Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Следует обратить внимание на одну чрезвычайно важную вариантность. В зарубежной (а в последнее время и в отечественной литературе и логистической практике) наряду с понятием "логистическая система" стали широко применяться термины "логистическая цепь" и "цепь поставок". И если ранее, вплоть до времен интегрированной логистики, они зачастую использовались как синонимы, то в настоящее время, когда реализуется самостоятельная парадигма управления цепями поставок (Supply Chain Management), разграничение этих терминов весьма важно и своевременно.

Напомним, что под логистической системой мы понимаем упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции. Логистическая система, будучи базовой дефиницией, отражает функциональное содержание основной управляющей структуры логистики, ее содержательное наполнение и границы компетенции.

Логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (поставщиков, логистических посредников), непосредственно участвующих в доведении до конкретного получателя (потребителя) необходимых материалов и (или) готовой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую установку для каждого логистического звена с учетом его статуса и организационной специфики.

Цепь поставок определяется как объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю. В этом определении подчеркивается свойственная цепи поставок интегративность основных функциональных логистических функций фирмы (корпорации) и ее партнеров от начала зарождения логистического потока или его составляющих до полного удовлетворения конечного потребителя. Именно в структуре цепи поставок могут быть выделены полные логистические цепи, включающие все основные звенья и этапы воспроизводственного процесса от источников сырья до конечных потребителей. Потоки на входе и выходе в совокупности составляют максимальную цепь поставок.

Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт не только однозначно определяют понятие "управление цепями поставок", но и устанавливают его содержание. По их определению "управление цепями поставок (Supply Chain Management) - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц". Как видим, такое определение носит содержательный характер и определяет сферу компетентности этого управления.

Функциональный характер носит определение Европейской логистической ассоциации: управление цепями поставок (SCM) - это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Такой подход позволяет сделать вывод о том, что SCM, значительно превышая уровень компетентности "неинтегрированной" логистики, действительно ставит новые задачи перед логистическим менеджментом фирмы. Их решение потребует нового уровня взаимодействия логистического менеджмента и других видов функционального менеджмента фирмы.

Разумеется, подобные новации не могли не затронуть и основополагающие понятия и категории. Укажем на трансформацию категории "логистика".

В соответствии с классической трактовкой логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Рассмотрение 5СМ-концепции только как интегрированной логистики, осуществляемой за пределами фокусной компании и включающей потребителей, поставщиков и контрагентов, в значительной мере дезавуирует идею логистики как таковой и представляет "неинтегрированную" логистику всего лишь как совокупность транспортно-складских операций. Следует заметить, что такой логистика в течение достаточно длительного времени и оставалась. Потребовалась ситуация конца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и товародвижением в рамках прямых цепей поставок оказалась практически неразрешимой.

Положительное восприятие - концепции привело к пересмотру определения логистики как таковой. Согласно определению Совета логистического менеджмента (США), данному в 1998 г., логистика определяется как часть процесса в цепях поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей.

Таким образом, если на ранних этапах становления и развития управления цепями поставок его можно было трактовать как этап развития логистики, связанный с интеграцией в логистических цепях, и в категориальном аспекте определять как интегральную концепцию логистической парадигмы, то в предыдущем определении констатируется зависимость логистики от управления цепями поставок как категории более высокого порядка.

Следует отметить, что интегральная логистика предусматривает объединение логистических активностей, в то время как БСМ требует интеграции не только логистических, но и прочих функциональных активностей. Эти различия ведут и к масштабным системным изменениям. Если управление прямой цепью поставок возможно в рамках микрологистической системы, то переход к расширенной цепи поставок потребует интеграции в масштабе мезологистических систем. Эффективное же управление максимальной цепью поставок потребует обязательной интеграции в масштабе макрологистической системы, при этом многие проблемы перерастут собственно логистический аспект и примут макроэкономический характер. Отметим еще одно отличие, на которое не часто обращают внимание, - характер управления потоками.

Если в классической логистике все логистические системы подразделяются на толкающие и вытягивающие, то управление цепями поставок, начинающееся (в причинно-следственном аспекте) от конечного пользователя и охватывающее всех поставщиков товаров, услуг и информации, предполагает исключительно вытягивающий характер функционирования логистических систем.

Управление цепями поставок включает следующие ключевые функции:

  • 1) управление взаимоотношениями с потребителями;
  • 2) управление обслуживанием потребителей;
  • 3) управление спросом;
  • 4) управление выполнением заказов;
  • 5) управление производственным потоком;
  • 6) управление снабжением;
  • 7) управление продуктом;
  • 8) управление возвратными потоками.

Реализация этих функций предусматривает широкий спектр конкретных исполнителей (с точки зрения координированной деятельности различных видов функционального менеджмента): только логистика (п. 4); логистика и маркетинг (п. 1 и 2), логистический и производственный менеджмент (п. 5), логистический маркетинговый и производственный менеджмент (п. 6), только маркетинг (п. 3). Некоторые функции (п. 7 и 8) в рамках взаимодействия указанных видов функционального менеджмента выполнены быть не могут - потребуется взаимодействие с бизнес-планированием па уровне компании, с управлением проектами, экологическим менеджментом и пр.

Таким образом, "управление цепями поставок" выходит за рамки компетентности не только классической, но и интегрированной логистики и предполагает появление нового вида функционального менеджмента.

Следует заметить, что логистическому менеджменту имманентно присуща идея замкнутости процесса обращения ресурсов, на что мы обращали внимание более десяти лет тому назад. Это выражалось как в определении сферы компетенции логистики от введения в оборот природных ресурсов до завершения процесса потребления конечной продукции, так и в значимости экологической составляющей конкурентного потенциала фирмы. Supply Chain Management позволяет нам довести эту идею до логического завершения. Для этого подчеркнем два положения.

  • 1. Цепи поставки могут изменять свою протяженность от прямой цепи поставок, охватывающей наряду с фокусной компанией его поставщика и потребителя первого уровня, до максимальной цепи поставок, простирающейся от конечного потребителя (включая фокусную компанию) до начального поставщика;
  • 2. В цепи поставок большую роль играют возвратные потоки, включающие как возврат тары, транспортных средств, товаров, не выдержавших гарантийный срок службы, так и содержащие отходы бизнес-процессов, обладающие вторичной ценностью.

Предлагаем рассматривать обобщенный вид цепи поставок в расширенном масштабе (рис. 1.5). Как видно, классическая логистика функционировала в прямой цепи поставок, интегральная логистика стала охватывать расширенную цепь поставок и подготовила переход к управлению цепями поставок, которое реализуется в рамках максимальной цепи поставок. Наши дополнения изображены на схеме в виде затененных контуров и, как видно, состоят в следующем. Возникновение подлежащих управлению логистических потоков следует относить не к начальному поставщику (субъекту рынка), а к самому процессу добычи полезных ископаемых, процессу отчуждения ресурсов от окружающей среды (природы).

Характер формирования этих потоков во многом предопределяет характер их существования в интегрированной цени поставок. У конечного потребителя не заканчивается процесс управления совокупностью этих логистических потоков. Очевидно, возвратные потоки не смогут обеспечить замкнутый характер циклического функционирования этих ресурсов на всех стадиях воспроизводства, а потому ту субстанцию, которая на данном уровне технологического развития ни для кого не представляет вторичную ценность, следует так подготовить к возврату в окружающую среду, чтобы в наименьшей степени нарушить состояние равновесия окружающей среды.

Таким образом, речь идет о формировании полной цепи поставок, в значительной мере снимающей противоречие социально-

Рис. 1.5.

экономического и экологического аспектов хозяйственного развития.

Отметим и возможность организации возвратных потоков не только между соседними по цепи поставок субъектами, но и любыми другими участниками полной цепи поставок, исходя из организационной целесообразности. При этом перед Supply Chain Management как не только функциональным менеджментом, но и хозяйственным целеполаганием встают множественные проблемы, среди которых как наиболее важные следует отметить следующие.

На слуху у многих из нас слово «логистика» - что это такое, четко понимают не все. Термин этот действительно многозначный и означает в глобальном плане науку о правильной рациональной транспортировке ресурсов, а в практическом смысле – инструмент такой организации.

Логистика - что это?

Логистика – это правильное грамотное управление информационными, материальными и людскими потоками, в узком смысле – минимизация затрат и оптимизация времени поставки материалов и людских ресурсов. Понятие включает методологию разработки оптимальных рациональных способов управления такими потоками. Работа торговых компаний, производственных предприятий невозможна, если на них отсутствует грамотная и эффективная логистика - что это такое, описывают три необходимых составляющих:

  1. Материальные потоки – материалы, сырье, комплектующие. Они должны быть своевременно закуплены и поставлены без задержек.
  2. Денежные потоки – поступление и распределение денежных средств, отслеживание движений этих средств, контроль работы финансового отдела.
  3. Информационные потоки – движение информации в компании, на предприятии. Работникам должна поступать информация о работе предприятия точно в срок.

Логист - что за профессия?

Логист – профессия, которая заключается в организации поставки конкретных товаров из пункта А в пункт В с минимальными растратами и временем доставки и учитывая интересы клиента, производителя, продавца, водителей. Кто такой логист? Простыми словами, это человек, который может доставить нужный товар вовремя и с минимальными временными затратами и усилиями. Только на первый взгляд эта работа проста, на деле же она требует следующих навыков и умений:

  • внимательность;
  • готовность к большой ответственности;
  • умение творчески мыслить;
  • готовность к постоянным разъездам и частым командировкам;
  • и терпение, любовь к людям.

Виды логистики

Основные понятия логистики – потоки: материальный и информационный. Их можно классифицировать различным образом:

  • материальная – направлена на управление товарами: материальными потоками;
  • информационная – управляет потоками информации, направлена на построение коммуникационных сетей;
  • финансовая – управление денежными потоками компании;
  • кадровая – движение людских потоков, прием и увольнение сотрудников, контроль за соблюдением трудового законодательства.

Возможна также классификация по сфере предпринимательства. Так, по функциональному признаку выделяются несколько основных видов рассматриваемой науки:

  • транспортная (выбор вида перевозки товара, определение маршрута движения);
  • грузовая (передвижение крупногабаритных товаров);
  • сбытовая (распределение товаров, развитие каналов дистрибуции);
  • закупочная (поиск и оценка поставщиков);
  • информационная (обмен данными с партнерами, оптимизация перемещения информации на предприятии между сотрудниками);
  • складская (организация выполнения складских операций, как-то погрузка, разгрузка и др.);
  • таможенная (движение импортно-экспортных товарных потоков).

Транспортная логистика

Раздел рассматриваемой науки, занимающийся вопросами организации доставки, называется транспортной. Основы транспортной логистики можно представить в виде шести главных правил:

  • выбор оптимального вида транспорта для транспортировки;
  • выбор способа перевозки;
  • выбор перевозчика, контракты с прочими логистическими партнерами;
  • построение маршрутов доставки;
  • унификация транспортно-складского процесса;
  • оптимизация параметров процесса товародвижения (уменьшение расходов, увеличение скорости перевозки).

Грузовая логистика

Частью транспортной является грузовая логистика; что это такое - это максимально эффективное использование потенциала грузоподъемности подвижного состава; организация регулярных поставок без складов, в чем проявляется главная цель логистики. Главное понятие здесь – грузовая единица, то есть некоторое количество продукции, которое рассматривается как неделимый товар. При погрузке, выгрузке, перемещении имеют дело с грузовыми единицами.

Закупочная логистика

Сущность логистики закупок заключается в обеспечении процесса движения сырья. В процессе обеспечения компании материальными ресурсами необходимо грамотно управлять материальными потоками: понимать, что, у кого, на каких условиях, сколько закупить. В процессе закупки необходимо решить следующие задачи:

  • определение потребности в ресурсах, расчет такой потребности, установление массы, параметров поставки;
  • исследование рынка закупок и выбор оптимального поставщика;
  • проведение переговоров и осуществление закупки;
  • контроль поставки.

Информационная логистика

Концепция логистики заключается в рационализации хозяйственной деятельности предприятия путем оптимизации постановочных процессов, однако работа любой компании невозможна без грамотного управления людскими ресурсами и передачи информации. Логист – это не только человек, который занимается поставкой и распределением товара, но и грамотный менеджер. В его обязанности входит своевременная передача сообщений, которые циркулируют в системе товародвижения, до участников логистического процесса и сотрудников предприятия.

Складская логистика

Складская логистика – управление складом, процедурой принятия материала на хранение, непосредственно такое хранение и выдача товара для последующей реализации. В числе задач такой подотрасли: грамотная организация складского хозяйства, размещения товаров, отданных на хранение. Процесс работы на складе можно разделить на три этапа:

  • обеспечение запасами товаров, учет таких запасов и их контроль;
  • переработка и накопление груза, оформление необходимых документов, внутрискладская транспортировка, хранение товаров;
  • комплектация заказов, доставка грузов потребителю, контроль правильного выполнения заказов потребителей, обслуживание клиентов и склада.

Таможенная логистика

Логистика управления товарного потока, идущего из-за рубежа и за рубеж, называется таможенной. Специалисты-таможенники решают ряд следующих задач:

  • оценка грузов;
  • оформление таможенной декларации;
  • проверка соответствия груза, решение возможных проблем;
  • перевозка товаров;
  • при необходимости – последующая сертификация;
  • контроль за соблюдением законодательства;
  • сопровождение товаров после прохождения таможни.

Функции логистики

Какие функции несет логистика, что это такое за фуункции - рассмотрим далее подробнее:

  1. Интегрирующая – формирование единой целостной системы товародвижения. Ни одна из стадий движения товара не должна рассматриваться в отдельности, они все – часть единого процесса товародвижения. Логист объединяет стадии закупки, производства, сбыта в единый неделимый процесс.
  2. Организующая – взаимодействие и согласование действий между участниками процесса товародвижения.
  3. Управляющая – обеспечение процесса товародвижения. Логистика и управление неделимы, все движение товара или услуги – это грамотный управленческий процесс.

Книги по логистике

Существует множество книг, описывающие основные понятия, механизмы и принципы логистики:

  1. «Управление запасами в цепях поставок» (2009 г.)/Стерлигова А.Н. – пожалуй, самая лучшая в России книга про управление в логистике.
  2. «Как организовать склад. Практические рекомендации профессионала» (2008 г.)/Таран С.А. - одно из лучших практических руководств, схематичное и детальное.
  3. «Эффективное управление запасами» (2008 г.)/Шрайбфедер Дж. – увлекательно написанная книга, с множеством примеров и интересными советами по прогнозированию.
  4. «Искусство управления складом. Как уменьшить издержки и повысить эффективность» (2007 г.)/Эмметт С. – полезное руководство по управлению запасами.
  5. «Логистика. Управление цепью поставок» (2003 г.)/Уотерс Д. – один из первых иностранных учебников.
  6. «Международные транспортные операции: Конспект лекций» (2008 г.)/Зимовец А.В. – учебное пособие по международному и таможенному праву.

Что такое управление логистикой?

Несколько вариантов понимания этого процесса от логистов различных отраслей

Управление логистикой - сфера деятельности предприятия направленная на организацию и регулирование финансовых, материальных и информационных потоков с целью минимизации затрат на всем пути следования, а также общей оптимизации деятельности предприятия. Логистика - наука об управлении и оптимизации материального и связанных с ним потоков в процессе товародвижения. Логистическая цепь - это взаимосвязанная цепь процессов движения (распределения) товаров от поставщика (сырье) до клиента (конечный продукт), включающие в себя процессы, начиная с заказа и заканчивая сервисом.

Есть производство с потребностью в сырье (комплектующих) для выпуска конечного продукта. На рынке уже сложились условия работы с производителями и поставщиками сырья с момента уплаты денег поставщикам (производителям), до момента получения денег за доставку готовой продукции. Весь процесс надо организовать и управлять им на всех этапах, чтобы не выбиться за денежные лимиты по закупочной деятельности с ее транспортировкой и хранением.
Организация управления логистикой - это взаимоувязка отдельных бизнес - процессов исполнительного характера. Задача логистики оптимизировать исполнительные процессы в компании в сумме, а не по отдельности.

Логистика - это эффективное управление материалопотоком с обеспечением наименьших издержек и направленное на улучшение качества обслуживания клиентов и повышение уровня организации логистических процессов. Это планирование, контроль и регулирование всех процессов, которые проходит материалопоток на пути от источника сырья до конечного потребителя. А именно - транспортировка, складирование, внутризаводская переработка, упаковка, распределение готовой продукции и т. п. На этом пути материалопоток естественно увеличивается в стоимости. Применение логистического подхода в управлении материалопотоком позволяет сэкономить (или не потратить), как денежные средства (например, за счет снижения складских запасов), так и сократить затраты ручного труда и операционные издержки. В данном случае огромное значение имеет четко налаженная информационная система.
Логистическая цепь - это четко налаженная взаимосвязь между подразделениями:
- доставки готовой продукции;
- отделом снабжения;
- производством;
- складами;
- департаментом продаж;
- отделом ВЭД.
При рациональном взаимодействии между подразделениями продукция (еще в виде сырья) в необходимом количестве поступает на склад, затем на производство (в нужном объеме и в срок), затем на склад готовой продукции, затем доставляется клиенту (без задержки). Выполняется расчет рентабельности доставки (по какому маршруту, каким видом транспорта и т. п.).

Организация логистики - слаженное действие процессов анализа рынка. закупки, производства, доставки, а также анализ и учет процессов не влияющих на производство - сезонность рыночные скачки, поглощение и дробление контрагентов.
Товародвижение в логистике - процесс движения продукта с момента его выпуска до конечного покупателя с полным контролем и оптимизацией на всех этапах его прохождения через промежуточные стадии производства и движения.
Управление логистикой - это планирование, организация и контроль деятельности по перемещению и складированию товара, с момента и от пункта его закупки, до момента и пункта его конечной использования/реализации.

Логистическое управление - создание схем, структур, процессов направленных на бесперебойное и экономически целесообразное (с минимальными затратами) взаимодействие всех структур организации. Их эффективное взаимодействие со внешней средой.
Управление логистическим товародвижением - это система, включающая в себя разные структурные подразделения:
- доставка грузов от производителя на склад и до потребителя;
- управление товарными запасами. таможня;
- складской товарооборот;
- разработка схем маршрутов и загрузок транспорта;
- управление экспедицией;
- перемещение и хранение грузов.

Новая складская логистика 2001-2019

Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок. В чем проявляется специфика в фармацевтическом бизнесе?

Ответ :

Вопрос весьма актуален при современном развитии экономики в целом, фармацевтическом бизнесе в частности.

В принципе до сих пор не существует единого определения как для термина логистика, так и для термина Управления Цепями Поставок. Особенно в Российских источниках. Хотя и на западе на этот счет существуют различные точки зрения, которые представлены несколькими «школами». Попробуем разобраться, в чем же разница и насколько эти направления интересны для аптечного бизнеса, как конечного продавца.

Итак, о том, что такое логистика, мы говорили несколько номеров назад. И все же общие тезисы повторим.

Основных задач у логистики две:

  • Управлять/контролировать/минимизировать издержки;
  • Обеспечивать определенный уровень сервиса (обслуживания) внутренних и/или внешних потребителей. Для аптечной сети – это уровень возможного (допускаемого) дефицита и скорость (сроки) доставки.

Одно из распространенных определений логистики звучит следующим образом:

Логистика – это направление деятельности компании, заключающейся в управлении материальными и сопутствующими им потоками (денежными, информационными).

Основные виды деятельности для логистики, это:

— управление закупками,

— управление складом (при его наличии),

— управление транспортом,

— управление ВЭД (при ее наличии),

— управление распределением запасов.

Достичь наилучших результатов в логистике можно, если участники объединены в один департамент. Иначе оптимизация будет проводиться локально в каждом подразделении, что неизбежно приведет к двум результатам:

  1. не будет достигнута оптимизация издержек в рамках компании,
  2. возникнут межфункциональные конфликты по причине наличия локальных задач.

А вот Управление Цепями Поставок (УЦП) (Supply Chain Management, SCM) – это уже более сложная категория. В отличии от логистики, УЦП заключается в выполнении тех же задач, но в рамках цепи. То есть оптимизация происходит не в рамках компании, а при работе с контрагентами.

Цель управления цепочками поставок

Добиться максимальной конкурентоспособности и рентабельности компании, а также всей сетевой структуры цепочек поставок, включая конечного потребителя.

В связи с этим интеграция и реинжиниринг процессов цепочек поставок должны быть направлены на повышение общей эффективности и производительности участников цепочек поставок.

УЦП довольно новое направление в менеджменте. Зарождение его можно отнести ко второй половине 80-х годов прошлого века. Массовое распространение как стратегическое направление на западе УЦП получило гораздо позже. В России пока наблюдается больше локальное решение задач. Но как показывает опыт компаний, давно занимающихся данным направлением, они оказываются лучшими в своем классе.

Управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов:

  1. Управление взаимоотношениями с потребителями;
  2. Обслуживание потребителей;
  3. Управление спросом;
  4. Управление выполнением заказов;
  5. Поддержка производственных процессов;
  6. Управление снабжением;
  7. Управление разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;
  8. Управление возвратными материальными потоками

Отличие УЦП и логистики и их возможности можно описать следующим образом:

Логистика отвечает за физическую реализацию управления материальными потоками. Эффективность или неэффективность логистики может определять около 10% успеха бизнеса.

УЦП отвечает за балансирование потребностей и поставок по всей цепи создания ценности для потребителя. Эффективность или неэффективность УЦП может определять около 30% успеха бизнеса.

Достичь серьезных результатов в УЦП можно лишь применяя современнее информационные технологии и передовые подходы в рамках интеграции и координации действий участников цепей поставок.

Как иллюстрация отличий логистики от УЦП поставок, можно привести следующий пример из практики одного из фармацевтических дистрибьюторов.
Поставщик предлагает дистрибьютору закупить партию товара со следующими условиями. Если дистрибьютор закупит партию, покрывающую три месяца продаж своим клиентам, то дистрибьютор получит кроме скидки, еще и бонус от поставщика.
Если эту задачу рассматривать с точки зрения логистики у поставщика и дистрибьютора, то схема должна быть такой.
Дистрибьютор рассматривает предложения поставщика с точки зрения экономической эффективности. Сопоставляя при этом экономию на закупочной цене и бонус со всеми логистическими затратами (транспортными, складскими, стоимость замороженных денег), возможности склада, сроки годности и т.д.
Логистика поставщика в свою очередь должна обеспечить далее эту поставку. То есть должны быть запасы на необходимом уровне, должны быть в порядке сопроводительные документы, склад должен своевременно отгрузить данную поставку. То есть поставщик обязан обеспечить логистический сервис на соответствующем уровне.

Как бы выглядела эта же ситуация, только с точки зрения УЦП?

Такое предложение со стороны поставщика может (и чаще всего так и бывает) привести к существенному росту издержек в цепи поставок, что в конечном итоге сказывается на цене товара. С другой стороны может возникнуть на некоторое время дефицит товара. За счет чего это произойдет?!
Если клиенту предлагать партию на три месяца покрытия спроса, то клиент и в дальнейшем будет делать заказы редко, но крупными партиями. У поставщика в связи с этим вырастит нестабильность спроса на данный продукт. А чем не стабильнее спрос, тем сложнее его спрогнозировать/спланировать на следующий период. Чем хуже прогноз, тем сложнее адекватнее спланировать запасы как готовой продукции, так и сырья. Соответственно, логистика и/или производство поставщика пострадают. Логистика вынуждена будет раздувать запасы, а производство часто ломать план производства под вновь возникшие срочные заказы.
У дистрибьютора, как результат такого подхода периодически будет перебои с поставками, а в аптеках «внутригородской» дефицит.
И в целом – рост затрат и потери продаж. Конечно, результат может на первый взгляд выглядеть несколько пугающим.

Поэтому, предлагают в ряде следующих публикаций эти проблемы рассмотреть более детально и на цифрах. А также рассмотреть, как эти проблемы решаются в рамках УЦП лидеры рынка и не только.