Церковь Успения Божией Матери

Церковь Спаса на Сенной площади – одно из самых значительных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга. Долгое время она была первой церковью в черте города, попадавшей в поле зрения путешественника, подъезжавшего к столице со стороны Москвы. Церковь была видна уже от Московской заставы, вначале появлялась ее островерхая колокольня.

Древнерусские звонницы и колокольни играли важную роль на бескрайних русских просторах. Они служили ориентирами и фактически обеспечивали безопасность поселений. Это были в современном понимании средства связи и передачи информации – с помощью церковного колокола подавали сигналы о пожарах, приближении неприятеля, вспышках опасных заболеваний, праздниках. Поэтому деревни строились на расстоянии «колокольного звона» друг от друга. В обязанность звонарей входило бить в колокола во время грозы, что приводило к их частой гибели. Эта традиция связана, вероятно, с какими-то языческими верованиями. Праздничные звоны были своего рода концертными программами тех времен.

Торговля на Сенной площади приносила стабильный хороший доход, поэтому в 1743 году сенновские купцы Гроздов, Краснощеков, Соломяков, Кокушкин, Рогов, Попов, Важин, проживавшие вблизи площади, обратились в кабинет «Ея Величества» императрицы Анны Иоанновны за разрешением поставить на ней храм. Но получили они желаемое разрешение только восемь лет спустя, после того как был составлен и утвержден штат петербургских священников. Специальным именным указом императрицы Елизаветы Петровны от 8 декабря 1751 года им было дозволено на выбранном месте построить церковь.

На «Плане Столичного Города Санктпетербурга с изображением знатнейших онаго проспектов изданный трудами Императорской Академии Наук и Художеств в Санктпетербурге 1753 г.» изображено церковное здание в стиле петровского барокко удлиненной формы, в один свет, с фасадом на семь осей, абсидой, покрытой полукони-ческой кровлей и двухъярусной главкой. Фасады окрашены в два цвета – темный фон, на котором белым выделены широкие обрамления окон.

Для церкви было определено место приблизительно там, где сейчас находится дом № 40 по Садовой улице, в «красных линиях» Сенной площади и Садовой улицы. Алтарь был ориентирован на северо-восток, видимо, для того чтобы не нарушать фронт застройки. Рядом с рисунком надпись – «Сретения Господня» и название площади – «Конная». Как записал И. Я. Образцов, «сбор денег и материалов на постройку церкви не обещал скорого ее построения», поэтому на Выборгской стороне купили предназначенную к разборке деревянную церковь.

Здесь надо отвлечься и выяснить, почему церковь именовалась Успение, или Спас на Сенной.

Сенная, или Сенновская, площадь получила свое имя по основному продаваемому товару – сену, хотя иногда бывала и «дровяной», и «конной». Торговля лошадьми возле устья переулка, получившего по этой причине название «Конный» (позднее Демидов переулок, теперь переулок Гривцова. – Прим. авт.), дала и площади название «Конная». Его можно встретить как в литературе, так и в документах (план 1753 г.). Наименование «Дровяная» имеет соответствующее происхождение, поскольку на площади происходила также и продажа дров. Как известно, ни одно из этих названий не прижилось.

По имени площади стали называть и церковь Успения Божией Матери, выстроенную на ней в 1753–1765 годах, – Сенновская, Спасосенновская церковь. Настоятель церкви протоиерей И. Я. Образцов писал: «Церковь Успения Божией Матери, что на Сенной, вообще известная под названием Спасосенновской церкви. <…> Словами: „что на Сенной“, которые постоянно прибавляются к названию церкви, определяется уже и местоположение ее. <…> название „Сенная“ осталось за площадью навсегда, <…> Последнее замечание о Сенной площади может быть вполне отнесено и к церкви на площади находящейся. Уже более 100 лет тут стоит церковь Успения Божией Матери, но нигде, и ни от кого в столице не услышишь такого названия церкви. „Спас на Сенной“, „у Спаса на Сенной“, „к Спасу на Сенной“: вот как обыкновенно выражаются о нашей церкви; даже когда пишут что-либо, кроме официальных бумаг, обыкновенно называют ее Спасосенновскою церквив».

В последние десятилетия в употребление вошло наименование этой церкви как «Успения Пресвятой Богородицы». Это название в просмотренных и изученных документах и источниках не встречается, за исключением плана Санкт-Петербурга Шуберта 1828 года. Дважды оно обнаружено в литературе: в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона и на плане Петербурга, опубликованном в одном из справочников «Весь Петербург». Уместно напомнить, что по плану «столичнаго города» за 1753 год предполагалось строительство церкви у Сенной площади во имя Сретения Господня. Каменная ее преемница должна была принять и ее имя. И. Я. Образцов рассказал, что церкви даже была пожертвована серебряная дарохранительница с надписью «в церковь Сретения Господня». Но так как главный престол был освящен во имя Успения, то строитель церкви С. Я. Яковлев «устроил свой ковчег, тоже серебряный, густо через огонь вызолоченный». На его задней стенке было написано: «сия дарохранительница церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что у Спаса на Сенной, сделана тщанием коллежскаго асессора Саввы Яковлева сентября 20-го дня 1770 г. весу 1 п., 21 ф. и 6 золоти.». Из этой надписи можно сделать следующий вывод: в 1770 году, возможно, еще действовала временная деревянная церковь во имя Спаса, а также и то, что «здатель» церкви по-своему истолковал ее наименование. Официальное же имя церкви было Успения Божией Матери.

Именем «Спас» церковь наделила народная память и одновременное существование двух церквей рядом (об этом говорит и надпись на яковлевском ковчеге) – по первой деревянной церкви, поставленной сенновскими купцами и освященной 18 июля 1753 года во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных древ и Животворящего Креста Христова, или в просторечии Спас, что празднуется Православной церковью 1 августа, в день памяти мученика Маккавея. Поэтому иногда можно было услышать название «Спас Маккавей».

Петербургские газеты по этому поводу писали в 1864 году: «Церковь на площади зовется в народе Спас-на-Сенной, между тем престольный праздник там – Успения Богородицы. Прежде, лет 100 назад, была деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного». Народ привык к этому имени и называет ее так до сих пор.

Встречаются названия: Успенская церковь, Успения, Спас-на-Сенной, Спасосенновская, Спасо-Сенновская или просто Сенновская.

В 1952 г. площадь «по просьбам трудящихся» была переименована в площадь Мира, но горожане упорно продолжали называть ее «Сенная». И только безнадежный провинциал выдавал себя, говоря о Сенной – «площадь Мира». Историческое имя вернулось к ней в 1996 году.

Обратим внимание на то, что даже настоятель церкви протоиерей И. Я. Образцов в тексте дал название «Спасосенновская», а на обложку вынесено наименование «Спасо-Сенновская». Очевидно, трудно придерживаться какого-либо одного написания, поэтому в настоящей книге будут использованы практически все встречающиеся имена церкви. В цитатах – в соответствии с авторским текстом.

В последние годы XX века Московский патриархат принял постановление о приведении наименований церквей к единообразной канонической форме. В соответствии с этим постановлением церковь на Сенной стала именоваться «Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной)».

Через два дня, 20 июля 1753 года, рядом с только что поставленной деревянной церковью на Сенной площади был заложен новый каменный храм, алтарем точно на восток и под углом в 45 градусов к Садовой улице.

М. И. Пыляев считает, что позволение на постройку последовало, «когда в этой местности появился богатейший домовладелец, коллежский асессор Савва Яковлев», в те времена еще Собакин, который мог быть гарантом строительства церкви и ее содержания. Он и произвел закладку новой церкви, а службы пока осуществлялись во временной деревянной церкви.

Храм освятили во имя Успения Божией Матери. Он был пятипрестольный, высота до креста главного купола 23 сажени 2 аршина, высота колокольни до креста 24 сажени 12 вершков. «Внутреннее расположение отличалось стройным соотношением всех частей, удобовместимостью (до 5000 человек)». Первоначально церковь имела три престола. Она по образцу русских православных храмов делилась на теплую (часть помещения от западного входа, так называемая «трапеза») с двумя приделами: Трехсвятительским и во имя преподобного Саввы, где служили только зимой, и холодную, «настоящую», для служения летом, с главным престолом во имя Успения Божией Матери. Колокольня от второго яруса была выстроена в дереве. Бытует мнение, что Яковлев сэкономил на кирпиче и именно поэтому получил медаль «За скупость». Однако, как писал И. Я. Образцов, при обследовании колокольни перед реконструкцией церкви для предполагаемой замены деревянных ярусов каменными выяснилось – толщина стен нижнего четверика колокольни не давала «основания сомневаться, чтобы каменной кладки она не выдержала», и «строитель церкви, ведший работу с 1753 г. медленно, вдруг поспешил докончить, по крайней мере, наружную постройку ея ко дню коронования императрицы Екатерины II». Следы спешки при строительстве обнаружились и в других частях здания при архитектурно-археологическом обследовании церкви перед ее сносом в 1961 году.

Сенная площадь с акварели конца XVIII

Церковь окружали «красивая ограда» со встроенной в нее часовней и «прекрасный сад, носивший название „Настоятельский“».

автора

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке) Тихвинская – одна из самых знаменитых и, можно сказать, легендарных икон. Её порой именуют Небосошественной, то есть «сошедшей с небес». Святая Тихвинская икона не раз являла чудеса.Для наших

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Казанская икона Божией Матери обновилась. …Батюшка и Олечка пели акафист Казанской Божией Матери. Потом ты умчался куда-то, а мы еще долго обедали и разговаривали. О книгах православных, которые и я теперь читала, говорили. Потом о масонстве, о Новикове. Батюшка знал об

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Казанская икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. В каждом храме, в каждой православной семье можно

автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Козельщанская икона Божией Матери, Козельщанский женский монастырь автора РПЦ

Чудотворная Козельщинская икона Божией Матери Козельщинская икона принадлежит к числу сравнительно поздних по времени прославления чудотворных икон Богоматери и вместе к числу наиболее почитаемых. Событие, прославившее эту икону получило самую широкую огласку,

Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

Из книги Непобежденная крепость автора Коняев Николай Михайлович

IV ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ СЛЕД КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Рассказывая о Шлиссельбурге, о героической истории крепости, невольно снова и снова вспоминали мы о Казанской иконе Божией Матери, явившейся на Руси еще в царствование Иоанна Васильевича Грозного…После страшного

автора Ионина Надежда

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Самая знаменитая приходская церковь старой Москвы, освященная в честь Успения Божией Матери, стояла до революции на Покровке. Прозванная «восьмым чудом света», она была таким же национальным символом Москвы, как Андреевская церковь для Киева или храм Илии Пророка для Ярославля. Разрушение этой церкви стало одним из самых страшных преступлений в русской истории.

Дорога к храму

Покровка, одна из старейших улиц Москвы, стала московским феноменом по числу стоявших на ней церквей, и это, не считая переулков, словно имя ее осенило появление здесь многих храмов. Имя же она получила от Покровского храма, основанного в XIV веке на месте дома № 2 по Маросейке и упраздненного в конце XVIII столетия. В старину Покровка была единой улицей, и только когда здесь образовалось Украинское подворье, отрезок Покровки от Ильинских ворот до Армянского (Столповского) переулка стали именовать Маросейкой. Напротив Покровской церкви тоже с конца XIV века стоял Никольский храм, что в Блинниках. Далее следовали Петроверигский храм, поставленный в честь венчания Ивана Грозного на царство и оставивший имя местному переулку, уцелевшая церковь Космы и Дамиана, Успения на Покровке, Троицы на Грязех, Воскресения словущего в Барашах, и завершал улицу храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, от которого осталась колокольня на Земляном валу. Успенская церковь была лишь одним храмом из этого великолепного церковного изобилия, но самой уникальной.

Древняя Покровская церковь, оставившая имя улице, именовалась, «что в Садех», - здесь был загородный государев двор Ивана III с роскошными фруктовыми садами, куда он переселился из Кремля после страшного пожара 1491 года. С великокняжеской резиденции и началось освоение этой местности. Парадокс кроется в том, что москвичи селиться здесь особо не жаждали, потому что речка Рачка, образовавшая Чистые пруды, сильно подтопляла и размывала эту местность, что и запечатлелось в прозвище местной церкви Троицы на Грязех. Оттого-то в те времена, когда здесь появилась первая, еще деревянная, Успенская церковь (самое начало XVI века), Покровка была ремесленной окраиной Москвы. Еще не существовала стены Китай-города, но расширялся посад у восточной стены Кремля, где селились торговцы и ремесленники, и за посадом на Покровке простирались многочисленные дворцовые слободы, протянувшиеся до самого Земляного вала - Казенная, Барашевская, Садовая, Котельная…

Дворцовая слобода московских котельников образовалась в районе современного Потаповского переулка, ее надо не путать с Таганкой, где была другая котельническая слобода. Мастера Покровской котельной слободы делали кухонные котлы всех фасонов и размеров, горшки, чугунки и прочую металлическую посуду для бесчисленных нужд огромного государева двора. Продукция пользовалась огромным спросом, поскольку потребность в ней испытывали все: в этих котлах готовили пищу и для государева стола, и для придворных, и в богатых боярских дворах, и для армии, такие котлы брали в каждый поход. Впрочем, некоторые ученые полагают, что это была не дворцовая, а обыкновенная городская слобода, обслуживавшая нужды москвичей. Так или иначе, котельники, жившие слободой по левой стороне Покровки, и построили себе приходскую Успенскую церковь. Деревянная церковь известна с 1511 года. По ней прилегающие переулки были названы Большим и Малым Успенским (в наше время соответственно Потаповский и Сверчков). И только в 1656 году котельники выстроили себе каменную Успенскую церковь, что свидетельствовало об их большом материальном достатке, так как иметь каменную церковь было не только очень престижно, но и очень дорого.

При первых Романовых характер Покровки несколько изменился, поскольку она стала главной государевой дорогой в царские загородные резиденции - Измайлово и Рубцово. Теперь наряду с ремесленниками здесь селилась знать и зажиточные купцы, так появлялись новые прихожане Успенской церкви. Одним из них был купец-гость Иван Сверчков, имевший собственные палаты в М. Успенском переулке, теперь носящем его имя. Прозвище «гость» имело очень древние московские корни: так называли верхушку торгового сословия - богатейших купцов, занимавшихся иностранной и крупной оптовой торговлей. Сверчков и построил своим иждивением в 1696-1699 годы новую каменную Успенскую церковь, которая получила прозвище восьмого чуда света.

«О, русский Нотр-Дам!»

Новая постройка была вызвана насущной необходимостью, так как каменный храм, возведенный в середине XVII века, сильно пострадал в пожаре 1688 года, от которого выгорела большая часть Покровки. Строя новый храм, Сверчков, наверно, и не подозревал, какую всемирную славу будет суждено снискать его детищу. Купец пригласил для работ украинского мастера или крепостного крестьянина-зодчего Петра Потапова, чье имя теперь носит Потаповский переулок. Иные теперь считают его не архитектором, а резчиком по камню или даже помощником главного, подлинного архитектора, чье имя якобы осталось тайной, поскольку известное имя автора храма в допетровской Руси - редкий случай. И все-таки он был.

Одна из «самых московских церквей», ставшая жемчужиной московского барокко и высшим образцом этого архитектурного стиля, имела очень сложное устройство. На первом ярусе была освящена нижняя церковь во имя святителя Петра Московского с приделом Рождества Иоанна Предтечи, по именинам храмоздателя Ивана Сверчкова. В 1699 году выстроили верхнюю, собственно Успенскую церковь. У этого храма было 13 глав, символизировавших Господа Иисуса Христа и Его 12 апостолов. Роскошная колокольня, которая соединялась с церковью папертью, была столь величественной, что ее можно было принять за самостоятельную шатровую церковь, «иже под колоколы». Гениальной была и игра белопенного, снежного кружева декора с пламенеющим огненно-красным храмом. Современникам Успенский храм представал громадой составленных церквей, летящих в небеса, но вместе с тем стройным, как архитектурная поэма. Это чудо имело вырезанную на портале символическую надпись «Дело рук человеческих».

Церковь осталась обыкновенной приходской, но в то же время почетно «домовой» для купца Ивана Сверчкова: второе крыльцо храма с парадной лестницей вело в сад, окружавший дом Сверчкова, и таким образом у хозяина имелся собственный отдельный вход. У церкви была очень высокая лестница и высокое гульбище - открытая площадка-галерея перед входом в храм. Каждый молящийся поднимался по лестнице на гульбище и, прежде чем переступить порог храма Божия, обозревал открывавшуюся с этой высоты панораму: так создавалось чувство вознесенности, оторванности от земли, располагающее к молитвенному настроению. Возвысить душу и мысль человеческую от мира сего, устремить ее к небесам - к тому же призывала причудливая, неземная красота Успенской церкви, символизировавшая красоту Божественного творения. Академик Д. С. Лихачев заметил, что ее надо было видеть именно в окружении «низких обыденных зданий».

Более того, по версии ученых эта гигантская церковь знаменовала собой один из семи священных холмов Москвы, подобно тому, как колокольня Ивана Великого венчала главный - Боровицкий холм. Довольно близкая к Кремлю, Успенская церковь почти сразу же после возведения, в первой половине XVIII века, была в числе других определена к слушанию соборного благовеста. Тогда действовало еще патриаршее постановление: в городских церквях не начинать благовеста прежде соборного, чтобы в звоне колоколов не было разнобоя и неблагочестия. В Москве соборный благовест был в Успенской звоннице в Кремле с колокольней Ивана Великого, и следовало не начинать благовест прежде или позже, чем зазвонит кремлевская звонница. (В случае престольного праздника храма его духовенству следовало получать благословение митрополита на ранний благовест с записью в приказе церковных дел.) Для лучшего соблюдения этого правила, поскольку многие храмы Москвы были отдалены от Кремля и не слышали соборный благовест, создали своеобразный церковный «телеграф». Велено было «слушать звон» при определенных, назначенных к тому центральных церквях, в которых слышали благовест из Кремля и начинали звонить вместе с ним, и уже по их звону начинали звонить остальные церкви. Наряду со Сретенским монастырем и храмом Николы Явленного на Арбате в обширный список «благовестных» церквей Москвы попала и Успенская церковь на Покровке. Ответственность была колоссальной, а оплошавших священников, пропустивших соборный благовест, не только штрафовали, но и лишали сана.

Церковь ошеломила современников и потомков, став как блистательным итогом развития русской архитектуры, так и предтечей грядущих архитектурных эпох. Она скоро вошла в загадочную параллель с храмом Покрова на Рву, что на Красной площади, которая протянется до самого конца ее дней - слишком много схожего, перекликающегося было в легендах об этих храмах, начиная с того, что оба они именовались восьмым чудом света. Ведь только очень редкая, уникальная, если не единственная церковь могла сравниваться с Покровским собором. В один ряд с ним Успенскую церковь изначально поставил Василий Баженов, считавший ее не только одним из красивейших зданий в Москве, но и творением «ярко национальным». Архитектор сравнивал ее и с замосквореченским храмом Климента Римского, говоря, что она даже «больше обольстит имущего вкус, ибо созиждена по единому благоволению строителя», то есть представляет собой целостное архитектурное творение, подобно скульптуре, вытесанной из единой глыбы мрамора.

Успенская церковь восхищала и иностранцев, побывавших в Москве. Для архитектора В. В. Растрелли, величайшего мастера барокко, она стала целым творческим вдохновением: именно ее он взял за образец для своего Смольного собора в Петербурге, «наиболее русского» из всех произведений Растрелли, по выражению И. Э. Грабаря. Вспоминается и образное выражение писателя Вадима Кожинова, что уроженец Парижа архитектор Растрелли был рожден в Москве. И это был не единственный пример петербургского подражания московской жемчужине. В северной столице есть еще один храм, созданный по мотивам образа Успенской церкви - это Воскресенский храм на Смоленском кладбище, где отпевали Александра Блока.

Даже Наполеон был потрясен этой церковью и, по легенде, поставил особый караул охранять ее от пожара и мародеров. Впрочем, другая легенда гласит, что он приказал разобрать ее по кирпичику и перенести в Париж. Нетрудно заметить здесь еще одну параллель с храмом Покрова на Рву: ведь именно его Наполеон якобы хотел перенести в Париж и приказал взорвать его, когда эта задумка технически не удалась. Есть еще сказание, будто наполеоновский маршал (вероятно Мортье, что занял дом графини Разумовской в начале Маросейки), увидев церковь, воскликнул: «О! русский Нотр-Дам!» Другое предание приписывает это высокопарное восклицание самому Наполеону. Так или иначе, храм от пожара 1812 года поистине чудом не пострадал. Но была ли в этом заслуга Наполеона? Ведь есть свидетельства, и вполне правдоподобные, что на самом деле церковь спасли от огня не мифические караульные, а крепостные Тютчевых, жившие рядом; дом отца поэта и сейчас стоит в Армянском переулке.

Это была и любимая московская церковь Ф. М. Достоевского. Его жена вспоминала, что, бывая в Москве, он возил ее, «коренную петербуржку», посмотреть на эту церковь, потому что чрезвычайно ценил ее архитектуру. И бывая в Москве один, Достоевский всегда ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на нее. Он заранее останавливал извозчика и шел к ней пешком, чтобы по пути рассмотреть храм во всей красе. А бывал он в этих краях и потому, что в Старосадском переулке жила его любимая тетка и крестная А. Куманина, которую он часто навещал. Отношения с Москвой у Достоевского были глубокие и личные: величайший гений России родился в ней, впитал здесь «русский дух» и отсюда переносил церковное и национальное начало в свои произведения. Москва для него была городом церквей и колокольного звона. А Успенская церковь была истинным, национальным символом Москвы.

И прихожане у церкви были замечательные. Особенности прихода определились, во-первых, ее центральным расположением, и, во-вторых, изменением характера Покровки, где стала селиться знать, богачи, фабриканты. Первыми ее прихожанами стали Сверчковы, домочадцы храмоздателя Ивана Сверчкова, который сам с членами семьи упокоился в нижней церкви. Их дом - роскошные белокаменные палаты - и теперь находится в одноименном переулке (дом № 8). При палатах Сверчков основал еще одно богоугодное заведение - странноприимный дом.

Вскоре после возведения Успенской церкви, в 1705 году, владельцем Сверчковых палат и новым прихожанином этого храма стал казначей И. Д. Алмазов - стольник царицы Прасковьи Федоровны, жены государя Федора Алексеевича. Считается, что палаты официально пробыли в его владении до 1765 года, пока не перешли к новому владельцу - тайному советнику А. Г. Жеребцову. Однако в Москве ходила легенда, будто в подвалах этих палат томился в заточении сам Ванька Каин, разбойник и сыщик (точнее, доноситель) в одном лице. Знаменитый вор, Иван Осипов Каин, долго грабивший на Волге, вдруг в конце 1741 года сам явился в Москву, в сыскной приказ, и записался в доносители, после чего устроил целую авантюру, укрывая крупных воров и ловя мелких, открывая подпольные игорные дома и поощряя грабежи. «На откупе» у него была большая часть московских полицейских, и они его не трогали. Лишь когда безобразия достигли предела и москвичи уже предпочитали ночевать в поле, только бы не оставаться в своих домах, из Петербурга приехал с военной командой генерал Ушаков, который в 1749 году учредил самостоятельную комиссию по делу Каина. Разбойник вскоре был арестован и в 1755 году сослан на каторгу в Сибирь. Только в этом промежутке Каин и мог содержаться в бывшем доме Сверчковых.

Но если история о пленнике Ваньке Каине - легенда, то славная архитектурная летопись Москвы, явленная из этих стен, - достоверный факт. В 1779 году палаты были проданы Каменному приказу, и здесь учредили школу чертежников, где преподавали Баженов и Легран, и здесь же делали детали для огромной деревянной модели Большого Кремлевского дворца, которую на подводах возили в Петербург для одобрения императрицы. А с 1813 года в Сверчковых палатах работала знаменитая Комиссия для строений, созданная по приказу Александра I, для того чтобы восстановить Москву после наполеоновского пожара. И не просто восстановить на пепелище, а восстановить в едином историко-архитектурном стиле, не допустить массовой стихийной застройки и сохранить лицо города. Председателем комиссии был назначен сам градоначальник Федор Растопчин, а членами стали И. Бове, В. П. Стасов, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев. Первой задачей поставили вернуть к жизни пострадавший от взрыва Кремль, как дело чести, а затем комиссия разработала образцовые типы домов и фасадов, «надлежащие к копированию», и опубликовала их в специальных альбомах. Каждый новый дом, возводимый в Москве, должен был строиться строго по типовому, утвержденному комиссией образцу, за счет чего создавался единый стиль городской застройки. Разница была только в статусе домовладельцев: для каждой социальной категории был разработан свой образцовый тип. Так появился и знаменитый московский ампир миниатюрных особнячков, и типичный московский дом с мезонином, а у жильцов побогаче - с «неизбежными» алебастровыми львами. Комиссия работала в Сверчковых палатах до 1843 года, потом они снова стали частным владением, и следующая интересная страница их истории была еще впереди.

У Успенской церкви были и другие, более известные прихожане. Первыми в их числе следует назвать знаменитых Пашковых, живших на Покровке, - тех самых, чьи родственники имели роскошный замок на Моховой. Их предок, выходец из Польши, Григорий Пашкевич приехал в Россию на службу к Ивану Грозному, и с тех пор их фамилия значилась как Пашковы. Один из них, Истома Пашков, был участником тульского дворянского ополчения в войске бунтаря Ивана Болотникова и потом перешел на сторону царя Василия Шуйского. Другой Пашков, Егор Иванович, был денщиком Петра Великого, и его сын П. Е. Пашков построил легендарный дворец на Моховой, известный как дом Пашкова.

Владельцам же усадьбы на Покровке, Александру Ильичу и Дарье Ивановне Пашковым, принадлежал другой знаменитый дом Пашковых, тоже стоявший на Моховой: в самом конце XVIII века Василий Баженов выстроил для них усадьбу с театральным флигелем для балов и Пашковского театра, что было очень престижным - иметь собственный домашний театр. Потом, когда в 1806 году флигель сдали в аренду Московскому императорскому театру, на его сцене дебютировали Щепкин и Мочалов. Одна из самых роскошных в Москве, эта усадьба с флигелем в 1832 году была куплена для Московского университета. В главном доме разместился Аудиторный корпус (ныне факультет журналистики), а во флигеле архитектор Евграф Тюрин устроил домовую университетскую Татьянинскую церковь.

Главное владение этих Пашковых находилось на Покровке, в Большом Успенском переулке (во дворе дома № 7). В 1811 году здесь родилась Евдокия Петровна Ростопчина, будущая поэтесса и невестка градоначальника графа Ф. А. Ростопчина, которая вышла за его младшего сына Андрея. В этом доме у Пашковых бывал и Пушкин: на масленицу в 1831 году преисполненный счастья он приехал сюда с молодой женой кататься в санях на гулянии, устроенном хозяевами дома. А всего через девять лет после этого, в 1840 году, огромное состояние Пашковых было проиграно в карты. Усадьбу в Большом Успенском казна выкупила для Аптеки, под склады для хранения лекарств, и под конторы. Одно время этим медицинским заведением руководил неподкупный доктор Гааз, который сумел не только обезопасить ценные медикаменты от мышей и крыс (были официально заведены штатные… кошки), но и прекратить расхищение лекарств, после чего у него появилось немало недругов, прежде списывавших ворованное на мышей.

Кроме Пашковых, именитыми прихожанами Успенской церкви были князья Щербатовы, владевшие усадьбой в Сверчковом переулке, дом № 4. Князь Осип Иванович приходился прадедушкой Елизавете Петровне Яньковой, оставившей самые известные воспоминания о старой аристократической Москве - «Рассказы бабушки», записанные ее внуком Д. Благово. Дух московской архитектуры как-то особо витает над этими местами: в начале XIX века часть владения купила Варвара Алексеевна Казакова, невестка Матвея Казакова, вышедшая замуж за его среднего сына Матвея Матвеевича, тоже архитектора.

Не отставала и торговля. В 1890-х годах прихожанами Успенской церкви стали братья Елисеевы, будущие создатели московского гастронома на Тверской, поселившиеся в доме № 10 в Сверчковом переулке. Главными же из местных православных купцов были шоколадные короли Абрикосовы, создавшие в Москве ее старейшую и крупнейшую отечественную кондитерскую фирму (ныне концерн «Бабаевский») - их фамильное дело у самых его истоков благословил иконой игумен Новоспасского монастыря. Глава фирмы Алексей Иванович Абрикосов, приходившийся внуком ее основателю, был не только усердным прихожанином, но и заботливым старостой Успенской церкви на протяжении долгих лет. С 1865 года он жил с очень многочисленной семьей в тех самых бывших Сверчковых палатах, проданных Абрикосовым их прежними владельцами. А позднее купил и соседний дом № 5, записав его за женой, Агриппиной Александровной, которая, кстати, будучи матерью 22 детей, основала на Миуссах родильный дом, ныне вновь носящий ее имя.

Абрикосовых называли и королями русской рекламы, у них есть чему поучиться нашим современникам. Например, в свою фирменную упаковку, в коробочки и шкатулочки, они вкладывали миниатюрные книжечки русских писателей - Пушкина, Крылова. И сладости у них были чрезвычайно высокого качества. Кондитер Абрикосов, постигший истину, что Москва - это чайная столица, обеспечил чайный стол москвичей самой разнообразной снедью: от фирменной пастилы, варенья и карамели (те самые «Гусиные лапки» и «Раковые шейки») до особо изысканного десерта - свежих ягод, глазированных в шоколаде. В 1900 году, еще при жизни главы, фирма удостоилась высшего в России коммерческого звания «Поставщик двора Его Императорского Величества». Это значило, что его продукция действительно подавалась к столу государя и на дипломатические приемы при дворе. Поставщики имели право размещать на своих фирменных этикетках, вывесках и рекламных плакатах Государственный герб и подпись о звании - это было не только высшим «знаком качества» в дореволюционной России, но и высшей формой рекламы.

Другими не менее знаменитыми прихожанами Успенской церкви были чаеторговцы Боткины, тоже успешно постигшие «чайную истину» Москвы - их фамильный дом находился в Петроверигском переулке, дом № 4. Фирма, основанная купцом Петром Кононовичем Боткиным, еще в екатерининские времена, была самым известным поставщиком китайского чая, особенно любимого в старой Москве. В середине XIX века Боткины одними из первых стали завозить диковинный индийский и цейлонский чай, который тогда только осваивали на своих плантациях англичане. Чаеторговля была главным фамильным делом Боткиных, но из их рода происходили и меценаты, и художники, и врачи. Одним из сыновей основателя фирмы был знаменитый Сергей Петрович Боткин, чье имя носит теперь известная московская больница. Долгие годы он успешно лечил в Петербурге больного М. Е. Салтыкова-Щедрина и продлил ему жизнь. А его сын, Евгений Сергеевич Боткин, последний русский лейб-медик, до конца остался верным государю Николаю II и вместе с ним принял мученическую смерть в Ипатьевском доме.

Другой известный сын чаеторговца, Петр Петрович Боткин, принявший после смерти отца фамильное дело, также был старостой Успенской церкви на Покровке и одновременно старостой кремлевского Архангельского собора, а потом и храма Христа Спасителя. Он был очень набожным, и необычным, хотя прирожденным купцом, целыми днями просиживавшим в Гостином дворе, где вел очень серьезные торговые операции. При этом богомольный купец не носил усы и бороду, что было большой редкостью в среде православного купечества. Одна из его дочерей - Надежда вышла замуж за известного художника Илью Остроухова (в чьем доме в Трубниковском переулке был устроен смотр проектов памятника Гоголю и чья художественная коллекция составила основу нынешнего иконописного отдела Государственной Третьяковской галереи). Вторая дочь - Вера стала женой Н. И. Гучкова, московского городского головы, который способствовал открытию Народного университета имени А. Л. Шанявского - эту идею многие встретили в штыки. Он был родным братом знаменитого А. И. Гучкова, лидера партии «октябристов» и военного министра Временного правительства, который в трагическом марте 1917 года вместе с В. В. Шульгиным принимал в Ставке у Николая II акт об отречении от престола.

Успенский храм на Покровке имел удивительный дар влиять на человеческие души и даже на судьбы. Говорят, что, однажды увидев его, А. В. Щусев решил стать архитектором. Имел он и судьбоносное значение для юного Д. С. Лихачева, когда он впервые приехал в Москву и случайно набрел на эту церковь. Будущий академик вспоминал позднее: «Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев… Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Я жил под впечатлением этой встречи». Именно свидание с Успенской церковь подвигло его посвятить жизнь изучению древнерусской культуры. Однако трагические слова Лихачева: «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране», имели под собой историческую почву.

Трагедия века

После революции Успенская церковь действовала очень долго по московским меркам - до 1935 года. Нарком-богоборец Луначарский сам был в числе ее поклонников: именно по его инициативе в 1922 году Большой Успенский переулок был назван Потаповским в честь крепостного мастера, и вообще он хлопотал о церкви, сколько мог. Авторитет и власть Луначарского пошатнулись еще при его жизни, и маловероятно, что в дальнейшем его слово могло бы спасти этот храм, если бы он дожил до времени его уничтожения.

В ноябре 1935 года Моссовет под председательством Н. А. Булганина постановил закрыть и снести Успенскую церковь, «имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке». А дальше московское предание снова, уже в последний раз, перекликается, как эхо, с Покровским собором на Красной площади: будто бы архитектор П. Д. Барановский заперся в Успенской церкви, чтобы либо уберечь ее от сноса, либо погибнуть вместе с ней, сказав: «Взрывайте со мной!» Точно такая же легенда о храме Покрова на Рву относится к 1936 году, когда Успенская церковь уже погибла. Цинизм властей не имел предела. Позорно было переименовать улицу в честь великого крепостного архитектора и снести дотла его творение, прославившее мастера.

Перед сносом провели необходимые научные работы и обмеры. Два резных наличника и фрагменты фасада передали в музей при Донском монастыре, верхний иконостас 1706 года - в Новодевичий монастырь, где он был поставлен в надвратном Преображенском храме. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания, на ее месте образовался пресловутый скверик с березками на углу Покровки и Потаповского переулка. Долгое время там была пивная, а потом кафе. «Разве не убито в нас что-то? Разве нас не обворовали духовно?» - горько вопрошал по этому поводу академик Д. С. Лихачев. Сколько трагедии в этих строках…

Слишком велика была утрата, слишком вопиющим был факт уничтожения этой церкви - национального достояния, слишком сильна боль от ее гибели. Может быть, поэтому в наше время все чаще раздаются призывы восстановить Успенскую церковь по сохранившимся обмерам, чертежам, зарисовкам, кадрам кинохроники. Тем более что совсем недавно в одном из местных домов были обнаружены фрагменты этой церкви - остатки лестницы, часть нижнего яруса колокольни, элементы наружного декора. Считают, что приблизить восстановление храма поможет создание его общины. А воссоздания этой святыни так жаждет душа Москвы! Чаще всего Успенскую церковь как памятник истории сравнивают с Сухаревой башней или Красными воротами, но представляется, что она больше относится к таким святыням Москвы, как Иверская часовня и Казанский собор, ибо она явила всю силу православной идеи Москвы, всю ее сказочную красоту и национальный гений. Пока же то, что осталось от великой церкви, кроме руин, - лишь имя Потаповского переулка.

Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (XII век) является главной достопримечательностью Свято-Успенского монастыря. Время ее сооружения еще точно не установлено. В XII веке практически друг за другом были возведены не менее шести каменных храмов. Успенский храм, по мнению ряда ученых, считается первой церковной постройкой в Ладоге. Четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный, однокупольный храм - он сохранился до наших времен в своем основном объеме. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 метров, ширина - около 14 метров, высота более 19 метров. Вместить он мог не один десяток людей.

Храм создавался как храм-усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. И храм и монастырь могли возникнуть одновременно со строительством ладожской крепости в 1114-1116 гг. или сразу после этого. Вероятным заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав (Великий) или его супруга шведская принцесса Кристина . Возможно, что на месте Успенского храма ранее стояла деревянная церковь, которая впоследствии была перестроена. Есть предположение что Успенский храм мог быть построен князем Изяславом - сыном Кристины, чей княжеский знак был найден под сводами Успенского храма. Таким образом строительство Успенского храма можно датировать периодом с 1114 по 1150-й год.

Разорение монастыря зафиксировано в 1611-1617 гг., однако крупного ремонта Успенского храма, скорее всего, не потребовалось, так как храм был заново освящен уже в 1617 году - сразу после освобождения Ладоги от шведов.

Благовещенский придел

В XVIII-XIX вв. Успенский храм несколько раз ремонтируется и перестраивается. В 1762 году при игумении Евпраксии (игум. 1769-1822 гг.) с западной стороны к храму пристроена каменная колокольня, взамен разобранной деревянной. В 1802 году игумения Евпраксия пристроила к Благовещенскому приделу, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. В 1829 году, при игумении Февронии колокольня надстраивается третьим ярусом. Ее высота достигает 32 метров. В 1831-1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня оказались связанными в единую систему объемов. Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел - теплый. В 1854 году было разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенской и устроить в ней печи, и с 1855-1856 года Успенская церковь сделалась теплой. В 1854-1856 гг. переделан и возобновлен, еще с начала XVIII века существовавший, придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. В эти же годы устроен новый иконостас, просуществовавший до закрытия храма после Октябрьской революции.

Период богоборчества

В 1958-1960 гг. в процессе реставрации Успенский храм был освобожден от более поздних построек. На стенах храма было раскрыто в общей сложности около 50 кв. метров фресок XII века, фрагментарно уцелевших (после различных ремонтов храма в XIX веке) под поздними полами, на лопатках боковых апсид, юго-западном столбе и на окнах апсид, барабана и северной стены, а также в южном и западном аркасолиях. Над перемычкой прохода в жертвенник хорошо сохранилось изображение св. Кирика в медальоне. На юго-западном столбе сохранилось изображение полуфигуры, атрибутированной как св. Борис .


Новое время

28 августа 2005 года состоялась первая Божественная Литургия в Успенском храме . После окончания Литургии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был отслужен праздничный молебен после которого был объявлен указ Синода об открытии Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении настоятельницей монастыря монахини Ангелины (ныне игумении Ангелины) с возложением наперсного креста.

Другие фотографии церкви Успения Пресвятой Богородицы XII века вы можете найти в

История Верховажских церквей уходит в глубокую древность. В Верховажском посаде строили церкви деревянные, но с определённой регулярностью их уничтожали пожары. Поэтому и возникла мысль у верховажан о их недолговечности и о необходимости построить храм каменный в честь Успения Божией Матери.

Свою историю Храм Успения Божией Матери с. Верховажья начинает с 1755 года. В этом году по благословению архиепископа Архенгологородского и Холмогорского Варсонофия совершается закладка каменного храма. Постройка его продолжалась в течение 10 лет, и в 1765 году 24 сентября летний храм в честь Успения Божией Матери был освящён.

Но так как для многолюдного Верховажского прихода эта церковь была не очень вместительна, то в 1773 году было испрошено жителями Верховажского посада благословение на строительство тёплой церкви с двумя пределами и с каменной колокольней. 15 июля 1773 года был получен указ преосвященного Антония, епископа Архенгологородского и Холмогорского, следующего содержания: «К каменной холодной церкви Успения Пресвятыя Богородицы с западной стороны пристроить трапезу с папертью, над папертью же колокольню каменную, а для отправления в зимния времена Божественного священнослужения в трапезе учинить два предела: первый на правой стороне во имя Владимирской иконы Божией Матери, а второй на левой стороне во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. А сверх тех в колоколенной стопе придел же во имя Трёх святителей. Но как близ показанной Успенской церкви с западную сторону имеется деревянная церковь во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца весьма ветхая и к постройке вышеписанной трапезы имеется препятствием, сломав употребить её куда правила повелевают». В сентябре 1773 года храм был заложен. Постройка продолжалась до 1785 года. 13 января 1779 года преосвященным Вениамином, епископом Архангелогородским и Холмогорским было совершено освящение предела в честь Владимирской иконы Божией Матери, а 6 февраля 1781 года по грамоте того же архипастыря было совершено освящение придела во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца.

1798 год является годом окончания строительства храма Успения Божия Матери. В этот год тщанием Верховажского купца Максима Михайлова Бурцева были приделаны фронтоны, четыре восмерика и главы к холодной церкви. В колокольне вместо предела в честь Трёх святителей был устроен предел во имя святого пророка Илии, освящение которого было совершено 16 сентября 1813 года. Внутреннее убранство храма постоянно совершенствовалось и благоукрашалось. Протоиерей Алексей Беляев, бывший настоятель Успенского собора, в своей статье, посвящённой 150-летию с начала строительства каменного храма о внутреннем убранстве писал следующее: «Высокохудожественная живопись, обилие и блеск позолоты, прекрасно исполненные нежными красками с позолотою орнаменты - всё это приковывает взоры и оставляет сильное впечатление». И внешний видсобора поражал своим величием и своей красотой.

Когда начались гонения на церковь, советская власть не пожалела красоты и благолепия Успенского собора. Было уничтожено внутреннее убранство храма, обрушена колокольня, и храм был превращён в дом советской культуры. В 1991 году был воссоздан приход в с. Верховажье, и в поруганном и полуразрушенном храме возобновились богослужения. Заботой первого настоятеля воссозданного прихода протоиерея Георгия Осипова и прихожан внутреннее убранство тёплого храма и внешний облик храма приведён в порядок. Но до прежнего величия и прежней красоты ещё далеко. Нет колокольни. Холодный храм по-прежнему находится в запустении. Много ещё надлежит потрудиться для того, чтобы Верховажский храм Успения Божией Матери принял свой первозданный вид.

Разрушенная Благовещенская церковь в селе Верховажье.

В конце XVIII века в Верховажье уже был достроен огромный каменный Успенский собор. И сразу же на пожертвования прихожан, в основном купцов и крестьян окрестных деревень, начинается возведение новой церкви. В 1813 году строительство было окончено, и вот уже на холме над селом возвышается каменный храм с величественными колоннами и колокольней. Первый этаж отапливался, там располагался престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, на втором, холодном этаже находился престол в честь Преображения Господня.

Утварь новому храма была передана из Успенского собора и числилась в его ведомости. Вокруг храма располагалось кладбище, на котором было похоронено немало известных людей села, к примеру, протоиерей Александр Шайтанов, почивший в мае 1879-го года. Это был по-настоящему талантливый человек: настоятель собора, законоучитель приходского училища, представитель попечительного совета, сотрудник Русского Географического общества. Он родился в семье священника Вельского уезда Вологодской губернии в 1811-ом году, получил блестящее образование в Вологодской Духовной Семинарии, был рукоположен в 1834 году и отправлен священником в Верховажье, где и служил до самой смерти. Так же на кладбище были похоронены исследователь Верховажского края Матвей Николаевич Мясников, последние священники Успенского собора: протоиереи Александр Якубов, скончавшийся в 1922-ом году и Алексий Беляев, отошедший ко Господу в 1937-ом. Он писал в Совет крестьянских депутатов и пытался объяснить, что Успенский собор Верховажья не только культовое здание, но и уникальный памятник архитектуры, богатейшая коллекция старинных церковных рукописных книг, утвари и икон достойна любого музея. Но его доводам не вняли, и было принято решение о разрушении собора и устройстве в его здании киноклуба. Все произошло в 1937-ом году. Чтобы снести колокольню активисты накинули на нее множество канатов, привязанных к упряжке лошадей, которых было около десяти. По команде лошадей стегали кнутами, но вопреки предположению, что колокольня упадет на дорогу, она упала в другую сторону - канатами перетерлись кирпичи, и колокольня рухнула на крышу храма, пробив ее насквозь. После этого из храмовой утвари и икон был разведен костер. Сердце священника не выдержало подобного кощунства, и у него случился инфаркт, от которого он уже не смог оправиться и вскоре скончался. Захоронения на кладбище закончились перед Великой Отечественной Войной.

По воспоминаниям старожилов была в храме особенная достопримечательность. Главные железные ворота кладбища, когда их отворяли издавали красивый, приятный звук, как будто «пели».

Сохранилось имя последнего настоятеля Благовещенской церкви. Николай Константинович Земляницын родился в 1891-ом году. А в 1937-ом году репрессирован и приговорен к ссылке на 10 лет, из которой уже не вернулся.

Долго храм простоял нетронутым, в нем не было клуба, как в Успенском соборе. И в конце шестидесятых годов XX века начались прошения верующих жителей села о восстановлении храма и церковной жизни. И тогда в райисполкоме было принято решение церковь разобрать. Ее камень пошел на фундаменты некоторых строившихся в то время зданий, туда же пошел и гранит надгробий.

В середине семидесятых годов на территории кладбища был установлен памятник погибшим в Великой Отечественной Войне, но он простоял недолго. В последствии на месте разрушенного храма был установлен сначала деревянный, а затем железный поклонный крест.

Диакон Евгений Коротин, клирик храма Успения Божией Матери, село Верховажье

Храм Благовещания Пресвятой Богородицы.

Воистину богата на святые древние обители и храмы златоглавая столица Москва. Один из таких украшающих ее исторических памятников - храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Адрес указывает именно на этот исторический район Таганки, а точнее на улицу Гончарную, д. 29. Этот православный храм Московской городской епархии Покровского благочиния относится к Подворью Болгарской Православной Церкви. Престол церкви создан и освящен в честь великого праздника Успения Богородицы, а придел -в память святителя Тихона Амафунтского.

Храм успения Пресвятой Богородицы в Гончарах: фото, история района

Большой Таганский холм - один из самых старых московских районов, который стал заселяться примерно в XV-XVI веках, и все благодаря ремесленникам, которых выселили из города из-за их огнеопасного ремесла (в большинстве своем это были гончары и кузнецы). Сначала в XVII веке в слободе гончаров был построен деревянный Успенский храм, который расположился за рекой Яузой.

Так называемое Заяузье с востока было укреплено Земляным Валом. Первые и единственные ворота находились на поэтому это место стало одним из самых людных в Москве. Очень удобно и компактно здесь расположились дворцовые ремесленные слободы, каждая из которых строила свой храм. По той же самой причине рядом с Успенским храмом находилась и Никольская обитель, датированная 1632 годом.

Время строительства храма

Местные гончары в 1654 году решили отстроить святыню Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Гончарах был каменный, но пока однопрестольный. Затем в 1702 году он опять был перестроен, тогда появилась трапезная с приделом Тихона - епископа Амафутинского. Строительство храма не прекращалось и в период с 1764 по 1774 годы. В это время к архитектурному ансамблю добавилась трехъярусная колокольня, выполненная в стиле послепетровского барокко. Храм получился небольшой, однако очень красивый и уютный. Знаменательным было еще и то, что его декораторским оформлением занимался Полубес Степан - редких изразцовых дел мастер. Он жил в это время в той самой Гончарной слободе недалеко от храма. Там же была расположена и его мастерская, именно в ней он изготавливал панно и фризы.

Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве и сейчас сохранил всю эту уникальную красоту. Особенный интерес вызывает глава придела в честь святителя Тихона Амафунтского. Именно здесь размещен один из полюбившихся сюжетов Полубеса - панно, на котором изображены четыре евангелиста.

Главные святыни храма

Что еще интересного можно сказать об обители Успения Пресвятой Богородицы? Храм в Гончарах имеет самую главную святыню - чудотворную икону Божьей Матери, которая названа Троеручницей. Такое название она получила в честь памяти одного удивительного события - исцеления Богородицей святого Иоанна Дамаскина, которому отсекли руку. В России эту икону почитают очень давно, и списков первоявленного образа тоже немало, но некоторые из них также являются чудотворными.

В 1661 году из Хилендарского Афонского монастыря в священный дар русскому Патриарху Никону был прислан один из таких списков, который был поставлен в Воскресенском Ново-Иерусалимском мужском монастыре в 1963 году на Истре в Московской области.

В 1716 году с этой иконы Божьей Матери Троеручницы опять был снят список, который уже с самого момента появления был помещен в Успенском храме. До сих пор существует мнение, что именно благодаря заступничеству великой святыни Успенский храм никогда не закрывали, даже в переломные времена русской истории. До сих пор сохранились и все его колокола.

Сегодня для того, чтобы люди имели свободный доступ к иконе, на наружной стене с западной стороны храма помещен еще один список святыни в изразцовом киоте.

Еще немного истории о церкви Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Гончарах: интересные факты

Как бы то ни было, но войска Наполеона в 1812 году все же прошлись по храму Успения и вынесли из него все, что можно было, а дворы прихода сожгли. Только уже к 1836 году удалось его частично восстановить и перестроить, появились новые сооружения, главы и кресты, к колокольне был пристоен южный портал. До настоящего времени сохранилась ограда, датируемая началом XIX века. Однако в 1898 году перестройкой храма занимался архитектор Л. О. Васильев. Уникальный иконостас, оформленный в стиле XVII века, состоит из очень древних икон XVII-XVIII веков. При советской власти каким-то удивительным образом храм сохранился.

В 1948 году по договору православных Русской и Болгарской Церквей, как живая связь между двумя родными церквями, в храме было создано Подворье Болгарской ПЦ.

Вот такую историю имеет обитель Успения Пресвятой Богородицы - храм в Гончарах. Можно добавить, что в 2015 году настоятель храма архимандрит Феоктист сказал, что московских прихожан-болгар тут осталось немного, основная часть их в основном живет в р-не ул. Красный Мак, где стала строиться новая церковь в честь св. Киприана. Поэтому основная масса посетителей этого храма - русские.