(Документ)

  • Зеленков А.И. Философия в современном мире (Документ)
  • Петровский Г.Н. (отв. ред. и сост.) Актуальные проблемы социализации молодежи в современном мире (Документ)
  • Адам әлемі. Философский и общественно-гуманитарный журнал 2012 №01 (51) (Документ)
  • Миграционная ситуация и миграционная политика в современном мире. Материалы международной школы-семинара. Сборник статей. Часть 1 (Документ)
  • Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире (Документ)
  • Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география (Документ)
  • Шевченко В.Н. (ред.) Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни (Документ)
  • Исаченко В.В., Мартиросов М.И., Щербаков В.И. Сопротивление материалов. Руководство к решению задач. Часть 1 (Документ)
  • Соколова Р.И., Спиридонова В.И. Государство в современном мире (Документ)
  • Проблема преступности и терроризма в современном мире (Документ)
  • n1.doc

    4. Географическое прогнозирование

    Вряд ли правомерно приступать к разработке рекомендаций по оптимизации природной среды на более или менее длительную перспективу, не представив себе заранее, как поведут себя в будущем геосистемы в силу присущих им естественных динамических тенденций и под влиянием техногенных факторов. Иными словами, необходимо составить географический прогноз, цель которого, по определению академика В. Б. Сочавы, заключается в разработке представлений о природных географических системах будущего. В способности научного предвидения должно состоять, пожалуй, наиболее весомое свидетельство конструктивного характера географии.

    Проблемы географического прогнозирования достаточно сложны и многообразны. Этого и следовало ожидать, зная о сложности и многообразии самих объектов прогнозирования – геосистем различных уровней и категорий. В точном соответствии с иерархией самих геосистем оказывается и иерархия прогнозов, их территориальных масштабов. Различаются прогнозы локальные, региональные и глобальные. В первом случае объектами прогноза служат морфологические подразделения ландшафта вплоть до фаций, во втором – речь идет о будущем ландшафтов и региональных систем высших рангов, в третьем – о будущем всей ландшафтной оболочки. Можно утверждать, что сложность задач прогнозирования нарастает по мере перехода от низших ступеней геосистемной иерархии к высшим.

    Как известно, всякая геосистема относительно более низкого уровня функционирует и развивается как составная часть систем высших рангов. Практически это означает, что разработка прогноза «поведения» в будущем отдельных урочищ должна осуществляться не иначе как на фоне вмещающего ландшафта, с учетом его строения, динамики, эволюции. А прогноз для всякого ландшафта следует разрабатывать на еще более широком региональном фоне. В конечном счете географический прогноз любого территориального масштаба требует учета глобальных тенденций (трендов).

    Разработка прогноза всегда ориентируется на определенные расчетные сроки, т. е. ведется с заранее заданной заблаговре-менностью. Можно говорить, следовательно, и о временных масштабах прогноза. По этому признаку географические прогнозы делят на сверхкраткосрочные (до 1 года), собственно краткосрочные (до 3–5 лет), среднесрочные (на ближайшие десятилетия, чаще до 10–20 лет), долгосрочные (на ближайшее столетие) и сверхдолгосрочные, или дальнесрочные (на тысячелетия и далее). Естественно, что надежность прогноза, вероятность его оправдываемости тем меньше, чем отдаленнее его расчетные сроки.

    Принципы географического прогнозирования вытекают из теоретических представлений о функционировании, динамике и эволюции геосистем, включая, разумеется, и закономерности их антропогенной трансформации. Исходными основаниями географического прогноза являются те факторы, или предикторы, от которых могут зависеть предстоящие перемены в геосистемах. Эти факторы имеют двоякое происхождение – природное (тектонические движения, изменения солнечной активности и др., а также процессы саморазвития ландшафта) и техногенное (гидротехническое строительство, хозяйственное освоение территории, мелиорации и т. д.).

    Существует определенная связь между основаниями (факторами) прогноза и его пространственными и временными масштабами. Дальность подлинно комплексного географического прогноза ограничивается нашими более чем скромными возможностями предвидеть пути общественного и технического прогресса (писатели-фантасты в счет не идут). А это означает, что географические прогнозы за пределы обозримого будущего могут основываться только на учете самых общих природных факторов, таких, как тренд тектонических движений и большие климатические ритмы. Поскольку эти процессы отличаются широким радиусом действия, пространственные масштабы прогноза должны быть также достаточно широкими – глобальными или макроре-гиональными. Так, И. И. Краснов попытался наметить общепланетарные природные изменения климата на 1 млн. лет вперед, основываясь на изученных палеогеографических закономерностях. В. В. Никольская разработала региональный прогноз для юга Дальнего Востока на 1000 лет вперед, также опираясь на палеогеографические данные.

    Прогноз на самые короткие сроки – в пределах года – основывается тоже на природных факторах, на ходе сезонных процессов. Например, по характеру зимы можно судить о ходе последующих весенних и летних процессов; от условий увлажнения данной осени зависят особенности вегетации растений весной следующего года и т. д. Учет техногенных факторов в данном случае мало актуален, так как их косвенное воздействие ощутимо скажется на структуре природного комплекса лишь через годы и даже десятилетия.

    Возможность наиболее полного учета факторов предстоящих изменений в геосистемах, как природных, так и техногенных, реализуется при средне- и отчасти долгосрочном географическом прогнозировании, т. е. на ближайшие годы и десятилетия. Оптимальными территориальными объектами в этих случаях следует считать ландшафты и их региональные объединения порядка ландшафтных подпровинций, областей.

    Географическое прогнозирование базируется на применении различных взаимодополняющих методов. Один из наиболее известных – экстраполяция, т. е. пролонгирование выявленных в прошлом тенденций на будущее. Но этот метод следует применять с осторожностью, так как развитие большинства природных процессов протекает неравномерно, а тем более недопустимо распространять на будущие современные темпы роста населения и производства, современные тенденции развития технологии и т. д.

    Метод географических аналогий заключается в переносе закономерностей, установленных в каких-либо ландшафтах, на другие, но обязательно аналогичные ландшафты. Например, результаты наблюдений над влиянием существующих водохранилищ на прилегающие урочища и местности используются для прогноза возможных географических последствий от проектируемых водохранилищ в однотипных (например, таежных или пустынных) ландшафтах.

    Метод ландшафтной индикации основан на использовании частных динамических признаков для суждения о предстоящих существенных переменах в структуре ландшафта. Например, понижение уровня озер, наступление леса на болота могут свидетельствовать о более общих трендах в развитии ландшафтов, связанных с усыханием климата или устойчивыми тенденциями тектонических движений. Для сверхкраткосрочного локального прогноза перспективно использование фенологических индикаторов. Известно, что между сроками наступления различных фенологических явлений существует достаточно устойчивая связь (фенологический лаг). Это дает возможность прогнозировать наступление ряда природных явлений по наблюдениям некоторых фенологических индикаторов (например, начало пыления ольхи или березы, цветения рябины или липы) с опережением до одной – пяти недель.

    Как известно, между географическими явлениями нет такой жесткой детерминированности, какая существует в небесной механике или в часовом механизме, поэтому географический прогноз может быть только вероятностным (статистическим). Отсюда следует значение методов математической статистики, позволяющих выразить в численной форме корреляции между компонентами геосистем, цикличность процессов и их тренды на расчетные сроки прогноза.

    Несколько лет назад как в ученых кругах, так и в среде широкой общественности вспыхнула бурная дискуссия вокруг предполагавшейся переброски части стока северных рек на юг. Взгляды как сторонников, так и противников «поворота» рек основывались не столько на строгих научных расчетах, сколько на эмоциях. Между тем перед нами типичная задача географического прогнозирования: требовалось ответить на вопрос о возможных негативных для природной среды последствиях в случае осуществления проекта. И некоторые географические коллективы работали над разрешением этого вопроса, хотя, к сожалению, результаты исследований остались практически недоступными для общественности. Проблема оказалась настолько объемной, что сколько-нибудь подробно изложить ее здесь невозможно. Ограничимся лишь одним примером.

    Прежде всего, следует четко обозначить пространственные и временные масштабы подобного прогноза. По временным масштабам его можно определить как среднесрочный – в данном случае прогноз на ближайшие 10–20 лет или несколько дальше наиболее актуален и наиболее надежен. Что касается пространственных масштабов, то здесь может идти речь о всех трех уровнях.

    Локальный прогноз затрагивает геосистемы, непосредственно примыкающие к гидротехническим сооружениям – плотинам, водохранилищам, каналам. Механизм локальных техногенных воздействий относительно прост, и его радиус действия охватывает преимущественно геосистемы на уровне урочищ. Основные его проявления – затопление и подтопление береговой полосы, размыв и всплывание торфяников, некоторое изменение местного климата (например, уменьшение годовой амплитуды температур на 1–2 °С). Эти изменения заметно скажутся в полосе шириной в сотни метров, но в разных ландшафтах по-разному. Например, на низменных заболоченных озерно-ледниковых равнинах, примыкающих к озерам Лача, Воже, Кубенское, уровень которых предполагалось повысить в случае осуществления проекта отъема части стока из бассейнов рек Онеги и Сухоны, все природные процессы, связанные с переувлажнением, усугубятся. В средней части отрезка долины Сухоны эффект подтопления почти не скажется, несмотря на заполнение долины водохранилищем: река врезана здесь на глубину 50–60 м и зеркало водохранилища оказалось бы на 10–20 м ниже бровки долины; берега сложены прочными верхнепермскими породами, так что их размыв не должен быть значительным. В верхней же части долины Сухоны, где расположена знаменитая вологодская пойма, ожидается снижение уровней весеннего половодья, сокращение продолжительности поемного затопления, понижение грунтовых вод, высыхание части поемных озер, деградация заливных лугов.

    Все эти и многие другие конкретные локальные последствия гидротехнического строительства наиболее точно и подробно отражаются на прогнозной ландшафтной карте, передающей ожидаемое состояние урочищ на расчетный срок (например, к 2000 или 2010 г.). Но разработкой локального прогноза решение вопроса отнюдь не исчерпывается. Необходимо выяснить, не произойдет ли каких-либо неожиданных нарушений природных процессов в региональных масштабах, т. е. на территории, охватывающей бассейны рек-доноров, в частности Северной Двины, Онеги, Невы. Речь, следовательно, идет о территории нескольких ландшафтных провинций (Северо-Западной таежной, Двинско-Мезенской таежной и части соседних). Фактически же в прогнозный анализ приходится вовлекать природные процессы, охватывающие еще более обширные пространства. Изъятие части речного стока дает импульс цепным реакциям, которые могут затронуть систему взаимодействий между сушей, океаном и атмосферой.

    Первым толчком в этой цепи процессов окажется недополучение окраинными арктическими морями (Белым и Баренцевым) ежегодно десятков кубических километров относительно теплой и пресной речной воды. Дальнейший эффект этого явления противоречивый: с одной стороны, уменьшение притока тепла должно стимулировать ледообразование, с другой – ослабление распреснения речным стоком морских вод приведет к увеличению их солености и, следовательно, ослабит ледообразование (соленая вода замерзает при более низких температурах, чем пресная). Оценить суммарный эффект этих двух противоположно направленных процессов крайне затруднительно, но примем худший вариант, т. е. усиление ледовитости. Теоретически это обстоятельство должно способствовать понижению температуры формирующихся над поверхностью окраинных морей воздушных масс. В свою очередь, поступая благодаря активной циркуляции атмосферы на сушу Европейского Севера, эти морские воздушные массы приведут к охлаждению климата в регионе (а также к сокращению количества осадков).

    Такова чисто качественная, теоретическая схема. Если ж.е обратиться к некоторым цифрам, то окажется, что техногенно обусловленная составляющая рассмотренных процессов не идет ни в какое сравнение с природным фоном. На ледовый и температурный режим омывающих север Европы морей решающее влияние оказывает поток теплых вод из Северной Атлантики. Его средняя годовая величина составляет более 200 тыс. км 3 , тогда как весь объем годового речного стока в Северный Ледовитый океан равен 5,1 тыс. км 3 . Если бы величина изъятия речного стока достигла даже 200 км 3 (а проектом первой очереди предусматривалось 25 км 3), то это было бы на три порядка ниже притока (адвекции) атлантических вод. Только годовые колебания этого притока, т. е. возможные отклонения от среднего, достигают 14 тыс. км 3 , т. е. в десятки или сотни раз перекрывают объем предполагаемого изъятия стока из бассейнов северных рек. Таким образом, ожидать сколько-нибудь ощутимого регионального, а тем более глобального эффекта в данном случае нет оснований. Однако если построить аналогичные расчеты для системы бассейн Оби – Карское море, то мы получим существенно иные результаты, ибо там доля речного стока в формировании солевого, теплового и ледового режимов морских вод значительно выше, и можно ожидать более ощутимых изменений в климате прилегающей суши.

    В данном документе представлена работа по формированию умения прогнозировать у учащихся на уроках и во вне урочной деятельности. Представлены этапы реализациии умения прогнозировать, анлиз результатов, методические средства развития прогностической деятельности, этапы и приемы решения прогностических заданий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Маленкова Л.А., учитель географии МБОУ« СОШ №6», г. Нефтеюганск

    Выступление на МО географии по теме : «Формирование умения прогнозировать у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности» .
    Все мы сегодня принимаем участие в реализации концепции модернизации российского образования. Поэтому при определении своей роли, своих целей и задач я исходила из социального заказа, заявленного в Концепции.
    «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия…»
    Умение прогнозировать помогает ученикам почувствовать значительность работы, предвидеть развитие географических явлений, планировать исследование, осуществляя его по этапам (формировать гипотезу, высказывать предложение), приобщает к пониманию глобальных проблем, способствует развитию реальных учебных возможностей большинства учащихся и повышает уровень их самостоятельности, творческой активности. Отвечая на вопрос: «Что я, как учитель географии, могу сделать, выполняя социальный заказ?» - я определила задачу: «организовать образовательный процесс, позволяющий сформировать у учащихся умение прогнозировать». Таким образом, цель моей работы: ученик , владеющий умением прогнозировать.

    За счет чего я реализую эту цель?
    -использование методики решения прогностических заданий;
    -применение интернет - технологий;
    -организация внеурочной деятельности в НОУ, факультатива;
    -применение умения сравнивать.

    Как это выглядит на практике?
    Для формирования умения прогнозировать у учащихся я создала систему мер, включающую следующие этапы.

    Этапы реализации умения прогнозировать:
    1 этап – анализ ситуации (сентябрь)
    2 этап – разработка системы мер по формированию умения прогнозировать (октябрь)
    3 этап – практическое внедрение системы мер по формированию умения прогнозировать (октябрь-май)
    4 этап – диагностика уровня сформированности данного умения (2 раза в год)
    На 1 этапе определяю условия, при которых возможно достижение цели, изучаю состояние и качество умения прогнозировать у учащихся (провожу 1 срез по темам)
    На 2-3 этапе:
    1 – мотивация (заинтересованность), анализ заданий, их разбор (срез)
    2 – осмысление сути прогнозирования и правил его реализации (составление алгоритма)
    3 – выявление уровня сформированности умения прогнозировать у учащихся (дидактические приемы: задания в письменной форме, эвристическая беседа).
    Умение прогнозировать зависит от уровня развития учащихся, сложности заданий, их характера.
    4 – создание условий для практики (дается задание: н-р, в группах) применение умения прогнозировать в классной и домашней работе, в устных ответах и письменных работах; при решении познавательных задач
    5 – накопление опыта прогнозирования
    6 – перенос с одного предмета на другой и на внеурочную деятельность (применение умения прогнозировать в различных условиях для решения задач)
    1-2 четверть – все этапы
    3-4 четверть – практика, диагностика
    Анализ результатов внедрения (май):
    - какие новые идеи, трудности, ошибки, условия ее наиболее эффективного применения;
    Н-р:- способствует развитию реальных учебных возможностей большинства учащихся и повышает уровень их самостоятельности, творческой активности
    - готовность отдельных учащихся к формированию умения прогнозировать
    - осуществлять переход от теоретического уровня к практическому.

    Самый сложный для усвоения уровень требований предлагает ученику составить прогноз развития географического события или явления. Категория «прогнозировать» выражена через конкретные учебно-познавательные действия, которые ученики выполняют во время текущего и итогового контроля.

    Прогностическая деятельность – это особый, специфический вид когнитивной (познавательной) деятельность человека, требующего определенной подготовки (исходной умелости), мыслительных усилий, волевого, эмоционального напряжения, психологической устремленности на поиск.


    Итак, для выяснения особенностей прогностической деятельности школьников и условий эффективного управления ее развитием в процессе обучения школьной географии я ввожу основные понятия и термины , употребляемые в теории прогностики.

    Прогноз – вероятностное суждение о состоянии какого-либо изучаемого объекта или явления в будущем.
    Прогноз как видовой термин определяется через более общие термины: предвидение и предсказание . При предвидении прогноз строится на неизвестных многим широким кругам теориям. Предсказание проще, чем предвидение, базируется на таких процедурах умственной деятельности, как: описание и объяснение предполагаемого состояния объекта или явления.
    Предвидение имеет несколько форм конкретизации: 1) предчувствие (простое предвосхищение); 2) предугадывание (сложное предвосхищение); 3) прогнозирование (исследование)

    Географический прогноз – предвидение изменений в развитии разнообразных природных, производственных, социальных, природно- общественных систем.

    В зависимости от целей исследование прогнозирование бывает: прогноз в природопользовании – это предсказание динамики изменения природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах; и прогноз воздействия на среду – это предсказание изменений в природной среде, происходящих в результате прямого и косвенного воздействия на нее хозяйственной деятельности.

    Прогноз является результатом прогнозирования : это совокупность приемов, позволяющих вынести достоверное суждение о будущем состоянии географического объекта или процесса.

    При составлении географического прогноза я использую следующие методы :
    1) Ретроспективное прогнозирование – предсказание будущего на основе детального изучения прошлого состояния системы
    2)
    Географическая аналогия . Для прогноза используется возможное сходство одной, лучше изученной системы, с другой – хуже изученной.
    3)
    Экспертные оценки . При составлении прогноза учитываются мнения экспертов-специалистов.

    4) Моделирование . Основан на создании пространственно-временной модели системы с применением методов математической статистики.

    Для обеспечения прогностической деятельности школьников в процессе обучения географии я:
    1) Осуществляю прогнозирование на разных уровнях сложности, поэтапно.
    2) При проектировании прогностической деятельности в системе уроков учитываю разные виды географического прогнозирования.
    3) В процессе решений прогностического задания ориентирую ученика на выбор адекватного содержания задания метода прогнозирования.

    При проектировании процесса обучения я ориентируюсь на выделенные уровни прогностической деятельности в структуре обучения.
    1) Предваряющий уровень осуществляется в форме предугадывания ; достижение этого уровня требует от учащихся меньших умственных усилий, но в то же время способствует развитию познавательного интереса к предмету изучения.
    2)
    Первый основной уровень осуществляется в форме предсказания ; достижение этого уровня требует от учеников больших умственных усилий , связанных с поиском убедительных теоретических положений , на основе которых выстраивается прогностическое суждение. В данном случае используем методы экспертных оценок и ретроспективных .
    3) Второй основной уровень осуществляется в форме конкретизации предвидения ; это наиболее сложный уровень деятельности, который требует не только умственных усилий, но и интуиции. На 2 уровне используем методы аналогии и моделирования .
    Максимальный познавательный и развивающий эффект обеспечивает обучение, где все уровни рассматриваются во взаимосвязи, расположенные от простого к сложному. При таком подходе реализация этой технологии на практике способствует целенаправленному развитию прогностической функции географического мышления.

    Основным методическим средством развития прогностической деятельности школьников являются учебные задания , которые различаются по степени сложности и обеспечивают развитие действий предугадывания, предсказания и собственно прогнозирования (предвидения)
    При конструировании заданий такого рода я использую следующий
    алгоритм деятельности .
    Алгоритм конструирования и использования в процессе обучения учебного задания прогностического типа.
    1.Членение, структурирование теоретического знания учебной темы, уже изученной в учебном процессе.
    2.Подбор, разработка учебной ситуации, в которой будет использоваться та или иная часть теоретического знания.
    3. Деформация ситуации (разрыв определенной географической связи) с целью создания неопределенности, касающейся соответствующего знания.
    4. Формулирование вопроса относительно деформированной ситуации.
    5. Предложение задания ученику.
    6. Вовлечение учащихся в процесс решения прогностической задачи.
    7. Контроль правильности решения задачи; выявление затруднений в самостоятельном поиске или коллективной мыследеятельности; выявление потребности в подсказке.

    Кроме этого учитываю этапы и приемы решения учащихся прогностического задания.
    На первом этапе я сообщаю условия задачи, анализируя которые учащиеся включаются в ее решение. Приступая ко второму этапу решения задачи, ученики, пользуясь тематическими картами, текстом учебника, другими источниками информации, собирают данные по решению задачи, затем формулируют гипотезы . После четкой формулировки гипотез организую третий этап решения задачи – проверка правильности гипотез (аргументы), где предлагаю найти ученикам дополнительные фактические данные в заранее подготовленных текстах, схематических рисунках и объяснить теоретически наблюдаемую картину. На третьем этапе решения задачи стараюсь избегать у учащихся репродуктивного изложения дополнительных данных; интерес вызывает сообщение «специалистов» или анализ разных текстов в группах. Обсуждение новых дополнительных сведений убеждает учащихся в правильности верного предположения, на основе которого и формулируется итоговое прогностическое суждение .
    Успешность решения
    прогностической учебной ситуации зависит во многом от умения учащихся сравнивать, обобщать, систематизировать ранее изученный материал так, чтобы сформировать прогностическое суждение .

    При построении прогностических заданий я имею в виду, что перестройка географической оболочки и региональных геосистем измеряется геологическими масштабами и составляет тысячелетия. И зменение же локальных геосистем могут происходить на глазах человека (например: формирование карьерно - отвальных комплексов, зарастание болот и др.). Поэтому они и выбираются мною в качестве важных объектов прогнозирования.

    Я определяю три возможных уровня сформированности умения прогнозировать:
    1 уровень – ученик затрудняется при выдвижении гипотезы и поиске аргументов
    2 уровень – выдвигает аргументы, частично доказывающие гипотезу
    3 уровень – выдвигает аргументы, доказывающие правильность гипотезы
    Контрольные срезы на уровень сформированности умения прогнозировать провожу один раз в полгода , например:
    В 6 классе
    Задание 1 по теме «Литосфера»
    - Что произойдет, если Уральские горы расположились широтно на севере Евразии?
    Задание 2 по теме «Гидросфера»
    - Составьте прогноз возможных изменений внутренних вод ХМАО-Югра в результате хозяйственной деятельности человека.
    В
    8 классе
    Задание 1 по теме «Высотная поясность»
    - Ваш прогноз: если Хибины и Кавказ поменять местами, как бы выглядел набор высотных поясов?
    Задание 2 по теме «Природопользование и охрана природы»
    - Как вы думаете, уменьшится или увеличится по сравнению с настоящим временем зависимость человека от природных условий. Приведите доводы и аргументируйте свой ответ.
    в
    10 классе
    Задание 1 по теме «Население мира»
    - Подумайте, как изменится доля трудоспособного населения в странах экономически развитых и развивающихся через 20-30 лет. Обострение каких проблем вызовет такое изменение количества трудовых ресурсов?
    Задание 2 по теме «Африка»
    - Составьте прогноз экономического развития стран Северной Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Как вы думаете, какие из североафриканских стран имеют наибольшие перспективы успешного развития? Почему?

    Классы

    Задание 1

    Задание 2

    1 уровень

    2 уровень

    3 уровень

    1 уровень

    2 уровень

    3 уровень

    При решении прогностических заданий использую компьютерные технологии для:
    - демонстрации материалов: наглядных пособий и карт;
    - самостоятельной работы учащихся.
    Например: для урока по теме «Реки» в 6 классе я подготовила презентацию при решении задания «Возможно ли в будущем построение ГЭС на реке Обь?»
    По теме «Вулканы» в 6 классе – «Как вы думаете, могут ли на территории ХМАО быть вулканы в будущем?»
    Исследования
    Исходя из Концепции образования, предусматривающей формирование навыков исследования на основе систематизации знаний, анализа и
    прогнозирования , я развиваю у учащихся умение прогнозировать тенденции развития экологической ситуации в городе во внеурочной деятельности в рамках НОУ. Несколько лет мы с учащимися НОУ работаем над темой «Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения»:учащиеся выступали на городской конференции «Шаг в будущее» по теме «Загрязнение атмосферы над г.Нефтеюганском и влияние на здоровье населения» (3 место); принимали участие в конференции в г.Сургуте; по теме «Влияние качества питьевой воды на здоровье населения г.Нефтеюганска». Сейчас работаю над темой «Санитарное состояние почвы и здоровье населения г.Нефтеюганска». Результатом работы учащихся будет составление экологического прогноза развития города .

    Формированию умения прогнозировать способствует факультатив по теме «Страноведение»
    При изучении природы, населения, хозяйства крупных стран, особенностей жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях учащиеся выполняют различные прогностические задания: раскрывают изменения практики природопользования, динамику нарастания экологических проблем отдельных стран и решениях их в будущем, прогнозируют основные тенденции развития природных, социально-экономических и экологических процессов применительно к конкретным странам.
    Например :
    - Предположите, будет ли меняться возрастной состав населения Германии?
    - Составьте прогноз экономического развития Бразилии на базе рационального использования природных ресурсов.
    Формирование умения прогнозировать у учащихся как в урочной так и во внеурочной деятельности происходит на основе умения сравнивать . С этой целью я составила программу педагогического поиска « Формирование метапредметных умений у учащихся: сравнение ». Данный прием направлен на изучение существенных признаков, но посредством сопоставления объектов друг с другом. Он помогает углублять и уточнять изучаемый материал. Т.о., изучаемые объекты познаются гораздо более полно. Данный прием обеспечивает оптимальный результат в формировании мышления школьников, в том числе при прогнозировании. Я использую различные виды заданий на сравнение :
    а) – самостоятельные работы после прохождения тем; 7 класс – сравнение ПЗ по 40 ° параллели в Евразии и Северной Америке
    б) –
    познавательные работы на сравнение: 6 класс – «По физической карте мира определите, площадь какого материка или материков изменилась бы меньше всего, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 метров. Приведите аргументы.»
    8 класс: - Как изменится численность населения РФ в 2020 году по сравнению с настоящим временем?
    - Предположите, будет ли меняться состав трудовых ресурсов в нашем округе?
    в) –
    упражнения на сравнение по образцу (алгоритму): 6 класс – Объясните, чем различаются магматические и осадочные горные породы. Пользуясь необходимыми картами, определите черты сходства и различия в местоположении Миссисипской низменности и Западно – Сибирской равнины. Предложите, изменится ли их местоположение через 250 млн. лет. Аргументируйте свой ответ.
    г) –
    несложные исследовательские работы ; например, по теме «Климат своей местности» (сравнение по месяцам: сентябрь и февраль).

    Ежегодно учащиеся НОУ принимают участие в конференции « Шаг в будущее », имеют дипломы и грамоты.


    Следует различать понятие “прогноз” и “прогнозирование”. Прогнозирование -- это процесс получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта. Прогноз - результат прогнозных исследований. Есть много общих определений термина “прогноз”: прогноз -- это определение будущего, прогноз -- это научная гипотеза о развитии объекта, прогноз -- характеристика будущего состояния объекта, прогноз -- оценка перспектив развития.

    Несмотря на некоторые отличия определений термина “прогноз”, связанные, по-видимому, с различиями целей и объектов прогноза, во всех случаях мысль исследователя устремлена в будущее, то есть прогноз представляет собой специфический вид познания, где исследуется не то, что есть, а то, что будет. Но суждение о будущем не всегда есть прогноз. Например, есть закономерные события, которые не вызывают сомнения и не требуют прогнозирования (смена дня и ночи, сезонов года). Кроме того, определение будущего состояния объекта -- это не самоцель, а средство научного и практического решения многих общих и частных современных проблем, параметры которых, исходя из возможного будущего состояния объекта, задаются в настоящие время.

    Общая логическая схема процесса прогнозирования представляется как последовательная совокупность.

    Во-первых, представлений о прошлых и современных закономерностях и тенденциях развития объекта прогнозирования.

    Во-вторых, научного обоснования будущего развития и состояния объекта.

    В-третьих, представлений о причинах и факторах, определяющих изменение объекта, а также условий, стимулирующих или препятствующих его развитию.

    В-четвертых, прогнозных выводов и решений по управлению.

    Для решения многих познавательных и практических задач все возрастающее значение приобретают комплексные прогнозы, включающие и собственно географический прогноз. Его значение особенно велико для обоснования и апробации различных концепций экономического и социального развития, при составлении плановых и технических проектов.

    Географы определяют прогноз преимущественно как научно обоснованное предвидение тенденций в изменении природной среды и производственно территориальных систем (Сачава, 1978).

    В аспекте эволюции геосистем -- это особая задача, решение которой относится к области полеогеографии, а в части текущей динамики, то есть смены одной переменной структуры другой, -- это актуальный предмет учения о геосистемах. Такого рода динамика, хотя и проявляется при спонтанном развитии природы, но чаще всего представляет собой следствие влияния человека на окружающую среду. Она способствует всем его мероприятиям, в частности, по освоению местности и разработки природных ресурсов. Поэтому прогноз направлений текущей динамики является необходимым условием всякого рационального природопользования.

    Географический прогноз касается только природной среды человека. Социально-экономический прогноз строится на других основаниях, хотя также с учетом динамики природной среды. С другой стороны, экономические и социальные мотивы учитываются и при географическом прогнозировании, но только с токи зрения воздействия их на природу. Этого вполне достаточно, так как помимо разработки собственно географического прогноза географ участвует в составлении социально-экономического прогноза, в частности касающегося перспектив развития территориально-производственных систем.

    Некоторые понятия прогностики. В работе используется терминология общей прогностики, разработанная Комитетом научно-технической терминологии АН СССР (Звонкова, 187).

    Цель и объект прогнозирования. Процесс прогнозирования начинается с определения его цели и объекта, так как именно они определяют тип прогноза, содержание и набор методов прогнозирования, его временные и пространственные параметры. Цели и объекты прогнозирования могут быть очень разными. В настоящее время главной, наиболее актуальной и очень ответственной целью географического прогнозирования является предвидение того состояния природной среды, в которой будет обитать человек. При этом цель заключается не только в прогнозировании состояния воздуха, воды и почвы, но в целом географической среды, ее природы и хозяйства.

    При выборе объекта прогноза можно использовать классификацию, которая основана на следующих шести признаках (Звонкова, 1987).

    Природа объекта прогноза. Географический прогноз, привязанный к определенному региону, чаще всего соприкасается с другими объектами прогноза разных природных свойств.

    Масштабность объекта прогноза: сублокальные, с числом значащих переменных от 1 до 3, локальные (от 4 до 14), субглобальные (от 15 до 35), глобальные (от 36 до 100), суперглобальные (более 100 значащих переменных). В географии имеют место объекты всех масштабов.

    Сложность объекта прогнозирования, определяемая разнообразием его элементов, числом значащих переменных и характером связей между ними. По этим признакам можно выделить объекты: сверхпростые, в которых переменные существенно не связаны друг с другом; простые -- парные взаимосвязи между переменными; сложные -- взаимосвязи между тремя переменными и более; сверхсложные, при изучении которых учитываются взаимосвязи между всеми переменными. В географическом прогнозировании исследователь чаще всего имеет дело со сверх сложными объектами.

    Степень детерминированности: детерминированные объекты, в которых случайная составляющая несущественна и ею можно пренебречь; стохастические объекты, при описании которых необходим учет их случайной составляющей; смешанные объекты с детерминированными и стохастическими характеристиками. Для географического прогнозирования прежде всего свойственны стохастические и смешанные характеристики объектов.

    Характер развития во времени: дискретные объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени, тренд -- аналитическое или географическое представление об изменении переменной во времени. Апериодические объекты, регулярная составляющая которых описывается апериодической непрерывной функцией времен; циклические объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени. В географическом прогнозировании используются все виды развития объекта во времени.

    Степень информационной обеспеченности, определяемая полнотой имеющихся качественной или количественной ретроспективой информации об объектах прогноза. В географическом прогнозировании исследователь имеет дело с объектами, обеспеченными преимущественно качественной информацией об их прошлом развитии. Это особенно относится к природной составляющей прогноза.

    Основные операционные единицы прогнозирования. Все объекты прогнозирования изменяются во времени и пространстве.

    Поэтому время и пространство -- главные операционные единицы прогнозирования. Какая из операционных единиц важнее? Некоторые географы считают главными принципами прогнозирования историко-генетический (Саушкин, 1976) и структурно-динамический (Сачава, 1974). Тем самым они отдают предпочтение временным аспектам прогнозирования. Действительно, проблема времени в общей прогностики является центральной проблемой, однако в географическом прогнозировании, имеющем дело с регионами, пространствами разных рангов, необходимо сочетание пространственных и временных аспектов.

    Главная проблема географического прогнозирования. Географическое прогнозирование -- это, как правило, решения комплекса проблем, составляющих часть предплановых разработок будущего плана. Но из многих проблем, прежде всего, надо выбрать главную и общую для географов проблему.

    Выбор такой проблемы должен основываться на следующих критериях (Звонков, 1987).

    Соответствие проблемы современным общественным и научно-техническим потребностям.

    Актуальности значения проблемы на большой период времени (25 - 30 лет и более).

    Наличие научных предпосылок, в частности соответствующих методов решения проблемы.

    Из перечисленных общих критериев следует, что главная задача состоит в географическом обосновании долгосрочного развития народного хозяйства в его региональном аспекте, а главная общая для географов научная проблема -- предвидение изменений природной среды в естественных и техногенных условиях.

    Дорогие ползователи! В этой главе вы узнаете, что такое прогноз, прогнозирование, географический прогноз и прогнозирование, ме­тоды прогнозирования, глобальные, региональные и местные гео­графические прогнозы.

    В процессе своей хозяйственной деятельности человек интере­суется не только существующими на данный момент природными условиями, его также заботят изменения, которые могут произой­ти в будущем. А следовательно, изучение и предварительное про­гнозирование природных условий имеют также большое значение с точки зрения удовлетворения нужд человека. Изучая главы дан­ной темы, вы ознакомитесь с понятием географический прогноз, его методами, видами и вопросами оценки изменений природных комплексов Узбекистана.

    Понятие о географическом прогнозе

    Прогнозирование состояния географической оболочки в буду­щем, научное обоснование вопросов предупреждения пагубного влияния человеческой деятельности на природную среду в услови­ях научно-технической революции являются одной из приоритет­ных задач современной географии.

    В науке способность предвидеть и предсказывать явления или изменения состояния какого-либо объекта, могущие иметь место в будущем, называют прогнозом.

    На современном этапе развития существуют понятия прогно­зирования и прогноза. Прогнозирование - это процесс сбора дан­ных об изменениях состояния изучаемого явления или объекта. Прогноз представляет собой заключительный итог исследований, полученных в результате прогнозирования. В принципе, под про­гнозом понимают характеристику будущего состояния изучаемого объекта или явления.

    Географическое прогнозирование представляет собой процесс сбора и накопления сведений о развитии и изменении природной и социально-экономической среды.

    Под географическим прогнозом понимают научно обоснованное предсказывание основных направлений в изменениях природной среды и территориальных производственных структур.

    В последнее время, в результате ускорения темпов научно-технического развития, научные изыскания в области прогнозиро­вания ведутся также интенсивно. Резко сократилось время, необхо­димое для внедрения научных идей в практику, что конечно уве­личило и масштабы влияния на окружающую среду. В итоге изме­нилось и время обратного влияния окружающей среды на человека. И это влияние обычно носит негативный характер. И тем более важное значение приобретает теперь умение предсказывать подоб­ные причинно-следственные процессы в природе. В противном слу­чае, экологические катастрофы из разряда локальных переходят в региональные и глобальные. В качестве примера приведем траге­дию Арала.

    Географические прогнозы осуществляются несколькими вари­антами. Например, проект по изменению русел Сибирских рек и направлению их в Центральную Азию и Казахстан разрабатывался в нескольких вариантах с учетом возможных экологических по­следствий. Существовало 5-6 вариантов, из них впоследствии был отобран самый оптимальный, на основе которого и велись все расчеты.

    Географические прогнозы составляются на периоды разной продолжительности, соответственно различают следующие группы: оперативный прогноз (составляется на один месяц), кратковремен­ный (от одного месяца до одного года), прогноз средней длитель­ности (от 1 года до 5 лет), длительный (от 5 лет до 15 лет), сверх-длительный (свыше 15 лет).

    Для проведения природного географического прогноза опреде­ляют свойства компонентов природных комплексов, подлежащих оценке. Рельеф, горные породы, почва, вода, растительность и животный мир каждого региона - строго специфичны. Все сведе­ния, отражающие эти свойства компонентов природных комплек­сов, широко используются в процессе географического прогнози­рования.

    Рельеф . Впадины скапливают в себе техногенные продукты (отходы). Возвышенности, наоборот, способствуют их рассеива­нию. Склоны предгорий способны оказывать положительное или отрицательное влияние на плотность этих продуктов, способность расщепляться, а также их поведение при попадании в подземные воды.

    Горные породы . Водопроницаемые и водонепроницаемые породы, их толщина влияет на состояние внешней среды.

    Вода. Имеют значение количество растворенных в ней орга­нических веществ, годовой объем и скорость течения. Чем больше скорость течения, соответственно, тем быстрее уносятся загрязняющие воду вещества. Растворенные в воде органические вещества способствуют быстрому растворению тяжелых металлов.

    Почва. Окислительно-восстановительные, кислотно-щелоч­ные условия. Они определяют способность почвы к самоочищению.

    Растения. Виды, поглощающие вредные (загрязняющие) вещества. Учитывая вышеуказанные свойства, можно прогнозировать из­менения внешней среды.

    Запомните!

    Под географическим прогнозом понимают научно обос­нованное предсказывание основных направлений в изме­нениях природной среды и территориально-производ­ственных комплексах.

    Географическое прогнозирование представляет собой процесс сбора и накопления сведений о развитии и из­менении природной и социально-экономической средьи.

    А знаете ли вы?

    Представим себе, что будет, если средняя тем­пература поднимется на 3-4°С. Произойдет сдвиг климатических регионов на сотни километров, гра­ницы земледелия достигнут северных районов, произойдет таяние ледников. Льды Ледовитого океана летом сойдут на нет, что создаст благоприятные условия для навигации. С другой стороны, климат Москвы и близлежащих террито­рий будет сходен с настоящими климатическими условиями Закавка­зья. Экваториальная зона сдвинется к северу, к Сахаре. Растают льды и Антарктиды, и Гренландии, что повлечет за собой увеличение уровня океана на 66 м, и, следовательно, это обстоятельство станет причиной того, что 25% суши уйдет под воду.

    По оценкам экспертов ООН, население Земли к 2010 г. достигнет 7 млрд, к 2025 г. - 8,5 млрд, а к 2040 г. может достигнуть цифры в 10 млрд чел .

    Внимание! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации.

    Прогнозирование в настоящее время приобрело очень большое значение почти во всех отраслях науки и хозяйства, и поэтому вполне закономерно, что прогнозированием заинтересовались и геогра­фы. В последнюю четверть XX столетия в географических изданиях постоянно публиковались работы по вопросам географического про­гноза. Однако проблема прогноза чрезвычайно сложна, и говорить о сложившейся методике географического прогнозирования пока еще преждевременно. Скорее речь может идти о научном поиске в решении этой сложной и многоплановой проблемы.

    В системе наук формируется особая отрасль - прогностика, или наука о прогнозе, которая обобщает опыт прогнозирования, на­копленный в различных науках, разрабатывает общетеоретические вопросы и методы прогнозирования.

    В настоящее время в прогнозировании используется до сотни различных методов, которые объединяют в несколько групп. Од­нако отбор методов, проверку их применимости производят в зави­симости от целей и объекта прогнозирования, поэтому прогноз - неотъемлемая часть той науки, в компетенции которой находится объект прогноза. По сути дела, прогнозирование само служит ме­тодом научных исследований, особенности применения которого в разных науках определяются спецификой самих наук.

    По мнению академика Б. М. Кедрова (1971), прогнозирование - характерная черта определенной стадии развития науки, которую он назвал прогнозной, а предшествуют ей еще две стадии - эм­пирическая и теоретическая. Естественно, что различные науки достигают прогнозной стадии своего развития неодновременно.

    Для прогнозирования какого-либо явления необходимо знать его сущность и основные закономерности его развития, а также харак­тер взаимосвязи прогнозируемого явления с другими и условия, при которых оно проявляется (Ю. Г. Саушкин, 1972). Следовательно, ! лишь при достаточно высоком уровне развития теории науки ее познавательные возможности расширяются до изучения явлений, которые еще не осуществились, но вполне могут произойти.

    Прогнозирование - одна из наиболее актуальных и сложных современных научных проблем. Ее разработка обеспечивается уров­нем развития науки, а постановка прямо и непосредственно связана с запросами практики. Расширение и усложнение взаимодействия человеческого общества с окружающей средой поставили на пове-стку дня необходимость разработки географического прогноза.

    Принципы географического прогнозирования вытекают из тео­ретических представлений о функционировании, динамике и раз­витии ПТК, включая и закономерности их антропогенной транс- \ формации. Основанием географического прогноза служат перемены в состоянии тех факторов, от которых могут зависеть предстоящие

    изменения ПТК. Среди этих факторов есть природные (неотектони­ческие движения, изменения солнечной активности, саморазвитие ПТК и др.) и антропогенные (хозяйственное освоение террито­рии, гидротехническое строительство, рекультивация земель и т.д.).

    В настоящее время антропогенное воздействие на природу по своей силе сопоставимо с самыми мощными природными факто­рами и может привести к необратимым изменениям природы. Пред­сказать направление и скорость изменения взаимоотношений при­роды, населения и хозяйства в их временном и территориальном аспекте - задача географического прогноза.

    Географический прогноз тесно связан двусторонними связями с социально-экономическим прогнозом. Из социально-экономи­ческого географический прогноз черпает прогноз потребностей, а поставляет ему прогноз возможностей. Прежде всего это касается ресурсного прогноза. Однако и в отношении размещения отраслей хозяйства, в определении допустимой технологии производства географический прогноз, раскрывающий возможные изменения природной среды, служит своеобразным территориальным лими-татором для социально-экономического прогноза.

    Сложность географического прогноза заключается в том, что он охватывает не только временные, но и территориальные из­менения взаимоотношений между тремя очень сложными систе­мами: природой, населением и хозяйством. Ю. Г. Саушкин (1976) отмечает, что главное в географическом прогнозе заключается «в научном предвидении видов и форм трансформации во времени пространственной неоднородности и пространственного сочета­ния и взаимодействия различных объектов (явлений, процессов) на земной поверхности».

    Географический прогноз подразделяется на физико-геогра­фический, демогеографический и экономико-географический. Фи­зико-географический прогноз - это прогноз изменения окружающей природной среды, «это научная разработка представлений о при­родных географических системах будущего, об их коренных свой­ствах и разнообразных переменных состояниях, в том числе обус­ловленных непреднамеренными и непредусмотренными результа­тами деятельности человека» (В. Б. Сочава, 1974). В зависимости от полноты охвата компонентов географической оболочки физико-географический прогноз может быть частным или комплексным.

    Частные физико-географические прогнозы характеризуют про­странственно-временные изменения одного какого-нибудь компо­нента или явления, либо группы тесно взаимосвязанных явлений. К частным прогнозам относятся прогноз изменения климата или стока, прогноз развития эрозионных процессов или засоления почв в связи с орошением, прогноз изменения растительного покрова или соотношения тепла и влаги и т.д. В климатологии и гидроло­гии прогнозные исследования проводятся давно, поэтому уже на-

    коплен немалый опыт и отработана методика, хотя и не всегда еще достаточно надежная.

    Задача комплексного (интегрального, по В. Б. Сочаве) физико-гео­графического прогнозирования - выявление тенденций изменения географической оболочки Земли и отдельных ПТК разного ранга под воздействием разнообразных природных и антропогенных факторов.

    Прогноз развития ПТК как целостных систем - наиболее слож­ный прогноз, поскольку он должен одновременно охватывать весь комплекс природных связей с учетом антропогенного воздействия на них.

    Любой комплексный физико-географический прогноз - это многофакторный и многокомпонентный, а значит, и вероят­ностный прогноз, ибо изменение одного из факторов влечет за собой и изменение взаимосвязей, что неизбежно отражается на характере, направлении и скорости изменения всего ПТК в целом. Таким образом, будущие изменения ПТК зависят от сочетания множества условий и факторов, поэтому комплексный физико-географический прогноз должен быть многовариантным.

    Многомерность прогноза изменения ПТК - весьма существен­ная трудность, которую необходимо преодолевать в процессе про­гнозирования. Т. В. Звонкова (1972) указывает несколько путей пре­одоления барьера многомерности: разбиение целого на части, ко­торые легко изучать и просчитывать; использование простых по­казателей, отражающих сумму важных прогнозных факторов; объе­динение нескольких показателей в один и т.д. Все эти пути нахо­дятся в пределах соотношения анализа и синтеза в прогнозных исследованиях, но, чтобы их использовать, нужно найти такие группы тесно взаимосвязанных факторов и явлений, которые либо подчинены сходным закономерностям развития в пространстве и во времени, либо представляют собой единую причинно обуслов­ленную цепь, либо вызваны одной причиной и т.д. Только такие группы могут выступать в качестве самостоятельных единств, в качестве подсистем ПТК.

    В зависимости от характера воздействия антропогенного факто­ра все прогнозируемые изменения ПТК могут быть объединены в три типа (К.К.Марков и др., 1974). К первому типу относятся из­ менения природы, происходящие без всякого участия человека, под влиянием различных естественных факторов: неотектонических движений, гидроклиматических изменений, эволюционных изме­нений биогенных компонентов, как результат процесса самораз­вития ПТК и т.д.

    Ко второму и третьему типам относятся изменения ПТК под влиянием антропогенного фактора. Они подразделяются на целена­ правленные, т. е. такие, которые сознательно производятся или бу­дут производиться человеком, и побочные, сопутствующие, непред­виденные изменения. Последний тип изменений вызывает особен-

    но большое беспокойство, так как они возникают в результате хозяйственной деятельности, прекратить которую человечество не в состоянии, и могут привести к крайне нежелательным послед­ствиям. Эти три типа изменений происходят с неодинаковой ско­ростью, в различных направлениях и характеризуются разными закономерностями, поэтому и прогнозируются самостоятельно, однако с учетом их взаимосвязей, а затем интегрируются для уста­новления общей тенденции изменения природы.

    Комплексный физико-географический прогноз, характеризу­ющий пространственно-временные изменения ПТК, по террито­риальному охвату (масштабу) может быть глобальным, региональ­ ным и локальным, что соответствует трем уровням дифференциа­ции географической оболочки (планетарному, региональному и топологическому).

    Глобальные прогнозы не привязаны к конкретной территории, а ориентированы на изучение временных эволюционных тенден­ций развития Земли как среды обитания. Региональные ориенти­рованы не столько на временные, сколько на территориальные различия и решения. Объектами их являются обширные террито­рии в границах каких-то запланированных мероприятий. Регио­нальный прогноз разрабатывают с учетом сочетания на одной тер­ритории разных отраслей хозяйства (видов использования терри­тории) и различных генетических типов ПТК. Он помогает выяв­лять устойчивые тенденции изменения природы с учетом ее ланд­шафтной структуры и хозяйственного использования ее ресурсов. Локальный прогноз направлен на изучение возможных изменений природной среды при непосредственном воздействии различных крупных хозяйственных объектов: города, горно-рудных разрабо­ток, гидротехнического сооружения и т.д.

    Что касается выбора временного отрезка для прогноза, то он определяется социальным заказом, возможностями географии (ее представлениями о допустимой точности определений) и продол­жительностью явлений, лежащих в основе изменений ПТК. По срокам прогнозирования все прогнозы делятся на краткосрочные (5-10 лет), среднесрочные (15 - 30 лет) и долгосрочные (50 - 70 лет). Разделение географических прогнозов на обозримую перспекти­ву по срокам прогнозирования на пять категорий, приведенное А. Г. Исаченко (1980, с. 233), на наш взгляд, недостаточно обосно­вано, так как не увязано со сроками социально-экономических прогнозов. Долгосрочные социально-экономические прогнозы со­ставляют на 25 - 30 лет, этот же период служит расчетным сроком при разработке схем районных планировок, а географический дол­госрочный прогноз должен служить предпроектной основой для их разработки, т. е. должен охватывать более длительный срок.

    Наиболее актуальным считается прогноз в пределах ближайших десятилетий. Что касается краткосрочных прогнозов (до 5 лет), то

    за столь короткий срок ПТК обычно не успевают заметно транс­формироваться, а переживают межгодовые природные ритмы и временные флуктуации, зависящие от колебаний метеоусловий.

    Краткосрочный географический прогноз призван обеспечивать первую очередь схем и проектов районной планировки (5 -7 лет), j среднесрочный прогноз - вторую очередь (10-15 лет). Оба этих прогноза должны давать более широкую перспективу, позволя­ющую увидеть хотя бы первые результаты изменения природы под воздействием планируемых мероприятий, поэтому их предельные сроки должны быть более отдаленными, чем сроки социально-экономических прогнозов.

    Что касается сверхкраткосрочных прогнозов, то они обычно яв­ляются не интегральными, касающимися изменения всего комплек­са в целом, а частными (прогноз урожайности, прогноз погоды и т.д.), либо предсказывают динамические сдвиги в современных процес­ сах, но не дают собственно прогноза (предсказания) ожидаемых направленных изменений природных комплексов, их развития.

    В настоящее время наибольший опыт накоплен в разработке ло­кальных прогнозов, связанных с проектированием крупных инже­нерно-технических сооружений. Менее разработаны вопросы регио­нального прогнозирования. Практически совсем не разработаны воп­росы глобального комплексного физико-географического прогноза.

    Прогнозирование изменений ПТК обычно обусловлено соб­ственно природными факторами (К. Н. Дьяконов, 1972), наиболее динамичные из которых - климатические. При долгосрочном про­гнозировании оказывается необходимым учет и такого фактора, как неотектонические движения.

    Антропогенные воздействия как бы накладываются на тенден­ции естественных изменений природы, усиливая или ослабляя, а иногда и существенно видоизменяя их, однако предвидеть воз­можные антропогенные воздействия в отдаленном будущем труд­но, поскольку они будут зависеть от уровня развития техники и технологии производства, от использования тех или иных ресур­сов и создания новых синтетических материалов. Поэтому долго­срочный географический прогноз должен быть особенно гибким и многовариантным, должен предусматривать возможную заменяе­мость факторов и корректироваться в зависимости от уровня раз­вития производительных сил. Долгосрочный географический про­гноз должен стать предпрогнозной основой для разработки долго­срочных социально-экономических прогнозов.

    При краткосрочном прогнозировании большинство естествен­ных природных процессов не успевает за прогнозный срок внести в ПТК заметные изменения, поэтому ведущее значение приобре­тает прогноз изменений природы под воздействием антропоген­ного фактора. Именно он определяет грядущие изменения ПТК. Краткосрочный прогноз опирается на современный уровень раз-

    вития производительных сил, на современный уровень антропо­генного воздействия, поэтому может быть достаточно жестким.

    Оптимальным при географическом прогнозировании представ­ляется прогнозный срок 25 - 30 лет, так как он позволяет просле­дить тенденции естественного развития природы и использовать материалы долгосрочного социально-экономического прогноза для оценки влияния антропогенного фактора.

    Чтобы географический прогноз был достаточно достоверным и мог служить основой для управления изменениями окружающей среды, долгосрочного планирования и принятия административ­ных решений, он должен опираться на общие принципы прогно­зирования, разработанные наукой: исторический, сравнительный, эволюционный и др. Прогноз должен базироваться на устойчивых взаимосвязях между явлениями природы и взаимодействиях при­роды и общества, быть гибким, многовариантным, а сам процесс прогнозирования - непрерывным.

    Работа по комплексному физико-географическому прогнози­рованию начинается с детального изучения существующих на изу­чаемой территории ПТК, их современных свойств, устойчивых связей и степени антропогенного изменения. Особенно большое значение имеет изучение пространственной структуры ПТК, ко­торая служит своеобразным территориальным лимитатором про­гнозируемых изменений. Необходимо также собрать материалы по прогнозируемым изменениям в составе населения и структуре хо­зяйства изучаемой территории для оценки влияния антропоген­ных факторов в будущем.

    Изменение природы под воздействием естественных факторов прогнозируется на основе анализа процесса развития ПТК. Анализ прошлого, т.е. палеогеографический анализ, позволяет установить устойчивые тенденции развития ПТК и дает возможность прогнози­ровать эти изменения на будущее. Такой прогноз в значительной мере основан на сравнительно-географическом анализе. Сравнивая сходные ПТК, находящиеся на разных ступенях развития, мы уста­навливаем природные тенденции их развития. Сравнение комплек­сов, сходных по природным условиям, но в разной степени изме­ненных человеком, дает возможность судить о направлении, харак­тере, степени и скорости антропогенных изменений, устанавливать тенденции развития ПТК под влиянием антропогенного фактора.

    Рассматривая будущее как продолжение прошлого и настояще­го, установленные тенденции развития можно распространить на прогнозируемый период. Для этого используются методы экстра­ поляции. Правда, используя метод исторических экстраполяции при прогнозировании, нужно постоянно помнить о значительном уско­рении природных процессов под влиянием антропогенного фак­тора и о качественных изменениях природной среды в результате взаимодействия природы и общества.

    Установленные на основе анализа прошлого и современной» состояний ПТК тенденции дальнейшего их развития на протяжен нии прогнозируемого периода будут изменяться в результате спон-Я танных изменений отдельных факторов или под воздействием хо-Я зяйственной деятельности человека. Учесть такие изменения ПТК позволяет метод «цепных реакций», дающий возможность просле-Я дить всю цепочку связей между различными процессами и явле-Я ниями и составить представление обо всем их комплексе.

    При разработке географического прогноза для обоснования раз-1 личных инженерно-технических проектов используется метод «пе-Ш ребора вариантов», позволяющий путем анализа и просчета раз-Я личных вариантов воздействия на природу выбрать из них оптиШ мальный.

    Одним из популярных и довольно простых методов прогнози-1 рования является метод экспертных оценок. Специфика его приме-1 нения в географическом прогнозировании заключается в подборе экспертов, которые должны быть не только специалистами своего! дела и иметь большой опыт, но и хорошо знать региональные осо- | бенности той территории, для которой разрабатывается прогноз. I

    Таким образом, в процессе географического прогнозирования а широко используются методы географических исследований, а из Я обширного арсенала методов прогностики применяются в настоя- I щее время лишь те, которые по своему существу наиболее близки 1 методам исследования самой географической науки. Прежде всего щ это касается сравнительного метода, который в литературе по про­гностике получил название компаративного. В физико-географиче­ском прогнозировании этот метод особенно важен, так как он по­зволяет использовать территориальные и исторические аналогии.

    К сравнительному методу тесно примыкают методы экстра­ поляции, позволяющие распространять выводы, полученные при изу­чении нескольких элементов множества, на все множество. Геогра­фы в своих исследованиях издавна применяли территориальные экстраполяции, а при прогнозировании центр тяжести переносится на исторические экстраполяции, экстраполяции во времени.

    Развитие методов моделирования в комплексных физико-геогра- " фических исследованиях сопровождается одновременным внедре­нием их в географическое прогнозирование. Прежде всего это ка­сается логического и математического моделирования.

    Постепенное совершенствование методов научного прогнози­рования и накопление опыта по разработке разнообразных геогра­фических прогнозов позволят создать достаточно надежную и хо­рошо отработанную методику комплексного физико-географиче­ского прогнозирования - составной части общего географическо­го прогноза, потребность в котором возрастает по мере дальней-шего усложнения взаимодействия природы и общества.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Основная задача данного пособия - познакомить с методами комплексных физико-географических исследований, в первую оче­редь полевых, поскольку поле для географа-ландшафтоведа - это основная лаборатория для получения новых научных данных.

    Не имея возможности из-за ограниченного объема пособия рас­сказать обо всем, мы остановились на главном. Из традиционных методов выбрали сравнительно-географический и картографиче­ский, реализуемые в виде полевых описаний и карт ПТК, отража­ющих их пространственное распространение и структуру, без чего невозможны сколько-нибудь серьезные дальнейшие исследования природных геосистем.

    Из новых методов рассмотрены ландшафтно-геохимический и ландшафтно-геофизический, позволяющие раскрыть внутреннюю сущность процессов, определяющих функционирование и дина­мику ПТК. Из новейших методов коснулись лишь компьютерных. Однако компьютерная техника развивается столь стремительно, что сказанное будет очень скоро (и постоянно) требовать обнов­ления. Впрочем, в какой-то мере это относится ко всем методам. В третьем тысячелетии перед географической наукой встали новые задачи, связанные с глобальными экологическими пробле­мами и разработкой проектов устойчивого развития на всех уров­нях организации общества. В связи с этим сейчас, как никогда ра­нее, остро ощущается необходимость интеграции науки.

    А. Г. Исаченко на X съезде Русского географического общества (1995) говорил о большой разобщенности в системе отраслей фи­зической географии, отмечая вместе с тем, что связи физической географии с естественными науками все же теснее, чем со своей «сестрой» - экономической географией. И этот разрыв опасен. Нужны совместные комплексные работы - «двуединая» геогра­фия должна быть единой.

    В настоящее время усилились тенденции экологизации и гума­низации географии. Несомненно, что будут изменяться и методы географических, в том числе комплексных физико-географических

    исследований.

    Развитие географии шло от «арифметики» (сугубой конкрети­ки) к «алгебре» (классификация, типизация). Долго длилась экс­педиционная эпоха, для которой хватало неисследованных земель.

    1 1 Жучком 305

    После ее завершения настало время перехода к стационарным ис­следованиям, к «дифференциальному и интегральному исчисле- 1 нию», рассмотрению скоростей и ускорений, анализу временных! и пространственных приращений. Теперь осуществляется переход к кибернетическим системным, нелинейным (фрактальным) яв- 1 лениям. В последние десятилетия открыты формальные законы, I описывающие унифицированное поведение разнообразных при­родных и антропогенных систем, найдены универсальные ко- 1 эффициенты, определяющие условия перехода в новое качество для любых процессов: роста популяции, перехода от ламинарного движения к турбулентному, перехода ритма сердца к фибрилля­ции, химических реакций, вплоть до поведения человека, эконо­мики и политики (X.О.Пайтген, П.Х.Рихтер, 1993). На этой ос­нове грядет новый пересмотр методов, возникает проблема преемственности.

    Мы видим только то, что знаем. Человек при восприятии стре­мится к «разложению» сложных конфигураций на более простые и к постоянному синтезу. Восприятие есть воссоздание реальности (Г.Хакен, М.Хакен-Крель, 2002). Из этого следует, что научить видеть, значит, научить воссоздавать образы из деталей. Психо­физиологи установили, что восприятие, во-первых, подчиняется | формальным законам, общим для всех систем (кибернетическим), во-вторых, постоянно самоорганизуется.

    Чтобы «переделать образ», например, при обучении, нужно передать умение видеть детали (анализировать) и умение «соби­рать» из этих деталей целое. Одно время характеристика террито-рии давалась методом покомпонентного анализа. Впоследствии этот метод так долго порицали, противопоставляя комплексному, ланд­шафтному видению территории (которое, собственно, и заключа­ется в способности воссоздать целое из частей), что он почти ушел из школьных учебников и уходит из вузовских. Наступила другая ".] крайность. Но ведь это двуединый процесс: без анализа не может быть синтеза. Надеемся, что данное пособие поможет в этом, т. е. поможет «видеть».

    Осваивать или разрабатывать новое, осуществлять совместные работы с представителями родственных или отдаленных научных направлений можно только хорошо усвоив азы собственной дис­циплины, наращивая на этом фундаменте все, что потребуется для достижения поставленной цели.

    В заключение еще раз о полевых исследованиях. Они ничем не заменимы. Сколько бы мы ни читали литературы, сколько бы ни, изучали самых прекрасных карт, аэрофото- и космоснимков, фо­тографий, мы не получим полного, всестороннего географического представления об объекте исследования. Только благодаря поле­вым работам и последующей тщательной обработке материалов (разумеется, с использованием опыта предшественников) мы до-

    бьемся того, что наши модели (графические, текстовые, мыслен­ные и прочие) будут более или менее адекватны географической действительности.

    Поле формирует начинающего исследователя. От того, в какой ландшафтной обстановке будущий ученый начинал свои полевые исследования или в каких ландшафтах он большей частью рабо­тал, в большой степени зависит характер его научного мышления, теоретических взглядов, концептуальных построений. Вот почему, отдавая преимущественное внимание изучению какого-либо регио­на, всегда полезно поработать и в других. Это расширяет географи­ческий кругозор и позволяет освободиться от ограниченных (иногда не совсем правильных) представлений.