологическим особенностям, специфическим характеристикам учебной группы.

Как результат, содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционного.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и других преподавателей и экспертов, что усиливает контроль за качеством этих материалов.

Во-вторых, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный про-

цесс, выбирая определенную траекторию в образовательной среде. Важная функция преподавателя - поддержать обучающегося, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию. В мировом образовательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин - facilitator (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться).

В-третьих, предоставление учебного материала в ходе коммуникации преподавателя и обучаемых требует гораздо более активных и интенсивных взаимодействий между ними, чем в традиционном классе, где преобладает как бы «виртуальная» обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником сводится к минимуму. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.

Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях.

В самых различных отраслях с появлением новой технологии, нового оборудования часто задаются вопросом о том, как это скажется на занятости, не произойдет ли замещение живого труда «основными средствами». Самый общий вывод из многочисленных данных о влиянии компьютерных и телекоммуникационных технологий на занятость в различных отраслях экономики: эти технологии оказывают влияние главным образом не на количество рабочих мест, а на требования к качеству

труда: меняется его организация, содержание и требования к квалификации работающих. Аналогичные изменения происходят и в преподавательской деятельности.

При этом для каждого из основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Это же касается и помощи преподавателя при освоении обучаемым обширных образовательных ресурсов. Взаимодействие в ходе современного учебного процесса также требует специальных не только педагогических, но и технологических навыков, опыта работы с техническими средствами.

Все это приводит к осуществлению и распространению управленческих инноваций в этой отрасли, однако при этом, как правило, наблюдается достаточно значительный организационный лаг. Другими словами, внедрение производственных инноваций в течение определенного периода происходит в условиях старых управленческих структур и методов, т.е. наблюдается своего рода запаздывание управленческих инноваций, что требует разработки и реализации организационных инноваций, освоение которых является важнейшим фактором развития всей образовательной системы.

Под воздействием инновационных образовательных технологий и развития рыночных механизмов формируются экономические инновации в области образования, а именно новые механизмы государственного финансирования образования, диверсификация источников финансирования образования, студенческое самофинансирование, новые механизмы финансирования образования предприятиями, налоговое стиму-

лирование инвестиций в сферу образования, новые механизмы оплаты труда в сфере образования, механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.

При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, сегодня во всем мире появляются инновационные организационные формы учебных заведений, которые используют все рас-

ширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования.

Под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель университета, в которой объединяются традиционное образование и несколько основных типов институциональных форм (организационных структур) дистанционного образования.

И. ДЕЖИНА, кандидат экономических наук Институт экономики переходного периода В. МИНИН, доктор физико-математических наук

А. ЛИБКИНД, специалист отдела методики и анализа

Российский фонд фундаментальных исследований

Нужно ли и как объединяться?*

Дискуссии последних лет о перспективах развития отечественной науки привели к пониманию необходимости в этой сфере институциональных реформ. Речь прежде всего идет о взаимодействии высших учебных заведений и академической науки. Достаточно распространена позиция, ориентирующаяся на опыт стран Запада, где фундаментальная наука сосредоточена в университетах. Резонность такого подхода видится в том, что в данном случае образовательный и научный процессы соединены и взаимно обогащают друг друга. Иная точка зрения отстаивает уникальность Российской академии наук (РАН), допуская возмож-

ность расширения взаимодействия РАН как с вузами, так и с организациями предпринимательского сектора науки - при безусловном сохранении главенствующей роли Академии.

Институциональная структура фундаментальной науки в России действительно уникальна. Она берет начало в XVIII веке, когда указом Петра I в 1725 году была образована Академия наук, а первый вуз - Московский государственный университет - был открыт только в 1755 году. В советское время произошло особенно глубокое отделение науки от системы образования, которое в определен-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Фонда Спенсера (США).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление инновационными процессами в современном образовательном учреждении

Магистрант УЧП: Ю. Н. Харитончук (Россия, Свердловская обл., г. Камышлов)

e-mail: [email protected]

Руководитель: Воробьева М.А., кандидат психологических наук (Россия, г. Екатеринбург)

e-mail: [email protected]

Правительством Российской Федерации развитие образования определено в качестве одного из национальных проектов. В этих условиях особую роль играет модернизация системы образования, главной задачей которой является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Выполнить такие требования может только динамично развивающаяся образовательная система, в которой ведущую роль при осуществлении образовательного процесса играют инновации.

Инновация – (от латинского «innovation» – нововведение, изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое . Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это инновационный проект, относящийся к системному типу инноваций, поэтому большинство образовательных учреждений встало на путь инновационного развития, понимая при этом под инновационным развитием самый широкий спектр нововведений: от локальных изменений – внедрения в практику школы новых предметов, новых форм и методов обучения и воспитания до глубоких системных изменений, направленных на усовершенствование всей системы школы. Значит, при использовании инновационных подходов в образовании следует опираться на принцип непрерывных инноваций, который предполагает постоянное развитие и внедрение в образовательную деятельность учреждения продуктовых, организационных и технологических инноваций. Продуктовые инновации связаны с развитием новых видов образовательных услуг – образовательных программ, направлений и специальностей, услуг в сфере дополнительного образования. Организационные инновации в учебном процессе предполагают создание новых форм его реализации. Технологические инновации включают в себя использование новых методов и технологий обучения (Рисунок 1).

Рисунок 1- Инновации в образовательном учреждении

Следует учитывать, что термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский). Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т. И. Шамова) . Инновационный процесс в образовательном учреждении – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т. п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития.

Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от системы управления и эффективности каждой её подсистемы.

Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления (В.И.Загвязинский, Ю. А.Конаржевский, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков). Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой школой работы .

К факторам, влияющим на инновационный процесс в образовательном учреждении, как правило, относят (Н.П. Фетискин, И.Е. Пискарева, 1999):

  1. экономические (недостаточное материально-финансовое обеспечение инновационной деятельности);
  2. социальные (неэффективная система распространения нововведений);
  3. психологические (убеждения и отношения педагогического коллектива к нововведениям);
  4. педагогические (бытующие традиции организационно-педагогической, управленческой работы)

Инновационные процессы ведут к разрушению стереотипов мышления, вызывают в педагогическом сообществе неоднозначные оценки по поводу предполагаемого нововведения, поэтому по мнению Н.Р. Юсуфбековой , сопротивление педагогов инновациям является естественным и даже закономерным, поскольку речь идет о сохранении устойчивости сложившихся представлений о практике обучения и воспитания.

Как отмечает К.М. Ушаков, уровень зрелости персонала образовательного учреждения по отношению к инновационной деятельности обратно пропорционален уровню сопротивления инновациям. Проблема сопротивления нововведениям является основной психологической проблемой педагогов и руководителей образовательных учреждений в условиях инновационных изменений.

Антиинновационные настроения порождаются целым рядом причин:

  • неопределенностью, когда у педагога нет ясного понимания целей предполагаемого новшества и он плохо себе представляет свою роль в предстоящем процессе;
  • привычкой работать по-старому;
  • профессиональной некомпетентностью;
  • отсутствием опыта исследовательской работы;
  • боязнью увеличения учебной нагрузки, которая не будет компенсирована;
  • неверием в инновационный потенциал своего коллектива;
  • отсутствием у администрации школы или руководителей инновационного процесса авторитета в педагогическом коллективе и др.

По отношению к идее нововведения и способам её реализации К.М. Ушаков выделяет четыре группы сотрудников:

1 группа. Сотрудники согласны с внедряемыми нововведениями, способом руководства и методами решения проблем. В восприятии этой группы руководитель совмещает позиции делового и эмоционального лидера. Члены этой группы – союзники и последователи руководителя. Их позиция по отношению к конкретному нововведению определяется, как инициатива.

2 группа. Входящие в неё сотрудники не согласны с конкретным нововведением, но доверяют руководителю. Для них руководитель является эмоциональным лидером. Члены этой группы проявляют готовность к содействию по внедрению нововведений.

3 группа. Эти сотрудники согласны с нововведением, но не доверяют руководителю, являясь потенциальными союзниками и последователями. Позиция по отношению к конкретному нововведению – бездействие.

4 группа. Сотрудники, которые не согласны с нововведением и не доверяют руководителю. Это группа противников инновации, их позиция – противодействие.

Наличие всех четырёх групп– норма. Успешность внедрения инновации в значительной степени зависит от наличия в образовательном учреждении многочисленной и сплочённой команды сотрудников (1-я группа по К.М. Ушакову), инициирующих инновационный путь развития школы, транслирующих всем членам педагогического коллектива организационную культуру, в которой элементы инновационного типа преобладают над элементами других типов организационных культур.

Также, К.М. Ушаков выделяет пять стадий в поведении человека, сталкивающегося и изменениями:

Отрицание. На данном этапе типичной реакцией педагога на нововведение является вопрос: «Зачем это делать?» В рассуждениях доминирует ориентировка на прошлое, приводятся соответствующие примеры замены попытки действовать по-старому. Рекомендуемые в этом случае действия руководителя выглядят следующим образом: предлагать как можно больше информации и фактов, неоднозначно давать понять, что изменение обязательно произойдёт, ориентировать подчинённого на будущее (что произойдёт, если нововведение состоится), давать время для адаптации.

Сопротивление. Этот этап производимых в школе изменений может сопровождаться у педагогов раздражением и депрессией. Педагог как бы ощущает личное поражение. При этом уровень его самооценки падает. Рекомендуемые действия руководителя заключаются в том, чтобы слушать, давать обратную связь, оказывать поддержку, чрезвычайно важно, чтобы этому этапу предшествовало формирование позитивного эмоционального отношения к инновациям.

Исследование. Этот этап изменений в школе связан с появлением у педагога собственных идей, при этом его деятельность может быть хаотична, возможен недостаток концентрации, нехватка энергии. Рекомендуемые действия руководителя образовательного учреждения: выделить приоритеты деятельности, демонстрировать собственную вовлечённость, преследовать краткосрочные цели, использовать «мозговые штурмы» и пр.

Вовлечённость. Характерными признаками данного этапа является образование групп-команд, уточнение целей деятельности, их координация, возникновение новых ритуалов. Рекомендуемые действия сводятся к совместному определению долгосрочных целей, по-прежнему актуальным остаётся насыщение нововведений системой возможностей адекватной потребностям членов педагогического коллектива и сценирование разного уровня социальных ситуаций, в которых эти потребности проявляются.

Традиционализация. Это последний этап, когда проводимые в школе изменения входят в повседневную жизнь сотрудников. На данном этапе нововведения становятся личностной ценностью сотрудников.

Можно отметить, что управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные только для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации, ведение переговоров). (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы (Приложение 1).

В управленческой практике известны формы интеграции инновационных усилий, которые способствуют повышению инновационного потенциала образовательного учреждения и служат для вовлечения педагогов в инновационную деятельность: семинары по актуальным проблемам, над которыми работает образовательное учреждение; повышение квалификации; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа учителей в школьных методических объединениях; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и многие другие.

Управление образовательным учреждением – это регулирование информационных потоков и коммуникативных процессов внутри образовательного учреждения, делегирование полномочий и совместное решение ключевых вопросов, способствующих вовлечению педагогов в инновационную деятельность .

Итак, предназначение инновационных процессов – это развитие образовательного учреждения, как педагогической системы и особой социальной организации, с целью достижения качественно новых, более высоких результатов образования, способствующих повышению конкурентноспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Результатом инновационной деятельности образовательных учреждений являются конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности.

Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. - M., 2000; Ушаков К. Организационная культура: понятие и типология.// Директор школы, 1995,№ 2; Ушаков К. Организационная культура:уровневая модель оценки.// Директор школы, 1995,№ 3.