12296 0

Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение должна быть быстрой, безопасной, щадящей, что предотвращает развитие осложнений: нарушение деятельности сердца, легких.

Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.

В городах и крупных населенных пунктах транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение удобнее всего осуществлять через станцию скорой: помощи, которая по первому сигналу (вызов по телефону, через посыльного, милицейский пост) высылает на место происшествия специально оборудованную санитарную машину (легковой автомобиль или микроавтобус). В машине имеются места для сидения и место для носилок, которые легко выдвигаются через люк в задней части кузова.

Из отдаленных районов транспортировка может осуществляться на самолетах и вертолетах.

В случаях отсутствия машины скорой помощи транспортировку осуществляют любым транспортным средством (грузовая машина, конная повозка, нарты, водный транспорт).

При отсутствии транспорта переносят пострадавшего в лечебное учреждение на стандартных импровизированных носилках, при помощи лямки или на руках.

Медицинские носилки обеспечивают спокойное положение пострадавшему, облегчают погрузку в транспорт, выгрузку и перекладывание на кровать, тележку-каталку или операционный стол. Переноску на носилках могут осуществить 2—4 человека.

Положение больного на носилках определяется характером повреждения. При помощи подушки, одеяла, одежды придают поверхности носилок форму, необходимую для создания больному удобного для транспортировки положения.

Носилки устанавливают рядом с пострадавшим. Два человека со здоровой стороны опускаются на колено, осторожно подводят руки под пострадавшего и одновременно приподнимают его. В этот момент третий человек продвигает подготовленные носилки под пострадавшего, затем осторожно укладывают его на носилки. В траншее, узком проходе носилки под пострадавшего подводят со стороны головы или ног. При транспортировке в холодное время года больного необходимо тепло укрыть.

При движении по ровной поверхности больных несут ногами вперед. Если больной в тяжелом бессознательном состоянии, его несут вперед головой. Это необходимо для наблюдения за пострадавшим. При ухудшении состояния прекращают транспортировку для оказания помощи. Носильщики не должны идти в ногу; передвигаться следует неторопливо, короткими шагами, избегая неровных поверхностей. Более высокий человек должен нести ножной конец носилок.


Рис. 8. Положение носилок при подъеме (а) и спуске (б)


Рис. 9. Использование лямок для переноса носилок:
а — подготовка лямки под рост носильщика; б — надевание лямки; в — положение лямки на ручках носилок и руки переднего носильщика; г — положение лямок и руки заднего носильщика


При подъеме в гору, по лестнице больного несут головой вперед, а при спуске — головой назад. Больных с переломами костей нижних конечностей при подъеме несут вперед ногами, а при спуске — ногами назад. Как во время спуска, так и во время подъема носилки должны быть все время в горизонтальном положении. Это достигается следующим образом: при подъеме идущий сзади поднимает носилки до уровня своих плеч, а при спуске этот прием должен проделать идущий впереди (рис. 8).

Перенос больных на большие расстояния облегчается применением лямок, которые уменьшают нагрузку на кисти рук.


Рис. 10. Импровизированные носилки


Носилочная лямка — брезентовый ремень длиной 3,5 м, шириной 6,5 см, имеющий на одном конце прочную металлическую пряжку для соединения с другим концом. Из лямки делают петлю в виде восьмерки и подгоняют ее под рост носильщика. Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук (рис. 9, а, б). Петлю надевают на плечи так, чтобы перекрест ее был на спине, а петли, свисающие по бокам, — на уровне кистей опущенных рук. В эти петли продевают ручки носилок. Носильщик, идущий впереди, захватывает ручки носилок впереди лямок, идущий сзади — сзади лямок (рис. 9,в,г).

При отсутствии табельных носилок их можно изготовить из подручных средств (шест, жердь, доска, пальто, одеяло, мешок). Такие импровизированные носилки должны выдерживать тяжесть тела (рис. 10). При переносе на жестких импровизированных носилках под больного необходимо подложить что-либо мягкое (сено, одежда, трава). Носилочную лямку можно сделать из двух-трех ремней, куска брезента, простыни, полотенец, толстой веревки.



Рис. 11. Перенос пострадавшего одним человеком:
а — на руках; б — на спине; в — на плечах


Когда нет подручных средств или времени для изготовления импровизированных носилок, больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече (рис. 11). Перенос способами «на руках впереди» и «на плече» применяют в случаях, когда пострадавший очень слаб или без сознания. Если пострадавший в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом «на спине».

Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить двум носильщикам детей, худых субъектов. Пострадавшего в бессознательном состоянии наиболее удобно переносить способом «друг за другом». Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на «замке» из трех или четырех рук (рис. 12). Значительно облегчает перенос на руках носилочная лямка (рис. 13).



Рис. 12. Способы переноса пострадавшего:
а — друг за другом; б — на «замке» из трех рук; в — на «замке» из четырех рук


В ряде случаев пострадавший может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего. Сопровождающий закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает его одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь. При передвижении пострадавший свободной рукой может опираться на палку (рис. 14).

Возможна транспортировка волоком па импровизированной лодочке-волокуше — на брезенте и плащ-палатке (рис. 15).



Рис. 13. Перенос пострадавшего при помощи лямки одним человеком (а) и двумя (б)


Рис. 14. Передвижение с помощью одного человека


Таким образом, оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. При выборе средств транспортировки основную роль играют вид и локализация травмы.



Рис. 15. Транспортировка пострадавшего волоком на брезенте или плащ-палатке


Положение пострадавшего (заболевшего) при транспортировке. Пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы. Правильно созданное положение спасает жизнь раненого.

Правильная укладка пострадавшего на время транспортировки — наиболее важный момент первой помощи.

Чаще пострадавших транспортируют в положении лежа с некоторыми вариантами, что зависит от характера травмы или заболевания. Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку в фиксированно-стабилизированном положении (рис. 16, а,б,в,г,д).

В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать пострадавших, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, а также больных с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости (аппендицит, ущемление грыжи, прободная язва).


Рис. 16. Положение пострадавшего при транспортировке:
а — на спине; б — на спине с согнутыми в коленях ногами; в — на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями; г — на животе; д — на боку в фиксированно-стабилизированном положении; с — в полусидячем положении; ж — в полусидячем положении с согнутыми в коленях ногами


Пострадавших и больных в бессознательном состоянии транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя, а некоторых — только в сидячем или полусидячем положении (рис. 16, е, ж).

При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, так как охлаждение при всех видах травмы, несчастных случаях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными артериальными жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.

В период транспортировки необходимо постоянное наблюдение за больным, его дыханием, пульсом, предотвращать при рвоте аспирацию рвотных масс в дыхательные пути.

Оказывающий первую помощь должен своим поведением, действиями, разговорами щадить психику больного, укреплять в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

Принципы транспортировки при массовых травмах

Массовые травмы возникают при землетрясениях, автокатастрофах, железнодорожных авариях, пожарах, взрывах. Успешное оказание первой медицинской помощи в этих случаях зависит от организованности и порядка. Прежде всего необходимо определить, кому в первую очередь нужна медицинская помощь.

Порядок оказания ее должен быть следующим: в первую очередь помощь оказывают задыхающимся, во вторую — пострадавшим с проникающими ранениями грудной и брюшной полостей, в третью очередь — со значительным кровотечением из ран, потом — пострадавшим, находящимся в бессознательном или шоковом состоянии, затем — пострадавшим с переломами и в последнюю очередь — лицам с мелкими ранениями и переломами.

Пострадавших распределяют на группы по очередности транспортировки в зависимости от тяжести повреждения.

В группу лиц, подлежащих транспортировке в первую очередь, входят раненые с проникающими ранениями грудной и брюшной полостей, находящиеся в бессознательном или шоковом состоянии, с ранениями черепа, раненые с внутренним кровотечением, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами.

Группа второй очереди: пострадавшие с закрытыми переломами конечностей, раненые со значительными, но остановленными наружными кровотечениями.

Группа третьей очереди: раненые с незначительными кровотечениями, переломами мелких костей, ушибами.

В каждой из этих групп детей младшего возраста необходимо эвакуировать в первую очередь и, если позволяют обстоятельства, вместе с матерью (отцом).

Буянов В.М., Нестеренко Ю.А.

Транспортировку больных с ранениями головы, повреждениями костей черепа и головного мозга следует производить на носилках в положении лежа на спине. Для предупреждения дополнительных повреждений и состояний головы производят иммобилизацию ее с помощью ватно-марлевого круга (баранки), надувного круга (подкладного) или подсобных средств (одежда, одеяло, и т.д.) путем создания из них валика вокруг головы.

Если рана локализуется в затылочной области или имеется перелом костей в этой зоне , то перевозить пострадавшего следует на боку. У больных с подобными травмами очень часто наблюдается рвота, поэтому за ними необходимо постоянное наблюдение с тем, чтобы не допустить асфиксии рвотными массами.

Перелом костей носа часто сопровождается носовыми кровотечениями. Больных транспортируют на носилках, в полусидячем положении, т.е. с высоко поднятой головой.

Транспортировку раненых с повреждением челюстей осуществляют в положении сидя, с некоторым наклоном головы вперед. В случае бессознательного состояния пострадавшего следует перевозить в положении лежа на животе с подложенными под лоб и грудь валиками из одежды, одеяла и др. Это необходимо для предупреждения асфиксии кровью, слюной, запавшим языком. Перед транспортировкой необходимо произвести иммобилизацию челюстей. При переломе нижней челюсти - путем наложения пращевидной повязки, при переломах верхней - путем введения между челюстями кусочка фанеры.

Переломы позвоночника - чрезвычайно опасны тем - что небольшие смещения позвонков могут привести к травме (сдавлению, разрыву) спинного мозга. Это часто наблюдается при неправильной транспортировке. Таких больных следует перевозить на носилках, в строго горизонтальном положении или на спине, но при этом больной должен лежать на ровной жесткой поверхности (доска, фанера) или на животе.

Перекладывание больного должно осуществляться с чрезвычайной осторожностью, не допуская малейшего сгибания позвоночника. Поэтому перекладывать пострадавшего лучше вместе с доской или щитом, на котором он лежал. При переломах шейного отдела позвоночника больных необходимо транспортировать на спине с валиком под шеей, обеспечивающим некоторое отклонение головы назад, в строгом положении лицом вверх.

Больных с переломами ребер и ключицы транспортируют сидя. При тяжелом состоянии, когда больной не может сидеть, транспортировку осуществляют на носилках с приданием больному полу сидячее положение.

При переломах костей таза иммобилизация с помощью шин произвести невозможно. Такие больные транспортируются на спине. Для предупреждения смещения отломков, а тем самым и возможного повреждения их концами внутренних органов, необходимо добиться максимального расслабления мышц. Это достигается некоторым сгибанием нижних конечностей в коленях и тазобедренных суставах: под колени подкладывают тугой валик из одеяла, одежды и др. высотой 25-30 см., бедра несколько разводят в стороны. Для предупреждения соскальзывания ног с валика их на уровне коленей необходимо связать /полотенцем, простыней и др./


С повреждением нижних конечностей следует транспортировать на носилках в положении лежа на спине. Конечность должна быть уложена на что нибудь мягкое в несколько приподнятом положении.

С повреждением верхних конечностей можно перевозить в положении сидя.

Всех больных, у которых травма сопровождается шоком, а так же значительной кровопотерей, необходимо транспортировать только в положении лежа. Пораженных электрическим током или молнией нужно транспортировать в положении лежа на спине.

Больные с легочным кровотечением чрезвычайно чувствительны к перевозке. Доставка таких больных из дома в лечебное учреждение должна осуществляться лишь специальным санитарным транспортом, при этом необходимо соблюдать особую осторожность, избегая тряски и резких движений воздуха, что может усилить кашель и кровотечение.

С желудочным кровотечением транспортировать нужно в положении с приподнятым ножным концом носилок. Это предупреждает обескровливание головного мозга.

Перевозить больных с острыми заболеваниями органов брюшной полости (острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит, ущемление грыжи, кишечная непроходимость и др.) с пищевыми отравлениями, отравлениями кислотами, щелочами, газами, ядами, необходимо также в положении лежа. Самостоятельные передвижения таких больных очень опасны и не должны допускаться.

При транспортировке в холодное время года необходимо принять все меры для предупреждения охлаждения, так как охлаждение почти при всех видах травм, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние больного, способствует развитию осложнений. В этом отношении особого внимания требуют больные с наложенными артериальными жгутами, находящиеся в бессознательном состоянии, шоке и с отморожением.

Очень важно в период транспортировки постоянно наблюдать за больными. Оказывающий 1-ю помощь своим поведением, действиями, разговорами должен максимально щадить психику больного, укреплять в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

Иммобилизация - создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.

Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной.

Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная иммобилизация занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.

На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой (рис. 12.1.).

Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.

Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.

При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).

При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для "лучшей" фиксации шины, т.к. это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь. В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают.

При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.

Транспортировка пострадавших. Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.

При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных (рис. 12.2.). Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече (рис. 12.3). Переноску способом "на руках впереди" и "на плече" применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом "на спине". Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом "друг за другом" (рис. 12.4. а).

Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на "замке" из 3 или 4 рук (рис. 12.4. б, в).

Значительно облегчает переноску на руках или носилках носилочная лямка.

В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего, который закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает ее одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь.

Пострадавший свободной рукой может опираться на палку. При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной волокуше - на брезенте, плащ-палатке.

Таким образом, в самых разнообразных условиях оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания. Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы.

Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему его выздоровлению.Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.) и повреждениями органов брюшной полости.

Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя. Необходимо также следить за правильным положением носилок при подъеме и спуске по лестнице (рис. 12.5.).

При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, т.к. охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными кровоостанавливающими жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.

В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.

Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

Неотъемлемой и очень важной составляющей всего комплекса ПСРпри ликвидации последствий любой ЧС является транспортировка пострадавших жизнь и здоровье которых во многом зависят от ее своевременного и профессионального выполнения.
Способы и средства транспортировки определяются с учетом конкретных условий и ситуаций, в том числе характера ЧС, местонахождения пострадавших, степени травмирования, наличия специальных, подручных средств и расстояния транспортировки. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавших, развитию болевогошока. Транспортировка пострадавших может осуществляться вручную одним илинесколькими спасателями, с использованием специальных приспособлений и подручных средств или без них, по горизонтальным, наклонным, вертикально расположенным поверхностям, в разных средах (воздух, вода, сыпучие материалы), при наличии опасных и вредных веществ. В ряде случаев транспортировку проводят с использованием автомобильного, авиационного, железнодорожного, водного, гужевого транспорта.

Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших являются следующие:
- определение способа транспортировки;
- подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств;
- выбор маршрута;
- обеспечение безопасности пострадавших и спасателей при транспортировке;
- преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха;
- погрузка пострадавших в транспортные средства.

Ведущую роль при выборе способа, средств, положений, в которых будут транспортироваться пострадавшие, играют виды травм, их локализация, состояние людей, характер заболевания. Правильно выбранные решения спасут жизнь пострадавшим, облегчат их страдания, обеспечат быстрое выздоровление. Пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на боку, сидя. При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямлены или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики. Ниже представлены основные способы транспортировки пострадавших.Один из распространенных и хорошо зарекомендовавших себя способов транспортировки пострадавших - использованиеносилок. Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизированными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку.
Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека; при этом необходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за правильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Пострадавшего укладывают на носилки следующим образом. Один спасатель подводит руки под голову и спину, другой - под таз и ноги, одновременно поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего обычно ногами вперед. Для преодоления препятствий (оконный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо:
- поставить носилки на землю перед преградой;
- встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками;
- приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду;
- одному спасателю преодолеть преграду;
- одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить на нее ближние концы;
- преодолеть преграду другому спасателю;
- опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение.
Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае носилки ставятся на край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки используются специальные лямки.
В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикальном или горизонтальном положении. Во время транспортировки спасатели должны постоянно следитьзасостоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать медицинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, принятия пищи и проведения гигиенических мероприятий.
В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку). Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка.
При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших. Основным критерием приэтомявляются тяжесть повреждений и состояние человека. В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессознательном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные.Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кровотечениями. Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами.

Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется специальный медицинский или обычный транспорт. Транспортировка пострадавших в грузовом транспорте осуществляется на носилках или непосредственно в кузове на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их головой к кабине. На свободные места рассаживаются пострадавшие с незначительными травмами. При транспортировке в кузове без носилок сначала необходимо насыпать в него балласт (землю, песок, солому). Поверх балласта укладывается мягкий настил (матрацы, ковры, стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега кузов оборудуют тентом. Здесь же постоянно должен находиться медработник или спасатель. Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны проводится через тамбур или окна. Сначала людей размещают на верхних, а затем - на нижних полках. Все пострадавшие группируются по тяжести травмы, в зависимости от этого определяется очередность погрузки. Транспортировка водным и воздушным транспортом осуществляется с соблюдением описанных выше требований. Инфекционных больных транспортируют таким образом, чтобы исключить возможность их контакта с окружающими. Разгрузка пострадавших осуществляется несколькими спасателями.

Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего.

Оптимальные позы транспортировки пострадавших
в зависимости от травмы

Вид травмы

Поза
Сотрясение головного мозга На спине
Травмы передней части головы и лица На спине
Повреждение позвоночника На спине
Переломы костей таза и нижних конечностей На спине
Шоковое состояние На спине
Травмы органов брюшной полости На спине
Травмы груди На спине
Ампутация нижних конечностей На спине, с валиком под травмированной ногой
Острые хирургические заболевания (аппендицит, прободная язва, ущемленная грыжа) На спине
Кровопотеря На животе с валиком под грудью и головой
Травмы спины На животе или правом боку
Травмы затылочной части головы На животе
Травмы шеи Полусидячее положение со склоненной на грудь головой
Ампутированная верхняя конечность Сидя с поднятой вверх рукой
Травмы глаза, груди, дыхательных путей Сидя
Травмы верхних конечностей Сидя
Ушибы, порезы, ссадины Сидя
Травмы спины, ягодиц,
тыльной поверхности ног
На животе
Травмы плечевого пояса

12. ПЕРЕНОС И ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШИХ

Как уже указывалось перемещение пострадавших неспециалистами должно осуществляться только в случае крайней необходимости и так, чтобы не создать дополнительной угрозы раненым. Способ перемещения и перекладывания выбирается в зависимости от характера и размещения травм, состояния пострадавшего, количества людей, способных оказать помощь и их физических возможностей, а также в зависимости от наличия подручных средств.

12.1. Перенос пострадавших

12.1.1. Самостоятельное передвижение

При отсутствии у пострадавшего противопоказаний, то есть при наличии легких травм, он может передвигаться самостоятельно, опираясь на руку сопровождающего.

В более тяжелых случаях спасатель кладет руку пострадавшего себе на плечи, одной рукой берется за кисть этой руки, а второй обхватывает пострадавшего за талию. Если пострадавший не может перемещаться самостоятельно, его нужно переносить на руках или с помощью подручных средств.

12.1.2. Перенос пострадавшего одним спасателем

Перенос пострадавшего одним спасателем выполняется на плече, руках или спине.

На плече переносится пострадавший, находящийся без сознания, при отсутствии у него противопоказаний к такому перемещению.

При переносе пострадавшего на руках на небольшие расстояния удобно сделать для него импровизированное мягкое сиденье из ткани. В этом случае часть нагрузки переносится с рук спасателя на его туловище.

При переносе пострадавшего на спине спасатель удерживает его за бедра. Пострадавший держится за шею спасателя. При переносе на спине удобно использовать лямку или два поясных ремня.

12.1.3. Перенос пострадавшего двумя спасателями на руках

Для переноса пострадавшего на руках двух спасателей используются так называемые замки из рук спасателей.

Сиденье из двух рук. Из полотенца, ткани, веревки делают кольцо, за которое держатся спасатели. Они могут двигаться прямо, поддерживая свободными руками пострадавшего.

«Замок» из трех рук. Один спасатель обхватывает правой рукой свое левое предплечье, а левой рукой - правое предплечье второго спасателя. Второй спасатель правой рукой берется за правое предплечье первого спасателя, левой рукой поддерживает пострадавшего.

« Замок» из четырех рук. Каждый спасатель держится правой рукой за свое левое предплечье, а левой - за правое предплечье другого спасателя.

Этот способ используется, когда пострадавший находится в сознании и может держаться за шеи спасателей.

12.1.4. Перенос пострадавшего с помощью подручных средств

В качестве подручных средств могут использоваться лямки, ремни, стул и два шеста, жердь и простыни.

12.1.5. Перенос пострадавшего на носилках

Этот способ переноски наиболее удобен и безопасен. При отсутствии стандартных носилок их можно сделать из подручных средств.

Важно правильно уложить пострадавшего на носилки, чтобы не причинить ему дополнительных травм и излишней боли. Желательно, чтобы пострадавшего укладывали на носилки не менее двух спасателей. Опуская пострадавшего на носилки, оба спасателя должны встать на колени и осторожно положить его.

При травме ног должна быть обязательно проведена иммобилизация конечностей.

Для того чтобы переложить пострадавшего на носилки, спасатели встают над пострадавшим и поднимают его между своих ног. При переноске пострадавшего по ровной поверхности спасатели должны перемещаться короткими шагами, не в ногу, чтобы не допустить излишних сотрясений. При этом пострадавший должен лежать ногами вперед, а стоящий в изголовье спасатель - следить за состоянием пострадавшего.

При движении на подъем (например, по лестнице) пострадавшего нужно нести головой вперед, а при спуске - ногами вперед. Однако пострадавших с серьезными повреждениями нижних конечностей следует транспортировать в обратной последовательности: на подъеме - ногами вперед, на спуске - головой, чтобы обеспечить максимально комфортное состояние травмированных ног.

12.2. Транспортировка пострадавших

Транспортировка пострадавших в ДТП осуществляется преимущественно специально оборудованными автомобилями скорой помощи и служб спасения, а в ряде случаев - медицинскими вертолетами. Однако может возникнуть ситуация, когда пострадавшего придется транспортировать в лечебное учреждение попутным транспортом.

12.2.1. Транспортировка при травме головы

Такого пострадавшего перед транспортировкой укладывают на спину, повернув голову на не травмированную сторону. Если пострадавший находится без сознания, то его транспортируют лежа на боку, так как при данной травме возможна рвота и рвотные массы должны не попасть в дыхательные пути.

12.2.2. Транспортировка при травме грудной клетки

При закрытых травмах транспортировка осуществляется полусидя с согнутыми в коленях ногами. При проникающих ранениях, после оказания соответствующей помощи, лежа на раненном боку.

12.2.3. Транспортировка при травме брюшной полости

При закрытых и открытых травмах брюшной полости туловище может быть в следующих положениях:

1. Лежа на спине с согнутыми ногами. Голову поверните набок, под колени подложите валик.

2. Лежа на здоровом боку с согнутыми в коленях ногами (при отсутствии сознания).

12.2.4. Транспортировка при повреждении костей таза

Положение туловища - лежа на спине, на ровной твердой поверхности. Под согнутые и раздвинутые в коленях ноги подложите валик или поставьте у стоп упор. Такое положение туловища способствует расслаблению мышц, а значит, уменьшению боли, и является противошоковым мероприятием.

12.2.5. Транспортировка при повреждении позвоночника

Травма чаще всего возникает в результате удара о твердый предмет или вследствие удара тупым предметом в область спины. Пострадавший падает на спину или живот. Положение туловища вытянутое. Обеспечьте неподвижность в том положении, в котором лежит пострадавший. Не переворачивайте!

Транспортируйте лежа на спине или животе (как лежит) на твердом ровном щите. Туловище зафиксируйте.

12.2.6. Транспортировка при травмах нижних конечностей

При переломах нижних конечностей сначала обеспечьте неподвижность сломанных костей с помощью стандартных или импровизированных шин.

При переломе голени наложите две шины от конца стопы до середины бедра. Стопа фиксируется под углом 90° к голени.

При переломе бедренной кости наложите две шины с внутренней и наружной стороны: одну от конца стопы до подмышечной ямки, вторую - от конца стопы до паха. Только после этого пострадавшего можно транспортировать в положении лежа на спине (на щите). Туловище зафиксируйте.

12.2.7. Транспортировка при травмах верхних конечностей

Транспортировка при данных травмах осуществляется в положении сидя.