Добрый день, дорогие наши посетители!

Сегодня ночью наступит Новый год. И мы также должны обновить свое сердце. Прочтите это жизнеописание великого святого Севастиана и иже с ним пострадавших, и Вы увидите главную цель нашей жизни, к которой и должны стремиться всей своей жизнью!

Во дни императоров Диоклетиана и Максимиана в Риме, в царском дворце был начальником стражи Севастиан, тайный христианин. Он скрывал свою веру не потому, что боялся мучений, но до времени, по Божией воле, чтобы помогать христианам, которые были тогда жестоко гонимы. Некоторых он освобождал от мучений или облегчал их страдания, а иных укреплял словом Божиим на подвиг, убеждая мужественно пролить свою кровь за Христа. Видя многих святых, радостно идущих на муки, Севастиан и сам загорелся желанием пострадать ради вечной жизни и только ожидал указания Божия и удобного времени.

Однажды за исповедание Иисуса Христа схватили и бросили в темницу двух братьев - Маркеллина и Марка. Они мужественно перенесли все мучения и уже приготовились к смерти, но казнь была отложена. Оказалось, что родственники упросили правителя Рима дать им возможность уговорить Маркеллина и Марка отречься от Господа. Родители мучеников, их жены и дети, все родственники и близкие знакомые обступили их и несколько дней надрывали им сердца своими уговорами, слезами и жалобами.

И дрогнули Маркеллин и Марк, и уже было согласились принести жертвы идолам, чтобы только утешить своих плачущих ближних, но вдруг поднялся святой Севастиан, находившийся в то время с ними, и стал увещевать страдальцев и окружавших их язычников быть верными Господу Иисусу. Слово его, исполненное силы и Духа Божия, не только укрепило Маркеллина и Марка в исповедании Христа, но обратило к истине всех присутствовавших.

Внезапно осиял Севастиана Божественный свет, лицо его просветилось, и семь ангелов приступили к нему и облекли его благодатью, как бы одеждой. Затем сам Господь явился ему в образе прекрасного юноши, благословил и сказал:

─ Ты всегда будешь со Мною, Севастиан.

Все это происходило в доме знатного чиновника Никострата, у которого жена потеряла дар речи. Севастиан на глазах у всех исцелил ее знамением креста. Увидев явное чудо, Никострат, его жена Зоя и все родственники Маркеллина и Марка приняли святое крещение. При этом все болящие исцелились.

Две недели они провели в совместных молитвах, а потом Транквиллина, отца Маркеллина и Марка, призвал к себе римский епарх Агрестий Хроматий и спросил его о сыновьях. Тогда Транквиллин исповедал перед ним Господа Иисуса Христа. И неожиданно Божия благодать коснулась епарха, он сказал Транквиллину, что если Господь исцелит его (Агрестий тяжко болел), то он станет христианином. К нему пришли святой Севастиан и святой иерей Поликарп, научили его истинной вере, а идолов, бывших в доме Агрессия, уничтожили. И явился ему ангел Господень, и сказал:

─ Господь наш Иисус Христос, в Которого ты уверовал, послал меня даровать тебе здоровье.

И тотчас Агрестий Хроматий исцелился от своей болезни, а потом крестился со своим сыном Тивуртием и всеми домашними. Больше тысячи человек просветилось тогда от проповедей Севастиана.

Гонение на христиан в Риме становилось все более жестоким, и святой Гаий, папа Римский, благословил всем, кто не был готов на пролитие крови за Христа, удалиться из Рима. Множество христиан укрылись в поместьях Агрестия Хроматия, где спасли свои души, хотя и не сподобились мученического венца. С ними удалился и святой Поликарп, чтобы наставлять их и укреплять в вере. В Риме со святителем Гаием остались Маркеллин и Марк с Транквиллином, Севастиан и Тивуртий, а также Никострат и жена его Зоя. Кроме них - Симфориан, Викторин, Касторий и Клавдий. А большинство увели Агрестий Хроматий и святой Поликарп.

Однажды, когда Зоя молилась у гроба апостола Петра, ее взяли язычники, неделю морили голодом и убили, повесив за волосы. Мученица явилась в видении Севастиану и рассказала ему о своей кончине. Транквиллин, когда услышал об этом, воскликнул:

─ Жены идут к венцу прежде нас! Отчего же мы живем?

Он тоже пошел ко гробу апостола, и там нечестивые побили его камнями и бросили тело в Тибр. Когда Никострат, Викторин, Симфориан, Касторий и Клавдий ходили по берегу Тибра, отыскивая тела Зои и Транквиллина, их взяли язычники и по приказу епарха утопили в море.

Тивуртия предал провокатор Торкват, выдававший себя за

христианина, чтобы только отыскивать христиан и предавать их язычникам. Тивуртию отрубили голову. По доносу того же Торквата взяли Марка, Маркеллина и Кастула, в доме которого совершались богослужения. Кастула после многих мучений закопали в землю живым, а Маркеллина и Марка прибили гвоздями ко пню и оставили стоять день и ночь, а наутро закололи копьями.

Наконец и святого Севастиана взяли под стражу и по приказу императора расстреляли, так что все его тело оказалось пробито стрелами. Ночью христианка Ирина хотела похоронить его, но Господь воскресил Севастиана, а через несколько дней он выздоровел, вышел навстречу царям Диоклетиану и Максимиану и стал обличать их в неправде, говоря:

─ Христиане, гонимые вами, молятся о вас Богу и о здравии всего римского воинства, и молитвами их Рим процветает.

Удивленный Диоклетиан спросил:

─ Ты ли это, расстрелянный Севастиан?

Севастиан отвечал:

─ Господь мой Иисус Христос воскресил меня, чтобы я перед всеми людьми был свидетелем вашей неправды, обличая вас в том, что вы несправедливо гоните христиан.

Тогда по приказу царей Севастиана забили до смерти палками, и он с радостным восклицанием отошел ко Христу, чтобы принять от Него за свой подвиг победный венец. Аминь.

К ак видите, дорогие наши читатели, никто из принявших мученический венец не придерживался земной жизни, и, в конце концов, взлетели они душой в Небо, где Господь их встретил с великой радостью!

Вот наша истинная жизненная цель! Стремиться в Небо.

Всеми своими поступками и даже желаниями!

Помоги нам с Вами Господи в наступающем году как можно ровней держать курс к этой единственной истиной жизненной цели!

С наступающим Новым годом!


Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане.
Севастиан был начальником дворцовой стражи при императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане(284 - 305). Цари любили его за храбрость на войне, за мудрость в совете и оказывали ему полное доверие. Но они не знали, что Севастиан был христианином. Не из страха преследований Севастиан скрывал свою веру, просто не пришло еще ему время открыто исповедать Христа.
И вот это время наступило.
Два брата-христианина Маркеллин и Марк были приведены к епарху (правителю города), потребовавшему от них отречения от Христа. Ужаснейшие истязания не поколебали твердости братьев и их осудили на смерть. Во время казни, когда они уже склонили головы под секирой палача, вдруг епарх, смягчившись просьбами родственников, согласился отложить казнь на месяц. Мучеников отдали под присмотр одного язычника по имени Никострат, который через месяц должен был представить их епарху и доложить, отреклись ли братья от своей веры.
И началась для братьев борьба труднее прежней. Чего не могли сделать ни страх смерти, ни ужасные мучения, то сделали мольбы престарелых родителей и рыдания жен и детей, которые были язычниками и старались отговорить братьев от святого подвига. Маркеллин и Марк плакали вместе с семейством, и дух их был поколеблен, сердца дрогнули. И тогда начальник стражи Севастиан, заметив, что они готовы отречься от Христа, обратится к братьям с пламенной речью.
Гимн творцу.
"Крепкие воины Христовы! Неужели вы, так стойко претерпевшие истязания, сложите сейчас ради ласки и слез заслуженный венец? Поднимите славное знамя вашей веры и не выдавайте его ради детских рыданий. Ваши близкие, которые теперь плачут, возрадовались бы за вас, если бы знали то, что знаете вы. Они думают, что нет жизни, кроме той, которой вы лишаетесь за Христа. Если бы они знали, что за этой жизнью есть жизнь вечная, то и сами бы пожелали разделить ваш подвиг, Стоит ли наша временная жизнь того, чтобы так дорожить ею? Не обманывает ли она нас ежечасно? Не полна пи она горя, суеты и лжи? Не научает ли она всему дурному? И эта-то жизнь прельщает вас?! - продолжал Севастиан, обратясь к друзьям и родственникам Маркеллина и Марка. - Ради нее вы хотите отвратить возлюбленных ваших от пути к жизни вечной, от службы Царю Небесному! Значит, вы им желаете не жизни, а смерти, рабства, а не свободы. Вы хотите склонить их мольбами вашими на отречение от веры, чтобы они еще немного времени пожили с вами на этой земле. Но неизбежное расставание все равно придет, и тогда они за свое предательство должны будут принять муку вечную, бесконечные страдания в гиене огненной. О родители! О друзья! О честные жены! Не лишайте их вечной радости жизни! Не призывайте их от света к тьме! А вы, святые мужи, не давайте прельщать себя хитрому врагу, который действует на вас через домашних ваших. Не выпускайте из рук награды вашей, ибо вы уже стоите у дверей небесного чертога, уже сплетается для вас венец, уже Христос вас ожидает. О, да сподобит и меня Господь положить жизнь мою за имя Его!"
Когда Севастиан закончил эту речь, необычайный свет осветил его, и лицо озарилось небесным сиянием. Некоторые из присутствующих увидели над ним семь Ангелов. И послышался голос, говоривший: "Ты всегда со Мною будешь!"
Исцеление язычницы Зои.
Все это происходило в доме язычника Никострата, жена которого Зоя за 6 лет до этого лишилась дара речи. Уразумев слова Севатиана, Зоя упала к ногам его. А храбрый воин, подняв глаза к небу, воскликнул: "Если истинно все то, что я вам сказал и чему уверовала жена эта, то да повелит Господь разрешиться узам, связывающим ее язык". Сказав это, он крестным знамением осенил уста Зои, и она вдруг воскликнула: "Блажен ты и те, что уверовали силой слова твоего в Бога живого, ибо я видела, что Ангел Божий держал перед тобою открытую книгу во все время, как ты говорил. Свет слов твоих рассеял в душе моей мрак заблуждения".
Все свидетели этого чуда уверовали во Христа. А братья Маркеллин и Марк исполнились новой силы. "Призрим тело, - восклицали они, - да спасем душу!" Севастиан, Маркеллин и Марк стали учить вновь уверовавших закону Господню и даже ходили по темницам, чтоб и туда принести свет и утешение Христовой веры. Число верующих от их проповедей множилось ежедневно, многие принимали крещение и чудесно исцелялись от недугов своих.
Гонения христиан.
А тем временем приближалось окончание срока, данного на отречение Маркеллину и Марку.Однако епарх римский Агрестий и сам за этот месяц уверовал во Христа, убежденный словами христиан и чудесным исцелением. Он принял крещение вместе с сыном своим Тивуртием и всеми домашними. Сокрушил идолов в своем доме, раздал бедным большую часть имения, освободил своих рабов и начал новую жизнь, сообразно с законом Христовым. За веру свою он впоследствии подвергся.мучениям и смерти.
Столь быстрое распространение христианской веры(количество новопросвещенных возросло до 1400 человек) ожесточало язычников, и преследования верующих становились все изощреннее. По приказанию императоров на всех торговых площадях, у колодцев и источников были воздвигнуты языческие идолы, и никто не мог купить хлеба или почерпнуть воды, не поклонившись сперва идолам. Это распоряжение было сделано с тем намерением, чтобы легче выявлять христиан. Зоя была схвачена в то время, когда она молилась у гробницы апостола Петра. Она скончалась мученической смертью. Вслед за ней та же участь постигла почти всех друзей Севастиана: кто погиб от огня, кто от меча, кто был растерзан зверями. Маркеллин и Марк были пригвождены к дереву.
Наконец до императора Диоклитиана дошел слух о христианской вере и самого Севастиана. "Как, и ты замышляешь против меня злое и сделался врагом моих богов?" - воскликнул в негодовании император. Он повелел вывезти своего верного военачальника за город и, привязавши к дереву, расстрелять из лука до смерти. Повеление было исполнено. Ночью одна христианка по имени Ирина пришла за телом мученика но, к изумлению своему, увидела, что Севастиан еще жив. Она отвязала его, доставила к себе в дом и выходила от ран. Как ни уговаривали Севастиана христиане скрыться, он, однажды, помолившись, вышел из дому и встал на открытом месте, где должны были проезжать императоры. А когда они поравнялись с ним, Севастиан громко воскликнул: "Несправедливо говорят вам жрецы ваши, будто христиане - враги Римской державы и желают ей погибели. Их молитвами держится этот город". Диоклетиан тотчас узнал Севастиана и изумился, ибо почитал его погибшим. "Тебя же умертвили стрелами", - сказал недоуменно император. "Господь избавил меня от смерти, - отвечал Севастиан, - для того, чтобы я свидетельствовал перед вами, что вы воздвигаете неправильные гонения на христиан". Тогда император приказал воинам связать Севастиана и убить палицами на ипподроме, где происходили бои гладиаторов. Тело его бросили в ров, но христианка Лукина, узнав во сне от явившегося ей святого мученика, где находится его тело, отыскала его и похоронила в одной из римских катакомб - подземелий, где скрывались преследуемые за веру христиане.

(Галлия), а образование получил в Медиолане . При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284 - 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере.

Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк , сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь и убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: "Ты всегда будешь со Мною". Жена царского казнохранителя Никострата , Зоя , 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, - она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались. Марк сказал: "Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах".

Севастиан, римский офицер, начальник преторианской стражи - воин, особо приближенный к императору Диоклетиану, живший на рубеже III и IV веков… Это - те скудные сведения, которыми владеет историк.

Однако при словах «Святой Себастьян» не образ видавшего виды воина встает перед нашим внутренним взором.

Мы вспоминаем юношу, пронзенного стрелами, прекрасного молодого человека, только-только подходящего к порогу зрелости. Он чем-то напоминает юношу-Ионафана - лучшего друга Давида, волею судьбы оказавшегося в лагере противников Давида, в лагере Саула. Против такой судьбы не пойдешь - но Ионафан сумел найти в себе силы ослушаться отца и сохранить дружбу с Давидом-Помазанником.

Трагическая смерть в бою юноши Ионафана, предупредившего Давида с помощью стрел (1 Царств, гл. 20), плач Давида о погибшей дружбе (2 Царств, гл. 1) - одни из самых трогательных рассказов из жизни помазанника и царя Древнего Израиля.

…Нет слепой судьбы - воин-преторианец стал воином Христовым, он нашел Христа и был обретён Христом вопреки всякой очевидности.

Сильный колос, к жатве спелый,
Жернова сгубят.
Стрелы, Крепкий, что за стрелы
Впереди Тебя?
То - земля подвиглась, Сильный,
Ветер, ночь и мрак.
Что за имя - Твое Имя?
Друг Ты - или враг?
Но, сияя посредине
Четырех концов,
Не забудь и вспомни в Сыне,
Бог моих отцов!

Отчего же Севастиан-Себастьян - юноша? Безусловно, начальником преторианцев не назначили бы безусого юнца. Севастиан, несомненно, не был таковым - как не были , и даже , иконографический образ которого - почти отроческий. Нет, все эти молодые люди были в возрасте около 30 лет, в возрасте прекрасной молодости, переходящей в мужественную зрелость. В этом возрасте они и засвидетельствовали о Христе Воскресшем, совершив свою мартирию.

Обычай римлян брить лицо, чуждый грекам, привел к появлению юношеских, безбородых ликов этих святых на иконах и на картинах. Образ смелого юноши, бросающего вызов императору, и запечатлелся в сердцах поколений и поколений христиан. В самом деле, кто, как не юноша, так готов умереть? Юношеская не-боязнь смерти, юношеское бесстрашие окрасило в свои алые тона образ этих мучеников, в том числе и Севастиана-Себастьяна.

Но на афонской иконе, иконе греческой, он выглядит вовсе не юношей. Это - молодой человек, «пришедший в меру возраста Христова» (Еф. 4:13), ему около тридцати лет. Он внешне похож на Христа - и это сходство достигается именно за счет бороды (а юные герои-мученики похожи на Юного и безбородого Пастыря катакомб).

Юны и незрелы не Севастиан - его враги, вернее, его бывшие сотоварищи, гвардейцы-преторианцы, стреляющие в него из луков на современной греческой иконе. Стрелы несмысленных и злых в своем незнании младенцев (Пс. 63:8) наносят язвы мужу совершенному Севастиану… Они - «младенцы, колеблющиеся и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).

На афонской иконе лучники-палачи уродливы, бородаты и низкорослы, в то время как Севастиан возвышается над ними, привязанный к древу, обреченный на смерть, переходящий в жизнь - чего им не понять…

Он стоит посреди сухой пустыни, привязанный к засохшему дереву - он умирает вместе с Тем, Кто умер на сухом Древе Креста. И он уже не один страдает - но страдает с ним Сам Христос. Живоносная смерть изливается на пустыню - и она начинает процветать кринами (Ис. 35:5), и древо, на котором принимают смерть Севастиан за Христа и Христос за Севастиана, возносит свои живые ветви. Праведник процветет, словно финиковая пальма (Пс. 91:12), священное дерево победы.

Само греческое имя «Севастиан» имеет и отношение к священному титулу императора - «августа», и к бессмертной славе… Он более не служит императору Диоклетиану, земному Юпитеру. Он соделывается жертвой священной вместе с Агнцем Закланным, Новым Давидом.

Севастиан сам становится обнаженным, мертвым стволом, процветающим в жизнь. Стрелы убивают в нем все земное и мертвое - он обнажен к крещению, к смерти со Христом и во Христе среди сухой пустыни, в которой он сам и становится древом живым, Христовым, через него процветает сухое и животворящее Древо Креста, Сам Христос Бог Спасающий.

Ризы лучников - алая и синяя - знаменуют крещение водою и Духом Святым Божиим. Скала, возвышающаяся среди пустыни - символ этого Духа.

«И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (1 Ин. 3:6)».

Севастиан, мученик Христов, свидетель Христов, принимает участие в Евхаристии, совершаемой Христом. Очертания его чрева, пронзаемого стрелами - словно хлебное приношение, просфора Евхаристии Христовой. Приносит Христос Себя за жизнь мира - и Севастиан имеет часть в этом приношении. Он - со-свидетель и сотрапезник, и со-служитель, и дело Его - дело Христово. А у Христа одно лишь стремление и желание одно - отдать жизнь Свою за жизнь мира (Ин. 6:51).

И Севастиан уподобляется Христу. Не знаем, каковы мы будем, когда совершится тайная нашего христианского свидетельства - через смерть и опустошение. Но знаем, что мы станем похожи на Него.

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем.
Знаем только, что, когда откроется,
будем подобны Ему,
потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2)

Грешники «состреливают в тайных непорочна и не убоятся» (Пс. 6:64), но Господь праведен - «и сказал Ионафан Давиду: жив Господь Бог Израилев! (1Цар 20:14)»

Жив Бог твой, Севастиан!

И душа человеческая, по природе христианка, как говорил римлянин Тертуллиан, бежит ко Христу, словно Дафна от губителя-лучника Аполлона, и оказывается в безопасности, коснувшись Древа Крестного, коснувшись Жертвы Христовой, коснувшись риз Его, соединившись с Ним, Древом сухим и Древом Живоносным.

Дева-душа христианка прячется от врагов-страстей и убийц, от смерти этого мира в животворящей мертвости Тела Христова, в со-смертии со Христом, в совоскресении с Ним.

Ибо, если с Ним страждем, с Ним и прославимся. (Рим 8:14)

Чему уподоблю Его? Ветви
Вверх, выше - никто не сломит.
Лоза, вознесенная в силе кедра,
Живого и мертвого древа доля.

Чему уподоблю? Вышние гнезда
Орлов с очами круга созвездий,
А корни - глубже магмы. И ветер
Присно шумит, в парусах бьется.

Чему? О, древо сухое Ноя!
О, радости Ноя лоза живая!
О, тайна спасения мира - боли
Вечной Его - и пути без края…



Я так думаю, что каждомку любителю Западного искусства известны картины "Мучения святого Себастьяна ". Но даже в разговоре с верующими людьми открылся факт, не каждый православный знает, что этого святого почитает и Православная Церковь.

День почитания святого Севастьяна совпало по Православному календарю в последний день года , 31 декабря , этот день у православных христиан так и называется, Днём памяти святого мученика Севастьяна и дружины его .

Святой мученик Севастиан родился около 250 года в городе Нарбоне (Галлия, нынешний юг Франции не далеко от Испании) , а образование получил в Медиолане (ныне Милан, Италия). При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284—305) он занимал должность начальника дворцовой стражи . Святой Севастиан был человеком храбрым, правдивым, справедливым и предусмотрительным, он пользовался авторитетом и любовью у придворных и воинов. Будучи тайным христианином, святой много помогал преследуемым за веру. Заточенные в темницу братья христиане Маркеллин и Марк , сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю Никострату, в доме которого были заключены Маркеллин и Марк, и обратился к ним с вдохновенным призывом сохранить верность Христу, преодолеть соблазн вероотступничества.

Речь его потрясла всех присутствовавших. Явившиеся семь Ангелов облекли святого Севастиана в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».


Жена царского казнохранителя Никострата Зоя , 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением,— она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Иисуса Христа — Спасителя мира. Казнохранитель Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им бежать, но братья отказались. Никострат и его супруга просили Крещения. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. По просьбе Никострата начальник тюрьмы Клавдий прислал к нему в дом многих заключенных. Беседуя с узниками, святой Севастиан убедился, что все они достойны Крещения. Пресвитер Поликарп приготовил их к таинству огласительным словом и, предписав поститься, назначил совершение таинства на вечер.

В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот, уверовав во Христа , привел к святому Севастиану своих больных сыновей Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещеных было 64 человека .

Представ перед епархом Хроматием, Никострат открыл ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Уверовав во Христа, Хроматий принял святое Крещение от святого Севастиана вместе с сыном своим Тивуртием и всеми домочадцами.

Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек. Епископ Римский святой Гаий (впоследствии Папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа) благословил Хроматия, чтобы он, оставив должность епарха, уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом и частью новообращенных христиан. Сын Хроматия Тивуртий желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане.

Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк , посвященные в диаконы, Никострат , жена его Зоя и брат Касторий , Клавдий , сын его Симфориан и брат Викторин . Они собирались во дворце
императора у тайного христианина сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.


Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и приняла мученическую кончину через повешение ; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, святая Зоя сообщила о своей смерти.

После нее пострадал пресвитер Транквиллин : его язычники убили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр .

Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Приведенные к епарху, святые отказались исполнить его повеление — принести жертву идолам. Тогда святых мучеников утопили в море, привязав к ним тяжелые камни .

Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но святой безбоязненно ходил по горящим углям. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.

Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула . После истязаний мученика Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а святым Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.

Последним был взят на мучения святой Севастиан . Его допрашивал император Диоклитиан. Убедившись в непоколебимости исповедника, император приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами . Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым . В ее доме святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался . Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров-соправителей и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром, где святого Севастиана предали казни, а тело его бросили в мусорный ров. Это произошло в 287 году. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах.


Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого. Мощи святого мученика Севастиана почивают в Риме, в церкви его имени, построенной в V веке на могиле святого.



Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла .

Мощи святого Севастьяна находятся в Риме . Главный вход в церковь устроен со стороны Аппиевой дороги. В первом приделе на левой стороне от главного входа на возвышении стоит престол. Внутри престола почивают мощи св. Севастиана. Одна часть честной главы его хранится в Папском Ватиканском соборе Святого Петра , а другая — в церкви Четырех Святых (Chiesa dei Santi Quattro Coronati) на Целийском холме в Риме.


В первом приделе на правой стороне от главного входа, в запрестольном киоте, в числе разных святынь, во всякое время показывают богомольцам подлинный камень с отпечатавшимися на нем следами стоп Спасителя, находившийся некогда на том самом месте по Аппиевой дороге, где Спаситель беседовал с апостолом Петром во время ухода последнего из Рима, и где теперь стоит церковь «Куда идешь, Господи?» (Chiesa «Domine quo vadis?»).


Справа от церкви устроен вход в находящиеся под ней катакомбы. В катакомбах, в том самом месте, которое приходится непосредственно под престолом с мощами св. мученика Севастиана, находится пещера с могилой, где некогда была погребен мученик Севастиан благочестивой христианкой Лукиной.

В тех же катакомбах есть другая примечательная пещера (Memoria Apostolarum), где имеется следующая надпись: «Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые ». Эта пещера имеет вид небольшой церкви. Посреди ее стоит престол, а вокруг стен — каменная скамья. Под престолом — могила, в которой некогда временно покоились честные мощи апостолов Петра и Павла .


Эта могила имеет более двух с половиной аршин в длину, ширину и высоту. Вся она выложена по бокам на два с небольшим аршина вышины мрамором; поперечной же каменной плитой, как бы перегородкой, разделяется на две могилы. На покрывающем эту могилу своде видны хорошо сохранившиеся (с конца IV в.) живописные изображении Спасителя и апостолов Петра и Павла, а также следы изображений других четырех лиц, держащих венцы. Своим благоустройством и живописью эта пещера с могилой апостола обязана папе римскому Дамасу.


Еще в настоящих катакомбах существует бывшая могила священномученика Кирина, епископа города Сискии в Иллирии, пострадавшего среди своей паствы около 300 г., но в 420 г. из-за опасений от нападений варваров, перенесенного в Рим и сокрытого в Севастиановых катакомбах. Память сего местночтимого угодника Божия совершается в Риме 4 июни нов. ст.

Ныне мощи священномученика Кирина почивают в церкви во имя Божией Матери «за Тибром» (Chiesa di Santa Maria in Trastevere), в особой пещере, устроенной под главным престолом.

Католические Церкви святого Себастьяна (Севастьяна) имеются во многих странах мира, включая кафедральные соборы Бразилии, Филиппин, Германии, Венеции (Италии) и т.д..



Магдебургский собор Севастьяна в Германии

Следует заметить, что почитание святого Севастиана среди католиков в современном мире имеет гораздо бо́льшие масштабы, чем среди православных , которые зная картины "Сан-Себастьян" считают, что это изображён католический святой, "чуждый православию".

От имени святого произошла русская фамилия Севастьянов .
В Греции среди православных часто встречается имя Севастьяна , имя носят женщины и девушки у которых небесный покровитель святой Севастьян.
В Православной Церкви имеются и семь других святых носящих имя Севостьян.

Многие страны мира США, Испания, Куба... имеют географические названия "Сан-Себастьян" так же посвещены в честь святого Себастьяна.

О Святом Себастьяне сняты художественные фильмы западных режисёров .
Уже не говоря о множествах картин, на которых святой Себастьян запечатлён самыми знаменитыми западными художниками всего мира.

Святой Себастьян в Католической Церкви признан за великого целителя от эпидемий и заразных болезней .

Господи, дай нам силу духа, чтобы мы наученные хвалебным примером Твоего мученика Себастьяна, могли научиться, как быть более послушными Тебе, чем людям. Аминь.