• 8. Современные технологии фв детей.
  • 9. Основные понятия теории и методики фв дошк-ов.
  • 10. Связь ТиМфв с др. Дисциплинами.
  • 11. Принципы обучения дошк-ов физ. Упр.
  • 12. Классификация и характеристика физических упражнений (фу).
  • 13. Проблема физического воспитания в трудах российских ученых.
  • 14. Использование спортивной тренировки для совершенствования физического потенциала детей.
  • 15. Содержание физического развития дошкольников в учебной программе дошкольного образования рб.
  • 17. Формирование двигательного навыка. Этапы обучения двигательному действию
  • 18. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 19. Техника выполнения прыжков.
  • 20. Обучение детей метанию.
  • 21, 22. Техника и методика обучения дошк-ов ползанию, лазанью.
  • 23. Равновесие и методика его формирования у детей младш. И старш. Дошк-го возр.
  • 24. Использование исходных положений в общеразвивающих упражнениях.
  • 25. Требования, предъявляемые к комплексу ору.
  • 27. Приёмы, активизирующие умственную и двигательную активность при проведении ору.
  • 29. Основы безопасности при выполнении детьми физических упражнений.
  • 30. Значение подвижных игр.
  • 31. Классификация подвижных игр.
  • 32, 34. Методика организации и проведения пи в разных возрастных группах.
  • 33. Вариативность подвижных игр.
  • 36. Условия и методика работы по обучению дошк-ов плаванию.
  • 37. Условия и методика обучения дошкольников ходьбе на лыжах.
  • 38. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 39. Специфика построения физкультурных занятий спортивной направленности.
  • 40. Простейший туризм в детском саду.
  • 41. Содержание знаний дошкольников в области физ. Культуры.
  • 42. Особенности проявления двигательных способностей. Контрольные упражнения на выявление фк.
  • 43. Использование тренажеров в доу.
  • 44. Развитие быстроты и выносливости.
  • 45. Развитие ловкости и силы.
  • 46. Развитие самосознания и самооценки дошкольника.
  • 47. Педагогическая технология развития творчества дошк-ов ср-вами физ. Культуры.
  • 48.Воспитание у детей мотивов двигательной деятельности.
  • 49. Физкультурное занятие. Многообразием форм проведения.
  • 50. Способы организации детей при выполнении физических упр-й.
  • 51. Педагогический анализ физкультурного занятия.
  • 52. Утренняя гимнастика. Содержание вводной, основной и заключительной части.
  • 53. Требования к утренней гимнастике. Построение комплекса утрен. Гимнастики.
  • 54. Содержание физ. Упражнений в гимнастике после сна.
  • 55. Подвижные игры и физ. Упражнения на прогулке.
  • 56. Необходимость проведения физкультурных минуток в ду.
  • 57. Цель и назначение физкульт. Досуга.
  • 58. Физкультурный праздник, его назначение.
  • 59. Характеристика двигательной акт-ти. Требования к самостоятельной двигательной деятельности детей.
  • 60. Индивидуальный подбор методов обучения движениям с учетом состояния здоровья детей.
  • 61. Индивидуальный подбор методов обучения с учётом уровня физической подготовленности детей.
  • 62. Методы проявления психомоторной одарённости.
  • 63. Содержание физ. Воспитания детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 64. Характеристика детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 65. Оценка осанки и стопы.
  • 66. Коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.
  • 67. Изучение двигательной активности детей методом хронометража и наблюдения.
  • 68. Определение физической подготовленности дошкольников по уровню развития физических качеств, сформированности двигательных навыков.
  • 69. Построение физиологической кривой физической нагрузки.
  • 70. Вычисление общей и моторной плотности физкультурного занятия.
  • 71. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, участка. Физкультурное оборудование и инвентарь в д/с.
  • 73. Планирование физкультурного занятия с соблюдением основных принципов обучения.
  • 78. Основные функции руководителя физического воспитания дошкольников.
  • 79. Профессиональные знания и умения, необходимые педагогу для организации физического воспитания в учреждении дошкольного образования.
  • 80. Оценка физического развития детей по общепринятым методикам.
  • 31. Классификация подвижных игр.

    Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

    Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

    Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

    Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

    Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знании об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

    Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

    Классификация подвижных игр. Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию, иначе говоря, доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, с прыжками и т.д.).

    По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).

    В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

    По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

    По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

    В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) кроме соревновательного имеют еще и зрелищный эффект. Самых маленьких они подводят к играм.

    32, 34. Методика организации и проведения пи в разных возрастных группах.

    В 1-ой мл. гр. проводятся игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, кот. полностью зависит от творчества воспитателя. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли педагог играет сам, делая это эмоционально и образно.

    Во -ой мл. гр. ПИ. отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения кот. в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.) Малышей необходимо учить играть. Педагог играет вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношения, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Постепенно педагог приучает детей выполнять игровые и ответственные роли (назначая на роль необходимо учитывать очерёдность). При выполнении детьми игрового упр. педагог объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, кот. вызывают затруднения у большинства.

    В среднем возр. большинство игр имеет развёрнутые сюжеты, определяющие содержание движений и хар-р взаимоотношений играющих. Значительное место занимают игры, в кот. действия персонажей соответствуют реальной действительности. Проводя сюжетную ПИ, педагог сообщает детям её название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчёркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, кот. могут вызывать у играющих затруднения. Затем распределяет роли среди играющих. В игровых упр. создаются условия для достижения определённого результата. Игровым заданиям («кто скорее», «кто бросит дальше» и т.п.) придаётся соревновательный хар-р.

    В ПИ детей старшего возр . занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается кол-во игр в кот. нет образов. Правила игр усложняются, формируют у реб-ка умение управлять своим поведением. Применяются все виды игр в том числе бессюжетные, игры-эстафеты. При объяснении педагог раскрывает её содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-либо из детей повторить её содержание. После этого указывает место положения играющих и распределяет роли, назначает водящего, предлагает детям самим выбрать водящего. В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приёмов повышает физическую нагрузку.

    Методика проведения. Алгоритм ПИ с детьми мл возр.

    1) Правильно выбрать игру, поставленную задачу, условия проведения- учёт темп-ры воздуха; если лето то нет бабы «снеговухи» и т.п, подготовка педагога: знать содержание игры, выучить стихотворный текст, в помещении проветривание, влажная уборка, размещение детей; выделить ведущее правило и подготовил, атрибуты, чтоб ведущий отличался от детей. Карточные условия, книгой нельзя 2) Сбор детей на игру, способ создания интереса. Сред-й возр. для создания интереса -загадка используется чаще всего, наблюдение, беседа В стар-ем ворз. беседа по теме игры, загадка 3) Объяснение ПИ. В мл.возр. оно носит поэтапный хар-р, по ходу игровых действий (нету предварительного объяснения игры). В сред-ем возр. кратенькии сюжетный рассказ, кот. выражает основные правила а второстепенно дети знакомятся поэтапно. В старшем возр. объясняется предварительно. Кратко выделить содержание, последовательность. Ведущие правила: а) по какому сигналу начинается игра, на начало игры «1,2,3 ловишка лови»; б) на конец игры, правила если я ударю в бубен, стоп игра закончилась; в) что детям делать если их поймал ловишка с помощью вопросов уточнять: как играть в игру «ловишка», по какому сигналу начинать, на конец шры, что делать; пойманному, как пятнать? Дети обязательно должны ответить на вопросы педагога. Затем в мл. возр. воспитатель внося новую игру выполняет все роли второстепенные и основные. Ни в коем случае пятнать нельзя, реб-к должен проделать игру от начала до конца Атрибуты раздаются сразу, поэтапно объяснять. Руководство ходом игры: педагог выполняет второстепенную роль (бегает, прыгает и т.д.) и основную. Оканчивается анализом, педагог отмечает всех с положительной стороны, и рефлексия: дети а как же называлась наша игра?

    Способны воспринимать информацию лучше других, и родителям нельзя тратить это время впустую. Новые знания и умения легко усваиваются при помощи различных подвижных и настольных игр. В возрасте от 3 до 7 лет дети стараются копировать действия взрослых, подражать животным и птицам. Родителям в это время необходимо направить ребёнка на правильный путь понимания жизни.

    С помощью активных игр можно достичь успеха в этом деле. Классификация подвижных игр довольно разнообразна: по сложности, по степени нагрузки, учитывая возраст ребёнка, по использованию снарядов и т. д. Взрослым нужно помогать своему чаду адаптироваться к жизни. Однако нельзя забывать и о самостоятельности ребёнка. Можно немного усложнить игру, поменять её направление, но указывать, как действовать малышу, не стоит.

    Ценность подвижных игр

    Многие специалисты в области воспитания детей, среди которых Фребель, Леонтьев, Райх, отмечали значимость Они утверждали, что активные игры способны развивать детей как физически, так и умственно. Кроме этого, дети во время этих занятий находиться всё время в движении, которое им необходимо.

    Для дошкольников являются незаменимыми, так как они способны улучшать внимательность и физическое состояние ребёнка, его пластичность и понимание окружающей среды. В процессе игры дети с новой стороны познают мир, и кроме этого, укрепляют и совершенствуют свои навыки.

    Трудно переоценить значение активных игр для ребёнка, так как здесь, помимо всего прочего, развиваются воображение и фантазия, речь и память. Кроме этого, подвижные игры очень полезны для здоровья, особенно на свежем воздухе. Дети прыгают, бегают, играют с мячом, что способствует нормальному кровообращению и активизации дыхании. Это оказывает положительное влияние на организм, тем более растущий.

    Методика проведения активных игр

    Дети дошкольного возраста в большинстве случаев чрезвычайно активны, и поэтому не нужно сильно удивляться, если ребёнок не стоит на месте и минуты. Они постоянно бегают, прыгают, катают мяч, борются, играют со сверстниками. Ребёнок должен действовать и играть самостоятельно, для этого воспитателю или педагогу необходимо создать все условия.

    Задача взрослого состоит в направлении и обеспечении всем необходимым площадки для игр. Во-первых, нужно как можно больше свободного пространства, чтобы ребёнок не чувствовал себя взаперти. Во-вторых, нужно предоставить все необходимые игрушки, которые способствуют двигательной активности малышей.

    Все дети разные: кто-то любит играть один, кто-то чересчур активный, а кто-то, наоборот, спокойнее. Воспитателю необходимо всё это рассмотреть и косвенно руководить процессом игры. Но нельзя это делать властно и строго, нужно подтолкнуть ребёнка к правильному решению. Одним надо помочь и поиграть с ними, а другим предложить иную игру. Воспитателю следует помнить, что практически все дети в младших группах предпочитают играть по одному. Он должен стараться привить детям любовь к совместным играм. Необходимо правильно организовать и преподнести игру, тем самым вызвав интерес. В этом и состоит методика подвижных игр.

    Активные игры в течение дня

    Каждый день воспитателям необходимо проводить с малышами подвижные игры. До завтрака необходимо дать детям поиграть самим, не отвлекая их. Для этого необходимо вынести игрушки и подбодрить малышей на занятие. Подвижные игры для дошкольников не уместны сразу после завтрака и любого другого приёма пищи. При выборе игр нужно учитывать занятия, которые были до них. Например, после уроков по рисованию или русскому языку необходимо предложить активные игры, чтобы больше двигаться.

    Рекомендуется использовать подвижные игры на прогулке, на свежем воздухе. В помещение следует переходить только в случае неподходящей погоды, например, сильного дождя или ветра. Если на улице как раз такая погода, играть нужно в большом зале, где всем хватит места.

    Вечером также рекомендуется проводить игры, но небольшой подвижности. Хорошо подойдёт пение с хороводами. Это занятие должно продолжаться около 10 минут. Наиболее благоприятным временем года для проведения игр является, конечно, лето. Так как подвижные игры на прогулке летом воплотить в жизнь довольно просто. В жаркие дни желательно проводить занятия со средней или малой активностью, чтобы дети не перегревались. А в более прохладные дни лучше использовать игры с наибольшей активностью.

    Тяжелее всего проводить в зимнее и осеннее время. Обычно дети надевают тёплую одежду и громоздкую обувь, что затрудняет их двигательную активность. В этом случае идеально подойдут занятия с простыми движениями, которые не будут утомлять малышей.

    Подвижные игры на свежем воздухе и в зале способствуют значительному росту физических и умственных способностей. Детский сад - место, которое является одним из ключевых в формировании взглядов и интересов ребёнка.

    Классификация подвижных игр

    Специалисты в этой области отмечают, что большое разнообразие активных игр привело к необходимости их деления. Как уже было сказано, они классифицируются по сложности, по степени подвижности т. д.

    В наиболее общем варианте игры можно разделить на простые и сложные. Простые классифицируются на сюжетные, бессюжетные, аттракционы и игры-забавы.

    Сюжетные игры отличаются чётко выработанным сценарием с фиксированными правилами. Они характерны продуманными действиями всех участников событий, отклонение от сюжета представляется невозможным. Игры такого типа популярны во всех группах, особенно для младшей.

    Бессюжетные игры характерны отсутствием сценария, однако требуют от детей внимательности, быстроты и самостоятельности. В процессе занятия ребёнок должен повторять определённое двигательное действие, чаще всего представленное в виде состязания.

    Аттракционы и игры-забавы также требуют выполнения конкретного задания в виде соревнования. Отличие от бессюжетных состоит в том, что часть детей участвует в игре, а другая часть является зрителями. Эти подвижные игры в ДОУ очень популярны, так как вызывают восторг среди детей.

    Практически все спортивные игры относятся к категории сложных. Это и футбол, и баскетбол, и волейбол, и хоккей. Конечно, маленькие дети не могут участвовать в этих взрослых соревнованиях, и поэтому проводят занятия по упрощённой системе.

    Активные игры также можно различить по двигательному содержанию: бег, прыжки, метание снаряда и др. Имеет место быть классификация подвижных игр по степени подвижности. Примеры таких игр могут быть самыми разнообразными. Различают занятие большой, средней и малой активности. К первой группе относятся те занятия, в которых принимают участие большинство детей, чаще всего это бег или прыжки. Ко второй группе относятся игры, в которых также участвуют все ребята, но задания более спокойны, например, ходьба или передача снарядов. В играх небольшой подвижности действия неинтенсивны и имеют медленный темп.

    Руководство активной игрой

    Дети дошкольного возраста очень любят все подвижные игры, но самостоятельно их организовать они, конечно, не могут. В этом к ним на помощь приходит воспитатель. Педагог должен помнить, что главная цель таких игр - совершенствование и развитие физических и умственных способностей ребёнка. Также очень важно умение работать в коллективе, чему необходимо учить в детстве. План подвижных игр должен быть составлен таким образом, чтобы дети в процессе занятия получали развитие своих умений и навыков.

    Воспитателю необходимо принимать участие в играх, тем самым на собственном примере показывать ребёнку, как это интересно и захватывающе. Дети очень любят играть со взрослыми, так они чувствуют себя старше. Нужно использовать весёлый тон в общении, это подкупает малышей.

    Организация подвижной игры - довольно сложная задача, так как все дети индивидуальны, и далеко не факт, что всё пойдёт гладко с самого начала. Часто можно наблюдать ситуацию, когда не все малыши хотят принимать участие в коллективной игре ввиду своей застенчивости. Не нужно давить на ребёнка, следует дать ему немного времени освоиться. Если же малыш всё равно стесняется и боится играть с другими, можно попробовать осторожно ввязать его в процесс. Предложение вместе побегать или спрятаться будет отличным выходом из этой ситуации для воспитателя.

    Педагог должен грамотно руководить игрой, контролировать её во избежание неприятных ситуаций. Что-то подсказать, где-то подбодрить - отличный вариант. Если большинство детей начинают баловаться, и интерес пропадает, необходимо прекратить игру и дать время малышам для отдыха.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    С начала 2014 года вступил в силу новый документ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Речевое и познавательное, а также художественное и физическое развитие - те области, в которых действует ФГОС. Каждая из этих областей имеет свои задачи, которые помогут детям познать мир и развиваться во всех сферах.

    Кроме этого, ФГОС регулирует следующие виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, самообслуживание и бытовой труд, изобразительная, музыкальная и двигательная. Для достижения определённых целей для каждого вида деятельности характерны подвижные игры. ФГОС направлен на достижение определённых целей:

    • повышение статуса дошкольного образования;
    • обеспечение равных возможностей для каждого малыша;
    • сохранение единства образования РФ, в том числе дошкольного;
    • обеспечение высокого качества дошкольного образования.

    Данный документ является отличным нововведением, которое призвано регулировать все ДОУ на правильность выполнения своих действий. С вступлением в силу ФГОС дошкольные учреждения стали более ответственны в этом вопросе. Теперь есть чёткий план действий, следуя которому можно максимально качественно дать образование подрастающему поколению.

    Подвижные для старшей группы

    Большинство детей до школы большую часть жизни проводят именно в ДОУ. Поэтому проведение игр в таких учреждениях обязательно. Классификация подвижных игр подразумевает деление на две части: для совсем маленьких и детей постарше.

    Для подготовительной группы характерны в основном игры с мячом. Например, необходимо выяснить, кто быстрее пробежит от старта до финиша, подбрасывая мяч. Помимо этого, популярны такие игры, как «Мышеловка», «Сова», «Пастух и волк». Рассмотрим каждую из них.

    Мышеловка. Дети разделяются на две одинаковые группы. Первая - мышки, которые должны выстроиться в колонну один за другим. Другая группа должна образовать три круга, держась за руки. Когда воспитатель говорит: «Мышеловка открыта», дети, которые стоят в кругу, поднимают руки, а мыши пробегают по очереди каждый круг. Когда воспитатель даёт команду: «Хлоп», дети, находящиеся в кругу, опускают руки. Те мыши, которые оказались внутри кругов, считаются пойманными. Игра продолжается, пока не подловят всех «мышей».

    Сова . Дети разделяются на две группы: бабочки и жучки. Кроме этого, выбирается один малыш, который будет выступать в роли совы. Для него чертится круг - гнездо, и он стоит там. Когда воспитатель произносит: «День», все бабочки и жучки свободно расхаживают по площадке, делая, что вздумается. Как только воспитатель говорит: «Ночь», все останавливаются, и сова начинает бродить по площадке. Тех детей, которые пошевелились, сова забирает с собой в гнездо. Игра оканчивается, когда в гнезде несколько бабочек или жучков.

    Пастух и волк . Выбирают двоих детей, которые будут волком и пастухом соответственно. Остальные - это овцы. Необходимо начертить площадь для дома овец и для того места, где они будут пастись. Пастух выводит овец на пастбища, по команде: «Волк», все должны разбежаться. Задача волка состоит в том, чтобы поймать как можно больше овец и отвести в своё логово, а пастух призван защищать своих питомцев. Игра заканчивается, когда волк поймал определённое количество овец.

    Подвижные игры для самых маленьких

    Здесь отдаётся предпочтения играм, где можно наблюдать чёткий сюжет. Желательно, чтобы каждому ребёнку была отведена своя роль. Также популярны игры совсем без сюжета, являющиеся простейшими, например, «догонялки». Итак, подвижные игры для младшей группы детского сада:

    1. Курица и цыплята. Для проведения этой игры нужна верёвка и две стойки. Верёвку натягивают между ними, по одной стороне находится дом курочки с цыплятами, по другой зёрна. Когда курица идёт на другую сторону, она зовёт цыплят «ко-ко-ко». Услышав, цыплята бегают по всей территории, имитируя движения. По команде: «Домой», все заходят по другую сторону верёвки.
    2. Ручеёк. Здесь участвуют все дети, и не нужно делиться на команды. Требуется начертить «ручеёк» небольшой ширины и на расстоянии 20-25 см друг от друга нарисовать камешки. Дети становятся в начало и по камешкам должны пересечь ручей. Если ребёнок оступился, значит, он «намочил ножки» и нужно пробовать с самого начала.
    3. Солнце - дождик . Для этой игры необходимо расставить по всему периметру площадки стулья и обручи (импровизированные домики). Когда воспитатель говорит: «Солнышко, пора гулять», дети выходят из домиков и бегают по площадке. По команде: «Дождик, пора домой», все дети бегут обратно.

    Цель подвижных игр в детском саду - это, прежде всего, развитие личностных и физических качеств, а также обучение детей дружить и работать в команде. Принято считать, что школа воспитывает людей. Однако начинается воспитание именно в детском саду. Благодаря активным играм, дети легче воспринимают информацию и быстрее развивают в себе необходимые навыки.

    Сюжетные подвижные игры

    Занятия с определённым сценарием воспитывают в детях чувство ответственности и собранности. Сюжетные игры очень разнообразны, рассмотрим некоторые из них.

    1. Воробьи и автомобиль. Все дети садятся на стулья или скамейки на одной стороне площадки. Здесь они играют роль воробушек, которые сидят в своих гнёздах. На противоположной стороне стоит воспитатель, представленный в роли автомобиля. Когда педагог говорит: «Полетели воробушки», все дети встают и бегают или ходят на площадке. По команде: «Автомобиль едет», все дети возвращаются как можно быстрее в свои гнёзда.
    2. Самолёты . Воспитатель называет определённых детей в количестве 3-4, которые становятся на противоположную от других сторону. По команде: «К полёту приготовиться, завести моторы», дети делают вращательные движения руками перед грудью. Когда педагог говорит: «Полетели», дети разводят руки в стороны, имитируя самолёт, и бегут на другую сторону. По команде «На посадку» дети приземляются на свои места. Затем выбирается следующая группа малышей.
    3. Пузырь . Дети вместе с воспитателем образуют небольшой круг, держась за руки. Когда педагог произносит: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой», дети потихоньку отходят назад, образуя большой круг. После того, как педагог скажет: «Лопнул пузырь», дети должны опустить руки и сесть на корточки, произнеся «Хлоп». После этого нужно встать и снова образовать маленький круг.
    4. Летают птички . Дети встают на какую-либо возвышенность по одной стороне площадке. После слов «Светит солнышко» дети выбегают на площадку и начинают искать и клевать импровизированные зёрна. Когда воспитатель произносит: «Пошёл дождик», дети возвращаются обратно на возвышенность.

    Бессюжетные подвижные игры

    Они призваны научить детей ловкости, скорости и ориентирования в пространстве.

    • Найти цвет. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку флажок разного цвета. Обычно цветовая гамма состоит из красного, жёлтого, зелёного и синего. Четыре ребёнка стоят с флажками возле конкретного флага аналогичного цвета. Когда воспитатель даёт команду: «Идите гулять», остальные дети разбегаются по площадке в хаотичном порядке. После слов: «Найдите свой цвет», детям нужно как можно быстрее прибежать к флагу своего цвета.

    • Не опоздай. Воспитатель раскладывает какие-либо погремушки в форме круга. По его команде дети разбегаются по комнате прочь от них. Когда педагог произносит: «Не опоздай», дети бегут обратно в центр комнаты.
    • Найди свой дом. Дети разделяются на несколько групп, каждая из них становится у определённого дерева. Оно является их домиком. По команде воспитателя дети разбегаются кто куда. Когда педагог произносит: «Найдите свой домик», дети должны собраться определёнными группами у деревьев, у которых они стояли в начале игры.

    Классификация подвижных игр призвана выделить те, которые необходимы ребёнку в определённом возрасте. Наиболее популярным является разделение на сюжетные и бессюжетные. И те, и другие призваны развивать детей, привить им определённые качества. Подвижные игры необходимы для нормального развития каждого ребёнка, и не стоит недооценивать их значение.

  • 9. Основные понятия теории и методики фв дошк-ов.
  • 10. Связь ТиМфв с др. Дисциплинами.
  • 11. Принципы обучения дошк-ов физ. Упр.
  • 12. Классификация и характеристика физических упражнений (фу).
  • 13. Проблема физического воспитания в трудах российских ученых.
  • 14. Использование спортивной тренировки для совершенствования физического потенциала детей.
  • 15. Содержание физического развития дошкольников в учебной программе дошкольного образования рб.
  • 17. Формирование двигательного навыка. Этапы обучения двигательному действию
  • 18. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 19. Техника выполнения прыжков.
  • 20. Обучение детей метанию.
  • 21, 22. Техника и методика обучения дошк-ов ползанию, лазанью.
  • 23. Равновесие и методика его формирования у детей младш. И старш. Дошк-го возр.
  • 24. Использование исходных положений в общеразвивающих упражнениях.
  • 25. Требования, предъявляемые к комплексу ору.
  • 27. Приёмы, активизирующие умственную и двигательную активность при проведении ору.
  • 29. Основы безопасности при выполнении детьми физических упражнений.
  • 30. Значение подвижных игр.
  • 31. Классификация подвижных игр.
  • 32, 34. Методика организации и проведения пи в разных возрастных группах.
  • 33. Вариативность подвижных игр.
  • 36. Условия и методика работы по обучению дошк-ов плаванию.
  • 37. Условия и методика обучения дошкольников ходьбе на лыжах.
  • 38. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 39. Специфика построения физкультурных занятий спортивной направленности.
  • 40. Простейший туризм в детском саду.
  • 41. Содержание знаний дошкольников в области физ. Культуры.
  • 42. Особенности проявления двигательных способностей. Контрольные упражнения на выявление фк.
  • 43. Использование тренажеров в доу.
  • 44. Развитие быстроты и выносливости.
  • 45. Развитие ловкости и силы.
  • 46. Развитие самосознания и самооценки дошкольника.
  • 47. Педагогическая технология развития творчества дошк-ов ср-вами физ. Культуры.
  • 48.Воспитание у детей мотивов двигательной деятельности.
  • 49. Физкультурное занятие. Многообразием форм проведения.
  • 50. Способы организации детей при выполнении физических упр-й.
  • 51. Педагогический анализ физкультурного занятия.
  • 52. Утренняя гимнастика. Содержание вводной, основной и заключительной части.
  • 53. Требования к утренней гимнастике. Построение комплекса утрен. Гимнастики.
  • 54. Содержание физ. Упражнений в гимнастике после сна.
  • 55. Подвижные игры и физ. Упражнения на прогулке.
  • 56. Необходимость проведения физкультурных минуток в ду.
  • 57. Цель и назначение физкульт. Досуга.
  • 58. Физкультурный праздник, его назначение.
  • 59. Характеристика двигательной акт-ти. Требования к самостоятельной двигательной деятельности детей.
  • 60. Индивидуальный подбор методов обучения движениям с учетом состояния здоровья детей.
  • 61. Индивидуальный подбор методов обучения с учётом уровня физической подготовленности детей.
  • 62. Методы проявления психомоторной одарённости.
  • 63. Содержание физ. Воспитания детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 64. Характеристика детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 65. Оценка осанки и стопы.
  • 66. Коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.
  • 67. Изучение двигательной активности детей методом хронометража и наблюдения.
  • 68. Определение физической подготовленности дошкольников по уровню развития физических качеств, сформированности двигательных навыков.
  • 69. Построение физиологической кривой физической нагрузки.
  • 70. Вычисление общей и моторной плотности физкультурного занятия.
  • 71. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, участка. Физкультурное оборудование и инвентарь в д/с.
  • 73. Планирование физкультурного занятия с соблюдением основных принципов обучения.
  • 78. Основные функции руководителя физического воспитания дошкольников.
  • 79. Профессиональные знания и умения, необходимые педагогу для организации физического воспитания в учреждении дошкольного образования.
  • 80. Оценка физического развития детей по общепринятым методикам.
  • 33. Вариативность подвижных игр.

    Существуют различные варианты подвижных игр. Вариативность, позволяет использовать их боле целесообразно, с учетом подготовки детей. Подвижные игры можно усложнять, но изменения должны быть обоснованными. Можно усложнить двигательные задания (увеличить расстояние для бега, прыжков); ввести новые движения («Поезд», «Чье звено скорее передаст флажок»); изменить форму построения игры (просто бегут, обойти обруч). Можно изменить темп движения, увеличить число ловящих, усложнить правила (бежать только в определенном направлении). Или роль выполняет воспитатель, потом ребенок. Можно ограничить площадь, увеличить расстояние. К составлению новых вариантов игр, можно привлекать детей. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

    35. Методика обучения детей игре в футбол, хоккей .

    Основу спортивных игр составляют естественные виды движений и их сочетание. Поэтому обучению спортивным играм, в Д/У уделяется большое внимание. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Используются элементы спортивных игр, подводящие детей к более сложным игровым действиям. Обучать детей старшего дошк-го возр. начинают на специализированном (тематическом) зан-ии, структура кот. должна быть похожа на структуру традиционного физкультурного зан-я. Различие имеет место лишь в подборе средств для каждой его части.

    Футбол . Дошк-ки обучаются упрощённому варианту игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его партнёру по игре, забивать в ворота. В игре не применяются недоступные для детей штрафные и свободные удары, угловой удар, положение вне игры. Из технических футбольных приёмов дошк-ов целесообразно обучать удару по мячу ногой, остановке мяча ногой. Дети перемещаются ходьбой или бегом в разных направлениях: па прямой, зигзагом, дуге и т. д. Удары ногой по мячу выполняются серединой подъема, внутренней и внешней частью подъема, внутренним боком стопы, носком ноги. Приемы мяча осуществляются подошвой, бедром, носком ноги, грудью или головой. Вести мяч по площадке дети учатся носком ноги, внутренним боком подъема ноги. Вратарь ловит мяч, отбивает его, защищает ворота, бросает пойманный мяч на | поле. Для того чтобы научиться владеть мячом, детям необходимо много упражняться: катать мяч ногой вперед - назад, в стороны, подбивать мяч подъемом ноги; подбрасывать мяч руками, подбивать ногой и ловить; подцепить мяч носком ноги и подбросить вверх. Со временем дети овладевают умением прокатывать мяч правой и левой ногой в определенном направлении, попадать в кеглю, закатывать в ворота. Дошкольники учатся отбивать мяч об стену неск-ко раз подряд (задерживают мяч ногой и снова отбивают), передавать мяч друг другу, прокатывая его по земле. Удары выполняют внутренним боком ступни. Освоив необходимые приемы; дошкольники могут играть в футбол. В игре принимают участие 2 команды по 5-7 игроков. Играют 2 тайма по 15 мин Между ними 5-минугный перерыв. Игра начинается с центра поля. Игроки пытаются подвести мяч к воротам противника и забить гол. Все действия с мячом выполняются только ногами, руками дотрагивается до мяча вратарь. Во время игры запрещено толкать соперника, руками задерживать его.

    Игра в баскетбол - командная игра. Она включает в себя - бег прыжки, бросание мяча, кот. выполняются при противодействии партнера. В состав команд входит определенное кол-во участников продолжительность игры ограничена во времени. На первых этап важно научить реб-ка правильно держать мяч: на уровне груди обеими руками, согнутыми в локтях, кисти рук лежат сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены. Реб-к учится ловить мяч двумя руками, примерно на уровне груди. Он выпрямляет слегка расслабленные руки навстречу мячу, захватывает его пальцами, гасит скорость полёта, притягивает мяч к груди и принимает стойку баскетболиста. Техника игры в баскетбол состоит из двух видов действий. Для 1-го из них характерны движения, кот. выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру. К ним относятся: стойка баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. 2-ой вид включает действия с мячом: ловлю, передачу, ведение и забрасывание мячей в корзину. О.С. баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед, тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища. Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами. Во время бега ребенок должен выполнять перекат с пятки на носок. Учить детей остановкам необходимо в следующей последовательности: остановка после ходьбы, после бега в медленном темпе, после бега в быстром темпе, неожиданная остановка.

    Основное внимание необходимо обратить на технику удержания и выполнения действий с мячом. Важно научить ребенка правильно держать мяч. И.П. - держать мяч на уровне груди обеими руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук лежат сзади сбоку, пальцы широко расставлены. При ловле мяча необходимо обратить внимание детей на то, что мяч нужно встречать руками, следить за его полетом. Мяч не следует долго задерживать в руках, нужно действовать быстро. Одновременно детей учат передавать мяч сначала двумя руками, а потом и правой, и левой (на месте и в движении). При передаче мяч нужно держать на уровне груди. Одним из наиболее важных действий с мячом явл. его ведение. Вначале дети ведут мяч с высоким отскоком Такое веден не требует низкой стойки, ребенок учится правильно держать спи не наклоняться к мячу, видеть площадку. Дети не должны бить мячу, а толкать его вниз, вести вперед - сбоку, а не прямо перед собой, смотреть вперед, а не вниз на мяч. Целесообразно использовать подготовительное упр-е: отбивание мяча двумя руками (по очереди) на месте. После этого дети переходят к ведению мяча передвигаясь шагами, а потом во время бега (мяч ведется по прямой, со сменой направления, а также при противодействии другого игрока). Успех игры зависит и от точности попадания мяча в корзину. Движения при передаче мяча и забрасывании, его в корзину явл. одинаковыми по своей структуре, поэтому детей учат забрасывать мяч двумя руками от груди и одной рукой от плеча. При 1-ом способе реб-к мячом описывает небольшую дугу до туловища вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросает мяч в корзину. При 2- ом - мяч находится на ладони согнутой локтевом суставе руки и придерживается другой. Слегка согнутые нога выпрямляются, одновременно рука с мячом выносится вперед-вверх и мяч толчком кисти направляется в корзину. Расстояние до корзины вначале 1 м потом 2-2,5 м. Дошк-ки играют в баскетбол 2 тайма по 5 мин, между ними обязательно планируется небольшой перерыв. Педагог следит за продолжительностью игры. Во время перерыва он может предложить детям поиграть в игру малой подвижности, заменить уставших детей. Если мяч перелетает через боковую линию, игра останавливается. Возвращает мяч в игру команда противника. С мячом в руках ребенок может сделать не более трех шагов, после этого он должен вести мяч, передавать его другому игроку или забросить в корзину. Запрещается: вести мяч двумя руками одновременно, бежать с ним в руках, толкать детей, держать их за одежду, руки.

    Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.

    Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

    – увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
    – усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
    – изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
    – сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
    – провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
    – усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.)

    Проведение подвижных игр в разных возрастных группах
    Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки.
    В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки
    Подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжет-ные игры типа «ловишек», а также игры-забавы.
    Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы не испугать детей и чтобы у них не пропал интерес к игре.
    При проведении сюжетных игр рекомендуется пользоваться методикой, которая обращена к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа.
    Приведем образец рассказа к игре «Воробушки и автомобиль».
    Дети садятся на стульчики и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды вдруг появился большой красный автомобиль и загудел "би-би-би". Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькие воробушки. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду автомобиль. Воробушки, вылетайте! А как только автомобиль загудит "би-би-би", все воробушки должны лететь в гнездышки».
    Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя роль и воробушка и автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зернышки и приговаривают «клю-клю», пьют водичку и попискивают «пи-пи».
    Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы они использовали всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали движения, действовали по возможности по сигналу. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля и т.д. При последующем проведении игры детям предлагают новые варианты: воробушки возвращаются в свои гнездышки, влезают на скамейку (садятся на провода) и т.д. К концу года роль автомобиля можно поручить наиболее активному ребенку.
    Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель выразительно читает текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.
    К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираютНя игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. Ив этой группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль Водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, Нон может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в д-ре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, Справедливость. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры - «Найди себе пару», «Чье звено вкорее соберется?» и т.д.
    Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие. В этом отношении велика роль образного сюжетного рассказа. Например, можно предложить детям игру «Козлята и волк».
    Воспитатель рассказывает: «Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, особенно злому волку. "Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку: Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молока принесла". Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких Нюзлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приговаривает грубым голосом: "Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла". Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. "Слышим, слышим, - закричали они, - не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!" Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: "Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла". Открыли козлята дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть».
    Педагог берет на себя роль мамы-козы, выбирает из числа детей волка, а остальные дети изображают козлят.
    Воспитатель напоминает детям, что «открывать дверь маме» можно только после того, как прозвучат последние слова песенки.
    Такое объяснение сюжета не занимает более полутора минут, Не снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры. Вместе с тем увлеченность детей игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе.
    В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.
    Движения детей старшей группы отличаются большей коорди-нированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые вначале целесообразно вводить между несколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.
    В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость„твор-чески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения.
    Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья и в каждом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков.
    Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой - в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.
    Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий.
    При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
    Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предполагаемой ситуации.

    Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других.
    Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений.
    Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира.
    В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др. Первоначально ведущую роль в составлении вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому самих детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание детьми упражнений на заданную тему. Например, придумать упражнение, имитирующее движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).
    Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению праавил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Так, проводя с детьми игру «Два мороза», воспитатель предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных»; затем воспитатель усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает самим детям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конькобежцев.
    Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно Подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.
    Например, Дима Е., шести лет, побывав летом вместе с родителями в альпинистском лагере, придя в детский сад, предложил новую игру, которую назвал «Альпинисты». Интересно, что начал он объяснение игры с сюжетного рассказа:
    «На огромной территории нашей Родины есть глубокие реки и озера, безводные пустыни, широкие равнины и высокие горы. Горы упираются своими вершинами в небо. У подножья гор летом стелится трава. А на вершинах в это время белеют снеговые шапки, которые не тают даже в сильную жару, потому что наверху очень холодно.
    Чтобы подняться к "вершине", надо пройти по узким горным тропинкам (скамейки), пролезть в пещеру (поставленные в ряд дуги), перепрыгнуть через трещины в скале (перепрыгнуть через веревку) и, наконец, забраться на вершину (залезть на гимнастическую лестницу). Победит та группа, которая первой покорит вершину».
    Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.
    В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
    Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.
    У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

    Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

    В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее.

    Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности.

    В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.

    Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

    Классификация подвижных игр. Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элемен-тарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

    Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

    Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

    Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны С сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки

    в пространстве.

    В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования. К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих.

    В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

    К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

    Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, раз-личают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначи-тельна.

    Вариантивность подвижных игр, приемы их усложнения. Существуют различные варианты подвижных игр. Вариантность позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными.

    Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: вначале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

    К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

    15)Гимнастика как средство и метод Ф.В. Использование гимнастики в дошк. возрасте: основные движ-я, общеразвивающие упр., строевые упр.

    Гимнастика (греч. обнаженный) впервые появилась у древних греков и в настоящее время обучают исторически сложившиеся совокупность своеобразных средств и методов Ф.В.

    В отеч-й с/с Ф.В. гимн-ка занимает особое место и является одним из основных средств укрепления здоровья, физ. развития, закаливания организма, формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

    В гимн-ке возможна относительно точная дозировка физ нагрузки. Если в играх, спорте, труде физ. упр. заимствованы из жизни и отмечаются естественными для чел-а формами движения, то в гим-ке они подобраны специально и созданы искусственно для избирательного и наиболее целенаправленного воздействия на него.

    С помощью гимн-ки наиболее успешно развивается умение владеть своим телом, управлять движениями, совершенствовать основные двигательные качества (сила, ловкость, быстрота…) и психические свойства (воля, смелость) чел-а.

    Большое разнообразие гимн-их упр. и научно-разработанных методов и приемов их воздействия на чел-а позволяют успешно решать задачи физ. развития людей любого возраста, пола, и физ. подвижности.

    ЗАДАЧИ ДЕЛЯТСЯ НА 2 ГР.:

    Оздоровительно-гигиенические. Их решение предполагает всестороннее гармоническое развитие опорно-двигательного аппарата чел-а, улучшение физ-го состояния, его внутренних органов, формирование правильной осанки и совершенствование физ. качеств.

    Воспитательно-образовательные. Предполагает формирование морально-волевых качеств чел-а. Развитие памяти, внимания, кругозора, общественной культуры воспитателя, культурно-гигиенических навыков поведения в быту и обучение жизненно важным двигательным навыкам.

    О.Д. жизненно необходимые для чел-а движения, которыми он пользуется в своей деят-ти: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Постепенным необходимым компонентом этих движения является чувство равновесия. О.Д. имеют динамичный хар-р, вовлекаются в работу большое кол-во мышц и повышают жизнедеятельность всего организма.

    ОД делятся на:

    10) Циклические - постоянное выполнение однообразных циклов (кругов), когда все тело и его отдельные части непрерывно возвращаются в и/п (ходьба, бег). Движения циклического типа быстро усваиваются и автоматизируются.

    11) Ациклические - не имеют повторных циклов (метание, прыжок), такое движение заключает в себе последовательность двигательных фаз, имеет определенный ритм выполнения отдельных фаз. Движения ациклического типа требуют большей постепенности усвоения, чем циклические. При их выполнении необходимо более сложная координация движений, сосредоточенность, волевое усилие.

    Ходьба - основной, естественный способ передвижения, относится к типу циклич-х движений.

    Бег - движения циклич-го типа. В отличии от ходьбы имеет фазу полета (когда обе ноги бегущего находятся в отрыве от земли), которое увеличивает скорость передвижения.

    Лазание - относится к типу циклич-х движений. Процесс влезания и слезания имеет некоторую кратковременную повторность элементов, сходных с ходьбой.

    Прыжки - движения ациклич-го типа. В них отсутствует повторение циклов и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение. Прыжок состоит из 4 фаз: 1. подготовительная - принятие и/п; 2. Основная - отталкивание; 3. Полет; 4. Заключительная - приземление.

    Метание - движение ациклич-го типа. Способствует развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса.

    ОРУ. Спец упр. Делятся на группы по анатомическому признаку:

    * Упр. на развитие и укрепление мышц плечевого пояса и рук.

    * Упр. для туловища, развития и укрепления мышц спины.

    * Упр. для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса.

    ОРУ могут выполнятся с предметами и без. Отдельные группы упр. на дыхание.

    Строевые упр. - построения, перестраения, повороты в разные стороны, размыкания и смыкания, все передвижения в пространстве. Используются при выполнении различных упр.