Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Такое мнение иногда пытаются представить как учение Церкви и даже ссылаются порой на ветхозаветные тексты. Но верно ли это?

Да, в Книге Чисел Бог описывается как «не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Числ. 14:18). Но, как объясняет преподобный Ефрем Сирин, это касается тех случаев, когда дети и потомки лично и добровольно соучаствуют в грехе родителей , повторяя его. «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» — пишет прп. Ефрем.

То есть, беззаконие отцов, продолжающееся в детях, наказывается тем, что такой род пресекается. И в другой книге Ветхого Завета сказано: «Я Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5:9). То есть, если в каком-то роде четыре поколения подряд ненавидят Бога, этот род прекращает существование. Вот что означают эти слова.

А иудеи стали со временем понимать их неправильно, полагая, что будто может человек праведный и благочестивый быть наказываем за грех своего отца или прадеда, которого он даже не видел. Отсюда выходили две ложных мысли: первая - Бог не справедлив, и вторая - если меня постигает какое-то наказание, то это не значит, что я грешен и должен исправляться, это предки мои нагрешили, а я такой хороший должен вот за них отдуваться. Они даже завели поговорку: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина».

И вот, обличая это ложное понимание, Бог устами пророка Иезекииля говорит: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет… Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18:2-4,19–30). А через пророка Иеремию сказал Бог: «Уже не будут говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех предков .

И когда апостолы, показав на слепого от рождения, спросили Христа, не за грехи ли родителей с ним это приключилось, Господь прямо сказал: нет (Ин. 9:2-3). Поэтому упомянутое представление ошибочное. Бог справедлив и каждый наказывается за свои собственные грехи. Сказанное относится и к призывам «покаяться за грех убийства царя». В чужих грехах легко каяться, но Бог от нас ждет покаяния в наших грехах.

Нет, дети не отвечают за грехи родителей. Последующее поколение в своём телесном, душевном и духовном здоровье (духовное здоровье касается страстей человеческих) всегда очень зависит от предыдущих предков: от родителей, прародителей, и т.д.. Это факт, который совершенно очевиден. Только мы, к сожалению, часто обращаем внимание на болезни тела и психики и совершенно не думаем о болезнях духовных. Каких? В Библии указывается, что люди, совершившие тяжкие преступления, тем самым меняют свою наследственность в худшую сторону, и эта наследственность передаётся детям до четвёртого рода (что-то такое особенно тяжёлое). Это фиксируется в наследственной системе, потому что наши гены — это не просто соматическое, то есть физиологическое, биологическое явление, нет-нет! Это духовно-телесное образование. И вот эту духовную сторону мы формируем своей жизнью или правильной в духовном отношении или ложной. Вот это страстное начало, которое совершается родителями, прародителями и прочими предками, оно, оказывается, не остаётся бесследным — оно передаётся. Особенно, когда речь идёт о каких-то тяжёлых преступлениях, то это до четвёртого рода может сказываться на детях. Вот о чём идёт речь. Но дети, рождаясь, например, очень жадными, или очень жестокими, или очень коварными, невиновны в том, что они рождаются с этими свойствами, и за это они не наказываются. А наказываемся мы за что? За своё отношение к этой своей страсти. Борюсь я с этим или нет. Вот за что! Если я не борюсь, то за это наказываюсь, если борюсь — слава и благодарение будет от Бога! Вот в чём дело! А за те свойства, с которыми рождается человек, за это он, конечно же, не наказывается, поэтому не нужно думать, что ребёнок наказывается за грехи родителей. Речь идёт о наказании в другом смысле, в том, что он несёт на себе [грех родителей]. Вот, психически ненормальные родили [таких же] детей. И дети [такими] родились. Не Бог же наказывает, а это естественный, биологический закон природы. Он касается не только тела, но и души. Бог не наказывает, а наказываем мы сами себя.

Кстати, пользуюсь случаем, чтобы сказать. Что является грехом? Грехом является не то, что будто бы Бог приказал нам, например, не воровать, а я украл, и теперь Бог меня накажет. Нет! Не это происходит, а происходит другое совсем! Оказывается, воровством я раню свою душу. Я себя раню! Вот чем я наказываю себя. Простой пример: отчего у пьяниц бывает цирроз печени? Что, Бог наказал? Здесь мы понимаем: «Нет, конечно! Он сам виноват». Наркомана Бог наказал? Точно так же это относится и ко всем прочим грехам. Всё то, что называется грехом, ранит душу человеческую. Почему апостол Иаков и писал: «Бог никого не наказывает, мы сами себя наказываем своими похотями и страстями». Вот о чём речь! Так же и здесь: дети не наказываются за грехи родителей — это образно. Об этом пишет Антоний Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский. Как они хорошо пишут о том, что не Бог наказывает, а мы сами себя наказываем своими делами. И к сожалению, родители передают свои духовные грехи, огрехи, страсти, детям. Поэтому родителям очень важно следить за собой. Как приходится говорить иногда, к сожалению, не очень культурно: «Мы хотим, чтобы дети были ангелочки, а сами настоящие дьяволочки».

От своих родителей или родственников человек наследует не только черты лица и характера. К сожалению, нам передаются болезни и греховные наклонности близких. Но правда ли, что дети несут наказание за грехи отца и матери? Существует ли родовое проклятие?

Родовой грех — неприятный «дар» родителей

Каждый человек рождается со своей индивидуальной внешностью и чертами характера. Но тем не менее многое он наследует от родителей. Иногда дает о себе знать и влияние дальних родственников: например, от прадеда мальчику передался высокий рост или от прабабушки — дар рисования.

Кроме этого, все более похожими на наших отцов, матерей, дедов и бабушек делают нас навыки поведения. Они закладываются в результате воспитания. Хочет ребенок этого или нет, но он непроизвольно наследует взрослых.

К сожалению, от родителей детям могут передаваться и некоторые физические заболевания. Но, кроме них, человеку от его родственников достаются и другие, еще более неприятные наследственные «подарки» — вирус духовных недугов. В православии этот «подарок» принято называть родовым грехом. Что это значит? Разве дети должны отвечать за порочную жизнь родителей? Делать такой вывод не вполне корректно, поэтому попробуем найти верный ответ на этот вопрос и привести соответствующие примеры.

Предрасположенность ≠ греховная зависимость

Наверняка каждому читателю известны примеры семей, в которых от алкоголизма страдают родители. Очень большая вероятность того, что дети, выросшие в таких условиях, тоже окажутся зависимыми от этой страсти.

Но это совсем не значит, что родившийся младенец обязательно вырастет алкоголиком.

Также и с родовым грехом. Он совсем не указывает на то, что за пороки родителей Бог накажет их потомство пьянством. Но сыновья и дочери в таких семьях имеют большую предрасположенность к греху алкоголизма. Тем не менее, не стоит признавать этих детей «безнадежными»: от самого человека зависит, преодолеет он порок или попадется на его удочку.

Но откуда тогда появилось мнение о том, что за грех родителей Бог наказывает детей? И какими аргументами можно переубедить людей, что это не так?

За проступки одного Бог наказывает род до шестого колена?

Камнем преткновения в понимании последствий родового греха стали слова из ветхозаветных книг. В Книге Исход подаются такие слова:

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20:5).

Те же мысли о родовом грехе звучат и во Второзаконии, Числах, книге пророка Исайи. Но уже пророк Иезекииль, известный предсказанием о рождении Мессии от Девы, указывает на то, что дети не отвечают за пороки родителей:

Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19-20, 30).

И другой пророк, Иеремия, вносит ясность в вопрос понимания родового греха и ответственности чад за поступки родителей:

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер. 31:29-30).

В Новом Завете Бог представляется не как Справедливый Судья, а как Милостивый и Любящий Господь.

О степени Божьей любви к человеку свидетельствует Голгофская жертва: за пороки каждого из нас бессмертный Бог распинается на кресте.

И разве этот любящий Бог может наказывать детей за проступки их родителей? Нет. Но как же тогда быть с последствиями родового греха? Ведь встречаются династии, где на протяжении нескольких поколений словно висит некое проклятие? Как это понимать?

Совсем не так, как предлагают вам колдуны и гадалки, готовые «снять родовое проклятие».

Родовой грех — это наказание не от Бога, а от родителей

Вернемся к нашему примеру с семьей алкоголиков. От детей вирус страшного духовного недуга передается детям. Но если в тебе уже есть вирус, то возрастает вероятность заболеть.

Если дети не противятся соблазну выпить, а поддаются искушению, то они также становятся зависимыми. Их будущим сыновьям и дочерям будет еще сложнее остановить этот греховный ком, накатывающий с уже большей силой.

И если они с Божьей помощью, молитвой и Таинствами не излечатся от родового греха, то следующему поколению передадут еще большую склонность к духовной болезни.

Так может продолжаться на протяжении многих поколений, пока люди не осознают и честно не признаются себе в грехе алкоголизма: «Да, я поддался бесовским искушениям, впал в самые тяжкие. Но я хочу преодолеть зависимость, не сам, а с Божьей помощью». После такого признания наступает тяжелейший этап духовной борьбы. Это очень сложно. Но с Богом действительно все возможно.

Не на пустом месте возникли стереотипы о том, что из оставленных в приюте детей не вырастут «нормальные» люди. Согласно данным Генеральной прокуратуры, в России лишь 10% воспитанников детских домов налаживают нормальную жизнь. Иные не могут справиться с пьянством и наркотиками (40%), становятся преступниками (40%) или вообще доходят до суицида (10%).

Что это? Наказание Господне? Нет, это последствия родового греха. Родители, согрешив, наказывают сами себя и инфицируют своих детей. А ведь, как известно, один тяжкий порок связан и с множеством других. Если человек пьет, он становится раздражительным и в гневе может дойти до побоев и даже убийства.

Если ребенок вырастает в такой среде, где отец-тиран позволяет себе напиваться и избивать мать, то сын в будущем либо пойдет по тому же сценарию, либо возненавидит этот грех и приложит все усилия, чтобы в его жизни это не повторилось.

Как избавиться от последствий родового греха?

Священники, православные психологи и богословы выделяют такие составляющие в преодолении страстей, прочно укрепившихся в вашей семье или даже роду:

  • желание измениться;
  • чтение Евангелия и стремление жить по заповедям;
  • молитва и надежда на Бога;
  • регулярная исповедь и покаяние;
  • причащение;
  • соборование.

Также стоит молиться за своих усопших родных. Ведь если они при жизни не раскаялись в своих страстях, то в ином мире им особенно тяжело. Здесь стоит не забывать, что Православная Церковь не поминает некрещеных и самоубийц.

Как уберечь детей от родового греха?

Лучше всего на этот вопрос ответить словами богослова Алексея Осипова:

Родители, бойтесь совершать грехи, если вы по-настоящему любите своих детей. Не думайте, что ваша личная жизнь их не касается: все ваши грехи и преступления найдут отражение в жизни ваших чад. Поэтому на вопрос «Что делать с непослушными детьми?» есть только один ответ: подумайте сначала, что нужно сделать с собой, тогда вы будете точно знать, что делать с ребенком.

Позаботьтесь о православном воспитании ребенка еще до его рождения.

Священники и православные психологи советуют родителям духовно готовиться к отцовству и материнству до рождения младенца, во время беременности исповедоваться (тем самым очищаться от личных и родовых грехов), регулярно причащаться, посещать богослужения, по возможности воздерживаться от супружеского общения. Полезно читать Евангелие и Псалтирь, слушать классическую музыку. Также желательно избегать шумных компаний с чрезмерным весельем, алкоголем, нескромными шутками и сплетнями.

Воспитывайте дитя на примере благочестивой жизни вашей семьи. Ведь вы можете передать сыну или дочке не только родовой грех, но и любовь к добродетелям.

Если родители вместо ссор и криков предпочитают обсуждение проблем и прислушиваются к мнению другого, то их чадо будет стремиться к этому же сценарию.

Если родители дома читают Евангелие, посещают храм, вместе соблюдают посты и подходят к Причастию, то их сын или дочка будет считать это нормой христианской жизни. И никаких сверхъестественных усилий для православного воспитания и преодоления дурных наклонностей не придется прилагать.

О родовом грехе как наследственной болезни рассказывает профессор Алексей Осипов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Отвечая на вопрос, болеют ли дети из-за грехов родителей, иеромонах Иов (Гумеров) приводит цитаты из Библии и, опираясь на них, говорит, что в самом деле духовно-нравственные болезни могут передаваться от одного поколения к другому. Однако он подчеркивает, что не существует фатальной зависимости от грехов предков. Какое бы «проклятье» ни довлело над родом, каждый имеет шанс на спасение, каждому Господь протягивает руку помощи. Но от воли человека зависит, воспользуется ли он этим шансом.

«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Исх.20:5,6).
За грехи родителей страдают дети. Как можно понять то, что дети могут страдать за грехи родителей и наказываться за них? Так ли Господь не справедлив в том, что наказывает детей за грехи родителей? Конечно же, нет. Каждый совершенный грех, как причина, влечет за собой следствие, которое выражается через наказание, возмездие; как в законе причин и следствий. Все в мире взаимосвязано, каждое событие, возможно, объяснить другими событиями, которые предшествовали ему и влияли на него. Задавая вопрос, почему что-то произошло, как что-то могло случиться, мы ищем причину этих событий. Углубляясь в поиски причин, мы видим, что истинного первоначала только логикой мы достичь, не можем. Это происходит потому, что цепочка, в которой один грех является следствием предыдущего и причиной последующего, ведет к первопричине, к падшему Люциферу. Любое проявление греха в человеке является следствием, и у него есть причина. Эта причина вызывает грех, а грех (как следствие причины) в свою очередь влечет за собой другое следствие - наказание. Родительский грех - это причина, следствием которой может являться проявление этого греха в детях, и поэтому наказание за этот грех переходит и на детей вместе с проявлением этого родительского греха. Другими словами, причина проявления в детях грехов заключена в родителях, поэтому и причину наказания и причину проявления грехов в детях надо искать в родителях. По этой же схеме причин и следствий надо рассматривать и переход духов от родителей к детям. По закону духовного мира наказание или же духи нечистые передаются детям до третьего и четвертого поколения, а благословение передается до тысячи родов: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Исх.20:5,6). Дети наследуют грехи родителей при зарождении их в утробе матери. У младенца уже можно видеть проявления характера одного из родителей и определить, чей характер, чьи качества он унаследовал в большей степени. Если родители - люди, не возрожденные от Бога, не освобожденные от грехов Кровью Иисуса Христа, то дети наследуют их грехи. Даже если родители, видя в ребенке то или иное качество своего характера, осмысленное ими самими только с годами, хотели бы, чтобы ребенок не повторил уже сделанные ими ошибки, то все усилия родителей не увенчаются успехом. Это происходит потому, что в детях грех родителей заложен при зарождении и родители видят только следствие причины, приведшей к греху.
Иначе обстоит дело с детьми Божиими, чьи грехи прощены и омыты Кровью Иисуса Христа. При зарождении ребенка в такой семье грехи родителей не переходят по наследству детям, потому что их больше не существует, они смыты Кровью Христа. Но дети могут унаследовать благословение родителей, если родители не просто прощеные грешники, но к тому же живые, духовные последователи Христа. Если же один из родителей верующий, живущий в святости Божией, а другой неверующий, то тогда святость верующего родителя покрывает греховность другого. Ребенок от такого брака рождается под благословением и святостью верующего родителя и не наследует грехи неверующего, потому что: «…Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». (1Ин.4:4). О том, что святости одного родителя достаточно для того, чтобы дитя был освобожден от наследственных грехов или наследственных духов, говорится в Писании: «Ибо неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». (1Кор.7:14). Это не значит, что дети, рожденные у верующих родителей, не нуждаются в очищении от грехов и, что они безгрешны. Они не освобождаются от собственной греховной плоти, поэтому тоже нуждаются в освобождении от собственных грехов, унаследованных от Адама. Но грехи родителей или же одержимость нечистыми духами одного из родителей им уже не передается.
Небезнадежно положение и тех детей, которые родились у родителей до того, как те уверовали, и получили наследственные грехи или же наследственных духов. Так как в мире действует закон причин и следствий, то прежде, чем удалить следствие, надо удалить причину, то есть прежде, чем бороться за освобождение ребенка, надо освободить родителей. Надо прежде удалить причину, тогда исчезнет и следствие. Освобождение детей от грехов надо начинать с освобождения от них родителей.
Есть разница между прощением и освобождением. Приходя к Христу, каждый получает прощение грехов через покаяние, но можно при этом не получить освобождение от причины греха. В таком случае грех постоянно будет проявляться в человеке и ему придется бороться с ним и все силы тратить на эту борьбу. Особенно тяжело человеку, если он одержим каким-либо злым духом. Грехи прощены, но причина их возникновения осталась, а раз осталась причина, то со временем опять проявятся ее следствия. Если бы одного прощения грехов было бы достаточно, то не надо было бы изгнания духов. Наследственные грехи обычно связаны именно с духами, и поэтому необходимо от них освободиться, удаляя причину греха, которая находится в основном в родителях.
Причину греха, от которого человек еще не освободился, иначе можно назвать корнем всех его грехов и падений. Когда корень будет обнаружен и удален, тогда ребенок получит освобождение через изгнание наследственных духов или отречение от наследственных грехов. Если этого не сделать, если не освободить ребенка, то дети повторят ошибки родителей, повторят их судьбу, как говорят в мире. Вот и выходит, что дети несут наказание родителей как следствие их грехов.
По этой же причине так важно, чтобы родительское ложе было непорочно и брак честен: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог». (Евр.13:4). Нечистые браки и опороченное ложе, ложе вне брачной связи, еще одна из причин, при которой дети наследуют грехи родителей и наказание за эти грехи. Поэтому борьбу за освобождение ребенка от проявлений зла в нем родителям надо начинать с себя. Только в этом случае борьба будет эффективной.
Между детьми и родителями есть невидимая, но весьма ощутимая духовная связь. Все то, что родители носят в своих сердцах, отражается на детях. Ярко выражены эти проявления в детях до их определенного возраста, а затем связь хоть и остается, но становится менее заметной. Например, раздражение родителей, их гневное состояние может быть выражено у детей повышенной возбудимостью, излишней слезливостью и раздражительностью. Плохое настроение родителей или их уныние тоже передается детям. А мир, радость и покой в душе родителей наполняет ребенка счастьем и делает его спокойным и довольным. По этому же невидимому каналу детям передается и освящение родителей. Дети освящаются святостью родителей или оскверняются их бесчестием. Слова Иисуса Христа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48) относятся и к родителям, потому что они ответственны за души детей. Если их святостью дети освящаются или же их осквернением - оскверняются, то значит, в первую очередь, с родителей спросится за плохое воспитание ребенка и за плохое состояние его души. Если за грехи родителей наказание получают дети, то тем самым родители наказываются дополнительно. Вести святой образ жизни, очищаться и освящаться родителей обязывает еще и долг перед детьми. Вот, как говорит Сам Господь: «…ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». (Лев.11:44). Наш Отец свят и Его святостью и мы святы. Мы освящаемся святостью Отца нашего, а живущие в мире оскверняются скверностью их отца - диавола. «…будьте святы, ибо Я свят». (Лев.11:44) - говорит Господь потому, что мы наследуем Его благословения и Его святость. Верующие родители обращаются к своим детям: “Поступайте свято, как я поступаю; живите свято, как я живу, и будете наследовать благословение”.

ВОПРОС: Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершённый в роду. Так ли это? Что говорит Библия о детях?

ОТВЕТ: В Библии сказано: «Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся» (Иезекииля 18:20).

Отношение Бога к детям

1. Дети - дар от Бога: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Бытие 4:1).

2. Дети - наследие и благословение от Господа: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него -плод чрева» (Псалом 126:3).

3. Бог формирует дитя в чреве матери: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Псалом 138:13–16).

4. Бог знает дитя ещё до рождения и освящает его: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иеремии 1:5).

5. Бог включает детей в Свой завет: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Бытие 17:7).

6. Библия называет детей верующих родителей святыми, освящёнными: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь - святы» (1 Коринфянам 7:14).

7. Иисус призывает взрослых не препятствовать детям приходить в церковь: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошёл оттуда» (Матфея 19:13–15).

8. Если дети родились вне брака или(и) оставлены родителями в детском доме, Бог любит их и восполняет их нужды. «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исаия 49:15); «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Исаия 66:13).

9. Дети испытывают в своей жизни последствия греховной жизни родителей. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня» (Исход 20:5). Если родители не научили ребёнка любить Бога, повзрослев, он будет повторять ошибки и дурные наклонности своих родителей.

10. Ребенок, воспитанный в неверующей семье, может откликнуться на Божий призыв и прийти к Иисусу Христу, Который изменит к лучшему его жизнь. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28).

Обязанности родителей по отношению к детям

1. Обеспечивать их физические потребности: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Коринфянам 12:14).

2. Дать им образование: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Второзаконие 6:6, 7).

3. Воспитывать детей, обучая их Слову Божьему: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

«Родители, наставляйте детей. Никогда не смиряйтесь с тем, что ваши дети растут без Христа. Никогда не чувствуйте себя легко, если дети холодны и равнодушны. Взывайте к Богу день и ночь. Молитесь и трудитесь для спасения ваших детей. “Начало мудрости - страх Господень”. Он является побудительным мотивом, движущей силой характера. Без страха Господнего дети не достигнут великой цели их сотворения» (Е. Уайт, «Воспитание детей»).

Подготовила Людмила Яблочкина